УДК 330.322.5; 330.15; 338.49.
КОМПЛЕКСНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ ТУВЫ НОВОГО ЦЕНТРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА*
THE COMPLEX ECONOMIC ESTIMATE OF FORMATION OF THE NORTH-WEST OF TuVA AS NEW CENTER OF ECONOMIC GROWTH*
Давид Федорович ДАБИЕВ,
кандидат экономических наук, заведующий
лабораторией региональной экономики, Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения РАН E-mail: dabiev@rambler. ru Мирон Аркадьевич ЯГОЛЬНИЦЕР, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН E-mail: [email protected]
Неразвитость инфраструктуры, отсутствие крупных предприятий, слабая заселенность, ограниченная транспортная доступность являются основными сдерживающими факторами экономического роста многих регионов Сибири. Для обеспечения ускоренного развития Республики Тыва необходимо строительство железной дороги Курагино - Кызыл и автомобильных дорог к осваиваемым месторождениям. В статье представлены результаты анализа воздействия на социально-экономическое положение республики строительства автодороги Туран -Хут -Сыстыг-Хем - Ак-Суг в увязке с освоением медно-порфирового месторождения.
Ключевые слова: зоны опережающего экономического роста, Ак-Сугское медно-порфировое месторождение, государственно-частное партнерство.
David F. DABIEV,
PhD of Economics Sciences, Head of the
Laboratory of Regional Economy, Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences E-mail: [email protected] Miron A. IAGOL'NITSER, PhD of Economics Sciences, Leading Researcher, Institute of Economics and Industrial Engineering, Russian Academy of Sciences E-mail: [email protected]
Backwardness of infrastructure, absence of the large industrial enterprises, the weak population, limited transport availability and other features are the main limiting factors of economic growth of many regions of Siberia. Ensuring the accelerated development of the Republic of Tyva first of all requires development of transport infrastructure -construction of the railroad of Kuragino - Kyzyl and highways on mastered fields. The results of the analysis of impact on economic and social situation of Tuva of Turan Huth -Systyg-Hem - Ak-Sug Highway construction are presented in the article - in coordination with development of a copper and porphyritic field - one of the centers of economic growth of the republic.
Keywords: zones of advancing economic growth, copper market, Ak-Sug copper and porphyritic field, economic efficiency, state-private partnership.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта «Межрегиональные производственные кластеры как инструмент интеграции и развития муниципальных образований Сибири на примере Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва» (проект № 13-12-24008).
* Research is executed with financial support of the Russian humanitarian scientific fund within the research project «Interregional Production Clusters as the Instrument of Integration and Development of Municipalities of Siberia on the example of Krasnoyarsk region, the Republic of Khakassia and the Republic of Tyva», (project no. 13-12-24008).
Республика Тыва относится к регионам с крайне низким уровнем развития, поскольку негативные тенденции в российской экономике особенно остро отразились на социально-экономическом развитии региона. Тем не менее конкурентное преимущество республики заключается в богатстве природных, в том числе минеральных, ресурсов, на основе которых должна выстраиваться стратегия дальнейшего развития.
Республика отличается значительным разнообразием полезных ископаемых. Здесь выявлены месторождения коксующихся углей, цветных, редких и редкоземельных металлов, рудного и россыпного золота, строительных материалов, значительные запасы которых могут стать базой для создания развитого горнопромышленного комплекса.
Низкая эффективность освоения недр в республике обусловливается слабой освоенностью территорий, удаленностью от энергетических и транспортных коммуникаций, нехваткой энергетических мощностей. Для обеспечения ускоренного развития региона необходимо развитие транспортной инфраструктуры - строительство железной дороги Курагино - Кызыл и автомобильных дорог к осваиваемым месторождениям.
