Научная статья на тему 'Социально-экономическое положение молодежи в современной России (на примере Вологодской области)'

Социально-экономическое положение молодежи в современной России (на примере Вологодской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2022
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / YOUTH / SOCIO-ECONOMIC SITUATION / YOUTH POLICY / LABOR POTENTIAL / REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соловьева Татьяна Сергеевна, Попов Андрей Васильевич

Актуальность и цели. В настоящее время конкурентоспособность страны в глобальном мире во многом зависит от проводимой государством политики в отношении молодого поколения. Являясь основным носителем репродуктивного и трудового потенциала населения, молодежь к тому же крайне чувствительна к проводимым преобразованиям и внешним потрясениям. В этой связи разработка и реализация эффективных мероприятий в сфере молодежной политики требует актуального представления о состоянии молодежи как социально-демографической группы. Цель работы проанализировать социально-экономическое положение молодежи в современной России. Материалы и методы. Достижение поставленной цели осуществлялось на основе рассмотрения основных нормативно-правовых актов, регламентирующих молодежную политику, а также анализа данных официальной статистики на национальном и региональном уровне. В качестве субъекта РФ нами была выбрана Вологодская область, как наиболее типичный регион страны по большинству социально-экономических показателей. Результаты и выводы. Проведенный анализ позволил выявить основные проблемы в молодежной сфере в Вологодской области: несовершенство законодательной базы, сокращение численности молодежи, рост первичной заболеваемости среди подростков, высокая доля смертности от внешних причин, увеличение среднего возраста материнства и т.д. Предложен перечень мероприятий, направленных на преодоление обозначенных негативных тенденций. В заключение делается вывод о том, что существование обозначенных проблем не только препятствует наиболее полной реализации потенциала региона, но и приводит к снижению конкурентоспособности страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOECONOMIC STATUS OF YOUTH IN MODERN RUSSIA (BY THE EXAMPLE OF VOLOGDA REGION)

Background. At the present time, the country’s competitiveness in the globalized world largely depends on the policies pursued by the state in relation to the younger generation. Being the main bearer of the reproductive and labor potential of the population, the youth is also extremely sensitive to reforms and external shocks. In this context, the development and implementation of effective measures in the field of youth policy requires an actual picture of the status of youth as a socio-demographic group. The purpose of the work is to analyze the socio-economic situation of young people in modern Russia. Materials and methods. The research goal was achieved by considering main legal acts regulating the youth policy, as well as analyzing official statistics at the national and regional levels. We chose Vologda region as a subject of the Russian Federation being the most typical region of the country regarding most socio-economic indicators. Results and conclusions. The analysis has revealed the main problems in the youth field in Vologda region: imperfection of the legislation, reduction of the number of young people, growth of primary morbidity among adolescents, high proportion of external-cause mortality, increase in the average age of motherhood, etc. A list of measures to overcome the negative trends has been identified. Finally, it is concluded that the continuation of the problems identified does not only prevent young people from fully reaching their potential, but also reduces the competitiveness of the country as a whole.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое положение молодежи в современной России (на примере Вологодской области)»

УДК 316.346.32-053.6

DOI: 10.21685/2072-3016-2017-2-12

Т. С. Соловьева, А. В. Попов

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация.

Актуальность и цели. В настоящее время конкурентоспособность страны в глобальном мире во многом зависит от проводимой государством политики в отношении молодого поколения. Являясь основным носителем репродуктивного и трудового потенциала населения, молодежь к тому же крайне чувствительна к проводимым преобразованиям и внешним потрясениям. В этой связи разработка и реализация эффективных мероприятий в сфере молодежной политики требует актуального представления о состоянии молодежи как социально-демографической группы. Цель работы - проанализировать социально-экономическое положение молодежи в современной России.

Материалы и методы. Достижение поставленной цели осуществлялось на основе рассмотрения основных нормативно-правовых актов, регламентирующих молодежную политику, а также анализа данных официальной статистики на национальном и региональном уровне. В качестве субъекта РФ нами была выбрана Вологодская область, как наиболее типичный регион страны по большинству социально-экономических показателей.

Результаты и выводы. Проведенный анализ позволил выявить основные проблемы в молодежной сфере в Вологодской области: несовершенство законодательной базы, сокращение численности молодежи, рост первичной заболеваемости среди подростков, высокая доля смертности от внешних причин, увеличение среднего возраста материнства и т.д. Предложен перечень мероприятий, направленных на преодоление обозначенных негативных тенденций. В заключение делается вывод о том, что существование обозначенных проблем не только препятствует наиболее полной реализации потенциала региона, но и приводит к снижению конкурентоспособности страны в целом.

Ключевые слова: молодежь, социально-экономическое положение, молодежная политика, трудовой потенциал, регион.

