Научная статья на тему 'СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН'

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
управление образованием / совершенствование системы управления / цифровая трансформация / эффективность управления / модернизация образования / образовательная политика / инновационные методы управления / education management / improvement of the management system / digital transformation / management efficiency / modernization of education / educational policy / innovative management methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омарова А.И., Кулбаева И.Т.

Статья посвящена анализу современных подходов к управлению в образовательной сфере на примере Республики Казахстан. В работе рассматриваются теоретические основы управления образованием, анализируются проблемы текущей системы и предлагаются пути их решения через интеграцию инновационных технологий и методов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION SECTOR MANAGEMENT SYSTEM IN REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Article is devoted to the analysis of modern approaches to management in the educational sphere on the example of the Republic of Kazakhstan. The paper examines the theoretical foundations of education management, analyzes the problems of the current system and suggests ways to solve them through the integration of innovative technologies and management methods.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

УДК 37 Омарова А.И., Кулбаева И. Т.

Омарова А.И.

кандидат экономических наук, ассоциированный профессор, Каспийский университет технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова

(г. Актау, Казахстан)

Кулбаева И.Т.

Каспийский университет технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова

(г. Актау, Казахстан)

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Аннотация: статья посвящена анализу современных подходов к управлению в образовательной сфере на примере Республики Казахстан. В работе рассматриваются теоретические основы управления образованием, анализируются проблемы текущей системы и предлагаются пути их решения через интеграцию инновационных технологий и методов управления.

Ключевые слова: управление образованием, совершенствование системы управления, цифровая трансформация, эффективность управления, модернизация образования, образовательная политика, инновационные методы управления.

В условиях глобализации и интенсивного технологического развития образование становится ключевым ресурсом социально-экономического развития государства. Республика Казахстан, активно интегрируясь в мировое образовательное и научное пространство, сталкивается с необходимостью адаптации и совершенствования системы управления образованием. Это обусловлено как внутренними потребностями развития страны, так и глобальными образовательными трендами.

Образование, наряду с обороной, здравоохранением и социальной защитой, является одной из основных задач государства, решение которой позволяет выпускать квалифицированные кадры для экономики страны, обеспечить научно-технический прогресс, социальное развитие общества.

В настоящий момент развития Республики Казахстан образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, «... должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое процветание страны» [1].

Несмотря на значительные успехи в развитии образовательной системы, Казахстан все еще сталкивается с рядом проблем: недостаточное финансирование, неравномерное распределение образовательных ресурсов, устаревшая методика преподавания и управления. Кроме того, остро стоит вопрос адаптации содержания образования к современным реалиям и потребностям рынка труда.

Система школьного образования в Казахстане 11-летняя. Намечается переход на 12-летнее школьное образование. После завершения 9-го класса в общеобразовательной школе ученик вправе выбрать: или продолжать учиться в школе, или поступить в колледж. Оба варианта приемлемые. Разница в том, что после завершения 11 -классного образования в школе ученик сдает единое национальное тестирование (ЕНТ), по результатам которого и зачисляется в вуз. Школьники же, которые после 9 класса поступают в колледж, ЕНТ не сдают. Они сдают тестовые экзамены при вузах и по их результатам зачисляются в число студентов университета, института и др.

До введения ЕНТ казахстанские школьники не были мотивированы к конкуренции за обладание качественными знаниями, поскольку отсутствовала объективная оценка таковых [2].

Общее количество организаций среднего образования в ведомстве МП РК в 2022 г. составило 7 687 школ, в том числе 7 республиканских. В состав 7 631 школы, подведомственной МИО, входят государственные, частные, вечерние и другие.

Соотношение населения между городскими и сельскими регионами влияет на территориальное распределение школ. По статистике превалирующая доля организаций образования приходится на сельскую местность. Соответственно, из общего числа государственных школ, подведомственных МИО, 74% (5 112 ед-) - расположены в селах (рисунок 1).

Рисунок 1. Процентное соотношение сети дневных государственных общеобразовательных школ в разрезе город-село, 2022 г., %.

Цифровые технологии широко представлены в казахстанской системе образования. Прием и зачисление в учебные заведения обучающихся осуществляется в цифровом формате. Для получения дошкольного обучения и воспитания ребенка необходимо поставить в очередь на получение места в детском саду. С этой целью родители подают заявление через онлайн-сервис на портале электронного правительства[2], либо через порталы, ссылки на которые опубликованы на сайтах управлений и сайтах городских или районных отделов образования, например [3], или [4].

