Научная статья на тему 'Формирование стратегии развития малого инновационного предприятия промышленного комплекса'

Формирование стратегии развития малого инновационного предприятия промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
425
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / INNOVATION / DEVELOPMENT STRATEGIES / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISE / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буланова Екатерина Васильевна, Соменкова Наталия Сергеевна, Ягунова Наталья Александровна

Малое инновационное предпринимательство вносит существенный вклад в развитие инновационной экономики и тем самым обеспечивает динамичное развитие страны. Основным условием достижения конкурентных преимуществ является наличие у малого инновационного предприятия грамотной, сбалансированной и адекватной внешним условиям стратегии развития. В статье систематизированы существующие подходы к определению понятия «малое инновационное предприятие», предложены критерии отнесения малого предприятия к инновационному. Проведено исследование инновационной активности и проблем развития малых инновационных предприятий промышленного комплекса России. Результатом исследования является разработка концептуальных основ формирования стратегии развития малого инновационного предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Буланова Екатерина Васильевна, Соменкова Наталия Сергеевна, Ягунова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of development strategy of small innovative enterprise of industrial complex

Small innovative entrepreneurship makes a significant contribution to the development of innovative economy and thus ensures the dynamic development of the country. The main condition for achieving competitive advantages is the presence of a small innovative enterprise competent, balanced and adequate to external conditions strategy of development. The article systematizes the existing approaches to the definition of "small innovative enterprise" and proposes the criteria for classifying a small enterprise as innovative. Research of innovative activity and problems of development of the small innovative enterprises of an industrial complex of Russia is carried out. The result of the study is the development of conceptual foundations of the development strategy of small innovative enterprises.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии развития малого инновационного предприятия промышленного комплекса»

вопросы инновационной экономики

Том 9 • Номер 2 • Апрель-июнь 2019 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

>

издательство

Креативная экономика

Формирование стратегии развития малого инновационного предприятия промышленного комплекса

Буланова Е. В.1, Соменкова Н.С.1, Ягунова Н.А.1

1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия

Малое инновационное предпринимательство вносит существенный вклад в развитие инновационной экономики и тем самым обеспечивает динамичное развитие страны. Основным условием достижения конкурентных преимуществ является наличие у малого инновационного предприятия грамотной, сбалансированной и адекватной внешним условиям стратегии развития. В статье систематизированы существующие подходы к определению понятия «малое инновационное предприятие», предложены критерии отнесения малого предприятия к инновационному. Проведено исследование инновационной активности и проблем развития малых инновационных предприятий промышленного комплекса России. Результатом исследования является разработка концептуальных основ формирования стратегии развития малого инновационного предприятия

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновации, стратегии развития, малое инновационное предприятие, конкурентоспособность.

Formation of development strategy of small innovative enterprise of industrial complex

Bulanova E. V.1, Somenkova N.S.1, Yagunova N.A.1

1 Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod - National Research University (UNN), Russia

введение

В условиях жесткой конкуренции и постоянно возрастающих требований к качеству продукции малые промышленные предприятия не могут обойтись без внедрения инноваций и предшествующих им научных исследований и разработок. Определяющая роль инноваций в их деятельности коренным образом меняет производство, создает возможность выхода на новые рынки сбыта и получения дополнительных конкурентных преимуществ.

Малые промышленные предприятия благодаря возможности быстро организовать производство высокотехнологичной продукции с использованием новейших технологий, а также способности к оперативному и малозатратному научно-технологическому перепрофилиро-

АННОТАЦИЯ:

ванию обладают большей способностью к внедрению инноваций, чем крупные компании.

Кроме того, инновационная деятельность малых промышленных предприятий отличается высокой эффективностью. Исследования показали, что эффективность затрат на научно-исследовательские работы малых предприятий в четыре раза выше, чем у крупных промышленных корпораций.

Однако в России инновационная активность малых промышленных предприятий остается низкой. Это свидетельствует о неиспользуемых возможностях, так как экономический рост и повышение конкурентоспособности государства невозможны без развития малого инновационного бизнеса. В связи с этим важной задачей для нашей страны является повышение инновационной активности предприятий малого бизнеса.

Инновации являются источником развития лишь при условии эффективного управления ими. Поэтому особое значение приобретает наличие у малой наукоемкой фирмы правильно разработанной, эффективной стратегии развития, которая позволит оптимизировать и сбалансировать деятельность, а также будет способствовать достижению стратегических целей.

