Научная статья на тему 'Некоторые проблемы внедрения инновационных проектов в строительных организациях'

Некоторые проблемы внедрения инновационных проектов в строительных организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Выходцева Елена Анатольевна, Роман Дмитрий Андреевич

Представлены аргументы, доказывающие необходимость внедрения инноваций в строительных организациях в рамках методологии управления проектом. Показан возможный сценарий проведения исследования уровня инновационной активности в организации с использованием данных менеджеров среднего звена. Рассмотрены вопросы интеграции проектов в систему управления строительной организации посредством создания интегрированной системы управления инновациями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Выходцева Елена Анатольевна, Роман Дмитрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF THE IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE PROJECTS IN THE CONSTRUCTION ORGANIZATIONS

The arguments that demonstrate the need for innovation in construction organizations in the framework of project management methodology are presented. A possible scenario of the research of the level of innovative activity in the organization using data from middle managers is shown. The problems of integration projects in the management system of a construction company through the creation of an integrated innovations’ management system are shown

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы внедрения инновационных проектов в строительных организациях»

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. Представлены аргументы, доказывающие необходимость внедрения инноваций в строительных организациях в рамках методологии управления проектом. Показан возможный сценарий проведения исследования уровня инновационной активности в организации с использованием данных менеджеров среднего звена. Рассмотрены вопросы интеграции проектов в систему управления строительной организации посредством создания интегрированной системы управления инновациями.

Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, инновационный процесс, интегрированная система системный подход, управление проектом.

SOME PROBLEMS OF THE IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE PROJECTS IN THE CONSTRUCTION ORGANIZATIONS

Annotation. The arguments that demonstrate the need for innovation in construction organizations in the framework of project management methodology are presented. A possible scenario of the research of the level of innovative activity in the organization using data from middle managers is shown. The problems of integration projects in the management system of a construction company through the creation of an integrated innovations' management system are shown. Keywords: innovation, innovative capacity, innovative process, systematic approach, project management.

С быстрыми изменениями в бизнес-среде, проявлениями более острой конкуренции и постоянно растущими требованиями клиентов, организации строительной отрасли должны использовать инновации как средство достижения конкурентных преимуществ. Как отмечено в [1, с. 10], в современных условиях «сам факт нововведения на предприятии определяется переходом к более высокому уровню производственных и управленческих возможностей, имеет точкой отсчета прежний уровень и свидетельствует о развитии предприятия».

Инновации не являются самоцелью. Они предназначены для достижения бизнес-целей по-новому. Тем не менее, прежде всего, необходимо знать свои цели и определить способы их достижения. Если нововведения поддерживаются руководством (владельцами и топ -менеджерами) организации, их значение для компании должен быть видно из системы целей и стратегий. Здесь в качестве основы выступает существующая система норм и ценностей в компании. Инновации могут быть успешно внедрены только при поддержке организации, если корпоративная культура открыта для инноваций. Связи, готовности идти на риск, готовность сотрудничать, система стимулов и свободы для инноваций, культурные аспекты - все это факторы, которые имеют влияние на способность компании к инновациям [2, с. 654].

Каждый новый и экономически обоснованный проект, который разрабатывается и реализуется в рамках компании можно рассматривать как инновацию. Эти проекты могут относиться к разным направлениям. Это может быть новый сервис, предлагаемый компанией (инновационная услуга) или новые методы строительства, позволяющие организации совершенствовать свои продукты (инновационный процесс), или даже новая организационная структура компании (организационная иннова-

УДК 69.009; 338 Е.А. Выходцева

Д.А. Роман

Elena Vyhodceva Dmitry Roman

© Выходцева Е.А., Роман Д. А., 2015

ция). Кроме того, инновации характеризуются по степени их новизны. Она варьируется от небольших (дополнительных) улучшений до основных (радикальных) изменений.

Уникальность каждого проекта, что типично для строительных компаний является еще одной отличительной особенностью инноваций. Инновационные процессы проходят через разные фазы, которые в целом можно разделить на следующие этапы: стимулирование идеи, создание идеи, оценку идеи и реализацию этой идеи. Есть различные требования к организационно-правовой формы каждой фазе, и фазы поддерживаются различными способами. Несколько факторов могут иметь положительное или отрицательное влияние на фазы.

Задачи, которые являются ключевыми для каждой фазы в плане их интеграции в функционирование в существующие или проектируемые бизнес-процессы и оргструктуру могут различаться в отдельных проектах и организациях. В большинстве случаев сотрудники, принадлежащие к разным функциональным областям и иерархическим уровням, принимают участие в инновационных процессах. Они выполняют различные задачи в рамках инновационного процесса и, следовательно, в идеале должны иметь различные способности. Сотрудники должны обладать необходимым уровнем креативности, компетентности, а также быть готовыми к инновациям.

