АХМЕДУЕВ А.Ш.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ И ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Раскрываются актуальные проблемы и обосновываются приоритетные направления долгосрочного развития сельского хозяйства Республики Дагестан на основе эффективного использования потенциала и модернизации аграрной сферы.
ahmedueva.sk
PRIORITIES FOR MODERNIZATION AND LONG-TERM DEVELOPMENT OF AGRICULTURE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
The book shows the current problems and settle the long-term priorities for the development of agriculture of the Republic of Dagestan, on the basis of efficient use of capacity and modernization of the agrarian sector.
Ключевые слова: устойчивое развитие, приоритеты, интенсификация, техническая база, интеграция, институциональные преобразования.
Keywords: sustainable development, priorities, intensification, and technical base, integration, institutional transformation.
Сельское хозяйство является одной из ведущих базовых отраслей экономии Республики Дагестан. В сельском хозяйстве в последние годы создавался от 18,7 до 28,1% валового регионального продукта. При этом наблюдается заметная тенденция снижения доли сельского хозяйства в ВРП республики. В 2007 г. по сравнению с 2000 г. эта доля снизилась на 11,1 процентных пункта. В сельском хозяйстве функционирует 8% всех основных фондов республики или около 38% основных фондов отраслей, производящих товары. В сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве и рыбоводстве работает 26,6% занятых в экономике и наблюдается тенденция уменьшения удельного веса занятых в отрасли. Среднесписочная численность занятых здесь уменьшилась с 311,9 тыс. человек в 2000 г. до 250,6 тыс. человек в 2008г., или на 19,7% [1, с.110].
После системного кризиса с 2000 г. началась фаза стабилизации и подъема сельскохозяйственного производства республики. Но рост производства происходит преимущественно в хозяйствах населения, удельный вес которых в общем объеме продукции в 2009 г. достиг 82,5%. Сельскохозяйственные организации дают лишь 7,7% валовой продукции, а КФХ - 9,8% [2, с.42].
Хотя в целом сельское хозяйство республики восстанавливается успешно, но по многим видам продукции объемы производства еще не достигли уровня 1990 г. Поэтому нынешнее состояние и масштабы сельскохозяйственного производства не удовлетворяют потребности республики, а его динамика не адекватна росту общей численности населения. Республика произ-
водит в расчете на душу населения меньше, чем в среднем по России, зерна в
7.4 раза, картофеля - в 1,6 раза, яиц - в 3,7 раза, молока - в 1,2 раза, мяса - в
1.5 раза.
За счет собственного производства по состоянию на 2009 г. республика удовлетворяет потребности по установленным рациональным нормам только по овощам и картофелю, а по мясу лишь на 40,0%, молоку - на 51,0%, рыбной продукции - на 28,4%, яйцу - на 27,0%. Потребности населения по этим и некоторым другим видам продовольствия покрываются за счет ввоза из других регионов России и импорта.
Такое состояние сельского хозяйства и низкий уровень доходов населения обуславливают, что Республика Дагестан среди регионов Российской Федерации по потреблению продуктов питания на душу населения занимает одно из последних мест, а именно: мяса и мясопродуктов - 80-е, молока и моло-копродуктов - 68-е, яиц - 79-е, растительного масла - 78-е, картофеля - 70-е [1, с. 204-208].
Вышесказанное свидетельствует о том, что нынешнее состояние и уровень развития сельского хозяйства не удовлетворяют потребности населения в продовольствии, не обеспечивают продовольственную безопасность республики, а динамика и масштабы производства сельхозпродукции существенно отстают от роста населения. Это обусловливает необходимость коренного пересмотра экономической стратегии и концепции аграрной политики, проведения радикальных мер по модернизации и интенсификации сельского хозяйства, максимальному и эффективному использованию всего потенциала аграрной сферы республики.
Однако надо ясно представлять себе, что развитие аграрного сектора экономики и продовольственное обеспечение населения республики - сложная и долговременная проблема. Чтобы удовлетворить потребности республики с учетом роста численности населения, надо увеличить производство хлеба и хлебопродуктов в 1,9 раза, молока - в 2 раза, мяса в 2,6 раза, плодов и ягод - в 2 раза, яиц - в 3,7 раза, рыбной продукции - в 6 раз. С учетом этого необходимо определить стратегические ориентиры (цели) производства основных видов продукции на период до 2025 г. с таким только расчетом, чтобы полностью обеспечить потребности населения республики, а излишек мяса, овощей, картофеля, винограда и плодов поставлять на российский и зарубежный рынки.