Строительство железной дороги станет фундаментом для формирования и развития горнопромышленного комплекса в Туве. Неразвитость транспортных коммуникаций Тувы не только с сопредельными регионами, но также с Монголией и Китаем является камнем преткновения для формирования горно-металлургической отрасли, дальнейшего развития топливно-энергетической, лесной и деревообрабатывающей отраслей, а также промышленности стройматериалов. Относительно небольшой грузооборот автомобильных перевозок, высокая стоимость горюче-смазочных материалов, а также быстрый износ автотранспортных средств увеличивают себестоимость и существенно уменьшают конкурентоспособность потенциальной товарной продукции, которую республика могла бы вывозить как на внутренний российский рынок, так и за рубеж. Помимо этого развитие горнодобывающей отрасли тормозит практически полное отсутствие не только производственной, но и социальной инфраструктуры в районах большинства перспективных для освоения месторождений.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [6] до 2016 г. региональное развитие будет
определяться в основном уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста, к которым относятся крупнейшие агломерации с наиболее динамичным экономическим ростом, обеспечивающим приток населения и инвестиций; крупные города - центры регионов, рост которых обеспечивается концентрацией сервисных функций и индустриальных производств (с растущей долей обрабатывающих отраслей, ориентированных преимущественно на внутренние рынки), но пока еще недостаточно поддерживается притоком населения и инвестициями; территории, на которых сосредоточены добыча полезных ископаемых и их переработка, рост которых менее устойчив и зависит от конъюнктуры цен, но значительные бюджетные ресурсы позволяют поддерживать человеческий капитал и инфраструктуру; порты европейской части России, через которые проходят основные грузо- и пассажиропотоки; территории Юга России с развитой инфраструктурой, выходом к морскому побережью, уникальными рекреационными ресурсами.
После 2016 г. существенный вклад в региональное развитие будут вносить перспективные зоны опережающего экономического роста, к которым относятся индустриальные зоны Поволжья и Урала, на территории которых развиваются ресурсодобывающие и перерабатывающие производства; города Сибири с более высоким уровнем развития человеческого капитала и потенциалом развития инновационной экономики; порты Севера и Дальнего Востока; новые зоны освоения природных ресурсов на Европейском Севере, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке; зоны переработки ресурсов в Нижнем Приангарье, Южной, Западной и Северо-Восточной Якутии, Забайкальском крае; зоны добычи и переработки водных биоресурсов на Дальнем Востоке; туристско-рек-реационные кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, богатым историко-культурным наследием.
Подтверждением этому является заседание Государственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, проходившее в Якутске 02.04.2013 под председательством Д. А. Медведева. Как было отмечено на заседании, чтобы максимально полно реализовать имеющийся потенциал и в целом обеспечить ускоренное развитие указанных территорий, необходимо сконцентрировать усилия на четырех приоритетных направлениях. Первое - это опере-
жающее развитие транспортной и энергетической инфраструктуры. Второе - это создание условий для реализации для начала порядка 15-20 крупных комплексных инвестиционных проектов с длительными сроками окупаемости, с перспективой формирования на их основе новых центров развития. Третье - это формирование конкурентоспособного рынка на территории Дальнего Востока и Байкальского региона. Четвертое - развитие человеческого капитала, человеческого потенциала в регионе на основе создания комфортных условий для жизни граждан, развития современных образовательных и научных центров.
Одним из проектов, который может быть реализован в ближайшем будущем и который будет представлять интерес как для российских, так и для зарубежных инвесторов, является освоение Ак-Суг-ского медно-порфирового месторождения - одного из центров экономического роста республики.
Согласно Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года [7] внутренний российский рынок потребления медьсодержащей продукции, включая литейную, возрастет к 2020 г. до 600 тыс. т по сравнению с 325,7 тыс. т в 2007 г. Существенно возрастет спрос со стороны машиностроения и металлообработки, строительства (ориентировочно в 2,1 раза), их доля в структуре потребления увеличится до 15,1 и 11,2 % соответственно (в 2007г. - 13,7 и 9,8 %). Сохранится высокий спрос со стороны сектора электротехнических изделий и кабельной продукции - более 60 % в общей структуре потребления меди на внутреннем рынке; в секторе транспортного машиностроения -на уровне 14-15 % при росте объемов потребления примерно в 1,8-1,9 раза.
