Научная статья на тему 'Стратегические направления развития информационных систем в условиях глобализации экономики'

Стратегические направления развития информационных систем в условиях глобализации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления развития информационных систем в условиях глобализации экономики»

и уровню потребления населением сельскохозяйственной продукции. Единое информационное пространство в агропродовольственной сфере позволит более эффективно использовать внутренние ресурсы страны, межрегиональные связи по формированию продовольственной безопасности территорий разных уровней, созданию региональных систем формирования и распределения продовольственных ресурсов, формированию межрегиональных агропродовольственных рынков.

Примером могут служить создание Министерствами сельского хозяйства, Департаментами агропродовольственных ресурсов, территориальными органами власти информационных площадок: спрос, предложение - для своевременного обмена информацией между сельхозпроизводителями и потребителями, для оптимизации межрегионального обмена агропродовольственным сырьём, доступности к информации всех участников агропродо-вольственного рынка.

Создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства [2, 3] позволит более эффективно развиваться агропромышленному комплексу страны, позволит формировать условия для развития и повышения конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции на продовольственных рынках. Через информационные электронные сети, информационно-консультационные службы Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет информацию о научных достижениях аграрной науки, активизирует обмен современными инновационными знаниями и технологиями в области сельского хозяйства и продовольствия, оказывает помощь по любым вопросам, возникающим в процессе деятельности сельскохозяйственных предприятий. Тем самым исполнительные власти решают задачи управления инновационными процессами в агропродовольственной сфере.

В мировой практике принято считать, что продовольственная безопасность страны обеспечена, когда импорт товаров не превышает 25% внутреннего потребления. В России же он занимает 35% продовольственного рынка [4]. Высокий процент ввозимого, не всегда качественного продовольствия, привел к усилению влияния транснациональ-

ных корпораций на продовольственных рынках России, распространение новых агротехнологий, включая генные, воздействие которых на здоровье человека еще не оценено в полной мере. ТНК используют информационные технологии для формирования сознания потребителей, навязывания чуждого образа жизни через систему потребления продуктов питания. Поэтому жизненно важным становится

вопрос об информационной безопасности населения России в сфере потребления продуктов питания, открытости и доступности, достоверности информации. Государством должна проводиться политика здорового питания и внедряться через средства массовой информации, через глобальные компьютерные сети, а также осуществляться информационная поддержка отечественных товаропроизводителей по продвижения их продукции на продовольственные рынки.

Таким образом, современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы. Информационная сфера активно влияет на состояние экономической, в том числе и продовольственной безопасности РФ. Информационные системы - это важный ресурс для принятия эффективных решений в управлении аг-ропродовольственным сектором и достижения продовольственной независимости России.

Источники

1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (Утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 г., №Пр-212) / http://www.mdi.ru/ епсус1.рЬ|Р?РиЬпсЮ=3437

2. Постановление Правительства РФ от 7 марта 2008 г.

N 157 "О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства" (с изменениями от 10 марта 2009 г.)/

http://www.mcx.ru/documents/document/ show/8805.199.htm.

3. Целевая программа «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008-2010 годы)» /http://www.mcx.ru/documents/ document/show/7666.199.htm.

4. Абалкин Л.Аграрная трагедия России // Вопросы экономики, 2009. - . № 9. - С. 12.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Т.А. Максимова, к.э.н., доц. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

В настоящее время формируется огромный поток информации по различным областям знаний. Сельскохозяйственные товаропроизводители оказываются зачастую в стороне от информационного потока и об инновациях в АПК. В связи с этим остро встает проблема доведения необходимой информации до товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции. Этим связующим звеном стали информационноконсультационные службы, в своей совокупности образующие информационную систему.

Информационно-консультационная служба

России в своем развитии прошла долгий путь, и основные его этапы были связаны с этапами развития сельскохозяйственной науки и образования.

Ещё в послевоенные годы, когда широкий размах стало приобретать сельскохозяйственное образование и внедрение в производство передовых приемов науки и техники, были созданы научноисследовательские институты всесоюзного и зо-

нального значения, образующие систему научнотехнической информации (НТИ).

Данная информационная система выполняла единые функции по вопросам научно-технической информации, производственной пропаганде и освоению научных достижений, что в значительной степени способствовало ускорению научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе.

Однако отраслевая система НТИ в сельском хозяйстве была представлена лишь на союзном уровне - Всесоюзным научно-исследовательским институтом информации и технико-экономических исследований в сельском хозяйстве (ВНИИТЭИСХ). В республиках, областях (краях) и районах органов, фокусирующих научно-техническую информацию по сельскому хозяйству, не существовало. Эти функции лишь отчасти выполняли в регионах подразделения по сельскому хозяйству межотраслевых территориальных органов НТИ (ЦНТИ).

