Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕССИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ'

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕССИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
174
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕССИЯ (СТРАТСЕССИЯ) / МОДЕРАТОР / КОРПОРАТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ / ТИМБИЛДИНГ / КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Трифонова Виктория Юрьевна

В статье рассматриваются различные социальные технологии, формирующие организационную культуру их особенности и влияние на формирование корпоративной культуры внутри организации. Важными элементами корпоративной культуры являются командообразование и вовлеченность персонала, которые возможно укрепить за счет организации и проведения мероприятий. Самым эффективным из видов мероприятий можно рассматривать формат стратегических сессий, в связи с тем, что помимо неформального общения и элементов тимбилдинга появляется практическая значимость для организации и вырабатывается дальнейшая стратегия устранения слабых мест в компании. Частое применение такого инструмента позволит вовлечь персонал в проблемы организации и сплотит коллектив. Стратегическая сессия как социальная технология является высоко эффективным инструментом для формирования и развития организационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC SESSION AS A SOCIAL TECHNOLOGY FOR THE FORMATION OF THE ORGANIZATIONAL CULTURE OF THE COMPANY

The article is about various social technologies that form organizational culture, their features and influence on the formation of corporate culture within the organization. Corporate culture consist of different important elements such as team building and staff involvement, which can be strengthened by organizing and holding events. The format of strategic sessions can be considered the most effective of the types of events, due to the fact that informal communication and team building elements, there is practical significance for the organization and a further strategy is being developed to eliminate weaknesses in the company. Frequent use of such a tool will involve staff in the problems of the organization and unite the team. Strategic session as a social technology is a highly effective tool for the formation and development of organizational culture.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕССИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ»

Стратегическая сессия как социальная технология формирования организационной культуры компании

Трифонова Виктория Юрьевна,

аспирант департамента социологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: vitrif@mail.ru

В статье рассматриваются различные социальные технологии, формирующие организационную культуру их особенности и влияние на формирование корпоративной культуры внутри организации. Важными элементами корпоративной культуры являются командообразование и вовлеченность персонала, которые возможно укрепить за счет организации и проведения мероприятий. Самым эффективным из видов мероприятий можно рассматривать формат стратегических сессий, в связи с тем, что помимо неформального общения и элементов тимбил-динга появляется практическая значимость для организации и вырабатывается дальнейшая стратегия устранения слабых мест в компании.

Частое применение такого инструмента позволит вовлечь персонал в проблемы организации и сплотит коллектив. Стратегическая сессия как социальная технология является высоко эффективным инструментом для формирования и развития организационной культуры.

Ключевые слова. Социология управления, организационная культура, корпоративная культура, социальная технология, стратегическое планирование, стратегическая сессия (стратсессия), модератор, корпоративные праздники, тимбилдинг, командоо-бразование, вовлеченность.

Организационная культура - это набор убеждений, ценностей и усвоенных способов решения реальных проблем, сформировавшийся за время жизни организации и имеющий тенденцию проявления в различных материальных формах и в поведении членов организации.

Организационная культура - это «комплекс базовых предположений, изобретённый, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым членам организации как правильный образ мышления и чувств в отношении упомянутых проблем.

В каждой компании носителем организационной культуры является человек. В организациях, культура в которых уже устоялась, она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.

Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может, в свою очередь, оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры.

Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении и од-

249

ной и той же отрасли, могут иметь очень разные культуры. Это зависит в первую очередь от сформированной внутри корпоративной культуры. Корпоративная культура имеет более узкое понятие и входит в организационную культуру. Корпоративная культура - это внутренне воздействие со стороны лидеров и руководства, сложившегося формата взаимодействия между сотрудниками, поведения, сформированных ценностей и формата рабочего взаимодействия. В целом корпоративная культура является одной из форм проявления культуры общества, которая создается и действует по тем же законам, что и любая другая культура, но отличается своими особенностями.

