Научная статья на тему 'Стратегические направления обеспечения устойчивого внешнеэкономического развития РФ в условиях санкций'

Стратегические направления обеспечения устойчивого внешнеэкономического развития РФ в условиях санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САНКЦИИ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УНИФИКАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ / ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУР / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / SANCTIONS / CUSTOMS REGULATION / UNIFICATION OF MECHANISMS / HARMONIZATION OF PROCEDURES / CUSTOMS CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шуклина З.Н.

В статье акцентируется важность трансформации функций таможенных органов в условиях санкций; анализируется влияние санкционных режимов на внешнеэкономическую деятельность, экспортно-импортные операции; уточняются новые позиции таможенных органов в рисковых условиях с целью повышения экономической безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DIRECTIONS FOR ENSURING SUSTAINABLE FOREIGN ECONOMIC DEVELOPMENT IN RUSSIA UNDER THE CONDITIONS OF SANCTIONS

The article analyzes the importance of transforming the functions of the customs authorities in the context of sanctions; the impact of sanctions regimes on foreign economic activity, export-import operations; new positions of customs authorities in risky conditions in order to increase the economic security of the state.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления обеспечения устойчивого внешнеэкономического развития РФ в условиях санкций»

УДК 330.3

З.Н. Шуклина

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского

Аннотация: В статье акцентируется важность трансформации функций таможенных органов в условиях санкций; анализируется влияние санкционных режимов на внешнеэкономическую деятельность, экспортно-импортные операции; уточняются новые позиции таможенных органов в рисковых условиях с целью повышения экономической безопасности государства.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, санкции, таможенное регулирование, унификация механизмов, гармонизация процедур, таможенный контроль.

UDC 330.3

Z.N. Shuklina

STRATEGIC DIRECTIONS FOR ENSURING SUSTAINABLE FOREIGN ECONOMIC DEVELOPMENT IN RUSSIA UNDER THE CONDITIONS

OF SANCTIONS

Bryansk State Academician I.G. Petrovski University

Abstract: The article analyzes the importance of transforming the functions of the customs authorities in the context of sanctions; the impact of sanctions regimes on foreign economic activity, export-import operations; new positions of customs authorities in risky conditions in order to increase the economic security of the state.

Keywords: foreign economic activity, sanctions, customs regulation, unification of mechanisms, harmonization of procedures, customs control.

Актуальность и активные дискуссии по вопросам экономических санкций, большое количество публикаций по этой тематике указывают на то, что санкции остаются объектом для исследования, недостаточно изученным, меняющимся и малоуправляемым при отсутствии инструментов и технологий международной политики. Санкция является нормированным правовым элементом, оказывающим влияние или вызывающим неблагоприятные последствия для неугодного или нарушающего правила лица. Как мера воздействия применяется к правонарушителю с

целью наказания и влечет для него неблагоприятные последствия. Санкции стали распространенным инструментом давления стран Запада на неугодные страны. Многие эксперты предупреждали о возможном введении санкций против России и выделении ей места рядом с Ираком, Ливией, Сирией и Ираном.

В научной среде некоторые ученые критикует идею международных экономических санкций в связи с неэффективностью воздействия на страны [4]. Другие, например, Мешкова А.П., Вострикова Е.О., Верховец О.А. отмечают влияние экономических санкций на политику, торговые отношения, финансовые потоки, обмен информацией или перемещение экономических и политических агентов между странами. Санкционные меры принимаются на ограниченный срок, но есть примеры продолжительного воздействия на экономику государств. Сами последствия от введения санкций проявляются не сразу, негативный внешний шок имеет определенный временной лаг. Влияние санкций связано со сложной системой и макроэкономическими показателями, характеризующими уровень развития экономики страны (темп прироста ВВП, уровень безработицы, инфляция и т.д.), степень защищенности и экономической безопасности [2, 5]. Мешкова А.П., Вострикова Е.О. подчеркивают, что в общем виде санкции представляют собой рестриктивные меры экономического характера, применяемые в качестве средства давления одного государства или группы государств на другое. Целью санкций является понужнение правительства государства изменить или внести коррективы в свою внешнюю или внутреннюю политику, скорректировать текущее поведение на желаемое для стран - инициаторов санкций. Существуют многосторонние механизмы применения санкций, связанные с деятельностью крупных международных организаций [5].

