Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РОЛЬ PR В ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА'

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РОЛЬ PR В ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
136
23
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОРПОРАТИВНОЕ ГРАЖДАНСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Азарова Людмила Всеволодовна, Ачкасова Вера Алексеевна, Шарахина Лариса Валентиновна

В статье приводятся результаты пилотного исследования процесса становления феномена корпоративного гражданства в современной России. Основное внимание уделяется определению места и роли, которые стратегические коммуникации (PR) выполняют в этом процессе. Исследование строится на изучении социально-ответственных практик крупных российских компаний и вклада этих практик в повышение позитивных общественных настроений в регионах присутствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Азарова Людмила Всеволодовна, Ачкасова Вера Алексеевна, Шарахина Лариса Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ROLE OF PR IN FORMATION OF A NEW RUSSIAN BUSINESS CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY MODEL

The article presents the pilot study results of the corporate citizenship phenomenon formation in modern Russia. The focus is made on identifying strategic communications (PR) place and role in this process. The research is based on the analysis of large Russian companies' socially responsible practices and their contribution to the increase of positive public attitudes in the regions of presence.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РОЛЬ PR В ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА»

УДК 001.895; ББК 66.3; ГРНТИ 11.15.25; КОД ВАК 08.00.05

Л.В. Азарова, В.А. Ачкасова, Л.В. Шарахина Санкт-Петербург, Россия

Стратегическая роль PR в формировании новой модели корпоративной социальной ответственности российского бизнеса

Аннотация. В статье приводятся результаты пилотного исследования процесса становления феномена корпоративного гражданства в современной России. Основное внимание уделяется определению места и роли, которые стратегические коммуникации (PR) выполняют в этом процессе. Исследование строится на изучении социально-ответственных практик крупных российских компаний и вклада этих практик в повышение позитивных общественных настроений в регионах присутствия.

Ключевые слова: стратегические коммуникации, корпоративная социальная ответственность, PR, корпоративное гражданство.

Strategic role of PR in formation of a new Russian business corporate social

responsibility model

Abstract. The article presents the pilot study results of the corporate citizenship phenomenon formation in modern Russia. The focus is made on identifying strategic communications (PR) place and role in this process. The research is based on the analysis of large Russian companies' socially responsible practices and their contribution to the increase of positive public attitudes in the regions of presence.

Keywords: strategic communications, corporate social responsibility, PR, corporate citizenship.

Постановка проблемы

Современное состояние общественных отношений показывает, что технологическое и экономическое развитие не привело к тотальному решению базовых социально-экономических и политических проблем. В условиях, когда бизнес служит основным локомотивом развития, его ориентация лишь на максимизацию прибыли является одним из основных препятствий на пути гармонизации общественных отношений, ощущения счастья и благополучия широких слоев населения.

Одновременно отчётливое понимание исчерпаемости ресурсов планеты и негативное влияние результатов деятельности человека на экологическую обстановку привело к созданию концепции устойчивого развития, принятую ООН, которая согласуется с происходящими процессами пересмотра корпоративной социальной ответственности бизнеса: современная бизнес-организация - это член общества, т.н. корпоративный гражданин, который вносит свой вклад в общественное развитие, благосостояние и формирование атмосферы доверия и благополучия.

Американский исследователь Дж. Фессман обращает внимание на появление новой области стратегических коммуникаций - коммуникации в интересах общества (Public Interest Communications - PIC). Автор предлагает рассматривать PIC как обратную сторону КСО, поскольку интересы общества становятся основной целью любой коммуникационной кампании, являясь ее этическим императивом [Fessmann, 2016; 2017]. Результатами подобной стратегической коммуникации должны стать положительные изменения в поведении общественности и в самих организационных структурах.

В российской бизнес-среде постепенно формируется понимание того, что назрела настоятельная потребность перехода к модели «стратегической» КСО. Между тем в академическом сообществе реализуемые практики корпоративного гражданства не нашли пока теоретического осмысления и обобщения на уровне стратегических коммуникаций, хотя в середине 2000-х годов был очевиден интерес российских аналитиков к проблематике

социальной ответственности корпораций и роли коммуникативной составляющей: в этот период выходят работы Г. Тульчинского, А. Векслер и других исследователей [Векслер А., Тулъчинский Г., 2006]. Вместе с тем рассматривалась эта проблематика под углом зрения вклада, который КСО должна внести в финансовую доходность компании, причем PR выступал в качестве дополнительного инструмента увеличения корпоративных дивидендов.

