Научная статья на тему 'ПАРТНЕРСТВО С НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД'

ПАРТНЕРСТВО С НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
682
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КСО / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НКО / ПАРТНЕРСТВО / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY (CSR) / DEVELOPMENT OF ECONOMIC SPHERE / DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL SPHERE / DEVELOPMENT OF SOCIAL SPHERE / NON-PROFIT ORGANIZATIONS (NPOS) / PARTNERSHIP / SOCIAL PROGRAMS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербаченко П. С., Карлинская М. С.

В последнее время роль социальной ответственности в формировании деловой репутации компании и достижении ею успеха на рынке все больше возрастает. Многие российские корпорации осуществляют взаимодействие с некоммерческими организациями при реализации программ и проектов в различных сферах, включая социальную, экономическую, экологическую. На основе анализа нефинансовой отчетности российских корпораций в статье описаны совместные программы коммерческого и некоммерческого секторов на примере четырех компаний, осуществляющих деятельность в различных отраслях экономики: ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Банк ВТБ», ПАО «ГМК «Норильский никель» и ПАО «Ростелеком». Результатом данного партнерства является повышение эффективности социальной деятельности компаний, увеличение их вклада в решение социально значимых проблем, улучшение благосостояния общества, охрану окружающей среды и, как следствие, повышение уровня социальной ответственности российского бизнеса в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щербаченко П. С., Карлинская М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTNERSHIP WITH NON-PROFIT ORGANIZATIONS AS A WAY TO INCREASE THE SOCIAL RESPONSIBILITY OF RUSSIAN BUSINESS: A PRACTICE-ORIENTED APPROACH

Recently, the role of social responsibility in forming a company’s business reputation and achieving success in the market has been increasing. Many Russian corporations interact with non-profit organizations when implementing programs and projects in various spheres, including social, economic, and environmental. Based on the analysis of non-financial reporting of Russian corporations, joint programs of the commercial and non-commercial sectors on the example of four companies, operating in various sectors of the economy: PJSC “ Oil Company “Rosneft”, PJSC “VTB Bank”, PJSC “Mining and Metallurgical Company “Norilsk Nickel”, and PJSC “Rostelecom” have been described in the article. The result of this partnership is raising efficiency of social activities of companies, increasing their contribution to solving socially significant problems, improving the welfare of society, protecting the environment, and as a consequence, increasing the level of social responsibility of Russian business as a whole.

Текст научной работы на тему «ПАРТНЕРСТВО С НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД»

УДК 334

JEL M14

Щербаченко Петр Сергеевич

канд. экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-1101-1181 e-mail: psherbachenko@gmail.com

Карлинская Мария Сергеевна

студент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-8395-8633 e-mail: m.karlinskaya@yandex.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2020-8-133-139

ПАРТНЕРСТВО С НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация. В последнее время роль социальной ответственности в формировании деловой репутации компании и достижении ею успеха на рынке все больше возрастает. Многие российские корпорации осуществляют взаимодействие с некоммерческими организациями при реализации программ и проектов в различных сферах, включая социальную, экономическую, экологическую. На основе анализа нефинансовой отчетности российских корпораций в статье описаны совместные программы коммерческого и некоммерческого секторов на примере четырех компаний, осуществляющих деятельность в различных отраслях экономики: ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Банк ВТБ», ПАО «ГМК «Норильский никель» и ПАО «Ростелеком». Результатом данного партнерства является повышение эффективности социальной деятельности компаний, увеличение их вклада в решение социально значимых проблем, улучшение благосостояния общества, охрану окружающей среды и, как следствие, повышение уровня социальной ответственности российского бизнеса в целом. Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, КСО, некоммерческие организации, НКО, партнерство, развитие социальной сферы, развитие экологической сферы, развитие экономической сферы, социальные программы, устойчивое развитие.

