Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИМИТАЦИЯ ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маршавина Л.Я., Коряков А.Г., Слепов А.С.

Статья посвящена рассмотрению и анализу конкурентных преимуществ, которые обретают инновационные предприятия промышленного сектора на современном этапе. Инновация определяется автором в качестве процесса и результата разработки, внедрения и коммерциализации научно-технического новшества предприятием для последующего удовлетворения потребностей самого предприятия и потребителей. Отмечается, что инновационное развитие - единственный способ достижения конкурентных преимуществ промышленного предприятия. Представлены характеристики эффективной инновационной стратегии промышленного предприятия (гибкость и адаптивность, системность, адекватность, эффективность, непрерывность). Выделено 4 типа промышленных предприятий по критерию наличия инновационных стратегий - инновационные предприятия, предприятия-модернизаторы, предприятия-имитаторы, консервативные предприятия, не внедряющие инновации. Представлены основные типы конкурентных преимуществ инновационного промышленного предприятия (повышение доходов, сокращение удельных расходов, увеличение ценности продукции, повышение эффективности бизнес-процессов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маршавина Л.Я., Коряков А.Г., Слепов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC COMPETITIVE ADVANTAGES OF INNOVATIVE INDUSTRY ENTERPRISES IN MODERN CONDITIONS

The article is devoted to the consideration and analysis of the competitive advantages that innovative enterprises of the industrial sector acquire at the present stage. Innovation is defined by the author as a process and result of the development, implementation and commercialization of a scientific and technical innovation by an enterprise for the subsequent satisfaction of the needs of the enterprise itself and consumers. It is noted that innovative development is the only way to achieve the competitive advantages of an industrial enterprise. The characteristics of an effective innovative strategy of an industrial enterprise (flexibility and adaptability, consistency, adequacy, efficiency, continuity) are presented. 4 types of industrial enterprises are distinguished according to the criterion of the presence of innovative strategies - innovative enterprises, modernizing enterprises, imitating enterprises, enterprises that do not introduce innovations. The main types of competitive advantages of an innovative industrial enterprise (increase in income, reduction in unit costs, increase in product value, increase in the efficiency of business processes) are presented.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Стратегические конкурентные преимущества инновационных предприятий промышленности в современных условиях

Маршавина Любовь Яковлевна

доктор экономических наук, профессор, профессор аспирантуры ФГУП «ВНИИ «Центр», Marshavina.L.Ya@rea.ru

Коряков Алексей Георгиевич

доктор экономических наук, доцент, профессор департамента менеджмента и инноваций ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», ag@koryakov.biz

Слепов Александр Сергеевич

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», alexslep.slepov@yandex.ru

Статья посвящена рассмотрению и анализу конкурентных преимуществ, которые обретают инновационные предприятия промышленного сектора на современном этапе. Инновация определяется автором в качестве процесса и результата разработки, внедрения и коммерциализации научно-технического новшества предприятием для последующего удовлетворения потребностей самого предприятия и потребителей. Отмечается, что инновационное развитие - единственный способ достижения конкурентных преимуществ промышленного предприятия. Представлены характеристики эффективной инновационной стратегии промышленного предприятия (гибкость и адаптивность, системность, адекватность, эффективность, непрерывность). Выделено 4 типа промышленных предприятий по критерию наличия инновационных стратегий - инновационные предприятия, предприятия-модернизаторы, предприятия-имитаторы, консервативные предприятия, не внедряющие инновации. Представлены основные типы конкурентных преимуществ инновационного промышленного предприятия (повышение доходов, сокращение удельных расходов, увеличение ценности продукции, повышение эффективности бизнес-процессов).

Ключевые слова: инновация, инновационное предприятие, промышленность, бизнес-модель, конкуренция, конкурентное преимущество, цифровизация, имитация инновации

Отечественные промышленные предприятия составляют основу функционирования и дальнейшего развития материального производства [6, с. 223]. Возможности увеличения прибыльности промышленного предприятия во многом обусловлены его конкурентными позициями. «Обойти» конкурента можно различными путями: посредством расширения производства и наращивания объемов выпускаемой продукции, за счет развития существующих производств и переоборудования, а также благодаря новым организационным решениям [5, с. 69]. Данные способы известны экономической науке и практике управления уже достаточно давно, но, тем не менее, на большинстве промышленных предприятий нашей страны эффективные мобильные и конкурентоспособные экономические субъекты сферы промышленности, восприимчивые к технологическим и организационным инновациям, практически отсутствуют.

