В статье рассмотрен один из острейших вопросов экономики Тывы - строительство железной дороги по трассе Курагино - Кызыл в увязке с освоением минеральных ресурсов республики. Предложена пространственная схема последовательного рационального освоения минеральных ресурсов Республики Тыва. Показаны результаты экономической оценки разработки месторождений полезных ископаемых первоочередного освоения.
Оценка эффективности освоения месторождений полезных ископаемых Республики Тыва
Д. Ф. ДАБИЕВ,
Тувинский институт комплексного освоения природных
ресурсов СО РАН,
Кызыл
Е-mail: a_orlan@mail.ru
Негативные тенденции в экономике России наиболее остро отразились на социально-экономическом развитии Республики Тыва. Относительно низкие стартовые условия, в которых находилась экономика Тывы в предреформенный период, ошибки управления, нарушение производственно-технологических связей большинства предприятий и многие другие факторы привели республику к кризисной экономической ситуации. В настоящее время Тыва по многим социально-экономическим параметрам отстает от большинства регионов Сибирского федерального округа и России.
Учитывать в комплексе
Одним из жизненно важных направлений развития республики является строительство железнодорожной ветки Курагино - Кызыл, в увязке с которой планируется разработка Элегестского месторождения каменного угля. При этом правительственной инвестиционной комиссией принято решение
© ЭКО 2009 г.
о софинансировании из средств Инвестфонда проекта, инициированного Объединенной промышленной корпорацией (ОПК).
Лицензию на разработку Элегестского месторождения каменного угля еще в 2002 г. приобрела Енисейская промышленная компания (дочернее предприятие ОПК), планировавшая уже в 2004-2005 гг. начать строительство шахт и первый уголь вывозить в 2005 г. автомобильным транспортом, до строительства железной дороги. Но в связи с задержкой решения правительства России о финансировании Енисейской промышленной компании разработка месторождения до сих пор не начата.
И все же в ближайшие годы строительство железной дороги, по-видимому, будет начато. 14 декабря 2007 г. председатель правительства России утвердил паспорт проекта, согласно которому к строительству железной дороги по трассе Курагино -Кызыл приступят в 2009 г., а в 2013 г. введут в эксплуатацию1.
Если дорога появится, то при проектировании и оценке эффективности строительства трассы Курагино - Кызыл следует учитывать возможность вовлечения в промышленное освоение не только Элегестского месторождения коксующихся углей, но и других месторождений полезных ископаемых республики. То есть провести комплексную оценку освоения минеральных ресурсов при строительстве железной дороги. Косвенным подтверждением факта, что при строительстве железной дороги в Тыву инвестиционная привлекательность месторождений полезных ископаемых республики значительно повысится, является активность российских и зарубежных компаний по приобретению лицензий на месторождения республики после включения железной дороги Курагино -Кызыл в список проектов Инвестиционного фонда России.
В 2006 г. китайской компанией «Лунсинь» была приобретена лицензия на разработку Кызыш-Ташты1гского свинцово-цинкового месторождения, в 2007 г. ОАО «ГМК "Норильский никель"» получило лицензию на разработку Ак-Сугского медно-молибденового месторождения, в 2008 г. компания «Южкузбассуголь» (за рекордную сумму!) приобрела право разработки Межегейского месторождения коксующихся углей.
1 Шр. www.tuvaonline.ru/ от 20 декабря 2007 г.
Безусловно, по экономическому и социальному влиянию строительство железной дороги по трассе Курагино - Кызыл в увязке с освоением Элегестского месторождения коксующихся углей является одним из крупных проектов социально-частного партнерства. При этом стоимость строительства железной дороги оценивается в 98,4 млрд руб., финансирование будет осуществляться в равных долях: за счет средств государства и частного инвестора (Енисейская промышленная компания). Она планирует вложить 33 млрд руб. в создание Элегестского угледобывающего комплекса с производственной мощностью 12 млн т коксующихся углей.
Уникальность Тывы как по разнообразию, так и по богатству месторождений позволяет создать в республике крупный горнопромышленный комплекс, за счет которого можно обеспечить экономический рост и увеличение бюджетных поступлений. Но хотя на территории республики разведано более 20 месторождений, обладающих значительными запасами весьма дефицитных видов минерального сырья2, уровень их промышленного освоения низкий. В республике расположены наиболее дефицитные месторождения полезных ископаемых. Это, во-первых, месторождения коксующихся углей, относящиеся к одному из крупных бассейнов каменного угля - Улуг-Хемскому. Во-вторых, республика богата месторождениями цветных, полиметаллических и редкоземельных металлов, россыпного и рудного золота. Сравнение запасов полезных ископаемых Тывы с общероссийскими показано в табл. 1.
Главным фактором низкой эффективности освоения недр республики при их богатстве является неосвоенность территорий, удаленность от энергетических и транспортных коммуникаций.
