Научная статья на тему 'Разработка системы управления лояльностью персонала организации: основные положения'

Разработка системы управления лояльностью персонала организации: основные положения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1428
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ЛОЯЛЬНОСТЬ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЛОЯЛЬНОСТЬЮ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Яна Александровна, Чувашова Алиса Александровна

В статье рассмотрена актуальная тема управления лояльностью персонала организации; представлены основные положения разработки системы управления лояльностью персонала организации; определены основные компоненты системы управления лояльностью персонала организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка системы управления лояльностью персонала организации: основные положения»



SCIENCE TIME

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОЯЛЬНОСТЬЮ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Соловьева Яна Александровна, Чувашова Алиса Александровна, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва

E-mail: AlisaTchuvashova@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрена актуальная тема управления лояльностью персонала организации; представлены основные положения разработки системы управления лояльностью персонала организации; определены основные компоненты системы управления лояльностью персонала организации

Ключевые слова: лояльность персонала организации, система управления лояльностью персонала организации

Современные условия ведения бизнес-деятельности определяют актуальность рассмотрения проблемы формирования лояльного коллектива организации.

Посредством более эффективного управления лояльностью можно продлить заинтересованность коллектива и работников к высокопроизводительной и мотивированной трудовой деятельности в организации и тем самым обеспечить устойчивость и успешность работы организации на рынке не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе ее развития.

В современной научной литературе дается множество определений понятия лояльности персонала. Под лояльностью персонала организации понимается:

- доброжелательное, корректное, искреннее, уважительное отношение к руководству, сотрудникам, иным лицам, их действиям, к организации, в целом;

- осознанное выполнение сотрудниками своей работы в соответствии с целями и задачами организации, а так же соблюдение формальных и неформальных норм, правил и обязательств, в отношении к организации, руководству, сотрудникам и иным субъектам социального взаимодействия;

SCIENCE TIME

- желание и стремление сотрудников и коллектива организации работать лучшим образом, соответствовать корпоративной культуре организации, безоговорочно содействовать достижению ее целей, степень принятия компании сотрудником и терпимость к ней [2, 3, 4].

Лояльность персонала организации проявляется на различных уровнях. Начальный уровень лояльносг и заключается во внешней атрибутике, которая свидетельствует о принадлежности к компании. Это формальный, материальный уровень. Лояльность на уровне поведения подразумевает выполнение определенных норм, правил, связанных с корпоративной культурой организации и принятием сотрудниками ее принципов. Лояльность на уровне способности подразумевает более выраженную приверженность организации и подразумевает, что человек обладает соответствующими целям и требованиям организации навыками и умениями, придерживается определенных принципов и поэтому может воспроизводить ожидаемое и требуемое поведение. Лояльность на уровне убеждений подразумевает полное принятие убеждений и принципов организации. Ценности организации становятся личными ценностями работника, поэтому устойчивость этих позиций наиболее высока. Лояльность на уровне иденпичноспи является самым высоким уровнем лояльности, именно такую лояльность называют преданностью, верностью. В этом случае человек максимально отождествляет себя с объектом лояльности, связывает свою жизнь с организацией [1].

Метафорически лояльность можно представить в виде трехуровневой пирамиды: удовлетворенность, вовлеченность и приверженность (рис.1).

Рис. 1 Трёхуровневая пирамида лояльности

Лояльность персонала оказывает влияние как отдельно на каждого сотрудника, на группы формальные и неформальные внутри организации, подразделения, так и на эффективность работы организации в целом (рис.2). Лояльность индивида (сотрудника) влияет на:

- мотивацию отдельного сотрудника;

- отношения в коллективе;

- показатели работы сотрудника. Лояльность подразделения (группы) влияет на:

а) мотивацию коллектива;

б) продуктивность работы подразделения;

в) социально-психологический климат в подразделении. Лояльность всего коллектива организации влияет на:

- показатели уровня мотивации всего коллектива организации;

- успешность деятельности руководителя организации;

- эффективность работы всей организации;

- имидж (внутренний и внешний) организации;

- устойчивость развития организации.

