УДК 338.24 Е.В. Генкин
Д.А. Роман
Evgeny Genkin Dmitry Roman
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Аннотация. Представлены аргументы, обосновывающие необходимость повышения потенциала строительных организаций. Показан стратегический характер инновационного развития. Обоснована необходимость системного подхода в повышении инновационного потенциала организаций строительной отрасли. Рассмотрены вопросы интеграции проектов в систему управления строительной организации.
Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, инновационный процесс, стратегия, системный подход, управление проектом.
STRATEGIC ASPECTS OF INCREASING OF THE POTENTIAL OF THE ORGANIZATIONS OF THE INVESTMENT-BUILDING COMPLEX
Annotation. The arguments justifying the need of increasing of the potential in construction organizations are presented. The strategic nature of innovation is shown. The need of the systematic approach to improve the innovative capacity of the construction industry organizations is proved. The problems of integration projects in the management system of a construction company are considered. Keywords: innovation, innovative capacity, innovative process, strategy, systematic approach, project management.
В современных условиях высокой конкуренции соответствие внутренней среды предприятия растущим требованиям рынка является важнейшим фактором успешной деятельности и вызывает необходимость ее постоянной трансформации. Главной движущей силой экономического роста сегодня являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации, управлении и потреблении. Мировая практика показывает, что разработка и внедрение новшеств - это не только путь к повышению конкурентоспособности отдельно взятого предприятия, но и серьезный стимул экономического развития страны в целом. Важное значение здесь имеет системный анализ, который дает возможность выбора эффективного вектора повышения инновационного потенциала организации инвестиционно-строительного комплекса. Значимую роль играет то, что принцип системности «в рассматриваемых аспектах проблемы состоит не только в направленности управленческих нововведений на оптимизацию элементов относительно всей системы, в наибольшей степени способствующую достижению целей системы в целом, но и в переходе от тактических задач к задачам стратегического характера» [3].
В условиях инновационно-ориентированной рыночной экономики перед российскими предприятиями встает проблема гибкого оперативного реагирования на нестабильность рыночной среды, с одной стороны, и формирования долговременной конкурентной политики и стратегии развития предприятий, с другой.
Инновации являются одним из элементов системы производственных отношений. Также инновации являются элементом управления в современной экономике. Нами инновации определяются, как внедренные новшества, обеспечивающие качественный рост эффективности процессов и продукции, которые востребованы рынком. В функциях инновации (воспроизводственная, инвестиционная,
© Генкин Е.В., Роман Д.А., 2015
стимулирующая) проявляется ее сущность. Рыночная конкуренция, конечно же, является главным механизмом развития инноваций.
Роль инноваций возрастает в современной экономике в значительной степени. Без инновационных технологий очень тяжело создать продукцию, которая сможет быть достойным конкурентом на рынке, а также будет иметь в достаточной степени уровень наукоемкости и новизны.
Появление новых потребностей, уменьшение себестоимости продукции, новые инвестиции, повышение и улучшение имиджа производителя новых продуктов, новые рынки, также и внешние -это следствие конкурентной борьбы. При этом инновации - это одно из самых эффективных средств конкурентной борьбы.
Сегодня строительные компании сталкиваются со многими проблемами из-за изменившихся технических, экономических и социальных условий внутри и за пределами сектора. Однако, эти проблемы можно рассматривать как возможность получить преимущества в конкуренции, но это требует изменений в предлагаемых услугах, а также в методах строительства и организации в компании. Как только такое изменение становится экономически успешным для компании, оно может считаться инновацией.
На данный момент социально-экономические условия для российской строительной отрасли меняются таким образом, что она может только в некоторой степени противостоять новым вызовам. Как и во многих других странах, изменившиеся потребности клиентов, нехватка государственного бюджета, экономическая глобализация и повышенные экологические требования стали основными причинами кризиса.
Перед лицом этих трудностей стало очевидно, что необходимы эффективные решения проблем отрасли строительства на протяжении всего жизненного цикла каждого проекта. Необходимо добиться изменений в сфере услуг и строительных технологий, а также организационной структуры компании, сделать ее уникальной и ориентированной на потребности рынка. Если эти изменения будут новыми и принесут экономический успех конкретному предприятию, они могут называться инновациями. Однако для того, чтобы успешно внедрять новые технологии, надо осознать проблемы, которые возникают в результате технических, экономических и социальных изменений, а также осуществлять поиск путей их решения путем создания эффективных инновационных процессов. Конкурентоспособность строительной компании и ее прибыль в значительной степени зависят от этого. Только комплексный подход с учетом правильно разработанной стратегии компании, корпоративной культуры и организационной структуры выявляет слабые и сильные стороны в рамках инновационной деятельности строительной компании и позволяет разрабатывать эффективные средства уменьшения слабых и укрепления сильных сторон.