В течение последующего времени интерес к тематике КСО в России заметно снизился, и только в период 2011-2014 гг. начинают выходить работы, фокусирующие внимание на необходимости формирования новой модели социально ориентированного бизнеса - модели корпорации-гражданина [Благов Ю., 2011, Тулъчинский Г., 2012, Канаева О., 2013, 2014, Косорукое А., 2017 и др.]. Объектами исследований становятся крупные российские и иностранные компании, однако роль стратегических коммуникаций (PR) в этом процессе практически не рассматривается.

В связи с этим поставленная в статье тема характеризуется новизной и острой актуальностью.

Цель исследования: изучение особенностей формирования российской модели «стратегической» КСО.

Задачи исследования:

1. Определение места и роли стратегических PR российских корпораций в формировании атмосферы доверия и общественного благополучия.

2. Выявление степени релевантности оценки эффективности социальных проектов, реализуемых корпорациями, поставленным целям и задачам.

Методология исследования

Выполнение поставленных в исследовании задач вызвало необходимость использования несколько методологических принципов и методов. Главным принципом стал комплексный анализ эмпирических данных о социальных программах, проводимых российскими корпорациями, и результатах их реализации. С этой целью был выбран метод кейс стади,

используя который удалось собрать максимально содержательную базу данных. В качестве кейсов была выбрана социальная деятельность четырех крупнейших российских компаний с государственным участием - ПАО «Газпромнефть», ОАО «Российские железные дороги», ПАО «ГМК «Норильский никель», Акционерной финансовой корпорации (АФК) «Система». В данной статье речь пойдет о компаниях «Газпромнефть» и «Норильский никель», где наиболее последовательно осуществляется становление новой модели КСО.

В рамках метода кейс стади были применены экспертное интервью и анализ документов (в первую очередь, содержание концепций социальных программ и социальная отчетность компаний, результаты вторичных исследований и др.).

Респондентами в интервью стали две группы экспертов: группа исследователей, занимающихся изучением становления феномена корпоративного гражданства в России, - как правило, это представители академического сообщества (так, были опрошены директор Центра корпоративной социальной ответственности Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, ведущий научный сотрудник Института проблем передачи информации Российской академии наук, сотрудник Высшей школы экономики и др.), а также группа специалистов-практиков - представителей изучаемых компаний, в функциональные обязанности которых входит коммуникационное обеспечение реализации социально-ответственных программ. Всего было проведено 11 глубинных интервью.

Результаты исследования

Анализ корпуса литературы и собранная эмпирическая база первичных и вторичных данных позволили прийти к следующим итогам.

Современный этап развития корпоративной социальной ответственности, когда российский бизнес стремится переосмыслить прежние подходы и на практике реализовывать новые принципы работы в качестве

корпоративного гражданина, начался в 2010-х гг.: если прежде КСО в России воспринималась бизнесом как компенсирующий вид деятельности, как разнообразные социальные инвестиции, то сейчас руководством компаний этот феномен воспринимается как инициативная, опережающая работа, ориентированная на решение социальных проблем, связанных с повышением благосостояния и позитивных настроений населения.

Вместе с тем приходится констатировать, что до сих пор уровень доверия бизнесу со стороны населения регионов России невысок. Так, согласно данным опроса, проведенного «Левада-Центром» 20 - 26 сентября 2018 года о доверии президенту, государственным органам, общественным движения и организациям, из 19 предложенных респондентам субъектов (президент, армия, правительство и пр.) малый и средний бизнес занимают 8 строчку с 30 %, в то время как крупный бизнес стоит на предпоследней, 18-ой позиции, с 16 %. В результате индекс доверия крупному бизнесу составляет минимум по сравнению с другими субъектами (-34) [Институциональное доверие, 2018].

