Аджиева К .И.
Стратегические направления развития материально-технической базы
сельского хозяйства Дагестана.
Развитие и интенсификация сельского хозяйства, повышение урожайности полей и продуктивности скота в решающей степени зависит от состояния материально-технической базы. Без современной техники и комплексной механизации невозможно применение передовой технологии, своевременное и качественное проведение работ в оптимальные агротехнические сроки, сохранение и переработку продукции сельского хозяйства.
Восстановление и дальнейшее развитие материально-технической базы, техническое оснащение сельского хозяйства на современном этапе надо осуществлять с учетом существенных институциональных преобразований, особенностей и структуры сельхозпроизводителей. Эти особенности и структура производителей сельхозпродукции характеризуют распределение сельхозугодий по землепользователям.
В результате радикальных преобразований в аграрной сфере и проведенных мер земельной реформы существенно изменилось как распределение земель, так и структура землепользователей.
За период с 1995 по 2007 годы наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли земли, используемой в сельскохозяйственном производстве крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами (личных подсобных хозяйств, коллективных садов и огородов). Вместе с тем 67,0% пашни и около 95% пастбищ и сенокосов все еще находится в пользовании сельскохозяйственных предприятий и организаций.
Материально-техническая база сельского хозяйства Дагестана во всех его звеньях в настоящее время находится в критическом состоянии. Проводимые реформы и экономический кризис для материально-технической базы сельского хозяйства имели катастрофические последствия. С 1991 г. практически прекратилось обновление машинно-тракторного парка.
В результате с 1993 г. по 2007 г. общее количество тракторов в сельском хозяйстве республики уменьшилось в 3,4 раза, зерноуборочных комбайнов -более чем в 2 раза, плугов - в 3,2 раза, сеялок, культиваторов, косилок - более чем в 3 раза и т.д. Оставшаяся техника практически полностью выработала амортизационный срок службы.
Обеспеченность сельскохозяйственных работ даже с учетом имеющейся устаревшей техники составляет тракторами лишь 53%, плугами - 80%, зерноуборочными комбайнами - 47%, кормоуборочными комбайнами - 35%, культиваторами - 45%, опрыскивателями - 26%.
Учитывая остроту проблемы, в принятой Республиканской Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы предусмотрен комплекс мер по восстановлению материально-технической базы и техническому пере-
вооружению сельского хозяйства, оснащению его звеньев современной качественной и высокопроизводительной техникой.
Основными из этих мер являются:
• расширение сферы и совершенствование механизма федерального и регионального лизинга техники и оборудования;
• организация производства отечественной и зарубежной техники, запасных частей, узлов и агрегатов на предприятиях республики;
• поддержка развития и укрепление сети негосударственных ремонтных, машинно-технологических станций, пунктов технического обслуживания и проката машин всех видов и форм собственности;
• развитие рыночных отношений и частного предпринимательства в сфере услуг сельскому хозяйству, в частности - передача машинно-технологических станций (МТС) предприятиям и предпринимателям с целью улучшения их работы и обеспечения современного уровня сервиса сельхозпроизводителям различных форм собственности.
Осуществление намеченной программы является приоритетной, но чрезвычайно сложной задачей. Прежде всего, для этого требуются значительные капитальные вложения. Однако доля средств, направляемых в эту отрасль, в общем объеме инвестиций постоянно уменьшается. Доля инвестиций, направляемых в этот сектор снизился с 21,6% в 1992 г. до 2,3% в 2007 г., то есть на 19,3 процентных пункта или в 9,4 раза. Притом что в других базовых отраслях экономики республики наблюдается тенденция резкого возрастания удельного веса в общем объеме инвестиций.
Первоочередными в инвестиционной политике следует считать финансовое обеспечение мер по восстановлению материально-технической базы сельского хозяйства республики. Только на устранение дефицита, без учета замены техники с истекшими сроками амортизации, для сельского хозяйства необходимо 6800 тракторов, 198 зерноуборочных и 177 рисоуборочных комбайнов, на что требуется свыше 3,0 млрд. рублей капитальных вложений. Представляется необходимым разработать целевую инвестиционную программу технического перевооружения сельского хозяйства и создать для ее финансового обеспечения отдельный инвестиционный фонд, концентрируя в нем средства из всех источников. При этом крайне важно довести долю средств, направляемых в АПК, в общем объеме инвестиций, в том числе из бюджетов всех уровней, до 20 %.
