УДК 331.44 Омарова А.И., Боранбаева О.Е.
Омарова А.И.
кандидат экономических наук, ассоциированный профессор, Каспийский университет технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова
(г. Актау, Казахстан)
Боранбаева О.Е.
Каспийский университет технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова
(г. Актау, Казахстан)
УСИЛЕНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ СТРАТЕГИИ ВНУТРЕННЕГО МАРКЕТИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: эта статья рассматривает внедрение и влияние стратегий внутреннего маркетинга на операционную эффективность организации. Исследование демонстрирует, как внутренний маркетинг способствует повышению удовлетворенности и мотивации персонала, что напрямую влияет на улучшение качества обслуживания клиентов и общую производительность компании.
Ключевые слова: внутренний маркетинг, операционная эффективность, управление персоналом, корпоративная культура, мотивация сотрудников, клиентоориентированность, улучшение производительности, промышленная безопасность.
В современных экономических условиях значимость внутреннего маркетинга возрастает, поскольку он способствует не только повышению уровня удовлетворенности и мотивации персонала, но и общей эффективности организационных процессов. Эта статья исследует применение и воздействие внутреннего маркетинга организации.
Внутренний маркетинг - это стратегия управления, направленная на работу с персоналом компании так, как если бы они были клиентами. Важно
понимать, что основной целью внутреннего маркетинга является не только удовлетворение нужд сотрудников, но и создание условий для эффективной работы каждого сотрудника в интересах клиентов компании [1].
Внутренний маркетинг, рассматриваемый как система отношений с персоналом предприятия, ориентированных на повышение качества предоставляемых услуг, требует решения следующих задач [2]:
-сбор информации о работе персонала, в частности о его отношениях с клиентами,
-четкое определение потребностей внутренних клиентов, -осознание и принятие персоналом идеи ориентации на клиента, -обучение персонала управлению ситуациями при взаимодействии с клиентами,
- создание организационной культуры, способствующей клиентоориентиро- ванности,
- межфункциональный альянс управления персоналом и маркетинга с целью оптимизации синергетического потенциала мотивированных сотрудников, удовлетворенных внутренним продуктом-работой,
- создание, по меньшей мере, постоянного кадрового состава с наименьшими прогулами и текучестью кадров и, в лучшем случае, персонала с высоким уровнем морали, инициативности и ответственности, необходимых при оказании услуг клиентам.
Решение вышеперечисленных задач осуществляется с использованием методов внешнего маркетинга, таким как: внутреннее обучение, внутренние коммуникации, внутренняя PR-политика, внутренние маркетинговые исследования, внутренняя сегментация и др[3].
Внутренний маркетинг как внутрифирменная философия рыночной ориентации предприятия.
В рамках данного подхода к сущности внутреннего маркетинга, в экономической литературе выделяется два на направления целевой деятельности компании:
а) с ориентацией на клиента, т.е. максимальное удовлетворение сотрудниками организации потребностей клиентов,
б) с ориентацией на конкурентов, т.е. сотрудники компании, изучая конкурентов, выявляют его сильные и слабые стороны, а также собирают и используют эту информацию для более полного удовлетворения клиентов.
Внутрифирменный маркетинг - это философия отношения к работникам, как к клиентам, и стратегия формирования продуктового предложения (работы) так, чтобы оно удовлетворяло человеческие потребности». Работники образуют «первый» рынок компании, и их следует обслуживать также качественно, как и клиентов. В соответствии с моделью Л.Берри, отношение к персоналу компании, как клиентам, изменит отношение работников к своей работе и организации в целом. Работники станут сервисно ориентированными, что приведет к улучшению качества обслуживания внешних клиентов и, как следствие, к получению конкурентного преимущества и успеху компании. «Вложение денег в исполнителя вносит вклад в исполнение... Инвестиции в успех сотрудников компании гарантируют успех самой компании» [5].
П. Ахмед и М.Рафик предложили еще одну модель внутрифирменного маркетинга, построенную на основе на основе моделей Берри и Гренрооса (рис.1).
Рисунок 1. Стратегический внутрифирменный маркетинг.
