Научная статья на тему 'Стратегические аспекты управления лояльностью персонала'

Стратегические аспекты управления лояльностью персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОЯЛЬНОСТЬ / ПЕРСОНАЛ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ЛОЯЛЬНОСТЬЮ / ИНДИКАТОРЫ ЛОЯЛЬНОСТИ / LOYALTY / STAFF / STRATEGIC DEVELOPMENT / SATISFACTION / LOYALTY MANAGEMENT / INDICATORS OF LOYALTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельникова Елена Викторовна

Статья посвящена вопросам совершенствования управления лояльностью персонала в контексте стратегического развития организации. Рассмотрен ряд методологических проблем, предложены принципы стратегического управления лояльностью. Приведены результаты комплексной оценки уровня лояльности персонала с учетом стратегии компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ASPECTS OF LOYALTY MANAGEMENT PERSONNEL

The article is devoted to improving loyalty management personnel in the context of the strategic development of the organization. Considered a number of methodological problems, proposed a framework for strategic loyalty management. The results of a comprehensive assessment of the level of staff loyalty considering the company's strategy.

Текст научной работы на тему «Стратегические аспекты управления лояльностью персонала»

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОЯЛЬНОСТЬЮ

ПЕРСОНАЛА

Мельникова Елена Викторовна

канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ СибГТУ, РФ, г. Красноярск

E-mail: [email protected]

STRATEGIC ASPECTS OF LOYALTY MANAGEMENT PERSONNEL

Melnikova Elena

candidate of economic sciences, associate professor of Siberian State Technological

University, Russia, Krasnoyarsk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам совершенствования управления лояльностью персонала в контексте стратегического развития организации. Рассмотрен ряд методологических проблем, предложены принципы стратегического управления лояльностью. Приведены результаты комплексной оценки уровня лояльности персонала с учетом стратегии компании.

ABSTRACT

The article is devoted to improving loyalty management personnel in the context of the strategic development of the organization. Considered a number of methodological problems, proposed a framework for strategic loyalty management. The results of a comprehensive assessment of the level of staff loyalty considering the company's strategy.

Ключевые слова: лояльность; персонал; стратегическое развитие; удовлетворенность; управление лояльностью; индикаторы лояльности.

Keywords: loyalty; staff; strategic development; satisfaction; loyalty management; indicators of loyalty.

Проблема управления лояльностью работников является сегодня одной из самых сложных для российских работодателей и рассматривается сугубо в контексте управления персоналом. Между тем лояльность персонала для организаций многих отраслей, в первую очередь наукоемких и

инфраструктурных, с непрерывным производственным процессом, является значимым конкурентным преимуществом, что требует рассмотрения феномена лояльности в контексте стратегического управления компанией. Значимость проблемы подтверждается тем, что по данным 2010 г. Россия находится на третьем месте в Европе по доле нелояльных сотрудников (17 %) [5, с. 13].

Нелояльность, также как и лояльность сотрудников является долгосрочным результатом взаимодействия внешних и внутренних факторов развития. Целенаправленно управлять можно лишь некоторыми из них. Феноменально, но даже при полной замене персонала в течение длительного периода (не одномоментно), уровень лояльности персонала существенно не меняется. Мы исходим из того, что уровень лояльности персонала является стратегически значимой характеристикой системы управления.

Анализ понятийного аппарата, представленного в отечественных и забежных исследованиях, позволил выявить ряд методологических особенностей:

• принадлежность термина «лояльность персонала» к нескольким предметным областям, в т. ч. менеджмента, психологии, социологии;

• использование нескольких, частично или полностью синонимичных понятий: «преданность», «благонадежность», «приверженность»;

• многообразие причинно-следственных связей понятия;

• наличие нескольких уровней исследования лояльности (отдельный работник, персонал подразделения, коллектив организации) требует разработки и оценки индикаторов лояльности для каждого уровня;

• наличие иерархической структуры лояльности (удовлетворенность — вовлеченность — приверженность), предполагает, что без удовлетворенности достижение более высокой степени лояльности невозможно, однако Ли Якокка такую возможность доказал на практике;

• классификация форм лояльности на эмоциональную, прагматическую, нормативную предполагает применение дифференцированных методик оценки форм лояльности.

Приведем те определения понятия, которые в наибольшей мере соответствуют контексту данной статьи. Так, по мнению К.Э. Оксинойда «лояльность можно определить как степень принятия работником целей и ценностей организации, проявляющуюся в действиях и поведении, способствующих, противоречащих или нейтральных (не наносящих вреда) по отношению к деятельности организации» [3]. По мнению топ-менеджера "General Electric" Дж. Уэлча «лояльный персонал — это команда единомышленников, приверженных целям и ценностям моего предприятия и готовых на многое ради его процветания» [4].

По нашему мнению, лояльность персонала — это должная с точки зрения реализации стратегии компании степень мотивированности персонала к долгосрочному сотрудничеству с организацией, основанная на принятии целей, ценностей, миссии и стратегии компании с учетом личных долгосрочных интересов работников и норм должного поведения. Такое понимание приемлемо на любом уровне рассмотрения феномена.

При исследовании взаимосвязей стратегии организации и лояльности персонала нельзя не учитывать, что формирование и развитие персонала организации и ее отдельных работников происходит как в рамках естественных, так и управляемых процессов. Однако чем более стратегически ориентированной является деятельность компании, тем важнее обеспечить целенаправленное управление лояльностью персонала.

