М. Г. Балыхин
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
В ходе исследования перспектив развития международного рынка образовательных услуг рассмотрена ситуация, сложившаяся в российской высшей школе, а также факторы, способствующие увеличению экспорта образовательных услуг российских вузов.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, Болонская конвенция, экспорт образовательных услуг.
Конкуренция на международном рынке образовательных услуг год от года усиливается. Образование все больше развивается как экспортная отрасль. Евросоюз взял курс на конкуренцию с многолетним монополистом в этой области - США, исходя из того, что в европейских вузах предлагаются европейские программы, но на английском языке, а по окончании вручаются дипломы американского образца.
Проводя активную иммиграционную политику, государства Европы, а также США, Канада, Австралия получают в год примерно 1 млн. высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан, обучавшихся в вузах этих государств. В США оказание образовательных услуг иностранцам является пятой по значимости (размерам вклада в национальную экономику) статьей экспорта. В стране создана федеральная служба, занимающаяся проблемами иностранных студентов. Ситуацию в области международных образовательных услуг изучает, собирая и обобщая статистику, Институт международного образования.
В настоящее время во многих странах идут реформы высшего образования, ведется поиск новой модели университета, отвечающего вызовам наступившего столетия, императивам информационного общества, глобальной экономики. В Декларации первой Всемирной конференции «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры», проведенной ЮНЕСКО, отмечена необходимость отказываться от подготовки «узких специалистов», которая свойственна многим западным вузам.
Российская высшая школа, отличающаяся фундаментальным характером образовательных программ и обеспечивающая глубокую общетеоретическую подготовку, органичное сочетание учебной и науч-
ной деятельности, в большей степени, чем западная высшая школа, способствует подготовленности специалиста к профессиональной мобильности в течение всей трудовой жизни в условиях быстрых технологических сдвигов. Общепризнанно, что российское математическое и естественно-научное образование является лучшим в мире. Подтверждением служит то, что многие университеты, научные учреждения, фирмы, корпорации США, Германии и других стран стремятся привлечь наших физиков, математиков, программистов (10-15% математиков и физиков, преподающих в университетах США, приехали из России).
Присоединение России в сентябре 2003 г. к Болонской конвенции по высшему образованию, перспектива взаимного признания российских и европейских дипломов, общие подходы к качеству образования также способствуют расширению экспортных возможностей российских вузов. В академическом плане российская высшая школа имеет необходимые стартовые условия для повышения конкурентоспособности на мировом рынке образования, для существенного увеличения экспорта образовательных услуг, даже определенные преимущества.
Имея мощную систему высшего образования и значительный опыт подготовки специалистов для зарубежных стран, Россия в то же время занимает 6-е место по числу обучающихся иностранных студентов. Возникают закономерные вопросы: может ли Россия увеличить экспорт образовательных услуг и что необходимо для этого?
Основные причины подобного положения в развитии экспорта образовательных услуг - отсутствие осознания на всех уровнях государства огромной экономической и геополитической значимости экспорта образовательных услуг в целом для всей страны; отсутствие целевой государственной программы экспорта образовательных услуг, четкой скоординированности действий всех основных субъектов на федеральном и региональном уровне. В Концепции государственной политики РФ в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях и Плане мероприятий по поддержке экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями РФ предлагается развивать экспорт образовательных услуг (отрасль, которая, как показывает мировая практика, имеет высочайшую рентабельность) фактически на общественных началах: нет финансового обеспечения, не разработаны его механизмы, не предусматриваются подготовка кадров, создание соответствующей инфраструктуры.
В целях активизации России на мировом образовательном рынке необходимо скоординировать действия на федеральном, региональном
и вузовском уровне. Росту экспорта образовательных услуг российских вузов будут способствовать следующие факторы:
- активизация деятельности самих вузов по увеличению экспорта образовательных услуг на основе разработанных целевых программ и реинвестирования получаемых от иностранных студентов средств на маркетинг, информационно-рекламную и организационную деятельность;
- разработка и принятие целевой федеральной программы расширения экспорта образовательных услуг на ближайшие 5-10 лет с государственным финансовым обеспечением, а также региональных программ с участием органов власти;
- активное внедрение новых информационных технологий, дистанционного образования, приближение содержания и качества российского высшего образования к мировым стандартам;
- выработка и проведение на практике единой государственной политики в области подготовки специалистов для зарубежных стран;
- наличие общероссийской службы, содействующей академическому обмену преподавателями и студентами, экспорту образовательных услуг и имеющей институциональную и финансовую поддержку государства;
- уточнение и применение нормативно-правовой базы международной деятельности российской высшей школы, в частности, регламентирующей взаимоотношения между российскими и зарубежными субъектами партнерства с учетом требований мировой практики и обеспечивающей полноправное участие российских вузов на международном рынке научно-технического труда и образовательных услуг;
- расширение спектра и видов предлагаемых образовательных услуг, особенно по новым приоритетным специальностям, востребованным в России и за рубежом (полное, включенное обучение, стажировки, практики, краткосрочные специализированные курсы);
- активная работа по заключению и перезаключению договоров с зарубежными странами по сотрудничеству в области высшего образования, признанию дипломов российских вузов;
- увеличение удельного веса различных форм послевузовского обучения иностранных граждан (аспирантура, стажировки, в том числе на европейских языках). Одним из приоритетных направлений должна стать подготовка научных кадров для зарубежных стран через аспирантуру, возможно, через создание в перспективе в крупных университетских городах центров (институтов) переподготовки, повышения квалификации и подготовки научных кадров (как ранее были созданы в ведущих вузах государственные подготовительные факультеты);
- международная аккредитация образовательных программ российских вузов;
- создание за рубежом сети межвузовских представительств, центров, прежде всего на базе российских домов науки и культуры, обеспечивающих набор, а в отдельных странах и предварительную подготовку для обучения в российских вузах;
- восстановление связей с зарубежными вузами, построенными при содействии СССР, организация на их базе совместной подготовки специалистов, открытие филиалов российских вузов за рубежом;
- создание государственной системы подготовки и переподготовки менеджеров международной деятельности и маркетологов в сфере высшего образования и науки;
- маркетинговое исследование региональных, национальных и мирового рынков образовательных услуг, научное обеспечение экспорта образовательных услуг;
- укрепление профессиональных, научных, деловых связей с зарубежными выпускниками;
- проведение целевой информационно-рекламной кампании.
Реализация всех перечисленных жизненно важных для развития
российского образования факторов позволит вывести систему российского образования на лидирующие позиции в мире, однако следует помнить, что немаловажную роль в достижении поставленной цели будет играть уровень финансирования задуманных реформ.
Список литературы
1. Балыхин Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. - М. : Экономика, 2003.
2. Зарецкая С. Л. Образование в контексте глобализации // Экономика образования. - 2001. - № 4.
3. Филиппов В. М. Болонский процесс и «Дорожная карта Россия - Евросоюз» // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 10.
4. Фурсенко А. А. Нашему университетскому образованию должен быть возвращен изначальный смысл - неразрывная связь профессиональной подготовки с конкурентоспособными исследованиями // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 8.