На основе этих предположений может быть построена интегрированная модель управления инновациями в строительных компаниях, что обеспечит основу для изучения возможностей активизации инновационных процессов в организациях инвестиционно-строительного комплекса. Интегрированная модель управления инновациями в строительных компаниях представляет собой сочетание следующих компонентов: средства и инструменты развития инноваций, организационная структура, корпоративная культура, стратегия компании.

Для того, чтобы получить соответствующую информацию по каждому элементу модели, можно использовать различные методы сбора данных. Может быть сформирована дискуссионная группа (фокус-группа) с участием представителей среднего звена (руководители проектов). Каждый участник группы должен заранее в письменной форме представить процесс внедрения новшества в области своей работы и указать условия для инноваций в его конкретной зоне ответственности. Эти доклады должны быть обсуждены в группе. Результаты обсуждения могут быть классифицированы. Дискуссионная группа должна была дать первое представление об инновационной деятельности и ее предпосылках в исследуемой организации.

Необходимо также провести анализ документов, с одной стороны, направленных на выяснение норм и ценностей, которые желательны и считаются высшим руководством компании необходимыми, и с другой стороны, на выявление поставленных целей и методов их достижения. На данный момент, в центре внимания должно быть требование выяснить, какую роль инновациям отводят в культуре компании, а также какое значение им придается в рамках стратегии компании.

В то же время, очень важно, чтобы нужные нормы и ценности, а также цели и стратегии являются совместимыми. Могут быть проанализированы такие документы, как газета или информационный листок компании, философия компании, общая стратегия компании и стратегии структурных подразделений. Все документы должны быть исследованы на содержание, которое относится к эл е-ментам корпоративной культуры, касается инноваций и, следовательно, может рассматриваться как набор элементов инновационной стратегии.

Интервью с сотрудниками предназначены для того, чтобы дать подробное описание инновационных процессов, происходящих в компании, чтобы убедиться, что отношения и информация, представленные в групповой дискуссии, являются реальными, а также выяснить влияние норм и ценностей, желательных для владельцев и топ-менеджмента организации.

В связи с этими целями обследование должно проводиться с учетом положения участников в организационной иерархии и различий в исполняемых функциях. Необходимо также обеспечить достаточную репрезентативность исследований, т.е. участия достаточного количества интервьюируемых

с точки зрения применяемых статистических методов и моделей. Важным аспектом подобных исследований являются важные специфические особенности строительных компаний. Так, подрядная организация может подразделяться на технические и региональные бизнес- единицы. В этом случае одна из бизнес-единиц предлагает комплексные услуги для зданий, в то время как другие, в основном, работают в классической манере (начиная свою работу, когда осуществляется планирование производства). Конечно, для проведения полноценного исследования недостаточно результатов исследования в одной компании, необходима достаточная выборка, чтобы быть в состоянии дать достаточное представление о корреляции соответствующих данных в различных аспектах исследования.

Статус инноваций в компании, прежде всего, выражается в тех идеях, которые топ -менеджмент (менеджеры высшего звена) выражает в нормах и ценностях, а также в целях и стратегиях. В компании инвестиционно-строительного комплекса инновации играют важную роль, позволяя организации успешно реагировать на изменения в окружающей среде. Эти изменения внешних условий являются достаточно существенными. Главная цель нововведений заключается в содействии удовлетворению потребностей клиентов, обеспечивая качество услуг и получения преимуществ в конкурентной борьбе.

Инновации рассматриваются как задачи для каждого сотрудника, который должен выполнить конкретные операции для достижения поставленных целей, в то время как качество и профессионализм менеджмента на всех уровнях рассматривается в качестве предварительного условия для этого. Одним из средств, предназначенных для поощрения инновационной деятельности сотрудников на различных иерархических уровнях в рамках компании, может стать активная политика повышения квалификации персонала.

Делегирование ответственности также является одной из главных целей высшего руководства организации инвестиционно-строительного комплекса. Ситуация, когда сотрудники действуют самостоятельно и решают сложные задачи, будет способствовать их мотивации. Таким образом, работник должен иметь свободу, чтобы найти инновационные решения, и в этом случае менеджмент может ожидать повышения уровня инновационной активности в организациях инвестиционно-строительного комплекса.

Изменения в окружающей среде компании и, прежде всего изменения в требованиях клиентов вызывают необходимость адаптации продукции и услуг компании и выхода на соответствующие рынки. Реакция происходит, когда изменения в окружающей среде произошли или ожидаемы с точки зрения лиц, принимающих решения. Открытость к изменениям и, соответственно, адаптации к новым условиям является основным компонентом инновационной стратегии организации.