Цитирование: Щербаченко П.С., Карлинская М.С. Партнерство с некоммерческими организациями как способ повышения социальной ответственности российского бизнеса: практико-ориентированный подход//Вестник университета. 2020. № 8. С. 133-139.

Shcherbachenko Petr

Candidate of Economic Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-1101-1181 e-mail: psherbachenko@gmail. com

Karlinskaya Maria

Student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-8395-8633 e-mail: m.karlinskaya@yandex.ru

PARTNERSHIP WITH NON-PROFIT ORGANIZATIONS AS A WAY TO INCREASE THE SOCIAL RESPONSIBILITY OF RUSSIAN BUSINESS: A PRACTICE-ORIENTED APPROACH

Abstract. Recently, the role of social responsibility in forming a company s business reputation and achieving success in the market has been increasing. Many Russian corporations interact with non-profit organizations when implementing programs and projects in various spheres, including social, economic, and environmental. Based on the analysis of non-financial reporting of Russian corporations, joint programs of the commercial and non-commercial sectors on the example of four companies, operating in various sectors of the economy: PJSC " Oil Company "Rosneft", PJSC "VTB Bank", PJSC "Mining and Metallurgical Company "Norilsk Nickel", and PJSC "Rostelecom" have been described in the article. The result of this partnership is raising efficiency of social activities of companies, increasing their contribution to solving socially significant problems, improving the welfare of society, protecting the environment, and as a consequence, increasing the level of social responsibility of Russian business as a whole. Keywords: corporate social responsibility (CSR), development of economic sphere, development of environmental sphere, development of social sphere, non-profit organizations (NPOs), partnership, social programs, sustainable development.

For citation: Shcherbachenko P.S., Karlinskaya M.S. (2020) Partnership with non-profit organizations as a way to increase the social responsibility of Russian business: a practice-oriented approach. Vestnik universiteta. I. 8, pp. 133-139. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-8-133-139

© Щербаченко П.С., Карлинская М.С., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

В современном мире реализация корпоративной социальной ответственности является не просто инициативой бизнеса, а неотъемлемым условием формирования положительной деловой репутации и достижения успеха на рынке. По мнению большинства экономистов, коммерческая организация должна не только осуществлять деятельность ради главной своей цели - получения прибыли, быть законопослушным налогоплательщиком, соответствовать ожиданиям общества, но и нести филантропическую ответственность, поставленную А. Кэрроллом на высшую ступень его иерархической пирамиды ответственности. Иными словами, компании необходимо быть хорошим корпоративным гражданином, добровольно вкладывать ресурсы в развитие социальной, экономической, экологической сфер, решение социально значимых проблем и повышение благосостояния общества в целом [2; 5; 6].

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в последнее время российские компании все чаще осуществляют вышеуказанные функции через партнерство с некоммерческими организациями (далее -НКО), которое способствует повышению социальной ответственности бизнеса и усилению общего социального эффекта от реализации совместных программ и проектов.

Согласно федеральному закону от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», НКО -это организация, которая не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. В случае получения положительного финансового результата НКО не распределяет денежные средства между участниками, а направляет их на достижение уставных целей: социальных, культурных, образовательных, благотворительных, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных потребностей граждан, защита их интересов и законных прав, а также иных общественно и экологически значимых целей [1; 4]. Стоит отметить, что сотрудничество коммерческого сектора с некоммерческими компаниями является выгодным для обеих сторон. Так, для бизнеса существенными преимуществами от данного взаимодействиями являются реализация программ корпоративной социальной ответственности на выгодных условиях, улучшение деловой репутации, повышение доверия потребителей к свои продуктам и как следствие рост продаж и конкурентоспособности. НКО, в свою очередь, получают ресурсы на реализацию своей общественной миссии и организационное развитие [3; 10].

