Научная статья на тему 'Стратегические направления развития республики Тыва в перспективе до 2030 года'

Стратегические направления развития республики Тыва в перспективе до 2030 года Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
628
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / РЕГИОН / РЕСПУБЛИКА ТЫВА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / STRATEGY / REGION / TYVA REPUBLIC / COMPETITIVENESS / INVESTMENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Балакина Галина Федоровна

Статья посвящена обоснованию основных направлений развития Республики Тыва в долгосрочной перспективе до 2030 года. Рассматриваются основные конкурентные преимущества развития республики, пути их реализации. Определяются проблемы развития экономики и социальной сферы региона, которые необходимо решить для достижения стратегических целей и задач. Обосновываются результаты расчетов макроэкономических показателей по двум возможным сценариям реализации стратегии: консервативному и модернизационному. Рассматриваются возможности и параметры реализации масштабных инвестиционных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DEVELOPMENT DIRECTIONS OF TYVA REPUBLIC IN 2030 PERSPECTIVE

The paper considers the foundation of the main development directions of Tyva Republic in 2030 long term period. The main competitiveness of the republic’s development, their realization ways are considered. It considers the development problems of the economy and social sphere of the region for achieving strategic purposes and objectives. The calculation results of macroeconomic indicators for two possible scenarios of the strategy realization: conservative and modernization are established. The possibilities and parameters of the realization of major investment projects are considered.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления развития республики Тыва в перспективе до 2030 года»

РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ.

ПСИХОЛОГИЯ [ECONOMICS. SOCIOLOGY. PSYCHOLOGY]

УДК 338.22

Г.Ф. БАЛАКИНА

Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (Кызыл, Россия)

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В ПЕРСПЕКТИВЕ ДО 2030 ГОДА

Статья посвящена обоснованию основных направлений развития Республики Тыва в долгосрочной перспективе до 2030 года. Рассматриваются основные конкурентные преимущества развития республики, пути их реализации. Определяются проблемы развития экономики и социальной сферы региона, которые необходимо решить для достижения стратегических целей и задач. Обосновываются результаты расчётов макроэкономических показателей по двум возможным сценариям реализации стратегии: консервативному и модернизационному. Рассматриваются возможности и параметры реализации масштабных инвестиционных проектов.

Ключевые слова: стратегия, регион, Республика Тыва, конкурентные преимущества, инвестиционные проекты. Табл. 3. Библ. 6 назв. С. 25-32.

Статья подготовлена в рамках исследования по проекту РФФИ № 18—410— 170001 р-а «Обоснование стратегических направлений развития региона на базе исследования динамики модернизации социально-экономических процессов (на примере Республики Тыва)»

G.F. BALAKINA

Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources of SB RAS (Kyzyl, Russia) STRATEGIC DEVELOPMENT DIRECTIONS OF TYVA REPUBLIC IN 2030

PERSPECTIVE

The paper considers the foundation of the main development directions of Tyva Republic in 2030 long term period. The main competitiveness of the republic's development, their realization ways are considered. It considers the development problems of the economy and social sphere of the region for achieving strategic purposes and objectives. The calculation results of macroeconomic indicators for two possible scenarios of the strategy realization: conservative and modernization are established. The possibilities and parameters of the realization of major investment projects are considered. Keywords: strategy, region, Tyva Republic, competitiveness, investment projects.

Tables 3. References 6. P. 25-32.

1. Основные параметры развития Тувы до 2030 года Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года (далее — Стратегия) разрабатывалась Министерством экономики Республики Тыва и Тувинским институтом комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук на основе расчётов и рекомендаций органов

исполнительной власти республики в 2017-2018 гг.

В Стратегии определяются приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития республики в долгосрочной перспективе, отражаются характерные черты развития республики в экономическом пространстве России, обосновываются направления реализации основных конкурентных преимуществ региона.

Целевые ориентиры Стратегии социально-экономического развития представляют единую взаимосвязанную систему целей, направленных на создание комфортных условий для развития человеческого потенциала на территории Республики Тыва, развитие конкурентоспособного экономического комплекса, формирующего бюджетную основу республики, и обеспечение территорий и экономики Республики Тыва современной инфраструктурой.

