В конце 80-х гг. система НТИ была преобразована в новую структуру «Единая система научно-технической информации Госагропрома СССР», которая являлась составной частью Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ), и была призвана обеспечивать научно-технической информацией все основные сферы АПК на основе создания, ведения и распространения баз данных информационных изданий и соблюдения единых принципов информационной деятельности. Такая система органов НТИ в период распада СССР была практически ликвидирована. В основном остались только научно-исследовательские институты на федеральном уровне.
Только в 90-е гг. XX в., спустя столетие с момента возникновения первых служб общественной агрономии, в России началось воссоздание информационно-
консультационной службы. Начался процесс возвращения к основополагающим принципам построения системы консультирования товаропроизводителей. Этот позитивный процесс стал развиваться не «снизу», а именно «сверху», со стороны государства, так как изменилась аграрная политика и консультационная служба, как государственный инструмент реализации этой политики, вновь стала востребованной.
В настоящее время информационная система аграрного сектора представлена консультационными службами различного уровня, а перспективы её развития необходимо рассматривать в условиях нового исторического этапа глобализации экономики. Это четко просматривается в результате РЕБТ-анализа внешней среды организаций в сфере консультационных услуг (табл. 1).
Таблица 1 - РБвТ-анапиз в сфере консультационных услуг
Политика - Р Экономика - Е
1 Изменение законодательства РФ 1 Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад)
2 Реализация национальных приоритетных программ 2 Инфляция
3 Перспектива вступления в ВТО
Социум - Б Технология - Т
1 Изменение в базовых ценностях 1 Государственная инновационная политика
2 Изменение в уровне и стиле жизни 2 Значимые тенденции в области НИОКР
3 Отношение к работе и отдыху 3 Новые патенты
4 Отношение к образованию 4 Оценка скорости изменения и адаптации новых технологий
Так на деятельность консультационных служб в значительной степени влияют политические факторы, выражающиеся в изменении законодательства РФ, реализации национальных приоритетных программ и перспективы вступления в ВТО.
Положительной для консультационных служб будет перспектива вступления в ВТО, так как консалтинг на селе входит в «зеленую корзину», что подразумевает меры, освобожденные от обязательств по сокращению. Таким образом, при глобализации экономики информационные системы в виде консультационных служб всех уровней не только не будут подвержены мерам по сокращению, но имеют долгосрочные перспективы развития.
В долгосрочном периоде основными стратегическими направлениями развития информационных систем должны стать: научно-техническое, технологическое и информационное.
Научно-техническое развитие позволит перейти производству к высоким, наукоемким технологиям, а их быстрое и широкое распространение ликвидирует барьеры на пути перемещения товаров, услуг, капиталов.
Качественно новые технологии средств транспорта и связи обеспечат быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с использованием их в наиболее проблемных областях.
Информационное развитие будет способствовать быстрому распространение знаний, в результате научного или других видов интеллектуального взаимообмена; а резкое сокращение благодаря передовым технологиям транспортных, телекоммуникационных издержек, значительное снижение затрат на обработку, хранение и использование информации, облегчат глобальную интеграцию национальных рынков.
Таким образом, глобализация для стратегического развития информационных систем представляет новые возможности, но не исключено и проявление скрытых угроз. Поэтому необходимо адекватно реагировать на глобализационные процессы, чтобы адаптироваться к новым условиям и воспользоваться возможностями, которые предоставляет глобализация мировой экономики.
Источники
1. Баутин В.М. Сельскохозяйственное консультирование в России в XX веке. - М.: Росинформагро-тех,1999.
2. Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Менеджмент в России и за рубежом.- 2001. - № 3.
3. Крылатых Э.Н., Строкова О.Г. Аграрные аспекты вступления стран СНГ в ВТО. - М.: Энциклопедия российских деревень, 2002.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ ПРОГНОЗА СРЕДНЕДУШЕВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ МЯСА В СОСТАВЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМ СЕКТОРОМ РОССИИ
Р.П. Кутенков, д.э.н., гл. науч. сотр. Института аграрных проблем РАН
Известно, что эффективность управления аг-ропродовольственным сектором существенно повышается при наличии прогнозов потребностей населения России в продуктах питания. На основе подобных прогнозов могут обосновываться целевые нормативы развития продовольственного сектора, планироваться объемы экспорта и импорта. В этой
связи разработка прогнозного инструментария в рамках создаваемых информационных систем для принятия решений представляется актуальной. Цель предлагаемого сообщения - представление одной из подобных моделей, разработанной автором для оценки среднедушевого спроса на мясо и мясопродукты в пересчете на мясо с учетом зада-
ваемых экзогенно тенденции изменения среднедушевых денежных доходов, потребительских цен и темпов инфляции ряда других переменных.
