Научная статья на тему 'Стратегические образовательные ориентиры России на международном рынке образовательных услуг'

Стратегические образовательные ориентиры России на международном рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / EDUCATIONAL SERVICES MARKET / БОЛОНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ / BOLOGNA CONVENTION / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балыхин М. Г.

В ходе исследования перспектив развития международного рынка образовательных услуг рассмотрена ситуация, сложившаяся в российской высшей школе, а также факторы, способствующие увеличению экспорта образовательных услуг российских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

While researching the prospects of developing international market of educational services the author studied the situation in Russian higher education and factors fostering exports of educational services of Russian universities.

Текст научной работы на тему «Стратегические образовательные ориентиры России на международном рынке образовательных услуг»

М. Г. Балыхин

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В ходе исследования перспектив развития международного рынка образовательных услуг рассмотрена ситуация, сложившаяся в российской высшей школе, а также факторы, способствующие увеличению экспорта образовательных услуг российских вузов.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, Болонская конвенция, экспорт образовательных услуг.

Конкуренция на международном рынке образовательных услуг год от года усиливается. Образование все больше развивается как экспортная отрасль. Евросоюз взял курс на конкуренцию с многолетним монополистом в этой области - США, исходя из того, что в европейских вузах предлагаются европейские программы, но на английском языке, а по окончании вручаются дипломы американского образца.

Проводя активную иммиграционную политику, государства Европы, а также США, Канада, Австралия получают в год примерно 1 млн. высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан, обучавшихся в вузах этих государств. В США оказание образовательных услуг иностранцам является пятой по значимости (размерам вклада в национальную экономику) статьей экспорта. В стране создана федеральная служба, занимающаяся проблемами иностранных студентов. Ситуацию в области международных образовательных услуг изучает, собирая и обобщая статистику, Институт международного образования.

В настоящее время во многих странах идут реформы высшего образования, ведется поиск новой модели университета, отвечающего вызовам наступившего столетия, императивам информационного общества, глобальной экономики. В Декларации первой Всемирной конференции «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры», проведенной ЮНЕСКО, отмечена необходимость отказываться от подготовки «узких специалистов», которая свойственна многим западным вузам.

Российская высшая школа, отличающаяся фундаментальным характером образовательных программ и обеспечивающая глубокую общетеоретическую подготовку, органичное сочетание учебной и науч-

ной деятельности, в большей степени, чем западная высшая школа, способствует подготовленности специалиста к профессиональной мобильности в течение всей трудовой жизни в условиях быстрых технологических сдвигов. Общепризнанно, что российское математическое и естественно-научное образование является лучшим в мире. Подтверждением служит то, что многие университеты, научные учреждения, фирмы, корпорации США, Германии и других стран стремятся привлечь наших физиков, математиков, программистов (10-15% математиков и физиков, преподающих в университетах США, приехали из России).

Присоединение России в сентябре 2003 г. к Болонской конвенции по высшему образованию, перспектива взаимного признания российских и европейских дипломов, общие подходы к качеству образования также способствуют расширению экспортных возможностей российских вузов. В академическом плане российская высшая школа имеет необходимые стартовые условия для повышения конкурентоспособности на мировом рынке образования, для существенного увеличения экспорта образовательных услуг, даже определенные преимущества.

Имея мощную систему высшего образования и значительный опыт подготовки специалистов для зарубежных стран, Россия в то же время занимает 6-е место по числу обучающихся иностранных студентов. Возникают закономерные вопросы: может ли Россия увеличить экспорт образовательных услуг и что необходимо для этого?

Основные причины подобного положения в развитии экспорта образовательных услуг - отсутствие осознания на всех уровнях государства огромной экономической и геополитической значимости экспорта образовательных услуг в целом для всей страны; отсутствие целевой государственной программы экспорта образовательных услуг, четкой скоординированности действий всех основных субъектов на федеральном и региональном уровне. В Концепции государственной политики РФ в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях и Плане мероприятий по поддержке экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями РФ предлагается развивать экспорт образовательных услуг (отрасль, которая, как показывает мировая практика, имеет высочайшую рентабельность) фактически на общественных началах: нет финансового обеспечения, не разработаны его механизмы, не предусматриваются подготовка кадров, создание соответствующей инфраструктуры.