Загашвили В.А. связывает большую часть угроз с повседневной экономической деятельностью, уточняя, что угрозы краткосрочного периода, такие как эмбарго на поставки нефти, могут в долгосрочной перспективе стать стимулом для рациональной энергетической политики, повлиять на технологическое развитие отрасли. Однако ущерб может выражаться не только в потере дохода, но и в уничтожении целых отраслей промышленности. Противостояние между свободой торговли и протекционизмом можно представить и как противостояние между двумя моделями экономического роста, ориентированными, соответственно, на экспорт и импортозамещение [3]. Загашвили В.А. называет противоречия и подчеркивает «дилемму безопасности» в связи с противоречивостью цели безопасности на основе силового преимущества и результата такой деятельности, полученного в усилении закручивании спирали силового противостояния. Как справедливо отмечает ученый, страны, устанавливающие санкции стремятся к господству, но сами становятся рабами страха [3]. Радионова Е.А. указывает на то, что в мировой системе роль и статус страны зависят от объективных и субъективных причин, от специфики периода развития, исторических, географических, климатических и других факторов. Именно обоснованная государственная политика может и должна обеспечить безопасное экономическое развитие страны в условиях рисков и экономических репрессий [8].

Новые внешние рисковые условия требуют от Таможенной службы особого регулирующего влияния с позиции оптимизации международных социально-экономических отношений и национальной безопасности. Пинаев М.Е. и Пацук О.В. акцентируют, что санкции вводятся более крупными и сильными участниками рынка, активно влияя и порой заводя в тупик мелких игроков международной торговли. Антироссийские санкции использовались для оказания давления на Россию, чтобы ослабить экономику и изменить многие решения и позиции по крупным международным вопросам [5].

В зависимости от базовых условий санкции могут оказывать как негативное, так и позитивное влияние на экономику стран. Антироссийские санкции неожиданно

оказали определенное позитивное воздействие на экономику России в виде мощного стимула для развития импортозамещения, но при этом вызвали достаточно серьезное падение ВВП и некоторых других экономических показателей [7]. Кроме санкций влияние оказывает низкая цена на нефть, что ведет к снижению ВВП, росту безработицы, ухудшению инвестиционного климата в странах, где основным доходом является продажа нефти. Так, добыча нефти в США методом гидравлического разрыва пласта составляет конкуренцию нефтедобывающим странам, ведет к снижению геополитической мощи России. Также стоит отметить, что снижение цен на нефть выгодно странам- потребителям нефти. Например, Китай в 2016 году вдвое увеличил стратегические закупки нефти по низкой цене [13].

Нужно отметить, что снижение цен на нефть связывают с изменением спроса, конкуренцией и увеличением предложения на рынке нефти. На рынке продолжается противостояние России и США, когда при увеличении Америкой в 2 раза вклада в мировые объемы производства нефти заставляет Россию искать новых покупателей и менять систему цен [14]. Пока сохраняется зависимость доходов Российской Федерации от экспорта нефти и газа санкции прямо и опосредованно влияют на экономическое развитие экономики. Нужно отметить в 2016 г. снизились нефтегазовые доходы по сравнению с 2015 г. на 2%, при сохранении общей высокой доли на уровне 41%. Влияние санкций усугубляется тем, что в России существует тесная корреляция между изменением цен на нефть и номинальным валютным курсом. Эксперты считали, что в количественном выражении ущерб от санкций достигнет 1-1,5% от ВВП в год, так как внешний корпоративный долг страны снизился с 2014 г., а к 1 июня 2017 г. сократился на 30% [13]. Однако за 2017 год доходы России от экспорта нефти увеличились на 26,6% по сравнению с 2016 годом и составили 93,3 млрд. долларов, экспорт газа вырос на 22 % и достиг до 38,1 млрд. долларов. В начале октября 2018 года агентство FITCH представило прогноз по экономическому росту в России, когда вместо 1,8% рост ВВП составит 2%. Но уже в 2019 году ожидается замедление до 1,5%, с последующим увеличением темпов в 2020 году до 1,9%. В целом сложная геополитическая ситуация и гибридные коллапсы не исключают интриги с развитием экономических отношений, но пока несмотря на санкции ЕС в товарообороте занимает 42 %, сохраняя ведущие позиции [13].