Риск номер один сейчас, считают эксперты, - это вовсе не изменчивость курса валют и даже не ошибки политического курса, а уровень доверия к компаниям со стороны потребителей. Крупный бизнес, объясняют этот парадокс специалисты Института социальной политики НИУ ВШЭ, ассоциируется у россиян с доходами избранных от продажи природных («народное достояние») ресурсов, поэтому отношение к нему хуже, чем к малому и среднему [Фаляхов Р., 2017].

С этой точки зрения заслуживает внимания опыт корпорации «Газпромнефть», с 2012 г. осуществляющей программу «Родные города». Цель программы - повышение качества жизни на территориях присутствия компании. Компания исходит из принципа, что люди, живущие в небольших городах, имеют право на такое же качество социальной среды, что и жители мегаполисов.

Структурные принципы программы «Родные города» зафиксированы в

концепции, социальных отчетах, результатах исследования:

- масштабность (речь идет о 35 городах всех регионов, где расположены предприятия компании);

- комплексность (программа включает целый спектр разнообразных направлений социального инвестирования: собственные социальные проекты компании - например, проект «Ликвидация «исторического наследия», призванный уничтожить несанкционированные свалки производственных отходов; грантовые конкурсы социальных инициатив типа фестиваля уличного искусства «Стенограффия» и др.);

- стимулирование инициативы целевых аудиторий (главный месседж программы: «Давайте делать вместе!», т.е. жителям территорий предлагается брать инициативу на себя, компания же готова всемерно помогать реализации любых проектов).

Одной из задач диалога компании с заинтересованными сторонами является повышение информационной открытости, распространение и продвижение социальных инициатив через различные каналы коммуникации, включая СМИ и социальные сети. Повышение осведомленности о социальных проектах «Газпромнефти» позволяет увеличивать количество потенциальных участников, оперативно отслеживать обратную реакцию и оценку своих инициатив. В 2016 г. компания создала видеоканал программы социальных инвестиций «Родные города» на YouTube и официальное сообщество в социальной сети Facebook, запустила мобильную версию сайта rodnyegoroda.ru. В социальной сети «ВКонтакте» прошел конкурс любительских видеороликов «#ДвигайДобро», начала работу страница еще одного социального проекта компании - турнира по мини-футболу «Двор без наркотиков».

В целом, прозрачность и информационная открытость представляют собой базовые принципы стратегических коммуникаций, без которых сегодня невозможна эффективная реализация программ социальной ответственности. Более того, интегрированность, долгосрочность и синхронизация -

неотъемлемые атрибуты стратегических коммуникаций - в целом присущи деятельности по коммуникативному обеспечению программы «Родные города». Так, в компании создана Дирекция программы, которая координирует все коммуникации, связанные с разработкой, планированием и реализацией проектов. Для оценки эффективности реализуемых социальных и благотворительных проектов, а также с целью уточнения актуальных запросов населения, начиная с 2013 г., компанией проводятся масштабные социологические исследования (опросы местного населения; экспертные интервью с представителями региональных и местных органов власти, активистами общественных организаций; фокус-группы с сотрудниками компании и местными жителями). Так, в октябре-ноябре 2016 г. был проведен опрос «Мнения и представления базовых целевых аудиторий в ключевых регионах деятельности ПАО «Газпром нефть», позволивший измерить уровень оптимизма жителей в каждом из регионов, а также оценить их видение перспектив развития территории и мнение о роли компании в этом процессе (более 6 тыс. респондентов). Результаты показали, что самый высокий уровень социального оптимизма зафиксирован в ЯНАО - большинство жителей округа знают о программе социальных инвестиций «Родные города» и ассоциируют ее с компанией. В Омске, где в течение 2016г. работала проектная лаборатория «Город своими руками», доля оптимистично настроенных жителей увеличилась на 10% [Газпромнефтъ. Отчёт об устойчивом развитии, 2016]. Специальные исследования проводятся относительно отдельного направления программы - грантового конкурса, когда компания выдает гранты местным жителям на реализацию их собственных инициатив. В рамках таких исследований ежегодно измеряется показатель устойчивости проектов -сколько проектов (в процентах) продолжили самостоятельно существовать после окончания грантовой поддержки компании. По итогам 2017 г. этот показатель составил 69%.