Для радикальной модернизации и долгосрочного устойчивого развития сельского хозяйства республики по пути интенсификации необходимо на научной основе проводить активную работу по следующим приоритетным направлениям:
❖ развитие и укрепление научно-технического потенциала аграрной сферы, развертывание масштабных исследований актуальных проблем модернизации и прогрессивного развития сельского хозяйства;
❖ восстановление плодородия почвы, наиболее полное, эффективное и рациональное использование земельных, водных и других природных, а также производственных и трудовых ресурсов;
❖ совершенствование техники и технологии, последовательный перевод сельского хозяйства республики от частичной к комплексной механизации, в последующем - на этап «системы машин», а от него к информационно-биологическим системам, основу которых составляют две ключевые технологии - системы глобального позиционирования и генная инженерия;
❖ повышение урожайности сельхозкультур и продуктивности животноводства, масштабное развитие семеноводства, племенного дела, мелиорации и химизации;
❖ подготовка и повышение квалификации кадров рабочих, специалистов и руководителей хозяйств, отвечающих современным требованиям научно-технического прогресса и рыночных условий хозяйствования;
❖ социальное развитие села, повышение уровня и качества жизни сельского населения, сближение условий жизни городских и сельских жителей.
Достижение поставленных целей и решение обозначенных выше задач обусловливают необходимость разработки долгосрочной стратегии, определения научно-технической и структурной политики, обоснования перспектив и приоритетов развития сельского хозяйства Дагестана.
На данном этапе важно определить приоритетные направления и формировать рациональную отраслевую, а также территориальную структуру растениеводства. Растениеводство Дагестана имеет большие перспективы, а бесспорно приоритетными следует считать виноградарство, садоводство, овощеводство и производство зерна.
Животноводство является ведущей отраслью сельского хозяйства Дагестана (48,5% валовой продукции), таковой она останется и в перспективе. Однако рост поголовья скота, экстенсивный путь развития животноводства бесперспективны. Увеличение поголовья при низкой продуктивности ведет к росту затрат на единицу продукции, убыточности животноводства. Интенсификация производства и повышение продуктивности скота и птицы - единственно приемлемые стратегические направления развития животноводства Дагестана. Отсюда вытекают важнейшие стратегические задачи:
❖ поднять на современный уровень племенно-селекционную работу;
❖ коренным образом изменить структуру и породный состав скота;
❖ поднять на современный уровень зоотехническое и ветеринарное обслуживание;
❖ создать современную кормовую базу, оптимально сочетающую использование естественных пастбищ и стойлового содержания;
❖ реконструировать существующие и построить новые помещения для содержания скота с современным материально-техническим оснащением.
Именно с позиции интенсификации, повышения эффективности и конкурентоспособности следует строить структурную политику и определить приоритеты развития животноводства. Особо приоритетными для Дагестана,
на наш взгляд, следует считать развитие птицеводства и рыбного хозяйства. Для республики одинаково актуально и перспективно мясное и молочное направления развития крупного рогатого скота. В овцеводстве же представляется исключительно важным в каждом районе сделать обоснованный выбор с учетом доходности мясного направления и производства шерсти.
Республика Дагестан располагает разнообразными природными ресурсами и благоприятными в общем климатическими условиями для сельского хозяйства. В связи с высокими темпами роста численности населения размер сельхозугодий в расчете на душу населения за 1961-2008 гг. уменьшился на 50,4%, пашни - на 57,8%, сенокосов и пастбищ - на 48,2%. На одного жителя Дагестана в 1960 г. приходилось 0,45 га пашни, а в 2008г. - 0,19 га, на одного сельского жителя соответственно - 0,64 га и 0,34 га. Это в 5,1 раза меньше, чем в России в целом, и в 6,4 раза меньше, чем в среднем в ЮФО. Поэтому крайне важно расширение площади, повышение плодородия, обеспечение сохранности и рационального использования пашни.