Специфическими чертами развития промышленного комплекса России выступают несбалансированность элементов инновационной сферы, низкая конкурентоспособность продукции и невысокий уровень внедрения инноваций. Кроме того, барьером для инновационного развития промышленных предприятий является недостаточная мотивация управленцев и неосведомленность о существующих на сегодняшний день моделях инновационного развития. Все эти факторы негативно сказываются на финансовом положении отечественных производителей и в конечном итоге препятствуют укреплению позиций российской промышленности на мировом рынке. Безусловно, повышение эффективности деятельности промышленных предприятий возможно исключительно посредством кардинального преобразования механизмов инновационного развития и пересмотра существующих подходов к управлению промышленной структурой [9, с. 165].

Прежде чем рассматривать конкретные стратегические конкурентные преимущества инновационных предприятий промышленности, следует обратиться к определению категорий «инновация». Согласно положениям Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О науке и государственной научно-технической политике», инновация представляет собой (1) введенный в употребление новый или существенно улучшенный продукт/товар/услуг; (2) процесс, новый метод продаж или (3) новый организационный метод ведения деловой практики предприятия [13].

Ф. Р. Аккужин выделяет три основных подхода к определению сущности термина «инновация» - объективный, процессный и утилитарный. В контексте объективного подхода инновация рассматривается в качестве результата научно-технического прогресса, тогда как процессный подход актуализирует саму процедуру разработки, имплементации и коммерциализации новшества. Сторонники утилитарного подхода в дефиниции инновации смещают акцент на утилитарном свойства инновации (польза и способность инновации удовлетворять общественные потребности) [1, с. 176]. По нашему мнению, для получения наиболее полной дефиниции понятия «инновация» следует совместить ключевые тезисы всех трех подходов, определив, таким образом, инновацию как процесс и результат разработки, внедрения и коммерциализации предпри-

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м «

м см

0 см

<0

01

о ш т

X

3

<

т О X X

ятием научно-технического новшества с целью удовлетворения потребностей самого предприятия и общественности (потребителей).

Как отмечено ранее, инновационное развитие является на сегодняшний день практически единственным способом достижения конкурентных преимуществ промышленного предприятия. Конкурентоспособность промышленного предприятия, при этом, мы будем понимать как способность производственной единицы достигать поставленных целей эффективнее конкурентов за счет наличия определенных конкурентных преимуществ. О. В. Рыка-лина определяет конкурентные преимущества предприятий следующим образом: «характеристика продуктивности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также наличия определенного конкурентоспособного потенциала», отражающая как внешние параметры качества субъекта хозяйствования (параметры внешней среды и характеристики конкурентов), так и внутренние показатели эффективности самого предприятия [12, с. 77]. К. Ю. Баданин указывает, что ключевым источником конкурентных преимуществ предприятия выступает именно внутренний потенциал, корректная реализация которого приводит к росту уровня конкурентоспособности [2, с. 58]. Речь идет о том, что фактически не столько важны параметры и циклы экономической турбулентности внешней среды, сколько последовательная стратегия устойчивого инновационного развития предприятия.

Таблица 1

Типы промышленных предприятий с позиции инновационных стратегий

Тип предприятия Сущность Тип выпускаемой продукции Специфика реализации инновационных стратегий

Инновационные предприятия Предприятия, производящие принципиально новую продукцию, не имеющую аналогов. Предприятия-первооткрыватели, ориентированные на производство продукции с высокими показателями технико-экономической эффективности. Продукция, инновационная для самого предприятия и для потребителя. Инновационная политика сопряжена с существенными затратами на НИОКР; зачастую проводится в сотрудничестве с исследовательскими центрами и вузами.

Предприя- тия-модер- низаторы Предприятия, выпускающие продукцию, представленную на рынке «первооткрывателями», но с более высокими технико-экономическими показателями. Выпуск существующей на рынке, но усовершенствованной продукции Реализация инновационной стратегии требует от компании наличия мощной базы опытно-конструкторских работ и способности быстрого реагирования на изменения на рынке в ответ на действия «первооткрывателей».

