Научная статья на тему 'Повышение эффективности инновационной деятельности предприятия на основе разработки стратегии внедрения технологических новшеств'

Повышение эффективности инновационной деятельности предприятия на основе разработки стратегии внедрения технологических новшеств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1349
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ НОВШЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / КОНТРОЛЛИНГ / МОНИТОРИНГ / INNOVATIVE ACTIVITY / MANAGEMENT OF INNOVATIONS / STRATEGIC MANAGEMENT / TECHNOLOGICAL INNOVATION / INFORMATION FIELD / CONTROLLING / MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Башева А. В.

В статье рассматривается интеграция процессов стратегического управления предприятием и управления его инновационной деятельностью. Раскрываются особенности разработки стратегии внедрения технологических новшеств. Представлена система активизации информационных процессов промышленного предприятия на основе данных мониторинга и контроллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF EFFICIENCY OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISE ON THE BASIS OF WORKING OUT OF STRATEGY OF INTRODUCTION OF TECHNOLOGICAL INNOVATIONS

In article integration of processes of strategic operation of business and management of innovative activity is considered. Features of working out of strategy of introduction of technological innovations reveal. The system of activization of information processes of the industrial enterprise on the basis of the monitoring and controlling data is presented.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности инновационной деятельности предприятия на основе разработки стратегии внедрения технологических новшеств»

УИБЕ = [(pn(T-1)/ pn(T)) - 1]*100%, где УИБЕ - уровень инновативности бизнес-единицы;

(3)

рп(Т -1) =

РП (Т -1)

ДС (Т -1)

добавленной стоимости в базовом периоде;

РП (Т)

ресурсоемкость на единицу

рп(Т)

ДС (Т)

- ресурсоемкость на единицу добавлен-

ной стоимости в анализируемом периоде.

При равенстве уровней ресурсоемкости в базовом и анализируемом периоде уровень инновативности бизнес-единицы будет равным нулю. При увеличении ресурсоемкости в анализируемом периоде, по сравнению с базисным, уровень инновативности бизнес-единицы будет иметь отрицательное значение. Соответственно, уменьшение ресурсоемкости в анализируемом периоде по сравнению с базовым периодом покажет наличие уровня инновативно-сти бизнес-единицы.

Этап 5. Из бизнес-единиц, прошедших по показателям инно-вативности, доходности, риска, следует выбрать те, из которых будет сформирована стратегия инновационного роста предприятия. На одновременную реализацию всех отобранных бизнес-единиц у предприятия может быть недостаточно средств, поэтому в стратегию следует включить те бизнес-единицы, которые позволят полу-

чить оптимальное сочетание показателей доходность-риск-иннова-тивность. Соотношение этих показателей устанавливает высшее руководство предприятия.

Выбранные критерии и показатели оценки бизнес-единиц и стратегии инновационного роста будут полезны при отборе лучших бизнес-единиц из набора альтернатив, при формировании инновационной стратегии предприятия, а также при разработке способов сокращения ущерба от отрицательных проявлений риска.

Предложенный алгоритм сравнения потенциальных бизнес-единиц позволяет сформировать эффективную инновационную стратегию предприятия. При наличии у предприятия необходимых ресурсов базовую стратегию инновационного роста можно дополнять новыми бизнес-единицами, которые способны повысить инновационный рост.

Литература:

1. Анискин, Ю.П. Корпоративное управление инновационным развитием / под ред. Ю.П. Анискина. - Москва: Издательство «Оме-га-Л», 2007. - 411 с.

2. Луговой, А.Ж. Управление формированием инновационной экономики в России / А.Ж. Луговой. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. - 124 с.

3. Самсонов А.Н. Инновационное развитие предприятий как стратегическое направление деятельности: монография / А.Н. Самсонов. - Москва: Издательство «Палеотип», 2005. - 59 с.