Одними из наиболее значимых НКО являются благотворительные фонды, которые оказывают существенную поддержку отдельным людям и целым семьям в различных сферах жизни. Крупнейший в России фандрайзинговый благотворительный фонд «Подари жизнь», сумма собранных имсредств в 2018 г. составила более 2 млрд рублей. Данная НКО оказывает материальную, финансовую, а также информационную помощь детям с онкогематологическими и другими тяжелыми заболеваниями, детям-инвалидам и их семьям, поддерживает различные медицинские учреждения, обучение медицинского персонала и развитие новых технологий в данной сфере. Другой благотворительной организацией, также ежегодно собирающей значительные денежные средства и специализирующейся на направлениях, схожих с направлениями деятельности фонда «Подари жизнь», является Российский фонд помощи или Русфонд, который с 1996 г. осуществляет деятельность на территории не только России, но и других стран СНГ. За существенный вклад в благотворительную деятельность коллектив Русфонда в 2017 г. получил благодарность от Президента В. В. Путина. Третье место по сборам занимает благотворительный фонд «Русь», который направляет основную часть собранных денежных средств на поддержку малообеспеченных граждан и семей, мигрантов, беженцев и лиц без гражданства, бездомных и социально-незащищенных слоев населения, в целом на обеспечение продовольственными и непродовольственными товарами людей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации [12].

Рассмотрим примеры российских компаний, принимающих активное участие в развитии образования, науки, спорта и социальной сферы через взаимодействие с НКО. Одной из таких корпораций является крупнейший в мире производитель нефти ПАО «НК «Роснефть». Компания подчеркивает, что сотрудничает с НКО на принципах партнерства, прозрачности, эффективности достижения совместно поставленных целей [4]. В частности, И. И. Сечин, главный исполнительный директор «Роснефти», является Председателем Попечительского совета Санкт-Петербургского национального исследовательского академического университета Российской академии наук, членом Попечительского совета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, МГИМО, Санкт-Петербургского государственного университета, Фонда «Национальное интеллектуальное развитие», а также занимает высокие должности в других НКО. C 2013 г. компания осуществляет взаимодействие с Всемирным фондом дикой природы (WWF), уделяя

особое внимание охране редких млекопитающих и птиц Арктики. Данное сотрудничество - проявление заботы об экологии, стремление компании улучшить состояние окружающей среды и внести свой вклад в сохранение редких видов животных.

В результате партнерства с данной НКО «Роснефть» стала более подробно раскрывать экологическую информацию и с 2018 г. поднялась в рейтинге социально-экологической ответственности Всемирного фонда дикой природы с десятого места на седьмое.

С целью развития способностей талантливой молодежи, а также создания молодого кадрового резерва «Роснефть» в 2018 г. заключила договор и начала реализацию партнерской программы с Образовательным Фондом «Талант и успех». В рамках данной программы одаренные учащиеся «Роснефть-классов» на базе Образовательного центра «Сириус», принадлежащего Фонду, получили возможность сформировать проект-но-ориентированное мышление, приобрести новые знания, опыт разработки проектов по наиболее актуальной для ПАО «НК «Роснефть» проблематике.

Также «Роснефть» взаимодействует с НКО при осуществлении спонсорской деятельности. Например, компания с 2013 г. является генеральным спонсором Международной федерации самбо, за время сотрудничества с которой было проведено более десяти чемпионатов как российского, так и международного уровня [9].

Таким образом, приведенные выше примеры показывают, как партнерство ПАО «НК «Роснефть» с НКО помогает реализации проектов, направленных на охрану окружающей среды, развитие образования, науки, спорта, способствуя повышению социальной ответственности компании в целом.

Другим примером корпорации, осуществляющей сотрудничество с НКО, является ПАО «Банк ВТБ». Компания разработала шесть целевых социальных программ: Спортивная страна, Патриотизм и традиции страны, Культурная, Образованная, Деловая и Здоровая страна, в рамках каждой из которых реализуются социальные проекты, в том числе и во взаимодействии с НКО. Например, в 2018 г. банк оказал значительную поддержку пяти федерациям профессионального спорта, осуществляющим деятельность как на международном, так и на национальном уровне. При партнерстве с данными общественными организациями были проведены десятки различных соревнований и турниров, а спортсмены из поддерживаемых федераций одержали многочисленные победы.