Земельные ресурсы Дагестана по своему качеству и пригодности для сельскохозяйственного использования характеризуются большим разнообразием, что обусловливает соответствующую специализацию и размещение сельскохозяйственного производства, а также территориальную структуру сельхозпродукции. Более половины пашни и многолетних насаждений, а также 63% орошаемых земель приходится на равнинную зону, где возделы-ваются практически все виды сельхозкультур. В предгорной и горной зонах имеется большой потенциал для животноводства, так как здесь расположены 86% пастбищ и 85% сенокосов. В республике 385,6 тыс. га орошаемых земель (8,5%) в РФ и 19% на Северном Кавказе, которые дают около 70% всей продукции растениеводства.
Однако должно вызывать серьезную тревогу то, что состояние и качество сельхозугодий в республике постоянно ухудшается, значительные площади подвергаются ветровой и водной эрозии, увеличивается площадь засоленных земель, ускоряется процесс опустынивания. Принимаемые меры, а также выделяемые средства недостаточны для изменения ситуации и не могут даже приостановить процесс деградации земель.
Резко континентальный климат объективно обусловливает необходимость мелиорации земель и расширения площади орошаемого земледелия. Для этого Дагестан располагает достаточными водными ресурсами. Однако оросительная система республики не отвечает современным требованиям и нуждается в полной технической реконструкции.
Особое следует обратить внимание на то, что, по данным ТО Росстата по РД, на 1 га посевов минеральных удобрений вносится в почву в 42 раза меньше и органических - в 17 раз меньше, чем требуется по нормативам.
Федеральные и республиканские программы повышения плодородия почвы из-за недостатка финансирования не выполняются, а мизерные ассигнования из республиканского бюджета недостаточны для заметного улучшения положения. Землепользователи не несут ответственности ни за полное и
эффективное использование, ни за сохранение и повышение плодородия земли.
Прежде всего нужно понимание и осознание серьезности угрозы потери земли как остро дефицитного и невозобновляемого ресурса экономики и жизнеобеспечения населения республики. Исходя именно из этого, необходимо разработать и законодательно утвердить четкую, ясную и долговременную стратегию восстановления, сохранения и рационального использования земли. Для реализации такой стратегии следует разрабатывать и утверждать комплексные научно-обоснованные и, главное, реальные долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные целевые программы с эффективным механизмом их реализации и ресурсного обеспечения.
Для существенного повышения плодородия земли и эффективности землепользования, наряду с реформированием земельных отношений, исключительно важное значение имеет внедрение современных достижений науки, техники и агротехнологии. Особо актуальными и перспективными для Дагестана нам представляются два направления повышения и поддержания плодородия земли, особенно пашни: а) правильные и научно-обоснованные севообороты, способствующие естественному воспроизводству плодородия почвы; б) мелиорация, внесение минеральных и органических удобрений, позволяющих компенсировать вынос питательных веществ почвы урожаем. Аграрная политика как республики, так и каждого хозяйства - землепользователя должна быть ориентирована на оптимальное сочетание конкретных мер в этих двух направлениях.
Развитие и интенсификация сельского хозяйства, повышение урожайности полей и продуктивности скота в решающей степени зависят от состояния материально-технической базы. Она во всех звеньях сельского хозяйства республики в настоящее время находится в критическом состоянии. Инвестиции в обновление и реконструкцию материально-технической базы сельского хозяйства крайне малы, а их доля в структуре инвестиций в основной капитал республики из года в год снижается.
Первоочередными в инвестиционной политике следует считать финансовое обеспечение мер по восстановлению материально-технической базы сельского хозяйства республики. Только на устранение дефицита, без учета замены техники с истекшими сроками амортизации, необходимо 6800 тракторов, 198 зерноуборочных и 177 рисоуборочных комбайнов. Представляется необходимым разработать целевую инвестиционную программу технического перевооружения сельского хозяйства и создать для ее финансового обеспечения отдельного инвестиционного фонда, концентрируя в нем средства из всех источников. При этом крайне важно довести долю средств, направляемых в АПК, в общем объеме инвестиций, в том числе из бюджетов всех уровней, до 20 процентов.