В целях активизации России на мировом образовательном рынке необходимо скоординировать действия на федеральном, региональном

и вузовском уровне. Росту экспорта образовательных услуг российских вузов будут способствовать следующие факторы:

- активизация деятельности самих вузов по увеличению экспорта образовательных услуг на основе разработанных целевых программ и реинвестирования получаемых от иностранных студентов средств на маркетинг, информационно-рекламную и организационную деятельность;

- разработка и принятие целевой федеральной программы расширения экспорта образовательных услуг на ближайшие 5-10 лет с государственным финансовым обеспечением, а также региональных программ с участием органов власти;

- активное внедрение новых информационных технологий, дистанционного образования, приближение содержания и качества российского высшего образования к мировым стандартам;

- выработка и проведение на практике единой государственной политики в области подготовки специалистов для зарубежных стран;

- наличие общероссийской службы, содействующей академическому обмену преподавателями и студентами, экспорту образовательных услуг и имеющей институциональную и финансовую поддержку государства;

- уточнение и применение нормативно-правовой базы международной деятельности российской высшей школы, в частности, регламентирующей взаимоотношения между российскими и зарубежными субъектами партнерства с учетом требований мировой практики и обеспечивающей полноправное участие российских вузов на международном рынке научно-технического труда и образовательных услуг;

- расширение спектра и видов предлагаемых образовательных услуг, особенно по новым приоритетным специальностям, востребованным в России и за рубежом (полное, включенное обучение, стажировки, практики, краткосрочные специализированные курсы);

- активная работа по заключению и перезаключению договоров с зарубежными странами по сотрудничеству в области высшего образования, признанию дипломов российских вузов;

- увеличение удельного веса различных форм послевузовского обучения иностранных граждан (аспирантура, стажировки, в том числе на европейских языках). Одним из приоритетных направлений должна стать подготовка научных кадров для зарубежных стран через аспирантуру, возможно, через создание в перспективе в крупных университетских городах центров (институтов) переподготовки, повышения квалификации и подготовки научных кадров (как ранее были созданы в ведущих вузах государственные подготовительные факультеты);

- международная аккредитация образовательных программ российских вузов;

- создание за рубежом сети межвузовских представительств, центров, прежде всего на базе российских домов науки и культуры, обеспечивающих набор, а в отдельных странах и предварительную подготовку для обучения в российских вузах;

- восстановление связей с зарубежными вузами, построенными при содействии СССР, организация на их базе совместной подготовки специалистов, открытие филиалов российских вузов за рубежом;

- создание государственной системы подготовки и переподготовки менеджеров международной деятельности и маркетологов в сфере высшего образования и науки;

- маркетинговое исследование региональных, национальных и мирового рынков образовательных услуг, научное обеспечение экспорта образовательных услуг;

- укрепление профессиональных, научных, деловых связей с зарубежными выпускниками;

- проведение целевой информационно-рекламной кампании.

Реализация всех перечисленных жизненно важных для развития

российского образования факторов позволит вывести систему российского образования на лидирующие позиции в мире, однако следует помнить, что немаловажную роль в достижении поставленной цели будет играть уровень финансирования задуманных реформ.

Список литературы

1. Балыхин Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. - М. : Экономика, 2003.

2. Зарецкая С. Л. Образование в контексте глобализации // Экономика образования. - 2001. - № 4.

3. Филиппов В. М. Болонский процесс и «Дорожная карта Россия - Евросоюз» // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 10.

4. Фурсенко А. А. Нашему университетскому образованию должен быть возвращен изначальный смысл - неразрывная связь профессиональной подготовки с конкурентоспособными исследованиями // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.