T. S. Solov'eva, A. V. Popov

SOCIOECONOMIC STATUS OF YOUTH IN MODERN RUSSIA (BY THE EXAMPLE OF VOLOGDA REGION)

Abstract.

Background. At the present time, the country's competitiveness in the globalized world largely depends on the policies pursued by the state in relation to the younger generation. Being the main bearer of the reproductive and labor potential of the population, the youth is also extremely sensitive to reforms and external shocks. In this context, the development and implementation of effective measures in the field of youth policy requires an actual picture of the status of youth as a socio-demographic group. The purpose of the work is to analyze the socio-economic situation of young people in modern Russia.

Materials and methods. The research goal was achieved by considering main legal acts regulating the youth policy, as well as analyzing official statistics at the national and regional levels. We chose Vologda region as a subject of the Russian Federation being the most typical region of the country regarding most socioeconomic indicators.

Results and conclusions. The analysis has revealed the main problems in the youth field in Vologda region: imperfection of the legislation, reduction of the number of young people, growth of primary morbidity among adolescents, high proportion of external-cause mortality, increase in the average age of motherhood, etc. A list of measures to overcome the negative trends has been identified. Finally, it is concluded that the continuation of the problems identified does not only prevent young people from fully reaching their potential, but also reduces the competitiveness of the country as a whole.

Key words: youth, socio-economic situation, youth policy, labor potential, region.

Введение и постановка проблемы

В современном обществе молодежь выступает наиболее активной составляющей гражданского общества и основным объектом инновационного процесса. Можно с уверенностью судить о том, что конкурентоспособность страны напрямую связана с наращиванием человеческого капитала, прежде всего молодого поколения, как наиболее восприимчивой к нововведениям части социума. Неслучайно молодежи приписывают такие черты, как креативность, амбициозность, высокая обучаемость и адаптивность, инициативность и т.д., которые играют большую роль в инновационной экономике. Поэтому молодые люди все чаще выступают как объект исследования многих наук.

Термин «молодежь» является общеупотребительным, и его трактовка определяется особенностями того или иного подхода. В первую очередь это касается определения возрастных границ молодежного возраста. Нижней ступенью молодости обычно считается возраст 14-16 лет, т.е. период, когда завершается физическое созревание, происходит первичная социализация. Верхняя возрастная граница достаточно размыта. В российской статистике категория «молодежь» ограничивается рамками 15-29 лет, так как обычно к 29 годам процесс социализации молодых людей заканчивается [1, с. 103]. В свою очередь международная статистика (Всемирного банка, ОЭСР, Евро-стата и т.д.) определяет границы в интервале от 15 до 24 лет. Законодательно установленные рамки молодежного возраста, закрепленные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», - с 14 до 30 лет (в некоторых случаях до 35 и более лет) [2]. В данной работе под молодежью мы будем понимать социально-демографическую группу в возрасте 15-29 лет, «проходящую стадию социализации, усваивающую образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции» [3, с. 33].

Для молодежи в Российской Федерации со стороны государства законодательно регламентировано создание условий для реализации при достижении установленного возраста (18 лет) прав и свобод в полном объеме.

Пробелов в российском законодательстве о молодежи имеется достаточно, что, по мнению специалистов, обусловлено тем, что «молодежная политика не имеет конституционной основы и предмета правового регулирования, поскольку Конституция РФ не упоминает даже самого термина "молодежь"» [4, с. 64]. До сих пор в России не существует отдельного закона «О молодежи», хотя попытки разработать и принять такой документ предпринимались неоднократно начиная с советских времен, однако они носили в основном декларативный характер и конечной цели так и не достигли, трансформируясь в законы о молодежной политике [5, 6]. Ряд направлений молодежной политики оформился в различные программы и стратегии федерального и регионального уровней [7-10]. На федеральном уровне координатором молодежной политики является Федеральное агентство по делам молодежи (Рос-молодежь). Основная нормативно-правовая база молодежной политики представлена в табл. 1.

Таблица 1

Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие молодежную политику в РФ

Вопросы Нормативно-правовые акты

Общие вопросы Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р); О Федеральном агентстве по делам молодежи: постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 409

Вовлечение молодежи в социальную практику и раскрытие ее потенциала О Всероссийском конкурсе молодежных проектов: распоряжение Правительства РФ от 16.12.2013 № 2359-р; О мерах государственной поддержки талантливой молодежи: указ Президента РФ от 6 апреля 2006 г. № 325; О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: № 98-ФЗ от 28 июня 1995 г. (принят Государственной Думой РФ 26 мая 1995 г.); О военно-патриотических молодежных и детских объединениях: постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551

Отдельные категории молодежи О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук: указ Президента РФ от 9 февраля 2009 г. № 146; Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (принят Государственной Думой РФ 21 мая 1999 г.)