Модель основана на законе Э. Энгеля, в соответствии с которым расходы на питание и структура питания изменяются с ростом доходов населения. При этом для основных продуктов питания, в число которых входят мясо и мясопродукты, моделирующие функции характеризуются свойством вогнутости, отражающим снижение темпов роста спроса с ростом дохода, начиная с некоторого уровня последнего [1]. Наши исследования показали, что зависимость среднедушевого потребления мяса от розничных цен и среднедушевых денежных доходов для периода с 2001 по 2010 г. адекватно описывается степенной функцией вида (1):
) = 7,569 ■ )0-487 , Я2 = 0,96 (1),
где у(1) - среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо в году кг,
, (2)
х(г) =
Ф_
d1(t) - скорректированные среднедушевые денежные доходы, руб. в мес.; с(ф) - средневзвешенная потребительская цена на мясо в целом, руб. за кг. Коэффициенты модели (1) оценены по временным рядам значений у() х(ф) с использованием метода наименьших квадратов. Скорректированные денежные доходы №()) определяются как разность среднедушевых денежных доходов и тех видов расходов, перераспределение которых на потребление продуктов питания в течение текущего года затруднено или вообще невозможно. Подобными среди статистически отслеживаемых показателей являются обязательные платежи и разнообразные взносы1, а также расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг. Примененный прием повышает методологическую обоснованность модели. Средневзвешенная цена (с() определяется с учетом долей говядины, свинины и мяса птицы в структуре потребления мяса населением в году ф и среднегодовых потребительских цен на перечисленные виды мяса. С учетом введенных обозначений величина х(ф) имеет размерность кг/мес. и представляет покупательную способность скорректированных среднедушевых денежных доходов по мясу в целом. Все необходимые для построения модели (1-2) значения среднедушевых доходов, расходов и цен содержатся в материалах российских статистических сборников [2].
Анализ показал, что полученное описание обладает достаточно высокой точностью: оценки коэффициентов регрессии и коэффициента детерминации (И2) статистически значимы с доверительной вероятностью более 95 %, а относительная погрешность в точках наблюдения в основном не превышает 2-3% (рис. 1).
При прогнозировании с использованием модели (1-2) предполагаемые изменения денежных доходов, исключаемых расходов и потребительских цен в прогнозный период задавались экзогенно, с учетом макроэкономических представлений министерств Экономического развития (МЭР) и Сельского хозяйства (Минсельхоз) РФ относительно перспектив социально-экономического развития России до 2012 г., отраженных в соответствующих про-
1 Определяются как налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, возврат банковских ссуд, проценты за товарный кредит и др. -См.: Российский стат. ежегодник. 2009: Стат. сб. / Росстат.-М., 2009. - С. 213.
граммных документах. В основу расчетов положен умеренно оптимистический сценарий (2а) Минэкономразвития, использованный при оценке параметров федеральных бюджетов РФ на 2010-2012 гг. [3]. Были определены возможные варианты динамики скорректированного среднедушевого денежного дохода населения России, основанные на прогнозе МЭР темпов роста среднедушевых денежных доходов и стоимости жилищно-коммунальных услуг, но различающиеся сценариями темпов роста в прогнозный период 2010-2012 гг. обязательных платежей и разнообразных взносов, а также потребительских цен на мясо. Первый вариант основан на прогнозе МЭР индексов цен производителей животноводческой продукции в сельском хозяйстве, скорректированных с учетом темпов роста потребительских цен на мя со. Вто рой в а риант отражал высказываемые в последнее время предположения о существенном росте потребительских цен на продовольствие и превалирующем повышении цен на продукцию животноводства. В соответствии с этим темпы роста потребительских цен на мясо в 2011-2012 гг. определены как превышающие на пять процентных пунктов темпы роста цен на продовольствие по прогнозу МЭР.
Результаты прогнозных расчетов по предложенным сценариям позволяют сделать следующие выводы. Прогнозируемое Минэкономразвития увеличение к 2012 г. номинальных и реальных среднедушевых денежных доходов существенно нивелируется за счет запланированного одновременного роста цен и тарифов на услуги естественных монополий, жилищно-коммунальные услуги, роста размеров обязательных платежей и разнообразных взносов. В частности, при декларированном увеличении номинальных среднедушевых денежных доходов в 2012 г. по отношению к 2009 г. в 1,34 раза, скорректированные доходы возрастут, в зависимости от сценария, лишь в 1,20-1,14 раза. При всех рассмотренных сценариях прогноз темпов роста потребительских цен на мясо выше, чем скорректированных среднедушевых доходов: в 2012 г. прогнозируемый рост цен составит 1,30-1,35 раза по сравнению с 2009 г., или в 1,1-1,2 раза больше, чем рост доходов. Подобная негативная динамика, как показали расчеты, будет способствовать снижению среднедушевого спроса на мясо и мясопродукты к 2012 г. на 4-8% в сопоставлении с 2009 г., или до 61-64 кг на человека (это на уровне 2008 г. (63 кг) и ниже). Прогнозируемый результат на 12-16% ниже, чем предусмотрено Государственной программой развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг. (73 кг), и за счет этого доля импорта мяса к 2012 г. может быть снижена с прогнозируемых 30 до примерно 17-20% от объемов отечественного производства.