В строительных компаниях инновации играют важную роль - успешно реагировать на изменения внутренней среды самого предприятия. Изменившиеся внешние условия рассматриваются как существенные для необходимости и важности инноваций. Главная цель нововведения - способствовать удовлетворению потребностей клиентов, обеспечение качества предоставляемых услуг и получения преимуществ в конкуренции. Инновации рассматриваются как задача, которую каждый сотрудник должен выполнять активно и оперативно. При этом качество и профессионализм менеджмента на всех уровнях рассматривается как важнейшая предпосылка для этого. Одним из средств, направленных на поощрение инновационных способностей сотрудников на всех иерархических уровнях внутри компании, является активная политика повышения квалификации сотрудников. Делегирование полномочий - основные намерения топ-менеджмента. Самостоятельность действий сотрудников и доверие им сложных задач, способствует их мотивации. Таким образом, работник обретает свободу, чтобы самостоятельно найти инновационное решение.
Изменения в окружающей среде компании и, прежде всего, изменения требований клиентов способствуют изменению услуг компании. Реакция происходит тогда, когда изменения в окружаю-
щей среде произошли или еще происходят. Открытость к изменениям, адаптация к новым условиям -это главная составляющая инновационной стратегии. Еще одной составляющей инновационной стратегии является активный поиск путей решения проблем и их реализация. Также очень важен активный внутренний обмен информацией. Использование имеющихся знаний - третья составляющая инновационной стратегии.
В большинстве случаев новые идеи будут принадлежать самому процессу инноваций. Внедрение новых услуг и изменения в структуре организации встречаются редко. Недостатком этой стратегии является то, что существует опасность не реагировать на изменения и запросы рынка достаточно быстро. Существует также опасность совсем не реагировать на них. Следовательно, компания может потерять шанс получить долгосрочные преимущества перед конкурентами.
Чаще всего изменения на рынке отражаются в рамках определенных проектов. Процесс внедрения инноваций возникает благодаря заказам, затем продолжается во время его осуществления вплоть до завершения. Разработка предложений дает возможность внедрять инновации на стадии тендера. Также зачастую практические знания, основанные на опыте, прежде всего путем нахождения технических решений в рамках отдельных проектов в недостаточной степени используются за рамками одного проекта. Причиной этого зачастую является недостаток времени и коммуникаций в компании.
Большая часть инновационной деятельности в компании приносит небольшие улучшения в каждом отдельно взятом проекте, все нововведения согласуется с идеями высшего руководства. Причина не столь сильных изменений - ограниченные временные рамки и финансы для каждого конкретного проекта. Нередко решения должны приниматься в максимально короткие сроки, поэтому нет времени для выяснения подробностей. В следствии этого, не так много возможностей для реализации масштабных изменений (радикальных инновации).
Кроме того, возможность реализовать инновации может отличаться в зависимости от сферы. Новые и специфические сферы услуг (например, техническое обслуживание), предлагают более широкий спектр возможностей, чем традиционные сервисы (например, строительные конструкции), поскольку специфика контрактов на эти услуги содержит меньше деталей. Так, применение инновационных решений в строительстве и ремонте могут существенно повысить рыночную стоимость объектов инвестиционно-строительного комплекса [4]. Однако, в течение последних нескольких лет наблюдается повышенный спрос на объем реализованных услуг в традиционных сферах, который делает возможным внедрение новых инновационных решений возможным в этой области тоже.
Тип инноваций также влияет на ход и организацию инновационных процессов. Большинство идей приходят исходя из проблем в строительных работах и строительной эксплуатации одного конкретного проекта. Ограничение в финансирование оказывает давление на проект, который требует новых идей, для того, чтобы быть в состоянии закончить строительные работы, и может рассматриваться как одна из главных проблем.
Нововведения могут быть взяты из специализированных журналов, на выставках, от других сотрудников, конкурентов и поставщиков. В некоторых случаях развитие инновационной активности возможно благодаря свободным возможностям компании. Этот пункт показывает, что отсутствие инноваций, устаревшие технологии, стандартные и ограниченные услуги делают проблематичным осуществление новых проектов. Компания старается найти и предложить клиентам новые услуги, в том случае если больше нет спроса на услуги, которые она предлагала до сих пор. При этом на данном этапе, внедрение новых услуг, может потребовать больше усилий, чем, если бы их вводили постепенно в более раннее время.