Данная модель П. Ахмеда и М. Рафика получила название «стратегический внутрифирменный маркетинг», она известна также под названием «многоуровневая модель (мета-модель) внутреннего маркетинга». П. Ахмед и М. Рафик утверждают, что обе модели, как Берии, так и Гренрооса являются неполными, т.к. не предлагают механизмы мотивации работников, кроме маркетингового подхода к взаимоотношениям с работником, а также не объясняют связь между удовлетворенностью клиентов и ростом прибыли организации [7].
В данной модели, удовлетворенность клиентов приводит к росту прибыли через лояльность клиентов. Основой модели является стратегия качества организации, которая должна исходить из стратегии и миссий компании, хотя эти два фактора модель опускает.
В данной модели удовлетворенность работников является функцией обучения работников, вдохновляющего менеджмента и расширения границ
ответственности работников. Удовлетворенность работников не является залогом успешной деятельности работников, а считается одним из факторов, наряду с мотивацией, клиент ориентированностью и склонности к продажам, который ведет к увеличению качества обслуживания клиентов [8].
При внедрении внутреннего маркетинга на предприятии необходимо учитывать специфические особенности его организации как управленческой концепции, имеющей межфункциональный характер.
Рекомендован главный стратегический курс - высокий уровень образования, квалификации и этики сотрудников, предоставление широкому кругу работников условий для расширения знаний, непрерывного повышения профессионального мастерства, самовыражения, использование пакетов многообразных программ мотивации и развитие организационной культуры[9].
В управлении компанией необходимо применять сбалансированный метод стимулирования персонала, т.е. нужно очень четко отслеживать и просчитывать последствия, как от материального, так и морального поощрения сотрудников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Управление развитием предприятий туристско-рекреационной сферы на основе внутреннего маркетинга: монография / Р. Р. Тимиргалеева, И.Ю. Гришин, М. А. Шостак. -Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2015. - 307 с;
2. Ахметов Л.А., Чернопятов А.М. Проблемы развития предпринимательства в экономике страны// Ученые записки Российской академии предпринимательства.-2020.-№45.-С.7-19;
3. Балабанов В.С., Чернопятов А.М. Качество воспроизводственного процесса в предпринимательской деятельности. Путеводитель предпринимателя. Научно-практическое издание. Вып.ХХУШ.-М. Российская академия предпринимательства. Агентство печати "Наука и образование", 2023;
4. Чернопятов А.М. Маркетинг персонала. North Carolina: 2022. — 265 с;
5. Шостак М.А. Компаративный анализ подходов к использованию концепции маркетинга в управлении персоналом предприятий сферы услуг / М.А. Шостак // Инновационная экономика. - 2022. - №2. - С. 180-188;
6. Чернопятов А.М. Социальные факторы в формировании механизма мотивации труда на предприятии//Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы,-2020.-№1.-С.92-93;
7. Козерод Л.А. Методика оценки экономической эффективности бизнес-процессов предприятия // Вестник науки. - 2019. - Т. 9, вып. 1. - С. 83-90;
8. Лесбаева Г.Т. О стратегическом управлении персоналом// Вестник КазЭУ. - 2021. - №6. - с.32-37;
9. Лесбаева Г.Т. Система управления персоналом//Каржы-Каражат. - 2021. - №6. - с.31-36
Omarova A.I., Boranbayeva O.E.
Omarova A.I.
Caspian University of Technology and Engineering named after Sh. Yesenov
(Aktau, Kazakhstan)
Boranbayeva O.E.
Caspian University of Technology and Engineering named after Sh. Yesenov
(Aktau, Kazakhstan)
STRENGTHENING OPERATIONAL EFFICIENCY VIA INTERNAL MARKETING STRATEGIES IN ORGANIZATION
Abstract: article examines the implementation and impact of internal marketing strategies on the operational effectiveness of an organization. The study demonstrates how internal marketing helps to increase staff satisfaction and motivation, which directly affects the improvement of customer service and the overall productivity of the company.
Keywords: internal marketing, operational efficiency, personnel management, corporate culture, employee motivation, customer orientation, productivity improvement, industrial safety.