Предприя- тия-имита- торы Предприятия, выпускающие продукцию, которая имеет коммерчески успешные аналоги на рынке; целями управленческой стратегии являются (1) следование за лидером рынка; (2) завоевание рыночной доли, принадлежащей предприятию-первооткрывателю. Предприятия, выпускающие новую для себя продукцию, которая уже существует на рынке Стратегия инновационной имитации компания не предполагает развернутых НИОКР и существенных расходов на них благодаря копированию существующих технологий.

Предприятия, не внедряющие инновации Предприятия, производящие традиционные товары, в ряде случаев - устаревшие, спрос на которые обеспечивается относительно стабильным объемом покупателей с традиционными потребительскими предпочтениями. Традиционная и/или устаревшая продукция Максимальная амплитуда инновационных изменений - незначительные изменения в существующей продукции.

По критериям наличия/отсутствия, а также интенсивности инновационных политик промышленные предприятия можно условно разделить на три типа (Таблица 1):

Безусловно, далеко не каждая стратегия инновационной деятельности является эффективной с точки зрения приобретения конкурентных преимуществ. По мнению К. Ю. Баданина, действенная инновационная стратегия, которая способна повысить конкурентоспособность промышленного предприятия, должна соответствовать следующим принципам: (1) гибкость и адаптивность - инновационная стратегия должна позволять подстраиваться под изменения внутренней и внешней среды; (2) системность - содержание инновационной стратегии должно отражаться во всех сферах функционирования предприятия; (3) адекватность - внедрение инноваций должно исходить из существующих ресурсных, финансовых, кадровых и иных ограничений; (4) эффективность - эффект от имплемен-тации инновации должен превышать объем понесенных затрат; (5) непрерывность - инновационную деятельность следует воспринимать в качестве постоянного необратимого процесса - она не должна быть прервана или запущена повторно [2, с. 58].

Рассмотрим конкретные стратегические конкурентные преимущества, которые можно получить следуя инновационной политике стратегического развития (в контексте предприятий промышленности). Реализация инновационной стратегии влечет за собой достижение конкретных конкурентных преимуществ, содержание которых детерминировано задачами, поставленными в ходе формулирования инновационной стратегии. Перечень возможных конкурентных преимуществ весьма обширен - от наращивания репутационного капитала до повышения экологической устойчивости функционирования предприятия. При этом, обобщив различные конкурентные преимущества, которые имеет инновационное предприятие в сравнении с не-инновационным, можно прийти к следующим 4 ключевым позициям (Таблица 2):

Таблица 2

Конкурентные преимущества инновационного промышленного

Конкурентное преимущество Тип инноваций Способ получения

Повышение доходов Продуктовые Разработка и вывод на рынок инновационной продукции повышенного спроса.

Сокращение удельных расходов Технологические Технологический реинжиниринг предприятия, переоборудование, имплементация ресурсосберегающих технологий.

Увеличение ценности продукции Технологические и продуктовые Усовершенствование качества выпускаемой продукции, придании ей новых свойств, интересующих потребителей.

Повышение эффективности бизнес-процессов Управленческие и технологические Осуществление реинжиниринга бизнес-процессов, цифровизация систем управления.

Примечание: источник - собственная разработка с использованием данных [7, с. 82]; [2, с. 58] и др.

Примечание: источник - собственная разработка

Рассмотрим подробнее каждую из четырех обозначенных выше групп конкурентных преимуществ. Как отмечено в Таблице 2, разработка и коммерциализация инновационной продукции приводит к повышению доходов. Данный тезис верен и для предприятий-инноваторов, и для предприятий-модернизаторов (согласно типологии, представленной в Таблице 1).

На изготовление и вывод на рынок продукции, основанной на использовании современных технологий и технических устройств, новых материалов и компонентов, потребители, как правило, реагируют повышенным спросом. Успешная коммерциализация открытий и радикальных новшеств в области фи-

зики, химии, инженерии, биофизики, биохимии и иных наук зачастую приводит к продолжительному финансовому процветанию компании-производителя; кроме того, у такого производителя есть шанс не просто заполучить ряд конкурентных преимуществ, заняв большую нишу на рынке, но и стать монополистом, т. е. априори избавить себя от потребности в рыночной борьбе.

