Таблица 6. Значения относительной ошибки А при N0 =1000000 для периодов полураспада
с 1-го по 10-й
г, пТ -^к.эксп(~2) -^к.эксп(-1) -^к.эксп(~°) -^к.экспС1) -^к.эксп(2) Относительная ошибка Д,%
0 1000000 1000000 1000000 1000000 1000000
1 498550 500296 499693 500494 499139 0,14
2 249309 250225 250529 250091 249245 0,20
3 124885 124715 125342 125298 124505 0,28
4 62433 62292 62341 62914 62111 0,40
5 31326 31077 31084 31490 31324 0,57
6 15782 15623 15316 15711 15656 0,80
7 7888 7798 7759 7909 7871 1,13
8 3916 3947 3892 3914 3970 1,60
9 1935 1968 1926 1943 2034 2,26
10 950 973 951 944 1036 3,21
Анализируя результаты можно прийти к выводу № 3: относительная ошибка исследований тем меньше, чем большее количество радиоактивных атомов исследуется.
Учитывая выводы № 1, № 2 и № 3 можно с уверенностью утверждать: закон
_£
радиоактивного распада N = N0 ■ 2 т имеет вероятностную природу (статистический характер), т. к. расхождение между теоретическими расчетами и результатами виртуального компьютерного эксперимента тем меньше, чем больше радиоактивных атомов (ядер) принимает участие в радиоактивном распаде.
Список литературы
1. Широков Ю. М., Юдин Н. П. Ядерная физика. М. Наука,1980.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ОБОБЩАЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ С УЧЕТОМ ПРОВЕДЕННОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРОБЕЛОВ УЧАЩИХСЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ БАЗОВОГО И ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ Куркина И. П.
Куркина Инна Павловна - учитель, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 14 пгт Ильское, Северский район, Краснодарский край
Аннотация: в статье анализируются основные направления подготовки и проведения уроков обобщающего повторения с учетом диагностики пробелов учащихся. Ключевые слова: анализ, мониторинг, обобщающее повторение, подготовка к ЕГЭ.
Одним из направлений при подготовке к государственной итоговой аттестации является организация повторения. Опыт проведения ЕГЭ убеждает в необходимости разработки технологий, позволяющих целенаправленно организовать повторение
учебного материала на всех этапах учебного процесса. В своей работе считаю целесообразным использовать следующие технологии:
• технологии личностно-ориентированного подхода при организации повторения (самостоятельные работы, тесты, контрольные срезы создаются трех уровней сложности: базовый, повышенный, высокий; учащиеся самостоятельно выбирают уровень заданий);
• использование различных видов повторения (вводное, текущее, поддерживающее, итоговое, систематизирующее, обобщающее);
• использование схем, моделей, опорных конспектов, справочников;
• технологии групповых форм работы [1].
Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений. Содержание повторяемого материала и способы его подачи будут способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках и в процессе самостоятельного приобретения знаний. Главная цель уроков обобщающего повторения - систематизировать знания, полученные учащимися в школе, выделить общие методы и приемы решения задач по определенным темам, указав в них стандартные элементы, продемонстрировать технику решения как простых, так и относительно сложных задач.
Практика показывает, что каждый учитель сталкивается с проблемой повторения и закрепления материала. Для решения этой проблемы учителю необходимо организовать уроки обобщающего повторения так, чтобы учащиеся сами понимали необходимость в повторении ранее изученного материала. Положительная мотивация учащихся на повторение ранее изученного и усвоенного материала раскрывает перспективу учебной деятельности, устанавливается связь учебного материала, предназначенного для повторения, с идеями, которые предстоит освоить, ученики убеждаются, что эти идеи интересны и важны [1]. Необходимо применять систему, которая способствует расширению, углублению, систематизации знаний учащихся. Система диагностики включает в себя следующие элементы:
• темы для составления контрольных измерительных материалов;
• определение видов промежуточного контроля;
• осуществление диагностики знаний, умений и навыков;
• планирование коррекции пробелов в знаниях;
• определение видов итогового контроля (контрольная работа, зачет, тест).
• тематические подборки заданий и материалы ЕГЭ прошлых лет.
Рассматриваемая система отслеживания достижений учащихся позволяет учителю:
получать информацию о том, как идет процесс обучения в целом по отдельным показателям; своевременно выявлять затруднения отдельных учащихся; корректировать процесс обучения. Для уроков повторения главное заключается в упрочении в памяти основных положений темы. Всякая работа, связанная с повторением и закреплением материала, несет в себе элементы систематизации и обобщения. Для систематизации и обобщения выделяются узловые вопросы программы. Особенности этого типа урока заключаются в том, что при их проведении используются обзорные лекции, устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.
Широкое применение на таких уроках схем и моделей дает возможность направить внимание учащихся, их сознание, мышление на раскрытие закономерных связей и отношений.
В своей практике целесообразно:
• применять уровневую дифференциацию учащихся: различным по уровню подготовленности учащимся в ходе обучения ставить посильные учебные задачи и
добиваться их выполнения с помощью различных дидактических средств (наглядных пособий, раздаточных материалов и другого);
• убеждать слабоуспевающих учащихся в посильности задач и необходимости их выполнения [1];
• предлагать учащимся самостоятельно продумывать элементы самоконтроля и оценивать полученные при решении результаты [1];
• ставить специальные задачи по обучению хорошо подготовленных учащихся на повышенном уровне с использованием нестандартной постановки вопроса.
• все самостоятельные и проверочные работы по объему и типам заданий необходимо приблизить к формату ЕГЭ.
Описанная система обобщающего повторения с учетом диагностики пробелов дает стабильные результаты. За период с 2014-2016 учебный год средний тестовый балл по информатике и ИКТ в форме ЕГЭ по школе ежегодно превышает средний балл, полученный выпускниками России (таблица 1).
Таблица 1. Сравнительный анализ результатов ЕГЭ за 3 года
Год Средний тестовый балл в школе Средний тестовый балл в России
2014 68 57.1
2015 64.3 54
2016 72 53
Список литературы
1. Паршутин И. А. Методы стимулирования учебной деятельности. «Справочник классного руководителя» № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://klass.resobr.ru/archive/year/articles/517/ (дата обращения: 29.01.2017).
2. Школьные технологии. № 3, 2006. Управление формированием умений. В. В. Лебедев.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ
ЛИЧНОСТИ
12 3
Нестерова Е. В. , Бертенева Е. А. , Ильинская Л. И.
1Нестерова Елена Викторовна - учитель начальных классов; 2Бертенева Елена Александровна - учитель русского языка и литературы;
3Ильинская Людмила Ивановна - учитель географии, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская СОШ», с. Двулучное, Валуйский район, Белгородская область
Аннотация: в статье рассматривается, какие задачи связаны с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Как все формы обучения и воспитания влияют на развитие ответственного и подготовленного к современной жизни человека с её правилами и нормами поведения. Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, правила поведения, личность.
Духовно-нравственное воспитание современной личности
В современном мире перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного и свободного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами