Научная статья на тему 'Приоритетные направления модернизации и долгосрочного развития сельского хозяйства республики Дагестан'

Приоритетные направления модернизации и долгосрочного развития сельского хозяйства республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
186
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ПРИОРИТЕТЫ / PRIORITIES / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / INTENSIFICATION / ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / AND TECHNICAL BASE / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / INSTITUTIONAL TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ахмедуев Абас Шапиевич

Раскрываются актуальные проблемы и обосновываются приоритетные направления долгосрочного развития сельского хозяйства Республики Дагестан на основе эффективного использования потенциала и модернизации аграрной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES FOR MODERNIZATION AND LONG- TERM DEVELOPMENT OF AGRICULTURE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The book shows the current problems and settle the long-term priorities for the development of agriculture of the Republic of Dagestan, on the basis of efficient use of capacity and modernization of the agrarian sector.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления модернизации и долгосрочного развития сельского хозяйства республики Дагестан»

АХМЕДУЕВ А.Ш.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ И ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Раскрываются актуальные проблемы и обосновываются приоритетные направления долгосрочного развития сельского хозяйства Республики Дагестан на основе эффективного использования потенциала и модернизации аграрной сферы.

ahmedueva.sk

PRIORITIES FOR MODERNIZATION AND LONG-TERM DEVELOPMENT OF AGRICULTURE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The book shows the current problems and settle the long-term priorities for the development of agriculture of the Republic of Dagestan, on the basis of efficient use of capacity and modernization of the agrarian sector.

Ключевые слова: устойчивое развитие, приоритеты, интенсификация, техническая база, интеграция, институциональные преобразования.

Keywords: sustainable development, priorities, intensification, and technical base, integration, institutional transformation.

Сельское хозяйство является одной из ведущих базовых отраслей экономии Республики Дагестан. В сельском хозяйстве в последние годы создавался от 18,7 до 28,1% валового регионального продукта. При этом наблюдается заметная тенденция снижения доли сельского хозяйства в ВРП республики. В 2007 г. по сравнению с 2000 г. эта доля снизилась на 11,1 процентных пункта. В сельском хозяйстве функционирует 8% всех основных фондов республики или около 38% основных фондов отраслей, производящих товары. В сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве и рыбоводстве работает 26,6% занятых в экономике и наблюдается тенденция уменьшения удельного веса занятых в отрасли. Среднесписочная численность занятых здесь уменьшилась с 311,9 тыс. человек в 2000 г. до 250,6 тыс. человек в 2008г., или на 19,7% [1, с.110].

После системного кризиса с 2000 г. началась фаза стабилизации и подъема сельскохозяйственного производства республики. Но рост производства происходит преимущественно в хозяйствах населения, удельный вес которых в общем объеме продукции в 2009 г. достиг 82,5%. Сельскохозяйственные организации дают лишь 7,7% валовой продукции, а КФХ - 9,8% [2, с.42].

Хотя в целом сельское хозяйство республики восстанавливается успешно, но по многим видам продукции объемы производства еще не достигли уровня 1990 г. Поэтому нынешнее состояние и масштабы сельскохозяйственного производства не удовлетворяют потребности республики, а его динамика не адекватна росту общей численности населения. Республика произ-

водит в расчете на душу населения меньше, чем в среднем по России, зерна в

7.4 раза, картофеля - в 1,6 раза, яиц - в 3,7 раза, молока - в 1,2 раза, мяса - в

1.5 раза.

За счет собственного производства по состоянию на 2009 г. республика удовлетворяет потребности по установленным рациональным нормам только по овощам и картофелю, а по мясу лишь на 40,0%, молоку - на 51,0%, рыбной продукции - на 28,4%, яйцу - на 27,0%. Потребности населения по этим и некоторым другим видам продовольствия покрываются за счет ввоза из других регионов России и импорта.

Такое состояние сельского хозяйства и низкий уровень доходов населения обуславливают, что Республика Дагестан среди регионов Российской Федерации по потреблению продуктов питания на душу населения занимает одно из последних мест, а именно: мяса и мясопродуктов - 80-е, молока и моло-копродуктов - 68-е, яиц - 79-е, растительного масла - 78-е, картофеля - 70-е [1, с. 204-208].

Вышесказанное свидетельствует о том, что нынешнее состояние и уровень развития сельского хозяйства не удовлетворяют потребности населения в продовольствии, не обеспечивают продовольственную безопасность республики, а динамика и масштабы производства сельхозпродукции существенно отстают от роста населения. Это обусловливает необходимость коренного пересмотра экономической стратегии и концепции аграрной политики, проведения радикальных мер по модернизации и интенсификации сельского хозяйства, максимальному и эффективному использованию всего потенциала аграрной сферы республики.

Однако надо ясно представлять себе, что развитие аграрного сектора экономики и продовольственное обеспечение населения республики - сложная и долговременная проблема. Чтобы удовлетворить потребности республики с учетом роста численности населения, надо увеличить производство хлеба и хлебопродуктов в 1,9 раза, молока - в 2 раза, мяса в 2,6 раза, плодов и ягод - в 2 раза, яиц - в 3,7 раза, рыбной продукции - в 6 раз. С учетом этого необходимо определить стратегические ориентиры (цели) производства основных видов продукции на период до 2025 г. с таким только расчетом, чтобы полностью обеспечить потребности населения республики, а излишек мяса, овощей, картофеля, винограда и плодов поставлять на российский и зарубежный рынки.

Для радикальной модернизации и долгосрочного устойчивого развития сельского хозяйства республики по пути интенсификации необходимо на научной основе проводить активную работу по следующим приоритетным направлениям:

❖ развитие и укрепление научно-технического потенциала аграрной сферы, развертывание масштабных исследований актуальных проблем модернизации и прогрессивного развития сельского хозяйства;

❖ восстановление плодородия почвы, наиболее полное, эффективное и рациональное использование земельных, водных и других природных, а также производственных и трудовых ресурсов;

❖ совершенствование техники и технологии, последовательный перевод сельского хозяйства республики от частичной к комплексной механизации, в последующем - на этап «системы машин», а от него к информационно-биологическим системам, основу которых составляют две ключевые технологии - системы глобального позиционирования и генная инженерия;

❖ повышение урожайности сельхозкультур и продуктивности животноводства, масштабное развитие семеноводства, племенного дела, мелиорации и химизации;

❖ подготовка и повышение квалификации кадров рабочих, специалистов и руководителей хозяйств, отвечающих современным требованиям научно-технического прогресса и рыночных условий хозяйствования;

❖ социальное развитие села, повышение уровня и качества жизни сельского населения, сближение условий жизни городских и сельских жителей.

Достижение поставленных целей и решение обозначенных выше задач обусловливают необходимость разработки долгосрочной стратегии, определения научно-технической и структурной политики, обоснования перспектив и приоритетов развития сельского хозяйства Дагестана.

На данном этапе важно определить приоритетные направления и формировать рациональную отраслевую, а также территориальную структуру растениеводства. Растениеводство Дагестана имеет большие перспективы, а бесспорно приоритетными следует считать виноградарство, садоводство, овощеводство и производство зерна.

Животноводство является ведущей отраслью сельского хозяйства Дагестана (48,5% валовой продукции), таковой она останется и в перспективе. Однако рост поголовья скота, экстенсивный путь развития животноводства бесперспективны. Увеличение поголовья при низкой продуктивности ведет к росту затрат на единицу продукции, убыточности животноводства. Интенсификация производства и повышение продуктивности скота и птицы - единственно приемлемые стратегические направления развития животноводства Дагестана. Отсюда вытекают важнейшие стратегические задачи:

❖ поднять на современный уровень племенно-селекционную работу;

❖ коренным образом изменить структуру и породный состав скота;

❖ поднять на современный уровень зоотехническое и ветеринарное обслуживание;

❖ создать современную кормовую базу, оптимально сочетающую использование естественных пастбищ и стойлового содержания;

❖ реконструировать существующие и построить новые помещения для содержания скота с современным материально-техническим оснащением.

Именно с позиции интенсификации, повышения эффективности и конкурентоспособности следует строить структурную политику и определить приоритеты развития животноводства. Особо приоритетными для Дагестана,

на наш взгляд, следует считать развитие птицеводства и рыбного хозяйства. Для республики одинаково актуально и перспективно мясное и молочное направления развития крупного рогатого скота. В овцеводстве же представляется исключительно важным в каждом районе сделать обоснованный выбор с учетом доходности мясного направления и производства шерсти.