Мы предлагаем пространственную схему последовательного рационального освоения минерально-сырьевой базы Тывы, которая позволяет получить комплексную оценку освоения минерально-сырьевой базы региона.
2 Лебедев В. И., Кужугет К. С. Минерально-сырьевой потенциал Республики Тыва: возможности его использования в 1999-2001 гг. и перспективы дальнейшего освоения. Кызыл: ТИКОПР СО РАН, препринт № 3, 1998. - 20 с.
Таблица 1
Сравнение запасов полезных ископаемых Республики Тыва и России
Запасы полезных ископаемых Россия Сибирский федеральный округ Республика Тыва Запасы Республики Тыва, % от запасов
РФ СФО
Уголь, млрд т 41,3 33,2 1,1 2,7 3,3
Золото, тыс. т 3500 1400 26,8 0,8 1,9
Никель, тыс. т 6600 4686 16,7 0,3 0,4
Цинк, тыс. т 16770 11236 1294,8 7,7 11,5
Свинец, тыс. т 9140 7769 202,8 2,2 2,6
Медь, тыс. т 22000 15180 259,6 1,2 1,7
Асбест, млн т 123,2 28,5 2,8 2,3 9,8
Пространственная схема освоения
Рациональное освоение минерально-сырьевого потенциала Республики Тыва может складываться из нескольких последовательных этапов (рисунок).
• На первом этапе (5-10 лет), с введением железной дороги по трассе Курагино - Кызыл, объектами разработки будут наиболее подготовленные к освоению месторождения, которые расположены в Центральном и Восточном макрорайонах (Элегестское и Межегейское месторождения коксующихся углей, Тарданское и Кара-Бельдырское месторождения рудного золота, Кызыл-Таштыгское полиметаллическое, Хову-Аксынское никель-кобальтовое, Ак-Сугское медно-молибденовое месторождение строительных материалов.
• На следующем этапе (10-20 лет), с продолжением строительства железной дороги по трассе Кызыл - Эрденет, наилучшие возможности для освоения получат месторождения Южного макрорайона: Улуг-Танзекское тантало-ниобиевое, Тастыгское литиевое, Баян-Кольское нефелиновых руд.
В более отдаленной перспективе (20-30 лет), при возможном строительстве железной дороги по трассе Кызыл - Ак-Довурак, получат шансы на освоение месторождения, находящиеся на территории Западного макрорайона.
Месторождения коксующихся углей: 1 - Элегестское; 2 - Каа-Хемское; 3 - Эрбекское; 4 - Ме-жегейское; 5 - Чаданское; 6 - Чангыс-Хадынское. Месторождения золота: 7 - Билелик; 8 - Алгияк; 9 - Черная; 10 - Хор-Ос; 11 - Кара-Ос; 12 - Хорлелиг; 13 - Тарданское; 14 - Бай-Сют; 15 - Кагжирба; 16 - Кара-Бельдир; 17 - Эйлиг-Хем; 18 - Куйлуг-Хем; 19 - Эми; 20 - Нарын; 21 - Ак-Адыр. Месторождения цветных металлов: 22 - Кызыл-Таштыгское свинцово-цинковое; 23 - Ак-Сугское медно-молибденовое; 24 - Баянкольское нефелиновых руд; 25 - Хову-Аксынское кобальт-никелевое. Редкие и редкоземельные металлы: 26 - Улуг-Танзекское тантал-ниобатов; 27 - Тастыгское литиевое. Строительные материалы: Асбест: 28 - Ак-Довуракское хризотил-асбестовое. Глины и суглинки легкоплавные для кирпича: 29 - Шеминское; 30 - Чаданское; 31 - Торгалыгское; 32 - Хайраканское; 33 - Туранское; 34 - Мергенское; 35 - Светлое. Карбонатные породы для извести: 36 - Хайраканское уч.№ 1; 37 - Баянкольское; 38 - Шагонарское: 39 - Торгалыгское: 40 - Чаданское; 41 - Хову-Аксынское; 42 - Самагалтайское. Строительные пески: 43 - Кызылское; 44 - Ак-Довуракское. Щебень строительный: 45 - Сукпакское; 46 - Шагонарское. Камни облицовочные: 47 - Чаданское; 48- Хайраканское; 49- Карачатское; 50- Мугур-Аксынское; 51 - Хам-Дытское. Месторождения каменной соли: 52 - Дус-Дагское.
Рассмотрим экономическую эффективность реализации первого этапа освоения месторождений полезных ископаемых Тывы. Для наглядности выберем наиболее значимые месторождения, которые находятся в распределенном фонде недр Республики Тыва (далее - месторождения полезных ископаемых первоочередного освоения). Предполагаемые проектные мощности при разработке месторождений полезных ископаемых первоочередного освоения (первый этап) показаны в табл. 2.
