Научная статья на тему 'Стратегические направления, приоритеты и перспективные формы развития инфраструктуры образования в республике Дагестан'

Стратегические направления, приоритеты и перспективные формы развития инфраструктуры образования в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / СТРАТЕГИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ОСНАЩЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ / EDUCATION / INFRASTRUCTURE / STRATEGY / QUALITY OF EDUCATION / MODERN ECONOMY / EQUIPMENT / MODERNIZATION / DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулкабатова Лаура Газяиявовна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой стратегических направлений инфраструктуры образования в Республике Дагестан. Предложены меры и задачи необходимые для достижения развитой инфраструктуры образования, что в свою очередь будет способствовать созданию развивающей образовательной среды, соответствующей современным требованиям в условиях рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдулкабатова Лаура Газяиявовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DIRECTIONS, PRIORITIES AND PROMISING FORMS OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INFRASTRUCTURE IN DAGESTAN REPUBLIC

This article focuses on the strategic direction, priorities and forms of educational infrastructure in the Republic of Dagestan. The measures and targets necessary to achieve education infrastructure, which in turn will contribute to a developing educational environment, the relevant date.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления, приоритеты и перспективные формы развития инфраструктуры образования в республике Дагестан»

ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

АБДУЛКАБАТОВА Л.Г.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПРИОРИТЕТЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой стратегических направлений инфраструктуры образования в Республике Дагестан. Предложены меры и задачи необходимые для достижения развитой инфраструктуры образования, что в свою очередь будет способствовать созданию развивающей образовательной среды, соответствующей современным требованиям в условиях рыночной экономики.

АВБиЬКАВАТОУА Т.О.

STRATEGIC DIRECTIONS, PRIORITIES AND PROMISING FORMS OF

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INFRASTRUCTURE IN

DAGESTAN REPUBLIC

This article focuses on the strategic direction, priorities and forms of educational infrastructure in the Republic of Dagestan. The measures and targets necessary to achieve education infrastructure, which in turn will contribute to a developing educational environment, the relevant date.

Ключевые слова: образование, инфраструктура, стратегия, качество образования, современная экономика, оснащение, модернизация, развитие отрасли.

Keywords: education, infrastructure, strategy, quality of education, modern economy, equipment, modernization, development of the industry.

В настоящее время развитие социальной инфраструктуры оказывает значительное влияние на все без исключения процессы, происходящие в обществе, как, например, рациональное использование трудовых ресурсов, межнациональные отношения, расселение, здоровье человека и т.д.

Направления развития социальной инфраструктуры определяются процессами обновления общества. Совершенствование социальной инфраструктуры - это улучшение не только условий, но и форм жизнедеятельности людей.

Объективно одной из важнейших проблем социальной инфраструктуры является необходимость объединения всех средств, выделяемых на ее развитие. Сооружение общих для всего населения служб тепло-, электро- и водоснабжения, очистных сооружений, зон отдыха, а также строительство жилья и культурно-бытовых учреждений дает огромный экономический и

социальный эффект. Также, при решении задач социальной инфраструктуры желательно шире внедрять программно-целевой подход.

Успешное развитие современной экономики, как показывает мировой и отечественный опыт, возможно только при активной роли государства, при наличии тщательно разработанной экономической политики, четком определении общих целей и приоритетов, путей и методов их реализации [1].

Стержнем экономической политики является долгосрочная (на 15-20 и более лет) стратегия, нацеленность на достижение качественно новых рубежей в социально-экономическом развитии.

Проект содержит стратегический анализ состояния экономики и социальной сферы республики, описание основных вызовов, стоящих перед экономикой и дагестанским обществом. Детально обследованы и раскрыты ключевые проблемы, определены сравнительные конкурентные преимущества и возможности повышения конкурентоспособности Дагестана. В нем осуществлен подробный анализ и дана оценка потенциала социально-экономического развития республики.

В проекте Стратегии определена миссия Республики Дагестан как приграничного субъекта Российской Федерации, а также миссия органов государственного управления, разработана система стратегических целей, обоснованы отраслевые приоритеты долгосрочного развития республики.