В целях развития киберспорта в нашей стране ПАО «Банк ВТБ» с 2018 г. начал сотрудничество с Федерацией компьютерного спорта и выступил генеральным партнером Кубка России по киберспорту. Важно отметить, что банком был отдельно выделен стратегический проект, направленный на развитие спортивной инфраструктуры, - сотрудничество с физкультурно-спортивным обществом «Динамо» и его всесторонняя поддержка. ПАО «Банк ВТБ» - генеральный спонсор футбольного и хоккейного клубов «Динамо» Москва, инвестор масштабного проекта по реконструкции Центрального стадиона «Динамо».

В рамках реализации целевой программы «Здоровая страна» банк оказывает существенную поддержку крупнейшему в Европе Медицинскому центру детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева. Средства направляются на лечение рака и других тяжелых заболеваний у детей, а также на научные и клинические исследования и разработки. Другим направлением программы «Здоровая страна» является охрана окружающей среды. ПАО «Роснефть» и ПАО «Банк ВТБ» активно сотрудничают с Всемирным фондом дикой природы. Партнерский проект направлен на сохранение редких видов семейства кошачьих в России: снежного барса, тигра, леопарда. Также с целью сохранения биоразнообразия нашей страны и увеличения популяции амурского тигра ПАО «Банк ВТБ» взаимодействует с НКО «Центр Амурский тигр» [8].

Данные примеры партнерства компании с НКО, будучи лишь незначительной частью социальных проектов ВТБ, показывают, насколько весом вклад банка в повышение социального благополучия населения, сохранение природы, социально-экономическое развитие нашей страны.

Рассмотрим еще одну корпорацию, осуществляющую активное сотрудничество с НКО в различных сферах, - ПАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель». В первую очередь отметим, что президент «Норникеля» В. О. Потанин лично оказывает финансовую поддержку НКО и занимается благотворительной деятельностью. Так, в 1999 г. с целью увеличения эффективности проектов в сферах образования, культуры и развития благотворительности в России был учрежден Благотворительный фонд Владимира Потанина. В 2013 г. президент «Норникеля» первым из российских предпринимателей присоединился к глобальной инициативе Билла Гейтса и Уоррена Баффета «Клятва дарения» - объединению предпринимателей, намеренных большую часть своего богатства передать на общественное благо [7]. По нашему мнению, Владимир

Потанин является примером социально ответственного предпринимателя и руководителя компании, уделяющего особое внимание развитию различных сфер общества.

Проанализируем непосредственно проекты «Норильского никеля», реализуемые при взаимодействии с НКО. Важной инициативой «Норникеля» по направлению «Профориентация и поддержка учебных заведений» является программа «Профессиональный старт», в рамках которой студенты 25 российских профильных вузов могут пройти на предприятиях компании производственную и преддипломную практику. Так, в 2018 г. такую возможность получили 311 студентов, 88 из которых впоследствии были приняты на работу. Кроме того, с 2018 г. ПАО «ГМК «Норильский никель» проводит деловые игры, кейс-чемпионаты и иные мероприятия, которые направлены на приобретение студентами навыков командного решения реальных бизнес-задач и погружения в бизнес-процессы компании.

В рамках реализации экологической политики «Норильский никель» осуществляет сотрудничество с заповедниками, поддерживая их научные исследования и просветительские проекты. Например, компания проводит конкурс социальных проектов Благотворительной программы «Мир новых возможностей». Заповедники, экологические проекты которых побеждают в данном конкурсе, получают гранты на их дальнейшую реализацию. ПАО «ГМК «Норильский Никель» взаимодействует с такими заповедниками, как «Пасвик», «Путоранский», «Лапландский» по направлениям экопросвещения, мониторинга окружающей среды, восстановлению зеленых насаждений вблизи производственных площадок Группы «Норильский никель», благоустройства и озеленения прилегающих территорий. Компания вкладывает денежные средства в воспроизводство водных биологических ресурсов.

