Научная статья на тему 'Стратегические альтернативы развития человеческого потенциала молодежи'

Стратегические альтернативы развития человеческого потенциала молодежи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН / ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ОПАСНОСТЕЙ / HUMAN POTENTIAL / POPULATION POLICY / EDUCATION / LABOR MARKET / ANALYSES OF STRONG AND WEAK SIDES / OPPORTUNITIES AND DANGERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муравлёва Вера Викторовна

Социально-экономическое развитие страны определяется результативностью проводимых реформ в приоритетных направлениях, таких как сфера трудовых отношений, образование, демографическая политика. В данной статье приведен сравнительный анализ возможных стратегических направлений, представленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, а также в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития на период до 2030 года. В данных нормативных документах отражены альтернативные варианты развития страны, центральным звеном которых является человек. Для самореализации личности необходимым условием выступает наличие индивидуальных возможностей и накопление компетенций, которые необходимы для достижения высокого уровня развития человеческого потенциала. Человеческий потенциал можно определить как процесс достижения соответствующего уровня благосостояния через реализацию способностей отдельного человека. В значительной мере человеческий потенциал формируется и развивается в процессе социализации личности, реализация происходит в зависимости от влияния определенного рода условий и факторов. Именно человеческий потенциал определит стратегические возможности и перспективы развития российского общества. В данном контексте особое внимание уделяется именно молодежной когорте, качественный состав которой может влиять на выбор вариантов долгосрочного развития страны. Формирование молодежи как социальной группы происходит в процессе познавательной деятельности, во взаимодействии с иными социально-демографическими группами, когда осуществляется приобретение и усвоение воспроизводственной, трансляционной и инновационной общественных функций, что позволяет позиционировать молодежь в качестве основного стратегического ресурса. В статье проанализированы материалы долгосрочного развития страны с позиции оказываемого влияния нормативных приоритетных направлений на молодежь. Выявленные особенности представлены в формате инфографики, позволяющей нагляднее структурировать расхождения. Системный анализ позволил определить отличительные особенности стратегических перспектив, детальное рассмотрение которых выявило необходимость проведения экспертного анализа. В статье представлены результаты качественных оценок, определяющие благоприятные возможности и перспективы развития человеческого потенциала молодежи. Стратегические варианты решения указанных проблем могут позволить сформировать молодежную среду с высоким уровнем потенциальных возможностей и перспектив эффективного социально-экономического развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic development alternatives of the youth’s human potential

Socio-economic development in any country is defined by effectiveness of spending changes in the structures of priority directions such as labor force, education and population policy. The paper considers a confrontation of possible strategic reference points which are presented in the Concept for Russia’s long-term socio-economic development till 2020 and in the Forecast of long-term socio-economic development till 2030 as well. The alternative variants of the development of the country whose central unit is man are reflected in these normative documents. Individual possibilities and accumulation of abilities which are necessary for achieving the high level of human potential development are a necessary criterion for personal self-actualization. The human potential can be determined as process of achieving a corresponding level of prosperity through the realization of a single person’s opportunities. Increasingly, human potential begins to form and develop in a process of a personality’s socialization; the realization takes place according to the influence of definite conditions and factors. Exactly human potential will determine strategic opportunities and perspectives of development of Russian society. Special attention in this context is given to youth, the qualitative part of which can influence the choice of variants of the country’s long-term development. The formation of young people as a social group takes place in a process of cognitive activity in concert with others socio-demographic groups, when the acquisition and learning of reproduction, translational and innovative social functions take place and help young people take up a position as a main strategic resource. The cases of the long-term country’s development from the position of possible impact on youth are analyzed in the article. The defined features are given in the form of graphic information which allows seeing differences clearly. The cases of the long-term country’s development from the position of possible impact on youth are analyzed in the article. The system analysis helps determine the differences in strategically perspectives, the detailed examination of which reveals the necessity of expertise. The results of peer reviews which allow discovering favorable opportunities and perspectives of the development of human potential of the youth are given in the article. The strategical variants of determination of these problems allow forming the youth sphere with high-level potential opportunities and perspectives for socio-economic development.

