Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Давыдович А.Р., Карамова А.С., Кресова Н.С., Фесенко О.П.

В статье проанализировано влияние пандемии COVID-19 в 2020 г. на состояние конкуренции на рынке медицинских услуг и конкурентоспособность медицинских организаций первичного звена, определены перспективы развития рынка медицинских услуг.Проведенные в исследовании SWOT-анализ и анализ жалоб и заявлений граждан по качеству медицинских услуг позволили комплексно оценить сильные и слабые стороны организаций, внешние возможности и угрозы, конкретизировать позиции медицинских организаций на рынке медицинских услуг и определить стратегические направления развития и обеспечения конкурентоспособности медицинских организаций первичного звена.Результаты проведенного исследования позволили авторам предложить стратегические направления обеспечения конкурентоспособности медицинской организации первичного звена: создание механизмов материального и нематериального стимулирования медицинского персонала; повышение качества медицинских услуг; модернизация лечебно-диагностической базы медицинской организации первичного звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Давыдович А.Р., Карамова А.С., Кресова Н.С., Фесенко О.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DIRECTIONS FOR THE COMPETITIVENESS OF PRIMARY HEALTH CARE ORGANIZATIONS

The article analyzes the impact of the pandemic COVID-19 in 2020 on the state of competition in the medical services market and the competitiveness of primary care organizations, and identifies prospects for the development of the medical services market.The SWOT-analysis and analysis of complaints and statements of citizens on the quality of medical services made it possible to comprehensively assess the strengths and weaknesses of organizations, external opportunities and threats, specify the positions of medical organizations in the medical services market and determine strategic directions for the development and ensuring the competitiveness of primary medical organizations.The results of the study allowed the authors to propose strategic directions for ensuring the competitiveness of the primary medical organization, namely, the creation of mechanisms for material and intangible incentives for medical personnel; improving the quality of health services; modernization of the medical diagnostic base of the primary medical organization.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА»

The Pandemic Influence on Healthcare Development and Medical Care

© Коллектив авторов, 2021 УДК 338.242.2/338.465.4

Давыдович А. Р., Карамова А. С., Кресова Н. С., Фесенко О. П.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИИ

ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА

ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», 354000, Сочи, Россия

В статье проанализировано влияние пандемии COVID-19 в 2020 г. на состояние конкуренции на рынке медицинских услуг и конкурентоспособность медицинских организаций первичного звена, определены перспективы развития рынка медицинских услуг.

Проведенные в исследовании SWOT-анализ и анализ жалоб и заявлений граждан по качеству медицинских услуг позволили комплексно оценить сильные и слабые стороны организаций, внешние возможности и угрозы, конкретизировать позиции медицинских организаций на рынке медицинских услуг и определить стратегические направления развития и обеспечения конкурентоспособности медицинских организаций первичного звена.

Результаты проведенного исследования позволили авторам предложить стратегические направления обеспечения конкурентоспособности медицинской организации первичного звена: создание механизмов материального и нематериального стимулирования медицинского персонала; повышение качества медицинских услуг; модернизация лечебно-диагностической базы медицинской организации первичного звена. Ключевые слова: медицинские организации первичного звена; стратегические направления обеспечения конкурентоспособности; конкурентоспособность; качество медицинских услуг; медицинский персонал

Для цитирования: Давыдович А. Р., Карамова А. С., Кресова Н. С., Фесенко О. П. Стратегические направления обеспечения конкурентоспособности медицинских организаций первичного звена. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(спецвыпуск):576—581. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-S1-576-581

Для корреспонденции: Давыдович Анна Рудольфовна; e-mail: davyanna@yandex.ru

Davydovich A. R., Karamova A. S., Kresova N. S., Fesenko O. P. STRATEGIC DIRECTIONS FOR THE COMPETITIVENESS OF PRIMARY HEALTH CARE

ORGANIZATIONS

Sochi State University, 354000, Sochi, Russia

The article analyzes the impact of the pandemic COVID-19 in 2020 on the state of competition in the medical services market and the competitiveness of primary care organizations, and identifies prospects for the development of the medical services market.