Рис. 2 Влияние лояльности персонала на организацию

Преимущества лояльного поведения персонала очевидны. Сотрудники с высоким уровнем лояльности к своей организации обладают большей сознательностью, работоспособностью, они показывают большую эффективность и производительность своего труда. Такие сотрудники более инициативны, имеют высокий уровень энтузиазма, они готовы пойти на

определенные жертвы ради своей организации, они более надежны. Лояльный персонал будет стремиться снизить расходы организации и повысить её доходы, что соответственно скажется на успешности деятельности организации.

Лояльностью работников и коллектива организации необходимо управлять, причем, на каждом этапе формирования, обеспечения и поддержания лояльности персонала организации и с учетом влияния различных факторов: личностного и организационного, социального и культурального характера.

Система управления лояльностью персонала - это механизм, посредством функционирования которого формируется лояльность работников и коллектива организации на уровне, требуемом с учетом направленности и содержания стратегии и тактики достижения поставленных целей и развития организации.

Конечной целью создания системы управления лояльностью персонала является формирование лояльности персонала организации на уровне лояльности приверженного персонала, идентифицирующего себя с организацией. Достижение данной цели требует решения ряда задач. К ним можно отнести:

- определение объективных системных и несистемных факторов, влияющих на повышение лояльности персонала организации;

- определение субъективных факторов, влияющих на лояльность персонала организации и ее изменение;

- разработку научно-методического обеспечения системы управления лояльностью персонала организации;

- разработку программного обеспечения системы управления лояльностью персонала организации.

Система управления лояльностью персонала организации включает в себя следующие компоненты: концепция и стратегия управления лояльностью персонала организации, научно-методическое обеспечение системы управления лояльностью персонала организации, технология управления лояльностью персонала организации, программа повышения лояльности персонала организации.

1. Концепция и стратегия управления лояльностью персонала организации. Концепция (от лат. сопсерйо — понимание, система) -руководящая идея понимания, трактовки какого-либо явления. Концепция определяет стратегию действий. Стратегия - видение пути реализации идеи, прообраз действий и подходов, используемых для реализации идеи задач, целей и задач организации.

Концепция управления лояльностью персонала - идея, отражающая понимание того, с какой целью и каким образом организация сможет решить задачу повышения лояльности персонала до уровня его приверженности организации, идентичности с организацией.

SCIENCE TIME

Стратегия управления лояльностью персонала организации - видение пути достижения цели формирования лояльного персонала на требуемом для организации уровне. По максимуму: на уровне приверженного персонала, идентифицирующего себя с организацией.

2. Научно-методическое обеспечение системы управления лояльностью персонала организации. Одной из важнейших компонент современных систем управления является научно-методическое обеспечение. Управленческие решения, связанные управлением лояльностью персонала, должны основываться на использовании разнообразного научно-методического арсенала, способствующего повышению качества и эффективности аналитической работы по выявлению и оценке уровня лояльности и управленческих решений, направленных на формирование и развитие высокого уровня лояльности сотрудников и коллектива организации.

Компонент научно-методического обеспечения можно представить в виде системы, включающей в себя такие элементы как: выявление уровня лояльности сотрудников и коллектива организации, оценка и анализ уровня лояльности сотрудников и коллектива организации, повышение лояльности сотрудников и коллектива организации (рис.3).

Выявление

Оценка и анализ

Повышение

Рис. 3 Научно-методическое обеспечение системы управления лояльностью

персонала и его элементы

Рассмотрим более подробно каждый из элементов.

1. Методы выявление уровня лояльности сотрудников и коллектива организации. Для выявления уровня лояльности можно использовать социологические методы исследования:

- анкетирование;

- интервьюирование;

- тестирование;

- эксперимент;

- наблюдение;

- анализ документов.

2. Методы оценки и анализа уровня лояльности сотрудников и коллектива организации. Для оценки и анализа уровня лояльности сотрудников и коллектива организации можно использовать следующие методы:

а) метод экспертных оценок. Основное содержание метода экспертных оценок заключается в организации работы коллектива экспертов по обсуждению наиболее существенных сторон изучаемого явления или процесса, анализе существующих проблем, приведении экспертных мнений к консенсусу, составлении единого социального прогноза;

б) метод анализ данных. Анализ данных - основной вид работ социологического исследования, направленный на выявление устойчивых, существенных свойств, тенденции изучаемого объекта; включает выделение и расчет показателей, обоснование и доказательство гипотез, построение выводов исследования. На его основе поддерживается логическая стройность, последовательность, обоснованность всех процедур исследования.