Текст научной работы на тему «Стратегические альтернативы развития человеческого потенциала молодежи»

УДК 330.341.4 ББК 65.050

© Муравлёва В.В.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ

МУРАВЛЁВА ВЕРА ВИКТОРОВНА

ассистент кафедры экономики и менеджмента

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» E-mail: muravleva-v@mail.ru

Социально-экономическое развитие страны определяется результативностью проводимых реформ в приоритетных направлениях, таких как сфера трудовых отношений, образование, демографическая политика. В данной статье приведен сравнительный анализ возможных стратегических направлений, представленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, а также в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития на период до 2030 года. В данных нормативных документах отражены альтернативные варианты развития страны, центральным звеном которых является человек. Для самореализации личности необходимым условием выступает наличие индивидуальных возможностей и накопление компетенций, которые необходимы для достижения высокого уровня развития человеческого потенциала. Человеческий потенциал можно определить как процесс достижения соответствующего уровня благосостояния через реализацию способностей отдельного человека. В значительной мере человеческий потенциал формируется и развивается в процессе социализации личности, реализация происходит в зависимости от влияния определенного рода условий и факторов. Именно человеческий потенциал определит стратегические возможности и перспективы развития российского общества. В данном контексте особое внимание уделяется именно молодежной когорте, качественный состав которой может влиять на выбор вариантов долгосрочного развития страны. Формирование молодежи как социальной группы происходит в процессе познавательной деятельности, во взаимодействии с иными социально-демографическими группами, когда осуществляется приобретение и усвоение воспроизводственной, трансляционной и инновационной общественных функций, что позволяет позиционировать молодежь в качестве основного стратегического ресурса. В статье проанализированы материалы долгосрочного развития страны с позиции оказываемого влияния нормативных приоритетных направлений на молодежь. Выявленные особенности представ-

лены в формате инфографики, позволяющей нагляднее структурировать расхождения. Системный анализ позволил определить отличительные особенности стратегических перспектив, детальное рассмотрение которых выявило необходимость проведения экспертного анализа. В статье представлены результаты качественных оценок, определяющие благоприятные возможности и перспективы развития человеческого потенциала молодежи. Стратегические варианты решения указанных проблем могут позволить сформировать молодежную среду с высоким уровнем потенциальных возможностей и перспектив эффективного социально-экономического развития страны.

Человеческий потенциал, демографическая политика, образование, рынок труда, анализ сильных и слабых сторон, возможностей и опасностей.

В современных условиях устойчивые позиции страны на мировых рынках обеспечиваются эффективной реализацией стратегических перспектив. Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев в июле 2015 года поручил экспертному совету при Правительстве РФ создать рабочую группу по подготовке Стратегии социально-экономического развития России до 2030 года [4]. На сегодняшний момент существует Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, который зачастую претерпевает изменения в связи с экономическими условиями в России. Данный прогноз является базовым при разработке долгосрочных стратегий, целевых программ, прогнозных и плановых документов среднесрочного характера [5].

Цель данной статьи заключается в анализе возможностей формирования и развития человеческого потенциала молодежи, которые определены в изучаемых нормативных документах. Для ее реализации необходимо изучить стратегические направления, такие как демографическая политика, образование, рынок труда в РФ и на Юго-Востоке Московской области. Сравнительный анализ в статье приводится в формате инфографики. При сопоставлении акцентируется внимание на возможностях формирования человеческого потенциала молодежной когорты, которая восприимчива к инно-

вациям, готова реализовывать научные и производственные процессы в условиях постоянно обновляющихся технологий. Именно качественный и количественный состав человеческого потенциала (ЧП) молодого населения позволит сгенерировать стратегические направления развития страны. В настоящий момент российская молодежь оказалась в ситуации, когда число лиц пенсионного возраста увеличивается, а численность населения трудоспособного возраста уменьшается. По данным государственных статистических органов, численность молодежи Московской области, начиная с 2008 года, постепенно снижалась и в 2012 году достигла минимального за последние 8 лет значения в 1,49 тыс. чел. (рис. 1).