Другим компонентом инновационной стратегии является способность разрабатывать и применять технические средства. Это означает активный мониторинг технических решений проблем и поиск возможностей их решения. Предпосылкой для этого является разумный баланс между усилиями, которые должны быть сделаны и полезности нового решения. В этом случае можно говорить о реализации закона предельной полезности.

Знания, которые накапливаются в подразделениях компании, в том числе, о том, как решить технические и экономические проблемы, и какие средства и методы должны быть использованы для этого, должны быть использованы более эффективно для организации в целом. Активный внутренний обмен информацией является способом достижения этой цели. В этом аспекте можно рекомендовать проведения соответствующих тренингов, например, командообразования, и даже, в некоторых случаях, проведения системных изменений корпоративной культуры.

Инновации могут повлиять на выбор предлагаемых услуг, выполнение работ или организацию компании. Такая система должна быть адаптивной, с точки зрения возможности приспособления всех услуг в различных сферах деятельности компании в соответствии с требованиями рынка. В дан-

ном аспекте можно предложить использовать японский подход к изменениям, который связан с постоянным внедрением в организации небольших улучшений.

Способность постоянно добиваться улучшения во всех областях (технических и организационных) является существенным фактором повышения конкурентоспособности компании и способствует ее решительному движению к успеху.

После описания тех идей о важности инноваций для компании, которые имеет руководство и владельцы бизнеса, необходимо уделить огромное внимание нормам и ценностям, которые уважаются в организации. Так обеспечение неформальной связи между бизнес -единицами компании и ее штаб-квартирой может быть очень важным.

Дело в том, что работа таких бизнес-единиц сосредоточена на проектах, и то, что отделы расположены близко друг к другу, способствует более активному обмену информацией. В том числе, можно говорить о значительном количестве неофициальной информации, которая проникает через короткие расстояния для передачи информации. Также может быть важным наличие мест, открытых для всех (например, кафе или «место для курения»). Тем не менее, формальное и неформальное общение между подразделениями, расположенными в различных регионах, часто сведены к минимуму. Распространенный тип формального общения в деловых единицах включает в себя встречу руководства на строительной площадке, которая проходит каждую неделю и дает возможность обменяться новыми идеями или обсудить проблемы.

Если инновация имеет конкретную форму, такую как усовершенствование строительной техники, например, то идея может быть легко передана и понята. Как только новая идея связана с практическими действиями, это требует более сложных каналов передачи информации, чем прямое общение.

Вот почему многие сотрудники считают, что достаточное количество новых идей создается на строительной площадке, но только небольшое количество этих идей включается в обмен информацией и становится инновациями. Если обмен идеями не работает должным образом в течение одного подразделения, вряд ли это когда-нибудь практиковал в компании.

Что касается такого компонента инновационной стратегии, который называется «накоплением и передачей имеющихся знаний», то часто может быть обнаружено, что обмен информацией и знаниями, «активный» по мнению руководства, не работает должным образом. Тот факт, что отдельные подразделения вынуждены работать автономно, в определенной степени, ограничивает сотрудничество подразделений в создании новых продуктов и услуг. Как подразделение должно взять на себя риск, другие подразделения не готовы делиться. Это приводит к тому, что сервисы иногда не выполняется, используя собственные производственные мощности компании. В этом случае практически теряются шансы на использование потенциала компании в конкурентной борьбе.

Во всех фазах проекта, как правило, недостаточно времени, чтобы искать новые идеи и реали-зовывать их. Это ограничение частично реализуется из-за внешних воздействий, как, например, когда только короткий период времени дается для осуществления масштабного проекта или, когда есть только короткий период времени между победой в конкурсных торгах и началом строительных работ, или, когда подробные планы составляются слишком поздно.

Реакции менеджмента организаций инвестиционно-строительного комплекса на изменения условий на рынке приводит к тому, что инновации, как правило, создаются в проектной парадигме. Тем не менее, как уже упоминалось выше, недостаток времени ограничивает эту возможность. Что такое до сих пор только недостаточно используются за рамками одного проекта является практическая знания, полученные из опыта, прежде всего, находя технических решений в отдельных проектах. Причина этого заключается в отсутствии времени и связей между подразделениями, что отмечалось выше.

В заключение можно отметить, что инновационные процессы, описанные в данном документе, являются тесно связанными с конкреиными условиями исследуемого подрядчика, который охарак теризовать системой взаимодействия внутренних и внешних факторов.

Библиографический список

1. Гумба, Х. М. Теоретические основы инновационного развития предприятий строительной отрасли монография I Х. М. Гумба, М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО «Моск. гос. строит. ун-т». - М. : МГСУ, 2012. - 200 с. (Библиотека научных разработок и проектов МГСУ) ISBN: 978-5-7264-0625-1

2. Tatum, Clyde B., «The Process of Innovation in the Construction Firm» II Journal of Construction Engineering and Management. - 1987. - № 22045. - С. 648-663.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.