Научная статья на тему 'Страны ЮВА и инвестиционный бум в Китае'

Страны ЮВА и инвестиционный бум в Китае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / КИТАЙ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курицын Михаил Вячеславович

M.Kouritsyn asserts that contrary to their expectations in 2005 SEA countries could not take advantage of China's investment boom is full. It was caused by two main reasons: 1) SEA courtiers proved to be noncompetitive as investors on the very complicated and intricate Chinese market, and 2) they could not use the long-expected special investment regime declared by both China and ASEAN. Beginning July 20, 2005 the China-ASEAN FTA Framework Agreement took in force, but investment regime liberalization was still negotiated by partners. The author pays attention to primordial low investment profile of SEA companies in China: in 2005 among all foreign enterprises investing in the PRC their share was 4,7% only, in Chinese government approved FDI 4?6%, as well as in realized FDI just 4,1%. Even Singaporean investors, the most successful of all SEA's ones, experience some difficulties in China due to mounting tension from the competitors mainly Taiwanese and Western companies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страны ЮВА и инвестиционный бум в Китае»

Курицын М, В.

Тео-Спектрум Групп” СТРАНЫ ЮВА И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БУМ В КИТАЕ

В 2005 г. экономическое сотрудничество между странами ЮВА и Китаем продолжало в целом успешно развиваться. В первую очередь это относится к взаимной торговле: по наиболее достоверным оценкам (официальные данные партнеров нередко расходятся) ее оборот возрос за год почти на 24% (со 106 до 131 млрд. долл. США), причем ситуация для стран ЮВА оставалась по-прежнему благоприятной. Для них положительное сальдо в торговле с КНР было достаточно крупным (свыше 19,6 млрд. долл.). Оно сократилось по сравнению с 2004 г. (20,1 млрд. долл.), но, несмотря на все усилия, которые предпринял Китай, в частности, наращивая экспорт в страны ЮВА (он вырос в 2005 г. на 30%) более существенного сокращения этого показателя добиться ему не удалось — ведь импорт КНР из стран ЮВА увеличился почти на 20%.

В известной мере развитию взаимной торговли способствовало то, что с 20 июля 2005 г. начало действовать рамочное соглашение о тарифных уступках в сфере внешней торговли, являющееся частью Соглашения о формировании зоны свободной торговли КНР-АСЕАН, тогда как вопрос об общем льготном инвестиционном режиме до сих пор не вышел из переговорной стадии. Однако, на наш взгляд, вряд ли именно это обстоятельство было главным препятствием для развития сотрудничества между странами ЮЕ&А и Китаем в инвестиционной сфере.

В этой сфере ситуация складывается по сравнению с торговлей прямо противоположным образом: странам ЮВА в 2005 г. вопреки ожиданиям не удалось в желаемой мере воспользоваться продолжавшимся в КНР инвестиционным бумом, тогда как КНР резко активизировала свою инвестиционную деятельность в этих странах, проявляя огромный интерес прежде всего к природным ресурсам региона, особенно к нефти и газу.1

Именно поэтому представляется целесообразными обратить внимание на инвестиционную активность стран ЮВА в Китае. Она, хотя и заметно уступает экспансии китайского капитала в ЮВА по масштабам и темпам, но, тем не менее, отражает действительно новые явления как в экономике самих стран ЮВА, так и в их нарастающей экспансии вне зоны ЮВА. Пока эта экспансия ограничена в основном Восточной Азией, и естественно, что в этом регионе наиболее привлекательной страной для инвесторов из стран ЮВА является Китай.

Анализ инвестиционной деятельности компаний стран ЮВА в КНР весьма затруднен из-за нехватки достаточно полной и достоверной информации: как в странах ЮВА, так и в КНР. В частности, только пять стран ЮВА (Сингапур, Малайзия, Филиппины, Таиланд и Индонезия) публикуют данные об объеме своих прямых инвестиций в КНР — правда, компании из этих стран, несомненно, крупнейшие инвесторы). Наверняка, если и есть в КНР инвестиции из Камбоджи, Вьетнама или Лаоса, то они наверняка невелики.