The SWOT-analysis and analysis of complaints and statements of citizens on the quality of medical services made it possible to comprehensively assess the strengths and weaknesses of organizations, external opportunities and threats, specify the positions of medical organizations in the medical services market and determine strategic directions for the development and ensuring the competitiveness of primary medical organizations.

The results of the study allowed the authors to propose strategic directions for ensuring the competitiveness of the primary medical organization, namely, the creation of mechanisms for material and intangible incentives for medical personnel; improving the quality of health services; modernization of the medical diagnostic base of the primary medical organization.

Keywords: medical organizations of primary link; strategic directions of ensuring competitiveness; competitiveness; quality of medical services; medical personnel

For citation: Davydovich A. R., Karamova A. S., Kresova N. S., Fesenko O. P. Strategic directions for the competitiveness of primary health care organizations. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2021;29(Special Is-sue):576—581 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-s1-576-581

For correspondence: Anna R. Davydovich; e-mail: davyanna@yandex.ru

Source of funding. The research was carried out at the expense of the Russian Foundation for Basic Research (Contract No. 20-010-00524/20, dated 13.02.2020).

Conflict of interest. The authors declare that there is no conflict of interest.

Received 02.02.2021 Accepted 21.04.2021

Введение

Пандемия COVID-19 в 2020 г. оказала неоднозначное влияние на состояние конкуренции на рынке медицинских услуг и конкурентоспособность медицинских организаций первичного звена. С одной стороны, объем рынка медицинских услуг в стране вырос до 811 млрд руб., на 6,4% увеличились расходы населения на платные медицинские услуги и на 2,6% — среднее количество приемов у врачей1. С другой стороны, наблюдалась тенденция «отло-

женного спроса». В период с марта по сентябрь 2020 г. пациенты с «несрочными приемами» отложили свои визиты в медицинские организации первичного звена. Таким образом, общее количество потребителей платных медицинских услуг осталось на уровне 2019 г. — около 39 млн человек.

1 Здоровый интерес [Электронный ресурс]. Режим доступа:

www.rg.ru/2021/02/14/kak-pandemiia-izmenila-kommercheskuiu-medicinu.html (дата обращения 21.02.2021).

Влияние пандемии на развитие здравоохранения и оказание медицинской помощи

Кроме того, по данным Национального агентства по безопасности пациентов, в этот же период около 1,3 тыс. негосударственных медицинских организаций первичного звена ограничили прием пациентов или вообще были закрыты. И, как результат, доходы медицинских организаций упали на 20%, а стоимость платных медицинских услуг увеличилась на 7,6%.

Что касается состояния конкуренции на рынке медицинских услуг и обеспечения конкурентоспособности медицинских организаций первичного звена в перспективе, то, по прогнозам экспертов, рынок медицинских услуг при позитивном сценарии будет расти на 9,6% в год, при негативном — только на 1,3% в год 2. Следовательно, количество медицинских организаций первичного звена будет увеличиваться, ассортимент медицинских услуг — расширяться, а требования потребителей медицинских услуг к их качеству будут усиливаться.

Необходимость определения стратегических направлений развития и обеспечения конкурентоспособности медицинской организации первичного звена определяет актуальность данного исследования.

Цель исследования — разработать стратегические направления обеспечения конкурентоспособности медицинской организации первичного звена.

Достижение цели исследования предопределило постановку и последовательное решение следующих взаимосвязанных задач:

• рассмотреть теоретические и методические основы проведения анализа внешней и внутренней среды организации, структурных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции на рынке медицинских услуг;

• используя результаты SWOT-анализа, анализа жалоб и заявлений граждан по организации медицинского обслуживания и качеству медицинских услуг обосновать стратегические направления обеспечения конкурентоспособности медицинской организации первичного звена;

• представить стратегические направления обеспечения конкурентоспособности медицинской организации первичного звена.

Обзор литературы

В исследования современного состояния и тенденций развития здравоохранения в РФ, организационно-экономических основ деятельности медицинских организаций, проблем управления качеством значительный вклад внесли Р. У. Хабриев, В. М. Шипова, Е. А. Берсенева [1], А. Л. Линденбра-тен [2].