Расширение спроса на медь со стороны внутреннего рынка должно сопровождаться увеличением выпуска высокотехнологичной продукции: медных и латунных лент толщиной 0,05-0,06 мм для радиаторов, потребляемых автомобильной промышленностью; латунных прутков повышенной точности; бронзовых полос для подшипников; медных труб для систем водоснабжения и кондиционирования, в том числе со сложным внутренним профилем; особо тонких медных проводов и медных лент (толщиной 0,02 мм) для продукции электроники (несмотря на то, что этот сегмент рынка в целом сокращается вследствие миниатюризации изделий); медно-ни-келевых труб для предприятий тепловой и активно развивающейся атомной энергетики и др.
По данным австралийско-британского горнорудного гиганта Rio Tinto, к 2015 г. мировое предложение меди начнет испытывать большие трудности, учитывая рост спроса в развивающихся странах [11]. Дефицит производства меди в мире в 2012 г. составил 340 тыс. т., в 2011 г. - 216 тыс. т [1]. Крупнейший в мире импортер меди Китай намерен в марте 2013 г. увеличить импорт меди на 1,8 %.
Россия находится на 6-7-м месте по рудничному производству меди и на 5-м месте по производству рафинированной меди [3]. В 2012 г. в стране было выпущено 879,3 тыс. т рафинированной меди, что на 5,3 % меньше, чем в 2011 г. Снижение производства связано со снижением качества медных руд и дефицитом медных ломов на российском рынке. Крупнейшие производители рафинированной меди ОАО «ГМК «Норильский никель» (ГМК «Норникель») и ЗАО «Русская медная компания» (ЗАО «РМК») испытывают трудности из-за сокращения внутренних поставок медного сырья. Единственной компанией, которая увеличила выпуск рафинированной меди в 2012 г. на 2,4 %, является ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» (ОАО «УГМК»). Учитывая, что эти компании увеличивают мощности по выпуску рафинированной меди, можно предположить дальнейшее увеличение производства меди в стране [4]. Несмотря на снижение производства в 2012 г., экспорт рафинированной меди в виде первичных форм и катанки вырос на 13,4 %, а выручка от экспорта выросла на 1,2 % и составила 4,6 млрд долл. [10]. Кроме того, с 2009 г. наблюдается рост экспорта катодной меди, что связано со снижением таможенных пошлин на эту продукцию [1].
Предполагается около 60 % металла поставлять на металлургические заводы России, а 40 % - в страны Юго-Восточной Азии.
Цены на рафинированную медь достигли максимума в 2007 г. - 7 118 долл./т. В 2009 г. произошло резкое снижение, вызванное глобальным кризисом, затронувшим практически все рынки мира, в том числе и товарные. С 2010 г. наблюдается рост цен на металл. В 2013 г. цены на рафинированную медь находились на уровне 7 300 долл./т [2].
В основу экономической оценки проекта освоения Ак-Сугского месторождения и строительства автодороги от Ак-Суга до Турана, расположенного в непосредственной близости к будущей железной дороге Кызыл - Курагино, положены следующие допущения.
Во-первых, в соответствии с методическими рекомендациями [5] основным критерием эконо-
мической оценки месторождения полезных ископаемых признан чистый дисконтированный доход -разность между суммарной текущей стоимостью потоков денежных средств, дисконтированных (приведенных) в соответствие с выбранной ставкой процента (дисконтирования), и величиной первоначальных инвестиций (капитальных вложений). При этом необходимым условием эффективности освоения месторождения является положительное значение этого показателя.
Во-вторых, в расчетах экономической оценки строительства автодороги Туран - Хут - Сыстыг-Хем - Ак-Суг в увязке с освоением Ак-Сугского медно-порфирового месторождения учтены стандартные налоговые платежи, предусмотренные Налоговым кодексом РФ: налог на прибыль предприятий (20 %), налог на имущество (2 %), налог на добычу полезных ископаемых (на медь и молибден -по 8 %, на золото - 6 %, на серебро - 6,5 %), платежи за пользование водными, земельными и прочими ресурсами (0,4 %), подоходный налог (13 %), страховые взносы (34,2 %).
В-третьих, ставка дисконтирования при расчетах принята на уровне 10 %.
В-четвертых, бортовое содержание меди составляет 0,4 %.
