Научная статья на тему 'Продовольственная безопасность России в условиях глобализации: информационный аспект'

Продовольственная безопасность России в условиях глобализации: информационный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продовольственная безопасность России в условиях глобализации: информационный аспект»

Затраты на перенос (в тыс. руб.) Форма хранения ИТОГО по всем формам хранения

каталожная | полнотекстовая

Группа организаций Вид информации провайдер -PageMaster

Научно-исследовательские учреждения (НИУ) Россельхозакадемии 1 - текстовая 228, 6 342,9 571,5

2 - изображения 342, 9 514,4 857,3

3 - видеоматериалы 762, 0 1 143,0 1 905,0

4 - аудиоматериалы 419,1 628,7 1 047,8

5 - программные системы 152,4 228,6 381,0

Итог по НИУ Россельхозакадемии 1 905,0 2 857,5 4 762,5

НИУРАН 1 - текстовая 9,2 13,8 23,0

2 - изображения 13,8 20,6 34,4

3 - видеоматериалы 30, 6 45,9 76,4

4 - аудиоматериалы 16, 9 25,1 42,0

5 - программные системы 6, 1 9,2 15,3

Итого по НИУ РАН 76,4 114,6 191,0

НИУРАМН 1 - текстовая 0,6 0,9 1,5

2 - изображения 0,9 1,4 2,3

3 - видеоматериалы 2,0 3,0 5,0

4 - аудиоматериалы 1,1 1,7 2,8

5 - программные системы 0,4 0,6 1,0

Итого по НИУ РАМН 5 ,0 7,7 12,7

Высшие учебные заведения (ВУЗы) сельскохозяйственного профиля 1 - текстовая 613,4 920,1 1 533,5

2 - изображения 920,1 1 380,2 2 300,3

3 - видеоматериалы 2 044,8 3 067,1 5 111,9

4 - аудиоматериалы 1 124,6 1 686,9 2 811,5

5 - программные системы 408,9 613,4 1 022,3

Итого по ВУЗам сельхозпрофиля 5 111,9 7 667,9 12 779,8

Издательства аграрной тематики 1 - текстовая 423,5 635,2 1 058,7

2 - изображения 635,2 952,9 1 588,1

3 - видеоматериалы 1 411,6 2 117,3 3 528,9

4 - аудиоматериалы 776,4 1 164,5 1 940,9

5 - программные системы 282,3 423,5 705,8

Итого по издательствам аграрной тематики 3 528,9 5 293,4 8 822,3

НИУ стран СНГ 1 - текстовая 12,3 18,4 30,7

2 - изображения 18,4 27,6 46,0

3 - видеоматериалы 40,9 61,4 102,3

4 - аудиоматериалы 22,5 33,8 56,3

5 - программные системы 8,2 12,3 20,5

Итого по НИУ стран СНГ 102,3 153,5 255,9

ИТОГО по всем группам 10 729,7 16 094,6 26 824,3

Источники 2. Отчет о НИР «Разработать технико-экономическое 1. Отчет о НИР «Разработать Концепцию единого ин- обоснование проекта единого информационного Информационного интернет-пространства знаний агро- тернет-пространства знаний агронауки ». - М.: ВИАПИ науки». - М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова, 2009. им. А.А. Никонова, 2010.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ:

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

О.В. Косарева, ведущий экономист Института экономики УрО РАН

В мире под воздействием процессов глобализации формируется единая общемировая экономическая и информационная система, повышается информационная взаимосвязанность экономик разных стран, существенно усиливается роль интеллектуальных факторов производства. Нарастание процессов глобализации и экономической интеграции, углубление рыночных отношений формируют жесткую конкурентную среду, в которой функционирует российская агропродовольственная система. Нестабильная внешнеполитическая обстановка, нестабильные природно-климатические ситуации, мировой продовольственный кризис, рост цен на продовольствие, в сочетании с негативными последствиями постсоветских реформ усиливают угрозу продовольственной безопасности России.

Формирование единого информационного пространства в агропродовольственной сфере бу-

дет способствовать своевременному реагированию на внешние и внутренние угрозы продовольственной безопасности страны. Оно является важной составляющей в решении комплекса задач достижения продовольственной безопасности на национальном и региональном уровне. Формирование единого информационного пространства в агропро-довольственной сфере России и её вхождение в мировое информационное пространство теснейшим образом связано с реализацией Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации [1].