Однако создание современной технической базы сельского хозяйства во многом зависит от государственного регулирования этого процесса, помощи и поддержки государственных и местных органов власти. Одним из важнейших направлений такой помощи является расширение сферы федерального и
регионального лизинга. Надо, прежде всего, в максимальной степени использовать возможности федеральной системы финансовой аренды (лизинга) с ельхозтехники.
С 2000 г. формируется республиканская система поставки сельхозтехники по лизингу. Крайне важно и далее развивать высокими темпами поставку сельхозтехники по лизингу сельхозпроизводителям республики. Прежде всего, представляется целесообразным создать единый республиканский центр по организации агролизинга, учредить, как и в России, республиканскую госкомпанию ОАО «Дагагролизинг». Такая компания должна выполнять три важнейшие функции: а) выступать заказчиком сельхозтехники и оборудования для поставки по республиканскому лизингу; б) выступать лизингодателем; в) распоряжаться лизинговым инвестиционным фондом, обеспечивать своевременный возврат в этот фонд средств финансовой аренды (лизинга) от лизингополучателей.
Однако необходимо исключить возможность монополизации рынка финансовой аренды (лизинга). Следует формировать конкурентную среду, обеспечить условия для развития лизинговой деятельности частных компаний, создания в этой сфере акционерных обществ, государственно-частных предприятий и т.д. Для развития частно-государственного партнерства и государственной поддержки лизинговой деятельности широкие возможности предоставляет Закон Республики Дагестан от 1 ноября 2005 г. № 41 «О государственной поддержке лизинговой деятельности в Республике Дагестан» [3], а также постановление Правительства Республики Дагестан от 6 октября 2009 г. № 338 «Об утверждении порядка и условий направления средств республиканского бюджета Республики Дагестан в уставный капитал лизингодателя»
[4].
На основе указанных правовых актов в республике целесообразно ежегодно предусматривать в республиканском бюджете средства для образования в различных зонах РД не менее 10-12 акционерных лизинговых компаний с участием республиканского бюджета в их уставном капитале. Оптимальным было бы формирование открытых частно-государственных акционерных обществ с широким привлечением населения и сельхозпроизводителей в качестве акционеров.
Вместе с тем исключительно важно сделать лизинг доступным всем сельхозпроизводителям, для чего необходимо снизить процентную ставку до 3% годовых, а для предприятий, испытывающих временные финансовые трудности, сделать лизинг беспроцентным. Вместе с тем целесообразно увеличить срок лизинга по всем видам техники и оборудованию до 7-8 лет (в зависимости от срока амортизации). Следует освободить предприятия-лизингополучатели первые 3 года от авансовых платежей, а также от уплаты наценки к цене техники, компенсируя транспортные и сбытовые расходы из лизингового инвестиционного фонда.
Наряду с развитием агролизинга необходимо в полной мере использовать также другие формы поддержки сельхозпроизводителей. Весьма важной и перспективной формой является ипотечное кредитование сельхозпроизво-
дителей на покупку техники. Для этого нужно создать надежный ипотечный банк и наладить его работу. Вполне реально развивать льготное кредитование сельхозпроизводителей из временно свободных средств республиканского и муниципальных бюджетов. Для приобретения сельхозтехники широко следует применять также использование банковских кредитов под гарантию республиканских и муниципальных органов власти.
Одним из перспективных и приоритетных направлений решения проблемы следует считать организацию производства техники и оборудования для сельского хозяйства на машиностроительных предприятиях Республики Дагестан. Для этого нужно радикально изменить промышленную, в частности структурную политику, переориентировать ряд предприятий республики на изготовление качественной сельхозтехники и оборудования. Наряду с перепрофилированием предприятий в первоочередном порядке необходимо в республике развивать мощную научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую базу для создания новой и совершенствования существующей сельхозтехники.
Для Дагестана исключительно актуально продолжение институциональных преобразований, формирование современных предпринимательских структур, совершенствование организационно-правовых форм субъектов хозяйствования, преодоление монополизма и развитие свободной конкуренции во всех структурах и звеньях сельского хозяйства.