Социально-экономическое положение Республики Дагестан исключительно сложное. Не потому, что оно становится хуже. Наоборот, в последние годы наблюдается рост экономики высокими темпами. Мировая экономика меняется кардинально и такие же радикальные перемены начались в экономике и социальной сфере России. Дело в том, что Дагестан как субъект РФ должен активно участвовать в намечаемой в стране Кардинальной модернизации экономики, переводе ее на инновационную модель. Для этого дагестанской экономике нужен современный человеческий капитал, формирование которого полностью зависит от качества жизни населения. Для формирования и развития современной инновационной экономики нужен материально обеспеченный, образованный, здоровый и деятельный работник.

В результате обширной аналитической работы по приведенным выше критериям из многочисленных, в том числе и Ключевых, проблем в проекте Стратегии - 2020 определены следующие отраслевые приоритеты:

1. Повышение качества жизни населения и формирование современного человеческого капитала;

2. Улучшение состояния здоровья населения и развитие здорового образа жизни жителей Республики Дагестан;

3. Обеспечение доступности качественного образования и развитие интеллектуального потенциала.

В итоге такой работы должна сложиться единая взаимоувязанная и стройная система комплексного долгосрочного стратегического развития, как в целом республики, так и отраслей, сфер, звеньев экономики и социальной сферы, а также территорий Республики Дагестан.

На сегодняшний день положение сельского населения существенно хуже городского. Существуют различные методологические подходы к оценке уровня обеспеченности сельских жителей объектами социальной инфраструктуры и уровня достаточности оказываемых ими услуг.

Миграционные настроения населения Дагестана свидетельствуют о непривлекательности сельских территорий республики для постоянного проживания и работы. За последние годы средний размер сельской семьи в республике стал значительно меньше, чем городской. Наряду с уровнем благосостояния и жилищными условиями важная роль в социальной инфраструктуре села отводится возможности использования объектов здравоохранения, образования, культуры и пр.

Характеризуя степень развитости учреждений образовательной сети в сельской местности республики, необходимо отметить, что сокращение общего количества школ и учреждений дошкольного образования происходит в связи со сложившейся демографической ситуацией. Однако закрытие малокомплектных школ может привести к еще большему оттоку населения из сельских районов республики, так как является очевидным желание родителей дать возможность ребенку получить качественное образование в школе, находящейся на месте проживания.

Развитие отраслей социальной инфраструктуры учитывает основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества жизни населения, повышение уровня его благосостояния и долголетия, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения. Это, прежде всего, повышение уровня и качества развития социальной инфраструктуры, создание культурной сферы жизнедеятельности человека.

Развитие производительных сил в настоящее время становится непосредственно связанным с совершенствованием человеческого капитала, определяющего научно-технический и социальный прогресс современного об-щества[2]. Данное требование все более усиливается под воздействием важнейших тенденций, возникших в мировой экономике на рубеже нового тысячелетия. В числе этих тенденций немаловажное значение придается увеличению интеллектуальной составляющей. Таким образом, главным фактором, влияющим на уровень развития человеческого капитала, а, следовательно, и страны в целом, становится образование.

Сфера образования в республике нуждается в обновлении. Модернизация образования - это политическая, государственная, общественная и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения её соответствия вызовам ХХ1 века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Для достижения указанной цели необходимо решение в первую очередь следующих приоритетных, взаимосвязанных задач:

❖ обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

❖ достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

❖ формирование в системе образования эффективных нормативно правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов.

В последние годы государственная образовательная политика направлена на решение задач повышения качества, доступности и эффективности образования.

Через развитие инфраструктуры образование в республике должно стать более доступным. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 20 века оказали существенное влияние на российское образование.

Качество образования в Республике Дагестан сегодня не соответствует современным требованиям, школы региона работают с перегрузкой. Доля учащихся, обучающихся во вторую смену, составляет 33,7% против 10%, установленных по нормативу. Значительна доля школ, особенно в сельской местности, не имеющих всех видов благоустройства (водопровода, центрального отопления, канализации).

Отсутствует тесная взаимосвязь образования с практикой и научными исследованиями. Предоставляемое в республике образование и проводимые научные исследования пока не востребованы должным образом современной рыночной экономикой.