Отметим, что в условиях международных санкций статусность Таможенной службы России повышается, но изменяется в отношении совершенствования фискальных функций и регулирования качества организационных мероприятий по таможенному контролю. Возрастает значение мероприятий по инфраструктурному обеспечению и оснащению таможенных границ, стратегическому развитию партнерских взаимоотношений с бизнес-сообществом, своевременному обновлению нормативно-правовой базы, активному взаимодействию с государственными органами на национальном и международном уровне [6]. Стратегической целью развития российской таможенной системы является унификация механизмов и гармонизация процедур в соответствии с международной таможенной практикой. Сфера таможенных услуг включает связи и взаимоотношения производителя и потребителя таможенных услуг, формирующиеся под влиянием глобальных процессов, динамично меняющегося спроса на услуги и качества процедур [12]. В условиях санкционного давления защита частной собственности и противодействие коррупции приобретают особую актуальность и значимость, что, в свою очередь, обусловливает необходимость совершенствования и разработки качественно новых способов борьбы с преступлениями коррупционной направленности. Значительный эффект в борьбе с коррупцией могут обеспечить расширенное представительство институтов общественного контроля в государственных и муниципальных структурах; максимально тесное правоохранительных структур для формирования комплексного подхода к выявлению и

расследованию преступлении коррупционном направленности; реальное, а не декларативное внедрение высоких стандартов этики для государственных служащих, сопряженное с повышением качества рекрутинга [11].

Санкционные войны разрушают внешнеэкономические связи, тормозят интеграцию и глобализацию, снижают эффективность и показатели внешней торговли, что в результате ведет к ослаблению устойчивости страны, росту нестабильности и социальных деформаций. Нуреев Р.М., Бусыгин Е.Г. обращают внимание на усилении конкурентного преимущества США, связанного с введением запрета на экспорт в Россию технологий по нефтедобыче и нефтепереработке. Влияние направлено на замораживание существующих проектов в газовой отрасли, на приостановку или полный отказ от совместной работы по планируемым проектам. Такие факторы приведут к замедлению роста нефтяной и газовой промышленности в России и к техническому отставанию [7, 9]. Прогнозы ученых в отношении влияния на нефтегазовую отрасль варьируют от 5 до 25%. Выделяя контролирующую функцию таможни и определяя место таможенного контроля в системе обеспечения экономической безопасности, ученые отмечают важность и необходимость изменения вектора внешнеэкономической деятельности, что повысит устойчивость РФ на мировом рынке и развитие страны при санкционных режимах. Прежде всего, актуализируется вопрос повышения самостоятельности и устойчивости экономики на основе оценки собственных возможностей и рисков, исключающих критическую зависимость России от других стран, сообществ по вопросам экономического сотрудничества [5].

По объективным причинам таможенно-тарифная политика имеет тесную связь с конкурентоспособностью промышленного и сельскохозяйственного производства. Эти отрасли требуют активной модернизации для повышения роли во внешней экономике страны, для формирования экспортного потенциала, для обеспечения национальной и продовольственной безопасности страны. Осуществление таможенно-тарифной политики в перспективе будет определяться расширением и повышением привлекательности для мирового бизнеса, так как Россия и страны- члены ЕАЭС имеют крупные рынки для сбыта готовой высокотехнологичной продукции из соседних стран, растущий спрос на товары с высокой степенью переработки [2].

