Научная статья на тему 'Стратагемно-тактическая организация гипертекстового пространства (на материале интернет-сайтов ресторанов русской кухни)'

Стратагемно-тактическая организация гипертекстового пространства (на материале интернет-сайтов ресторанов русской кухни) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
260
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТОРАННЫЙ ДИСКУРС / ИНТЕРНЕТ-САЙТ / ГИПЕРТЕКСТ / СТРАТЕГИЯ / ТАКТИКИ / RESTAURANT DISCOURSE / WEBSITE / HYPERTEXT / STRATEGY / TACTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Терентьева Елена Борисовна

Целью данной статьи является установление доминирующей стратегии и реализующих ее специфических тактик, характеризующих гипертекстовое пространство интернет-сайтов ресторанов русской кухни. В основу исследования положены методы контекстуального и дискурс-анализа. В работе показано, что ведущей является стратегия создания положительного эмоционального настроя, представленная тактиками актуализации национального колорита, детализации, ожидания наслаждения, визуализации, скрытого комплимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stratagemic and tactical organization of hypertext space (as exemplified in websites of Russian cuisine restaurants)

The article aims at determining the dominant strategy and its specific tactics that characterize the hypertext space of Russian cuisine restaurants websites on the basis of contextual and discourse analysis. The article shows that the dominant strategy is the strategy of a positive emotional state creation represented by the following tactics: national colour actualization, detailed elaboration, pleasure expectation, visualization, hidden compliment.

Текст научной работы на тему «Стратагемно-тактическая организация гипертекстового пространства (на материале интернет-сайтов ресторанов русской кухни)»

СТРАТАГЕМНО-ТАКТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГИПЕРТЕКСТОВОГО ПРОСТРАНСТВА (на материале интернет-сайтов ресторанов русской кухни)

Е. Б. Терентьева

Целью данной статьи является установление доминирующей стратегии и реализующих ее специфических тактик, характеризующих гипертекстовое пространство интернет-сайтов ресторанов русской кухни. В основу исследования положены методы контекстуального и дискурс-анализа. В работе показано, что ведущей является стратегия создания положительного эмоционального настроя, представленная тактиками актуализации национального колорита, детализации, ожидания наслаждения, визуализации, скрытого комплимента.

Ключевые слова: ресторанный дискурс, интернет-сайт, гипертекст, стратегия, тактики.

В современной дискурсологии институциональный подход многими исследователями признается продуктивным. В соответствии с этим подходом принято выделять группу так называемых институциональных дискурсов [1; 2; 7; 8; 10], среди которых особое место занимает ресторанный дискурс [3]. Этот дискурс как специфическая социально-речевая форма деятельности человека сегодня активно развивается и изучается лингвистами в различных аспектах: прагматическом, когнитивном, лингвокультурологическом, сравнительном [5]. Ресторанный дискурс представляет собой коммуникативно-информационное пространство [9], организованное в том числе и в виде интернет-сайтов, понимаемых как совокупность «культурогенных гипертекстов в рамках конкретной социально обусловленной речевой деятельности» [6. С. 7]. И хотя интернет-коммуникация давно находится в центре внимания исследователей, все же ресторанный виртуальный дискурс еще не становился предметом специального изучения, пока отсутствуют комплексные исследования, посвященные рассмотрению интернет-сайта ресторана как особого гипертекста с по-

зиций лингвопрагматики, лингвокультурологии и сопоставительной лингвистики.

Как известно, различные типы дискурса дифференцируются набором определенных стратегий и тактик, а также наличием доминирующих стратегий, с помощью которых участники общения реализуют свои коммуникативные установки.