В-пятых, расчеты по экономической оценке освоения минеральных ресурсов Республики Тыва выполнены в среде электронных таблиц MS Ехсе1
В-шестых, при расчетах капитальных вложений и эксплуатационных затрат использованы материалы для составления технико-экономического обоснования и разработки временных кондиций по Ак-Сугс-кому медно-порфировому месторождению с учетом приведения их значений к уровню текущего момента с помощью переводных коэффициентов-дефляторов, а также программа строительства автомобильной дороги для доставки грузов от месторождения Ак-Суг до ближайшей железнодорожной станции (Ак-Суг -Ырбан - Сыстыг-Хем - Хут - Туран).
Распределение капитальных вложений в первые четыре года представлено в табл. 1.
В-седьмых, при расчетах были использованы следующие цены на минеральное сырье и продукцию: медь - 194 210 руб./т, молибден - 1 968 607 руб./т, золото - 815,4 руб./г, серебро - 14 руб./г, рений - 171 970 руб./кг.
Предварительные расчеты по проекту выполнены в двух вариантах.
Первый вариант. Все капитальные вложения в строительство ГОКа и в строительство автодороги осуществляются исключительно за счет инвестора. Результат оказывается убыточным.
Второй вариант. Государство берет на себя финансирование 50 % сметной стоимости строительства автодороги через инфраструктурный фонд, а остальную часть финансирования капитальных вложений берет на себя инвестор.
Расчеты показывают, что строительство автодороги по трассе Ак-Суг - Ырбан - Сыстыг-Хем - Хут -Туран в увязке с освоением Ак-Сугского медно-порфирового месторождения может существенно поднять экономику региона.
Ежегодные налоговые поступления в федеральный бюджет, связанные с реализацией проекта после выхода ГОКа на проектную мощность, составят 697 млн руб. Ежегодные налоговые поступления в республиканский бюджет от реализации проекта при выходе на проектную мощность составят в среднем 1 722 млн руб. Это соответствует 55 % собственных доходов бюджета, полученным в 2012 г.
Кроме того, освоение других месторождений вдоль трассы Ак-Суг - Ырбан - Сыстыг-Хем - Хут -Туран позволит увеличить доходы республиканского бюджета.
Также следует учесть косвенные доходы республиканского бюджета. Согласно методике профессора А. А. Арбатова, коэффициент дополнительных доходов для бюджета Республики Тыва при реализации крупномасштабных проектов оценивается в 1,8.
Таблица 1
Распределение капитальных вложений в строительство автодороги Туран - Хут - Сыстыг-Хем - Ак-Суг в увязке с освоением Ак-Сугского медно-порфирового месторождения по годам с учетом уточненных данных по капитальным вложениям, тыс. руб.
Показатель 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год
Затраты, всего 5 499 099,7 8 845 338,2 10 437 572,4 11 220 412,0
В том числе капитальные затраты 5 499 099,7 8 845 338,2 10 437 572,4 4 756 711,7
Строительство ГОКа 1 886 463,7 5 065 571,7 5 761 276,7 2 924 822,7
Оборотный капитал - - 1 038 647,0 1 831 889,0
Строительство автодороги 3 612 636,0 3 779 766,6 3 637 648,7 -
Таким образом, прирост собственных доходов республиканского бюджета с учетом реализации проекта строительства автодороги по трассе Ак-Суг - Ырбан - Сыстыг-Хем - Хут - Туран в увязке с освоением Ак-Сугского медно-порфирового месторождения составит более 3 млрд руб., что позволит значительно уменьшить дотационность бюджета республики.
Доходы консолидированного бюджета Республики Тыва по данным 2011 г. составили 17 499,2 млн руб., из которых безвозмездные перечисления из федерального центра составили 75,2 % [9].
Помимо этого, ежегодный прирост объема валового регионального продукта составил 741,1 млн руб. Учитывая, что мультипликатор увеличения производства в экономике за счет развития сырьевого сектора составляет 6,91 [8], т. е. при увеличении промышленного производства в сырьевых отраслях на 1 руб. валовой продукт с учетом межотраслевого влияния возрастет на 6,91 руб., можно говорить, что прирост ВРП для республики при реализации данного проекта с учетом развития смежных отраслей составит 5 121 млн руб.