Согласно представленным данным, с 2012 года количество населения Московской области в возрасте от 15 до 29 лет увеличилось на 4%. Однако в 2014 году наблюдается негативная тенденция снижения данного показателя до значения 1,55 тыс. чел. (около 2%). Данные неблагоприятные тенденции приведут к существенному росту демографической нагрузки на молодое поколение. Современная молодежь нацелена на получение перспектив профессионального и материального роста, определяющихся уровнем развития человеческого потенциала. Для возможности создания и реализации человеческого потенциала молодежи необходимо эффективное государственное

Рис. 1. Численность молодежи Московской области, тыс. чел.

Источник: Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://nasha-molodezh.ru/wp-content/uploads/ proekt-strategii-2013.pdf

управление, основанное на том, что все элементы ЧП взаимодействуют между собой и рост одной из составляющих способствует развитию других компонентов.

Возможности развития человеческого потенциала позволяет определить демографическая политика страны (рис. 2). В качестве основных стратегических направлений развития неизменными будут оставаться снижение смертности населения, повышение уровня рождаемости, укрепление здоровья населения и управление миграционными процессами. Планируемое значение продолжительности жизни населения в 2020 году было установлено на уровне 75 лет. Однако происходящие в структуре населения страны изменения снизили данный показатель до уровня 74 лет, что является негативным фактором. Мероприятия по укреплению и сбережению здоровья должны быть направлены на молодое население, потому что качество человеческого потенциала молодежи через 15 лет будет зависеть от уровня здоровья современных детей.

Следующим важным фактором, влияющим на реализацию человеческого потенциала молодежи, является развитие рынка трудовых ресурсов населения (рис. 3). Долгосрочное развитие рынка труда РФ предполагает сокращение не-

легальной занятости населения и повышение гибкости рынка рабочей силы. Особое внимания уделяется повышению качества рабочей силы, связанное, прежде всего, с развитием профессиональной мобильности кадров и созданием высокопроизводительных рабочих мест. Указанные мероприятия могут позволить молодым сотрудникам реализовать свой человеческий потенциал в условиях карьерного роста. Следует отметить, что к 2030 году ожидается расширение и перераспределение работников по секторам экономики, таким как сельское хозяйство, промышленные виды деятельности, строительство, транспорт и связь. Сокращение работников указанных отраслей приведет к расширению сферы услуг и торговли. К 2030 году планируется рост численности занятых в данной сфере на 11% [5], который может быть достигнут за счет высокой степени мобильности молодых кадров.

Наиболее важным критерием является снижение уровня общей безработицы населения страны, который не был представлен в Прогнозе развития РФ до 2030 года. По данным Роструда, в 2015 году из всего числа безработных в России 30,5% составляет молодежь, что связано, прежде всего, с «насыщением» рынка специалистами с высшим образованием, когда в

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ИПОЛИТИКАНАРОДОСБЕРЕЖЕНИЯ СТРАТЕГИЯ 2020 ПРОГН03 2030 ИЗМЕНЕНИЕ

Обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Снижение смертности населения ч^ Ч^ /V*

Сохранение и укрепление здоровья населения, формирование здорового образа жизни ч^ ч^ /Vя

Повышение уровня рождаемости ч^ к? /Vя

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни 75 ЛЕТ 74 ГОДА ^

Управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов Ч^ Ч^

^ X ^

Рис. 2. Демографическая политика РФ

Источник: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р // Спра-вочно-поисковая система КонсультантПлюс; Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс.

Повышение гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости

РЫНОКТРУДА СТРАТЕГИЯ 2020 ПРОГН03 2030 ИЗМЕНЕНИЕ

Ч^ К?

Улучшение качества рабочей силы а Л

и развитие ее профессиональной мобильности ^^^ ^^^

Развитие системы непрерывного профессионального образования (подготовки и переподготовки кадров) ч^ X

Развитие рынка труда за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов ч^ X

Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест, позволяющих сохранить трудоспособность населения ч^ ч^ /И

Создание условий для привлечения >-л

иностранной рабочей силы ^^^^ ^^ ЗЁ

Снижение уровня общей безработицы

Ч^ X ^

Расширениесферыуслуг,

сокращение и перераспределение ^^ * ^^^^

работников по секторам экономики

Рис. 3. Развитие рынка труда РФ

Составлено автором по: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс; Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс.