Целью данной статьи на основе контекстуального и дискурсанализа является установление доминирующей стратегии и реализующих ее специфических тактик, характеризующих гипертекстовое пространство интернет-сайтов ресторанов русской кухни. Как показал анализ, сайт ресторана представляет собой информационное пространство объемом до 15 страниц, связанных между собой гиперссылками. Важными структурными составляющими сайта ресторана являются: название/заголовок (например: Годунов: сохраняя исконно русские традиции; Легендарный ресторан «Яръ». Возрождение традиций), логотип, корпус текста, включающий такие позиции, как местоположение, меню, афиша новостей, заказ столиков, средний счет, услуги, специальные предложения, 3D экскурсия, контакты.

Среди целей создания сайта ресторана можно назвать формирование имиджа заведения, повышение уровня доверия клиентов, создание акцента на преимуществах. Важным средством достижения этих иллокутивных целей становится реализация стратегии создания положительного эмоционального настроя с помощью тактик актуализации национального колорита, детализации, ожидания наслаждения, визуализации, скрытого комплимента.

Тактика актуализации национального колорита ресторанов русской кухни предполагает фиксацию внимания клиента на различных периодах и событиях русской истории (вектор диахронии) или на разнообразии блюд, характерных для самых разных уголков современной России (вектор синхронии).

В рамках вектора диахронии акцентируется, например, старорусский колорит со стилизацией боярского пира по старинным рецептам XVII века, колорит дворянской усадьбы конца XVIII в. -начала XIX в. с меню из традиционных блюд дворянской кухни (заливное из судака, соленья царские, вареники, пирожки). Кроме того, тактика актуализации национального колорита может быть представлена акцентом на традиционных занятиях русских с XVII

по XX вв. В этом случае предлагается меню, составленное из блюд на основе мяса диких животных и редких сортов рыбы. Акцент может быть сделан на специфическом колорите первых русских ресторанов начала XIX века с популярным холодцом, маринованными грибами, блинами с икрой; на атмосфере самобытной русской деревни с традиционными щами, домашними котлетами, уткой с яблоками. Тактика может быть представлена акцентом на исторических событиях, например, событиях 1812 года с включением в меню блюд русской и трофейной французской кухни. Как показал анализ сайтов, все чаще рестораторы делают акцент на советскую стилистику, вызывающую у гостей приятные ностальгические воспоминания.

Тактика актуализации национального колорита может основываться на реализации так называемого синхронического вектора. В этом случае акцент делается на гастрономическом разнообразии России. При этом сайты ресторанов актуализируют русско-сибирский, южнорусский, северорусский колорит, предоставляя своим гостям возможность совершить мини-путешествие по современной России и познакомиться с блюдами, продукты для которых добыты из самых дальних уголков страны. Примером реализации этой тактики может быть сайт ресторана «Омулёвая бочка»: «Ресторан русской и сибирской кухни «Омулёвая бочка» предлагает гостям то лучшее, что дают тайга и озеро Байкал» (http://www.omulrest.ru).

Анализ гипертекстового пространства сайтов ресторанов показал, что тактика актуализации национального колорита как правило поддерживается тактикой детализации. Опора на фоновые знания потенциального клиента вызывают у него положительные ассоциации, создают приятный эмоциональный фон, ощущение психологического комфорта и вызывают предвкушение радостного времяпрепровождения в приятной атмосфере. Детализированному описанию могут подвергаться разные группы объектов, представленные в гипертекстовом пространстве сайта ресторана. Например, сайты ресторанов русской кухни «Годунов», «Старая башня», «Сударь» и др. демонстрируют детализацию дизайнерских решений и интерьеров, подчеркивающих вектор диахронии в национальном колорите. Сайт ресторана «Годунов» дает подробное описание старинных трапезных XVII века, где расположился ресторан, обращает внимание гостей на то, что дизайнеры макси-