На ноябрь 2011г. в республике насчитывалось 11,2 тыс. безработных, что составляет 15,3 % трудоспособного населения [9]. Каждое место, созданное в сырьевых отраслях обеспечивает в среднем в смежных отраслях три дополнительных рабочих места. Учитывая, что разработка только Ак-Сугского медно-порфирового месторождения предполагает создание 1 682 новых рабочих мест, потенциальное число новых рабочих мест составит более пяти тысяч с учетом потребности в рабочих местах смежных отраслей.
Таким образом, расчеты показывают, что реализация проекта строительства автодороги в увязке с освоением медно-порфирового месторождения при варианте, когда все инвестиционные затраты осуществляются за счет инвестора, является экономически неэффективной. То есть отсутствие транспортной инфраструктуры может стать одним из главных факторов отрицательного заключения о целесообразности разработки месторождения. Однако в случае, когда государство софинансирует 50 % строительства автомобильной дороги - главного инфраструктурного объекта для разработки Ак-Сугского медно-молибде-нового месторождения, проект становится инвестиционно привлекательным (табл. 2).
Реинвестиции рентных доходов от эксплуатации месторождений объектов минерального сырья
Таблица 2
Технико-экономические показатели производственных сценариев строительства автодороги
по трассе Ак-Суг - Ырбан - Сыстыг-Хем -Хут - Туран в увязке с освоением Ак-Сугского
медно-порфирового месторождения
Показатель 1-й сценарий 2-й сценарий
Капитальные вложения в строительс- 11 030 11 030
тво автодороги, всего, млн руб.
В том числе:
- государство 5 515 -
- частный инвестор 5 515 11 030
Капитальные вложения в строительс- 15 638,1 15 638,1
тво ГОКа, млн руб.
Добыча и переработка руды, тыс. т. 14 000 14 000
Количество концентратов, тыс. т:
- медный 345,5 345,5
- молибденовый 3,2 3,2
Средний ежегодный объем реализации 19 568,3 19 568,3
продукции, млн руб.
Средняя ежегодная себестоимость по 14 779,9 14 779,9
предприятию, млн руб.
Чистый дисконтированный доход, млн руб. 3 767,9 -802,5
Годовая ставка дисконта, % 0,1 0,1
Индекс доходности 1,17 0,97
Внутренняя норма доходности, % 13 10
Дисконтированный срок возврата 9,97 -
инвестиций, лет
Ежегодные налоговые поступления в 6 970 -
федеральный бюджет, млн руб.
Ежегодные налоговые поступления в 1 722 -
республиканский бюджет, млн руб.
Коэффициент косвенных доходов 1,8 -
республиканского бюджета
Прирост ВРП для республики при 5 121 -
реализации проекта с учетом развития
смежных отраслей, млн руб.
Новые рабочие места 1 682 -
Новые рабочие места с учетом потреб- 5 042 -
ности смежных отраслей
в объекты инфраструктуры могут способствовать дальнейшему развитию экономики региона и созданию центра экономического роста на северо-востоке республики. Этот центр может стать одним из связующих элементов не только межрегионального производственного кластера между территориями южных районов Красноярского края и Тувы, но и основным звеном международного транспортно-производственной агломерации на территории Южной Сибири, Монголии и Китая в случае продолжения железнодорожного строительства на юг.
Ускоренное развитие восточных регионов России обусловлено концентрацией усилий на следующих приоритетных направлениях: опережающем развитии транспортной и энергетической инфраструктуры; создании условий для реализации крупных инвестиционных проектов с длительными
Список литературы
1. В 2012 г. дефицит в мире сохраняется третий год подряд// Информационно-аналитический центр «Минерал». URL: http://mineral.ru/News/52355. html.
2. Лондонская биржа металлов. Графики, цены// Металлы и цены - ценовой каталог металлопродукции и оборудования. URL: http://metal4u. ru/lme/.
3. Медь. Состояние МСБ меди Российской Федерации в 2009 г. // Информационно-аналитический центр «Минерал». URL: http://mineral. ru/Facts/ russia/147/409/09_cu. pdf.
4. Металлургия: тенденция и прогнозы: аналитический бюллетень. URL: http://vid1.rian. ru/ig/ ratings/met_9.pdf.