Примечание. Источник: составлено авторами.

Для разработки более эффективных мероприятий в сфере молодежной политики необходимо иметь представление о состоянии и положении молодежи в конкретном регионе. Проанализируем социально-экономическое положение молодежи Вологодской области как социально-демографической группы на материалах государственной статистики. Выбор субъекта РФ обусловлен его типичностью по большинству показателей.

Результаты исследования

Молодые люди составляют примерно 20-35 % населения индустриальных стран, в том числе около 40 % трудоспособной его составляющей [11]. Как видно из табл. 2, численность молодежи Вологодской области в период 1990-2015 гг. сократилась на 22 %, аналогичные цифры наблюдаются и по Северо-Западному федеральному округу (ФЗФО) (на 21 %), в то же время по стране снижение было не столь существенным (на 11 %). Причем в разрезе возрастных групп молодежи отмечались различные тенденции: в возрастной категории 15-19 лет происходил постепенный рост численности до 2005 г., затем некоторое снижение; в группе 20-29 лет - увеличение на протяжении всего рассматриваемого периода.

Таблица 2

Численность молодежи (данные на начало года)

Территория Численность населения в возрасте 15-29 лет, тыс. чел. 2015 г. к 1990 г., %

1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г.

Российская Федерация 31 755 30 594 33 388 35 172 33 126 28 319 89,2

Северо-Западный федеральный округ 3363 3055 3240 3342 3070 2662 79,2

Вологодская область 280 263 282 301 272 217 77,5

Примечание. Источник: данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.08.2016).

Согласно среднему варианту демографического прогноза Федеральной службы государственной статистики, в ближайшее время в России произойдет значительное сокращение численности молодежи: с 27,6 млн человек в 2016 г. до 22,2 млн человек в 2023 г. (на 20 %). Причиной тому служит изменение половозрастной структуры населения, сложившейся в условиях суженного режима воспроизводства. В дальнейшем под воздействием активной демографической политики государства, проводимой с начала 2000-х гг., ожидается рост популяции молодежи. К 2031 г. прогнозируется, что численность молодых людей в стране приблизится к прежнему уровню, составив 26,0 млн человек.

Прогноз в разрезе возрастных групп позволяет констатировать, что к 2031 г. снижение показателей численности молодежи будет отмечаться в наиболее продуктивном возрасте 23-29 лет, что может в перспективе негативно сказаться как на процессе воспроизводства населения, так и на экономическом развитии страны в результате снижения численности трудовых ресурсов (рис. 1). Наиболее активно процессы сокращения численности молодежи будут протекать среди категории 28-29-летних (на 73 %).

Численность молодежи зависит не только от уровня рождаемости, но и от показателей заболеваемости и смертности. К примеру, в период с 1995 по 2014 г. первичная заболеваемость среди подростков 15-17 лет в Вологодской области возросла на 67 % (по России - почти в два раза) (рис. 2). Несмотря на некоторое улучшение ситуации, наблюдаемое с 2011 г., значения показателя

остаются на высоком уровне. Среди основных заболеваний рассматриваемой группы преобладают болезни органов дыхания, травмы и отравления, болезни кожи и подкожной клетчатки.

Рис. 1. Прогноз численности молодежи в разрезе возрастов в Российской Федерации (млн человек)

Примечание. Источник: данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.08.2016).

Рис. 2. Заболеваемость подростков в возрасте от 15 до 17 лет, зарегистрировано заболеваний у больных с диагнозом, установленным впервые в жизни (на 100 тыс. населения соответствующего возраста)

Примечание. Источники: данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.08.2016) ; Основные показатели деятельности учреждений здравоохранения Вологодской области за 2000-2010 год : стат. сб. - Вологда : Департамент здравоохранения Вологодской области, ГУЗ ДЗ ВО «МИАЦ», 2000-2015.

Как показывают опросы, проводимые Институтом социально-экономического развития территорий Российской академии наук1, многие родители

1 Объем выборочной совокупности составлял 800 человек, проживающих в г. Вологде. Репрезентативность выборки обеспечена соблюдением половозрастной структуры взрослого населения города (женщины в возрасте от 18 до 60 лет, мужчины - от 18 до 65 лет). Тип выборки: районирование с пропорциональным размещением единиц наблюдения; квотирование по полу и возрасту в соответствии с генеральной совокупностью. Величина случайной ошибки выборки не превышает 4 %. Метод опроса - анкетирование по месту жительства респондентов.

не всегда относятся внимательно к тому, чтобы их ребенок вел активный и здоровый образ жизни: не организуют режим питания детей и занятия физической культурой. В результате 42 % молодых людей считают, что они не ведут здоровый образ жизни. Это неудивительно, ведь, по данным опроса, 18 % молодежи часто курят, 7 % часто употребляют алкогольные напитки, и только 15 % часто занимаются физической культурой и спортом.