Республика Дагестан располагает разнообразными природными ресурсами и благоприятными в общем климатическими условиями для сельского хозяйства. В связи с высокими темпами роста численности населения размер сельхозугодий в расчете на душу населения за 1961-2008 гг. уменьшился на 50,4%, пашни - на 57,8%, сенокосов и пастбищ - на 48,2%. На одного жителя Дагестана в 1960 г. приходилось 0,45 га пашни, а в 2008г. - 0,19 га, на одного сельского жителя соответственно - 0,64 га и 0,34 га. Это в 5,1 раза меньше, чем в России в целом, и в 6,4 раза меньше, чем в среднем в ЮФО. Поэтому крайне важно расширение площади, повышение плодородия, обеспечение сохранности и рационального использования пашни.

Земельные ресурсы Дагестана по своему качеству и пригодности для сельскохозяйственного использования характеризуются большим разнообразием, что обусловливает соответствующую специализацию и размещение сельскохозяйственного производства, а также территориальную структуру сельхозпродукции. Более половины пашни и многолетних насаждений, а также 63% орошаемых земель приходится на равнинную зону, где возделы-ваются практически все виды сельхозкультур. В предгорной и горной зонах имеется большой потенциал для животноводства, так как здесь расположены 86% пастбищ и 85% сенокосов. В республике 385,6 тыс. га орошаемых земель (8,5%) в РФ и 19% на Северном Кавказе, которые дают около 70% всей продукции растениеводства.

Однако должно вызывать серьезную тревогу то, что состояние и качество сельхозугодий в республике постоянно ухудшается, значительные площади подвергаются ветровой и водной эрозии, увеличивается площадь засоленных земель, ускоряется процесс опустынивания. Принимаемые меры, а также выделяемые средства недостаточны для изменения ситуации и не могут даже приостановить процесс деградации земель.

Резко континентальный климат объективно обусловливает необходимость мелиорации земель и расширения площади орошаемого земледелия. Для этого Дагестан располагает достаточными водными ресурсами. Однако оросительная система республики не отвечает современным требованиям и нуждается в полной технической реконструкции.

Особое следует обратить внимание на то, что, по данным ТО Росстата по РД, на 1 га посевов минеральных удобрений вносится в почву в 42 раза меньше и органических - в 17 раз меньше, чем требуется по нормативам.

Федеральные и республиканские программы повышения плодородия почвы из-за недостатка финансирования не выполняются, а мизерные ассигнования из республиканского бюджета недостаточны для заметного улучшения положения. Землепользователи не несут ответственности ни за полное и

эффективное использование, ни за сохранение и повышение плодородия земли.

Прежде всего нужно понимание и осознание серьезности угрозы потери земли как остро дефицитного и невозобновляемого ресурса экономики и жизнеобеспечения населения республики. Исходя именно из этого, необходимо разработать и законодательно утвердить четкую, ясную и долговременную стратегию восстановления, сохранения и рационального использования земли. Для реализации такой стратегии следует разрабатывать и утверждать комплексные научно-обоснованные и, главное, реальные долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные целевые программы с эффективным механизмом их реализации и ресурсного обеспечения.

Для существенного повышения плодородия земли и эффективности землепользования, наряду с реформированием земельных отношений, исключительно важное значение имеет внедрение современных достижений науки, техники и агротехнологии. Особо актуальными и перспективными для Дагестана нам представляются два направления повышения и поддержания плодородия земли, особенно пашни: а) правильные и научно-обоснованные севообороты, способствующие естественному воспроизводству плодородия почвы; б) мелиорация, внесение минеральных и органических удобрений, позволяющих компенсировать вынос питательных веществ почвы урожаем. Аграрная политика как республики, так и каждого хозяйства - землепользователя должна быть ориентирована на оптимальное сочетание конкретных мер в этих двух направлениях.

Развитие и интенсификация сельского хозяйства, повышение урожайности полей и продуктивности скота в решающей степени зависят от состояния материально-технической базы. Она во всех звеньях сельского хозяйства республики в настоящее время находится в критическом состоянии. Инвестиции в обновление и реконструкцию материально-технической базы сельского хозяйства крайне малы, а их доля в структуре инвестиций в основной капитал республики из года в год снижается.