Следует отметить, что вопросы развития малого инновационного предпринимательства и стратегического планирования инновационной деятельности нашли достаточное отражение в работах российских авторов. Проблеме развития малого инновационного предпринимательства посвящены научные исследования Е. В. Беловой [1]

ABSTRACT:_

Small innovative entrepreneurship makes a significant contribution to the development of innovative economy and thus ensures the dynamic development of the country. The main condition for achieving competitive advantages is the presence of a small innovative enterprise competent, balanced and adequate to external conditions strategy of development. The article systematizes the existing approaches to the definition of "small innovative enterprise" and proposes the criteria for classifying a small enterprise as innovative. Research of innovative activity and problems of development of the small innovative enterprises of an industrial complex of Russia is carried out. The result of the study is the development of conceptual foundations of the development strategy of small innovative enterprises.

KEYWORDS: innovation, development strategies, small innovative enterprise, competitiveness JEL Classification: 031, 032, 033, L26 Received: 16.05.2019 / Published: 30.06.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Bulanova E. V. (kvbelova0yandex.ru)

CITATION:_

Bulanova E. V., Somenkova N.S., Yagunova N.A. (2019) Formirovanie strategii razvitiya malogo inno-vatsionnogo predpriyatiya promyshlennogo kompleksa [Formation of development strategy of small innovative enterprise of industrial complex]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 9. (2). - 449-466. doi: 10.18334/vinec.9.2.40783

(Belova, Berezin, Solovev, 2014), В. В. Краковича [2] (Krakovich, 2018), П. В. Нарукова [3] (Narukov, 2006), Ю. Н. Нестеренко [4] (Nesterenko, 2008), С. Л. Парфеновой и А. В. Грибовского [5] (Parfenova, Gribovskiy, 2016), И. Н. Савельевой [6] (Saveleva, 2011), Н. С. Соменковой [7, 8] (Somenkova, 2017; Somenkova, 2019). Проблемы стратегического планирования инновационной деятельности исследованы в работах Ю. П. Анискина [9] (Aniskin, 2007), Т. Е. Дрок [10] (Drok, 2015), В. Г. Медынского [11] (Medynskiy, 2002), А. А. Трифиловой [12] (Trifilova, 2005), С. Е. Шкуратова [13] ^Ыт^, 2006) и других авторов.

Вместе с тем вопросы формирования стратегии развития малого инновационного предприятия промышленного комплекса продолжают оставаться недостаточно изученными.

Существующие методы стратегического управления не учитывают особенности, обусловленные небольшим размером, сферой деятельности и инновационным характером деятельности малого предприятия. В связи с этим возрастают актуальность и практическое значение изучения вопроса формирования стратегии развития малого инновационного предприятия с учетом его специфики, что и определило цель данного исследования.

Для достижения данной цели авторами статьи поставлены и решены задачи по систематизации существующих подходов к определению понятия «малое инновационное предприятие», исследованию инновационной активности и проблем развития малых инновационных предприятий промышленного комплекса в России, формированию стратегии развития малого инновационного предприятия.

критерии формирования понятия «малое инновационное предприятие»

Прежде чем перейти к вопросу формирования стратегии развития малого инновационного предприятия, необходимо определиться с критериями отнесения хозяйствующих субъектов к данной категории.

Анализ отечественной экономической литературы показал, что не существует общепринятой трактовки термина «малое инновационное предприятие» (МИП). В

ОБ АВТОРАХ:_

Буланова Екатерина Васильевна, кандидат экономических наук, начальник научно-исследовательского отдела Института открытого образования (kvbe1ova0yandex.ru)

Соменкова Наталия Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и государственного управления (N-Somenkova0yandex.ru)

Ягунова Наталья Александровна, кандидат экономических наук, доцент, директор, заведующая кафедрой экономики и права Павловского филиала ННГУ (nata1ia_yagunova0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Буланова Е. В., Соменкова Н.С., Ягунова Н.А. Формирование стратегии развития малого инновационного предприятия промышленного комплекса // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Том 9. - №2. - С. 449-466. doi: 10.18334/vinec.9.2.40783

основном российские ученые применяют комбинированный подход с использованием различных критериальных признаков к определению МИП.

Одни ученые в качестве критериев отнесения к МИП рассматривают численность работников и выручку предприятия, установленные законодательством РФ, а также разработку и (или) внедрение инновационной продукции (услуг), процессов и иных видов инноваций в течение отчетного периода времени.

Такие критерии выделяют, например, В. В. Кракович [2], Ю. Н. Нестеренко [4], С. Е. Шкуратов [13] и другие.

Другие исследователи при определении МИП учитывают только показатели, характеризующие инновационную деятельность (например, доля инновационной продукции, удельный вес выручки от продажи инновационной продукции, прибыль от коммерциализации результатов НИОКР и другие).

Так, В. А. Пташник в своем диссертационном исследовании предлагает считать основным критерием для отнесения малого предприятия к инновационному долю выручки от продажи инновационной продукции в общем объеме продаж равную или более 75% [14] Р1а$ктк, 2008). Внедрение данного критерия на практике позволит конкретизировать и ужесточить отбор МИП как объекта государственной поддержки.