Смертность среди молодежи в период 1995-2014 гг. как по России, так и по Вологодской области имеет заметную тенденцию к снижению (табл. 3). Наиболее позитивные результаты были зафиксированы в группе 15-19 лет (1,8-2,6 раза), а наименее - у 25-29-летних (1,6-1,0 раза). Именно последняя категория в основном определяет уровень молодежной смертности в целом (значения показателя выше в 1,5-3,0 раза, чем в остальных возрастных группах). Среди преобладающих причин смертности можно выделить отравления, травмы и другие последствия внешних воздействий, которые в сумме составляют до 55-65 % от общего числа смертей.

Таблица 3

Смертность молодежи в Российской Федерации и Вологодской области (умершие на 1000 человек населения соответствующего пола и возраста)

Год Возрастная группа, лет

15-19 20-24 25-29

мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины

РФ ВО РФ ВО РФ ВО РФ ВО РФ ВО РФ ВО

1995 2,4 1,8 0,9 0,7 4,4 3,4 1,0 1,0 5,6 4,5 1,3 1,1

2000 2,2 1,8 0,8 0,7 5,0 3,6 1,2 1,1 6,0 4,5 1,4 1,0

2005 1,6 1,4 0,7 0,7 3,8 4,9 1,0 1,0 6,5 6,9 1,6 2,0

2010 1,2 1,3 0,5 0,3 2,5 2,9 0,8 0,7 4,5 4,2 1,3 1,2

2011 1,2 1,0 0,5 0,5 2,4 2,7 0,7 0,9 4,1 3,9 1,2 1,1

2012 1,1 0,8 0,5 0,5 2,4 2,1 0,7 0,8 3,8 3,1 1,1 0,8

2013 1,1 0,7 0,4 0,4 2,3 2,4 0,6 0,6 3,6 3,4 1,1 1,1

2014 1,1 1,1 0,5 0,4 2,2 2,4 0,6 1,0 3,5 3,3 1,1 0,9

Примечание. Источники: Российский статистический ежегодник. 2014 г. -URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_13/IssWWW.exe/Stg/d1/04-21.htm ; Демографический ежегодник Вологодской области : стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2015. - 83 с.

Необходимо отметить, что показатели молодежной смертности в Вологодской области были стабильно ниже общероссийского уровня (исключение составляет возрастная группа 20-24 лет). В среднем смертность мужского населения превышает смертность среди женщин в 2,8-3,8 раза, причем с увеличением возраста данный разрыв растет. В связи с тем что основная база здоровья и фертильных способностей народонаселения закладывается в подростковом возрасте [12], необходимо особо обращать внимание именно на данную категорию населения, от которой зависит качество и количество будущего трудового и человеческого потенциала территории.

Молодежь является группой населения, вносящей основной вклад в показатели рождаемости. Как показали исследования [3, с. 10], существует закономерная значимая взаимосвязь (коэффициент корреляции г = 0,75) изменения доли молодежи в численности населения и общего коэффициента рождаемости. Это связано с тем, что среди женщин 15-29 лет отмечается наибольшее количество рождений. В 2014 г. значение показателя в Вологодской области составило 61 % (табл. 4). Однако в последние годы в регионе, как и по России в целом, происходит увеличение среднего возраста материнства (с 25 лет в 2000 г. до 29 - в 2015 г.), что происходит в результате откладывания рождений в силу различных причин.

Таблица 4

Распределение родившихся живыми по возрасту матери в 2014 г. в Вологодской области

Всего живорожденных в том числе в возрасте, лет:

14 и моложе 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40 и старше возраст не указан

Всего, чел. 5 579 3145 6026 4208 1902 300 4

в процентах от общего числа рождений 0,03 3,6 20,0 37,5 26,0 11,8 1,9 0,02

Примечание. Источник: Демографический ежегодник Вологодской области : стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2015. - 83 с.

В современных условиях молодежь является основной силой на региональных рынках труда, от которой во многом зависят его качественные характеристики и эффективность функционирования. В настоящее время молодые люди составляют существенную часть в структуре безработных, что говорит о наличии проблем с трудоустройством именно данной категории населения (табл. 5). Данные экспертного опроса ИСЭРТ РАН1, проведенного совместно с Департаментом труда и занятости населения Вологодской области, показывают, что основными критериями, которыми руководствуются работодатели при приеме на работу молодых специалистов, являются профессиональная компетентность, развитые личностные и деловые качества молодых специалистов. При этом качественные характеристики молодых работников остаются ниже требований рабочих мест. В результате работодатели не спешат заполнять вакансии молодыми специалистами, предпочитая им более опытных работников.