4. Йохимштайлер, Э. Увидеть очевидное. Как обнаружить и реализовать стратегию роста компании, основанную на инновационных продуктах / Э. Йохимштайлер. - М.: Издательство «Гревцов Паблишер», 2009. - 288 с.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НОВШЕСТВ

Башева А.В., к.э.н., доцент Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ)

В статье рассматривается интеграция процессов стратегического управления предприятием и управления его инновационной деятельностью. Раскрываются особенности разработки стратегии внедрения технологических новшеств. Представлена система активизации информационных процессов промышленного предприятия на основе данных мониторинга и контроллинга.

Ключевые слова: Инновационная деятельность, управление инновациями, стратегическое управление, технологическое новшество, информационное поле, контроллинг, мониторинг.

INCREASE OF EFFICIENCY OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISE ON THE BASIS OF WORKING OUT OF STRATEGY OF INTRODUCTION OF TECHNOLOGICAL INNOVATIONS

Basheva A., cand.econ.sci., the associate professor of the Nizhniy Novgorod state architecturally-building university

In article integration of processes of strategic operation of business and management of innovative activity is considered. Features of working out of strategy of introduction of technological innovations reveal. The system of activization of information processes of the industrial enterprise on the basis of the monitoring and controlling data is presented.

Keywords: Innovative activity, management of innovations, strategic management, technological innovation, information field, controlling, monitoring.

В экономической системе инновационная деятельность предприятия становится определяющим фактором повышения эффективности его функционирования и связана с трансформацией новых научных знаний, идей, открытий и изобретений, а также существующих технологий в новые или усовершенствованные продукты, внедренные на рынке и в производство, либо в новый подход к социальным услугам, в ходе реализации которого формируется модель развития, преобразования и использования общественных, природных и экономических ресурсов.

Под инновационной деятельностью предприятия, как правило, понимают комплексную характеристику деятельности организации, включающую степень интенсивности осуществляемых инновационных преобразований и их своевременность, способность мобилизации ресурсов (в том числе нематериальных и неосязаемых) в необходимом количестве и требуемого качества, возможность обеспечения эффективности, прогрессивности и рациональности применяемых методов и технологии инновационного процесса.

Инновационная деятельность предприятия связана с непрерывным потоком многообразных изменений. Для успешного достижения поставленных инновационных целей необходим способ управления изменениями инновационного характера.

Стратегическое управление в общем понимании представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Главная задача любой стратегии предприятия - достижение конкурентных преимуществ и требуемой рентабельности производственно-хозяйственной деятельности. Решение этой задачи состоит в определении условий, определяющих позицию предприятия на конкретном рынке. К их числу относят:

- производственный потенциал предприятия - наличие современного оборудования, техники и технологий и их рациональное использование;

- экономический потенциал предприятия - низкие издержки производства и финансовая устойчивость предприятия;

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 31

- маркетинговый потенциал предприятия - эффективная служба маркетинга, развитая сбытовая сеть.

К числу перечисленных условий необходимо отнести и информационный потенциал предприятия - наличие данных об научно-техническом заделе, информация о способности к разработке и освоению инноваций, свободный доступ к современной информации в области НТП и т.д. Информационный потенциал косвенно характеризует и производственный, и экономический, и маркетинговый потенциал предприятия. Он также характеризует их способность к усилению в перспективе. Следовательно, изначально любое стратегическое решение имеет информационный характер и направлено на решение различных проблем: производственных, экономических, маркетинговых и прочих. Таким образом, важную роль в процессе стратегического управления предприятием играет информация, которое должна с целью уменьшения инвестиционных затрат по каждому из выбранных инновационных проектов ответить на вопросы о том, каким самым эффективным способом можно приблизить достижение поставленных целей развития. На рис. 1 рассмотрено взаимодействие процессов стратегического управления и управления инновационной деятельностью предприятия посредством информационного поля.