Можно сделать вывод о том, что компания «Норильский никель» вносит существенный вклад в сохранение редких видов животных, рыб, охрану окружающей среды в целом. Не случайно, по оценке Всемирного фонда дикой природы, ПАО «ГМК «Норильский никель» является одним из лидеров рейтинга экологической ответственности среди горнодобывающих компаний России.

Также ярким примером проявления корпоративной социальной ответственности «Норникеля» является долгосрочное партнерство компании с НКО «Агентство развития Норильска», которое было учреждено Администрацией города, ПАО «ГМК Норильский никель» и благотворительным фондом Владимира Потанина с целью развития сервисной экономики Норильска, повышения качества жизни в городе и решения общественно важных задач в целом. Для достижения вышеперечисленных целей в 2018 г. было проведено 35 мероприятий и реализован 21 проект.

Кроме того, компания активно поддерживает различные спортивные проекты, оказывает финансовую помощь многим российским и международным спортивным организациям, направляет значительные средства на реконструкцию и строительство спортивных объектов. Компания является партнером Олимпийского комитета России, генеральным партнером Ассоциации мини-футбола, Федерации хоккея России, генеральным спонсором Профессионального баскетбольного клуба ЦСКА и других спортивных объединений. Среди длинного перечня организаций следует выделить долгосрочное партнерство с Международной федерацией студенческого спорта ^^и). Став в 2015 г. генеральным партнером Всемирной зимней универсиады - 2019 в Красноярске, компания внесла более 2,1 млрд рублей в подготовку и проведение данного мероприятия. Была осуществлена масштабная модернизация спортивных объектов, оказана поддержка обучению менеджеров и волонтеров, информационному продвижению Универсиады [11].

Таким образом, проанализировав отчет «Норникеля» об устойчивом развитии за 2018 г., мы можем сделать вывод о достаточно высоком уровне социальной ответственности компании, которая проявляется через реализацию социальных программ и экологических проектов, преимущественно в партнерстве с НКО.

Проведем анализ уровня КСО и степени развития партнерства с НКО крупнейшей компании телекоммуникационный отрасли ПАО «Ростелеком» и ее филиалов. В первую очередь отметим, что в центре социальной ответственности компании находится отдельный человек и одновременно общество в целом, а также их «стремление к совершенствованию и созиданию нового качества жизни» [13].

Наиболее значимая инициатива компании в области устойчивого развития - программа федерального масштаба «Цифровое равенство», которая направлена на устранение цифровых барьеров с целью повышения качества жизни миллионов жителей России. Компания подчеркивает, что особое внимание уделяет незащищенным группам населения: людям с ограниченными возможностями, воспитанникам детских домов, старшему поколению и семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Как и выше рассмотренные корпорации, «Ростелеком» вносит вклад в развитие системы образования и сотрудничает с учебными заведениями в различных регионах нашей страны. Так, на протяжении долгого времени партнером компании является Сыктывкарский колледж сервиса и связи. Для студентов этого учебного заведения сотрудниками компании регулярно проводятся мастер-классы, а также предоставляется возможность пройти производственную практику в филиале ПАО «Ростелеком» в республике Коми. Кроме того, в колледже организуются профориентационные мероприятия, например, с 2011 г. проводится акция «ПрофYESSиЯ - территория выбора» для школьников выпускных классов. Подобно компании «Роснефть», «Ростелеком» осуществляет взаимодействие с Образовательным центром «Сириус». На территории данного учреждения проводится олимпиада по информационной безопасности «Кибервызов», которая направлена на отбор одаренных учащихся и вовлечение школьников в тему информационных технологии и кибербезопасности.