Опираясь на теоретические исследования лояльности и практический опыт, определим основные принципы управления лояльности персонала:

• дифференциация методов и подходов управления лояльностью в разрезе категорий персонала и роли в достижении стратегических целей;

• обусловленность развиваемых форм лояльности стратегией организации;

• комплексное использование управленческого, социологического и психологического инструментария в оценке уровня и разработке рекомендаций по повышению лояльности персонала;

• учет групповых эффектов и организационной культуры;

• включение процессов управления лояльностью в более общие процессы совершенствованию мотивации персонала.

Сама необходимость управления лояльностью осознается руководителями не сразу и часто в связи со сменой стратегии. Рассмотрим типичные случаи изменения стратегического поведения компании, пробуждающие интерес к проблеме лояльности персонала: кризисные состояния, переход к стратегиям сокращения; превращение инноваций и технологии в главный источник развития организации; быстрый рост организации, приводящий к «разводнению» коллектива; интеграционные процессы, особенно слияния и поглощения, угроза враждебного поглощения.

В контексте стратегического управления важен не только уровень лояльности, но и ее характер. Как отмечает И. Ансофф [1], для многоцелевых организаций необходима отрицательная преданность, при которой сопротивление персонала снижается по мере приближения к кризису. Необходимо стремиться к такому состоянию отношений «организация — индивид», при котором низка вероятность ситуации «крысы бегут с тонущего корабля». Существует множество примеров, когда в кризисной для организации обстановке лояльные работники соглашались на более низкую оплату труда. Эти примеры подтверждают тот вывод, что удовлетворенность оплатой труда еще не обеспечивает преданности работников организации. Необходим комплексный подход к проблеме, целенаправленная работа по оценке уровня и выявлению проблем в области лояльности с учетом требований стратегического развития организации.

Традиционная практика оценки лояльности в отечественных организациях сводится к анализу динамики текучести кадров, причин увольнения и использованию опросных методик оценки удовлетворенности персонала [2]. Имея представление о «верхушке айсберга», управлять лояльностью невозможно. Можно лишь следовать за изменением кадровой ситуации, обеспечивая адаптивность кадровой политики.

Проблема усугубляется тем, что имеющиеся методики оценки лояльности принадлежат к разным предметным областям, а интегрировать их необходимо в ситуационном ключе, с учетом стратегических характеристик организации. В качестве «методического интегратора» мы предлагаем использовать комплексную методику оценки мотивации. Отметим, что «перезагрузка» методической базы оценки и управления лояльностью необходима каждый раз, когда организация существенно меняет свою стратегическую позицию и/или стратегию.

Среди организаций, осознавших необходимость стратегического подхода к повышению лояльности, можно назвать ряд крупных компаний инфраструктурных отраслей и среди них ОАО «РЖД». На наш взгляд, реализация стратегии компании настоятельно требует именно вовлеченности и даже приверженности работников компании, поэтому традиционные методики оценки удовлетворенности персонала неинформативны, а анализ текучести лишь позволяет реагировать на кадровую ситуацию. Так, уровень текучести кадров по данным 2013 г. в исследуемом подразделении невысокий, составил 5,8 % (прирост за год 0,5 %), однако комплексное исследование лояльности дает менее благоприятную картину.

Исследование автора позволило сформировать систему объективных и субъективных индикаторов лояльности с учетом стратегической ситуации, Сделан вывод о преобладании прагматического типа лояльности (в пределах 37—53,6 %), который и поддерживается «грубыми», материальными методами стимулирования, в частности, единовременным вознаграждением за преданность. Повышение уровня лояльности в долгосрочном плане может осуществляться по пути «тонкой» настройки, развития эмоциональной лояльности (на начало 2014 г. в пределах 15,2—41,9 %). В краткосрочном периоде важно обеспечить нормативную лояльность, ее уровень по ряду индикаторов составил 23,2—43,9 % .

Для повышения нормативной составляющей лояльности необходимы меры по укреплению трудовой дисциплины, формированию ценностей

организационной культуры, связанных с соблюдением требований охраны труда, техники безопасности, трудового распорядка, формированию системы взаимного контроля соблюдения нормативов трудового поведения, развитию культуры производства. Эмоциональная составляющая лояльности должна развиваться благодаря информированию работников о целях и стратегии компании, формированию чувства идентичности работника и организации, осознанию значимости работы каждого для общего успеха. Важное значение имеет адекватный стиль руководства и организационный климат.

В целом предлагаемый подход к управлению лояльностью на основе комплексной оценки мотивации персонала позволяет прогнозировать ожидаемое трудовое поведение, выстраивать систему материального и морального стимулирования, содержит возможности индивидуализации отдельных мотивационных мер.

Список литературы:

1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. — 358 с.

2. Мякинченко О.В. Оценка эффективности методов управления лояльностью сотрудников компании // Управление персоналом. — 2008. — № 10. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.top-personal.ru/issue.html? 1602 (дата обращения 01.04.2014).

3. Оксинойд К.Э. Лояльность и преданность персонала // Элитариум. — 2012. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL http://www.elitarium.ru/2012/11/07/lojalnost predannost personala.html (дата обращения 30.11.2013).

4. Слейтер Р. Принципы управления от легенды General Electric Дж. Уэлча. / Пер. с англ. М.: Попурри, 2005. — 288 с.

5. Туманова О.М. Преданность работодателю как лучшая мотивация: аргументы за и против // Мотивация и оплата труда. — 2011. — № 1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://grebennikon.ru/j ournal-24 .html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.