Основные конкурентные преимущества Республики Тыва:

- выгодное географическое положение республики с точки зрения транзитных возможностей, перспектив создания международного авиатранспортного, автотранспортного, железнодорожного коридора через Республику Тыва, соединяющего Россию, Монголию и Китай;

- значительные запасы минерального сырья: каменного угля, цветных, редких и редкоземельных металлов, полиметаллических руд;

- существенные запасы лесного фонда;

- наличие туристско-рекреационного потенциала;

- большие резервы свободных территорий для развития бизнеса;

- стабильная общественно-политическая ситуация, отсутствие межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

Тува отличается высоким минерально-ресурсным потенциалом: здесь открыты месторождения пресных и маломинерализованных подземных вод; месторождения минеральных подземных вод; месторождения твёрдых полезных ископаемых (золото, асбест, грязи, соли, полиметаллические руды, песок, гравий и др.). Значительны собственные сырьевые запасы для развития базы стройиндустрии. Более восьми млн га территории Тувы (около 48 %) покрывают леса, в которых преобладают сибирская лиственница, кедр, сосна, ель, осина. Общий запас древесины — 1 млрд м3. Республика привлекательна для туристов наличием горных рек с порогами и водопадами, значительным количеством озёр, богатых рыбой, красивыми горными и степными пейзажами. Наличие природных бальнеологических источников создаёт возможность создания рекреационных санаторно-курортных зон. Почвенно-климатические условия республики позволяют производить сельскохозяйственную продукцию с преобладанием экологически чистой.

Ключевые проблемы развития региона обусловлены удалённостью от мировых рынков сбыта, низкой транспортно-коммуникационной освоенностью районов, низкой долей производств по глубокой переработке продукции, незначительной долей выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, недостаточным уровнем развития инновационного предпринимательства, несоответствием качества трудовых ресурсов потребностям производства.

В Республике Тыва наблюдается динамика роста индекса человеческого развития, но вместе с тем, по данному показателю Тува находится на 85 месте среди субъектов Российской Федерации (по данным Аналитического центра при Правительстве РФ) и составляет 0,78 % (рассчитывается как среднее арифметическое между тремя индексами, определяющими три указанных выше индикатора и в идеале, приравнивается к единице) и включает в себя: индекс долголетия — 0,636 % (по России — 0,773) — 85 место среди субъектов России; индекс образования — 0,942 % (по России — 0,933) — 24 место среди субъектов России; индекса доходов — 0,745 % (по России — 0,912) — 76 место среди субъектов России.

К возможностям экономического развития республики относятся:

- встраивание в международные транспортные коридоры, расширение транс-портно-логистических потоков, создания транспортного узла;

- производство экологически чистой продукции агропромышленного комплекса и выход на новые рынки;

- увеличение спроса на экологический туризм;

- рост спроса на природные ресурсы (водные, минеральные, лесные);

- развитие процессов межрегионального сотрудничества в рамках Сибирского федерального округа;

- развитие отраслей, связанных с возобновляемыми ресурсами — лесо- и агропромышленного комплексов;

- внедрение энергосберегающих технологий и развитие производства энергии из альтернативных источников (в особенности солнечной);

- появление совместных инфраструктурных, пространственных и технологических проектов в сфере сотрудничества России, Монголии и Китая;

- формирование активного торгового взаимодействия с регионами и реализацией продукции с высокой добавленной стоимостью.

В Республике Тыва как приграничном регионе России важно придать особое значение развитию сотрудничества с новыми центрами экономического и политического влияния, расположенными в Азиатско-Тихоокеанском регионе — Китайской Народной Республикой и Монголией. Тува может стать значимым транспортным и логистическим центром. С приданием международного статуса пограничному переходу «Бул-ган - Такишкен» на границе Кобдоского аймака Монголии и Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР появилась возможность продвижения трансграничного коридора «Кызыл - Урумчи» протяжённостью 1790 км.

Самым удобным и кратчайшим транспортным маршрутом для выхода в трансконтинентальные транзитные транспортные коридоры Европа - Западный Китай и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона является направление: Кызыл (Республика Тыва, Россия) - Хандагайты (Республика Тыва, Россия) - Улангом (Монголия) - Ховд (Монголия) - Урумчи (Китай).

Стратегической целью социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 г. является обеспечение качества жизни населения, сопоставимого со среднероссийским уровнем, на основе создания условий для самодостаточного (бездотационного) развития, динамичных темпов экономического роста за счёт повышения эффективности использования ресурсов.