2 Анализ рынка медицинских услуг в России в 2016—2020 гг., оценка влияния коронавируса и прогноз на 2021—2025 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.businesstat.ru (дата обращения 21.02.2021).

Нельзя не отметить работу Е. А. Берсеневой и С. А. Мендель, анализирующую процессы внутреннего контроля качества и вспомогательных бизнес-процессов медицинской организации [3].

Проблемы эффективности и доступности медицинской помощи для пациентов, механизмы построения системы менеджмента качества в здравоохранении, практические рекомендации по созданию системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях, вопросы стандартизации управления качеством медицинской помощи рассмотрены в публикациях М. А. Мурашко3, И. В. Иванова 4.

Материалы и методы

Исследование структурных факторов внешней и внутренней среды организации, обусловливающих интенсивность конкуренции на рынке, сильных и слабых сторон организации, внешних возможностей и угроз, взаимосвязей между элементами внешней и внутренней среды проводилось с использованием метода контент-анализа литературных и интернет-источников.

Результаты SWOT-анализа и анализа жалоб и заявлений граждан по организации медицинского обслуживания и качеству оказания медицинских услуг были получены на основе результатов экспертной оценки и контент-анализа электронных ресурсов, содержащих информацию об организации медицинского обслуживания и качестве оказания медицинских услуг.

В качестве объекта исследования были выбраны медицинские организации первичного звена, осуществляющие деятельность на рынке медицинских услуг Краснодарского края.

В статье были использованы данные официальных органов Управления федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Министерства здравоохранения Краснодарского края, интернет-ресурсы, информационно-аналитические материалы медицинских организаций Краснодарского края.

Результаты исследования

В условиях распространения коронавирусной инфекции и нестабильной экономической ситуации в стране одной из главных и наиболее сложных задач процесса стратегического управления стала задача по определению стратегических направлений развития и обеспечения конкурентоспособности медицинской организации первичного звена.

Исследование литературных и интернет-источников показало, что в условиях стремительно изменяющейся окружающей среды наиболее приемле-

3 Мурашко М.А. Качество медицинской помощи: пора меняться [Электронный ресурс]. Режим доступа: www ria-stk.ru/upload/ iblock/4c1 (дата обращения 21.02.2021).

4 Иванов И.В. Управление качеством в медицинской организации: практические рекомендации [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ria-stk.ru/upload/iblock (дата обращения 21.02.2021).

The Pandemic Influence on Healthcare Development and Medical Care SWOT-анализ конкурентоспособности медицинской организации первичного звена (на примере Краснодарского края)

Исходные сильные стороны Исходные слабые стороны

показатель экспертная оценка/ранг показатель экспертная оценка/ранг

Высокая квалификация врачей и медицинского персона- 221/1 ла

Участие медицинских организаций первичного звена в 229/2 Территориальной программе обязательного медицинского страхования

Широкая номенклатура медицинских услуг 225/4

Информатизация медицинских организаций 221/5

Доступная стоимость платных медицинских услуг в госу- 226/3 дарственных медицинских организациях первичного звена

Опыт работы в условиях пандемии COVID-19 229/6

Низкая заработная плата. Недостаточная мотивация для 241/2 повышения квалификации

Низкая обеспеченность штатными участковыми врачами. 247/1 Дефицит узких специалистов. Текучесть медицинского персонала

Низкое качество медицинских услуг. Много жалоб от па- 239/3 циентов

Нехватка современного лечебно-диагностического обору- 201/4 дования

Низкая восприимчивость медицинского персонала к ин- 199/5 новациям

Ограниченная работа в условиях пандемии COVID-19, 194/6 отказ пациентов от посещения медицинских организаций

Исходные внешние возможности Исходные внешние угрозы

показатель экспертная оценка/ранг показатель экспертная оценка/ранг

Расширение сети государственных медицинских органи- 221/1 заций первичного звена за счет средств нацпроекта «Здравоохранение» и негосударственных медицинских организаций за счет частных инвестиций

Развитие системы добровольного медицинского 209/4 страхования

Приобретение нового современного медицинского 217/2 оборудования. Развитие телемедицинских технологий