«Ростелеком» оказывает помощь различным социальным учреждениям. Например, с каждым годом увеличивается количество детских домов, охваченных проектом по их компьютеризации. Компания предоставляет воспитанникам детских домов средства связи и специальную компьютерную технику для проведения полноценного процесса обучения.

Особый социальный проект с мотивирующим названием «Верь в себя» прошел в Краснодаре в 2017 г. Он реализован компанией в партнерстве с НКО «Синяя птица» и направлен на профориентацию школьников с особенностями развития. В течение года были проведены тренинги, лекции и мастер-классы с успешными предпринимателями, экскурсии в различные организации Краснодара и Краснодарского края, организованы специальные занятия для детей с аутизмом. На наш взгляд, данный проект произвел существенный социальный эффект и не случайно занял второе место во всероссийском конкурсе проектов «Чемпионы добрых дел». Другой проект компании «Я помогу» в 2018 г. вошел в тройку лидеров в номинации «Корпоративные социальные проекты» на ежегодной премии «Лучшие социальные проекты Юга России». Он был реализован Кабардино-Балкарским филиалом «Ростелекома» совместно с благотворительным фондом «Шаг вперед» и волонтерским объединением «Я помогу». Цель данной социальной инициативы - помощь семьям с детьми, имеющими нарушения нервно-психологического развития. Программа состояла из модулей, в которые вошли обучение родителей, воспитывающих детей с особенностями развития, консультирование по поводу психологического и эмоционального состояния.

В заключение отметим, что в социальной ответственности ПАО «Ростелеком» особое место также занимают природоохранные мероприятия. Согласно отчету, об устойчивом развитии за 2018 г. компания преимущественно самостоятельно исполняет принятую Экологическую политику: увеличивает использование биоразлагаемых материалов, проводит модернизацию и регулярный мониторинг экологической безопасности оборудования, применяет принципы зеленого офиса, то есть использование экологически безопасных расходных материалов, экономия бумаги, снижение водо- и энергопотребления.

В 2015 г. в компании и ее филиалах образованы специальные отделы, осуществляющие экологический контроль. Регулярно отслеживаются такие показатели, как объемы сброса сточным вод, количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, концентрация вредных веществ в сточных водах и другие. В данной сфере социальной ответственности «Ростелеком» также сотрудничает с НКО, например, с образовательными центрами, где сотрудники проходят необходимые курсы по экологической безопасности. С 1995 г. с целью оказания помощи особо охраняемым территориям России и стран СНГ в Калининградской области проводится акция «Марш парков», в которой принимают участие сотни волонтеров, в число которых входят и сотрудники филиала «Ростелекома». Данная акция предполагает ежегодное проведение субботников на территории национального парка «Куршская коса» [13].

Итак, ПАО «Ростелеком» наряду с тремя проанализированными нами российскими компаниями также уделяет существенное внимание социальной ответственности в различных сферах. Проекты преимущественно реализуются в партнерстве с НКО, что, безусловно, увеличивает их социальный эффект.

Таким образом, в ходе исследования совместных социально-ориентированных проектов коммерческого и некоммерческого секторов на примере четырех крупнейших компаний из разных отраслей российской экономики: ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Банк ВТБ», ПАО «ГМК «Норильский никель», ПАО «Ростелеком» -можно сделать вывод о том, что такое партнерство в значительной степени способствует повышению уровня социальной ответственности бизнеса и является эффективным методом реализации программ компаний по развитию социальной, экономической и экологической сфер нашей страны.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О некоммерческих организациях» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 02.05.2020).

2. Корпоративная социальная ответственность: учебник / под общ. ред. И. Ю. Беляевой, М. А. Эскиндарова. - М.: КноРус, 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://book.ru/book/927771 (дата обращения: 02.05.2020).

3. Мироненко, Н. В. Волонтерская деятельность в системе социального партнерства некоммерческих организаций // Вестник государственного и муниципального управления. - 2014. - № 3 (14). - С. 108-115.