А. Т. Батырова в качестве критерия отнесения к МИП рассматривает получение прибыли от проведения научных разработок и коммерциализации результатов НИОКР [15] (Ва1утоуа, 2017). Однако, на наш взгляд, учитывать данный критерий нецелесообразно, так как инвестиции в разработку и коммерциализацию НИОКР имеют длительный период окупаемости, как правило, более трех лет.

И.Н. Савельева считает, что одним из основных критериев выделения МИП является целевая установка предприятия на инновационную деятельность [6].

С нашей точки зрения, среди представленных в научной литературе определений наиболее полно раскрывающими особенности МИП являются определения российских ученых В. В. Краковича, Ю. Н. Нестеренко, С. Е. Шкуратова.

В своем исследовании В. В. Кракович под МИП понимает предприятие с годовой выручкой менее 800 млн руб. и численностью персонала менее 100 человек, не реже чем раз в 3 года внедряющее новые или значительно улучшенные продукты (товары, услуги), процессы, новые методы продаж и организационные методы [2]. Следовательно, В. В. Кракович в качестве критериев отнесения к МИП учитывает, во-первых, отнесение к субъектам малого предпринимательства, а, во-вторых, завершенные и продолжающиеся инновации всех видов, осуществляемые предприятием в течение трех лет, включая продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные инновации.

По мнению Ю. Н. Нестеренко «МИП - это субъект малого предпринимательства, который занимается инновационной деятельностью и в течение отчетного периода имеет новые или значительно усовершенствованные продукты (услуги, производственные процессы), внедренные на рынке» [4]. Достоинством данного определения

является то, что Ю. Н. Нестеренко учитывает критерий внедрения результатов инновационной деятельности.

С. Е. Шкуратов рассматривает МИП «как коммерческую организацию с численностью сотрудников до 100 человек, осуществляющую практическую реализацию технологий (продуктов), содержащих конфиденциальные сведения технического, экономического, административного, финансового или инновационного характера, и получающую наибольшую долю доходов от производства и реализации инновационной продукции» [13]. Преимуществом данного подхода к определению МИП является рассмотрение доли доходов от производства и реализации инновационной продукции. Однако, С. Е. Шкуратов, во-первых, не указывает рассматриваемый период оценки результатов реализации технологий или продуктов; во-вторых, не учитывает маркетинговые и организационные инновации. При этом данные инновации позволяют значительно повысить эффективность производства, уменьшить издержки, т. е. являются весьма значимыми для малых промышленных предприятий.

С учетом проведенного анализа литературы нами предлагается уточненная трактовка, согласно которой под малым инновационным предприятием понимается коммерческая организация с численностью не более 100 человек и доходом не более 800 млн. рублей, деятельность которой направлена на использование и коммерциализацию результатов НИОКР для создания в течение отчетного периода принципиально новой продукции, технологий с последующим их внедрением и реализацией на рынке.

Авторами статьи предлагается исключить из состава инноваций все усовершенствования, поскольку такие инновации порождают производство модифицированной продукции, обладающей незначительной степенью новизны и приносящей небольшой экономический эффект.

Таким образом, очевидна необходимость законодательного определения критериев отнесения к МИП. Применение единого подхода к определению МИП будет способствовать формированию эффективной системы государственной поддержки данных предприятий.

инновационная активность и проблемы развития малых инновационных предприятий промышленного комплекса россии

Всего в Российской Федерации по итогам 2018 года к малым предприятиям (включая микропредприятия) было отнесено 2659,9 тыс., на которых работает 11,8 млн человек [16]. Количество малых инновационных предприятий составило 2537, или 0,1% от общего количества малых предприятий.

Доля инновационной продукции (работ, услуг) в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг) малых промышленных предприятий снизилась с 1,64% в 2015 году до 1,59% в 2018 году. Объем отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) в 2018 году составил 37522,9 млн руб. [16]. При этом продукция, впервые внедренная или подвергшаяся значительным технологическим изменениям, составила всего 1,11%, а продукция, подвергшаяся усовершенствованию - 0,48%.

В 2018 г. по сравнению с 2015 г. увеличились затраты на технологические инновации в 1,6 раза и составили 19220,4 млн. руб. [16]. Наибольшую долю в расходах на технологические инновации в 2018 г. составили затраты на приобретение машин и оборудования, связанные с технологическими инновациями (41,9%), и затраты на исследования и разработку новых продуктов (услуг) и методов их производства, новых производственных процессов (29,2%). Удельный вес расходов на приобретение программных средств составил всего 1,6% [16]. Отсюда можно сделать вывод о том, что в основном усилия МИП направлены на модернизацию производства и проведение НИОКР.

Показатель наукоемкости производства увеличился за 2015 -2018 гг. в 1,3 раза, что свидетельствует об улучшении научной базы малых предприятий для внедрения инноваций, способной обеспечить конкурентоспособность производимой продукции.