Дальнейший анализ показал, что разработанные МЭР соотношения среднедушевых денежных доходов и потребительских цен до 2020 г. [4] должны быть скорректированы с учетом реальных тенденций, сложившихся в 2008-2010 гг. под воздействием кризисных явлений. Наиболее благоприятный с исследуемых позиций вариант развития состоит в том, что негативные изменения динамики в сопоставлении с прогнозами МЭР будут наблюдаться лишь в период с 2008 по 2012 гг., а тенденции 2012-2020 гг. будут соответствовать прогнозируемым МЭР. Расчеты показали, что даже в этом (оптимистическом!) случае реальные располагаемые среднедушевые денежные доходы возрастут в 2020 г. в сопоставлении с 2007 г. не в 2,5-2,6 раза (прогноз МЭР), а значительно меньше - всего лишь в 1,92,0 раза. За этот период рост потребительских цен со-
ставит 2,2-2,3 раза, что больше, чем по прогнозу МЭР(1,9-2,1).
Цены на мясо могут расти и более быстрыми темпами вследствие роста мировых цен, существенно не реагируя на циклические снижения последних
(аналогичный пример - динамика внутренних цен на нефтепродукты). Темпы роста стоимости жилищно-коммунальных услуг (в 5,0-5,4 раза в 2020 г. в сопоставлении с 2007 г.) также выше прогнозных (4,5-4,8 раза).
35 37 39 41 43 45 47 49 51 53 55 57 59 61 63 65 67 69 71 73 75 77 79 81 83 85 87 89
покупательная способность, кг/мес.
Рисунок 1 - Среднедушевое потребление мяса: фактическое (точки) и предсказанное (сплошная линия) по модели (1-2)
Таким образом, доходы будут расти медленней, а цены быстрей, чем по прогнозам МЭР. Подобные диспропорции будут способствовать снижению роста скорректированных денежных доходов в сопоставлении с потребительскими ценами. Как следствие, покупательная способность доходов и потребительский спрос на мясо, в лучшем случае, существенно не увеличатся к концу прогнозного периода, а среднедушевое потребление мяса населением России к 2020 г., как показывают расчеты, не превысит уровень 65-68 кг. Чтобы рекомендуемые нормативы среднедушевого потребления мяса (70-75 кг в год) были обеспечены платежеспособным спросом, покупательная способность среднемесячных скорректированных денежных доходов в расчете на душу населения, согласно проведенным расчетам, должна соответствовать стоимости 96110 кг мяса, в то время как достигнутый в 2009 г. уровень составил 87,3 кг, прогнозируемый на 2012 г. - еще ниже (80-85 кг). Приведенные расчеты свидетельствуют, что экономическая доступность обсуж-
даемых нормативов потребления мяса будет достигнута, по нашим оценкам, не ранее 2025 г.
Представленная аналитика подтверждает продуктивность применения предложенной модели для анализа тенденций развития агропродовольст-венного сектора России.
Источники
1. Райцин В.Я. Модели планирования уровня жизни. М.: Экономика, 1987. - С. 192-194.
2. См., например, Российский статистический ежегодник. М.: Росстат. 2005-2009.
3. Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации: Основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 гг.- М.: Минэкономразвития России. Июль, 2009.
4. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 гг.: Приложение к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации: Минэкономразвития России. М.: август 2008.
66
62
60
56
52
48
44
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
И.И. Новикова, м.н.с. НИИ экономики и организации агропромышленного комплекса ЦЧР РФ
В условиях рыночной экономики производственно-экономическая стабильность и финансовая устойчивость сельскохозяйственных организаций определяется следующими факторами: складывающимися на рынке ценами; объемами производства и реализации продукции; уровнем себестоимости производства и величиной прибыли.
Вопросы повышения качества продукции и снижения затрат на ее производство являются особо важными и актуальными в настоящее время, так как наиболее острой проблемой большинства сельскохозяйственных организаций является непрогнозируемый и в большинстве случаев не поддающийся контролю рост затрат.
Следует отметить, что эффективность работы организации во многом зависит от информации о формировании себестоимости, поскольку затраты на производство продукции являются базой для установления продажной цены, и информация о себестоимости лежит в основе прогнозирования и
управления производством. Поэтому разработка эффективной системы управления затратами и ее информационное обеспечение приобретает значение важнейшей составляющей стратегии производства конкурентоспособной продукции.
На уровне сельскохозяйственной организации одной из составляющих информационного обеспечения системы управления являются бухгалтерские данные. В этом проявляется неразрывная связь бухгалтерского учета с управлением, так как именно бухгалтерский учет выполняет важнейшую информационную функцию. Система бухгалтерского учета может быть определена как информационная система, целью которой является предоставление соответствующей финансовой информации по совокупности ресурсов организации и эффективности их использования.
Однако, несмотря на то, что ведение бухгалтерского учета в большинстве предприятий районов Воронежской области, а также в ЗАО «Давыдов-ское» Лискинского района, осуществляется с помо-