Научная статья на тему 'Стратегическая роль информационных технологий в развитии системы управления конкурентоспособностью предприятий Чувашской Республики'

Стратегическая роль информационных технологий в развитии системы управления конкурентоспособностью предприятий Чувашской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
889
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / INFORMATION TEXNOLOGIES / THE METHODS OF EVALUATING THE COMPETITIVE CAPACITY OF ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинин Андрей Михайлович

Исследована роль информационной составляющей в оценке потенциала конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности Чувашской Республики и обоснованы направления принятия стратегических решений развития субъектов на его основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ROLE OF INFORMATION TEXNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF ADMINISTRATION SYSTEM OF THE COMPETITIVE CAPACITY OF ENTERPRISES OF THE CHUVASH REPUBLIC

The role of information Chuvash republic component in the estimation of the potential of the competitive capacity of enterprises of food industry is investigated and the directions of making strategic decisions of the development of subjects on its basis are substantiated.

Текст научной работы на тему «Стратегическая роль информационных технологий в развитии системы управления конкурентоспособностью предприятий Чувашской Республики»

УДК 330.341.4(470.344)

А.М. КАЛИНИН

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ*

Ключевые слова: информационные технологии, методы оценки конкурентоспособности предприятия.

Исследована роль информационной составляющей в оценке потенциала конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности Чувашской Республики и обоснованы направления принятия стратегических решений развития субъектов на его основе.

A.M. KALININ

STRATEGIC ROLE OF INFORMATION TEXNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF ADMINISTRATION SYSTEM OF THE COMPETITIVE CAPACITY OF ENTERPRISES OF THE CHUVASH REPUBLIC

Key words: information texnologies, the methods of evaluating the competitive capacity of enterprises.

The role of information Chuvash republic component in the estimation of the potential of the competitive capacity of enterprises of food industry is investigated and the directions of making strategic decisions of the development of subjects on its basis are substantiated.

Информационные технологии (ИТ) являются наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени ИТ прошли несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом техническим прогрессом, появлением новых технологических средств поиска и переработки данных. Последний по времени этап, часто называемый новым, характеризуется изменением направленности ИТ с развития технических средств на создание стратегического преимущества в бизнесе.

Стратегическая роль ИТ в современном мире - способствовать менеджменту, адекватно реагировать на динамику рынка, создавать, поддерживать и углублять конкурентное преимущество (СотреШуе Advantage) с целью извлечения максимальной выгоды.

Предприятие оказывается конкурентоспособным, если реализуется его многоуровневый потенциал (информационный, управленческий, маркетинговый, финансовый потенциал и т.п.), позволяющий сформировать устойчивое рыночное преимущество. Достижение приоритетов по каждому из этих направлений обеспечивает бесспорное преимущество предприятия в конкурентной борьбе. В частности, алгоритм комплексных исследований конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности региона с учетом приоритетного влияния на нее информационных технологий в полной мере не отработан и должен включать следующие этапы: отбор группы предприятий; определение показателей внутренних ресурсов для оценки их конкурентоспособности; выявление зависимости между показателями конкурентоспособности (парные коэффициенты корреляции); качественная оценка статистически значимых показателей конкурентоспособности методом экспертных оценок; количественная оценка показателей в интегральной конкурентоспособности через весовые коэффициенты; определение конкурентоспособности по каждому из выбранных критериев как отношение фактического показателя по конкретному предприятию к его максимальному значению среди предприятий группы; расчет величины интегральной конкурентоспособности предприятия.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 110200015 а).

Предприятия пищевой промышленности Чувашской Республики, участвующие в выборке (10 предприятий) соответствуют требованиям принадлежности к одной отрасли, реализуют продукцию в основном на одном рынке, функционируют не менее 5 лет.