5. Методические рекомендации по технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов месторождений твердых полезных ископаемых (кроме углей и горючих сланцев) // Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых. URL: http://www.gkz-rf.ru/index. php?option=com_ docman&task=doc_download&gid=91 &Itemid=.
List of references
1. In 2012 deficiency in the world remains the third year in a row [V 2012 g. defitsit v mire sokhrania-etsia tretii god podriad], Informatsionno-analiticheskii tsentr Mineral - Mineral, Information and analysis center, Available at: http://mineral. ru/News/52355. html.
2. London exchange of metals. Schedules, the prices [Londonskaia birzha metallov. Grafiki, tseny], Metally i tseny - tsenovoi katalog metalloproduktsii i oborudovaniia - Metals and the prices, the price catalog of steel products and the equipment, Available at: http://metal4u. ru/lme/.
3. Copper. Condition of MSB of copper of the Russian Federation in 2009 [Med'. Sostoianie MSB medi Rossiiskoi Federatsii v 2009 g.], Informatsionno-analiticheskii tsentr Mineral - Mineral, Information and analysis center, Available at: http://mineral. ru/ Facts/russia/147/409/09_cu. pdf.
сроками окупаемости, с перспективой формирования на их основе новых центров развития; формировании конкурентоспособного рынка на территории Сибири и Дальнего Востока; развитии человеческого капитала и потенциала в регионе.
6. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1121-р.
7. Об утверждении Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года: приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18.03.2009 № 150.
8. Ситро К. А., Яголъницер М. А. Роль минерально-сырьевого сектора экономики в постиндустриальном развитии // ЭКО. 2001. № 3. С. 114-135.
9. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва. http://tuvastat. gks. ru/.
10. Экспорт российской меди снизился на 3 %// Информационно-аналитический центр «Минерал». URL: http://mineral. ru/News/52391.html.
11. Rio Tinto: спрос на медь будет укрепляться, и проектам будет сложно за ним поспевать// Информационно-аналитический центр «Минерал». URL: http://mineral. ru/News/52549.html.
4. Metallurgy: tendency and forecasts: analytical bulletin [Metallurgiia: tendentsiia i prognozy: ana-liticheskii biulleten'], Available at: http://vid1.rian. ru/ig/ratings/met_9.pdf.
5. Methodical recommendations about the feasibility study on standards for calculation of stocks of fields of firm minerals except coals and combustible slates [Metodicheskiе rekomendatsii po tekhniko-eko-nomicheskomu obosnovaniiu konditsii dlia podscheta zapasov mestorozhdenii tverdykh poleznykh iskopae-mykh krome uglei i goriuchikh slantsev], Gosudarst-vennaia komissiia po zapasam poleznykh iskopaemykh -State commission on stocks of minerals, Available at: http://www. gkz-rf. ru/index. php?option=com_ docman&task=doc_download&gid=91&Itemid=.
6. About the Concept of long-term social and economic development of the Russian Federation till 2020: order of the Government of the Russian Federation of 17.11.2008 no. 1121-r.
ffOomeHuuaxpesuoHa
3 (354) - 2014
7. About the adoption of Strategy of development of metallurgical industry of Russia for the period till 2020: order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation of 18.03.2009 no. 150.
8. Sitro K. A., Yagolnitser M. A. Role of mineral and raw sector of economy in post-industrial development [Rol' mineral'no-syr'evogo sektora ekonomiki v postindustrial'nom razvitii], EKO, 2001, no. 3, pp.114-135.
9. Territorial body of Federal State Statistics Service in the Republic of Tyva. Available at: http://tuvastat. gks. ru/.
10. Export of the Russian copper decreased by 3 % [Eksport rossiiskoi medi snizilsia na 3 %], Informat-sionno-analiticheskii tsentr Mineral - Mineral, Information and analysis center, Available at: http://mineral. ru/News/5239Lhtml.
11. Rio Tinto: demand for copper will become stronger, and to projects it will be difficult to keep up with it [Rio Tinto: spros na med' budet ukrepliat'sia, i proektam budet slozhno za nim pospevat'], Informat-sionno-analiticheskii tsentr Mineral - Mineral, Information and analysis center, Available at: http://mineral. ru/News/52549.html.