На всех этапах процесса стратегического управления одной из основных выступает информационная составляющая способствующая выработки новых стратегий развития инновационной деятельности на предприятиях. Управление инновационной деятельностью предприятия должно представлять собой управленческие решение на основе данных информационной программы и относительно принятия инновационной стратегии или стратегии внедрения технологических новшеств на предприятии.

Под стратегией внедрения технологических новшеств понимается набор действий и решений, предпринятых руководством, направленных на реализацию инновационной программы предприятия, и предназначенных для обеспечения достижения долговременных целей хозяйствующего субъекта.

Способность к реализации стратегии внедрения технологических новшеств и практическому использованию инноваций стано-

вится необходимым условием достижения качественного экономического роста, научно-технического прогресса и высокой конкурентоспособности предприятия.

Разработка стратегии внедрения технологических новшеств состоит из следующих этапов:

моделирование ситуации (выявление проблемы); выявление необходимых изменений (формулировка цели); использование различных способов воздействия (внедрение и реализация стратегии);

внесение корректив в стратегию (управление изменениями).

Рассмотрим элементы стратегии внедрения технологических новшеств.

1. Умение смоделировать ситуацию (выявить проблемы) позволяет руководителю установить долгосрочные направления инновационной деятельности предприятия и указывает на намерение занять определенные позиции на рынке.

2. Способность выявить необходимые изменения (сформулировать цели) заключается в преобразовании заявления руководителя о направлениях инновационной деятельности предприятия в конкретные цели работы.

Идеальным является тот случай, когда установленные руководителем задачи включают как кратко-, так и долгосрочные цели инновационной деятельности. Краткосрочные цели определяют конкретные усовершенствования и результаты, которые предприятие намерено получить в ближайшее время. Долгосрочные цели показывают, что необходимо делать сейчас, чтобы предприятие заняло такое положение, которое позволит ему эффективно работать в течение длительного времени.

3. Умение использовать различные способы воздействия состоит в том, чтобы определить методы получения необходимых результатов в течение заданного временного интервала. Задача руководителя состоит в достижении соответствия между тем, что делается, и тем, что необходимо выполнить для эффективной инновационной деятельности, а также поддержании равновесия между целями и возможностями организации в изменяющихся рыночных

Рис. 1. Соотношения этапов процессов стратегического управления и управления инновационной деятельностью предприятия

посредством информационного поля

32 ТКАМ^РПКТ тТКШКЯК Ш ГСТТККТА

условиях. Чем выше степень соответствия и сбалансированности, тем успешнее реализуется стратегия.

4. Необходимость вносить коррективы в стратегию внедрения технологических новшеств (управление изменениями) обусловлена тем, что внешняя среда, в которой действует предприятие, постоянно меняется под воздействием различных событий, среди которых можно отметить и важное открытие в области технологии, и успешный вывод конкурентом на рынок нового товара, и новую государственную политику, и расширение интересов покупателей в той или иной области. В связи с этим невозможно предусмотреть все стратегические действия заранее и следовать по намеченной схеме, поскольку появление новых обстоятельств вызывает необходимость проведения корректирующих действий. Могут потребоваться изменения долгосрочных направлений развития, сужение или расширение видения будущего развития предприятия. Цели деятельности могут быть завышены или занижены в зависимости от накопленного опыта и будущих перспектив. Таким образом, можно сделать вывод, что стратегию компании можно рассматривать как комбинацию из намеченных целенаправленных действий и незапланированных быстрых решений как реакции на непредвиденное развитие событий.

Система активизации инновационных и информационных процессов промышленного предприятия влияющая на эффективность разработки стратегии внедрения технологических новшеств представлена на рис. 2.

Инновационные и информационных процессы реализуются в рамках соответствующей выбранной стратегии внедрения технологических новшеств, которая является одной из приоритетных, определяющих развитие всех областей деятельности предприятия.

Разработка эффективной стратегии внедрения технологических новшеств должна обеспечивается единым информационным по-

лем инновационных процессов предприятия. Информационное поле формируется на основе данных получаемых при контроллинге и мониторинге инновационной деятельности предприятия.