основном требуются кандидаты со средним профессиональном образованием.

Вызывает беспокойство и тот факт, что развитие непрерывного професси-

онального образования в аспекте подготовки и переподготовки кадров также не выявлено в Прогнозе-2030. Данный критерий оказывает прямое влияние на

мотивационные качества молодого населения в области наращивания и накопления человеческого потенциала.

Отмеченные выше изменения напрямую влияют на качество образовательной составляющей долгосрочных перспектив, которые представленные на рис. 4. Политика развития сферы образования населения ориентирована на формиро-

ОБРАЗОВАНИЕ

Формирование научно-образовательных центров мирового уровня

Формирование инфраструктуры и институциональныхусловий академической мобильности студентов и преподавателей

Повышение доли средств доходов университетов от выполнения НИР и НИОКР

Создание условия для обеспечения участия в непрерывном образовании граждан

Введение единого механизма государственной (итоговой) аттестации выпускников

Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях

Усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг

Создание программ развития персонала (подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников)

Аккредитация программ профессионального образования в международных ассоциациях

Использование образовательных кредитовдля студентов

Увеличение доли иностранных студентов

Трансформация части программ СПО в программы прикладного бакалавриата

Переход на эффективный контракт с преподавателем

Увеличение численности трудоустроившихся на позднее первого года после выпуска очной формы обучения

Увеличение численности студентов высшего образования, прошедших в течение года обучение в зарубежном вузе не менее 1 семестра

вание научно-образовательных центров мирового уровня, повышение доходов университетов от НИОКР, создание условий для непрерывного образования граждан, расширение возможности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и использование образовательных кредитов для студентов. Создание программ подготовки, переподготовки и

СТРАТЕГИЯ 2020 ПРОГНОЗ 2030 ИЗМЕНЕНИЕ /И

К? X

К?

к? ч^ ✓и

к? X

/Vя

к? ч^ /V

к? ч^ /И

X ^

к? ч^

X ^

X ч^ /V*

X ч^ /V

X к?

X ч^ /И

Рис. 4. Развитие образования РФ

Составлено автором по: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс; Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс.

повышения квалификации работников, которые отсутствовали в структуре развития рынка труда, были отмечены в составе образовательных перспектив.

Следует отметить, что в этом разделе нашли отражение ранее не заявленные направления, такие как переход на эффективный контракт с преподавателем, модификация программ СПО в программы прикладного бакалавриата, увеличение численности студентов, трудоустроившихся в течение года после выпуска и прошедших обучение в зарубежных вузах. Данные мероприятия позволят сократить имеющийся разрыв между требованиями работодателей к наличию практических навыков у соискателей и реальными знаниями молодых специалистов, тем самым повышая качество человеческого потенциала указанной категории.

Таким образом, каждое из представленных направлений долгосрочного развития России имеет ряд компонентов, которые не описаны в Прогнозе-2030. Данные индикаторы не утратили значимости в структуре стратегии развития страны и заслуживают особого внимания разработчиков Стратегии-2030. Наибольшие расхождения отмечались в сфере развития образования и рынка труда, существенные изменения качественной составляющей которых приведет к незамедлительным сдвигам и в демографической среде. Необходимо заметить, что молодое поколение может выступить активным участником реализации стратегических вариантов развития во всех представленных сферах.

Указанные выше направления являются базовыми при составлении федеральных документов на уровне государства и регионов. Однако при отсутствии или недостаточности потенциальных возможностей правительству субъектов РФ не всегда удается реализовать государственные идеи. В большинстве случаев такая

ситуация связана с разным уровнем развития инфраструктуры региона. Молодое поколение, стремясь максимально реализовать или накопить свой человеческий потенциал, покидает «неперспективные» регионы, тем самым подтверждая возможность территориальной мобильности молодежи.