На основании анализа производственной и финансовой деятельности предприятия выделено 4 группы показателей внутренних ресурсов1, которые, по нашему мнению, определяют конкурентоспособность предприятий пищевой промышленности: маркетинговые критерии (ассортимент, объем выпуска продукции (в тыс. руб.), средняя стоимость 1 ед. продукции); финансовые критерии (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент автономии (финансовой устойчивости), коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами, коэффициент рентабельности собственного капитала); организационно-технологические критерии (производительность труда, остаточная стоимость основных средств); информационные критерии (доля структурных подразделений, имеющих ПК; доля структурных подразделений, имеющих доступ к ЛВС; доля структурных подразделений, имеющих доступ к Интернет; доля бизнес-процессов, обслуживаемые специальными программными средствами; электронные расчеты с потребителями; доля заказов на продукцию, полученных через Интернет, в общем объеме).

Сформулирована рабочая гипотеза о тесной зависимости вышеназванных критериев и конкурентоспособности предприятия. Предполагается, что данные наблюдений можно считать случайными и выбранными из генеральной совокупности, распределенной по нормальному закону. Для оценки зависимости между выбранными критериями оценки конкурентоспособности была применена статистическая программа «31а1дгарЫсБ»: модуль описательной статистики, анализ множества переменных, корреляционный анализ (корреляция по Пирсону).

Таким образом, из 15 исследуемых ресурсов, которые, как предполагалось, определяют конкурентоспособность предприятия, статистически значимыми оказались: доля заказов на продукцию, полученных через Интернет, в общем объеме, рентабельность собственного капитала, доля бизнес-процессов, обслуживаемые специальными программными средствами в общем количестве бизнес-процессов, выпуск продукции, производительность труда.

В табл. 1 приведены положительные коэффициенты корреляции, которые показывают силу линейной связи между вариациями.

Методом экспертных оценок проведена качественная оценка 5 статистически значимых показателей конкурентоспособности. В группу экспертов вошли сотрудники информационно-коммуникационных, маркетинговых, финансовоэкономических отделов, служб развития предприятий на основании коэффициента компетентности.

Отобранные показатели (объекты) были подвергнуты экспертной оценке (проранжированы) по степени влияния того или иного показателя на результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Для проверки согласованности действий экспертов рассчитывали коэффициент конкорда-ции (согласия).

Максимальное значение конкурентоспособности К = 1 по /-му ресурсу будет у предприятия, обладающего наибольшим значением этого показателя (табл. 2).

К = 0,324Кг + 0,257К/ + 0,196Кс + 0,147Кр + 0,076К^, где Кг - выпуск продукции; К/ - производительность труда; Кс - доля заказов на продукцию, полученных через Интернет в общем объеме; Кр - рентабель-

1 В исследовании была изучены и подвергнуты корректировке группы показателей, используемые авторами научной разработки «Управление отраслевой конкурентоспособностью в условиях инновационного развития региональной экономики» [1. С. 146-149].

ность собственного капитала; К - доля бизнес-процессов, обслуживаемых специальными программными средствами.

Таблица 1

Корреляционная матрица статистически значимых ресурсов, определяющих конкурентоспособность предприятий пищевой промышленности региона

Доля заказов на продукцию, полученных через Интернет, в общем объеме Рентабельность собственного капитала Доля бизнес-процессов, обслуживаемых специальными программными средствами Выпуск про- дукции Произ- водитель ность труда

Доля заказов на продукцию, полученных через Интернет, в общем объеме 1 0,7481 0,7363 0,8524 0,8101

р 0,0128 0,0152 0,0017 0,0046

Рентабельность собственного капитала 0,7481 1 0,8066 0,8093 0,8619

Р 0,0128 0,0048 0,0046 0,0013

Доля бизнес-процессов, обслуживаемых специальными программными средствами 0,7363 0,8066 1 0,8301 0,7812