Титов А.Б., Михеенко Р.Б. указывают на необходимость определения пороговой величины безопасности в зависимости от соответствия фактического значения показателей установленному уровню. Всего выделяют пять зон безопасности: оптимальную (отклонение не более 20 %), удовлетворительную (21-40 %), неудовлетворительную (41-60 %), опасную (61-80 %) и критическую (более 81 %) [28]. Для поиска инструментов управления экономической безопасностью ученые описывают 4 уровня опасности: вызов, риск, угроза или абсолютная опасность. По этим уровням исследователи оценивают абсолютную безопасность и абсолютную опасность для экономической системы [6, 7].

Мониторинг санкционного влияния, осуществленный Евразийской экономической комиссией в 2016 году, выявил действие более ста мер, негативно сказывающихся на перемещении и поступлении товаров государств - членов ЕАЭС на рынки третьих стран. В общем составе 40% занимают антидемпинговые меры, 20% приходится на специальные защитные меры. Защитные мер внутреннего рынка охватывают около 60% от всех видов закрепленных ограничений. На рынках третьих стран действуют технические барьеры в торговле, санитарные и фитосанитарные меры, квотные ограничения импорта, включая тарифные квоты, более высокие, чем применяемые к национальным товарам акцизы, запреты (угрозы введения запретов) на импорт, сборы, и прочие нетарифные меры, в т.ч., административного характера [4].

Антироссийские санкции обошлись странам Евросоюза более чем в 30 миллиардов евро с 2014 года. С момента введения ограничительных мер поставки

европейских товаров в Россию сокращались на 16 процентов ежегодно, при этом до 40 процентов в этом снижении связано с санкциями. В результате Россия перестала быть четвертым по величине торговым партнером ЕС и переместилась на пятое место. По оценке Центра развития ВШЭ влияние санкционной войны США против России проявляется в том, что вырастет отток капитала почти в 2 раза, снизится курс национальной валюты на 3,5-4 руб. Ужесточение американских санкций в отношении России не позволило Москве заключить сделки в сфере ВПК с зарубежными партнерами на общую сумму более 3 млрд долларов [9].

В динамике США продолжает санкционную войну и вводит новые санкции в 2018 году. Первый блок санкций вступил в силу 22 августа и связан с полным запретом на экспорт в Россию товаров, связанных с национальной безопасностью: электронных устройств и комплектующих использующихся для авиационной отрасли. Второй блок будет введен спустя 90 дней, когда Соединенные Штаты понизят уровень дипломатических отношений с Москвой, отзовут разрешение для авиакомпании «Аэрофлот» совершать рейсы в США, полностью заморозят товарооборот между странами. Для того, чтобы избежать этих дополнительных ограничений российская сторона должна «дать надежные заверения, что в будущем не станет применять химическое или биологическое оружие, а также согласится на «инспекции на месте» со стороны ООН». Однако, как отмечает пресс-секретарь Президента Песков Д. «Никакие санкции никогда не могут привести к тому, чтобы Россия вносила какие-то изменения в свою последовательную линию в международных делах. Санкции - это обоюдоострое оружие, безусловно, оно доставляет дискомфорт Российской Федерации, но также оно наносит ущерб и предпринимателям, и экономике тех стран, которые играют в эти санкционные игры».

4 июня 2018 года Президент России Путин В.В. подписал Федеральный закон "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств". Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о том, как Россия отвечала на зарубежные санкции после 2014 года. Правительство получает права по запрету импорта из США и других стран, допустивших недружественные действия в отношении России. Радионова Е.А. называет два направления обеспечения безопасного экономического развития, выделяя в качестве наиболее перспективного направления гражданское машиностроение. Во-первых, так будет снижен риск внешнего давления на Россию, когда будет ограничен ввоз продукции гражданского машиностроения зарубежного производства; во-вторых, нивелирован вызов глобализации, вызванный виртуализацией экономики и масштабным распространением спекулятивных настроений [13].