В силу различных сложившихся условий для сельскохозяйственного производства (природно-климатических, наличия сельхозугодий и др.) регионы РФ делятся на производящие и потребляющие продовольствие. Регионы России территориально разделяются по уровню самообеспеченности

и уровню потребления населением сельскохозяйственной продукции. Единое информационное пространство в агропродовольственной сфере позволит более эффективно использовать внутренние ресурсы страны, межрегиональные связи по формированию продовольственной безопасности территорий разных уровней, созданию региональных систем формирования и распределения продовольственных ресурсов, формированию межрегиональных агропродовольственных рынков.

Примером могут служить создание Министерствами сельского хозяйства, Департаментами агропродовольственных ресурсов, территориальными органами власти информационных площадок: спрос, предложение - для своевременного обмена информацией между сельхозпроизводителями и потребителями, для оптимизации межрегионального обмена агропродовольственным сырьём, доступности к информации всех участников агропродо-вольственного рынка.

Создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства [2, 3] позволит более эффективно развиваться агропромышленному комплексу страны, позволит формировать условия для развития и повышения конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции на продовольственных рынках. Через информационные электронные сети, информационно-консультационные службы Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет информацию о научных достижениях аграрной науки, активизирует обмен современными инновационными знаниями и технологиями в области сельского хозяйства и продовольствия, оказывает помощь по любым вопросам, возникающим в процессе деятельности сельскохозяйственных предприятий. Тем самым исполнительные власти решают задачи управления инновационными процессами в агропродовольственной сфере.

В мировой практике принято считать, что продовольственная безопасность страны обеспечена, когда импорт товаров не превышает 25% внутреннего потребления. В России же он занимает 35% продовольственного рынка [4]. Высокий процент ввозимого, не всегда качественного продовольствия, привел к усилению влияния транснациональ-

ных корпораций на продовольственных рынках России, распространение новых агротехнологий, включая генные, воздействие которых на здоровье человека еще не оценено в полной мере. ТНК используют информационные технологии для формирования сознания потребителей, навязывания чуждого образа жизни через систему потребления продуктов питания. Поэтому жизненно важным становится вопрос об информационной безопасности населения России в сфере потребления продуктов питания, открытости и доступности, достоверности информации. Государством должна проводиться политика здорового питания и внедряться через средства массовой информации, через глобальные компьютерные сети, а также осуществляться информационная поддержка отечественных товаропроизводителей по продвижения их продукции на продовольственные рынки.

Таким образом, современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы. Информационная сфера активно влияет на состояние экономической, в том числе и продовольственной безопасности РФ. Информационные системы - это важный ресурс для принятия эффективных решений в управлении аг-ропродовольственным сектором и достижения продовольственной независимости России.

Источники

1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (Утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 г., №Пр-212) / http://www.mdi.ru/ епсус1.рЬ1р?РиЬпсЮ=3437

2. Постановление Правительства РФ от 7 марта 2008 г. N 157 "О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства" (с изменениями от 10 марта 2009 г.)/ http://www.mcx.ru/documents/document/ show/8805.199.htm.

3. Целевая программа «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008-2010 годы)» /http://www.mcx.ru/documents/ document/show/7666.199.htm.

4. Абалкин Л.Аграрная трагедия России // Вопросы экономики, 2009. - . № 9. - С. 12.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Т.А. Максимова, к.э.н., доц. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

В настоящее время формируется огромный поток информации по различным областям знаний. Сельскохозяйственные товаропроизводители оказываются зачастую в стороне от информационного потока и об инновациях в АПК. В связи с этим остро встает проблема доведения необходимой информации до товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции. Этим связующим звеном стали информационно-консультационные службы, в своей совокупности образующие информационную систему.

Информационно-консультационная служба России в своем развитии прошла долгий путь, и основные его этапы были связаны с этапами развития сельскохозяйственной науки и образования.

Ещё в послевоенные годы, когда широкий размах стало приобретать сельскохозяйственное образование и внедрение в производство передовых приемов науки и техники, были созданы научно-исследовательские институты всесоюзного и зо-

нального значения, образующие систему научно-технической информации (НТИ).

Данная информационная система выполняла единые функции по вопросам научно-технической информации, производственной пропаганде и освоению научных достижений, что в значительной степени способствовало ускорению научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе.

Однако отраслевая система НТИ в сельском хозяйстве была представлена лишь на союзном уровне - Всесоюзным научно-исследовательским институтом информации и технико-экономических исследований в сельском хозяйстве (ВНИИТЭИСХ). В республиках, областях (краях) и районах органов, фокусирующих научно-техническую информацию по сельскому хозяйству, не существовало. Эти функции лишь отчасти выполняли в регионах подразделения по сельскому хозяйству межотраслевых территориальных органов НТИ (ЦНТИ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.