Р 0,0152 0,0076 0,0030 0,0076

Выпуск продукции 0,8524 0,8093 0,8301 1 0,9386

р 0,0017 0,0046 0,0030 0,0001

Производительность труда 0,8101 0,8619 0,7812 0,9386 1

Р 0,0046 0,0013 0,0076 0,0001

Таблица 2

Сводная таблица конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности Чувашской Республики

Предприятие Конкурентоспособность

Kr Kl Kc Kp Kf К

ОАО «АККонд» 1 1 0,847 0,958 0,905 0,95

ООО «Чебоксарская птицефабрика» 0,051 0,454 0,15 0,734 0,595 0,31

ОАО «Маслосырбаза “Чувашская”» 0,14 0,35 0,066 0,842 0,121 0,24

ОАО Компания «ЮниМилк» филиал «Молочный комбинат “Чебоксарский”» 0,61 0,748 1 0,978 1 0,81

ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» 0,087 0,401 0,235 0,768 0,452 0,3

ОАО «Вурнарский мясокомбинат» 0,124 0,434 0,281 0,684 0,285 0,3

ОАО «Чебоксарская макаронно-кондитерская фабрика “Вавилон”» 0,664 0,987 0,624 1 0,928 0,8

ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма “Букет Чувашии”» 0,423 0,727 0,91 0,863 0,621 0,66

ОАО «САН-ИнБев», филиал в г. Новочебоксарск 0,5 0,704 0,781 0,821 0,738 0,67

ОАО «Чувашский бройлер» 0,07 0,531 0,058 0,695 0,429 0,29

Предлагается 3 интервальных уровня оценки интегральной конкурентоспособности: 1) К< 0,4 - низкая конкурентоспособность; 2) 0,41 < К< 0,7 - средняя конкурентоспособность; 3) 0,71 < К < 1 - высокая конкурентоспособность.

Методика оценки уровня конкурентоспособности организации, основанная на интегральном подходе, с некоторыми элементами ее совершенствования в части формирования предельно объективного перечня факторов по-

зволит получить наиболее точный результат и обеспечить возможность принятия эффективных управленческих решений для устранения выявленных в ходе анализа отрицательных сторон.

Таким образом, интегральная конкурентоспособность поможет руководству предприятий пищевой промышленности оценить позиции предприятия и разработать дальнейшую стратегию развития на региональном рынке. Данная информация может быть полезна и потенциальным инвесторам, так как служит индикатором инвестиционной привлекательности.

Особый интерес представляет оценка информационно-коммуникационного потенциала исследуемых предприятий, сделанная на основе изучения коэффициентов обеспеченности персонала персональными компьютерами (ПК) (Коппк); автоматизации бизнес-процессов (Кабп); доступа к Интернет (Кди); доли электронных заказов (Кэз); эффективности электронного документооборота (Кэдо)).

Внедрение системы менеджмента качества и современных корпоративных информационных систем (КИС) позволило ОАО «Акконд», ОАО Компания «ЮниМилк» филиал «Молочный комбинат “Чебоксарский”» обеспечить первенство по данному конкурентному потенциалу (коэффициенты 5,63 и 4,01, соответственно, в табл. 3).

Таблица 3

Конкурентный информационно-коммуникационный потенциал предприятий пищевой промышленности Чувашской Республики

Предприятия пищевой промышленности Годы Ср.

2007 2008 2009 2010 2011

ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма “Букет Чувашии”» 2,87 2,98 3,26 2,58 3,46 3,03

ОАО Компания »ЮниМилк» филиал «Молочный комбинат “Чебоксарский”» 3,86 3,98 4,02 4,08 4,06 4,01

ОАО «Чувашский бройлер» 2,64 2,99 3,26 3,45 3,08 3,08

ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» 3,15 3,18 3,22 3,19 3,16 3,18