С целью исследования инновационной активности и факторов, влияющих на осуществление инновационной деятельности, в 2018 году нами был проведен опрос 64 представителей малых промышленных предприятий, в том числе инновационно активных. Исследование проводилось с использованием анкетного опроса с последующим выборочным интервьюированием. Предусматривалось, что ответ может быть многовариантным.

Проведенное исследование готовности малых предприятий к внедрению инноваций показало, что 90% респондентов готовы внедрять инновации и только 10% опрошенных - не готовы.

При этом 58% опрошенных руководителей предприятий, внедряющих инновации, отметили высокий процент успешно завершенных инновационных проектов, а 19% -высокую долю неудачных проектов.

Основными целями внедрения инноваций руководители субъектов малого предпринимательства считают увеличение прибыли, повышение качества продукции (работ, услуг) и снижение себестоимости продукции (работ, услуг) - 79%, 68% и 63% респондентов, соответственно (рис. 1).

По мнению 59% опрошенных, освоение новых видов продукции является одной из ключевых целей для МИП. Рост объема продаж на внутреннем и внешнем рынках отметили 54% и 43% респондентов.

Как показало проведенное исследование, МИП промышленного комплекса преимущественно ориентированы на внедрение технологических инноваций, их осуществляют 79%. Организационные инновации внедряет всего 29% предприятий, а маркетинговые инновации - 18%.

Технологические инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Среди продуктовых инноваций преобладают разработка и производство технологически новой или модернизированной продукции, а процессных инноваций - приобретение нового автоматизированного оборудования, новых технологий и программных средств, таких как ИС «Галактика-Производство», САПР-конструктор и САПР-технолог.

у величение пр ибыли повышение качества продукции снижение себестоимости проду кции освоение новых видов продукции рост объема пр одаж на внутреннем рынке рост объема продаж на внешнем рынке экономия сырья и материалов у лу чшение у словий тру да р аботников снижение вредных выбросов

]25

]31

]38

]43

]54

]59

] 63

]68

]79

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Рисунок 1. Основные цели внедрения инноваций на малых промышленных предприятиях, в% о т

общего числа опрошенных Источник: составлено авторами

Наибольшее значение для развития МИП имеют технологические инновации. Активное внедре ни е технологических инновацнй позволяет милому бизне су достигать повышения прибыли, конкурентоспособности продукции, расширения рынков сбыта. Пр оце сс технологического совершенствования произв одства со здает дополнительные конкурентные преимущества для МИП.

По данным опроса всего 29% МИП осуществляют организационные инновации. Среди организ ациннных инн оваций ни малых п]еедпринеиях еромышленеости пр е-обладают внедрение инновационных методов управления (включая бережливые технологии), применение современных систем контроля качества и сертификации (TQM, СМК), внедрение мероприятий по назвитию персонаиа.

Благодаря внедрению бережливых технологий, таких как система TPM, «Хосин Канри», 5S, «6 сигм», МИП без значительных капитальных затрат могут сократить издержки,увеличить производитдльноееь труда, сократить простои обнрудонания, снизить риск травматизма, повысить качество продукции. Например, внедрение бережливых технологий на малом предприятии ООО «Узола» Нижегородской области позвагило увеличить производительность труда в н2,5 раз.

Однако МИП практически не применяют такие организационные инновации, как внедрение инновационных систем логистики и поставок сырья, а также внедрение корпоративных систем справления знаниями.

Исследование показало, что у малого бизнеса остается низкой доля маркетинговых инноваций (всего 18% опрошенных). Среди маркетинговых инноваций преобладают введенее невых концепций презентиции товаров, использнвание новых снратегий

ценообразования при продаже товаров и услуг, внедрение маркетинговых стратегий, направленных на расширение состава потребителей или рынков сбыта. При этом стратегии, связанные с модернизацией самих товаров (например, улучшение дизайна товара, изменение упаковки товаров), используются значительно реже.

Для выявления основных проблем развития МИП респондентам было предложено ответить на вопрос: «Какие факторы препятствуют внедрению инноваций?». Результаты опроса представлены на рисунке 2.

На высокую степень негативного влияния недостаточности финансовых средств указали 67% из числа участников опроса, высокой стоимости инноваций - 61%, низкого уровня технической базы - 54%, высокие ставки по кредитам - 40%, отсутствие необходимой информации - 38%, недостаток квалифицированных кадров - 32%, высокие риски инновационной деятельности - 21%.

Около 15% опрошенных руководителей отметили в качестве сдерживающих другие факторы, изложив свою точку зрения на существо проблемы: недостаточно эффективная правовая защита интеллектуальной собственности; неэффективная государственная поддержка; неэффективный менеджмент инноваций на предприятии и длительный период окупаемости инновационных проектов.