Если говорить о втором и третьем подвидах инновационных предприятий согласно Таблице 1 («модернизаторы» и «имитаторы»), то следует отметить, что выпуск новой продукция, которая незначительно отличается от существующей, также приводит к росту доходов, но, как правило, в краткосрочной перспективе - до тех пор, пока действует тренд на определенный цвет, размер, форму продукта. О. В. Рыкалина говорит о том, что продолжительность жизненного цикла подобной имитации не превышает полугода, а в последующем предприятию приходится имитировать очередную инновацию [12, с. 78]. Подобный тип продукта исследователь именует «временно инновационным» /«глянцевым».

Еще одно преимущество инновационного промышленного предприятия (Таблица 2) заключается в сокращении удельных расходов. Данное преимущество имеет место в ситуациях им-плементации не только продуктовых, но и технологических и параллельно с этим - управленческих инноваций. Одной из наиболее известных сегодня моделей инновационного реинжиниринга производственных процессов выступает модель Lean, выработанная в 1960-1970 гг. специалистами компании «Тойота». Современные модели, по сущности, выступают модернизацией классической Lean-модели, а их сущность заключается в стремлении к использованию минимального количества ресурсов для изготовления высококачественных продуктов. Данная концепция бережливого производства фокусирует управленцев на сокращении 7 видов потерь: (1) расходы на избыточную обработку - процедуры, которые не влияют на качество продукта и не интересуют клиента; (2) расходы на избыточную транспортировку (неоправданные перемещения компонентов или продукта на любой стадии его изготовления); (3) избыточное движение персонала; (4) переделка; (5) излишние запасы (избыточные активы и незавершенное производство); (6) излишнее ожидание (задержки и/или простой); (7) избыточное производство [3].

Говоря о третьем конкурентном преимуществе, выделенном нами в рамках Таблицы 2, следует отметить, что увеличение ценности продукции возможно благодаря совершенствованию качества продукции, приданию ей новых свойств, отвечающих изменениям потребительского поведения. В целом любое предприятие одной из своих целей имеет «повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемые изделия, что и должно в итоге создать условия для победы в конкурентной борьбе» [10, с. 5]. В ряде случаев руководителям предприятий не требуется вносить существенные изменения в саму продукцию, а лишь усилить маркетинговый и рекламный акцент на определенной характеристике существующего продукта (так, например, стандартные базовые продукты питания - хлеб, молоко, сахар и про. - декларируются экологическими и органическими). Таким образом, не обязательно налаживать производство инновационного товара - нужно лишь по-новому описать их существующие параметры [8, с. 1].

Такое конкурентное преимущество, как повышение эффективности бизнес-процессов, достижимо при внедрении инноваций не только продуктового/технологического, но и управленческого характера. Речь идет в данном случае о внедрении новой бизнес-модели. Определим бизнес-модель, вслед за Е. Е. Гридневой с соавт., как «набор основных характеристик ком-

пании, таких как место, занимаемое в отрасли, способы получения прибыли, ценность для потребителей, инновации в компании, основные ресурсы и производственные процессы» [4, с. 64]. Инновационная бизнес-модель, в свою очередь, есть систематизированная совокупность мероприятий, проводимых с целью «коммерциализации и диффузии инноваций по распределению риска и дохода с целью максимизации прибыли от вложенных инвестиций в инновации» [4, с. 64].

В идеальной ситуации инновационное предприятие должно не только внедрять новые типы продукции (продуктовые инновации), а также новые типы производств (технологические инновации), но и «оформлять» всю инновационную деятельность в единую инновационную бизнес-модель (управленческие инновации). Кроме того, важное место в имплемен-тации бизнес-моделей занимают цифровые и интеллектуальные инструменты менеджмента (Big Data, блокчейн, нейронные сети, облачные вычисления, среды ERP и CRM [11, с. 66]). В. В. Шевцов и Д. А. Калугин в данной связи отмечают следующее: некоторые предприятия самостоятельно разрабатывают и выпускают на рынок инновационную высокотехнологичную продукцию, но, тем не менее, без видимой причины утрачивают свои конкурентные преимущества. Подобные ситуации возникают из-за того, что эти предприятия продолжают функционировать в рамках консервативной бизнес-идеологии [14, с. 264]. Таким образом, успех современных инновационных промышленных предприятий во многом определяется уровнем продуктивности использования инновационной бизнес-модели.

Таким образом, проведенное исследование позволяет прийти к следующим выводам:

1) Инновацию - в контексте промышленных предприятий

- следует представить как процесс и результат разработки, внедрения и коммерциализации предприятием научно-технического новшества с целью удовлетворения потребностей самого предприятия и потребителей.