Статус Таможенной службы России в условиях международных санкций требует активного совершенствования фискальных мероприятий, повышения качества таможенного контроля, проведения мероприятий по обустройству таможенных границ, формированию партнерских взаимоотношений с бизнес-сообществом. Актуальны программы по минимизации угроз и вызовов для экономической безопасности России. В связи с этим важно при таможенном контроле не допускать критической зависимости России от зарубежных стран, сохраняя условия для экономического сотрудничества. Все имеющиеся риски требуют минимизации и нивелирования. Особенно важно отслеживать занижение таможенной стоимости товаров, выявлять недостоверные сведения о стране происхождения товаров, требования тарифных преференций. Актуальными остаются вопросы несоблюдения установленных запретов и ограничений, нарушений в определении классификации товаров по единой ТН ВЭД Таможенного союза [10]. Однако следует исключать перекосы в контроле, когда грузы, следующие полностью легально и совершенно не относятся к товарам двойного назначения, оформляются с задержкой и проходят через множество затратных для участников ВЭД

процедур. Американские грузы попадают под 100% досмотры, полное взвешивание, корректировки таможенной стоимости, отбор проб и образцов [14].

Таким образом, для активизации внешнеэкономических связей и отношений, для нивелирования влияния санкций необходимо повышать роль таможни в составе эффективного механизма обеспечения интересов государства и участников внешнеторговой деятельности. При реализации стратегических целей таможенных органов увеличится полнота поступления таможенных платежей в федеральный бюджет, повысится эффективность таможенного контроля и сократятся сроки и издержки таможенных органов и участников ВЭД на совершение таможенных операций.

Список литературы

1. Галиева М.Ш. Анализ регулирования внешнеэкономической политики в России // Вестник научных конференций. 2017. № 6-3 (22). С. 32-33.

2. Губин А.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности и таможенная стоимость: учеб. пособие / А.В. Губин ; А.В. Губин, И.В. Сухарева, И.Ю. Татаева. М: РИО Российской таможенной академии. 2016. 198 С.

3. Загашвили В.С. Институциональные проблемы внешнеэкономической деятельности в России // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 1. С. 92-97.

4. Игошина К.Е. Направления внешнеэкономической политики в современном мире и регулирование внешней торговли в России: ретроспектива, альтернатива и перспектива // Nauka-Rastudent.ru. 2017. № 2. С. 6-8.

5. Мешкова А.П., Вострикова Е.О., Верховец О.А. Международные экономические санкции: вопросы эффективности // Вестник Омского университета. 2017. № 2 (58). С. 54-62.

6. Титов А.Б., Михеенко Р.Б. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 1. С. 46-49.

7. Нуреев Р.М. Экономическая компративистика (сравнительный анализ экономических систем). М.: Кнорус, 2017. 710 с.

8. Радионова Е.А. Направления обеспечения безопасного экономического развития современной России // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. № 37. С. 17-25

9. Сурник А.П., Баранкова В.В. Контрафакция и фальсификация как угроза национальной безопасности страны// Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2017. № 1(2); URL: customs.esrae.ru/4-22

10. Эриашвили Н.Д., Галузо В.Н. Обеспечение таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в системе функций таможенных органов Российской Федерации // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2017. №4. С. 57-61

11. Шуклина З.Н. Ресурсное богатство и ресурсные проблемы экономического развития // Отходы и ресурсы. 2018. Т. 5. №1. С. 1.

12. Шуклина З.Н. Оптимизация таможенно-тарифного регулирования при формировании государственного бюджета РФ // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2018. № 2 (31). С. 35-40.

13. Сведения о поступлении таможенных и иных платежей в доход федерального бюджета. ФТС России. URL: http://www.customs.ru/index.php?

14. TKS.RU - все о таможне. Таможня для всех - российский таможенный

портал. URL: http://www.tks.ru/news

Информация об авторах: Information about authors:

Шуклина Зинаида Николаевна Shuklina Zinaida Nikolaevna

Доктор экономических наук, доцент Doctor of Economics, Associate Professor

Брянский государственный университет имени Bryansk State University named after Academician I.G.

академика И.Г. Петровского, г. Брянск, Россия Petrovsky, Bryansk, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.