Как видно из представленных на рисунке 2 данных, основным фактором, препятствующим внедрению инноваций, является недостаточность финансовых средств. Опрос руководителей МИП показал, что в основном инновационная деятельность финансируется за счет собственных средств предприятий (47%), бюджетных средств (38%) и кредитов банков (28%). В меньшей степени респонденты рассчитывают на средства венчурных фондов, гранты и частных иностранных инвесторов.

На вопрос о необходимости предоставления мер государственной поддержки малому инновационному бизнесу 90% опрошенных респондентов ответили, что нуждаются в государственной поддержке.

недостаток финсовых средств высокая стоимость инноваций низкий уровень технической базы высокие ставки по кредитам недостаток информации дефицит квалифицированных кадров высокие риски другое

^ 40

38

И 32

□ 21 15

и 54

67

61

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 20 30 40 50 60 70

80

Рисунок 2. Факторы, препятствующие внедрению инноваций, в% от общего числа опрошенных

Источник: составлено авторами

налоговые льготы .

ьрецойоосленпе гроноос !

льготные кредэоы |

ьрецойоосленпе субспцпО I

государственные горонопп I

консулнооцпонная ьоццержко I

пнфросорукоурноя ьоццержко I

другое I

0

Рисунок 3. Оценю эффективности мер государственной поддержки, в% от общего числа

опрошенных Источник: составлено авторами

Неоднозначным оказалось отношение руководителей МИП к участию в государственных инновационных программах. Около 53,4% опрошенных согласны с утверждением, что «участие в программах является эффективным», 27,2% с этим утверждением не согласны. Многие руководители затруднились оценить эффективность участия в государственных программах (19,4%).

С целью выявления наиболее эффективных мер государственной поддержки при проведении опроса было предложено ответить на следующий вопрос: «Какие меры на Ваш взгляд будут способствовать активизации инновационной деятельности малых промышленных предприятий?». Результаты опроса представлены на рисунке 3.

По мнению большинства опрошенных, наиболее эффективными являются финансовые меры поддержки. Среди которых наиболее востребованными бизнесом являются налоговые льготы (82%), предоставление грантов (71%), льготные кредиты (65%) и предоставление субсидий для начинающих предпринимателей (58%).

Наименее востребованными являются государственные гарантии для получения кредитов и займов (38%), консультационная поддержка (35%) и инфраструктурная поддержка (31%).

В современных условиях особое значение приобретает стратегическое управление МИП, которое ориентирует производство на предпочтения потребителей. Однако, опрос показал, что только у 54,5% респондентов разработана стратегия развития МИП, у остальных опрошенных стратегия не разработана.

Исследование показало, что основной причиной здесь является недостаточный уровень знаний и навыков стратегического управления у руководителей, а это обуславливает их неумение разрабатывать соответствующие системы контроля и управления компанией. Как отмечают некоторые ученые, влияют и низкий уровень

□ 14

И 38

□ 35

31

] 82

] 65

58

10 20 30 40 50 60 70 80 90

и двойственный характер взаимосвязи стратегического планирования и функционирования МИП.

Формирование стратегии развития малого инновационного предприятия

Проблема стратегического развития МИП состоит в том, что сложившийся инструментарий стратегического менеджмента неприменим для эффективного управления этими предприятиями, так как в соответствии с имеющимися методиками стратегического менеджмента для крупных предприятий МИП не обладают достаточными управленческими, финансовыми, материально-техническими и другими ресурсами.

Поскольку стратегическое управление МИП является относительно новой областью в сфере стратегического менеджмента, то для разработки стратегии их развития более актуальной является модель рационального планирования, рассматривающая процесс разработки стратегии как формальный вид деятельности, где значительное внимание уделяется связи между внешней средой бизнеса и предприятием.

Планирование для МИП необходимо, поскольку оно является основой эффективной деятельности предприятия, так как способствует устранению неопределенности, дает возможность выбора из нескольких альтернатив, обеспечивает четкую оценку рисков и возможностей дальнейшего развития.

При внедрении системы стратегического планирования на МИП следует учитывать специфические особенности функционирования этих предприятий.

Главное отличие процесса разработки стратегии для МИП состоит в том, что первоначальной стадией этого процесса должно являться определение принципиальных возможностей для построения бизнеса.

Для крупных предприятий вопроса возможностей функционирования не возникает, так как для них стратегическое планирование является одним из элементов всей системы управления. Система стратегического планирования на МИП должна быстрее реагировать на изменения внешней среды, то есть быть более оперативной и детализированной.

Коллективом авторов разработана модель формирования стратегии развития МИП (рис. 4).

Отличительными чертами данной модели являются определенность, четкость и оперативность управленческих действий.

Предлагаемая модель адаптирована к особенностям малых промышленных предприятий и является универсальной моделью, с которой можно начинать формировать систему стратегического управления.