1 Экспертный опрос работодателей был проведен в 2015 г. на территории 13 муниципальных образований Вологодской области. Метод выборки: районирование с пропорциональным размещением единиц наблюдения относительно территории и основных видов экономической деятельности. Объем выборки составил 711 работодателей, ошибка выборки не превышает 3 %.

Таблица 5

Удельный вес молодежи (15-29 лет) в общей численности безработных (%)

Территория Год 2014 г. к 2000 г., п.п.

2000 2005 2010 2014

Российская Федерация 37,2 41,9 42,4 40,3 +3,1

Северо-Западный федеральный округ 34,9 40,6 41,5 36,7 +1,8

Вологодская область 38,6 36,5 37,9 32,7 -5,9

Примечание. Рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.08.2016).

Вместе с тем, если по стране и Северо-Западному федеральному округу в целом доля молодежи в общей численности безработных в период с 2000 по 2014 гг. увеличилась на 3,1 и 1,8 п.п. соответственно, то по Вологодской области снизилась на 5,9 п.п.

Уровень безработицы среди молодежи Вологодской области также имеет тенденцию к снижению, за исключением категории 15-19 лет, где данный показатель вырос на 43 % (табл. 6). Во многом этом связано с последовательным сокращением «плохих» рабочих мест в российской экономике [13], что приводит к росту требований к квалификации и качеству подготовки работников [14]. В результате юноши и девушки, находящиеся в стадии профессионального самоопределения и становления, зачастую не способны найти подходящие вакансии. Среди молодежи в возрасте 20-24 и 25-29 лет, напротив, уровень безработицы снизился на 26 и 50 %, что соответствует данным общероссийской динамики.

Таблица 6

Уровень безработицы молодежи (%)

Возрастные группы,лет Год 2014 г. к 2000 г., %

2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014

Российская Федерация

15-19 27,6 29,2 31,9 30,8 28,2 26,1 28,0 101,5

20-24 16,2 12,3 15,1 13,4 13,4 12,6 12,4 76,5

25-29 10,6 7,1 8,2 7,1 6,1 6,0 5,6 52,8

Вологодская область

15-19 26,0 29,3 26,6 39,8 30,1 23,6 37,2 143,1

20-24 14,0 6,0 13,9 12,4 11,6 10,9 10,3 73,6

25-29 8,0 2,5 6,5 9,9 5,2 7,2 4,0 50,0

Примечание. Источник: данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.08.2016).

Показатели занятости среди молодежи Вологодской области 25-29 лет в период 2000-2014 гг. выросли на 5 % (по России - на 7 %), в то время как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в остальных возрастных группах уровень занятости снизился (табл. 7). Это может быть обусловлено прежде всего массовым характером получения высшего образования, которое в основном направлено на население данных возрастных категорий.

Таблица 7

Уровень занятости молодежи (%)

Возрастная группа Год 2014 г. к 2000 г., %

2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014

Вологодская область

15-19 19,0 12,0 10,8 7,4 6,9 6,2 4,8 25,3

20-24 69,1 75,6 60,3 63,0 63,9 66,5 65,7 95,1

25-29 80,8 89,4 86,2 81,0 84,0 83,4 84,9 105,1

Российская Федерация

15-19 13,3 11,0 8,1 7,3 6,7 6,7 5,8 43,6

20-24 57,6 54,8 53,5 53,8 51,5 52,5 51,6 89,6

25-29 77,2 82,1 79,9 81,4 82,8 82,1 82,4 106,7

Примечание. Источник: данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.08.2016).

Действительно, данные социологических опросов показывают, что в период 2000-2014 гг. в Вологодской области отмечается рост образовательного уровня молодежи (табл. 8). Происходит постепенное увеличение доли молодежи с высшим образованием (на 51 %) и сокращение удельного веса молодежи с неполным средним (на 11 %), средним и начальным профессиональным (на 10 %), средним профессиональным образованием (на 14 %).

Таблица 8

Распределение молодежи Вологодской области по уровню образования (в процентах от числа опрошенных)

Уровень образования 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. к 2000 г., %

Неполное среднее 6,2 3,4 4,8 4,7 7,2 5,5 88,7

Средняя школа и ПТУ 29,2 25,2 27,4 23,6 22,9 26,2 89,7

Среднее специальное 32,4 30,5 27,6 28,2 29,0 27,8 85,8

Незаконченное высшее 14,4 18,9 14,3 16,6 16,5 13,7 95,1

Высшее 17,6 21,8 25,7 26,6 24,1 26,5 150,6

Примечание. Источник: Мониторинг общественного мнения жителей Вологодской области, ИСЭРТ РАН.