2) Инновационное развитие является практически единственным способом достижения конкурентных преимуществ промышленного предприятия.

3) Принципы, которым должна соответствовать эффективная инновационная стратегия промышленного предприятия - гибкость и адаптивность, системность, адекватность, эффективность, непрерывность.

4) Промышленные предприятия на базисе критерия наличия инновационных стратегий можно условно разделить на инновационные предприятия, предприятия-модернизаторы, предприятия-имитаторы, предприятия, не внедряющие инновации.

5) Основные конкурентные преимущества инновационного промышленного предприятия - повышение доходов, сокращение удельных расходов, увеличение ценности продукции, повышение эффективности бизнес-процессов.

Литература

1. Аккужин, Ф. Р. Подходы к определению инноваций на предприятии, их классификация / Ф. Р. Аккужин // Экономика и социум. - 2019. - №12 (67). - С. 175-179.

2. Баданин, К. Ю. Инновационная стратегия как средство повышения уровня конкурентоспособности предприятия / К. Ю. Баданин // Стратегии бизнеса. - 2023. - №2. - С. 57-64.

3. Воловельская, И. В. Влияние инноваций на конкурентные преимущества предприятий / И. В. Воловельская, В. Па-ничева // Вюник економки транспорту i промисловостк - 2016.

- №55. - С. 64-67.

4. Гриднева, Е. Е. Инновационные бизнес-модели как инструмент создания конкурентных преимуществ предприятий /

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м

CJ

fO

es о es

<0

Е. Е. Гриднева, Г. Ш. Калиакпарова // European journal of economics and management sciences. - 2017. - №1. - С. 63-67.

5. Дробышева, Е. С. Определение понятия инноваций и основания классификации инноваций / Е. С. Дробышева, М. А. Лапина // Проблемы Науки. - 2019. - №12-1 (145). - С. 69-72.

6. Измайлова М.А., Николаев В.И., Веселовский М.Я., Хо-рошавина Н.С., Солдатова Н.Ф., Бобрышев А.Д., Краснянская О.В., Ткаченко О.А., Зворыкина Т.И., Новикова М.М., Бугай И.В., Пащенко Д.С., Комаров Н.М., Карлина Е.П., Шендо М.В., Свиридова Е.В., Дубинина Н.А., Мичурина О.Ю., Вилисов В.Я., Вилисова А.В. и др. / Инновационное развитие экономических систем в условиях цифровизации // Москва: Издательство Мир науки, 2021. - 291 с.

7. Киченко, Л. П. Управление инновационным продуктом в условиях применения конкурентами стратегии инновационной имитации / Л. П. Киченко, К. В. Михайлов // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. - 2013. - №4 (19). - С. 81-87.

8. Липовская, А. А. Исследование и совершенствование маркетинговой деятельности организации / А. А. Липовская, М. А. Мизеров, Е. П. Липовская // Вестник молодежной науки. -2021. - №5 (32). - 7 с.

9. Льянова, С. А. Формирование конкурентных преимуществ предприятий посредством управления инновационным потенциалом / С. А. Льянова, А. Х. Темрокова, Ф. А. Колоева // Вестник Академии знаний. - 2018. - №3 (26). - С. 165-170.

10. Мухина, Е. Р. Вопросы повышения конкурентоспособности предприятия / Е. Р. Мухина // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - №2. - 5 с.

11. Рачипа, А. В. Цифровизация в управлении организацией: инновационные бизнес-модели / А. В. Рачипа, М. А. Суржиков, С. И. Самыгин // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки . - 2022. - №3. - С. 64-69.

12. Рыкалина, О. В. Повышение конкурентных преимуществ компаний с помощью логистических инноваций / О. В. Рыкалина // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. - 2011. - №6. -С. 77-81.

13. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ (последняя редакция) // Консультант. - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/. -Дата доступа: 19.06.2023.

14. Шевцов, В. В. От инновационных продуктов и процессов к инновационным бизнес-моделям / В. В. Шевцов, Д. А. Калугин // Московский экономический журнал. - 2020. - №11. - С. 259-273.

Strategic competitive advantages of innovative industry enterprises in modern conditions

Marshavina L.Ya., Koryakov A.G., Slepov A.S.