При формировании программы стратегического развития страны до 2030 года необходимо учитывать не только вышеперечисленные проблемы, но и мнение заинтересованных сторон в области молодежной политики, в качестве которых выступили специалисты в области изучения и анализа социально-экономических процессов. Экспертные оценки структурированы в форме SWOT-анализа со взвешенной оценкой по трем описанным стратегическим направлениям: демографическая политика, образование и рынок труда в России [3]. Данное исследование было проведено автором статьи в феврале - марте 2016 года, в качестве экспертов выступили представители реального бизнеса, управленческий персонал вузов и представители администрации Юго-Востока Московской области (в количестве 5 человек по каждой группе). Согласно представленным данным (табл. 1), к самой сильной стороне в демографическом развитии были отнесены мероприятия по реализации демографической программы (повышение рождаемости, снижение смертности населения). Положительной стороной являются имеющиеся условия для развития детей, что позволит в большем объеме обучать подрастающее поколение и в свою очередь повышать образовательный уровень молодежи в Подмосковье.

По мнению экспертов, слабой стороной выступает рост миграционного оттока населения. Молодые люди оставляют свое прежнее место жительства по причине поиска работы или получения

Таблица 1. Оценка сильных, слабых сторон и благоприятных возможностей, угроз демографической политики в молодежной среде Юго-Востока Московской области (мнение экспертов)

Сильные стороны И Л Благоприятные возможности (О) К)

Мероприятия по реализации демографической программы (повышение рождаемости, снижение смертности населения) 43,5 Создание предпосылок для повышения рождаемости и снижения смертности 56,3

Условия для развития детей (строительство школ, детских садов, ФОК) 40,9 Совершенствование и реализация мер в области семейной политики 53,7

Продление программы материнского капитала до 2018 года 38,3 Профилактика и снижение числа абортов 46,7

Субсидии на рождение 3-го ребенка 33,4 Совершенствование законодательства в части использования средств материнского капитала 46,3

Слабые стороны Угрозы (Т)

Миграционный отток населения -33,0 Увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население -43,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний возраст женщин при рождении первого ребенка 27 лет -30,7 Сокращение численности женщин репродуктивного возраста -39,9

Отсутствие индексации материнского капитала в 2016 году -28,4 Сужение возрастной когорты молодого населения -36,9

Отсутствие индексации пособий по уходу за ребенком после 1,5 лет (50 руб. в месяц) -26,2 Высокий уровень смертности мужчин в трудоспособном возрасте -34,1

образования. К главным возможностям стабилизации демографической ситуации в стране эксперты относят совершенствование и реализацию мер в области семейной политики. Негативное влияние на демографическую ситуацию в стране оказывает увеличение среднего возраста женщины при рождении первого ребенка (27 лет). Данная величина напрямую определит перспективы развития демографических процессов. Молодые девушки стремятся к самореализации, получают несколько образований, тем самым перенося время рождения первого ребенка на более поздний период. Следует отметить, что крайне негативно может повлиять на демографическую ситуацию увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население. Прежде всего, это связано с сокращением численности женщин репродуктивного возраста и сужением возрастной когорты молодого населения.

Демографический аспект стратегического развития региона определит возможности и перспективы трудовых процессов (табл. 2). К самой сильной стороне развития рынка трудовых ресурсов

участники анализа отнесли мероприятия по сокращению уровня безработной молодежи в Подмосковном регионе. Реализацию данного направления необходимо осуществлять через инвестиционные проекты и программы, содействующие созданию новых рабочих мест и поддержке малого предпринимательства.