Рассмотрим более подробно предлагаемую модель.

I этап «Определение и оценка сферы деятельности, формулирование видения и миссии МИП».

На первом этапе проводится анализ внешней и внутренней среды МИП.

Анализ внешней среды предприятия должен включать в себя следующие направления:

Разработка стратегии развития МИП

ЗЕ

Оценка сферы деятельности МИП и формулирование видения и миссии

И

1 этап

Исследование среды деятельности МИП

Ж

Оценка внутренней среды МИП Оценка внешней среды МИП

Ж

Анализ ключевых факторов развития отрасли

Анализ конкурентной позиции МИП

Анализ сильных и слабых сторон

Анализ ближнего окружения

Анализ дальнего окружения

Анализ условий для ведения бизнеса

. Оценка возможностей дальнейшего развития бизнеса

возможностей нет

возможности есть

2 этап

Корректировка видения и миссии предприятия, оценка жизненного цикла сферы бизнеса

Выбор и оценка стратегии развития МИП

3 этап

определение оптимальных базисных страте- 8РЛСЕ-

гий развития МИП анализ

Л 1-

сравнение альтернативных вариантов страте- SWOT-

гии развития МИП анализ

И

Оценка результативности выбранной стратегии развития МИП

корректировка

ж

4 этап

Сопоставление фактической деятельности с запланированной

реализация стратегии

Рисунок 4. Модель формирования стратегии развития МИП Источник: составлено авторами

• анализ ближнего окружения (потребителей, конкурентов, поставщиков, анализ интересов групп влияния);

• анализ дальнего окружения (экономическая составляющая; социальные условия; климатогеографические условия; правовой аспект; технологическая составляющая);

• анализ условий для бизнеса.

Анализ внутренней среды должен включать следующее:

• анализ ключевых факторов отрасли развития бизнеса (оценка производства, маркетинга, системы управления, финансов и персонала);

• анализ конкурентной позиции организации;

• анализ стратегического потенциала предприятия;

• анализ слабых и сильных сторон.

Результатом проведенного на данном этапе анализа является ситуация, в которой в настоящий момент находится предприятие.

II этап «Оценка возможностей дальнейшего развития бизнеса».

Далее необходимо принять решение о стратегических направлениях развития МИП. На этом этапе осуществляется оценка достижения главной идеи развития бизнеса. Если достижение данной идеи реально, тогда разрабатываются миссия, задачи, стратегии и политика предприятия.

Определение жизненного цикла анализируемой сферы бизнеса предлагается проводить с помощью двухмерной матрицы типа McKinsey «Привлекательность стратегической зоны хозяйствования - Позиция в конкуренции».

В случае, когда достижение основной идеи бизнеса невозможно, то следует отказаться от дальнейшей ее разработки до тех пор, пока не изменятся стратегические факторы.

III этап «Выбор и оценка стратегии развития».

На третьем этапе разрабатываются альтернативные стратегии, осуществляется экономическое обоснование их эффективности.

Для выбора соответствующей стратегии дальнейшего развития предприятия необходимо провести SPACE-анализ, который позволяет определить целесообразные базисные стратегии развития МИП.

После проведения SPACE-анализа необходимо выявить угрозы и возможности для каждого из оцениваемых вариантов и установить взаимосвязь между ними, вероятность их реализации и степень влияния на МИП.

Далее проводится оценка возможных альтернатив с помощью SWOT-анализа, который позволит провести оценку возможностей и угроз, сильных и слабых сторон для каждой из альтернатив. Такой анализ позволяет отобрать возможные для реализации варианты стратегического развития.

Результатом данного этапа является перенос разработанного варианта развития на практическую основу.

IV этап «Оценка результативности выбранной стратегии развития».

Далее осуществляется реализация выбранной стратегии с использованием разработанных планов. На этом этапе разрабатывается механизм контроля для проведения оценки результативности реализуемой стратегии, который включает определение критериев оценки результатов и сопоставление фактических и запланированных показателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результатом последнего этапа является оценка эффективности стратегии и ее корректировка с учетом отклонения фактических результатов деятельности от запланированных.

Таким образом, разработка и внедрение стратегии развития является основой эффективного функционирования МИП. Сбалансированная стратегия позволит повысить устойчивость развития МИП в условиях постоянно меняющейся внешней среды, а это положительно повлияет на их деятельность.

На основе проведенных исследований были определены оптимальные стратегии МИП, путем формирования двух функциональных блоков (оперативный и стратегический), содержащих основные направления стратегического развития МИП как ответные реакции на имеющиеся проблемы в их деятельности. Такими стратегиями являются стратегии минимизации издержек, дифференциации и диверсификации. При выборе стратегии развития нами предлагается использовать показатели деятельности МИП, представленные в таблице 1.

