СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ
КАПЛИНА А.В.,
кандидат экономических наук, доцент, докторант, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
e-mail: [email protected]
_ В статье «Стратегическая диагностика региональной системы финансирования
е „
то кластерных инициатив» реализуется концепция полиаспектной оценки региональной си-
лЭ
> стемы финансирования проектов кластеризации и предлагается методический инстру-
с ментарий стратегической диагностики ее состояния с целью определения финансово обо-
О снованных направлений формирования кластеров в регионе.
О
Ключевые слова: финансирование; кластерные проекты; стратегическая диагностика; региональная система.
О с со
м о
л Q О —1 сг
2
STRATEGIC DIAGNOSTICS OF REGIONAL SYSTEM OF FINANCING OF CLUSTER INITIATIVES
^ KAPLINA A.V.,
PhD, Associate Professor,
° Rostov state economic university (RSEU),
2 e-mail: [email protected]
IN
In the article «Strategic Diagnostics ofRegional System ofFinancing ofClusterlnitiatives» the n concept ofa polyaspect assessment ofregional system offinancing ofprojects ofa clustering is realized
and the methodical tools ofstrategic diagnostics ofits statefor thepurpose ofdefinition offinancially reasonable directions of formation of clusters in the region are offered.
Keywords: financing; cluster projects; strategic diagnostics; regional system. JEL classification: O16, O18.
Формирование конкурентоспособных кластеров непосредственно связано с состоянием системы финансирования соответствующих проектов в регионах, поскольку позволяет определять финансово обоснованные варианты региональной кластеризации. В то же время в современной российской науке не выработано единой модели оценивания системы финансирования какого-либо направления регионального развития, несмотря на то, что осуществление любого проекта в рамках региональной политики всегда сопровождается оценкой его результативности. Как правило, отечественные экономисты, проводя оценку финансового состояния региона, сращивают данное понятие с оценкой бюджетной эффективности. Это обусловлено тем, как отмечает С.В. Зенченко, что большинство исследователей рассматривают бюджет как главный источник ресурсной базы региона, не рассматривая при этом другие источники финансирования (Зенченко, 2008). Вместе с тем именно в процессах региональной кластеризации наиболее активно (а при качественном управлении -наиболее эффективно) осуществляется пространственное регулирование ресурсных потоков, которое может
© Каплина А.В., 2014
быть представлено как обеспечение связывания ресурсов на определенной территории в заданном объеме (в соответствии с потребностями в них проектов кластеризации) и в установленные сроки. Учитывая постоянный динамизм и перманентную изменчивость факторов, определяющих величину и структуру внутри- и межрегиональных ресурсных потоков, одной из важных задач региональной экономики является разработка формализованного инструментария для проведения объективной оценки финансового потенциала региона с целью его ориентации на использование в проектах кластеризации (Матвеева, Чернова, 2013).
Отметим в данной связи, что наиболее распространенная в практике управления стратегическим развитием регионов Методика комплексной оценки финансового положения и качества управления финансами субъектов РФ и муниципальных образований, разработанная Министерством финансов РФ, № 223 от 02.08.2004 г., также основана на принципах оценки бюджетной эффективности. Данная методика предполагает использование системы индикаторов, для каждого из которых установлены критические значения максимального риска неплатежеспособности (наихудшее качество управления финансами) и минимального риска неплатежеспособности (оптимальное качество управления финансами). Если значение индикатора находится за пределами критического значения максимального риска неплатежеспособности, то оценка индикатора равна 0, если за пределами критического значения минимального риска неплатежеспособности, - оценка равна 1, если между двумя критическими значениями - индикатору присваивается оценка от 0 до 1. Максимально возможное количество баллов, характеризующее наилучшее финансовое положение и качество управления финансами, равно 30.