В качестве возможностей отмечались переход на всеобщее высшее образование (2-ступенчатое) и создание привлекательных рабочих мест. Наиболее слабыми сторонами эксперты считают снижение уровня реальных доходов населения в 2015 году и рост уровня безработицы. Колебания валютных курсов неизменно повлияли на «настроения» населения и определили уменьшение реальных доходов. Небольшие организации и предприятия не могут «удержаться на плаву» в сложившейся ситуации, что приводит к высвобождению рабочей силы и росту безработицы. Данные слабые стороны могут перерасти в угрозы, которые диктуются процессом сокращения рабочих мест и ростом интенсификации работающей молодежи в Московской области. Имеющиеся угрозы являются достаточно

Таблица 2. Оценка сильных, слабых сторон и благоприятных возможностей, угроз рынка труда в молодежной среде Юго-Востока Московской области (мнение экспертов)

Сильные стороны И Л Благоприятные возможности (О) К)

Мероприятия по сокращению уровня безработицы в Московской области 37,0 Переход на всеобщее высшее образование (2-ступенчатое) 47,3

Реализация инвестиционных проектов и программ, содействующих созданию новых рабочих мест и поддержке малого предпринимательства 34,6 Создание привлекательных рабочих мест 45,1

Индексация минимального размера оплаты труда 32,3 Стимулирование занятости молодежи 35,1

Совершенствование законодательства в области охраны труда 23,7 Внедрение общероссийской базы вакансий «Работа в России» 24,7

Слабые стороны Угрозы (Т)

Снижение уровня реальных доходов населения в 2015 году -41,5 Сокращение рабочих мест -52,3

Рост уровня безработицы -39,0 Рост интенсификации работающей молодежи в Московской области (снижение численности трудоспособного населения) -49,1

Несоответствие прожиточного минимума уровню минимальной заработной платы -39,0 Возникновение территориальных диспропорций на рынке труда -49,1

Уменьшение количества профсоюзных организаций в современных условиях -19,6 «Инвалидизация» общества (рост численности населения с хроническими заболеваниями) -24,7

весомыми проблемами, которые требуют определенного вмешательства государства в процесс развития рынка труда.

Особую роль в формировании долгосрочных перспектив развития региона выполняет образовательная составляющая (табл. 3).

В качестве сильной стороны эксперты отмечают высокий уровень профессионального мастерства педагогических кадров. Это позволяет в качестве потенциальных возможностей определить необходимость участия работодателей в деятельности образовательных организаций. По мнению экспертной группы, слабой стороной российского образования является ограничение доступа в получении бюджетного высшего образования и теоретический характер обучения. Однако негативное влияние оказывает внедрение новых федеральных образовательных стандартов высшего образования и среднего профессионального образования. Появление данных изменений трудно оценить с позиции положительной или отрицательной перспективы. Также угрозу представляет переход от проблемного обучения к прикладно-

му, который на сегодняшний момент не учитывает всех особенностей российской школы подготовки специалистов с высшим образованием.

Таким образом, проанализировав полученные результаты экспертных оценок, можно сопоставить их со сводным анализом стратегически важных направлений молодежной политики, описанных в Про-гнозе-2030:

1. Снижение смертности и повышение рождаемости неизменно остаются целевыми перспективами демографического развития. Необходимо учитывать возможность увеличения ожидаемой продолжительности жизни за счет проведения мер по сохранению и укреплению здоровья среди молодежи. Особое внимание заслуживает увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население, сокращение численности женщин репродуктивного возраста и «сужение» молодежной когорты. Увеличение доли пожилых людей и снижение численности молодого населения приведут к изменению возрастной структуры населения.

2. Политика правительства РФ и Юго-Востока Московской области должна

Таблица 3. Оценка сильных, слабых сторон и благоприятных возможностей, угроз развития образования в молодежной среде Юго-Востока Московской области (мнение экспертов)

Сильные стороны И Л Благоприятные возможности (О) К)

Высокий уровень профессионального мастерства педагогических кадров 46,7 Привлечение работодателей к участию в деятельности образовательных организаций 47,3

Обеспечение доступности получения образовательных услуг учащимися 40,9 Создание условий доступности образования на всех уровнях (реализация дистанционного образования) 42,9

Создание доступной среды для обучения инвалидов 40,9 Развитие новых направлений подготовки кадров 42,9

Открытость образовательных ресурсов 38,1 Поддержка талантливой молодежи 40,8

Слабые стороны Угрозы (Т)