Команда проекта на всех стадиях проекта и управления может быть инициаторами и внедрять новые идеи. Это и есть проектная группа, которая разрабатывает идеи. В большинстве случаев члены команды ищут новые идеи самостоятельно и позже обсуждают их в группе. Если проектная команда
не может найти решение, то дальнейшим шагом станет поиск вариантов на рынке или же товара-подражателя конкурента. Это товар, являющийся аналогичным товару конкурента. Выпуск таких товаров часто используется после появления у конкурента товара-новинки, чтобы избежать увеличения рыночной доли конкурента. Этот подход также характерен для процесса инноваций. Процесс поиска инноваций в сфере услуг идет во всех компаниях одновременно. Одной из причин этого является то, что спектр услуг, востребованных на рынке, варьируется в зависимости от его потребностей.
Если в нововведения требуют значительных инвестиций, руководители подразделений подготовят решение, которое затем, будет принято или отклонено топ -менеджментом. Первостепенным значением при принятии решения является то, насколько инновации станут заметным преимуществом для клиента. Если новое решение проблемы касается методов строительства проекта, его реализация должна быть максимально несложной.
В компании очень большую роль играют люди, предлагающие инновационные идеи, решающие многие проблемы на всем этапе реализации проекта. Руководитель должен рассмотреть предложенные идеи и предложения, принять решение какие будут воплощены и реализовать их. Некоторые из опрошенных сотрудников заявили, что, если у руководителя отсутствует способность рассматривать и принимать грамотные решения на счет идей с инновационными предложениями, а способны лишь критиковать, то зачастую эти сотрудники могут лишиться мотивации.
Также возможно, что сотрудники готовые вносить новые идеи в компанию не делают этого, так как их желание не принимается во внимание и не поддерживается. Нет четко видимых стимулов для сотрудников находить нестандартные решения. С одной стороны, существующая система стимулов (премии и бонусы) может недостаточно мотивировать, с другой стороны, разные сотрудники различно реагируют на одинаковые стимулы.
Некоторые сотрудники уже достаточно замотивированы для нахождения инновационных решений, которые привели бы к успеху в работе и возможности представить новые услуги, но они зачастую не имеют достаточного времени или одобрения своего руководителя.
В подрядных организациях среднего размера внедрение инновационных процессов не представляется проблематичным, поскольку большинство развития зависит от поставок нового оборудования. Хотя внедрение новой строительной техники или материалов хорошо для организации и конечно же привлекает клиентов, но это не принесет большой плюс в конкуренции. Тем не менее, возможность стать более конкурентоспособной компанией возрастает с увеличением знаний сотрудников организации о новых технологиях, оборудовании, материалах, что позволяет лучше ориентироваться на рынке и дает больший шанс на привнесение инноваций в строительные проекты.
Также можно привнести некоторые изменения за счет чего конкурентоспособность компании возрастет. Во-первых, традиционные услуги могут быть расширены с помощью дополнительных знаний, чтобы удовлетворить потребности рынка на все виды услуг и расширить диапазон инновационных решений.
В первую очередь для этого необходимо преодолеть коммуникационные барьеры между автономными подразделениями. Во-вторых, новые идеи, выдвигаемые всеми сотрудниками, не должны быть ограничены отдельными проектами, но и быть изучены компанией и применяться для дальнейших проектов. Перед этим идеи должны быть созданы. Тем не менее, нехватка времени часто препятствует членам проектных команд обдумыванию новых идей. Таким образом, решения, которые уже существуют, используются. Кроме того, стиль руководства менеджмента имеет важное значение для мотивации сотрудников к инновационной деятельности.
Недостаточно только приказать каждому сотруднику начать предлагать идеи и искать инновационные решения на проблемы в организации. Хотя делегирование ответственности создает свободу для инновационного поведения, активная поддержка высшего руководства и заметная система мотивации необходимы.
Библиографический список
1. Генкин, Е. В. Вариантная оценка рыночной стоимости зданий: дис...канд. экон. наук. 2012.
2. Гумба, Х. М. Теоретические основы инновационного развития предприятий строительной отрасли: монография М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО «Моск. гос. строит. ун-т». - М. : МГСУ, 2012. - 200 с. - С.25 ISBN 978-5-7264-0625-1.
3. Innovation Management in construction companies - an integrated model - prof. G. Girmscheid, A. Hartmann [Text] / CIB World Building Congress, April 2001, Wellington, New Zealand.
4. Slaughter, E. S. Models of construction innovation. Construction Engineering and Management. 124 (3), ISSN 0144-6193.