Вместе с тем, как отмечают эксперты - сотрудники компании, существует ряд проблем, серьезно ограничивающих эффективность программы.

Одной из таких проблем является то, что ключевой аудиторией, на которой, в первую очередь, сфокусировано внимание, выступают органы государственной власти регионов, т.е. не общественные организации, не ассоциации, не простые жители, а именно властные структуры. Подобная ситуация объясняется высоким уровнем концентрации на местах властных полномочий в руках государства, а с другой, - неразвитостью гражданского общества. Руководители компании ведут переговоры с региональной властью, иногда с привлечением представителей общественности, чтобы определить вид социальной поддержки, которую они предоставят региону, и разделить финансовые затраты на выполнение проектов с государственными структурами.

В последнее время обнаруживается тенденция некоторого снижения уровня открытости информации - так, если раньше данные опросов по результатам реализации программы публиковались в социальных отчетах, то теперь их не представляется возможным увидеть в открытых источниках. Респонденты это объясняют разными причинами: и тем, что исследования частью передаются на аутсорсинг местным исследовательским компаниям, которые не желают раскрывать методику и технику получения данных; и тем, что сама корпорация «Газпромнефть» остерегается возможностей «промышленного шпионажа»; наконец, тем, что «компания не может адекватно сформулировать свое целеполагание с точки зрения бизнес-интересов: похоже, она боится, что прямое указание на необходимость получения прибыли и т.д. может вызвать негативное отношение со стороны населения территории, а сформулировать корректно свои бизнес-интересы компания, видимо, пока не в состоянии» (ж., сотрудник Департамента корпоративных коммуникации).

Сама техника исследований, говорят сотрудники, требует серьезного пересмотра, поскольку основное внимание сосредоточено не столько на удовлетворительности населения от внедрения проектов «Родных городов», сколько на измерении степени ассоциации этой программы с компанией «Газпромнефть» (ж., сотрудник Департамента корпоративных коммуникаций).

Особенно актуальны программы корпоративной социальной ответственности для моногородов, где градообразующие предприятия несут на себе необходимую для местного населения социальную нагрузку -финансируют социальные льготы, связанные с оплатой услуг ЖКХ, дошкольного образования и здравоохранения, санаторно-курортного лечения. Основой благотворительной деятельности «Норникеля» является масштабная программа «Мир новых возможностей», стартовавшая в 2014 г. и направленная на поддержку социально значимых общественных инициатив [Норникелъ. Отчёт об устойчивом развитии, 2017].

География программы охватывает все территории присутствия «Норникеля», в том числе Красноярский край - Норильск и Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район. Целью программы является создание благоприятных условий и возможностей для устойчивого развития регионов деятельности. На этом акцентирует внимание в интервью представитель пресс-службы компании: «Это проект компании для развития регионов. Это мы так ушли от многолетней шефской помощи - то есть перестали давать деньги просто так, а предлагаем создавать проекты самим. Программа очень популярна, число участников растет с каждым годом» (ж., сотрудник пресс-службы).

Программа включает три направления: партнерство, инновации, развитие. Информационный посыл всех мероприятий направления «Партнерство» - «Город — это мы!». В рамках программы «Мир новых возможностей» проводятся конкурс социальных проектов, форум социальных технологий, научно-технический марафон для школьников «АрктикPRO»,

реализуется деятельность открытой лаборатории научно-технического творчества FabLab-Норильск, проводится обучение представителей малого и среднего бизнеса основам социального предпринимательства с последующей реализацией социальных бизнес-проектов на льготных условиях и другие мероприятия.

Ежегодное число участников мероприятий программы достигает порядка 14 тысяч человек. Таким образом, практика социальных инвестиций дала импульс развитию общественных инициатив в Норильске и Дудинке. В 2018 году на реализацию мероприятий из бюджета Заполярного филиала выделено 102 млн. руб.