Таблица 1

характеристика стратегий развития малого инновационного предприятия

стратегии характеристика стратегии показатели деятельности

Стратегии минимизации издержек Ориентированы на снижение затрат при сохранении надлежащего качества продукции за счет оптимизации производства, продвижения и сбыта продукции. Данные стратегии не предусматривают сокращение затрат на НИОКР или переход на низкокачественное сырье Высокая рентабельность, увеличение доли рынка, низкая себестоимость продукции

Стратегии дифференциации Направлены на повышение качества продукции и обслуживания, специализацию деятельности МИП Высокая рентабельность, увеличение доли рынка, снижение рисков, повышение конкурентоспособности и нау-коемкости производства

Стратегии диверсификации К данной группе стратегий относятся кон-гломеративная диверсификация (предприятие осваивает виды деятельности, не связанные с традиционным профилем), горизонтальная диверсификация (новые продукты и технологии, которые ориентированы на прежних клиентов), концентрическая диверсификация (новые продукты и рынки) Увеличение прибыли, увеличение доли рынка, повышение конкурентоспособности

Источник: составлено авторами

Проблемы стратегического развития МИП

Падение спроса Рост издержек Ухудшение доступ- Ухудшение логисти-

ности кредита ки

Миримизацие из- Миримизацие из- Минимизация из- Диверсификация

держек. держек держек.

Дифференциация Диверсификация

Виды ответных стратегий

Рисунок 5. Взаимосвязь проблем и стратегий развития МИП Источник: составлено авторами

Управленческие решения различаются в зависимости от того, какие именно стра-тегиче ские проблемы наиболее остро проявились в конкретной сфере деятельности или предприятии. Нами предлагаются три ответных стравегии, коворые направлены, прежде всего, на перераспределение падающего спроса за счет низких издержек и невысоких цен либо лучшего обслуживания клиентов (рис. 5).

При формировании стратегии развития МИП необхоаимо учитывать изменение, которые происходят в деятельности этих предприятий, связанные, в первую очередь, с кризисными явлениями в современных рыночных условиях их функционирования: производствннная деятельность (оргасизация производства, взаимодействие с поставщиками);

• маркетинговая деятельность (исследование потребительского спроса, изменение ассортимента, ценообразование, организация сбыта продукции); финансовая деятельность (затраты ра производство, поручение кредитов, привлечение инвесторов);

• управление (современные технологии управления предприятием и кадрами).

Алгерсем формврования стратегических направлений развития МИП состоит из

следующих этапов:

1 этап. Анализ основных проблем, препятствующих дальнейшему развитию, и реакция на рсх предприятия, заключающаяся в определенном наборе управленческих дейсввий по приведению бизнеса в соответствие с новыми рыночными условиями.

2 этап. Разделение управленческих воздействий по решению проблем, вызванных кризисными явлениями на оперативные (направленные на рационализацию деятельности и сбалансирование доходов и расходов) и стратегические (ориентированные на развитие предприятия и увеличение его доходов).

Вместе с тем нужно отметить, что, в отличие от крупных предприятий, МИП редко используют только одну стратегию, как правило, это набор из нескольких стратегий. Кроме того, МИП не всегда целенаправленно двигаются к реализации стратегии, наоборот, они могут оперативно отказаться от нее (из-за ограниченности ресурсов) или выбрать новое направление развития в связи с открывающимися возможностями (финансовыми, административными и т. д.).

заключение

Таким образом, выбор стратегии развития определяется спецификой малого инновационного предприятия, величиной стратегического потенциала, профессионализмом менеджеров предприятия, состоянием внешней и внутренней среды, а также целями и ожиданиями руководства. Правильно выбранная стратегия развития является эффективным механизмом стратегического менеджмента, поскольку она мобилизует использование стратегического потенциала МИП в наиболее рациональных направлениях деятельности.

ИСТОЧНИКИ:

1. Белова Е.В., Березин С.В., Соловьев А.С. Развитие малого и среднего предпринима-

тельства производственной и непроизводственной сферы в Нижегородской области // Современные проблемы науки и образования, 2014. - № 4.

2. Кракович В.В. Интегрированное управление ресурсами малого инновационного

предприятия в условиях экономической неопределенности: Диссертация кандидата экон. наук. - Санкт-Петербург, 2018.

3. Наруков П.В. Государственное регулирование экспортной деятельности малого биз-

неса в мировой экономике: Автореферат диссертации кандидата экон. наук. - М.: 2006.

4. Нестеренко Ю.Н. Развитие малых инновационных предприятий промышленности

России: Автореферат диссеотации д-ра экон. наук. - М.: 2008.

5. Парфенова С.Л., Грибовский А.В. Подход к оценке эффективности государственной

поддержки малых инновационных предприятий в России // Наука. Инновации. Образование, 2016. - № 4.