Основополагающим принципом стратегического развития станет приоритет социального развития, создание комфортной благоприятной среды проживания с совершенствованием показателей уровня жизни, ликвидация отставания параметров уровня жизни, снижение уровня бедности до среднероссийского, создание условий для самореализации, эффективного использования и преумножения человеческого капитала региона, роста благосостояния, формирования комфортной среды обитания.

Приоритетами экономического развития республики в предстоящий период следует признать:

- устранение транспортной изолированности республики от внутрироссийского и международного рынка;

- решение проблемы дефицита энергообеспечения экономики и социальной сферы;

- реиндустриализация экономики на основе формирования новой экономики, основанной на достижениях современной науки и производстве продукции с высокой добавленной стоимостью;

- развитие базовых бюджетообразующих отраслей, обеспечивающих развитие реального сектора экономики региона: добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса;

- создание условий для трансформации экономической модели региона от преимущественно сырьевой в сторону индустриального и инновационного развития, осуществляемой на базе опережающего развития образования, сферы науки

и инноваций с использование новых инструментов регионального развития, снижения дотационности бюджета республики.

Для достижения стратегической цели должны решаться следующие задачи (Об утверждении..., 2018, с. 10-11):

В области социального развития:

- совершенствование человеческого капитала региона за счёт развития систем образования, здравоохранения и социальной защиты, физической культуры и спорта, культуры, искусства и духовного развития;

- развитие жилищной инфраструктуры за счёт содействия строительству социального и коммерческого жилья;

- поддержание и совершенствование качества предоставляемых населению услуг: государственных, социальных, коммунальных, транспортных и бытовых;

- обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности населения.

В области экономического развития:

- обеспечение устойчивых темпов экономического роста; увеличение в валовом региональном продукте доли отраслей, производящих товары с высокой долей добавленной стоимости;

- интенсивное развитие отраслей реального сектора экономики на новом технологическом уровне;

- динамичное развитие традиционных отраслей экономики на базе их модернизации с использованием современных эффективных технологий.

В сфере инфраструктурного и территориального развития:

- обеспечение доступа республики к внутрироссийской транспортной инфраструктуре и международным путям сообщения;

- выравнивание уровней социально-экономического развития административных районов (кожуунов) республики и сложившихся хозяйственно-экономических зон;

- интеграционное развитие экономики Тувы с реализацией кластерных инициатив, усиление экономических связей основных предприятий республики с крупными российскими и зарубежными компаниями;

- создание и укрепление логистической инфраструктуры, формирование межрайонных центров хранения, переработки и распределения сельскохозяйственной продукции.

Реализация Стратегии возможна по двум сценариям: консервативному и модер-низационному (Балакина, Бегзи, 2016, с. 245-249), различающимися по целям, инструментам реализации и макроэкономическим параметрам (табл. 1). Консервативный сценарий предполагает продолжение сложившихся тенденций социально-экономического развития как позитивных, так и негативных. Сохранится изолированность республики от магистральных транспортных путей; более низкие темпы роста валового регионального продукта, продукции реального сектора экономики по сравнению со среднероссийскими. Отставание темпов создания рабочих мест от темпов роста населения из-за дефицита инвестиционных ресурсов не позволит значительно снизить безработицу.

Подавляющая часть расходов республиканского бюджета по-прежнему будет направляться на развитие институтов, обеспечивающих совершенствование человеческого капитала: образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. Тем не менее, динамика темпов развития социальных отраслей будет существенно сдерживаться возможностями регионального бюджета, который останется высокодотационным. Продолжится отставание показателей обеспеченности социальными услугами от средних по России. Это детерминирует высокую долю населения, имеющего доход ниже прожиточного минимума и отставание средней продолжительности жизни от среднероссийской.

Таблица 1. Динамика макропоказателей социально-экономического развития Республики Тыва в 2011-2030 гг.*

2030 г.

Показатели 2010 г. 2015 г. КС МС КС в % к 2015 г. МС в % к 2015 г.