Прежде всего необходимо принять неотложные и радикальные меры по дальнейшему реформированию, реструктуризации и финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий. Как справедливо отмечают Ш. Шарипов и П. Расулова, сельскохозяйственные организации, несмотря на заметное ухудшение своего ресурсного потенциала, являются ключевым сектором хозяйствования. «... В современных условиях при нарастании конкурентной борьбы за рынки продовольствия данный сектор, в силу своих экономических параметров выступает как категория, позволяющая обеспечить ведение производства с применением прогрессивных технологий, чего нельзя сказать о малых формах хозяйствования: КФХ и ЛПХ населения» [5, с. 43].
Однако большинство сельскохозяйственных предприятий и организаций Дагестана находится в состоянии полной деградации. По данным Росста-та [1, с. 400,406], оборот в среднем одной организации в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве РД в 2008 г. составил всего 301 тыс. руб., или в 9,9 раза меньше чем в среднем в ЮФО, ив 12,8 раза меньше, чем в среднем по стране. По данным Ш. Шарипова и П. Расуловой в РД в среднем в расчете на одну сельхозорганизацию в 2008 г. приходилось 2,2 млн. руб. выручки от реализации сельхозпродукции. Это меньше, чем во всех субъектах ЮФО, а по сравнению с показателем средним по ЮФО - меньше в 22 раза, а среднероссийским - в 18 раз. О финансовом состоянии сельхозорганизаций говорит то, что при среднем объеме выручки от реализации 2,2 млн. руб., кредиторская задолженность в среднем составляет 2,5 млн. руб. на одну организацию [5, с. 44]. Ясно, что без полной модернизации сельскохозяйственных предприятий
и организаций сельское хозяйство РД поднять на современный уровень не удастся.
Именно поэтому модернизация с целью интенсификации и повышения эффективности сельскохозяйственного производства требует развития и углубления интеграции и кооперирования субъектов хозяйствования, создания современных крупных сельхозпредприятий индустриального типа, объединения сельхозпроизводителей, перерабатывающих хозяйств, организаций агро-инфраструктуры в территориально-производственные комплексы (кластеры), в крупные агрохолдинги, агрофирмы и другие типы объединений. Кластеры, агрохолдинги и агрофирмы вполне могут быть сформированы, определив в качестве основных (материнских) компаний крупные экономически мощные предприятия АПК республики, в частности - консервные, коньячные, виноградарские, винодельческие и другие.
Одним из центральных вопросов стратегии и аграрной политики остается определение роли и перспектив развития крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения. Представляется стратегически верным и перспективным принять концепцию постепенного укрупнения КФХ и хозяйств населения в различных организационно-правовых формах. Крайне важно предпринять меры по повышению уровня технической оснащенности, внедрению современной агротехнологии, финансовой и материально-технической поддержке КФХ и хозяйств населения.
Важным направлением институциональных преобразований является развитие малого предпринимательства в сельском хозяйстве. В сельском хозяйстве республики потенциал малого бизнеса пока используется недостаточно. Малое предпринимательство целесообразно развивать как в производстве сельхозпродукции, так и в инфраструктуре обслуживания и поддержания сельского хозяйства.
Для устойчивого развития сельского хозяйства необходимо дальнейшее совершенствование и усиление системы государственной финансовой и материально-технической поддержки сельхозпредприятий, КФХ, хозяйств населения, организаций агроинфраструктуры. Государственное регулирование и государственная поддержка, а также функционирование механизма рынка должны в конечном счете обеспечить решение имеющихся и возникающих проблем, модернизацию и дальнейшее устойчивое развитие сельского хозяйства Республики Дагестан.
_Литература_
1. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2009. Стат сб. / Росстат. - М., 2009.
2. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Доклад 20082009, ТО Росстата по РД.
3. Закон Республики Дагестан «О государственной поддержке лизинговой деятельности в Республике Дагестан» от 1 ноября 2005г. №41.
4. Постановление Правительства РД «Об утверждении порядка и условий направления средств республиканского бюджета Республики Дагестан в
уставный капитал лизингодателя» от 6 октября 2009г. №338. 5. Шарипов Ш.И., Расулова П.С. Сельскохозяйственные организации ЮФО: экономический потенциал и тенденции развития // Агропромышленный комплекс Дагестана, 2009, №3-4. - Махачкала, 2009.