формирование инновационной
стратегии повышения конкурентоспособности
строительного предприятия
_Аннотация
В статье обоснована необходимость разработки инновационной стратегии для повышения уровня конкурентоспособности строительного предприятия. Разработана авторская модель формирования и реализации инновационной стратегии на строительных предприятиях.
Ключевые слова: инновационная стратегия, строительное предприятие, конкурентоспособность
Разин
Михаил Викторович
аспирант кафедры управления проектами и программами, Российский экономический университет имени ГВ. Плеханова, г. Москва [email protected]
Конкурентоспособность строительного предприятия зависит от большого количества факторов внутренней и внешней среды предприятия. Но несмотря на разнообразие факторов можно с уверенностью утверждать, что самыми важными являются те факторы, которые определяют условия формирования и реализации стратегии развития строительного предприятия.
Инновационная стратегия
В настоящее время исключительно важна стратегия, обеспечивающая адаптацию фирмы к быстроменяющимся условиям внешней и внутренней среды предприятия. Разработка эффективной стратегии и повышение конкурентоспособности строительного предприятия является одной из основных задач и функций управленческого персонала.
Процесс формирования стратегии позволяет проанализировать главные конкурентные преимущества предприятия, определить потенциаль-
ные риски и угрозы для компании, разработать и реализовать эффективную стратегию развития предприятия, которая будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятия на конкурентном рынке.
Одним из главных инструментов повышения конкурентоспособности строительного предприятия является разработка инновационной стратегии. Инновационная стратегия строительного предприятия способствует обновлению строительных машин и механизмов, используемых на предприятии, повышению эффективности технологий строительства, а так же поддержанию конкурентного уровня продукции, выпускаемой на предприятии.
Инновационная стратегия является одним из эффективных методов достижения поставленных целей предприятия, отличающихся от других методов внедрением инновационных технологий в производство, научно-исследовательской деятельностью, разработкой патентов, лицензий и др.
Модель формирования и реализации инновационной стратегии
Для повышения конкурентоспособности строительного предприятия была разработана модель формирования и реализации инновационной стратегии на строительных предприятиях (см. рис. на с. 107). Согласно этой модели, для формирования инновационной стратегии предприятия прежде всего нужно провести всесторонний анализ внутренней и внешней среды, а так же проанализировать инновационный потенциал самого предприятия.
Под инновационным потенциалом понимается набор средств и возможностей, с помощью которого предприятие может эффективно внедрить новые технологии в производство. Основными такими средствами и возможностями являются:
- инфраструктурные (подразделения НИОКР, исследовательская база, лаборатории);
- интеллектуальные (патенты, лицензии, изобретения, высококвалифицированные кадры);
- финансовые (наличие финансовых средств, необходимых для производства новых или улучшенных видов продукции, услуг, технологий);
разработка_
эффективной
стратегии_
и повышение_
конкуренто-_
способности строительного предприятия является одной
из основных_
задач и функций управленческого персонала
повы
_инновационная
_стратегия
_строительного
_способствует
_обновлению
строительных машин _и механизмов
- производственно-технологические (техника, оборудование, инструментарий, технологии);
- дополнительные источники (сотрудничество с передовыми научно-исследовательскими вузами). В зависимости от развития перечисленных сфер деятельности зависит степень готовности и эффективность внедрения инноваций в производственную деятельность строительного предприятия.
После проведения анализа внутренней и внешней среды, а также анализа инновационного потенциала предприятия, следует этап маркетингового исследования и инвестиционного анализа выбранных инноваций.
Маркетинговое исследование выбранных инноваций происходит с использованием инструментов маркетингового анализа: SWOT-анализа, РЕБТ-трицы МсЮпсеу и т.д. Проведение ингового исследования позволит ответить .1е вопросы для предприятия: каков будет спрос на рассматриваемую инновацию на конкурентном рынке? Позволит ли она увеличить долю едприятия на рынке и повысить эффективность и предприятия?
