ГАСАНОВ М.А.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрены стратегические приоритеты развития промышленного комплекса в регионе, а также приводится структура основных характеристик и сравнительная оценка промышленного производства по основным видам экономической деятельности в сопоставлении с административными подразделениями СКФО. Отмечается, что ускоренное развитие отраслей экономики в условиях модерни-зационных процессов зависит от ее материально-технической базы, центральным ядром которого является машиностроительный комплекс. В этой связи проанализированы параметры подотраслей промышленного производства по видам деятельности в целях выявления резервов ускоренного развития данной отрасли экономики в условиях рыночных преобразований.
Ключевые слова: экономика, промышленность, модернизация, эффективность, анализ, развитие, устойчивость, управление, структура, качества, инновации, рост, регион, зависимость, оценка.
GASANOV MA.
STRATEGIC AREAS OF FOCUS OF THE DEVELOPMENT OF AN INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE ECONOMY: CHALLENGES AND POSSIBILITIES
Abstract. The article discusses strategic priorities of development of the manufacturing complex in the region, as well as giving a structure of the main characteristics and a comparative evaluation of manufacturing production on the main types of economic activity compared with the administrative sub-divisions of the North Caucasian Federal District. It is noted that accelerated development of economic industries in the conditions of modernizing processes depends on its material and technical foundation with the center of machine-building complex. In relation to this, parameters of sub-industries of manufacturing production based by types of activity have been analyzed in order to find reserves of accelerated development of this industry of the economy in the conditions of market transformations. Keywords: economy, manufacturing, modernization, effectiveness, analysis, development, stability, management, structure, qualities, innovations, growth, a region, dependency, evaluation.
В условиях преодоления последствий социально-экономического кризиса развитие промышленного производства становится стратегическим направлением внутренней политики субъектов СКФО и государств с развитой экономикой. Для Дагестана, как неоднократно отмечалось руководителями республики, промышленный комплекс, в условиях модернизационных процессов в существенной степени влияющий на производственные издержки, является одной из важнейших отраслей, способных повысить конкурентоспособность экономики региона.
Роль промышленного комплекса как локомотива развития региональной экономики обеспечивается за счет многих факторов, в т. ч. за счет снижения затрат на продукции, снижения уровня инфраструктурной составляющей промпредприятиях в конечной цене продукции, хозяйственного эффекта от внедрения новой техники и изобретений. Кроме того, объекты отраслей, обеспечивая интегрированность регионов СКФО и страны, в значительной мере определяет уровень жизнедеятельности и обороноспособности РФ, а также способствует активизации экономической деятельности, повышению ценности производственных ресурсов и росту инвестиционного потенциала.
Проведенный экономико-статистический анализ показывает, что по итогам 2014 г. вклад подотрасли промышленного комплекса региона в ВВП составил значительную долю в экономике региона. Рост промышленного производства составил свыше 110%, если брать последние два года, то рост составил 120%, а по обрабатывающей промышленности около 130%. Основной вклад здесь приходится на долю предприятий оборонного комплекса и в первую очередь завода «Дагдизель». Завод им. Гаджиева при содействии главы республики подписан ряд договоренностей с судостроительными комплексами Санкт-Петербурга. Планируется в пять
Гасанов М.А.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НЛПРЛШЕНИЯ РАЗБИТИЯПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА Б УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
раз увеличить объемы производства на промышленных предприятиях республики, а инновационный портфель Дагестана превышает значительную сумму. Имеется портфель инвестиционных предложений и портфель реализуемых проектов, получивших статус приоритетных направлений [11].
В нынешних условиях промышленный комплекс является крупнейшим потребителем инноваций и способен вывести подотрасли экономики машиностроения, производства строительных материалов и оборудования, аграрный комплекс на новый научно-технологический уровень за счет спроса на современные промышленно-инфраструктурные средства, технологии и материалы. Так, по данным Росстата, спрос на продукцию отраслей машиностроения составил около 45 тыс. железнодорожных вагонов, почти 4 миллиона автотранспортных средств, более 130 пассажирских самолетов. Более половины парка автотранспорта, закупленного транспортными предприятиями России, составили автомобили иностранного производства, доля воздушных судов иностранного производства в общем объеме закупок составила 75%. А ведь российская система самолетостроения на протяжении почти ста лет является одной из самых приоритетных.
