Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
государственная образовательная политика / современная система образования / управление образованием / совершенствование системы управления / цифровая трансформация / услуги школьного образования / тренды образования / state educational policy / modern education system / education management / improvement of management / digital transformation / school education services / trends in education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулбаева И.Т., Омарова А.И.

Статья посвящена анализу стратегического направления и инструментов повышения эффективности управления сферой общего образования. В статье рассматриваются проблемы инновационного развития современной сельской школы, анализируются основные направления государственной политики среднего образования и предлагаются инструменты повышения эффективности управления сферой общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DIRECTIONS AND TOOLS FOR IMPROVING EFFICIENCY OF GENERAL EDUCATION MANAGEMENT IN KAZAKHSTAN

Article is devoted to the analysis of the strategic direction and tools for improving the effectiveness of management in the field of general education. The article examines the problems of innovative development of modern rural schools, analyzes the main directions of the state policy of secondary education and suggests tools to improve the effectiveness of management of the field of general education.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ»

УДК 334.02 Кулбаева И. Т., Омарова А.И.

Кулбаева И.Т.

ЕМВА,

Каспийский университет технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова

(г. Актау, Казахстан)

Омарова А.И.

кандидат экономических наук, ассоциированный профессор, Каспийский университет технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова

(г. Актау, Казахстан)

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Аннотация: статья посвящена анализу стратегического направления и инструментов повышения эффективности управления сферой общего образования. В статье рассматриваются проблемы инновационного развития современной сельской школы, анализируются основные направления государственной политики среднего образования и предлагаются инструменты повышения эффективности управления сферой общего образования.

Ключевые слова: государственная образовательная политика, современная система образования, управление образованием, совершенствование системы управления, цифровая трансформация, услуги школьного образования, тренды образования.

Проблемы инновационного развития современной сельской школы обусловлены широким спектром противоречий, как типичных для всего общего образования, так и характерных преимущественно для сельской образовательной среды.

Основа для будущего неравенства закладывается в системе среднего образования. Разница в качестве образования имеется в разрезе видов школ. В основном между городскими и сельскими школами.

Международные сопоставительные исследования и национальные системы оценки знаний обучающихся свидетельствуют о растущем разрыве между сельскими и городскими школами. Невысокие результаты национальных и международных оценок образовательных достижений учащихся Казахстана являются прямым следствием различных факторов, таких как выбор курса на элитизацию среднего образования, отсутствие должного внимания и финансирования сельских уязвимых школ, малокомплектных школ (далее -МКШ) и многое другое. Такие условия создают барьеры для входа сельской молодежи в средний класс. Если не решить проблему качества сельского образования, то существует угроза маргинализации сельской молодежи, которые будут создавать проблемы как для образовательной, так и для экономической системы, то последующее региональное развитие индустрии и агропромышленного комплекса не будет обеспечено качественными кадрами.

Поэтому данная проблема отражается как в первом, так и во втором посланиях Президента народу Казахстана. К.Ж. Токаев говорит о необходимости разработки системных мер по обеспечению равенства возможностей для школьников:

«Наши дети должны получать качественное образование вне зависимости от места проживания и языка обучения... В связи с этим, государство поддержит так называемые «обычные» школы. Это также поможет преодолеть разрыв между городом и селом в сфере образования».

Современная система образования, ее целостность основывается на следующих основополагающих компонентах:

• Качественный человеческий капитал. Учителя должны быть образованными, мотивированными, непрерывно развивать свои навыки и квалификации.

• Единые стандарты. Учителя должны иметь четкие и надежные ориентиры.

• Качественная система контроля и оценки знаний, умения применять знания и навыки.

• Эффективное управление на всех уровнях: государственном, региональном, местном. Должно иметь четкую, прозрачную структуру.

В НП «Образованная нация» (2021г) поставлено пять основных задач, которые, по сути, и являются основными направлениями государственной политики в области развития образования (таблица 1).

Таблица 1. Основные направления государственной политики среднего образования, согласно Национальному проекту «Образованная нация».

№ Направление Задачи

1 2 3

2 Повышение качества среднего образования Сокращение разрыва результатов казахстанских учащихся в международных исследованиях по результатам PISА: -между регионами, -между городом и слом,

Охват детей дополнительным образованием

3 Обеспечение школ комфортной, безопасной и современной образовательной средой, Сокращение доли аварийных и трехсменных школ от общего количества дневных государственных школ

Увеличение доли основных и средних школ, обеспеченных предметными кабинетами физики, химии, биологии и т.

