Научная статья на тему 'Стратегическая сессия «Приоритеты развития студенческого спорта в Российской Федерации до 2030 года» (Москва, 19 апреля 2024 года)'

Стратегическая сессия «Приоритеты развития студенческого спорта в Российской Федерации до 2030 года» (Москва, 19 апреля 2024 года) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Международная выставка-форума «Россия» / приоритеты развития студенческого спорта до 2030 года / стратегическая сессия / Москва / International Exhibition and Forum “Russia” / priorities for the development of student sports until 2030 / strategic session / Moscow

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Екатерина Александровна, Никитина Владислава Андреевна, Стороженко Юлия Максимовна

Представлен отчет об итогах стратегической сессии «Приоритеты развития студенческого спорта в Российской Федерации до 2030 года», которая была проведена в рамках Международной выставки-форума «Россия» Университетом ИТМО при поддержке Минобрнауки России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина Екатерина Александровна, Никитина Владислава Андреевна, Стороженко Юлия Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic session “Priorities for Student Sports Development in the Russian Federation until 2030” (April 19, 2024, Moscow)

The report on the results of the strategic session “Priorities for the development of student sports in the Russian Federation until 2030”, which was held within the framework of the International Exhibition and Forum “Russia” by ITMO University with the support of the Ministry of Education and Science of Russia, is presented.

Текст научной работы на тему «Стратегическая сессия «Приоритеты развития студенческого спорта в Российской Федерации до 2030 года» (Москва, 19 апреля 2024 года)»

ХРОНИКА

Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 3. С. 288-293 Physical Education and University Sport, 2024, vol. 3, iss. 3, pp. 288-293

https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/l0.18500/2782-4594-2024-3-3-288-293, EDN: SWYJOP

Информация о мероприятии УДК 796.05

Стратегическая сессия «Приоритеты развития студенческого спорта в Российской Федерации до 2030 года» (Москва, 19 апреля 2024 года)

Е. А. Ереминан, В. А. Никитина, Ю. М. Стороженко

Национальный исследовательский университет ИТМО, Россия, 197101, г. Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49, лит. А

Еремина Екатерина Александровна, заместитель директора Аналитического центра физической культуры и спортивных технологий, eremeaa@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4503-1447 Никитина Владислава Андреевна, аналитик Аналитического центра физической культуры и спортивных технологий, vladislava_nikitina_1998@mail.ru

Стороженко Юлия Максимовна, менеджер Аналитического центра физической культуры и спортивных технологий, storozhenko.ylia@gmail.com, https://orcid.org/0009-0002-5115-0343

Аннотация. Представлен отчет об итогах стратегической сессии «Приоритеты развития студенческого спорта в Российской Федерации до 2030 года», которая была проведена в рамках Международной выставки-форума «Россия» Университетом ИТМО при поддержке Минобрнауки России.

Ключевые слова: Международная выставка-форума «Россия», приоритеты развития студенческого спорта до 2030 года, стратегическая сессия, Москва

Для цитирования: Еремина Е. А., Никитина В. А., Стороженко Ю. М. Стратегическая сессия «Приоритеты развития студенческого спорта в Российской Федерации до 2030 года» (Москва, 19 апреля 2024 года) // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 3. С. 288-293. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2024-3-3-288-293, EDN: SWYJOP Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Event Informatio

Strategic session "Priorities for Student Sports Development in the Russian Federation until 2030" (April 19,2024, Moscow)

E. A. Eremina0, V. A. Nikitina, Y. M. Storozhenko

ITMO University, lit. A, 49 Kronverksky ave., Saint Petersburg 197101, Russia

Ekaterina A. Eremina, eremeaa@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4503-1447 Vladislava A. Nikitina vladislava_nikitina_1998@mail.ru

Yulia M. Storozhenko, storozhenko.ylia@gmail.com, https://orcid.org/0009-0002-5115-0343

Abstract. The report on the results of the strategic session "Priorities for the development of student sports in the Russian Federation until 2030", which was held within the framework of the International Exhibition and Forum "Russia" by ITMO University with the support of the Ministry of Education and Science of Russia, is presented.

Keywords: International Exhibition and Forum "Russia", priorities for the development ofstudent sports until 2030, strategic session, Moscow

For citation: Eremina E. A., Nikitina V. A., Storozhenko Y. M. Strategic session "Priorities for Student Sports Development in the Russian Federation until 2030" (April 19,2024, Moscow). Physical Education and University Sport, 2024, vol. 3, iss. 3, pp. 288-293 (in Russian). https://doi.org/l0.18500/2782-4594-2024-3-3-288-293, EDN: SWYJOP

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY4.0)

19 апреля 2024 года в г. Москве в рамках Международной выставки-форума «Россия» Минобрнауки России совместно с Университетом ИТМО была проведена стратегическая сессия «Приоритеты развития студенческого спорта в Российской Федерации до 2030 года» (далее - Стратегическая сессия). Стратегическая сессия проводилась в очном формате.