Сегодня развитие инновационной деятельности следует рассматривать в качестве одного из фундаментальных условий дальнейшего развития российского общества с целевой функцией построения богатого и благополучного государства. Для успешной реализации инновационной деятельности необходима продуманная и согласованная инновационная политика. В связи с глобализацией и быстрым развитием технологий инновационная политика требует своевременной коррекции со стороны ответственных лиц, регулярной ревизии приоритетов [12].
В перспективе в условиях модернизации экономики запросы на инновационные продукты многократно увеличатся, прежде всего, за счет создания на территории страны и ее регионов принципиально нового вида промышленно-инфраструктурной техники — высокоскоростного железнодорожного и автодорожного сообщения.
Думается, что для этого вида производственной сферы потребуются отдельные решения по всем звеньям технологической цепи, включая новейшие методы проектирования на основе спутниковых технологий, решение технических и технологических задач, в т. ч. задач по разработке и производству технических средств нового поколения, причем как для машиностроения, так и для промышленного комплекса. Отдельный блок вопросов связан с необходимостью разработки нормативной базы с учетом передового опыта проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного и автодорожного комплекса. Следует сказать, что, несмотря на некоторые имеющиеся российские и региональные разработки, в т. ч. элементы системы управления и эксплуатации, в общем в этом виде промышленно-инфраструктурной системы отечественная наука отстает.
Такая зависимость отраслей промышленного комплекса от иностранных производителей не может не вызывать серьезной озабоченности. В своей статье «Россия, вперед!» Д.А. Медведев определяет необходимость инновационного развития экономики страны и её субъектов в качестве первоочередной задачи государства. При этом очевидно, что с учетом текущего состояния российской науки поставленная задача является комплексной и практически чрезвычайно сложной для устойчивого и ускоренного развития промышленного производства в условиях оптимального управления.
Оптимальным управлением называется обеспечение наилучшего из возможных вариантов проведения промышленной политики (наискорейшим образом, с наименьшими затратами, наибольшим доходом или с соблюдением еще каких-либо экстремальных условий).
При этом решение любой функции можно осуществить двумя методами: расчетным путем (аналитически) и опытным путем (экстремально). Аналитические методы представляют собой формулировку системы уравнений (математическое представление об объекте) и решение уравнений вычислительными способами. Математическое представление об объекте управления и численное определение параметров его состояния дает точное решение задачи. Однако сложность отраслевых модернизационных систем и случайный характер параметров их состояния в большинстве случаев не позволяет аналитически получить точное значение параметров состояния системы, что обусловливает необходимость приближенного решения задачи.
Приближенное отражение реального объекта называется моделью, а определение параметров состояния объекта, базирующееся на подобии модели и объекта, — моделированием. По своей сущности моделирование промышленной деятельности сводится к приближенному определению вектора-функции состояния, под которым понимается вектор, отображающий множество параметров в виде функции.
На рис. приведена структура основных характеристик промышленного производства. Как видно, в основе промышленно-товарного хозяйствования лежат два понятия: товар и рынок. Под товаром понимают предмет, вещь, удовлетворяющие какие-либо потребности и производящиеся не для собственного потребления, а для обмена на деньги на рынке. Необходимо указать, что предметы труда не всегда являлись товаром, а становятся им с развитием разделения труда, обособлением средств производства различными собственниками и специализацией производства на выпуске определенного вида продукции не для собственного потребления. Результат деятельности производства проявляется в виде запасов готовых изделий, и их товарные свойства (поверхностный слой товара) принимают форму предложения товаропроизводителя на рынке. Потребности же покупателя представляются на рынке в виде спроса. При этом производитель свободен в выборе вида производимого промышленного товара, а покупатель в его приобретении за деньги.
Рынок представляет собой понятие об абстрактном месте, где результат деятельности производителя в форме промышленного товара реализуется в удовлетворении потребности покупателя путем обмена его денег на товар. При товарном производстве все производится для рынка и все на нем приобретается для удовлетворения как производственных, так и личных потребностей. На рынке потребности индивидуальных и производственных потребителей выступают в форме спроса, который проявляется в виде денег потенциального покупателя. Вместе с тем то, что может получить потребитель через рынок для удовлетворения своих потребностей, концентрируется у производителя в виде системы запасов товара, которые принимают форму предложения. Таким образом, в основе рынка в промышленно-товарном производстве лежат два понятия — спрос и предложение.