ВРП, млн р. 410000 468 000 867,0 990,0

ВРП на душу населения, тыс. р. 99,9 150,3 1168,8 1200,0 777,6 798,4

Инвестиции в основной капитал, млн р. 7236 12 994 14 700 21 000 113,1 161,6

Инвестиции в осн. капитал на душу нас-я, тыс. р. 23,5 41,1 41,9 53,8 101,9 131,0

Население, тыс. чел. 308,0 316,0 350,8 390,0 111,7 123,4

Численность населения с денежными доходами 29,6 38,3 13,0 7,0 34,0 18,3

ниже прожиточного минимума, %

Уровень общей безработицы, % 21,7 18,6 11,5 6,5 59,4 34,9

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 60,5 63,1 71,0 74,0 +7,9 +10,9

Примечание. КС — консервативный сценарий; МС — модернизационный сценарий. Рассчитано: 2010-2015 гг. — по данным: Регионы ..., 2017, с. 38, 281, 537-538. По консервативному сценарию — расчёты Министерства экономики РТ; по модернизационному сценарию — расчёты автора.

При развитии по модернизационному сценарию предполагается эффективная реализация конкурентных преимуществ республики, осуществление инвестиционно-ёмких проектов развития инфраструктуры, вовлечения в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья, включая строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино и начало работ по созданию транспортного коридора Россия -Монголия - Китай. Предусматривается наращивание мощностей энергетики как отрасли, в настоящее время сдерживающей интенсивное развитие экономики региона. Привлечение инвестиций в республику намечается за счёт реализации принципов государственно-частного партнёрства при ведущей роли государственных инвестиций. Начнётся формирование и развитие элементов новой «экономики знаний», базирующихся на достижениях современной науки (Земцов, Баринова, 2016, с. 70). Вследствие реализации крупных инфраструктурных проектов произойдут кардинальные изменения на рынке труда, значительное снижение уровня безработицы. Существенное снижение дотационности бюджета региона вследствие проведения ре-индустриализации экономики на инновационной основе (Балакина, 2018, с. 26-27) и роста производительности и эффективности труда (Goncharova et а1., 2018, с. 471) позволит ускорить совершенствование параметров социальной сферы, что приведёт к увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет (см. табл. 1).

2. Перспективы инвестиционного развития республики Достижение намеченных параметров перспективного развития Республики Тыва до 2030 г. возможно при динамичном росте объёмов инвестиций в основной капитал. Наиболее значимыми инвестиционными проектами являются: строительство железной дороги Элегест - Кызыл - Курагино; дальнейшая разработка Кызыл-Таштыгского месторождения свинца и цинка; проектная подготовка и начало эксплуатации Ак-Сугского медно-молибденового месторождения; добыча золота ООО «Тардан Голд» (табл. 2).

В настоящее время ООО «Тардан Голд» реализует инвестиционный проект: «Строительство золотоизвлекательной фабрики чанового выщелачивания по переработке руд месторождения «Правобережное». С 2017 г. ООО «Тардан Голд» работает над изменением технологии добычи золота, переходит от кучного выщелачивания к чановому, что приведёт к исключению процесса обработки руды на открытом воздухе и устранению контакта реагентов с окружающей средой. Чановое выщелачивание предполагает, что весь процесс извлечения металлов из руды осуществляется внутри

производственного помещения, с использованием специального оборудования. Поэтапно происходит измельчение дроблёной руды в шаровых мельницах; далее отделение измельчённой руды от воды в процессе сгущения и возврат оставшейся воды для дальнейшего использования в технологическом процессе; затем производится выщелачивание полезных металлов в растворах; отделение и промывка отработанной руды от золотосодержащих растворов путём пресс-фильтрации; переработка золотосодержащих растворов в существующем цехе (ЦГМ). В 2019 г. запланировано строительство и ввод в эксплуатацию фабрики. Общая сумма инвестиционных затрат на реализацию проекта составит 1 млрд р.: на проектные работы — 40 млн р., на строительные — 460 млн р., на оборудование — 500 млн р. Введение в эксплуатацию фабрики позволит добывать ежегодно одну тонну золота, обеспечить рабочими местами не менее 520 человек, платить свыше 310 млн р. налогов и сборов в год.

Таблица 2. Масштабные инвестиционные проекты в Республике Тыва в 2015-2030 гг.

Проекты Основные параметры проекта Ожидаемый объём инвестиций в 20192030 гг., млрд р.