Развитие стационарозамещающих технологий и новых 211/3 видов платных медицинских услуг

Рост численности населения. Увеличение продолжитель- 200/5 ности жизни

Окончание пандемии COVID-19 198/6

Снижение численности врачей общей практики и узких 228/1

специалистов в медицинских организациях первичного

звена

Снижение платежеспособности населения. Рост цен на 225/2 платные медицинские услуги, лекарственные препараты и медицинские изделия для населения

Усиление конкуренции на рынке медицинских услуг 219/4

Увеличение жалоб и заявлений граждан по качеству ме- 222/3 дицинских услуг, несоблюдение медицинским персоналом клинических рекомендаций

Увеличение уровня смертности населения 199/6

Продолжение пандемии COVID-19. Нестабильная эконо- 213/5 мическая ситуация в стране

Примечание. Таблица составлена на основании собственных исследований авторов.

мым инструментом стратегического управления является анализ структурных факторов внешней и внутренней среды организации, обусловливающих интенсивность конкуренции на рынке.

Анализ внешней и внутренней среды организации, или SWOT-анализ является важнейшим элементом стратегического управления. В процессе анализа определяются сильные и слабые стороны организации, внешние возможности и угрозы, устанавливаются взаимосвязи между элементами внешней и внутренней среды, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации [4].

SWOT-анализ позволил комплексно оценить исходные сильные и слабые стороны медицинских организаций первичного звена, внешние возможности и угрозы и определить наиболее оптимальные направления развития. Оценка исходных сильных и слабых сторон, внешних возможностей и угроз медицинских организаций первичного звена проводилась методом экспертного интервью. В качестве экспертов выступали руководители и сотрудники медицинских организаций Краснодарского края (26 экспертов).

SWOT-анализ конкурентоспособности медицинской организации первичного звена (на примере Краснодарского края) представлен в таблице.

Ранжирование исходных сильных и слабых сторон, внешних возможностей и угроз медицинской организации первичного звена по значимости на основании экспертных оценок руководителей и сотрудников медицинских организаций позволили авторам определить стратегические направления обеспечения конкурентоспособности медицинской организации. Среди приоритетных направлений были выделены следующие:

• создание механизмов материального и нематериального стимулирования медицинского персонала;

• повышение качества медицинских услуг;

• модернизация лечебно-диагностической базы медицинской организации первичного звена.

Анализ жалоб и заявлений граждан по организации медицинского обслуживания и качеству медицинских услуг на территории Краснодарского края показал, что в 2020 г. поступило 29 668 обращений граждан, что 29,9% больше, чем в 2019 г. (22 830 обращений), из них: 28 823 письменных обращения, 845 принято на личном приеме 5.

5 Итоги работы Министерства здравоохранения Краснодарского края с обращениями граждан за 2020 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minzdravkk.ru/pages/4population/ infoobrascheniya/review (дата обращения 24.02.2021).

Влияние пандемии на развитие здравоохранения и оказание медицинской помощи

7903

Лекарственное Организация Работа медицинских Другая тематика

обеспечение медицинского организаций и обращений

населения обслуживания и медицинского

качество персонала медицинских услуг

■ 2019 В 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравнительный анализ тематик письменных обращений жителей Краснодарского края за 2019—2020 гг.

Источник: данные Министерства здравоохранения Краснодарского края.

В 2020 г. число устных обращений увеличилось на 160,6% по сравнению с 2019 г., в том числе количество обращений, связанных с качеством медицинских услуг и лекарственным обеспечением населения, увеличилось на 120,8%.

Количество письменных обращений увеличилось на 32,2% по сравнению с 2019 г. (в 2019 г. — 21 803 обращений, в 2020 г. — 28 823).

В итоге за 2020 г. среднекраевой показатель обращаемости граждан (на 10 тыс. населения) составил 45,3 (за 2019 г. — 34,3).