нный анализ предприятия является дним из важных этапов формирования инновационной стратегии строительного предприятия. С помощью инвестиционного анализа руководство предприятия сможет оценить рентабельность внедрения инновации в производство, срок окупаемости инвестиций, риски проекта, определить выгодные условия и методы финансирования проекта.
После проведения маркетингового и инвестиционного анализа выбранных инноваций проводится этап формирования портфеля инноваций компании и формирование инновационной стратегии строительного предприятия. Выбор инновационной стратегии зависит от многих факторов: производственного, технологического и инновационного потенциала, вида и качества производимой продукции или услуг, рыночной конъектуры, конкурентной среды, а также от внешних факторов предприятия. За базовую инновационную стратегию строительного предприятия можно взять классифика-
Составлено автором
Рис. Модель формирования и реализации инновационной стратегии строительного предприятия
цию инновационных стратегий, предложенную авторами: В.М. Аньшиным, В.А. Колоколовым, А.А. Дагаевым, Л.Г. Кудиновым и Н.В. Шелюбской в учебном пособии «Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития». Согласно этой классификации все инновационные стратегии разделяются на две группы: стратегии проведения НИОКР и стратегии проведения и внедрения нововведений.
Стратегии проведения НИОКР связаны с проведением на предприятии всяческих исследований и разработок. Данные стратегии определяют характер инвестирования средств в НИОКР, взаимосвязи новых идей с существующими продуктами и процессами. К стратегиям проведения и внедрения нововведений относятся стратегии, нацеленные на использование технологических преимуществ, обновление технологии производства, вывод новых продуктов на конкурентный рынок [1]. После выбора инновационной стратегии наступает этап реализации и контроля выбранной инновационной стратегии. Контроль обеспечивает устойчивую обратную связь между процессами достижения целей и самими целями, стоящими перед предприятием.
Одним из главных этапов реализации инновационной стратегии строительного предприятия является этап оценки эффективности стратегии и, в зависимости от результатов оценки, продолжение реализации, ее корректировка, или полное изменение вида инновационной стратегии. С помощью этапа оценки инновационной стратегии руководство предприятия может проанализировать эффективность выбранной стратегии, определить, какие цели были достигнуты компанией, а какие нет. После подведения итогов может быть принято решение как о корректировке самой стратегии, так и целей предприятия.
Вывод
Основным преимуществом разработанной модели является то, что она позволяет проанализировать все основные факторы и процессы, протекающие во внешней и внутренней среде предприятия, провести анализ инновационного
швы
_под инновационным
_потенциалом
понимается набор средств
_и возможностей,
с помощью которого
_технологии
в производство
потенциала строительного предприятия. Одним из самых важных этапов формирования инновационной стратегии является не только маркетинговый анализ портфеля инноваций, но и проведение инвестиционного анализа, что будет способствовать повышению эффективности при реализации выбранной инновационной стратегии развития предприятия.
Разработка инновационной стратегии является одним из основных условий конкурентоспособного развития строительного предприятия. С помощью инновационной стратегии предприятие способно внедрить новые технологии и инновации, провести продуктовую, технологическую и управленческую модернизацию производства.
Литература
1. Аньшин В.М., Колоколов В.А., Дагаев АА., Кудинов Л.Г. Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития (3-е изд., перераб. и доп.). - М.: Дело, 2007.
2. Бирман Л.А., Кочурова Т.Б. Стратегия управления инновационными процессами. - М.: Дело АНХ, 2010. - 144 с.
3. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. - М.: Альпина Паблишер, 2011. - 454 с.
4. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. -7-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2005. - 448 с.
инвестиционный_
анализ предприятия
является одним_
из важных этапов
формирования_
инновационной стратегии строительного предприятия
Mikhail V. Razin
Postgraduate Student of the Academic Department of Project and Program Management, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Formation of the Innovative Strategy of Competitive Ability Growth of Construction Company
_Abstract
The article proves the necessity to develop innovative strategies to enhance the competitiveness of the construction company. Developed the authors model of formation and implementation of innovative strategies for the construction companies.
Keywords: innovation strategy, building enterprise, competitiveness