Таблица 2
Предполагаемые проектные мощности месторождений полезных ископаемых первоочередного освоения, млн т
Месторождение Проектная мощность
Хоксующиеся угли
Элегестское 12
Межегейское 10,5
Цветные металлы
Кызыл-Таштыгское свинцово-цинковое 0,6
Ак-Сугское медно-молибденовое 12,0
Рудное золото, кг
Тарданское 1335
Кара-Бельдырское 905
Результаты экономической оценки разработки месторождений полезных ископаемых первоочередного освоения показывают, что общий ежегодный прирост валового регионального продукта оценивается в 73,8 млрд руб. При этом 78,7% ежегодного прироста ВРП приходится на месторождения коксующихся углей, 19,3% - цветных металлов, и около 2% -рудного золота. Притом, что валовой внутренний продукт Республики Тыва, по данным 2006 г., составил 14,8 млрд руб., мы можем предполагать значительное увеличение данного показателя при освоении минерально-сырьевого комплекса Тывы.
Отметим также относительно высокую бюджетную эффективность разработки месторождений полезных ископаемых первоочередного освоения. Поскольку поступления в республиканский бюджет в 2007 г. составили около 11,5 млрд руб., можно ожидать, что разработка месторождений полезных
ископаемых первоочередного освоения позволит Тыве выйти на бездотационный уровень(табл. 3).
Таблица 3
Результаты экономической оценки разработки месторождений полезных ископаемых первоочередного освоения
(в ценах 2008 г.), млн руб.
Месторождения Ежегодный прирост ВРП Поступления в республиканский бюджет Число рабочих мест
¡Угольные 58125,0 10648,7 4221,0
Элегестское 30803,6 5655,5 2271
Межегейское 27321,4 4993,3 1950
¡Цветные металлы 14254,4 2248,8 3550,0
Кызыл-Таштыгское свинцово-цинковое 1775,5 314,6 1200
Ак-Сугское медно-молибденовое 12478,8 1934,2 2350
¡Рудное золото 1440,9 157,3 102,0
Тарданское 859,0 94,0 55
Кара-Бельдырское 581,9 63,4 47
Всего 73820,3 13054,8 7873,0
О трудовых ресурсах
Для промышленного освоения вышеуказанных месторождений полезных ископаемых (по предварительным данным) потребуется около 8 тыс. рабочих мест (табл. 3). Следует отметить, что, по данным на июль 2008 г., в республике насчитывалось более 22,1 тыс. безработных, то есть 17,4%3. В том числе 8775 чел. официально зарегистрированных. Разумеется, возникает вопрос: насколько образовательный и квалификационный уровень безработных в республике соответствует требованиям, предъявляемым к горным специальностям.
Анализ показывает, что большая часть безработных имеют низкий образовательный уровень: доля безработных со средним общим образованием составляет 42,7%, не имеющих среднего
3 Социально-экономическое положение регионов Сибирского федерального округа. Январь-сентябрь 2007 г. / Федеральная служба гос. статистики. Территориальный орган Федеральной службы гос. статистики по Республике Тыва. Кызыл. 2007. С. 3-53.
общего образования - 23,5%. Доля безработных с высшим и средним профессиональным образованием значительно меньше.
Многие из безработных граждан имеют педагогическое, сельскохозяйственное и экономическое образование. Специалистов с горным образованием среди безработных - единицы. Вероятно, на начальном этапе освоения минерально-сырьевого комплекса республики часть квалифицированных рабочих, управленческого и инженерно-технического персонала необходимо будет привлекать из других регионов страны. К тому же при значительной доле молодежи в населении республики перспективно приступить к ее обучению горным и железнодорожным специальностям на территории Тывы.
Здесь необходима координация как со стороны правительства Республики Тыва, так и бизнеса, заинтересованного в притоке квалифицированных кадров. Отметим, что уже в настоящее время в республике ведутся активные работы по обеспечению кадрами предприятий горнодобывающего сектора. Около 100 тувинских абитуриентов направлены на учебу в ведущие вузы страны на горнотехнические специальности. В Кызыле началось перепрофилирование нескольких ПТУ на подготовку рабочих и специалистов среднего звена по различным горным и железнодорожным специальностям4.
Таким образом, можно сделать вывод, что строительство железной дороги по трассе Курагино - Кызыл позволит не только начать освоение минеральных ресурсов Тувы, но и стать базой для создания развитого горнопромышленного комплекса в республике. Экономическая оценка реализации первого этапа освоения месторождений полезных ископаемых показывает ее высокую эффективность. Оценено, что ВРП республики при реализации первого этапа может вырасти более чем в 5 раз. Рассчитанный объем предполагаемых бюджетных поступлений и ожидаемый социальный эффект свидетельствуют о высоком потенциале освоения минеральных ресурсов республики. Тем не менее уже сегодня одним из главных вопросов должно стать кадровое обеспечение предприятий горнодобывающего сектора экономики.
4 Сахно Д.: «Мы пришли надолго». Тува. Точки роста //Тувинская правда. 22.07.2008. № 86.