Federal State Unitary Enterprise VNII Center, Financial University under the Government of the Russian Federation, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The article is devoted to the consideration and analysis of the competitive advantages that innovative enterprises of the industrial sector acquire at the present stage. Innovation is defined by the author as a process and result of the development, implementation and commercialization of a scientific and technical innovation by an enterprise for the subsequent satisfaction of the needs of the enterprise itself and consumers. It is noted that innovative development is the only way to achieve the competitive advantages of an industrial enterprise. The characteristics of an effective innovative strategy of an industrial enterprise (flexibility and adaptability, consistency, adequacy, efficiency, continuity) are presented. 4 types of industrial enterprises are distinguished according to the criterion of the presence of innovative strategies - innovative enterprises, modernizing enterprises, imitating enterprises, enterprises that do not introduce innovations. The main types of competitive advantages of an innovative industrial enterprise (increase in income, reduction in unit costs, increase in product value, increase in the efficiency of business processes) are presented. Keywords: innovation, innovative enterprise, business model, competition, competitive

advantage, digitalization, innovation imitation References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Akkuzhin, F. R. Approaches to the definition of innovations at the enterprise, their

classification / F. R. Akkuzhin // Economics and society. - 2019. - No. 12 (67). -S. 175-179.

2. Badanin, K. Yu. Innovative strategy as a means of increasing the level of

competitiveness of the enterprise / K. Yu. Badanin // Business strategies. - 2023. - No. 2. - S. 57-64.

3. Volovelskaya, IV Influence of innovations on the competitive advantages of

enterprises / IV Volovelskaya, V. Panicheva // Bulletin of the economy of transport and industry. - 2016. - No. 55. - S. 64-67.

4. Gridneva, E. E. Innovative business models as a tool for creating competitive

advantages of enterprises / E. E. Gridneva, G. Sh. Kaliakparova // European journal of economics and management sciences. - 2017. - No. 1. - S. 63-67.

5. Drobysheva, E. S. Defining the concept of innovation and the basis for the

classification of innovations / E. S. Drobysheva, M. A. Lapina // Problems of Science. - 2019. - No. 12-1 (145). - S. 69-72.

6. Izmailova M.A., Nikolaev V.I., Veselovsky M.Ya., Khoroshavina N.S., Soldatova

N.F., Bobryshev A.D., Krasnyanskaya O.V., Tkachenko O.A., Zvorykina T.I., Novikova M.M., Bugay I.V., Pashchenko D.S., Komarov N.M., Karlina E.P., Shendo M.V., Sviridova E.V., Dubinina N. .A., Michurina O.Yu., Vilisov V.Ya., Vilisova A.V. and others / Innovative development of economic systems in the context of digitalization // Moscow: Mir Nauki Publishing House, 2021. - 291 p.

7. Kichenko, L.P., Mikhailov, K.V. Management of an innovative product in the context

of the use of innovative imitation strategy by competitors // Bulletin of PSU. Series: Economy. - 2013. - No. 4 (19). - S. 81-87.

8. Lipovskaya, A. A. Research and improvement of marketing activities of the

organization / A. A. Lipovskaya, M. A. Mizerov, E. P. Lipovskaya // Bulletin of youth science. - 2021. - No. 5 (32). - 7 s.

9. Lyanova, S.A., Temrokova, A.Kh., Koloeva, F.A., Formation of competitive

advantages of enterprises through the management of innovative potential, Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 3 (26). - S. 165-170.

10. Mukhina, E. R. Issues of increasing the competitiveness of the enterprise / E. R.

Mukhina // APRIORI. Series: Humanities. - 2015. - No. 2. - 5 s.

11. Rachipa, A. V. Digitalization in organization management: innovative business

models / A. V. Rachipa, M. A. Surzhikov, S. I. Samygin // State and municipal management. Scholars Notes. - 2022. - No. 3. - S. 64-69.

12. Rykalina, O. V. Improving the competitive advantages of companies with the help

of logistics innovations / O. V. Rykalina // Vestnik REA im. G. V. Plekhanov. -2011. - No. 6. - S. 77-81.

13. Federal Law "On Science and State Scientific and Technical Policy" of August 23,

1996 N 127-FZ (last edition) // Consultant. - 2023 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/. - Access date: 06/19/2023.

14. Shevtsov, V. V. From innovative products and processes to innovative business

models / V. V. Shevtsov, D. A. Kalugin // Moscow Economic Journal. - 2020. -No. 11. - S. 259-273.

О Ш

m x

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.