Тематический анализ обращений жителей региона выявил наиболее острые проблемы в сфере здравоохранения, а именно:

• дефицит лекарств для льготной категории пациентов был отмечен в 7903 обращениях (на 23,9% больше, чем в 2019 г.);

• малоэффективная организация медицинского обслуживания и низкое качество медицинских услуг — в 7334 обращениях, что на 4,8% больше, чем в 2019 г.;

• претензии к работе медицинских организаций первичного звена и медицинского персонала были зарегистрированы в 6176 обращениях, что на 13,4% больше аналогичного периода 2019 г. (рисунок).

Из рисунка видно, что жители региона жалуются в основном на малоэффективную организацию медицинского обслуживания и низкое качество медицинских услуг, работу медицинских организаций первичного звена и медицинского персонала, лекарственное обеспечение.

Отмеченные выше недостатки в работе медицинских организаций первичного звена должны быть учтены при определении стратегических направлений развития и обеспечения конкурентоспособности организации.

Обсуждение

SWOT-анализ, проведенный в исследовании, позволил комплексно оценить исходные сильные и

слабые стороны медицинской организации первичного звена, определяющие уровень ее конкурентоспособности.

Среди исходных сильных сторон (ранги 1—5), экспертами были отмечены:

• высокая квалификация врачей и медицинского персонала;

• участие медицинских организаций первичного звена в территориальной программе обязательного медицинского страхования;

• доступная стоимость платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях первичного звена;

• широкая номенклатура медицинских услуг, информатизация медицинских организаций.

Результаты экспертной оценки свидетельствуют о том, что исходный потенциал для обеспечения конкурентоспособности медицинской организации первичного звена находится в области кадровых, материальных, лечебно-диагностических ресурсов.

Как видно из таблицы, исходными слабыми сторонами медицинской организации первичного звена стали следующие (ранги 1—5):

• низкая обеспеченность штатными участковыми врачами и узкими специалистами;

• текучесть медицинского персонала;

• недостаточная мотивация для повышения квалификации медицинского персонала;

• низкое качество медицинских услуг;

• нехватка современного лечебно-диагностического оборудования;

• низкая восприимчивость медицинского персонала к инновациям.

Таким образом, по мнению экспертов, основные внутренние риски для конкурентоспособности медицинской организации первичного звена связаны с управлением медицинским персоналом (его обучением и мотивацией) и качеством медицинских услуг.

Ранжирование внешних возможностей по значимости, на основании экспертных оценок (ранг 1—5), дало следующий результат:

• расширение сети государственных медицинских организаций первичного звена за счет средств нацпроекта «Здравоохранение» и негосударственных медицинских организаций за счет частных инвестиций;

• приобретение нового современного медицинского оборудования;

• развитие стационарозамещающих технологий;

• развитие системы добровольного медицинского страхования;

• увеличение продолжительности жизни.

В результате были определены внешние возможности, способные оказать сильное влияние на конкурентоспособность медицинской организации первичного звена:

• участие в государственных и региональных целевых программах;

• привлечение инвесторов;

The Pandemic Influence on Healthcare Development and Medical Care

• расширение страховых медицинских программ;

• рост численности населения.

Ранжирование внешних угроз медицинской организации первичного звена (ранг 1—5) распределило факторы следующим образом:

• снижение численности врачей общей практики и узких специалистов в медицинских организациях первичного звена;

• снижение платежеспособности населения;

• увеличение количества жалоб и обращений граждан на качество медицинских услуг;

• усиление конкуренции на рынке медицинских услуг;

• продолжение пандемии COVID-19.

Анализ показал, что внешними угрозами, способными оказать сильное влияние на конкурентоспособность медицинской организации первичного звена, являются:

• дефицит медицинского персонала;

• нестабильная экономическая ситуация в стране;

• низкое качество медицинских услуг;

• ужесточение конкуренции на рынке медицинских услуг;

• сложная санитарно-эпидемиологическая ситуация в стране и мире.

По результатам анализа жалоб и заявлений граждан по организации медицинского обслуживания и качеству медицинских услуг установлено, что население имеет претензии к:

• организации медицинского обслуживания;

• качеству медицинских услуг;

• работе медицинских организаций первичного звена и медицинского персонала;

• лекарственному обеспечению.