Очевидно, что специфика финансовых отношений при реализации кластерной политики в регионе не предполагает возможности использования данной методики для характеристики состояния системы финансирования кластерных инициатив. Оценка эффективности финансирования отдельных направлений регионального развития в настоящее время является объектом исследования многих ученых и, учитывая споры о достоверности результатов, полученных с применением той или иной методики, остается актуальной проблемой и в настоящее время.
В данной статье предлагается трехшаговая методика стратегической диагностики состояния региональной системы финансирования кластерных инициатив (см. рис. 1).
см
I—
о о
Т
Рис. 1. Этапы диагностики состояния региональной системы финансирования кластерных инициатив
Шаг 1. Исследование текущего состояния системы.
Учитывая, что кластерные проекты представляют собой достаточно сложную систему взаимосвязанных разноаспектных компонент, задача оценки состояния системы финансирования кластерных инициатив относится к типу слабоструктурированных многокритериальных задач, для решения которых могут быть использованы методы анализа иерархий. Формирование иерархической модели позволяет определить множество показателей, характеризующих в совокупности состояние системы финансирования, что предполагает выделение следующих комплексных групп показателей оценки уровня организации системы финансирования, отличающихся высоким уровнем агрегации:
1. Организационно-управленческий блок - группа показателей, характеризующих деятельность субъектов, которые осуществляют функции пространственно-временной координации финансовых потоков для реализации кластерных инициатив.
2. Организационно-инфраструктурный блок - группа показателей, определяющих уровень развития отношений финансирования между субъектами, формирующими кластер.
3. Институциональный блок - группа показателей, описывающих уровень институционализации процессов финансирования кластерных инициатив в регионе.
4. Результативный блок - группа показателей, характеризующих соответствие потенциала системы финансирования целям реализации кластерной политики в регионе с учетом современных тенденций модернизации и инновационного развития национальной экономики.
о см
со 3
О
О
О о
<
а а
ю
ю >
m
О O z
0
1 о
с
со >
M
о
л Û о —1 сг
2
Показатели, на основании которых производится оценка каждого блока, могут иметь количественную или количественно-качественную форму. Иными словами, предлагаемый методический подход к проведению оценки системы финансирования кластерных инициатив в регионе позволяет сформировать модель состояния данной системы через совокупность количественных и качественных показателей, которые отражают ее способность к финансовому обеспечению процессов кластеризации в регионе. При определении состава показателей С.В. Зенченко рекомендует учитывать следующие требования:
- возможность оценивания различных направлений и сфер развития региональной системы финансирования;
- применение оценочно-аналитических показателей на различных уровнях управления развитием системы финансирования;
- обеспечение в результате оценочно-аналитических процедур стимулирования регионов к наращиванию их финансового потенциала;
- проведение оценки, не требующее специальных знаний и специальной подготовки по работе с математическим и статистическим аппаратом в связи с ограниченностью квалифицированных кадров на региональном и местном уровне (Зенченко, 2008).
Шаг 2. Выделение ростоформирующих и лимитирующих факторов развития финансовой системы.
Осуществление данного этапа имеет большое значение для повышения эффективности управления функционированием и развитием системы, поскольку в соответствии с одним из универсальных законов теории организации, известным как закон наименьших, суммарная устойчивость целого определяется наименьшей его частичной устойчивостью (Богданов, 2009). То есть эффективность системы финансирования кластерных инициатив будет зависеть от того, в какой мере используется и вовлекается в процесс ее функционирования каждая составляющая и насколько она «устойчива» по отношению к направленным на нее воздействиям. Поэтому выделение ростоформирующих и лимитирующих факторов развития системы является важным этапом диагностики ее состояния. При этом в стратегической диагностике первоочередным является выделение тех факторов, которые имеют определяющее значение, т. е. проведение процедуры ранжирования факторов по степени их важности для развития системы финансирования. Методическая последовательность проведения оценки важности факторов осуществляется в два этапа (см. рис. 2).