4. Мунина, О. В. Некоммерческие организации (НКО) в системе социального партнерства профилактики межнациональных и межрелигиозных конфликтов // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века: материалы XII Международной научно-практической конференции, приуроченной к 30-летию открытия первого в постсоветском пространстве мусульманского медресе при ЦДУМ России имени Ризаэтдина бинэ Фахретдина. Уфа, 23-24 октября 2019 г. - Уфа: ПечатниК, 2019. - С. 326-332.

5. Щербаченко, П. С. Роль социальных программ в корпоративной социальной ответственности // Социально-экономические и финансовые механизмы обеспечения инновационного развития экономики: тезисы докладов III Международной научно-практической конференции. Минск, 20-21 сентября 2012 г.) / редкол.: И. И. Кукурудза. - Минск: Государственный институт управления и социальных технологий БГУ, 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.bsu.by/ handle/123456789/19383 (дата обращения: 02.05.2020).

6. Щербаченко, П. С. Управление взаимодействием со стейкхолдерами в российских компаниях // Вестник университета. -2018. -№ 5. - С. 155-161.

7. Благотворительный фонд Владимира Потанина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fondpotanin.ru (дата обращения: 02.05.2020).

8. Объединение - основа роста: отчет об устойчивом развитии 2018 // ВТБ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vtb.ru/akcionery-i-investory/raskrytie-informacii/godovoj-i-socialnyj-otchet/ (дата обращения: 02.05.2020).

9. Отчет в области устойчивого развития - 2018 // Роснефть [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rosneft. ru/upload/site1/document_file/Rosneft_CSR18_RU_Book.pdf (дата обращения: 02.05.2020).

10. Некоммерческие организации в системе корпоративной социальной ответственности // Studme.org [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://studme.org/67748/menedzhment/nekommercheskie_organizatsii_sisteme_korporativnoy_ sotsialnoy_otvetstvennosti (дата обращения: 02.05.2020).

11. Новый Норникель: стратегия в действии: отчет об устойчивом развитии 2018 // Норникель [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.nornickel.ru/files/ru/CS0pdf/NN_SR2018.pdf (дата обращения: 02.05.2020).

12. Фандрайзинговые благотворительные фонды // Русфонд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rusfond.ru/ navigator?name=&area-id=&direct=&federal-district=&region=&total-interval=5&sort=Total&report=7 (дата обращения: 02.05.2020).

13. Цифровая экосистема экономики будущего: отчет об устойчивом развитии 2018 // Ростелеком [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.company.rt.ru/upload/iblock/ee0/Rostelecom_CSR2018_RU_FULL_1406.pdf (дата обращения: 02.05.2020).

References

1. Federal'nyi zakon ot 12.01.1996 № 7-FZ (red. ot 02.12.2019) "O nekommercheskikh organizatsiyakh" [Federal law "On Non-Profit Organizations " No. 7-FZ, dated on January 12, 1996 (as amended, dated on December 2, 2019)]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (accessed 02.05.2020).

2. Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost': uchebnik [Corporate social responsibility: textbook], pod obshch. red. I. Yu. Belya-evoi, M. A. Eskindarova. Moscow, KnoRus, 2018. Available at: https://book.ru/book/927771 (accessed 02.05.2020).

3. Mironenko N. V. Volonterskaya deyatel'nost' v sisteme sotsial'nogo partnerstva nekommercheskikh organizatsii [Volunteering in the system of social partnership of non-profit organizations]. Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [Journal of Public and Municipal Administration], 2014, no. 3 (14), pp. 108-115.