Результаты проведенного исследования позволили авторам предложить стратегические направления обеспечения конкурентоспособности медицинской организации первичного звена, а именно:

• создание механизмов материального и нематериального стимулирования медицинского персонала на основе внедрения системы дифференцированной оплаты труда, сокращения нагрузки на медицинский персонал за счет повышения эффективности деятельности медицинской организации;

• повышение качества медицинских услуг за счет внедрения механизма коллективной ответственности («сотрудничество в команде»); создания алгоритмов оказания медицинских услуг и маршрутизации пациентов; создания канала обратной связи с пациентами и медицинским персоналом в медицинской организации первичного звена;

• модернизация лечебно-диагностической базы медицинской организации первичного звена за счет средств

• нацпроекта «Здравоохранение», ведомственной программы «Модернизация первичного

звена здравоохранения РФ», региональных целевых программ, средств инвесторов.

Заключение

Пандемия COVID-19 в 2020 г. оказала неоднозначное влияние на состояние конкуренции на рынке медицинских услуг и конкурентоспособность медицинских организаций первичного звена. С одной стороны, расходы населения на платные медицинские услуги, среднее количество приемов у врачей выросли, что свидетельствует об увеличении объемов рынка медицинских услуг.

С другой стороны, наблюдалась тенденция «отложенного спроса» — пациенты с «несрочными приемами» отложили визиты в медицинские организации первичного звена. Кроме того, в этот же период около 1,3 тыс. негосударственных медицинских организаций первичного звена ограничили прием пациентов или вообще были закрыты. И, как результат, доходы медицинских организаций заметно снизились.

Рассматривая перспективы развития рынка медицинских услуг, можно отметить, что при позитивном развитии событий количество медицинских организаций первичного звена будет увеличиваться, ассортимент медицинских услуг — расширяться, а требования потребителей медицинских услуг к их качеству — усиливаться.

Проведенные в исследовании SWOT-анализ и анализ жалоб и заявлений граждан по качеству медицинских услуг позволили комплексно оценить сильные и слабые стороны организаций, внешние возможности и угрозы, конкретизировать позиции медицинских организаций на рынке медицинских услуг и определить стратегические направления развития и обеспечения конкурентоспособности медицинских организаций первичного звена.

Полученные результаты позволили авторам предложить стратегические направления обеспечения конкурентоспособности медицинской организации первичного звена:

• создание механизмов материального и нематериального стимулирования медицинского персонала;

• повышение качества медицинских услуг;

• модернизация лечебно-диагностической базы медицинской организации первичного звена.

Источник финансирования. Исследование выполнено за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований» (договор № 20-010-00524/20 от 13.02.2020).

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хабриев Р. У, Шипова В. М., Берсенева Е. А. Новые нормы труда в поликлиниках. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. 144 с.

2. Линденбратен А. Л. Здоровье и здравоохранение. Мысли серьезные и не очень. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. 272 с.

3. Берсенева Е. А., Мендель С. А. Типовые и комплексные модели процессов внутреннего контроля качества и вспомогательных бизнес-процессов медицинской организации. М.: Светлица, 2020. 330 с.

Влияние пандемии на развитие здравоохранения и оказание медицинской помощи

4. Портер М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.

Поступила 02.02.2021 Принята в печать 21.04.2021

REFERENCES

1. Habriev R. U., Shipova V. M., Berseneva E. A. New labor standards in polyclinics. [Novye normy truda v poliklinikakh]. Moscow: GEOTAR-Media, 2020. 144 p. (In Russ.)

2. Lindenbraten A. L. Health and healthcare. Thoughts are serious and not so [Zdorove i zdravoohranenie. Mysli sereznye i ne ochen]. Moscow: GEOTAR-Media, 2017. 272 p. (In Russ.)

3. Berseneva E. A., Mendel' S. A. Typical and complex models of internal quality control processes and auxiliary business processes of a medical organization [Tipovye i kompleksnye modeli processov vnutrennego kontrolya kachestva i vspomogatelnykh biznes-protsess-ov meditsinskoi organizatsii]. Moscow: Svetlitsa, 2020. 330 p. (In Russ.)

4. Porter M. E. Competitive strategy: Techniques for analyzing industries and competitors. New York: Free Press, 1998. 422 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.