Корпоративная (внутренняя или организационная) культура - система, состоящая из комплекса правил поведения, символов, ритуалов, традиций и ценностей, принятых в организации, обязательная для всех её работников, разделяемая и исполняемая ими. Эта система должна функционировать достаточно длительное время, стать привычной для работников, содействовать успешному взаимодействию и согласованным действиям работников и всех уровней управления организации для достижения её целей, и таким образом подтвердив свою состоятельность передаваться новым работникам как образец исполнения. Корпоративная культура напрямую зависит от целей организации, пронизывает всю её систему и является тем нематериальным активом, который обеспечивает успех или неуспех организации в будущем. Ключевую роль в реализации всего комплекса корпоративной культуры играет высшее руководство организации и руководители её подразделений. Корпоративная культура начинает давать положительные результаты тогда, когда её реально, а не на словах, разделяет и поддерживает большинство работников предприятия.

Сложившаяся корпоративная культура в первую очередь является результатом применяемых социальных технологий при формировании организаци-

онной культуры, а также самих людей, работающих внутри организации. Можно даже рассматривать подбор персонала как социальную технологию, так как уже здесь происходит немаловажный вклад в формирующуюся культуру внутри организации. Например, предположим, что организационная культура компании гласит: «У нас работают лучшие специалисты отрасли!». Каким бы профессионалом ни был специалист, если менеджером по подбору персонала заранее определено, что он не впишется в коллектив компании, предпочтение всегда будет отдано тому, заведомо «своему» соискателю, который и будет лучшим специалистом для компании.

Самой же эффективной социальной технологией являются мероприятия.

Чем разнообразнее и чаще проводятся мероприятия, тем быстрее формируется общая эмоциональная среда в коллективе, улучшается рабочее и личное взаимодействие, появляется командный дух, определяются общие ценности.

Мероприятия можно разделить на следующие виды:

- корпоративные праздники;

- стратегические сессии;

- обучающие мероприятия;

- тимбилдинги.

Корпоративные праздники - общенародные праздники (новый год, ген-дерные праздники, день победы и т.д.).

Стратегические сессии - встречи кросфункциональных направлений или рабочих групп, где в ходе выбранного направления вырабатываются ряд мер дальнейшего развития, имеющий стратегическое значение для компании. Стратсессии проводят для решения системных и долгосрочных задач, влияющих на деятельность компании, а также наиболее сложных проблемных вопросов.

Обучающие мероприятия - обучение по той или иной теме одного или нескольких сотрудников компании с целью повышения компетенций.

Тимбилдинги - командообразующие мероприятия различного формата.

250

При постоянном комбинировании всех вышеуказанных форматов мероприятий можно создать по-настоящему сплочённый коллектив профессионалов. Стратегические сессии будут помогать коллективу смотреть в одно направление и двигаться к обшей будущей цели, обучающие мероприятия сделают из коллег настоящих экспертов, а корпоративные праздники и тимбилдинги сделают из коллег друзей и настоящие рабочие команды.

Все виды мероприятий являются вспомогательным инструментом для развития корпоративной культуры, и чем чаще комбинировать и проводить их, тем насыщеннее будет жить у сотрудников и, соответственно выше лояльность к работодателю. Однако везде есть свои нюансы. Провести мероприятие - недешево для компании, а мотивировать и командообразовы-вать сотрудников за их же счет - неэффективно, да и вряд ли будет пользоваться спросом.

Такая социальная технология как Стартсессия закрывает все эти нюансы. Во-первых, это стратегический элемент, которым нельзя пренебрегать в части вложений, во-вторых, данный формат мероприятия дает возможность встретиться коллективу вне рабочей обстановки, в-третьих, мероприятие имеет гибкий формат, и в него возможно включить и элементы обучения и тимбилдинга и праздника.