6. Савельева И.Н. Развитие малого инновационного предпринимательства в промыш-

ленности: Автореферат диссертации кандидата экон. наук. - Екатеринбург, 2011.

7. Соменкова Н.С. Совершенствование методики оценки эффективности инновацион-

ного развития предприятия // Российское предпринимательство, 2017. - № 6. -10.18334/гр.18.6.37657.

8. Соменкова Н.С. Повышение конкурентоспособности малых предприятий на основе

инновационного развития // Финансовая экономика, 2019. - № 3.

9. Анискин Ю.П. Корпоративное управление инновационным развитием. - М.: Омега-Л, 2007.

10. Дрок Т.Е. Методический подход к разработке инновационной стратегии развития малого предприятия // Российское предпринимательство, 2015. - № 16. - doi: 10.18334/rp.16.16.618.

11. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2002.

12. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2005.

13. Шкуратов С.Е. Выбор стратегии развития малого инновационного предприятия на основе матричной модели: Автореферат диссертации кандидата экон. наук. - М.: 2006.

14. Пташник В.А. Малые инновационные предприятия: Автореферат диссертации кандидата экон. наук. - М.: 2008.

15. Батырова А.Т. Определение понятия «малое инновационное предприятие» // Наука сегодня: реальность и перспективы: материалы международной научно-практической конференции научный центр «Диспут&raquo, 2017.

16. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 07.05.2019).

REFERENCES:

Aniskin Yu.P. (2007). Korporativnoe upravlenie innovatsionnym razvitiem [Corporate

governance and innovative development] (in Russian). Batyrova A.T. (2017). Opredelenieponyatiya «maloe innovatsionnoepredpriyatie» [The definition of a "small innovative enterprise"] Science today: reality and prospects: materials of international scientific-practical conference research centre.. (in Russian). Belova E.V., Berezin S.V., Solovev A.S. (2014). Razvitie malogo i srednego predprini-matelstva proizvodstvennoy i neproizvodstvennoy sfery v Nizhegorodskoy oblas-ti [Development of small and medium business and non-production scope in Nizhny Novgorod region]. Modern problems of science and education. (4). (in Russian).

Drok T.E. (2015). Metodicheskiy podkhod k razrabotke innovatsionnoy strategii razvitiya malogo predpriyatiya [Methodological approach to the development of innovative strategy of development of small enterprises]. Russian Journal of Entrepreneurship. (16). (in Russian). doi: 10.18334/rp.16.16.618. Krakovich V.V. (2018). Integrirovannoe upravlenie resursami malogo innovatsionnogo predpriyatiya v usloviyakh ekonomicheskoy neopredelennosti [Integrated resource management of small innovative enterprises in conditions of economic uncertainty] (in Russian).

Medynskiy V.G. (2002). Innovatsionnyy menedzhment [Innovation management] (in Russian).

Narukov P.V. (2006). Gosudarstvennoe regulirovanie eksportnoy deyatelnosti malogo biznesa v mirovoy ekonomike [Government control of export activities of small business in the global economy] (in Russian).

Nesterenko Yu.N. (2008). Razvitie malyh innovatsionnyh predpriyatiy promyshlennosti Rossii [The development of small innovative enterprises of the Russian industry] (in Russian).

Parfenova S.L., Gribovskiy A.V. (2016). Podkhod k otsenke effektivnosti gosudarstven-noy podderzhki malyh innovatsionnyh predpriyatiy v Rossii [The method of evaluating the effectiveness of small innovative enterprises state support in russia]. Science. Innovation. Education. (4). (in Russian).

Ptashnik V.A. (2008). Malye innovatsionnyepredpriyatiya [Small innovative enterprises] (in Russian).

Saveleva I.N. (2011). Razvitie malogo innovatsionnogo predprinimatelstva v promyshlennosti [The development of small innovation entrepreneurship in industries] (in Russian).

Shkuratov S.E. (2006). Vybor strategii razvitiya malogo innovatsionnogo predpriyatiya na osnove matrichnoy modeli [The choice of strategy of development of small innovative enterprises on the basis of a matrix model] (in Russian).

Somenkova N.S. (2017). Sovershenstvovanie metodiki otsenki effektivnosti innovatsionnogo razvitiya predpriyatiya [Improvement of a technique of efficiency assessment of innovative development of the enterprise]. Russian Journal of Entrepreneurship. (6). (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.6.37657.

Somenkova N.S. (2019). Povyshenie konkurentosposobnosti malyh predpriyatiy na osnove innovatsionnogo razvitiya [Improving the competitiveness of small enterprises on the basis of innovative development].Financial economics. (3). (in Russian).

Trifilova A.A. (2005). Otsenka effektivnosti innovatsionnogo razvitiya predpriyatiya [Efficiency assessment of innovative development of the enterprise] (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.