Для дальнейшего развития отрасли необходимы:

❖ укрепление материально-технической базы образовательных и научных учреждений, строительство и реконструкция учреждений образования с учетом требований государственных нормативов;

❖ внедрение современных информационных технологий, форм и методов обучения на всех уровнях образования - в школах, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в том числе дистанционных форм образования и сдачи экзаменов;

❖ повышение качества образования, обеспечение соответствия образовательных услуг требованиям рынка;

❖ оптимизация перечня профессий и специальностей, по которым в республике осуществляется подготовка специалистов, развитие начального профессионального образования, организация профессиональной переподготовки, интеграция средних специальных учебных заведений с высшей школой;

❖ интеграция образования, науки и производства для повышения качества подготовки кадров, усиление прикладных научно-технических исследований, направленных на повышение конкурентоспособности производственной инфраструктуры.

В последнее время идет интенсивный поиск путей повышения качества высшего образования. Внедрение современных систем управления качества позволят улучшить организацию деятельности вуза, повысить качество учеб-

ного процесса. Глобализация начинает все более осязаемо воздействовать на образовательную сферу, способствуя интеграции национальных систем образования. Наиболее определенно эта тенденция проявилась в Болонском процессе [3]. Его главная цель - достижение открытости образования, повышение его конкурентоспособности. В ходе практического осуществления Болонской декларации европейская интеграция выходит за рамки политики и экономики и вторгается в образовательную сферу.

В числе ведущих принципов Болонской декларации заявлено достижение высокого качества образования (Quality Assurance) посредством введения единой методологии и технологии управления качеством, развития связей в рамках Европейской ассоциации по обеспечению качества высшего образования (European Network for Quality Assurance in Higher Education) [4]. Для вхождения в Болонский процесс Россия приступила к разработке сопоставимых критериев и методологий оценки качества обра -зования.

Исходя из изложенного, следует, что контроль качества следует превратить в неотъемлемую часть вузовской культуры. С этой целью создана Международная сеть агентств по оценке качества в высшем образовании (INQANE — International Network for Quality Assessment in Higher Education). Главной задачей Сети является сбор и распространение информации как о текущем состоянии теории и практики оценки (обеспечения) качества в высшем образовании, так и о новейших теоретических исследованиях в этой области.

Известно, что образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом народного хозяйства России.

С принятием Федеральной программы развития образования обозначился новый этап ее развития. Реализация основных направлений развития отечественной системы образования, реформ всех ее уровней и обеспечение самодостаточного функционирования этой важнейшей сферы в интересах личности, общества и государства возможно лишь при условии доведения проектных целей, задач, основных направлений модернизации до конкретных образовательных учреждений. В этой связи важным механизмом реализации Федеральной программы развития образования является формирование на ее основе муниципальных программ.

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ [5].

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание развивающей образовательной среды:

❖ обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

❖ высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся и воспитанников, их родителей и всего общества;

❖ гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся и воспитанников;

❖ комфортной по отношению к обучающимся и воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Настоящие требования включают пять групп требований:

1. Требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и персонала образовательного учреждения;

2. Требования к комплексному оснащению образовательного процесса и оборудованию учебных помещений;

3. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса;

4. Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса;

5. Требования к информационному обеспечению образовательного процесса.

Инфраструктура образовательного учреждения должна обеспечивать необходимые условия охраны жизни и здоровья обучающихся и воспитанников, а также персонала образовательного учреждения, условия для беспрепятственного доступа инвалидов, соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям экологической, пожарной безопасности.

Комплексное оснащение образовательного процесса и оборудования учебных помещений должно обеспечивать возможности выявления и развития способностей обучающихся и воспитанников в любых формах организации образовательного процесса, организации общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса должно отвечать требованиям комплектности обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Действующая система образования существенно отстает от процессов, происходящих в обществе. Устаревшее и перегруженное содержание сегодняшнего школьного образования, его оторванность от реальных потребностей жизни заставляют многих детей расплачиваться своим здоровьем за необходимость освоения нынешних учебных программ [6]. Вместе с тем, школа еще не дает трех важнейших составляющих стандарта знания наступившего века: информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), иностранных языков и базовых социальных дисциплин (экономики и права).

В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определить собственную «нишу» в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

В настоящее время комплексная и глубокая модернизация системы образования - это императив образовательной политики России, ее главное стратегическое направление.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХТ века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Для достижения указанной цели необходимо решение в первую очередь следующих приоритетных, взаимосвязанных задач:

❖ обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

❖ достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

❖ формирование в системе образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;

❖ повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

❖ развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Таким образом, необходимо совершенствовать систему дополнительного образования. Особое внимание следует уделять развитию профессионального образования, в том числе подготовке квалифицированных рабочих кадров, которые так нужны нашей экономике.