Общее количество участников Стратегической сессии составило 120 человек из различных субъектов Российской Федерации.

Среди участников Стратегической сессии были сотрудники образовательных организаций высшего образования, представители некоммерческих организаций, осуществляющих развитие студенческого спорта, в том числе студенческих спортивных лиг, спортивных федераций, общероссийских общественных организаций в сфере студенческого спорта - Российский студенческий спортивный союз (РССС), Ассоциация студенческих спортивных клубов (АССК) России, а также представители органов государственной власти и подведомственных организаций.

Мероприятие открылось панельной дискуссией «Студенческий спорт 2030: взгляд в будущее из настоящего». Модератором панельной дискуссии стал Роман Михайлович Ольховский, директор Аналитического центра физической культуры и спортивных технологий Национального исследовательского университета ИТМО, первый вице-президент Российского студенческого спортивного союза.

В панельной дискуссии приняли участие:

Ольга Викторовна Петрова - заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации;

Алексей Васильевич Агафонов - первый заместитель генерального директора АНО «Россия - страна возможностей»;

Максим Сергеевич Уразов - директор Департамента физической культуры и массового спорта Министерства спорта Российской Федерации;

Сергей Германович Сейранов - президент Российского студенческого спортивного союза, ректор Российского университета спорта «ГЦОЛИФК»;

Владимир Константинович Минеев -

председатель Ассоциации студенческих спортивных клубов России, чемпион мира и Европы по кикбоксингу;

Сергей Владимирович Крюков - исполнительный директор Ассоциации студенческого баскетбола, исполнительный директор Ассоциации студенческих спортивных клубов России, член исполкома Российского студенческого спортивного союза, заместитель председателя Совета студенческих спортивных лиг Российского студенческого спортивного союза;

Егор Васильевич Литвиненко - советник руководителя Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь).

Основная программа Стратегической сессии предусматривала 3 такта, в каждом из которых были обсуждены:

- ключевые игроки, имеющиеся и зарождающиеся тренды;

- существующие заделы и барьеры;

- оптимальный образ будущего и пути его достижения.

Такт 1. Система студенческого спорта в образовательных организациях высшего образования.

В данном такте были обсуждены форматы вовлечения студенческой молодежи в физическую культуру и спорт посредством:

- организации учебного процесса по физической культуре и спорту;

- развития студенческих спортивных клубов, обеспечения участия студентов в студенческих физкультурных и спортивных мероприятиях, прежде всего проводимых студенческими спортивными лигами;

- реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.

Такт 2. Роль физической культуры и студенческого спорта в гармоничном развитии студенческой молодежи.

В рамках такта были обсуждены следующие вопросы:

- роль учебной и воспитательной работы по физической культуре и спорту в формировании профессиональных и иных при-

Спикеры панельной дискуссии «Студенческий спорт 2030: взгляд в будущее из настоящего» Speakers of the panel discussion "Student Sports 2030: A prospect into the future from the present"

Участники стратегической сессии «Приоритеты развития студенческого спорта в Российской Федерации до 2030 года» Participants of the strategic session "Priorities for student sports development in the Russian Federation until 2030"

кладных компетенций, гармоничной и всесторонней личности студенческой молодежи;

- взаимодействие физкультурно-спортив-ных подразделений с иными структурными подразделениями образовательных организаций высшего образования (подразделения молодежной политики, психологические службы, патриотические клубы, волонтерские центры, центры инклюзивной работы, кафедры основ безопасности жизнедеятельности, центры начальной военной подготовки, центры тестирования ГТО и др.).

Такт 3. Социальные эффекты физического воспитания молодежи и студенческого спорта, методы их измерения.

В данном такте были обсуждены:

- возможные социальные эффекты физического воспитания студенческой молодежи и студенческого спорта в целом, а также их влияние на достижение целей развития физической культуры и спорта, образования, молодежной политики;

- перспективы применения спортивных технологических решений и научных исследований для организации физкультурной и спортивной работы с обучающимися,

развития студенческого спорта в целом, объективной оценки социальных эффектов, формируемых через студенческий спорт.

