О
<м
УДК 338.001 ББК 65.9(2Рос53)
В.В. Дорофеева
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Представлен опыт российских регионов по формированию научно-технической и инновационной политики. Исследованы региональные тенденции развития инновационного процесса. Предложены стратегические направления формирования инновационной политики Байкальского региона.
Ключевые слова: инновации, Байкальский регион, региональная инновационная политика, стратегические направления создания инновационного потенциала.
V.V. Dorofeyeva
STRATEGIC DIRECTIONS OF THE REGIONAL INNOVATION POLICY DEVELOPMENT
The article describes experience of Russian regions in creating scientific, technical and innovation policy. The author studies the regional tendencies of innovative process development, and suggests strategic directions of creating innovation policy of Baikal region.
Keywords: innovations, Baikal region, regional innovation policy, strategic directions of creating innovation potential.
Одним из важнейших приоритетов Российской Федерации является развитие науки и технологий, переход на инновационный путь развития (Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу: утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г. Пр-576). Как доказывает опыт стран, занимающих лидирующие позиции в мировой экономике, именно инновационные преобразования, эффективная государственная инновационная и научно-техническая политика способны обеспечить экономический рост страны, валового внутреннего продукта за счет производства принципиально новых видов продукции и технологий и расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. Кроме того, инновационный потенциал представляет собой важную составляющую инвестиционной привлекательности как страны в целом, так и отдельных регионов.
Таким образом, региональные и местные органы власти должны вести активную работу по формированию научно-техничес-© В.В. Дорофеева, 2010
©
тЧ
О
<м
-О!
кои и инновационнои политики, укреплению инновационного потенциала.
Вместе с тем финансирование инновационной сферы в Байкальском регионе остается недостаточным. В результате инновационная деятельность в регионе пока не дает ожидаемых экономических результатов. Отсюда — необходимость совершенствования механизмов государственной поддержки, в том числе инвестиционного обеспечения развития инновационной сферы, с учетом опыта, накопленного в других регионах.
Прежде всего, необходима доработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности. Речь идет о принятии соответствующей областной целевой программы. Опыт реализации подобных законодательных инициатив имеется во многих регионах. Так, в Тюменской и Свердловской областях разработаны региональные концепции инновационной деятельности, которые определяют основные принципы, направления, формы и методы реализации инновационной политики, проводимой органами государственной власти. В Алтайском крае действует Закон о государственной поддержке инновационной деятельности в агропромышленном комплексе. Программа государственной поддержки инновационной деятельности разработана в Республике Карелия.
Интерес представляет нормативно-правовая база Томской области, где помимо Закона о государственной поддержке инвестиционной деятельности, предусматривающего льготы инвесторам, финансирующим инновационные проекты, принят также Закон об инновационной деятельности.
Позаимствовать опыт Томской области можно и при организации технологического аудита научно-технических разработок, позволяющего определить ключевые технологии. В частности, здесь по специально разработанным методикам был проведен технологический аудит поставщиков технологий, анализ использования материальных ресурсов, производственных мощностей, рабочей силы, состояния инфраструктуры, условий коммерциализации технологий с соответствующим профилем.
Заслуживает активной поддержки инициатива Администрации Томской области по проведению межрегионального технологического аудита и формированию пилотных проектов по производству экспортно-ориентированной продукции с использованием потенциала нескольких территорий (подробнее см. Инновационная стратегия Томской области).
Задача региональных и местных органов власти состоит в том, чтобы в реализацию инновационных проектов включились частные инвесторы и оказание им поддержки. То есть администрации
©
<м
должны брать на себя роль инициатора инвестиционных проектов, осуществляя их поддержку и мобилизуя тем самым частные инвестиции. Бюджетные же инвестиции следует использовать для создания условий с целью привлечения частного капитала в объемах, превышающих затраченные бюджетные средства.
Очевидно, что на стадии создания и коммерциализации научно-технической разработки наиболее вероятными источниками финансирования инновационной деятельности являются бюджетные средства. Предприятие-разработчик может участвовать в специализированных конкурсах Минпромнауки, Минобразования России, в региональных и муниципальных конкурсах, а также претендовать на финансирование в рамках федеральных целевых программ. Кроме того, на данном этапе возможно привлечение внебюджетных средств, например, средств Фонда поддержки малых форм предприятий (фонда Бортника), Московского общественного научного фонда, Американского фонда гражданских исследований и разработок, фонда Карнеги, фонда МакАртуров, фонда Сороса, Международного банка реконструкции и развития. С этими структурами успешно сотрудничают администрация и институты Томской области. Последним, кроме того, удается вести фундаментальные исследования и прикладные разработки в рамках программ и грантов Евросоюза, CRDF, ИНТАСа и др.
В Новосибирской области оказывается информационная поддержка международному и межрегиональному трансферту технологий. Одним из первых шагов в данном направлении явилась работа по расширению технического сотрудничества между Новосибирской областью и провинцией Тоскания. Создана база данных по инновационным разработкам с применением адаптированного к местным условиям инструментария специализированной европейской релей-сети. Российская сеть трансферта технологий, региональным узлом которой является инновационный центр, имеет сопоставимый формат представления и обработки данных, что создает предпосылки для будущего ее включения в информационные релей-каналы Европы.
На стадии организации производства возможно привлечение частных инвестиций. В числе международных организаций, финансирующих инновационные проекты, — Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейская комиссия, USAID, Институт открытого общества, фонд Евразия. Оксфордский венчурный фонд и др. Роль международной кооперации при создании наукоемких продуктов в период становления рыночноориентированной инновационной системы трудно переоценить. В целях привлечения кредитно-финансовых ресурсов на поддержку
©
тЧ
О
<м
-О!