Структурная схема признаков промышленного производства
Гасанов М.А.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗБИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА Б УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Выделенные моменты не охватывают всех нюансов богатейшего содержания промышлен-но-товарной организации, однако фиксируют некоторое представление о нем на определенной ступени развития человечества. Они делают понятным суть товарного хозяйства как строя обособленных товаропроизводителей, связанных между собой через рынок. Однако эти лаконичные характеристики в полной мере отражают суть рассматриваемого явления только на определенной ступени развития промышленного производства.
Одно из стратегических направлений экономики в условиях модернизации предусматривает наличие баланса между спросом и предложением. Проведенный научно-практический анализ показывает низкий уровень инноваций в некоторых подотраслях экономики региона. Обусловлено это тем, что в каждом русле инновационного процесса, будь то госрегулирование инновационного развития, планирование и управление научно-исследовательскими работами, реализация образовательных программ и развитие системы подготовки кадров по видам промышленной инфраструктуры, процесс проектирования и конструкторских разработок, этап внедрения опытных образцов в производство предприятий региона, этап регистрации результатов интеллектуальной собственности, имеется целый комплекс сложных и пока не решенных региональных проблем. К ним относятся и отсутствие развитой законодательной и нормативно-правовой базы для осуществления инновационной деятельности, неэффективность существующей системы государственных закупок, которая не направлена на стимулирование инновационной деятельности, неэффективное налоговое администрирование внедрения инноваций, недостаточность мер поддержки и развития фундаментальных исследований промышленной инфраструктуры, развития научных и образовательных организаций, а также конкретных программ, связанных с доведением интеллектуальной собственности до новых коммерческих продуктов в регионе, и низкая мотивация государственных заказчиков на применение инновационных технологий.
Вместе с тем проблема не ограничивается низким уровнем спроса на инновационные продукты организаций и управления отраслевого комплекса. Современное состояние науки региона также далеко от того уровня, который требуется сегодня для осуществления технологического прорыва. Неразвитость инновационной инфраструктуры в промышленном комплексе региона существенно сдерживает процесс перехода от фундаментальных исследований к практическим разработкам и их последующему включению в рыночный оборот экономики в целях повышения эффективности промышленного производства на основе научно-технического прогресса.
Проблема эффективности представляет собой одну из актуальных. Технические решения только тогда прогрессивны, когда они обеспечивают экономию материальных ценностей, рабочего времени и физических сил исполнителя. Если то или иное мероприятие, скажем, создание новой машины, не дает экономии ни теперь, ни в будущем, то его нельзя признать прогрессивным, это также относится и к организационным мероприятиям, и к решениям в области управления [9].
Экономическая эффективность может быть выражена ростом производительности труда, снижением себестоимости продукции, относительной и удельной экономией капитальных вложений, повышением качества продукции, улучшением социальных условий труда. При выявлении экономической эффективности мероприятий по внедрению технического прогресса необходимо учитывать экономические последствия во взаимосвязанных областях, определяя дополнительный эффект в них или дополнительные затраты, с учетом фактора времени и параметрами сравнительной оценки производства (табл.).
Экономическую эффективность необходимо выявлять по всем социально-экономическим направлениям развития региона. Достижение цели общественного производства, сформулированной основным экономическим законом производства, осуществляется ростом производительности труда, что, как отмечалось выше, выражается экономией рабочего времени.
Таблица
Сравнительная оценка промышленного производства РД в сопоставлении с административными подразделениями СКФО в 2013 г. (по полному кругу организаций; в % к соответствующему периоду предыдущего года) [13]
Регион Индекс промышленного производства Параметры производства по видам деятельности
Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Республика Дагестан 137,5 98,5 142,0 131,3
Республика Ингушетия 113,4 92,7 117,9 112,2
Кабардино-Балкарская Республика 93,9 100,3 91,5 111,2
Карачаево-Черкесская Республика 97,4 106,7 94,9 102,1
Республика Северная Осетия-Алания 124,6 102,4 129,0 110,7
Чеченская Республика 92,0 89,3 106,4 118,7
Ставропольский край 101,3 97,1 105,0 86,3
В настоящее время в регионе организовано сотрудничество с крупными компаниями, которые занимаются добычей, транспортировкой углеводородного сырья и строительством гидроэлектростанций, высокотехнологичным промышленным производством. На обозримую перспективу важно добиться существенного увеличения объемов государственного оборонного заказа, а также эффективно использовать собственный потенциал развития промышленности. Особое внимание в регионе следует уделять развитию перерабатывающих производств, созданию крупных предприятий, агропарков в условиях инновационных преобразований, в т. ч. за счет экономии средств и национального дохода.