Рост числа модернизированных школ в малых городах, районных центрах и селах

Примечание: составлено автором

Ожидаемые результаты по образовательным областям - это система целей образования долгосрочного характера, установленных для каждой образовательной области, охватывающая начальную, основную и старшую школу. Ожидаемые результаты спроектированы с учетом специфики каждой образовательной области, объединяющей несколько родственных учебных предметов. Образовательные области: Язык и Литература, Математика и Информатика, Естествознание, Человек и Общество, Искусство, Физическая культура. Ожидаемые учебные результаты служат основой для разработки учебных систему краткосрочных целей обучения (таблица 2).

Таблица 2. Стратегические показатели НП.

Показатели 2021 2022 2023 2024 2025

Уровень удовлетворенности населения качеством дошкольного/среднего образования, %

68,4 71,3 74,2 77,1 80

Оценка качества школьного образования по результатам теста PISA (отчет ОЭСР)

по математике, средний балл: 423 430 430 430 480

по чтению, средний балл: 387 395 410 430 450

по естествознанию, средний балл: 397 402 410 430 490

Примечание: составлено автором

Пути достижения поставленных целей: Повышение качества услуг школьного образования: -переподготовка кадров для дошкольных организаций образования как условие качественного школьного образования,

-расширение сети организаций дополнительного образования, спортивных секций в общеобразовательных школах,

-строительство новых школ, в том числе для ликвидации 3-х сменного обучения и взамен аварийных,

-проведение капитального ремонта в школах,

-приобретение кабинетов новой модификации (химии, биологии, физики, лингафонных мультимедийных кабинетов),

-развитие информационно-коммуникационных технологий и внедрение системы электронного обучения,

С целью подтверждения соответствия содержания казахстанского среднего образования мировым стандартам образования будет проводиться аккредитация школ и образовательных программ на добровольной основе.

Аккредитация школ обеспечит гарантию получения высококвалифицированных образовательных услуг в школах.

Механизм аккредитации будет направлен на совершенствование менеджмента в образовании, формирование управленческих компетенций руководителей организаций образования.

Планируется проведение тщательного анализа по каждой действующей МКШ с учетом прогнозного контингента, жизнеспособности (перспективности) села, в которой функционирует школа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М.: Академия, 2021. - 384 с;

2. Жаналиева Р.Н. Концепция 12-летнего среднего общего образования. -Астана, 2020;

3. Темиргалиев М. Т., Темиргалиева К. Т. Переход на новую модель национальной системы образования в РК.- Экибастуз, 2020. - 266 с;

4. Янгирова В.М., Нурушова А.Б. Модернизация системы образования Республики Казахстан.- Астана, 2019. -232 с;

5. Бочарова, В.Г. Стратегия модернизации сельского образовательного социума / Бочарова В.Г. , М.П. Гурьянова // Педагогика. - 2022. - №8. С. 32-38;

6. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева - М. : Новая школа, 2015. - 464 с;

7. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин, под ред. Т.И. Шамовой. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 320 с;

8. Проблемы модернизации сельской школы: состояние, опыт, перспективы развития : мат-лы Всеросс. науч.-практич. конф., 24-25. сент. 2022 г., Курган. Ч. 1. \ - 136 с;

9. Сидоров, С.В. Совершенствование управления инновационным процессом в сельской средней школе / С.В. Сидоров // Образование и общество. - 2023. - №2. - С. 70-73;

10. Об утверждении пилотного национального проекта в области образования «Комфортная школа». Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2022 г. №963II: информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. [Электронный ресурс] URL: https://skcn.kz/ru/news/news/1051 (дата обращения: 15.04.2024)

Kulbaeva I. T., Omarova A.I.

Kulbaeva I.T.

Caspian University of Technology and Engineering (Aktau, Kazakhstan)

Omarova A.I.

Caspian University of Technology and Engineering (Aktau, Kazakhstan)

STRATEGIC DIRECTIONS AND TOOLS FOR IMPROVING EFFICIENCY OF GENERAL EDUCATION MANAGEMENT IN KAZAKHSTAN

Abstract: article is devoted to the analysis of the strategic direction and tools for improving the effectiveness of management in the field of general education. The article examines the problems of innovative development of modern rural schools, analyzes the main directions of the state policy of secondary education and suggests tools to improve the effectiveness of management of the field of general education.

Keywords: state educational policy, modern education system, education management, improvement of management, digital transformation, school education services, trends in education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.