Не менее значимым инструментом благотворительной деятельности на территории является стартовавшая в 2015 году в «Норникеле» программа корпоративного волонтёрства «Комбинат добра», направленная на содействие решению социальных проблем, актуальных для жителей региона. Эта программа призвана привлечь сотрудников Компании к личному участию в благотворительных проектах с целью демонстрации прямого влияния вовлеченности жителей региона на уровень благополучия их места проживания и работы (ж., сотрудник пресс-службы). В декабре 2018 года в качестве одного из компонентов программы корпоративного волонтёрства «Комбинат добра» в Норильске заработала «Программа личных пожертвований», предназначенная для сбора средств тем, кто нуждается в неотложной помощи.

Результатом успешной реализации региональной социальной политики стало создание в апреле 2017 года «Агентства развития Норильска», миссия которого — создание условий для опережающего развития сервисной экономики города в целях повышения качества жизни в Норильске, а также продвижение локальных продуктов и услуг на «внешние» рынки. Это долгосрочный партнерский проект «Норникеля», администрации г. Норильск и Благотворительного фонда Владимира Потанина. Основные направления деятельности Агентства: «Бизнес» (Норильск — город развитой сервисной

экономики); «Девелопмент» (Норильск — город современных торговых площадей); «Туризм» (Норильск — город, привлекательный для туристов); «Социокультурные проекты» (Норильск — город, насыщенный общественной и культурной жизнью).

Компания «Норильский никель» в своей деятельности руководствуется принципами повышения прозрачности и информационной открытости. В 2016 году Совет директоров утвердил новое «Положение об информационной политике» «Норникеля». Компания публикует информацию на официальном интернет-сайте и на корпоративных страницах в социальных сетях, проводит пресс-конференции, брифинги, телеконференции. В 2017 году был запущен обновленный корпоративный сайт www.nornickel.ru, получивший высокие оценки экспертного сообщества. Выстроено сотрудничество со СМИ, в том числе ведущими бизнес-изданиями страны и мира, крупнейшими мировыми информационными агентствами и новостными телеканалами. Только за 2017 год в СМИ было опубликовано более 96 тыс. материалов, посвященных деятельности компании, порядка 50 интервью руководства «Норникеля».

Важным направлением стало продолжение работы по качественному улучшению работы с социальными сетями, где представлены официальные страницы компании. Это позволяет не только продвигать принцип открытости, но и нивелировать территориальные различия в источниках информации, обеспечивая равную возможность каждому пользователю Интернета получать прямой доступ к информации о «Норникеле».

В отчете по КСО за 2017 год приводятся несколько направлений оценки эффективности социальных программ компании:

• целевые исследования (уровня вовлеченности персонала, удовлетворенности сотрудников, качества корпоративной культуры);

• комплексное исследование пилотных предприятий на предмет вовлеченности, исследование уровня удовлетворенности жилищными программами «Наш дом», «Мой дом» в Заполярном филиале;

• ежегодные опросы участников социальных программ (по санаторно-курортному лечению, по детскому отдыху и др.).

К сожалению, с конкретными результатами оценки в открытом доступе ознакомиться не удалось. Однако в отчете по КСО содержатся сведения о том, что в 2017 году было проведено независимое исследование благотворительной программы, включавшее более сотни интервью, анкетирование участников конкурса социальных проектов. Оценивалась, в частности, эффективность и результаты программы, система мониторинга и оценки финансируемых проектов. В независимом отчете об оценке Благотворительной программы «Мир новых возможностей» отмечается, что респонденты отметили ряд изменений, которые в значительной степени или даже полностью зависели от программы «Мир новых возможностей: в общественную жизнь города вовлечено больше людей (молодежи), чем до 2013 года. Кроме того, делается важный вывод о том, что «программа «Мир новых возможностей» сделала существенный вклад в повышение социальной активности жителей и организаций в городах присутствия компании» [Норникель. Отчёт об устойчивом развитии, 2017].