В целях дальнейшего развития образования республики, ликвидации имеющихся недостатков коллегия Министерства образования и науки Республики Дагестан предполагает осуществить следующие мероприятия [7]:

1. Продолжить работу по реализации ПНП «Образование»;

2. Завершить разработку республиканской целевой программы «Развитие дошкольного образования в Республике Дагестан на 2009 -2013 годы», представить ее в Правительство Республики Дагестан для утверждения;

3. Создать прозрачную, объективную систему оценки учебных достижений учащихся, организовать проведение ЕГЭ в строгом соответствии с нормативной базой;

4. Повысить качество обучения учащихся общеобразовательных учреждений республики, обновить содержание и технологии образования, развивать вариативность образовательных программ;

5. Обеспечить полный охват обучением детей школьного возраста, объединив для этого усилия органов власти, школы и общественности;

6. Обеспечить повышение эффективности использования учебного, учебно-наглядного оборудования, поступающего в общеобразовательные учреждения;

7. Совершенствовать работу по повышению квалификации педагогов, их подготовке к использованию новых образовательных технологий, образовательных ресурсов компьютерных и интерактивных технологий;

8. Создать систему раннего выявления и поддержки одаренных детей;

9. Обеспечить совершенствование преподавания предметов национально-регионального компонента;

10. Повысить воспитательный потенциал образовательных учреждений, применять актуальные и перспективные методики воспитания учащихся;

11. Расширять спектр направлений, увеличивать охват учащихся в системе дополнительного образования;

12. Обеспечить реализацию комплексных мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

13. Внедрять гибкие формы подготовки квалифицированных рабочих, расширять участие работодателей в образовательной деятельности учреждений НПО;

14. Уделять особое внимание профилактической работе по повышению пожарной безопасности и антитеррористической готовности объектов образования;

15. Продолжить создание информационной базы данных об инновационных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, приоритетных для Республики Дагестан;

16. Совместно с руководителями муниципальных образований продолжить работу по созданию необходимых условий для организации питания учащихся начальных классов во всех школах республики;

17. Продолжить работу по укреплению учебно-материальной базы учебных заведений, повышению показателя компьютеризации общеобразовательных учреждений, адресной доставке специализированного программного обеспечения.

Осуществление в полной мере вышеизложенных мероприятий при надлежащем контроле со стороны уполномоченных органов будет способствовать совершенствованию инфраструктуры образования в республике, что в

конечном итоге обусловит заметное повышение качества образования в регионе.

Литература

1. Ахмедуев А.Ш. Концептуальные основы проекта Стратегии социально-экономического развития РД до 2020 г. // Материалы научно-практической конференции «Стратегия экономического развития Республики Дагестан до 2020 года». - Махачкала, 2008 г. С. 20-43.

2. Гордеев О.И. Улучшение качества образовательных услуг вузов с привлечением фундаментальной науки // Материалы научно-практической конференции «Стратегия экономического развития Республики Дагестан до 2020 года». - Махачкала, 2008 г. С. 999-1008.

3. Мотова Г., Гарифуллина Ф. О международном сотрудничестве в системе гарантии качества образования //Alma Mater: Вестник высшей школы. -2007. - № 1. - С.45-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Казибекова Н.А. Проблема повышение качества образования в современных вузах // Материалы научно-практической конференции «Стратегия экономического развития Республики Дагестан до 2020 года». - Махачкала, 2008 г. С.986-990.

5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений. Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 337.

6. Нурудинова Л.А. Качество и необходимость модернизации высшего образования // Материалы научно-практической конференции «Стратегия экономического развития Республики Дагестан до 2020 года». - Махачкала, 2008 г. С. 1024-1030.

7. Решение коллегии Министерства образования и науки Республики Дагестан от 25 февраля 2009 г. № 22 «Об итогах работы Министерства образования и науки Республики Дагестан в 2008 году и задачах на 2009 год».

8. Дохолян С.В., Петросянц В.З., Садыкова А.М. Методические подходы к оценке и анализу конкурентоспособности региона // Вопросы структуризации экономики. №1, 2009, с. 74-83

9. Багомедов М.А. Уровень оплаты труда как индикатор модернизации в экономике региона // Вопросы структуризации экономики. №3, 2012, с.22-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.