В конце 80-х гг. система НТИ была преобразована в новую структуру «Единая система научнотехнической информации Госагропрома СССР», которая являлась составной частью Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ), и была призвана обеспечивать научнотехнической информацией все основные сферы АПК на основе создания, ведения и распространения баз данных информационных изданий и соблюдения единых принципов информационной деятельности. Такая система органов НТИ в период распада СССР была практически ликвидирована. В основном остались только научно-исследовательские институты на федеральном уровне.

Только в 90-е гг. XX в., спустя столетие с момента возникновения первых служб общественной агрономии, в России началось воссоздание информационно-

консультационной службы. Начался процесс возвращения к основополагающим принципам построения системы консультирования товаропроизводителей. Этот позитивный процесс стал развиваться не «снизу», а именно «сверху», со стороны государства, так как изменилась аграрная политика и консультационная служба, как государственный инструмент реализации этой политики, вновь стала востребованной.

В настоящее время информационная система аграрного сектора представлена консультационными службами различного уровня, а перспективы её развития необходимо рассматривать в условиях нового исторического этапа глобализации экономики. Это четко просматривается в результате РБЭТ-анализа внешней среды организаций в сфере консультационных услуг (табл. 1).

Таблица 1 - РБвТ-анапиз в сфере консультационных услуг

Политика - Р Экономика - Е

1 Изменение законодательства РФ 1 Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад)

2 Реализация национальных приоритетных программ 2 Инфляция

3 Перспектива вступления в ВТО

Социум - Б Технология - Т

1 Изменение в базовых ценностях 1 Государственная инновационная политика

2 Изменение в уровне и стиле жизни 2 Значимые тенденции в области НИОКР

3 Отношение к работе и отдыху 3 Новые патенты

4 Отношение к образованию 4 Оценка скорости изменения и адаптации новых технологий

Так на деятельность консультационных служб в значительной степени влияют политические факторы, выражающиеся в изменении законодательства РФ, реализации национальных приоритетных программ и перспективы вступления в ВТО.

Положительной для консультационных служб будет перспектива вступления в ВТО, так как консалтинг на селе входит в «зеленую корзину», что подразумевает меры, освобожденные от обязательств по сокращению. Таким образом, при глобализации экономики информационные системы в виде консультационных служб всех уровней не только не будут подвержены мерам по сокращению, но имеют долгосрочные перспективы развития.

В долгосрочном периоде основными стратегическими направлениями развития информационных систем должны стать: научно-техническое, технологическое и информационное.

Научно-техническое развитие позволит перейти производству к высоким, наукоемким технологиям, а их быстрое и широкое распространение ликвидирует барьеры на пути перемещения товаров, услуг, капиталов.

Качественно новые технологии средств транспорта и связи обеспечат быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с использованием их в наиболее проблемных областях.

Информационное развитие будет способствовать быстрому распространение знаний, в результате научного или других видов интеллектуального взаимообмена; а резкое сокращение благодаря передовым технологиям транспортных, телекоммуникационных издержек, значительное снижение затрат на обработку, хранение и использование информации, облегчат глобальную интеграцию национальных рынков.

Таким образом, глобализация для стратегического развития информационных систем представляет новые возможности, но не исключено и проявление скрытых угроз. Поэтому необходимо адекватно реагировать на глобализационные процессы, чтобы адаптироваться к новым условиям и воспользоваться возможностями, которые предоставляет глобализация мировой экономики.

Источники

1. Баутин В.М. Сельскохозяйственное консультирование в России в XX веке. - М.: Росинформагро-тех,1999.

2. Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Менеджмент в России и за рубежом.- 2001. - № 3.

3. Крылатых Э.Н., Строкова О.Г. Аграрные аспекты вступления стран СНГ в ВТО. - М.: Энциклопедия российских деревень, 2002.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ ПРОГНОЗА СРЕДНЕДУШЕВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ МЯСА В СОСТАВЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМ СЕКТОРОМ РОССИИ

Р.П. Кутенков, д.э.н., гл. науч. сотр. Института аграрных проблем РАН

Известно, что эффективность управления аг-ропродовольственным сектором существенно повышается при наличии прогнозов потребностей населения России в продуктах питания. На основе подобных прогнозов могут обосновываться целевые нормативы развития продовольственного сектора, планироваться объемы экспорта и импорта. В этой

связи разработка прогнозного инструментария в рамках создаваемых информационных систем для принятия решений представляется актуальной. Цель предлагаемого сообщения - представление одной из подобных моделей, разработанной автором для оценки среднедушевого спроса на мясо и мясопродукты в пересчете на мясо с учетом зада-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.