Ограничение доступа в получении бюджетного высшего образования -46,6 Внедрение новых федеральных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования -50,5

Теоретический характер обучения -46,6 Переход от проблемного обучения к прикладному (ЕГЭ) -50,5

Низкая степень взаимодействия между уровнями образования -40,8 Развитие прикладного бакалавриата в системе высшего образования -44,3

Переход в структуре высшего образования профессорско-преподавательского состава в категорию научно-педагогических работников -35,4 Акцент в обучении на формирование и освоение компетенций -38,5

быть ориентирована на снижение уровня безработицы, особенно среди молодежи. Возможность непрерывного профессионального образования позволит стимулировать трудовую занятость молодого населения. Среди негативных моментов следует отметить сокращение рабочих мест, рост интенсификации работающей молодежи и возникновение территориальных диспропорций. Следует рассмотреть возможности по стимулированию трудовой активности молодежи.

3. Создание условий академической мобильности студентов и преподавателей определят структурные сдвиги в теоретическом характере обучения. Однако внедрение новых образовательных стандартов, развитие прикладного бакалавриата и акцент в обучении на освоение компетенций экспертами оценены как возможные угрозы, но никак не благоприятные возможности. На сегодняшний момент указанные проблемы могут быть решены посредством привлечения работодателей к участию в образовательном процессе. Зачастую представители реального бизнеса в недостаточной мере понимают, как взаимодействовать с «новоиспеченными» дипломированными бакалаврами.

4. Результаты экспертного опроса позволили выявить возможные угрозы развития человеческого потенциала молодежи, которые должны быть включены в готовящийся федеральный документ Стратегия-2030. Особое внимание должно быть уделено демографической нагрузке на трудоспособное население, внедрение новых образовательных стандартов, что может оказать существенное влияние на формирование человеческого потенциала молодого поколения россиян.

Проанализированные в исследовании проблемы отражают лишь часть долгосрочных задач в сфере молодежной политики. Подрастающее поколение должно являться ключевым звеном при разработке Стратегии-2030. Исследование показало, что реализация долгосрочной перспективы - достаточно сложный процесс, имеющий многофакторную зависимость. Правительству РФ необходимо учитывать ресурсные возможности регионов (в данном случае Московской области). Дифференцированный подход к реализации стратегических направлений в субъектах РФ позволит максимально приблизиться к намеченным результатам. Проведенный анализ позволяет гра-

мотно скорректировать и реализовать долгосрочные задачи развития, особенно в молодежной среде, которая является

основной категорией накопления и использования человеческого потенциала населения страны и региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс.

2. Леонидова, Г. В. Теория и практика формирования научно-образовательного пространства [Текст] : монография / Г. В. Леонидова. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2010. - 272 с.

3. Медведева, Е. И. ФЦПРО и специфика модернизации российской системы образования [Электронный ресурс] / Е. И. Медведева, С. В. Крошилин, Н. И. Слайковская. - Режим доступа : http://effektiko.ru

4. Правительство РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://government.ru/news

5. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс.

6. Римашевская, Н. М. Качество человеческого потенциала современной России [Электронный ресурс] / Н. М. Римашевская. - Режим доступа : http/spkudyumov.narod.ru

7. Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://nasha-molodezh.ru/wp-content/uploads/ proekt-strategii-2013.pdf

8. Шабунова, А. А. Качество трудовых ресурсов России: региональный аспект [Текст] / А. А. Шабуно-ва, Г. В. Леонидова // Актуальные проблемы экономики и права. - 2012. - № 2. - С. 126-134.

9. Шабунова, А. А. Общественное развитие и демографические вызовы современности [Текст] / А. А. Шабунова // Проблемы развития территории. - 2014. - № 2 (70). - С. 7-17.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Муравлёва Вера Викторовна - ассистент кафедры экономики и менеджмента. Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет». Россия, 140410, г. Коломна, ул. Зеленая, д. 30. E-mail: muravleva-v@mail.ru. Тел.: (496)610-15-20.

Muravleva V.V.