Первоочередными в инвестиционной политике следует считать финансовое обеспечение мер по восстановлению материально-технической базы сельского хозяйства республики. Только на устранение дефицита, без учета замены техники с истекшими сроками амортизации, необходимо 6800 тракторов, 198 зерноуборочных и 177 рисоуборочных комбайнов. Представляется необходимым разработать целевую инвестиционную программу технического перевооружения сельского хозяйства и создать для ее финансового обеспечения отдельного инвестиционного фонда, концентрируя в нем средства из всех источников. При этом крайне важно довести долю средств, направляемых в АПК, в общем объеме инвестиций, в том числе из бюджетов всех уровней, до 20 процентов.

Однако создание современной технической базы сельского хозяйства во многом зависит от государственного регулирования этого процесса, помощи и поддержки государственных и местных органов власти. Одним из важнейших направлений такой помощи является расширение сферы федерального и

регионального лизинга. Надо, прежде всего, в максимальной степени использовать возможности федеральной системы финансовой аренды (лизинга) с ельхозтехники.

С 2000 г. формируется республиканская система поставки сельхозтехники по лизингу. Крайне важно и далее развивать высокими темпами поставку сельхозтехники по лизингу сельхозпроизводителям республики. Прежде всего, представляется целесообразным создать единый республиканский центр по организации агролизинга, учредить, как и в России, республиканскую госкомпанию ОАО «Дагагролизинг». Такая компания должна выполнять три важнейшие функции: а) выступать заказчиком сельхозтехники и оборудования для поставки по республиканскому лизингу; б) выступать лизингодателем; в) распоряжаться лизинговым инвестиционным фондом, обеспечивать своевременный возврат в этот фонд средств финансовой аренды (лизинга) от лизингополучателей.

Однако необходимо исключить возможность монополизации рынка финансовой аренды (лизинга). Следует формировать конкурентную среду, обеспечить условия для развития лизинговой деятельности частных компаний, создания в этой сфере акционерных обществ, государственно-частных предприятий и т.д. Для развития частно-государственного партнерства и государственной поддержки лизинговой деятельности широкие возможности предоставляет Закон Республики Дагестан от 1 ноября 2005 г. № 41 «О государственной поддержке лизинговой деятельности в Республике Дагестан» [3], а также постановление Правительства Республики Дагестан от 6 октября 2009 г. № 338 «Об утверждении порядка и условий направления средств республиканского бюджета Республики Дагестан в уставный капитал лизингодателя»

[4].

На основе указанных правовых актов в республике целесообразно ежегодно предусматривать в республиканском бюджете средства для образования в различных зонах РД не менее 10-12 акционерных лизинговых компаний с участием республиканского бюджета в их уставном капитале. Оптимальным было бы формирование открытых частно-государственных акционерных обществ с широким привлечением населения и сельхозпроизводителей в качестве акционеров.

Вместе с тем исключительно важно сделать лизинг доступным всем сельхозпроизводителям, для чего необходимо снизить процентную ставку до 3% годовых, а для предприятий, испытывающих временные финансовые трудности, сделать лизинг беспроцентным. Вместе с тем целесообразно увеличить срок лизинга по всем видам техники и оборудованию до 7-8 лет (в зависимости от срока амортизации). Следует освободить предприятия-лизингополучатели первые 3 года от авансовых платежей, а также от уплаты наценки к цене техники, компенсируя транспортные и сбытовые расходы из лизингового инвестиционного фонда.

Наряду с развитием агролизинга необходимо в полной мере использовать также другие формы поддержки сельхозпроизводителей. Весьма важной и перспективной формой является ипотечное кредитование сельхозпроизво-

дителей на покупку техники. Для этого нужно создать надежный ипотечный банк и наладить его работу. Вполне реально развивать льготное кредитование сельхозпроизводителей из временно свободных средств республиканского и муниципальных бюджетов. Для приобретения сельхозтехники широко следует применять также использование банковских кредитов под гарантию республиканских и муниципальных органов власти.

Одним из перспективных и приоритетных направлений решения проблемы следует считать организацию производства техники и оборудования для сельского хозяйства на машиностроительных предприятиях Республики Дагестан. Для этого нужно радикально изменить промышленную, в частности структурную политику, переориентировать ряд предприятий республики на изготовление качественной сельхозтехники и оборудования. Наряду с перепрофилированием предприятий в первоочередном порядке необходимо в республике развивать мощную научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую базу для создания новой и совершенствования существующей сельхозтехники.

Для Дагестана исключительно актуально продолжение институциональных преобразований, формирование современных предпринимательских структур, совершенствование организационно-правовых форм субъектов хозяйствования, преодоление монополизма и развитие свободной конкуренции во всех структурах и звеньях сельского хозяйства.