Анализ данного кейса наиболее наглядно демонстрирует один из важных принципов стратегических коммуникаций - не просто информировать общество, а вовлекать общественность в процессы отбора и реализации своих программ и проектов. Выводы

1. Особенности становления новой модели КСО в России характеризуются следующими тенденциями:

- переход к этой модели («корпорация-гражданин») наметился у крупных компаний с участием государственного капитала, средние и мелкие практикуют преимущественно традиционную модель КСО;

- ключевыми причинами перехода явились рыночные стимулы -требования инвесторов и партнеров, распространение корпоративной культуры ответственного предпринимательства, растущие ожидания

местного населения. Важнейшим мотиватором стала ориентация на международные стандарты КСО, поскольку формирование имиджа компании как корпоративного гражданина облегчает выход на международный рынок;

- продолжает оставаться актуальной проблема, когда компании идут не от запросов населения территорий, где они присутствуют, а исходят преимущественно из собственных потребностей. Исключение составляют моногорода: там жители города и сотрудники компании -одни и те же люди.

2. Анализ опыта использования стратегических РЯ в ходе реализации

программ социальной ответственности позволяет констатировать:

- в большинстве изученных компаний коммуникационная стратегия четко вписывается (находится в соответствии) в корпоративную стратегию. Компании, нацеленные на достижение позитивных результатов в регионах присутствия, обращают все больше внимания на коммуникативную составляющую своей деятельности. Происходит трансформация от роли РЯ как сервисной функции по сопровождению реализуемых проектов к РЯ как стратегической коммуникации (интеграция, синхронизация, долгосрочность);

- наметился переход от простого информирования общественности к ее вовлечению в процессы отбора и реализации долгосрочных социальных программ, выстраиванию диалога со стейкхолдерами.

3. В проводимых корпорациями исследованиях акцент делается в большей

степени на ассоциированности социальных программ с компаниями, а не на результатах, связанных с повышением качества жизни населения в регионах присутствия компаний.

Проведенное пилотное исследование позволяет констатировать: несмотря на активизацию роли стратегических РЯ в создании атмосферы доверия и общественного благополучия населения территорий, проблема

оценки эффективности реализуемых социальных программ/проектов остается самым «слабым звеном» деятельности компаний.

Библиография

Fessmann J. The emerging field of public interest communications. In E. Oliveira, A. D. Melo & G. Goncalves (Eds.). Strategic communication in non-profit organizations: Challenges and alternative approaches. - Wilmington: Vernon, 2016. - pp. 13-34.

Fessmann J. Conceptual Foundations of Public Interest Communications. The Journal of Public Interest Communications, 2017. - Vol. 1 Issue 1 // DOI: 10.32473/jpic.v1.i1.p16 [дата обращения: 15.05.2019].

Векслер А.Ф., Тульчинский Г.Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. М.; СПб.: Вершина, 2006.

Тульчинский Г.Л. Корпоративные социальные инвестиции и социальное партнерство: технологии и оценка эффективности: учеб. пособие [Текст] / Г. Л. Тульчинский; Санкт -Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». - СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2012.

Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции; Высшая школа менеджмента СПбГУ. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. Канаева О. А. Корпоративная социальная ответственность: эволюция теоретических взглядов. // Вестник СПбГУ. Сер. 5. - 2013. Вып. 2. - С. 130-145.

Канаева О. А. Социальная политика российских компаний 2.0: Новая версия для устойчивого развития (Часть 2). // Проблемы современной экономики, № 2 (50), 2014. - С. 132-137.

Косоруков А. А. Корпоративное гражданство как форма социального партнерства государства и бизнеса в публичной сфере // Социодинамика. - 2017. - № 10. - С. 45 - 58. Институциональное доверие. 04.10.2018 // Аналитический центр Юрия Левады. URL: https://www.levada.ru/2018/10/04/institutsionalnoe-doverie-4/ [дата обращения: 25.05.2019] Фаляхов Р. Россияне не доверят бизнесу даже мусор. Доверие россиян к государству растет, к бизнесу — нет // Газета.ЯИ. - 28.06.2017. URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/06/28/10741787.shtml#page1 [дата обращения: 25.05.2019]

Газпронефть. Отчёт об устойчивом развитии за 2016 год // URL: https://www.gazprom-neft.ru/annual-reports/2016/GPN_SR16_RUS_s.pdf [дата обращения: 10.03.2019] Норникель. Отчёт об устойчивом развитии за 2017 год // URL: https://www.nornickel.ru/files/ru/CSOpdf/NN CS02017 WEB.pdf [дата обращения: 10.03.2019]

References

Fessmann J. (2016) The emerging field of public interest communications. In E. Oliveira, A. D. Melo & G. Goncalves (Eds.). Strategic communication in non-profit organizations: Challenges and alternative approaches. - Wilmington: Vernon, - pp. 13-34.