Важным, а в перспективе основным путем восстановления и развития технической базы сельского хозяйства является усиление организационной и инвестиционной деятельности прежде всего самих товаропроизводителей - сельскохозяйственных предприятий и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, личных подсобных хозяйств. Для приобретения техники и оборудования сельхозпредприятия, прежде всего, могут использовать фонд амортизации и прибыль, что становится все более реально по мере улучшения финансовых результатов деятельности предприятий и организаций. Так удельный вес убыточных предприятий и организаций в сельском хозяйстве снизился с 71,7% в 1998г. до 30,0% в 2007г. (в 2,4 раза). По ре-
зультатам 2007г. число прибыльных сельхозпредприятий достигло 445 хозяйств с общей суммой прибыли 164,9 млн. рублей. Вместе с тем 191 сельхозпредприятий завершили год с убытками, сумма которых составила 52,4 млн. рублей.
Однако создание современной технической базы сельского хозяйства во многом зависит от государственного регулирования этого процесса, помощи и поддержки государственных и местных органов власти. Одним из важнейших направлений такой помощи, является расширение сферы федерального и регионального лизинга. Необходимо, прежде всего, в максимальной степени использовать возможности федеральной системы финансовой аренды (лизинга) сельхозтехники.
С 2000г. формируется республиканская система поставки сельхозтехники по лизингу. Крайне важно и далее развивать высокими темпами поставку сельхозтехники по лизингу сельхозпроизводителям республики. Прежде всего, представляется целесообразным создать единый республиканский центр по организации агролизинга, учредить, как и в России, республиканскую госкомпанию ОАО «Дагагролизинг». Такая компания должна выполнять три важнейшие функции: а) выступать заказчиком сельхозтехники и оборудования для поставки по республиканскому лизингу; б) выступать лизингодателем; в) распоряжаться лизинговым инвестиционным фондом, обеспечивать своевременный возврат в этот фонд средств финансовой аренды (лизинга) от лизингополучателей.
Вместе с тем исключительно важно сделать лизинг доступным всем сельхозпроизводителям, для чего необходимо снизить процентную ставку до 3% годовых, а для предприятий, испытывающих временные финансовые трудности, сделать лизинг беспроцентным. Вместе с тем целесообразно увеличить срок лизинга по всем видам техники и оборудованию до 7-8 лет (в зависимости от срока амортизации). Следует освободить предприятия-лизингополучатели первые 3 года от авансовых платежей, а также от уплаты наценки к цене техники, компенсируя транспортные и сбытовые расходы из лизингового инвестиционного фонда.
Наряду с развитием агролизинга необходимо в полной мере использовать также другие формы поддержки сельхозпроизводителей. Весьма важной и перспективной формой является ипотечное кредитование сельхозпроизводителей на покупку техники. Для этого нужно иметь ипотечный банк и наладить его работу. Вполне реально развивать льготное кредитование сельхозпроизводителей из республиканского бюджета, а также временно свободных средств муниципальных бюджетов. Для приобретения сельхозтехники широко следует применять также использование коммерческих кредитов под гарантию республиканских и муниципальных органов власти.
Одним из самых перспективных и стратегических направлений решения проблемы следует считать организацию производства техники и оборудования для сельского хозяйства на машиностроительных предприятиях Республики Дагестан. Для этого нужно радикально изменить промышленную, в частности структурную, политику переориентировать ряд предприятий республики на изготовление качественной сельхозтехники и оборудования. Наряду с перепро-
филированием предприятий в первоочередном порядке необходимо в республике развивать мощную научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую базу для создания новой и совершенствования существующей сельхозтехники.
Одним из существенных условий комплексного устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня знаний и информации, доступных для сельского сообщества. В этих целях необходимо поддерживать и развивать региональные сельские консультационные службы и центры, способные, как показывает зарубежный и отечественный опыт, обеспечить оптимальную организацию деятельности муниципальных образований с целью устойчивого развития всей охватываемой их деятельностью территорий.
Исключительно острой для Дагестана является проблема улучшения состояния земли и восстановления плодородия почвы, повышения эффективности использования сельскохозяйственных угодий и сохранения природной среды. С началом аграрной реформы практически потерян государственный контроль за состоянием и использованием земель. Значительные площади сельскохозяйственных угодий и пашни не используются, угрожающими темпами нарастает ухудшение и деградация почвенного покрова, ветровая и водная эрозия, засоление и опустынивание земель. В запущенном состоянии находится мелиоративная система, грубо нарушаются режим и технология использования оросительной сети и орошаемых земель. В 2007г. на 1 га посевов по данным ТО Рос-стата по РД минеральных удобрений внесено в почву в 42 раза и органических - в 17 раз меньше, чем требуется по нормативам. Федеральные и республиканские программы повышения плодородия почв из-за недостатка финансирования не выполняются, а мизерные ассигнования из республиканского бюджета недостаточны для заметного улучшения положения.
Землепользователи не несут должной ответственности ни за полное и эффективное использование земли, ни за сохранение и повышение плодородия почвы.