Однако, несмотря на довольно высокий образовательный уровень, потенциал молодежи реализуется далеко не полностью по причине несоответствия полученного образования месту работы (более половины опрошенных работают не по полученной специальности), а квалификации - требованиям

рабочих мест [3, с. 49]. В частности, данные мониторинга ИСЭРТ РАН свидетельствуют о том, что трудоустройство по специальности, полученной в организации профессионального образования, способствует более полному использованию трудового потенциала населения, нежели трудоустройство по иной специальности (80 против 76 % в 2014 г.). В особенности это касается интеллектуальной компоненты (в этом случае разрыв в использовании данного качества увеличивается до 7 п.п.).1

На ситуацию на молодежном рынке труда негативное влияние оказывает растущая миграция за пределы региона (табл. 9). В период 2000-2014 гг. молодежь все более активно покидает Вологодскую область (потоки выбытия увеличились на 60 %, сальдо миграции отрицательное и имеет тенденцию к росту), что не покрывается численностью приезжающих молодых людей. Положительные миграционные установки молодежи подтверждаются и социологическими данными. Так, по состоянию на 2015 г. примерно 20 % молодежи было не заинтересовано в том, чтобы жить и работать в Вологодской области, а 5 % и вовсе хотели бы уехать за границу2.

Таблица 9

Показатели миграции населения Вологодской области в возрасте 15-30 лет (человек)

Показатель Год 2014 г. к 2000 г.

2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014

Прибытие 9340 5430 7167 11 375 13 487 13 300 14 039 150,3 %

Выбытие 9524 5857 7480 11 974 14 797 14 956 15 208 159,7 %

Сальдо миграции -184 -427 -313 -599 -1310 -1656 -1169 -985 человек

Примечание. Источник: данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.08.2016).

Своеобразным индикатором, характеризующим благополучие развития молодого поколения и общества в целом, является преступность среди молодежи. Данные статистики позволяют говорить о том, что, несмотря на некоторые предпринимаемые меры в отношении негативных явлений в подростковой и молодежной среде, ситуация в данной сфере продолжает оставаться

1 Мониторинг качественного состояния трудового потенциала населения Вологодской области проводится Институтом социально-экономического развития территорий РАН с 1997 г. Объектом исследования является население Вологодской области трудоспособного возраста. Опросы проходят один раз в два года (до 2009 г. ежегодно) в августе-сентябре в городах Вологде и Череповце и в восьми районах области. Метод выборки: районирование с пропорциональным размещением единиц наблюдения. Тип выборки: квотная по полу и возрасту. Объем выборки составляет 1500 человек, ошибка выборки не превышает 3 %.

2 Объем выборочной совокупности - 1500 человек в возрасте 18 лет и старше. Репрезентативность выборки обеспечивается соблюдением пропорций между жителями населенных пунктов различных типов (сельские населенные пункты, малые, средние и крупные города); половозрастной структуры взрослого населения области. Ошибка выборки не превышает 3 %.

сложной. Так, в Вологодской области в период 1990-2013 гг. удалось добиться снижения уровня преступности среди 14-17-летних (примерно на 64 %), однако в группах 18-24, 25-29 лет он не только не снизился, но и увеличился на 43 и 48 % соответственно.

Вывод

Таким образом, на настоящий момент в молодежной сфере можно говорить о следующих проблемах и направлениях их решения (табл. 10).

Таблица 10

Основные проблемы в молодежной сфере Вологодской области и направления их решения

Проблемы

Направления решения

1

2

Несовершенство законодательной базы

- Разработка и принятие Закона о молодежи на федеральном уровне;

- совершенствование нормативно-правовой базы в отношении занятости молодежи (например, включение периода производственной практики студентов в общий трудовой стаж)

Сокращение численности молодежи

Увеличение среднего возраста материнства

Прямые и косвенные меры, направленные на стимулирование рождаемости и укрепление статуса института брака и семьи в системе ценностей молодежи:

- решение жилищных проблем молодежи: госзаказ

на строительство домов для молодых семей; частичная оплата частного найма жилья молодыми семьями;

- активное доабортное консультирование и работа «горячих линий»;

- социальная поддержка молодых семей;

- содействие занятости женщин, имеющих маленьких детей;

- профилактика различных нарушений репродуктивного здоровья;

- увеличение размеров пособий матерям, воспитывающим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и т.д.

Рост первичной заболеваемости среди подростков

Высокая доля смертности от внешних причин

Формирование культуры здорового образа жизни и самосохранительного поведения среди молодежи:

- обеспечение территориальной и материальной доступности услуг спортивных объектов;

- формирование положительной мотивации детей и подростков к повышению физической активности, включая пропаганду здорового образа жизни, социальную рекламу;

- модернизация системы кадрового и материально-технического обеспечения здравоохранения и физической культуры;

- развитие сети спортивных клубов при школах и системы студенческого спорта;

- проведение мониторинга здоровья школьников, студентов («Дневник здоровья»);

- стимулирование формирования и сохранения семейных спортивных традиций (разработка семейных программ для занятий физической культурой и спортом) и т. д.