л
Подготовительный этап
•Подготовка листов экспертного опроса •Подбор экспертов •Проведение экспертного опроса
Обработка результатов опроса
•Определение балльной оценки по каждому фактору •Определение коэффициента значимости фактора •Ранжирование факторов по степени значимости
Рис. 2. Этапы оценки степени важности факторов
Перечень факторов, характеризующих в совокупности степень благоприятности условий для функционирования региональной системы финансирования, определяется в соответствии с ее иерархической моделью. Для оценки степени значимости факторов в развитии системы финансирования предполагается применение весовых коэффициентов.
На подготовительном этапе важно правильно сформировать экспертную группу, руководствуясь следующими методологическими принципами, обеспечивающими баланс интересов различных субъектов кластерной политики в регионе:
- в состав экспертной группы включаются специалисты, компетентные в области региональных финансов, регионального управления, финансового менеджмента (соответствие квалификационному уровню);
- группа экспертов состоит из представителей региональной и муниципальной власти, бизнес-сообщества, научно-образовательной сферы, заинтересованных в формировании кластеров (требования к составу);
- обеспечение «равноправия» мнений экспертов различного уровня компетенции.
Затем осуществляется обработка результатов экспертного опроса и агрегирование взвешенных оценок в итоговый балл.
Шаг 3. Оценка влияния возможных изменений состояния системы на развитие кластерных процессов.
Изменение состояния региональной системы финансирования может осуществляться как целенаправленно, в результате управляющих воздействий органов власти субъектов РФ, так и определяться изменениями внешней среды.
Внешнее влияние может оказывать воздействие со стороны спроса на услуги финансирования. В частности, речь идет об уровне развития инновационного предпринимательства, осуществляющего деятельность на территории региона. При оценке влияния фактора «финансовый потенциал инновационного предпринимательства в регионе» необходимо учитывать, что он представляет собой динамическую характеристику, детерминируемую, с одной стороны, внутренними возможностями хозяйствующего субъекта или группы взаимодействующих субъектов к реализации кластерных проектов, с другой стороны, - специфическими региональными условиями. Отметим, что в официальной статистике практически отсутствуют данные, характеризующие деятельность малого и среднего предпринимательства, что не способствует точности проводимых оценок. Например, значение такого важного индикатора развития малого бизнеса, как численность малых предприятий, в разных источниках информации различается в несколько раз. Еще менее изученными и относимыми к числу наиболее сложных задач являются вопросы оценки инновационной деятельности предприятий и организаций, в том числе в сфере реализации кла- о стерных проектов. Тем не менее, не вызывает сомнений, что даже приближенные характеристики представляют ценность для принятия решений, ориентированных на стимулирование процессов формирова- см ния и развития региональных кластеров. 2
Уровень финансового потенциала инновационного предпринимательства как компонента инновационного поля, определяющего спрос на услуги финансирования кластерных инициатив в регионе, целесообразно оценивать в следующих аспектах: О
- наличие у предприятий и организаций финансовых возможностей к реализации проектов модернизации и инновационного развития; ^
- проявление инновационной активности, включая проведение научных исследований и разработок, получение патентов, создание и использование передовых производственных технологий; ^г
- полученные результаты инновационной деятельности (товары, работы и услуги).
Для оценки финансового потенциала инновационного предпринимательства предлагается использовать данные Госкомстата, являющиеся наиболее надежным и доступным источником информации, а также -<> данные о результатах реализации региональных Программ социально-экономического развития территории, размещенные на официальных сайтах органов власти субъектов РФ. В их числе: сумма прибыли ор- ^ ганизаций; удельный вес прибыльных организаций; затраты на технологические инновации; поступление У патентных заявок; число созданных и используемых передовых производственных технологий; инноваци- 0 онная активность организаций (предприятий); доля инновационной продукции в общем объеме производ- ^ ства товаров, работ, услуг. О
- ш
Также внешнее воздействие может быть оказано со стороны предложения услуг финансирования кластерных инициатив. Влияние данных факторов может проявляться в изменении следующих показателей:
- количество объектов финансовой инфраструктуры, предоставляющих услуги финансирования кластерных проектов;
- объем бюджетов венчурных фондов;
- объем бюджетных средств, выделяемых в рамках федеральных и региональных программ для финансирования кластерных инициатив;
- доля налоговых кредитов и льгот, предоставленных субъектам кластера, в общем объеме налоговых поступлений.