3. Методы повышения лояльности сотрудников и коллектива организации. Лояльность сотрудников можно обеспечить и повысить путем мотивации и стимулирования их деятельности, посредством применения как материальных, так и нематериальных методов.

К материальным методам повышения лояльности можно отнести премии, проценты, участие в прибыли компании, оплату подоходных налогов, опционы, предоставление займов, льготное кредитование, корпоративное пенсионное обеспечение, накопительную премию по результатам работы за год, частичную или полную оплату обучения, тренингов, социальный пакет, в том числе медицинское страхование, оплату услуг мобильной связи и фитнес центров, поездки за границу и многое другое. К нематериальным, - продвижение по служебной лестнице, обучение, комфортная рабочая среда, право на самоопределение, корректное отношение к персоналу со стороны руководства организации, доверие работодателя, чувство значимости занимаемой должности, похвала, поддержка, гордость за компанию-работодателя, ощущение общего, сплоченного коллектива, льготы, связанные с графиком работы, общеорганизационные мероприятия [3].

3. Технология управления лояльностью персонала организации - как третий компонент системы управления лояльностью персонала организации, представляет собой совокупность подходов, приёмов, способов и методов, в рамках которых реализуется действие механизма управления лояльностью персонала организации. Схематично технология и ее компоненты представлены на рис.4.

4. Программа повышения лояльности персонала организации. Вся

работа по управлению лояльностью персонала организации, как правило, прописывается и реализуется в рамках программы, включающей следующие элементы: концепция, цель, задачи, стратегия управления лояльностью персонала организации, ответственные лица и исполнители, сроки исполнения, бюджет программы.

Программа повышения лояльности персонала разрабатывается чаще всего специалистами отдела управления персоналом совместно с руководящим составом организации, должна быть определена во времени и направлена либо на определенную категорию персонала, либо на весь персонал организации, опираться на стратегию развития организации, учитывать цели и задачи, которые ставит перед собой организация.

Постановка целей, задач и целевых ориентиров в стратегии развития персонала

Моделирование, организация, координация, регулирование, контроль, корректировка процессов формирования, развития и повышения лояльности персонала организации

ль

Определение концепции и стратегии формирования, развития и повышения лояльности

Определение целевых аудиторий (категорий персонала) формирования, развития и повыше-

Разработка методической базы по выявлению, оценке и анализу уровня лояльности персонала

Выявление, оценка, анализ лояльности персонала организации

Разработка научно-методического комплекса повышения лояльности персонала

Внедрение научно-методического комплекса повышения лояльности персонала

Обратная связь

Рис. 4 Технология управления лояльностью персонала организации

SCIENCE TIME

В настоящее время, в условиях кадрового голода, ситуация складывается таким образом, что организации гораздо более заинтересованы в профессиональном и лояльном работнике, чем работник в организации. Человек работает в организации до тех пор, пока вознаграждение, содержание самой работы, отношения с коллегами, условия профессионального роста, имидж и репутация организации как работодателя удовлетворяют его, представляют для коллектива и работника ценность. Как только эта заинтересованность пропадает, работник уходит из организации, находя другое место работы, организацию, где он может реализовать свой профессиональный, мотивационный и социальный потенциал, коллектив распадается. Лояльные сотрудники - золотой запас любой организации. Необходимо приложить массу усилий для возникновения и укрепления лояльности персонала. Это тяжелая работа, которая требует специфических знаний, но ее результаты невозможно переоценить.

Литература:

1. Харский, Благонадежность и лояльность персонала - СПб.: Питер, 2003. - 496 с.

2. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. - М.: Вершина, 2006. - 224с.

3. Либерова Т. В. Лояльный персонал: Мотивация, удержание. // Персональный подход. - 2010. № 5, С.18-23.

4. Чернышова Л.И. Манипуляции и способы защиты от них // Навыки деятельности: Некоммерческое партнерство Центр дистанционного образования «Элитариум» (Санкт-Петербург), 2013 [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.elitarium.ru/2011/07/21/manipuljacii_sposoby_zashhity.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.