мально сохранили стилистику старины: «Посетители ресторана русской кухни «Годунов» попадают в великолепные, поистине царские хоромы. Здесь и золоченые потолки, отделанные безупречным орнаментом, и настоящие дубовые столы, и кресла вычурнорезные. Роспись стен один в один имитирует отделку боярских палат на Руси ... Украшенные затейливой росписью, которая сохраняется уже более 400 лет, низкие потолки представлены в виде куполов, что придает помещению особый колорит» (http:// www.godunov.net). На сайте ресторана «Старая башня» тактика детализации также реализуется описанием интерьера, оформленного в стилистике средневековых фортификационных сооружений: «Фактура камня в отделке пола и стен, массивная мебель темного дерева, окна с дубовыми ставнями и засовами, узорчатая обивка стульев и льняные салфетки, светильники в виде факелов, картины с сюжетами из древнерусской истории» (http://www. oldtower.ru). На сайте ресторана «Сударь» детально описано все, что создает неповторимый дух русской дворянской усадьбы XIX века: «Древние фолианты, коллекция старинных часов, портреты на стенах - это место дышит благородным веком дворянства. Невозможно не заметить старинные предметы быта, картины и другие яркие детали, поддерживающие в ресторане атмосферу 19 столетия». Детализации подвергается и меню, в котором, словно в поваренной книге, каждое блюдо описано подробнейшим образом (http://www.restoran_sudar).

Несколько иначе реализуется стратегия детализация национального колорита на сайте ресторана «Яръ», которые позиционирован как ресторан, знакомый по произведениям русских классиков XIX и излюбленное место русской богемы, ресторан, которое посещали «Пушкин, Шаляпин, Гиляровский, Распутин, Савва Морозов, Чехов, Куприн, Горький» (http://yar-restaurant.ru).

Как показывает проведенный анализ тактик, детализация различных объектов часто сопряжена с тактикой ожидания наслаждения, которая реализуется с помощью эмоционально-оценочной лексики с сильным прагматическим эффектом, например: «Легендарный ресторан «Яръ». Сегодня ресторан «Яръ» один из лучших национальных ресторанов России, где можно отведать изысканные блюда, прекрасно сочетающие кулинарные традиции». Приведем и другие примеры реализации тактики ожидания

наслаждений: Именно здесь можно отдохнуть по-царски!» (Ресторан «Годунов»); Хотите перенестись в 19 век хоть на часок - загляните в ресторан «Сударь»! В «Сударе» можно отойти от мирской суеты и просто отдохнуть, ну и, конечно, вкусно поесть (Ресторан «Сударь»). Названные выше тактики могут использоваться и параллельно с элементами тактики исключительности для усиления прагматического воздействия на адресата: В этом зале проводятся банкеты для особых случаев и особых гостей (ресторан «Старая башня»).

Для реализации стратегии создания положительного эмоционального настроя широко применяются тактики визуализации и скрытого комплимента. Тактика визуализации реализуется вербально за счет средств экспрессивного словообразования. Как отмечает Т Л. Козловская, «экспрессивные формы с суффиксами ласкатель-ности и уменьшительности выступают в функции «колоризаторов эйфории» [4. С. 435]. Данная тактика прежде всего характерна для текстов меню, где плотность лексических средств с суффиксами субъективной оценки наивысшая, например: селедочка, грибочки, огурчики, картошечка, блинчики, наливочка, водочка, язычки, орешки. Тактика скрытого комплимента реализуется преимущественно в таких речевых формулах, как меню для гурманов, для знатоков, для самых взыскательных гостей; избранное для избранных.

Таким образом, проведенный анализ показал, что стратегия создания положительно эмоционального настроя, реализованная набором специальных тактик, дает необходимый прагматических эффект, вызывает у потенциального клиента желание откликнуться на приглашение, сделать заказ, стимулирует к выполнению действия, запрограммированного адресантом сайта.

Список литературы

1. Карасик, В. И. Структура институционального дискурса / В.И. Карасик // Проблемы речевой коммуникации. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2000. С.25-33.

2. Карасик, В. И. Язык социального статуса: монография

References

1. Karasik, V. I. Strnktura institucional’nogo diskursa / V.I. Karasik // Problemy re-chevoj kommunikacii. Saratov: Izd-vo Saratov. un-ta, 2000. S. 25-33.