Следовательно, сегодня мы столкнулись с ситуацией, при которой инновационное развитие отраслей экономики сдерживается как недостаточным спросом на высокие технологии, так и низким уровнем предложения со стороны региональной науки. И в заключение следует отметить также, что ускоренное развитие отраслей экономики зависит от ее материально-технической базы, центральным ядром которого является машиностроительный комплекс региона.
Литература
1. Кутаев, Ш. К., Сагидов, Ю. Н. Современное состояние и проблемы развития промышленности региона //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 6. С. 62-66.
2. Багомедов, М. А. Реструктуризация экономики региона : актуальность и возможные направления // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 4. С. 22-28.
3. Камалова, Т. А. Качество и безопасность товаров и услуг //Апробация. 2014. № 7. С. 59-61.
4. Курбанов, К. К., Петросянц, В. З. Роль и место АПК в устойчивом развитии региональной системы (на примере СКФО) //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 8. С. 107-112.
5. Багомедов, М. А. Проблема снижения издержек обращения в Республике Дагестан //Вопросы структуризации экономики. 2011. № 1. С. 6-12.
6. Эльдаров, Э. М., Эфендиев, И. И., Гимбатов, Ш. М. Принципы и основные меры повышения занятости населения //Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. № 4. С. 325-331.
7. Гордеев, О. И. Комплексное развитие промышленности региона на этапе модернизации и перехода к инновационной экономике //Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 2. С. 110-116.
8. Багомедов, М. А. Социально-экономическая депрессивность южных регионов и угрозы развитию России //Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. № 4. С. 288-300.
9. Гасанов, М. А. Промышленность Республики Дагестан : оценка и перспективы развития // Экономист. 2015. № 3. С. 63-66.
10. Курбанов, К. К., Юнусов, М. А. Территориально-отраслевая структура и формирование трудового потенциала села //Апробация. 2014. № 7. С. 69-70.
11. «Дагестанская правда» № 335(28408) от 16 июля 2015 г.
12. Петросянц, В. З., Дохолян, С. В., Петросянц, Д. В., Баширова, А. А. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики. — М. : Экономика 2011.
13. Социально-экономическое положение Республики Дагестан за январь-декабрь 2013 г. // Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. 2014. С.
Гасанов MA.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗБИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА Б УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
280.
References:
1. Kutaev, S. K., Sagitov, Yu. Current state and problems of industrial development of the region // Regional problems of transforming the economy. 2014. No. 6. P. 62-66.
2. Bagomedov, M. A. Restructuring the region's economy : relevance and possible directions // Questions of economy structuring. 2012. No. 4. P. 22-28.
3. Kamalov, T. A. the Quality and safety of goods and services // Aproba-tion. 2014. No. 7. P. 59-61.
4. Kurbanov, K. K., Petrosyants V. Z. the Role and place of agriculture in sustainable development of the regional system (on the example of the North Caucasus Federal district) // Regional problems of transforming the economy. 2014. No. 8. P. 107-112.
5. Bagomedov, M. A. the Problem of reducing the costs of treatment in the Republic of Dagestan // Questions of economy structuring. 2011. No. 1. P. 6-12.
6. Eldarov, E. M., Efendiev, I. I., Gimbatov, S. M. Principles and basic measures for improving the employment // Regional problems of transforming the economy. 2009. No. 4. P. 325-331.
7. Gordeev, O. I. Integrated development of industry in the region at the stage of modernization and transition to innovative economy // Regional problems of transforming the economy. 2013. No. 2. P. 110-116.
8. Bagomedov, M. A. Socio-economic depression of the southern regions and threats to the development of Russia // Regional problems of transforming the economy. 2009. No. 4. P. 288-300.
9. Gasanov, M. A. Industry of the Republic of Dagestan : assessment and prospects // the Economist. 2015. No. 3. P. 63-66.
10. Kurbanov, K. K., Yunusov, M. A. Territorial structure and the formation of labour potential of the village // Approbation. 2014. No. 7. P. 69-70.
11. "The Dagestan truth" No. 335(28408) dated July 16, 2015
12. Petrosyants V. Z., Dokholyan, S. V., Petrosyants D. V., Bashirova, A. A. The regional development strategy in the conditions of innovative transformations of the economy. — M. : Economy 2011.
13. Socio-economic situation of the Republic of Dagestan for the period of January-December 2013 / Territorial body of Federal state statistics service in the Republic of Dagestan. 2014. S. 280.