Окончание табл. 10

1 2

Молодежная безработица (особенно в группе 15-19 лет) Увеличение количества рабочих мест для привлечения молодых людей, содействие занятости молодежи (в том числе и временной): - создание центров обучения молодежи тем профессиям, в которых нуждается регион; - содействие развитию молодежного предпринимательства, в том числе повышение эффективности молодежной общероссийской программы «Ты - предприниматель». Повышение заинтересованности работодателей в приеме на работу молодых специалистов: - предоставление льгот для работодателей, трудоустраивающих молодых специалистов в течение одного года после выпуска; - совершенствование сотрудничества между образовательными организациями и хозяйствующими субъектами по вопросам подготовки специалистов высокой квалификации, в том числе участие работодателей в разработке образовательных программ, проведении ярмарок вакансий и стажировок для обучающихся и т.д.

Увеличение миграции молодежи за пределы региона

Рост молодежной преступности - Повышение уровня включенности молодежи в гражданское общество; - проведение работы с молодежью (особенно находящейся в трудной жизненной ситуации) по профилактике правонарушений и т.д.

Примечание. Источник: составлено авторами.

Устранение (либо смягчение) обозначенных выше проблем является важной задачей, так как именно молодежь является основным носителем репродуктивного и трудового потенциала населения [15]. Снижение численности молодежи в перспективе приведет к усугублению проблемы дефицита трудовых ресурсов, снижению качественных характеристик трудового потенциала и конкурентоспособности страны в целом. Поэтому в современных условиях особо актуальной является разработка и проведение эффективной молодежной политики, направленной на всестороннюю поддержку данной категории населения, предоставление им возможности наиболее полно реали-зовывать свой потенциал, чтобы обеспечить дальнейшее общественное воспроизводство.

Библиографический список

1. Руденко, Г. Г. Специфика положения молодежи на рынке труда / Г. Г. Руден-ко, А. Р. Савелов // Социологические исследования. - 2002. - № 5. - С. 101-107.

2. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р // СПС «КонсультантПлюс».

3. Молодежь современной России - ключевой ресурс модернизации / Г. В. Леонидова, М. А. Антонова, И. Н. Дементьева [и др.] ; общ. ред. А. А. Шабуновой. -Вологда : ИСЭРТ РАН, 2013. - 148 с.

4. Выдрина, И. И. Состояние российского законодательства о молодежи и молодежной политике / И. И. Выдрина // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2014. - № 4. - С. 64-69.

5. Об общих началах государственной молодежной политики в СССР : закон СССР от 16 апреля 1991 г. № 2114-1 // СПС «КонсультантПлюс».

6. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации : постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 // СПС «КонсультантПлюс».

7. О государственной молодежной политике на территории Вологодской области : закон Вологодской области от 29.11.2005 № 1376-ОЗ (ред. от 14.10.2014, с изм. от

05.12.2014) // СПС «КонсультантПлюс».

8. О государственной программе «Создание условий для развития гражданского общества и потенциала молодежи в Вологодской области на 2014-2018 годы» : постановление Правительства Вологодской области от 28.10.2013 № 1102 (ред. от

28.09.2015) // СПС «КонсультантПлюс».

9. О Федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005 годы)» : постановление Правительства РФ от 27.12.2000 № 1015 (ред. от 26.09.2004, с изм. от 21.10.2004) // СПС «КонсультантПлюс».

10. Стратегия государственной молодежной политики до 2016 г. : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 № 1760-р // СПС «Кон-сультантПлюс».

11. Дзялошинский, И. М. Медиа и социальная активность молодежи / И. М. Дзя-лошинский // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 9. - С. 59-65.

12. Ермаков, С. П. Социально-демографические проблемы молодежи в Российской Федерации / С. П. Ермаков // Народонаселение. - 2013. - № 1. - С. 87-97.

13. Гимпельсон, В. Е. Поляризация или улучшение? Эволюция структуры рабочих мест в России в 2000-е годы / В. Е. Гимпельсон, Р. И. Капелюшников // Вопросы экономики. - 2015. - № 7. - C. 87-119.

14. Шабунова, А. А. Человеческий капитал - индикатор устойчивого развития территорий / А. А. Шабунова, Г. В. Леонидова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2015. - № 5. - С. 101-115.

15. Ростовская, Т. К. Социально-демографические характеристики российской молодежи / Т. К. Ростовская, С. В. Рязанцев // Государственный советник. -2015. - № 2. - С. 66-74.