Идеальная программа стратегической сессии, которая будет способствовать командообразованию, повышению общей информированности о предстоящих задачах, целях и планах развития, мотивировать, создавать общие ценности и интересы, а также небольшие хитрости, выглядят следующим образом (табл. 1).

Некоторые особенности, на которые стоит обратить внимание:

- исключить однообразную активность на более чем 1,5 часа, чтобы удерживать внимание слушателей;

- вводная речь не должна быть длительной;

крайне важно подобрать модератора, подходящего под тематику сессии и близкого по духу группе; стараться делать перерывы каждые 1,5 часа, можно проводить небольшую разминку, а перерывы с кофе и едой - каждые 2-2,5 часа; спортивные активности закрепляют командную сплочённость; обязательно завершить день неформальным общением.

Таблица 1

Примерная программа стратегической сессии

Время Наименование активности Выступающий

9:00-9:30 Сбор гостей. Приветственный кофе-брейк

9:30-09:40 Вступительное слово ГД

9:40-10:30 Презентация материалов Модератор/ Руководители

10:30-11:30 Работа в группах

11:30-12:00 Представление результатов Капитаны команд

12:00-12:20 Кофе-брейк

12:20-12:35 Презентация материалов Модератор/ Руководители

12:35-12:40 Постановка новой задачи Модератор

12:40-13:40 Работа в группах

13:40-14:00 Выступления групп Капитаны команд

14:00-14:10 Заключительное слово Модератор

14:10-15:00 Обед/совместная кулинарная активность

15:00-16:30 Совместная спортивная активность

16:30 Фуршет

Стратегическая сессия как социальная технология является высоко эффективным инструментом для формирования организационной культуры. Помимо элементов командообразов-ния, мероприятия такого формата эффективны еще тем, что сотрудники коллективно вовлечены в проблему и самостоятельно вырабатывают меры для ее решения. Это не навязанные стратегические задачи руководством сверху

251

или модератором со стороны, а самостоятельно поставленные задачи, которые не вызывают вопросов об их надобности. Частое применение такого инструмента позволит вовлечь персонал в проблемы организации и сплотит коллектив.

Литература

1. Аксакова Н.В. Организационная культура корпоративных стандартов: понятие, структура, особенности [Текст] // Управление персоналом. - 2015.

2. Едигарева Ю.Г., Федюнина С.М. Организационная / корпоративная культура в контексте разрешения трудовых конфликтов [Текст] // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2016. - № 1. - С. 157.

3. Симоненко, И.Л. Теория организации: Учебное пособие / И.Л. Симоненко. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 465 с.

STRATEGIC SESSION AS A SOCIAL TECHNOLOGY FOR THE FORMATION OF THE ORGANIZATIONAL CULTURE OF THE COMPANY

Trifonova V. Yu.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article is about various social technologies that form organizational culture, their features

and influence on the formation of corporate culture within the organization. Corporate culture consist of different important elements such as team building and staff involvement, which can be strengthened by organizing and holding events. The format of strategic sessions can be considered the most effective of the types of events, due to the fact that informal communication and team building elements, there is practical significance for the organization and a further strategy is being developed to eliminate weaknesses in the company. Frequent use of such a tool will involve staff in the problems of the organization and unite the team. Strategic session as a social technology is a highly effective tool for the formation and development of organizational culture.

Keywords: Sociology of management, organizational culture, corporate culture, social technology, strategic planning, strategic session (strategy), moderator, corporate holidays, team building, team building, engagement.

References

1. Aksakova N.V. Organizational culture of corporate standards: concept, structure, features [Text] // Personnel management. -

2015.

2. Edigareva Yu.G., Fedyunina S.M. Organizational / corporate culture in the context of resolving labor conflicts [Text] // Bulletin of the Saratov State Technical University. -

2016. - No. 1. - p. 157.

3. Simonenko, I.L. Theory of organization: Textbook / I.L. Simonenko. - Ph/D: Phoenix,

2017. - 465 p.

252

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.