Прежде всего, нужно понимание и осознание серьезности угрозы потери земли как остро дефицитного и невозобновляемого ресурса экономики и жизнеобеспечения населения республики. Исходя именно из этого, необходимо разработать и законодательно утвердить четкую, ясную и долговременную стратегию восстановления, сохранения и рационального использования земли. Для реализации такой стратегии следует разрабатывать и утверждать комплексные научно-обоснованные и главное - реальные долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные целевые программы с эффективным механизмом их реализации и ресурсного обеспечения.
Крайне важно организовать систематическую и планомерную работу по охране земель. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо разрабатывать региональные и местные программы, которые должны охватить земли всех форм собственности.
Состояние земли и вопросы ее эффективного использования постоянно находятся в поле зрения органов власти республики. Ежегодно Правительство РД утверждает Перечень мелиоративных мероприятий в Республике Дагестан на очередной год. Согласно информации Минэкономики РД в соответствии с по-
становлением Правительства РД «О перечне мелиоративных мероприятий в Республике Дагестан на 2007 год» из республиканского бюджета были выделены 87,5 млн. руб. на проведение мероприятий по механической очистке межхозяйственных и внутрихозяйственных мелиоративных сетей.
Существенное значение для восстановления и поддержки плодородия земли имеет реализация в республике федеральной целевой программы (ФЦП) «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельского назначения и агроландшафтов как национальное достояние России на 2006-2010 годы». На реализацию этой ФЦП в федеральном бюджете было предусмотрено в 2006г. 3736,9 млн.руб. и на 2007г. - 4407,6 млн.руб. В рамках реализации ФЦП в республике на финансирование мелиоративных мероприятий в 2007г. были направлены 1028,6 млн.руб., в том числе из федерального бюджета - 119,6 млн.руб., республиканского бюджета - 107,5 млн.руб. и внебюджетные средства - 801,6 млн.руб. В результате реализации финансируемых мероприятий сохранено от выбытия значительная площадь (53,8 тыс. га) сельхозугодий, введено 0,1 тыс. га мелиорируемых земель, предотвращено опустынивание 1,2 тыс. га земель хозяйственного назначения, внесено минеральных и органических удобрений.
Для существенного повышения плодородия земли и эффективности землепользования исключительно важное значение имеет внедрение современных достижений науки, техники и агротехнологии. Особо актуальными и перспективными для Дагестана нам представляются два направления повышения и поддержания плодородия земли, особенно пашни: а) правильные и научно обоснованные севообороты, способствующие естественному воспроизводству плодородия почвы; б) мелиорация, внесение минеральных и органических удобрений, позволяющих компенсировать вынос питательных веществ почвы урожаем.
Наряду с дальнейшим улучшением мелиоративного состояния земли крайне важно внедрение водосберегающей технологии орошения, особенно современной системы капельного орошения. Большие перспективы имеет развитие орошаемого земледелия за счет использования Черкейского и Ирганайского водохранилищ, особенно путем введения в сельскохозяйственный оборот земель прилегающих районов (Буйнакского, Кизилюртовского, Казбековского, Кум-торкалинского).
Одним из основных факторов деградации земли и снижения плодородия почвы является недостаток, а в последние годы резкое уменьшение вносимых минеральных и органических удобрений, сокращение удобренной площади. Дагестан в удобрении земли всегда отставал от России и его регионов. Так, если в 1990 г. на один га посевов сельхозкультур в сельскохозяйственных организациях Дагестана вносилось удобрений минеральных на 18% и органических -на 48,6% меньше, чем в России, то в 2006 г. эти показатели по внесению минеральных и органических удобрений составляли 75,5% и 44,4%, соответственно. Основными причинами такого положения являются удорожание минеральных удобрений, недостаток у сельхозпроизводителей оборотных средств на покупку удобрений, горючего, оплату транспорта и т.д. Существенным недостатком
здесь является слабая организация работы по всей цепочке: закупка удобрений - транспортировка - реализация потребителю - доставка до поля. Именно только слабой организацией можно объяснить то, что плохо обстоит дело с удобрением посевов не только минеральными, но и органическими удобрениями.
Особо следует рассмотреть вопрос об обеспечении сельского хозяйства республики органическими удобрениями. В Дагестане при наличии большого количества и стабильном росте поголовья скота и птицы органических удобрений должно быть достаточно для покрытия нормативной потребности сельского хозяйства. Первейшая задача состоит в том, чтобы организовать сбор, хранение, транспортировку и рациональное использование удобрений. Для решения этой задачи представляется целесообразным тем же ГУПам, АО, кооперативам, специализирующимся на закупке и реализации удобрений, заключать договора с животноводческими и птицеводческими хозяйствами на закупку у них органических удобрений. Эти же структуры по договору могли бы доставлять органические удобрения сельхозпроизводителям.
Планомерная реализация предлагаемых мер, на наш взгляд, позволит постепенно преодолеть кризис и восстановить материально-техническую базу и соответственно повысить эффективность сельского хозяйства Республики Дагестан.