Оценивая степень воздействия изменений состояния системы финансирования на развитие кластерных инициатив в регионе, следует определить, в какой мере они влияют на спрос и предложение финансовых ресурсов. На основании этого анализа принимается решение о необходимости осуществления управляющих воздействий для повышения уровня сбалансированности развития системы. Как правило, в основе данных воздействий лежит либо необходимость преодоления ограничивающего воздействия изменений внешней среды, либо обеспечение функциональной преемственности ростоподдерживающих факторов. Обоснование целесообразности изменения тех или иных факторов основывается на их ранжировании по величине коэффициента значимости. Алгоритм процедуры стратегической диагностики системы финансирования кластерных инициатив в регионе представлен в виде ряда этапных действий (см. рис. 3).
Блок 1. Стратегическая диагностика состояния системы финансирования
Шаг 1. Оценка состояния системы финансирования
Оценка составляющих системы финансирования
Определение профиля модели, описывающей состояние системы
Сравнение модели фактического состояния системы с нормативно-целеориентирующей моделью
Шаг 2. Определение ростоформирующих и лимитирующих факторов
Экспертная оценка факторов на предмет их влияния на состояние системы
Ранжирование факторов по степени их влияния
Выделение наиболее значимых факторов, определяющих состояние системы
Шаг 3. Оценка влияния возможных изменений системы на состояние кластерных процессов /
Объект оценки
- изменение спроса на услуги финансирования кластерных инициатив;
- изменение предложения на услуги (финансирования кластерный инициатив
Оценка влияния управленческих воздействий органов власти субъектов РФ
Л. -U
Блок 2. Принятие управленческих решений, обеспечивающих перевод системы в состояние более высокого уровня
-1 L
Блок 3. Мониторинг изменения состояния системы финансирования и оценка ее
эффективности
Рис. 3. Алгоритм процедуры стратегической диагностики состояния региональной системы финансирования кластерных инициатив
л Q О —t сг
2
Таким образом, стратегическая диагностика представляет собой один из важных инструментов повышения эффективности функционирования региональной системы финансирования кластерных инициатив, позволяющих на основе оценки ее состояния, выявления факторов, оказывающих ростоформирующее и лимитирующее воздействие и обусловливающих изменения данного состояния, выработать действенные меры по формированию благоприятных условий для реализации кластерной политики в регионе.
ЛИТЕРАТУРА
БогдановА.А. (2009). Очерки организационной науки // Lib.ru/Кпассика. Доступно на: http://az.lib.ru/b/ bogdanow_aleksandr_aleksandrowich/text_0030.shtml.
Зенченко С.В. (2008). Анализ методов оценки финансового потенциала региона // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика», № 8.
МатвееваЛ.Г., Чернова О.А. (2013). Моделирование процессов управления ресурсными потоками в целях развития периферийных территорий // Terra economicus, № 3.
REFERENCES
Bogdanov A.A. (2009). Sketches of organizational science. Lib.ru/classics. Available at: http://az.lib.ru/b/ bogdanow_aleksandr_aleksandrowich/text_0030.shtml. (In Russian.)
MatveevaL.G., Chernova O.A. (2013). Modeling of management processes by resource streams for development of peripheral territories. Terra economicus, no. 4. (In Russian.)
Zenchenko S.V. (2008). Analysis of methods of an assessment of financial capacity of the region. Collection of scientific works of NCSTU. Economy series, no. 8. (In Russian.)