References

1. Rudenko G. G., Savelov A. R. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 2002, no. 5, pp. 101-107.

2. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.11.2014 № 2403-r [On approval of the Foundations of the state youth policy of the Russian Federation till 2025: Ordinance of the RF Government from 29.11.2014 №2403-r]. RRS "Consul-tantPlus".

3. Leonidova G. V., Antonova M. A., Dement'eva I. N. et al. Molodezh'sovremennoyRos-sii - klyuchevoy resurs modernizatsii [Modern Russian youth - the key resource of modernization]. Vologda: ISERT RAN, 2013, 148 p.

4. Vydrina I. I. Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava [Bulletin of Ural institute of economics, management and law]. 2014, no. 4, pp. 64-69.

5. Ob obshchikh nachalakh gosudarstvennoy molodezhnoy politiki v SSSR: zakon SSSR ot 16 aprelya 1991 g. № 2114-1 [On fundamentals of the USSR state youth policy: order of USSR from 16th April 1991 № 2114-1]. RRS "ConsultantPlus".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ob osnovnykh napravleniyakh gosudarstvennoy molodezhnoy politiki v Rossiyskoy Federatsii: postanovlenie Verkhovnogo Soveta RF ot 3 iyunya 1993 g. № 5090-1 [On guidelines of the state youth policy in the Russian Federation: ordinance of the RF Supreme Council from 3rd June 1993 № 5090-1]. RRS "ConsultantPlus".

7. O gosudarstvennoy molodezhnoy politike na territorii Vologodskoy oblasti: zakon Vo-logodskoy oblasti ot 29.11.2005 № 1376-OZ (red. ot 14.10.2014, s izm. ot 05.12.2014) [On the state youth policy in the territory of Vologda region: order of Vologda region from 29.11.2005 № 1376-OZ (revised on 14.10.2014 with amendments from 05.12.2014)]. RRS "ConsultantPlus".

8. O gosudarstvennoy programme «Sozdanie usloviy dlya razvitiya grazhdanskogo obshchestva i potentsiala molodezhi v Vologodskoy oblasti na 2014-2018 gody»: posta-novlenie Pravitel'stva Vologodskoy oblasti ot 28.10.2013 № 1102 (red. ot 28.09.2015) [On the state program "Establishments of conditions for civil society and youth potential development in Vologda region in 2014-2018": ordinance of the Vologda regional government from 28.10.2013 № 1102 (revised on 28.09.2015)]. RRS "ConsultantPlus".

9. O Federal'noy tselevoy programme «Molodezh' Rossii (2001-2005 gody)»: postanovle-nie Pravitel'stva RF ot 27.12.2000 № 1015 (red. ot 26.09.2004, s izm. ot 21.10.2004) [On the Federal target program "Youth of Russia (2001-2005)": ordinance of the RF government from 27.12.2000 № 1015 (revised on 26.09.2004 with amendments from 21.10.2004)]. RRS "ConsultantPlus".

10. Strategiya gosudarstvennoy molodezhnoy politiki do 2016 g.: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 18.12.2006 № 1760-r [The strategy og state youth policy till 2016: approved by the ordinance of the RF government from 18.12.2006 № 1760-r]. RRS "ConsultantPlus".

11. Dzyaloshinskiy I. M. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts]. 2009, no. 9, pp. 59-65.

12. Ermakov S. P. Narodonaselenie [Population]. 2013, no. 1, pp. 87-97.

13. Gimpel'son V. E., Kapelyushnikov R. I. Voprosy ekonomiki [Economic problems]. 2015, no. 7, pp. 87-119.

14. Shabunova A. A., Leonidova G. V. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, ten-dentsii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecasts]. 2015, no. 5, pp. 101-115.

15. Rostovskaya T. K., Ryazantsev S. V. Gosudarstvennyy sovetnik [State adviser]. 2015, no. 2, pp. 66-74.

Соловьева Татьяна Сергеевна младший научный сотрудник, отдел исследования уровня и образа жизни населения, Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук (Россия, г. Вологда, ул. Горького, 56а)

E-mail: solo_86@list.ru

Попов Андрей Васильевич

младший научный сотрудник, отдел исследования уровня и образа жизни населения, Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук (Россия, г. Вологда, ул. Горького, 56а)

E-mail: aipopov@yahoo.com

Solov'eva Tat'yana Sergeevna Research assistant, department of living standards and lifestyle studies, Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences (56A Gorkogo street, Vologda, Russia)

Popov Andrei Vasil'evich Research assistant, department of living standards and lifestyle studies, Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences (56A Gorkogo street, Vologda, Russia)

УДК 316.346.32-053.6 Соловьева, Т. С.

Социально-экономическое положение молодежи в современной России (на примере Вологодской области) / Т. С. Соловьева, А. В. Попов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2017. - № 2 (42). - С. 111-125. БОТ: 10.21685/2072-3016-2017-2-12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.