ОАО «Вурнарский мясокомбинат» 2,46 2,25 2,56 2,89 3,26 2,68

ОАО «АККонд» 5,45 5,78 5,82 5,45 5,67 5,63

В целях повышения уровня использования конкурентного потенциала предприятиям пищевой промышленности Чувашской Республики необходима разработка стратегий, обеспечивающих формирование устойчивых долгосрочных конкурентных преимуществ. Представляется, что внедрение универсальных ERp-систем2 позволило бы обеспечить полную функциональность, необходимую для реализации информационных сервисов самообслуживания, аналитики, а также эффективное управление финансами, персоналом, оперативной деятельностью и сервисными службами предприятий. Решение ERP позволяет предприятиям добиться более высокой доходности инвестиций в информационные технологии, снизить общую стоимость владения ими, в максимальной степени использовать преимущества гибкой ИТ-инфраструктуры, ускорить внедрение инноваций, а также получить большую прозрачность информации в системе, в результате чего предприятия смогут оперативно и экономично адаптироваться к изменяющимся требованиям бизнеса.

2 ERP-системы (от Enterprise resources planning - Управление ресурсами предприятия) - современные автоматизированные системы поддержки управленческой деятельности. набор интегрированных приложений, которые комплексно, в едином информационном пространстве поддерживают все основные аспекты управленческой деятельности предприятий.

Выбор конкретной БРР-системы для внедрения является сложным и многокритериальным процессом по следующим основным причинам: высокая стоимость приобретаемого продукта (доходящая до нескольких миллионов долларов); большое разнообразие предлагаемых БРР-систем; длительность срока подготовки специалистов по внедряемому продукту; предпродажный цикл (от нескольких месяцев до нескольких лет); сам цикл внедрения (цикл внедрения БРР-системы даже на одной производственной площадке предприятия может длиться до нескольких лет). Проект по внедрению БРР-системы должен рассматриваться руководством предприятия как стратегическая инвестиция, направленная на принятие правильных стратегических и тактических решений на основе автоматизированной обработки актуальной и достоверной информации. В то же время БРР-система - это не только инструментарий для бизнеса, но и технология его ведения.

В настоящее время российские БРР-системы в сравнении с западными аналогами демонстрируют хорошую динамику развития, поскольку последние хуже приспособлены к работе со сложными, нецелостными и нелогичными бизнес-моделями, которые в настоящее время более жизнеспособны в России. Недостатком западных систем является также их высокая стоимость, хотя некоторые российские программные системы по стоимости уже догоняют западные БРР-системы.

Представляется, что на сегодняшний день внедрение БРР-системы является самым полным и интегрированным решением, позволяющим предприятиям добиться нового качества контроля над всей административной, финансовой и оперативной деятельностью, повысить эффективность, про-гнозируемость и прибыльность бизнеса.

Таким образом, устойчивое положение предприятия на товарном рынке определяют имеющиеся у него возможности: наличие эффективной корпоративной информационной системы, наличие современной технологии, оборудования, подготовленных кадров и прочих ресурсов, обеспечивающих функционирование и стратегическое развитие предприятия. К важным конкурентным позициям предприятий относятся: информатизация процессов управления, степень удовлетворения запросов покупателя, рыночная доля продукции фирмы, рентабельность производства, инновации, производительность труда, стратегическое планирование и управление, способность оперативно реагировать на потребности рынка. Конкурентоспособность предприятия - понятие относительное, носит динамический характер, зависит от внешней среды и внутрифирменного потенциала.

Литература

1. Иванов В.Н., Андреев В.В., Калинина Г.В., Белова Н.П. Управление отраслевой конкурентоспособностью в условиях инновационного развития региональной экономики (на примере пищевой промышленности Чувашской Республики). Чебоксары: ЧКИ (филиал) РУК, 2011. 214 с.

КАЛИНИН АНДРЕИ МИХАИЛОВИЧ - соискатель ученой степени кандидата экономических наук, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары (tempakm@gmail.com).

KALININ AN DREY MIKHAYLOVICH - a competitor of scientific degree of Economics Sciences candidate, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.