Эффективность системы контроллинга определяется эффективностью управления, таким образом, контроллинг является обратной связью по управлению. Например, для разработки стратегии могут использоваться различные способы, в частности, линейное и нелинейное программирование, статистические методы и др. В зависимости от ситуации, контроллинг позволяет для конкретной экономической системы выбрать наиболее подходящий по показателям качества принимаемых решений метод, согласующийся с целями управления.

Управление работами по созданию новых продуктов и технологий сопряжено со значительными рисками и неопределенностью. Чем крупнее и дороже инновационный проект, чем выше требования к срокам его реализации, тем большие требования предъявляются к системе управления проектами. Контроллинг инновационной деятельности имеет следующие специфические задачи:

- содействие при стратегическом и оперативном планировании программ инноваций;

- оценка предлагаемых инноваций с точки зрения рынка, затрат и экономичности;

- планирование и контроль бюджета сферы инноваций;

- контроль сроков реализации и результатов;

- выбор и контроль показателей;

- активная информация об экономических и рыночных данных.

Процесс контроллинга инновационной деятельности включает в себя:

- процесс принятия решений;

- организация служб контроллинга инноваций;

Разработка миссии и стратегии промышленного предприятия в области инновационной деятельности

Сбор информации о внешней среде инновационной деятельности предприятия и

объектов сопоставления

Определение этапа развития инновационно й деятельности промышленного предприятия

Формирование совокупности взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга комплексов научно-технической и инновационной деятельности предприятия

Сбор информации о технико-экономических

показателях инновационной деятельности предприятия

Определение уровня инновационного потенциала предприятия

корректировка

Прогнозирование влияния реализации стратегии внедрения технологических новшеств на социально-экономические показатели предприятия

Разработка решений, направленных на инновационное развитие предприятия

Формирование стратегии внедрения технологических новшеств на предприятии

Мониторинг и контроллинг показателей при реализации

стратегии внедрения технологических новшеств

Рис. 2. Система активизации информационных процессов промышленного предприятия

TRANSPORT RTTSTNFSS TN RTTSSTA 33

Разработка стратегии внедрения технологических новшеств

Ресурсы инновационной деятельности Результаты стратегии внедрения технологических новшеств

- показатели затрат на инновации; - показатели, учитывающие количество приобретенных технологий; - показатели уровня инновационного потенциала - показатели объема, структуры и динамики производства и реализации инновационной продукции; - показатели влияния инноваций на результаты деятельности предприятия

Рис.3. Показатели стратегии внедрения технологических новшеств

- оценка и финансирование работ в сфере инноваций;

- внутренняя и внешняя отчетность в сфере инноваций.

Одним из основных элементов контроллинга является информационное наблюдение за внешней и внутренней инновационной средой промышленного предприятия. Очевидно, что для достижения определённого уровня результативности, необходимо обеспечить адекватный уровень информационного оснащения инфраструктуры предприятия и научно-исследовательской деятельности. Информационное наблюдение позволит выявлять наметившиеся изменения в продукции и технологии, способах организации труда, производства и так далее, прогнозировать их развитие и своевременно принимать меры, позволяющие максимально использовать складывающуюся ситуацию. Наиболее важными направлениями информационного наблюдения внешней среды являются:

- потребители (в плане изменения потребностей, а также предъявления определённых требовании к выпускаемой промышленным предприятием продукции);

- поставщики (как вдохновители создания инноваций на основе использования новых материалов, изменений в организации поставок);

- конкуренты (изменения, связанные с преобразованием их деятельности на основе внедрения инноваций);

- научно-техническая информация (в направлении выявления вероятного влияния новых научных открытий на деятельность промышленного предприятия).