Строительство железной дороги Элегест - Кызыл - Курагино Общая протяжённость железнодорожной линии — 410 км, мощность 15 млн т / год. Общий объём финансирования — 217,2 млрд р. Срок окупаемости — 15 лет 207,20

Создание горно-обогатительного комбината на базе медно-порфирового месторождения Ак-Суг Производительность по добыче 24 млн т руды в год; средний годовой объём производства — 430638 тыс. т медно-молибденового концентрата, содержащего 120-159 тыс. т меди. На стадии строительства — до 5000 занятых, из них около 3000 квалифицированных работников. На стадии эксплуатации — более 800 рабочих мест. Более 3000 рабочих мест в обслуживании ГОК. Дисконтированный срок окупаемости — 9,5 лет 90,00

Строительство золотоизвлекатель-ной фабрики чанового выщелачивания по переработке руд месторождения «Правобережное» Добыча ежегодно 1000 кг золота. Количество работающих — 520 чел. 1,00

Разработка Кызыл-Таштыгского месторождения свинца и цинка Производительность по добыче — 0,9-1 млн т руды в год; численность работающих — 850-1000 чел. за 20192024 гг. — 3,79

Итого по масштабным инвестиционным проектам: 301,99

Реализация инвестиционного проекта «Создание горно-обогатительного комбината на базе медно-порфирового месторождения Ак-Суг» осуществляется ООО «Го-левская горнорудная компания». Месторождение расположено в Тоджинском кожу-уне Республики Тыва, в 280 км от г. Кызыла. В 2017-2019 гг. проводятся инженерные изыскания, дополнительные технологические исследования и разработка проектной документации. Строительство ГОКа будет производиться в 2020-2022 гг. Пусконаладочные работы и выход на проектную мощность намечены в 2023 г.

Предполагаемая производительность ГОКа Ак-Суг — 24 млн т руды ежегодно (табл. 3). Предусматривается карьерный способ добычи и организация производства на базе использования классической схемы обогащения медно-порфировых руд: дробление - измельчение - флотация, с расчётными показателями извлечения меди около 90 %. Планируется средний годовой объём производства около 430-638 тыс. т медно-молибденового концентрата, содержащего 120-159 тыс. т меди.

Таблица 3. Финансовые результаты проекта Ак-Суг*

Показатель

Первоначальные капитальные затраты, млрд р. 90,0

Выручка, без НДС за расчётный период, млрд р. 1474,0

Операционные расходы, без НДС за расчётный период, млрд р. 681,0

Прибыль за вычетом процентов, налогов и амортизации (EBITDA) за расч. период, млрд р. 793,0

Рентабельность EBITDA, % 53,8

Внутренняя норма доходности (IRR), % 21,4

Дисконтированный срок окупаемости, лет 9,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание. * — данные Министерства экономики Республики Тыва.

Проект Ак-Суг реализуется в труднодоступном районе со значительным удельным весом затрат на внешнюю инфраструктуру ГОКа в структуре капитальных вложений, что приводит к относительно невысокому значению внутренней нормы доходности. Данный уровень доходности проекта требует тщательного планирования и контроля финансовых затрат на стадии строительства и первых 5-6 лет эксплуатации комбината. Первоначальные капитальные затраты составят 90 млрд р.

Реализация проекта Ак-Суг позволит создать крупнейшее промышленное предприятие в республике. После выхода Ак-Сугского ГОКа на проектную мощность ВРП Тувы вырастет почти в два раза (на 54 млрд р.). Будет создано альтернативное направление вывоза грузов из региона. Сегодня республика имеет транспортную связь с другими регионами исключительно через Хакасию и стратегически важно обеспечить её иными транспортными коридорами для обеспечения экономической безопасности, ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Строительство ГОКа Ак-Суг и его внешней инженерной инфраструктуры позволит: обеспечить автомобильное сообщение Республики Тыва напрямую с югом Красноярского края и выходом на железную дорогу; закольцевать автодорогой три региона РФ: Туву, Красноярский край и Иркутскую область (дорога для обслуживания ЛЭП); обеспечить электроэнергией удалённые населённые пункты Тоджинского кожууна.

При выходе Ак-Сугского ГОКа на проектную мощность ежегодные поступления в бюджеты различных уровней составят около 8,7 млрд р., в т. ч. в региональный бюджет более 6 млрд р., а за весь период эксплуатации предприятия — более 200 млрд р.