Прежде всего необходимо принять неотложные и радикальные меры по дальнейшему реформированию, реструктуризации и финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий. Как справедливо отмечают Ш. Шарипов и П. Расулова, сельскохозяйственные организации, несмотря на заметное ухудшение своего ресурсного потенциала, являются ключевым сектором хозяйствования. «... В современных условиях при нарастании конкурентной борьбы за рынки продовольствия данный сектор, в силу своих экономических параметров выступает как категория, позволяющая обеспечить ведение производства с применением прогрессивных технологий, чего нельзя сказать о малых формах хозяйствования: КФХ и ЛПХ населения» [5, с. 43].

Однако большинство сельскохозяйственных предприятий и организаций Дагестана находится в состоянии полной деградации. По данным Росста-та [1, с. 400,406], оборот в среднем одной организации в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве РД в 2008 г. составил всего 301 тыс. руб., или в 9,9 раза меньше чем в среднем в ЮФО, ив 12,8 раза меньше, чем в среднем по стране. По данным Ш. Шарипова и П. Расуловой в РД в среднем в расчете на одну сельхозорганизацию в 2008 г. приходилось 2,2 млн. руб. выручки от реализации сельхозпродукции. Это меньше, чем во всех субъектах ЮФО, а по сравнению с показателем средним по ЮФО - меньше в 22 раза, а среднероссийским - в 18 раз. О финансовом состоянии сельхозорганизаций говорит то, что при среднем объеме выручки от реализации 2,2 млн. руб., кредиторская задолженность в среднем составляет 2,5 млн. руб. на одну организацию [5, с. 44]. Ясно, что без полной модернизации сельскохозяйственных предприятий

и организаций сельское хозяйство РД поднять на современный уровень не удастся.

Именно поэтому модернизация с целью интенсификации и повышения эффективности сельскохозяйственного производства требует развития и углубления интеграции и кооперирования субъектов хозяйствования, создания современных крупных сельхозпредприятий индустриального типа, объединения сельхозпроизводителей, перерабатывающих хозяйств, организаций агро-инфраструктуры в территориально-производственные комплексы (кластеры), в крупные агрохолдинги, агрофирмы и другие типы объединений. Кластеры, агрохолдинги и агрофирмы вполне могут быть сформированы, определив в качестве основных (материнских) компаний крупные экономически мощные предприятия АПК республики, в частности - консервные, коньячные, виноградарские, винодельческие и другие.

Одним из центральных вопросов стратегии и аграрной политики остается определение роли и перспектив развития крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения. Представляется стратегически верным и перспективным принять концепцию постепенного укрупнения КФХ и хозяйств населения в различных организационно-правовых формах. Крайне важно предпринять меры по повышению уровня технической оснащенности, внедрению современной агротехнологии, финансовой и материально-технической поддержке КФХ и хозяйств населения.

Важным направлением институциональных преобразований является развитие малого предпринимательства в сельском хозяйстве. В сельском хозяйстве республики потенциал малого бизнеса пока используется недостаточно. Малое предпринимательство целесообразно развивать как в производстве сельхозпродукции, так и в инфраструктуре обслуживания и поддержания сельского хозяйства.

Для устойчивого развития сельского хозяйства необходимо дальнейшее совершенствование и усиление системы государственной финансовой и материально-технической поддержки сельхозпредприятий, КФХ, хозяйств населения, организаций агроинфраструктуры. Государственное регулирование и государственная поддержка, а также функционирование механизма рынка должны в конечном счете обеспечить решение имеющихся и возникающих проблем, модернизацию и дальнейшее устойчивое развитие сельского хозяйства Республики Дагестан.

_Литература_

1. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2009. Стат сб. / Росстат. - М., 2009.

2. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Доклад 20082009, ТО Росстата по РД.

3. Закон Республики Дагестан «О государственной поддержке лизинговой деятельности в Республике Дагестан» от 1 ноября 2005г. №41.

4. Постановление Правительства РД «Об утверждении порядка и условий направления средств республиканского бюджета Республики Дагестан в

уставный капитал лизингодателя» от 6 октября 2009г. №338. 5. Шарипов Ш.И., Расулова П.С. Сельскохозяйственные организации ЮФО: экономический потенциал и тенденции развития // Агропромышленный комплекс Дагестана, 2009, №3-4. - Махачкала, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.