Групповые наработки фиксировались модератором каждой группы и передавались для внесения на общую дорожную карту. По итогам каждого такта участникам также предлагалось онлайн-голосование по вопросам, соответствующим тематике такта (таблица). Результаты ответов публично презентовались всем участникам Стратегической сессии.

По итогам проведения Стратегической сессии эксперты и участники сформировали перечень приоритетных направлений развития студенческого спорта в Российской Федерации: 1) развитие единой экосистемы студенческого спорта, в том числе:

- создание единой цифровой платформы для всех субъектов студенческого спорта;

- усиление межуниверситетского взаимодействия для совместного использования ресурсов;

- формирование конкурентной среды студенческих спортивных клубов, студен-

Участники стратегической сессии «Приоритеты развития студенческого спорта в Российской Федерации до 2030 года» Participants of the strategic session "Priorities for student sports development in the Russian Federation until 2030"

Вопросы для онлайн-голосования участников стратегической сессии «Приоритеты развития студенческого

спорта в Российской Федерации до 2030 года»

Online voting questions for participants of the strategic session "Priorities for student sports development

in the Russian Federation until 2030"

Такт Вопрос

1-й Будет ли конкурентная среда способствовать повышению качества деятельности студенческих спортивных лиг? Видится ли вам эффективным взаимодействие кафедры физического воспитания и студенческого спортивного клуба? Перспективно ли взаимодействие центров спортивной подготовки студенческих сборных команд в университетах со спортивными лигами?

2-й С какими структурными подразделениями наиболее перспективно взаимодействовать кафедрам физического воспитания и студенческим спортивным клубам? Есть ли место для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в студенческих спортивных клубах? В каком объеме контактной работы целесообразно реализовывать дисциплины (модули) по физической культуре и спорту в рамках учебного процесса в процентном соотношении от общей нагрузки?

3-й В чем, на ваш взгляд, заключается социальная значимость физического воспитания в университетах? Какие направления научных исследований наиболее актуальны в студенческом спорте? Какие методы наиболее эффективны в оценке социальных эффектов студенческого спорта?

ческих спортивных лиг для стимулирования их развития;

2) формирование персонализированных подходов к вовлечению обучающихся в занятия физической культурой и спортом посредством:

- построения индивидуальной траектории вовлечения обучающихся в учебный и внеучебный процесс по физической культуре и спорту на основе личных интересов, состояния здоровья ипр.;

- создания у обучающихся устойчивой внутренней мотивации к занятиям физической культурой и спортом, в том числе с применением цифровых устройств;

- создания объективной системы учета обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом, на основе цифровых инструментов;

3) усиление роли студенческого спорта в гармоничном развитии молодежи за счет реализации социальных функций физической культуры и спорта как:

- источника формирования ценностей здорового образа жизни, развития личных и профессиональных компетенций;

- импульса для определения жизненных стратегий обучающихся.

Основой для гармоничного развития молодежи средствами физической культуры и спорта может стать единое физкуль-

турно-спортивное пространство, реализующее комплексный подход к работе с обучающимися: от организации спортивных секций и спортивных соревнований до реализации образовательных, просветительских мероприятий, нацеленных на достижение социальных эффектов для молодежи;

4) повышение качества проводимых студенческих спортивных соревнований, прежде всего за счет:

- формирования единого календаря студенческих спортивных соревнований на федеральном уровне;

- разработки критериев оценки качества студенческих спортивных соревнований;

- подготовки спортивных судей с учетом потребностей системы студенческого спорта;

- повышения маркетинговой привлекательности студенческих соревнований на различных уровнях;

5) развитие системы обучения и развития кадров в студенческом спорте, где основными задачами могут стать:

- проведение регулярного мониторинга компетенций специалистов в студенческом спорте;

- развитие мягких навыков (soft skills) у специалистов и активистов в студенческом спорте;

- реализация образовательных программ, ориентированных как на комплексное обучение, так и на обучение отдельным навыкам или отдельным направлениям студенческого спорта;

- развитие сети выездных деловых и образовательных мероприятий для формирования устойчивого профессионального сообщества;

6) обеспечение преемственности студенческого спорта и других частей спорта, в том числе:

- организация бесшовного перехода из школьного спорта в студенческий спорт;

- создание на базе университетов академий для привлечения абитуриентов в студенческий спорт;

- развитие прикладного характера дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту;

- усиление взаимосвязи студенческого спорта и корпоративного спорта.

Поступила в редакцию 30.05.2024; одобрена после рецензирования 07.06.2024; принята к публикации 15.08.2024; опубликована 30.09.2024 The article was submitted 30.05.2024; approved after reviewing 07.06.2024; accepted for publication 15.08.2024; published 30.09.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.