Fessmann J. (2017) Conceptual Foundations of Public Interest Communications. The Journal of Public Interest Communications. - Vol. 1 Issue 1 // DOI: 10.32473/jpic.v1.i1.p16 Veksler A. F., Tulchinskyi G. L. (2006) Zachem bisnesu sponsorstvo I blagotvoritel'nost' [= Sponsorship and Charity: what is it for business]. - М.; St. Petersburg: Verschina. Tulchinskyi G. L. (2012) Corporativnye sotsialnye investitsie i cotsial'noe partniorstvo [= Corporate Social Investments and Social Partnership: Technologies and Effectiveness Measurement]. - St. Petersburg: HSE.

Blagov Yu. Е. (2011) Corporativnaia sotsial'naia otvetstvenost': evolutsia contseptsyi [= Corporate Social Responsibility: Evolution of Concept]. - 2nd eition. - SPb.: HSE. Kanaeva О. А. (2013) Corporativnaia sotsialnaia otvetstvenost: evolutsia teoreticheskih vzgliadov [= Corporate Social Responsibility: Evolution of Theoretical Approaches] in Vestnik SPbGU [= SPbSU Bulletin]. Ser. 5. - N 2. - pp. 130-145.

Kanaeva О. А. (2014) Sotsial'naya politika rossyiskih kompanyi 2.0: Novaia versiai dlia ustoichivogo razvitiya (Part 2) [= Social Policy of Russian Companies 2.0: a New version for Sustainable Development] in Problemy sovremenoi ekonomiki [= Modern Economy Problems]. -N 2 (50). - pp. 132-137.

Kossorukov А. А. (2017) Corporativnoye grazdanstvo kak forma sotsial'nogo partniorstva gosudarstva i bisnesa v publichnoi sphere [= Corporate Citizenship as a form of Social Partnership of a State and Business in Public Sphere] in Sociodinamika [= Sociodynamics]. - N 10. - pp. 4548.

Institutsional'noe doverie [= Institutional Trust]. 04.10.2018 // Yury Levada Analitical Centre URL: https://www.levada.ru/2018/10/04/institutsionalnoe-doverie-4/

Falyakhov R. (2017) Rossiyane ne doveriat biznesu dage musor. Doverie rossian k gossudarstvu rastiot, k bisnesu - net. [= The Russians will not Entrust Business Even to a Garbage. The Trust of Russians in the State is Rising while in Business It is not] in ra3ema.RU. [= Gazeta.ru]. -28.06.2017. URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/06/28/10741787.shtml#page1 GazpromNeft (2016) Corporate Social Responsibility Report // URL: https://www.gazprom-neft.ru/annual-reports/2016/GPN_SR16_RUS_s.pdf

Nornickel (2017) Corporate Social Responsibility Report // URL: https://www.nornickel.ru/files/ru/CS0pdf/NN_CS02017_WEB.pdf

Сведения об авторах

Азарова Людмила Всеволодовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры «Связи с общественностью» Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ»

Ачкасова Вера Алексеевна - доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой связей с общественностью в политике и государственном управлении Санкт-Петербургского государственного университета

Шарахина Лариса Валентиновна - кандидат философских наук, заведующая кафедрой «Связи с общественностью» Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ»

Azarova Lyudmila Vsevolodovna - Ph.D., Associate Professor of the Public Relations Department at St. Petersburg State Electrotechnical University "LETI", St. Petersburg, Russia

Achkasova Vera Alekseevna - Doctor of Political Sciences, Professor, Head of Department of Public Relations in Politics and Public Administration, Saint-Petersburg State University, St. Petersburg, Russia

Sharakhina Larisa Valentinovna - Ph.D., Head of the Public Relations Department at St. Petersburg State Electrotechnical University "LETI", St. Petersburg, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.