STRATEGIC DEVELOPMENT ALTERNATIVES OF THE YOUTH'S HUMAN POTENTIAL

Socio-economic development in any country is defined by effectiveness of spending changes in the structures of priority directions such as labor force, education and population policy. The paper considers a confrontation of possible strategic reference points which are presented in the Concept for Russia's long-term socio-economic development till 2020 and in the Forecast of long-term socio-economic development till 2030 as well. The alternative variants of the development of the country whose central unit is man are reflected in these normative documents. Individual possibilities and accumulation of abilities which are necessary for achieving the high level of human potential development are a necessary criterion for personal self-actualization. The human potential can be determined as process of achieving a corresponding level of prosperity through the realization of a single person's opportunities. Increasingly, human potential begins to form and develop in a process of a personality's socialization; the realization takes place according to the influence of definite conditions and factors. Exactly human potential will determine strategic opportunities and perspectives of development of Russian society. Special attention in this context

is given to youth, the qualitative part of which can influence the choice of variants of the country's long-term development. The formation of young people as a social group takes place in a process of cognitive activity in concert with others socio-demographic groups, when the acquisition and learning of reproduction, translational and innovative social functions take place and help young people take up a position as a main strategic resource. The cases of the long-term country's development from the position of possible impact on youth are analyzed in the article. The defined features are given in the form of graphic information which allows seeing differences clearly. The cases of the long-term country's development from the position of possible impact on youth are analyzed in the article. The system analysis helps determine the differences in strategically perspectives, the detailed examination of which reveals the necessity of expertise. The results of peer reviews which allow discovering favorable opportunities and perspectives of the development of human potential of the youth are given in the article. The strategical variants of determination of these problems allow forming the youth sphere with high-level potential opportunities and perspectives for socio-economic development.

Human potential, population policy, education, labor market, analyses of strong and weak sides, opportunities and dangers.

REFERENCES

1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda. Utverzhdena Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 17 noyabrya 2008 goda № 1662-r. [The Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation up to 2020]. Spravochno-poiskovaya sistema Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus Reference System].

2. Leonidova G.V. Teoriya i praktika formirovaniya nauchno-obrazovatel'nogo prostranstva: monografi-ya [Theory and practice of the formation of scientific and educational space: monograph]. Vologda: ISERT RAN, 2010. 272 p.

3. Medvedeva E.I., Kroshilin S.V., Slaikovskaya N.I. FTsPRO ispetsifika modernizatsii rossiiskoisistemy obrazo-vaniya [Federal Targeted Program for Development of Education and the specific nature of the modernization of the Russian educational system]. Available at: http://effektiko.ru

4. Pravitel'stvo RF [The Government of the Russian Federation]. Available at: http://government.ru/news

5. Prognoz dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda [A long-term forecast of socio-economic development of the Russian Federation up to 2030]. Spravochno-poiskovaya sistema Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus Reference System].

6. Rimashevskaya N.M. Kachestvo chelovecheskogo potentsiala sovremennoi Rossii [The quality of human capacity in modern Russia]. Available at: http/spkudyumov.narod.ru

7. Strategii razvitiya molodezhi Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda [The strategies of youth development in the Russian Federation up to 2025]. Available at: http://nasha-molodezh.ru/wp-content/ uploads/ proekt-strategii-2013.pdf

8. Shabunova A.A., Leonidova G.V. Kachestvo trudovykh resursov Rossii: regional'nyi aspekt [Quality of labour resources in Russia: regional aspect]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava [Actual problems of economics and law], 2012, no. 2, pp. 126-134.

9. Shabunova A.A. Obshchestvennoe razvitie i demograficheskie vyzovy sovremennosti [Social development and modern demographic challenges]. Problemy razvitiya territorii [Problems of territory's development], 2014, no. 2 (70), pp. 7-17.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Muravleva Vera Viktorovna - Assistant at the Department of Economics and Management. State Educational Institution of Higher Education of the Moscow Oblast "State Socio-Humani-tarian University". 30, Zelenaya Street, Kolomna, Moscow Oblast, 140410, Russian Federation. E-mail: muravleva-v@mail.ru. Phone: +7(496)610-15-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.