4. Munina O. V. Nekommercheskie organizatsii (NKO) v sisteme sotsial'nogo partnerstva profilaktiki mezhnatsional'nykh i me-zhreligioznykh konfliktov [Non-profit organizations (NCO) in the system of social partnership for the prevention of interethnic andinterreligious conflicts]. Idealy I tsennosti islama v obrazovatel'nom prostranstve XXI veka: materialy XII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, priurochennoi k 30-letiyu otkrytiya pervogo v postsovetskom prostranstve musul'manskogo

medrese pri TsDUM Rossii imeni Rizaetdina bine Fakhretdina. Ufa, 23-24 oktyabrya 2019 g. [Ideals and values of Islam in the educational space of the XXI century: proceedingss of the XII International Scientific and Practical Conference, timed to the 30th anniversary of the opening of the first Muslim madrasah in the post-Soviet space at the Central Muslim Spiritual Board of Russia named after Rizaetdin bin Fakhretdin. Ufa, October 23-24, 2019]. Ufa, PechatniK, 2019, pp. 326-332.

5. Shcherbachenko P. S. Rol' sotsial'nykh programm v korporativnoi sotsial'noi otvetstvennosti [The role of social programs in corporate social responsibility]. Sotsial'no-ekonomicheskie i finansovye mekhanizmy obespecheniya innovatsionnogo raz-vitiya ekonomiki: tezisy dokladov III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Minsk, 20-21 sentyabrya 2012 g. [Socio-economic and financial mechanisms for ensuring innovative development of the economy: abstracts of reports of the III-d International Scientific and Practical Conference. Minsk, September 20-21, 2012], redkol: I. I. Kukurudza. Minsk, Gosu-darstvennyi institut upravleniya i sotsial'nykh tekhnologii BGU, 2012. Available at: http://elib.bsu.by/handle/123456789/19383 (accessed 02.05.2020).

6. Shcherbachenko P. S. Upravlenie vzaimodeistviem so steikkholderami v rossiiskikh kompaniyakh [Management of interaction with stakeholders in Russian companies]. Vestnik Universiteta, 2018, no. 5, pp. 155-161.

7. Blagotvoritel'nyi fond Vladimira Potanina [Vladimir Potanin Charitable Foundation]. Available at: https://www.fondpotanin. ru (accessed 02.05.2020).

8. Ob'edinenie - osnova rosta: otchet ob ustoichivom razvitii 2018 [Integration is the basis for growth: sustainable development report 2018]. VTB. Available at: https://www.vtb.ru/akcionery-i-investory/raskrytie-informacii/godovoj-i-socialnyj-otchet/ (accessed 02.05.2020).

9. Otchet v oblasti ustoichivogo razvitiya - 2018 [Sustainable development report 2018]. Rosneft' [Rosneft]. Available at: https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/Rosneft_CSR18_RU_Book.pdf (accessed 02.05.2020).

10. Nekommercheskie organizatsii v sisteme korporativnoi sotsial'noi otvetstvennosti [Non-profit organizations in the system of corporate social responsibility]. Studme.org. Available at: https://studme.org/67748/menedzhment/nekommercheskie_organizat-sii_sisteme_korporativnoy_sotsialnoy_otvetstvennosti (accessed 02.05.2020).

11. Novyi Nornikel': strategiya v deistvii: otchet ob ustoichivom razvitii 2018 [New Norilsk Nickel: strategy in action: report on sustainable development 2018]. Nornikel' [Nornickel]. Available at: https://www.nornickel.ru/files/ru/CS0pdf/NN_SR2018. pdf (accessed 02.05.2020).

12. Fandraizingovye blagotvoritel'nye fondy [Fundraising charity funds]. Rusfond. Available at: https://rusfond.ru/naviga-tor?name=&area-id=&direct=&federal-district=&region=&total-interval=5&sort=Total&report=7 (accessed 02.05.2020).

13. Tsifrovaya ekosistema ekonomiki budushchego: otchet ob ustoichivom razvitii 2018 [Digital ecosystem of the future economy. Sustainable development report 2018]. Rostelecom. Available at: https://www.company.rt.ru/upload/iblock/ee0/Rostelecom_ CSR2018_RU_FULL_1406.pdf (accessed 02.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.