2. Karasik, V. I. Jazyk social’nogo statusa: monografi-

/ В И. Карасик. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. 333 с.

3. Кацунова, Н. Н., Егорова Т О. Отклонение как нарушение сценария ресторанного дискурса (на материале английского языка) // Вестник гуманитарного научного образования. 2012. № 7 (21). С. 17-19.

4. Козловская, Т Л. Общественно-групповая оценка употребления уменьшительно-ласкательных образований в речи носителей современного русского языка // Культура русской речи и эффективность общения. М.: Наука, 1996. С. 425-436.

5. Козько, Н. А., Пожидаева Е.В. Современный британский ресторанный дискурс // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Серия Филология. 2012. № 4. Том 1. С.166 - 175.

6. Лиховидова, Е. П. Авторские стратегии построения гипертекстового пространства англоязычных интернет-сайтов отелей / Е.П. Лиховидова: авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2011. 21 с.

7. Плотникова, С. Н. Техноло-гизация дискурса: процесс и результат // Вестник ИЛГУ -2008. № 4. С. 138-147.

8. Шамне, Н. Л., Карякин А.В. Речевая агрессия как наруше-

ja / VI. Karasik. - M.: ITDGK «Gnozis», 2002. 333 s.

3. Kacunova, N. N., Egorova T O. Otklonenie kak narush-enie scenarija restorannogo dis-kursa (na materiale anglijskogo jazyka) // Vestnik gumanitarnogo nauchnogo obrazovanija. 2012. № 7 (21). S. 17-19.

4. Kozlovskaja, T. L. Obsh-hestvenno-gruppovaja ocenka upotreblenija umen’shitel’no-laskatel’nyh obrazovanij v rechi nositelej sovremennogo russkogo jazyka // Kul’tura russkoj rechi i jeffektivnost’ obshhenija. M.: Nauka, 1996. S. 425-436.

5. Koz’ko, N. A., Pozhidaeva

E.V. Sovremennyj britanskij restorannyj diskurs // Vest-nik Leningradskogo gosu-darstvennogo universiteta

imeni A. S. Pushkina. Serija Filologija. 2012. № 4. Tom 1.

5. 166- 175.

6. Lihovidova, E. P. Avtorskie strategii postroenija giperteksto-vogo prostranstva anglojazych-nyh internet-sajtov otelej / E.P. Lihovidova: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Volgograd : [b.i], 2011. 21 s.

7. Plotnikova, S. N. Tehnolo-

gizacija diskursa: process i

rezul’tat // Vestnik ILGU. -2008. № 4. S. 138-147.

8. Shamne, N. L., Karja-kin A.V. Rechevaja agressija

ние экологичности политического дискурса // Вестник ВолГУ. Сер. 2. Языкознание. 2011. № 1 (13). С. 204-208.

9. Шамне, Н. Л., Лиховидо-ва Е. П. Современные интернеттехнологии в социально-культурной сфере // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы современной филологии: межвуз. сб. ст. Киров: Изд-во ВятГТУ, 2012. С. 109-115.

10. Ширяева, Т А. Институциональные и общекультурные особенности дискурса // Гуманитарные науки: теория и методология. 2007.№ 4. С. 103-108.

kak narnshenie jekologichnosti politicheskogo diskursa // Vest-nik VolGU. Ser. 2. Jazykoznanie.

2011. № 1 (13). S. 204-208.

9. Shamne, N. L., Lihovido-va E. P. Sovremennye internet-tehnologii v social’no-kul’turnoj sfere // Na peresechenii jazykov i kul’tur. Aktual’nye voprosy sovremennoj filologii: mezhvuz. sb. st. Kirov: Izd-vo VjatGTU,

2012. S.109-115.

10. Shirjaeva,T.A.Institucional’nye i obshhekul’turnye osobennosti diskursa // Gumanitarnye nauki: teorija i metodologija. 2007. № 4. S.103-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.