Социальный эффект строительства ГОКа Ак-Суг будет выражаться в создании значительного числа рабочих мест с достойной заработной платой. На стадии строительства будет задействовано до 5000 рабочих и специалистов, из них около 3000 высококвалифицированных, около 1000 инженерно-технического и управленческого персонала; на стадии эксплуатации — более 800 квалифицированных и 400 высококвалифицированных рабочих мест. Более 3000 рабочих мест предполагается создать в сферах опосредованного обслуживания ГОКа — обеспечение продуктами питания, бытовыми и образовательными услугами и пр. Планируемый средний размер оплаты труда работников ГОКа (при выходе на проектную мощность) — 50 тыс. р., что выше средней заработной платы в республике в 2018 г. более чем на 50 %. Будет создана благоприятная среда для дальнейшего развития традиционных промыслов тувинцев-тоджинцев, обеспеченная хорошо развитой транспортной инфраструктурой к обширным рынкам сбыта.

Разработка Кызыл-Таштыгского месторождения свинца и цинка осуществляется с 2015 г. ООО «Лунсин» (КНР). Построен рабочий посёлок с необходимыми инфраструктурными объектами, линия электропередач, автомобильная дорога. Ежегодно предприятие добывает и перерабатывает 0,9-1 млн т руды шахтным способом с длиной проходки подземных шахт 6713-6500 м. Общая сумма налогов и сборов составляет

295-310 млн р. / год. Ожидаемый объём инвестиций в основной капитал достигнет в 2019-2024 гг. 3790 млн. р.: в 2019 г. — 1600, в 2020 г. — 800, в 2021 г. — 490, в 2022 г. — 300, в 2023 г. — 300, в 2024 г. — 300 млн р. Численность работающих на предприятии составляет 850-1000 чел., из них 180-230 чел. — граждане КНР и 620820 россиян.

При выходе экономики России из финансово-экономического кризиса создастся возможность реализовать большинство инвестиционных проектов, включая значимые, масштабные проекты, упомянутые выше. При этом органам управления республики целесообразно, с одной стороны, привлекать частные инвестиции для решения задач перспективного развития Тувы, с другой — направлять и стимулировать деятельность инвесторов и бизнеса для внедрения инновационных природосберегающих безотходных технологий.

Выводы

1. Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года, утверждённая постановлением Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2018 г. № 638, представляет собой документ системы стратегического планирования и определяет долгосрочную социально-экономическую политику республики.

2. Реализация стратегических направлений развития Тувы возможна в рамках двух принципиально различающихся сценариев: консервативного и модернизационно-го. Первый отражает необходимость выживания в кризисных условиях, предоставления социальных услуг на минимально допустимом уровне. Второй — мо-дернизационный сценарий — предусматривает динамичное развитие экономики и социальной сферы республики, решение сложившихся проблем и на этой основе значительное улучшение параметров уровня жизни населения республики.

3. В целях реализации модернизационного сценария необходима проработка вопросов согласования потребностей региона с возможностями федеральных целевых программ и приоритетных национальных проектов, целенаправленная работа по поиску и привлечению инвесторов в республику, осуществление мер по повышению инвестиционного рейтинга и снижению инвестиционных рисков.

Статья подготовлена в рамках исследования по проекту РФФИ № 18—410— 170001 р-а «Обоснование стратегических направлений развития региона на базе исследования динамики модернизации социально-экономических процессов (на примере Республики Тыва)».

ЛИТЕРАТУРА

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года: Пост. Прав. Республики Тыва от 24 декабря 2018 г. № 638. - Кызыл, 2018. -104 с.

Балакина Г.Ф., Бегзи А.Д. Экономика Тувы: возможные стратегии развития / Отв. ред. докт.

экон. наук Ю.Г. Полулях. - Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2016. - 380 с. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017. Стат. сб. - М.: Росстат, 2017. -1402 с.

Земцов С., Баринова В. Смена парадигмы региональной инновационной политики России: от выравнивания к «умной специализации» // Вопр. экономики. - 2016. - № 10. - С. 65-81.

Балакина Г.Ф. Проблемы реиндустриализации в Республике Тыва // Экономика. Профессия.

Бизнес. - 2018. - № 3. - С. 24-28. - DOI: 10.14258/201835. Goncharova N.A., Kondratenko I.S., Zamaraeva E.N. Economic mechanism of industrial enterprise resources management efficiency assessment // Journ. of Social Sciences Research. - 2018. -Т. 4. - № 12. - С. 470-477.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.