Информационное наблюдение инновационных свойств внутренней среды промышленных предприятий отражено в следующих направлениях:

- система управления (организационная структура, формы отношений и технологии сотрудничества с контрагентами и потребителями, каналы распределения, маркетинговая деятельность);

- персонал (система оплаты труда, мотивация работников, подбор и обучение персонала, стимулирование персонала, аттестация);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- производство (производственный процесс или его элементы: сокращение длительности, обеспечение прямоточности, добавление новых элементов процесса; оборудование: сокращение потребления энерго- и других ресурсов, улучшение обрабатывающих и других свойств, обновление, модернизация оборудования для расширения его возможностей);

- продукт (товар/услуга, технология).

Информация о состоянии и динамике инновационной деятельности важна руководителям и работникам предприятий. Основными элементами системы мониторинга инновационной деятельности промышленного предприятия являются:

- охват всех значительных экономических изменений на предприятии;

- наличие определенного постоянного состава показателей и индикаторов инновационной деятельности предприятия;

- наличие временных показателей, дополняющих основную систему и изменяющихся в зависимости от инновационных целей предприятия, что обеспечивает гибкость системы мониторинга;

- передача данных по каналам связи на центральный информационный центр, их обработка и хранение;

- проведение мониторинга из единого организационного центра;

- организация доступа потребителей к имеющейся информации.

Базовыми компонентами формирования системы мониторинговых

наблюдений являются оценка и системный анализ инновационной сферы отрасли на основе ресурсных и результативных характеристик ее функционирования. В этой связи совокупность индикаторов инновационной деятельности может быть представлена в виде схемы, включающей ряд блоков мониторинговых показателей (рис. 3.).

Мониторинг ресурсов инновационной деятельности предприятия отражает создание, внедрение и распространение на рынке новых либо усовершенствованных продуктов, услуг, технологических процессов, а также измерение ресурсов, направляемых на инновационную деятельность, оценку факторов, благоприятствующих инновациям или тормозящих их, анализ влияния инноваций на результаты деятельности предприятий.

Показатели объема и структуры затрат на инновации представляют собой выраженные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности. Показатели количества приобретенных технологий охватывают сделки по приобретению и передаче научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции. Показатели уровня инновационного потенциала рассматриваются с точки зрения внедрения новых или усовершенствованных продуктов и технологических процессов и характеризуют степень участия предприятий в осуществлении инновационной деятельности в течение определенного периода.

Мониторинг результатов стратегии внедрения технологических новшеств имеет целью оценку итогов инновационной деятельности предприятия. Этот блок включает две группы показателей: показатели объема, структуры и динамики производства и реализации инновационной продукции; показатели влияния инноваций на результаты деятельности предприятия. Мониторинг инновационной деятельности позволяет сформировать необходимую основу системы раннего обнаружения проблем, возникающих при реализации стратегии внедрения технологических новшеств на предприятии.

Информация, полученная при контроллинге и мониторинге в соответствии с предложенными подходами позволит прогнозировать изменения экономической конъюнктуры и инвестиционного климата, выявлять проблемы в движении финансовых потоков, связанными с разработкой и реализацией стратегии внедрения технологических новшеств на предприятиях.

Литературы:

1. Аньшин В.М., Колоколов В.А., Дагаев А.А., Кудинов Л.Г. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития / В.М. Аньшин, В.А. Колоколов, А.А. Дагаев, Л.Г. Кудинов. - Москва: Издательство «Дело», 2007 г. - 584 с.

2. Глущенко, И.И. Система стратегического управления инновационной деятельностью / И.И. Глущенко. - Москва: Издательство ТООО НПЦ «Крылья», 2006. - 356 с.

3. Интеллектуальные системы управления организационно-техническими системами / Под ред. А.А. Большакова- Ростов-на-Дону: Издательство «Горячая линия - Телеком», 2006 г. - 160 с.

4. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью / В.Н. Переходов. - Москва: Издавтельство «Инфра-М», 2005. -222 с.

5. Шигаев А.И. Контроллинг стратегии развития предприятия / А.И. Шигаев. - Москва: Издательство «Юнити», 2008 г. - 351 с.

34 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.