Прием документов и зачисление ребенка в школу также производится посредством регистрации на порталах электронного правительства или платформы цифровых услуг [5]. Регистрация учебных достижений обучающихся

школ проводится на портале Кунделик (Дневник) [6], на котором могут зарегистрироваться учителя, школьники и их родители.

Недостаточный уровень развития образовательных информационных технологий наблюдается и в общеобразовательных учреждениях: зачастую недостаточный уровень развития навыков выпускников школ обусловлен обучением на устаревшем оборудовании или его полном отсутствием.

Каждая третья школа республики не имеет предметных кабинетов химии, физики, биологии, математики и др.,специализированных лабораторий и спортивных залов.

Совершенствование системы образования предполагает разработку и внедрение образовательных стандартов, совершенствование учебных программ, укрепление материально-технического обеспечения образовательных учреждений, улучшение здоровья подрастающего поколения.

В среднем образовании имеются следующие проблемы:

- недостаточно развитая инфраструктура школ, устаревание МТБ идет быстрее, чем строительство новых школ и оснащение организаций образования,

- наличие аварийных, трехсменных школ и дефицита ученических мест,

- недостаточное обеспечение организаций среднего образования учебными кабинетами новой модификации,

увеличение нагрузки на специалистов управлений образования, усложнение ведения планирования и освоения бюджетных средств организаций образования,

недостаточный уровень навыков лидерства у менеджеров государственных организаций среднего образования,

отсутствие независимой комплексной оценки эффективности организаций образования,

отсутствие механизма трансляции опыта успешных стратегий развития, эффективного менеджмента по управлению персоналом и рациональному применению подушевого финансирования,

закрытость бюджетов организаций образования (родители детей и сами дети не являются основными оценщиками образовательных услуг),

неравные возможности доступа школ к цифровым образовательным ресурсам,

неравномерный доступ у организаций среднего образования к широкополосному Интернету и т.д.

Выделенные в исследовании особенности определяют специфику управления современной сельской школой. Учёт этих особенностей рассматривается нами как необходимое условие эффективного управления развитием общеобразовательной школы в сельской местности.

Управление развитием сельской средней школы в рамках разработанной стратегии направлено на решение ряда задач, среди которых мы выделяем:

разработку нормативно-правового обеспечения управления развитием, модернизацию системы управления сельской средней школы, подготовку всех участников образовательного процесса к работе школы в режиме развития,

информационно-ресурсное обеспечение инноваций. Мы выделяем в развитии сельской средней школы следующие направления:

-развитие системы дополнительного (внеурочного) образования сельских школьников,

-развитие системы связей сельской школы с социальной средой, -развитие системы повышения профессиональной компетентности сельских педагогов,

-развитие системы внутришкольного управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Жаналиева Р.Н., Торсыкбаева Б.Б., Кистаубаева Д.М., Абдуллина Д.С., Алиева Г.А. Аспекты системы образования Республики Казахстан и методическое обеспечение среднего образования. - Астана, 2020;

2. Об утверждении Концепции развития образования Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 ноября 2022 года № 941;

3. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование за 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info (дата обращения: 7.05.2022);

4. Гаврилова М.И. Рынок образования. - М., 2020. - 480 с;

5. Абдишова Г.Б., Ботабаева К.Г. Анализ рынка образовательных услуг в Республике Казахстан // Научно-методическое обеспечение стратегического плана развития образования до 2020 года. - Шымкент, «Мирас», 2019;

6. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг. Справочник менеджера образования. -М.: Новая школа. - 2019. - 295с;

7. Захарова И.В. Территориальная система образования: административно-маркетинговое управление. -LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. - 170с;

8. Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М.: Академия, 2021. - 384 с

Omarova A.I., Kulbaeva I. T.

Omarova A.I.

Caspian University of Technology and Engineering (Aktau, Kazakhstan)

Kulbaeva I.T.

Caspian University of Technology and Engineering (Aktau, Kazakhstan)

EDUCATION SECTOR MANAGEMENT SYSTEM IN REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: article is devoted to the analysis of modern approaches to management in the educational sphere on the example of the Republic of Kazakhstan. The paper examines the theoretical foundations of education management, analyzes the problems of the current system and suggests ways to solve them through the integration of innovative technologies and management methods.

Keywords: education management, improvement of the management system, digital transformation, management efficiency, modernization of education, educational policy, innovative management methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.