и развитие инновационнои деятельности следует наладить систематическую работу с зарубежными финансовыми институтами.
Речь может идти также о создании специального фонда поддержки инновационной деятельности, что позволит привлечь к работе финансовые институты, обеспечив их надежным источником получения дохода от реализации тщательно отобранных проектов. Кроме того, возможно формирование консолидированного инвестиционного бюджета, включающего всю совокупность инвестиционных ресурсов, имеющихся в распоряжении субъекта РФ или муниципального образования. Такой бюджет может стать источником для прямого финансирования приоритетных инновационных проектов, разработки и реализации мероприятий по стимулированию деловой активности, а также своего рода «кассой взаимопомощи» для предприятий и организаций.
Помимо финансовых форм поддержки инновационной и инвестиционной деятельности, региональная администрация может оказывать организационное, методическое и информационное содействие инвесторам и реципиентам.
Организационная поддержка со стороны властных структур предполагает:
- участие в создании и стимулировании развития офисов коммерциализации разработок, инновационно-технологических центров, инновационных бизнес-инкубаторов, технологических центров, консалтинговых организаций различного профиля как очагов инновационной активности территории с последующим их объединением в единую сеть;
- стимулирование кредитования и страхования наукоемких инвестиционных проектов;
- обеспечение доступа организаций Байкальского региона к информационным ресурсам в инновационной сфере;
- создание компаний в области новых информационных технологий, в том числе центра электронных технологий, курирующего передачу разработок в области электроники в промышленность;
- содействие перспективным инновационным организациям в приобретении производственных площадей, неэффективно используемого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- развитие системы лизинга оборудования инновационными фирмами;
- совершенствование системы регионального заказа на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для инновационных производств по ключевым технологиям региона;
©
<м
- содействие становлению системы международной сертификации инновационной продукции.
Основное направление методической помощи субъектам инновационной деятельности — это подготовка бизнес-планов, отвечающих международным стандартам; оценка экономического состояния и деловой репутации потенциальных партнеров, а также стоимости принадлежащих им объектов интеллектуальной собственности, налаживание контактов с потенциальными партнерами (в том числе иностранными); консультирование по технологиям и управлению.
Администрация Иркутской области могла бы участвовать в подготовке и переподготовке кадров для организаций инновационной инфраструктуры, управляющих и инженерных кадров для производственных предприятий, в том числе формируя государственный заказ. Необходимо наладить систему стажировок студентов, аспирантов, молодых специалистов на отечественных и зарубежных предприятиях с целью закрепления и развития бизнес-навыков. Интерес представляет опыт Томской области по созданию студенческих бизнес-инкубаторов. Выпускники Томского государственного университета могут участвовать в конкурсе на получение стартовых средств для начала своего дела, которые выделяются из бюджета университета.
К числу важных направлений информационного обеспечения инвестиционной деятельности следует отнести содействие специализированным организациям в сборе, обработке и актуализации сведений о законодательстве, состоянии рынка инновационной продукции, перспективах развития экономики и ее отдельных отраслей, а также о планах предприятий, заинтересованных в расширении наукоемкого бизнеса, продаже акций, конверсии производства. Целесообразно формирование специального банка данных инвесторов и реципиентов.
При создании системы продвижения инновационной продукции, производимой в регионе, на международный рынок со стороны органов государственной власти необходима, прежде всего, имиджевая поддержка развития международных связей в выбранных секторах вплоть до создания международных научных центров, центров коммерциализации разработок и совместных предприятий, технологических зон и технологических парков с привлечением транснациональных высокотехнологичных компаний.
Кроме того, целесообразно активное привлечение зарубежных партнеров к реализации образовательных программ в инновационной сфере. Так, в Обнинске создан российско-германский центр по подготовке менеджеров для инновационных проектов и наукоем-
О
<м
ких производств. Обучение и стажировки в нем осуществляются по адаптированным программам, разработанным, в частности, Фондом им. Штайнбайса (г. Штуттгарт) и Баденской академией экономики и администрирования (г. Карлсруэ).
Перспективным инструментом создания имиджа региона, наиболее привлекательного для инвесторов, являются новейшие информационные технологии. Они позволяют с наименьшими затратами привлечь максимальную по величине аудиторию, в том числе и потенциальных инвесторов. Целесообразно представление инвестиционных возможностей Байкальского региона в глобальной компьютерной сети Интернет.
Необходимо также обеспечить активное участие населения и хозяйствующих субъектов в обсуждении и решении проблем инновационного развития экономики региона, формировании положительного имиджа инновационной деятельности, особенно в сфере малого инновационного предпринимательства.
Эффективное использование инновационного потенциала может придать новый импульс социально-экономическому развитию региона и способствовать усилению его интеграции в мировую экономику. Реализация представленных выше стратегических направлений создания инновационного потенциала позволит принимать научно обоснованные управленческие решения при формировании региональной инновационной политики как части общенациональной задачи инновационного развития экономики России.
Информация об авторе
Дорофеева Виктория Вячеславовна — кандидат экономических наук, доцент филиала Байкальского государственного университета экономики и права, г. Братск, e-mail: [email protected].
“О!
Author
Dorofeyeva Victoria Vyacheslavovna — PhD in Economics, Associate Professor, Bratsk Branch of Baikal National University of Economics and Law, Bratsk, e-mail: [email protected].