Иное дело — Бруней. Слухи о том, что эта богатая страна вкладывает средства в развитие китайской экономики циркулировали давно, но только осенью 2005 г. правительство Брунея, наконец, опубликовало официальные данные, согласно которым по состоянию на 1 июля 2005 г. брунейские прямые инвестиции в КНР, одобренные китайским правительством, составили 1,27 млрд. долл. США, а фактически реализованные — 240 млн. долл.2

Практически полностью отсутствуют обобщающие данные об отраслевой структуре инвестиций компаний из стран ЮВА в Китае — приходится использовать разрозненную информацию, анализ которой позволяет обнаруживать лишь наиболее явные отраслевые предпочтения при размещении капиталовложений этих стран в Китае.3

Тем не менее, собранная информация все же позволяет, как нам представляется, сделать некоторые выводы о том, что характеризовало инвестиционную активность инвесторов из стран ЮВА в Китае в 2005 г. по сравнению с предшествовавшим годом (см. таблицу 1).

Таблица 1

Доля капиталовложений стран Юго-Восточной Азии в притоке прямых иностранных инвестиций в КНР в 2004-2005 гг.*

2004 г. 2005 г.

Доля (%) Доля (%)

Число предприятий с участием прямых иностранных инвестиций (ПИИ)

Всего в КНР 43664 100,0 44019 100,0

в том числе из

стран ЮВА 2156 4,9 2053 4,7

из них

Сингапур 1279 2,9 1217 2.8

Малайзия 352 0,8 371 0,8

Филиппины 241 0,6 190 0,4

Таиланд 162 0,4 147 0,3

Индонезия 122 0,3 128 0,3

Объем одобренных правительством КНР ПИИ (млн. долл.)

Всего в КНР 153479 100,0 189064 100,0

в том числе

страны ЮВА 7395 4,8 8702 4,6

из них

Сингапур 4423 2,9 5214 2,8

Малайзия 1300 0,8 1275 0,7

Таиланд 794 0,5 1037 0,5

Индонезия 195 0,1 633 0,3

Филиппины 683 0,4 543 0,3

Объем фактически реализованных ПИИ (млн. долл.)

Всего в КНР 60630 100,0 72401 100,0

в том числе

страны ЮВА 2910 6,7 2937 4,1

из них

Сингапур 2008 4,6 2204 3,0

Малайзия 385 0,9 361 0,5

Филиппины 233 0,5 189 0,3

Таиланд 179 0,4 96 0,1

Индонезия 105 0,2 87 0,1

* По состоянию на конец соответствующего года

Рассчитано по данным Министерства торговли КНР (www.fdi.gov.cn) за соответствующие годы.

1. Инвесторы из стран ЮВА стали опасаться операций на весьма сложном рынке КНР с высокими рисками. В 2005 г. число компаний из стран региона, решившихся на капиталовложения в Китае, сократилось на 4,8% и составило 2053 против 2156 в 2004 г. Главная причина недостаточно успешной инвестиционной деятельности компаний стран ЮВА в Китае (среди них

доминируют частные компании, хотя в некоторых странах, в первую очередь в Сингапуре, большой интерес к капиталовложениям в КНР проявляют и компании государственного сектора) — это их низкая конкурентоспособность в сравнении основными конкурентами — тайваньскими, корейскими и японскими компаниями.

Соответственно, сократилась и совокупная доля компаний из стран ЮВА по сравнению с общим числом предприятий с участием иностранного капитала: с 4,9 до 4,7%. Это весьма скромный показатель. Количество даже сингапурских компаний, предполагающих работать на китайском рынке в 2005 г. также сократилось на 4,8%. Еще большее сокращение продемонстрировали Филиппины (21,2%) и Таиланд (9,3%). Незначительный прирост данного показателя имели Индонезия (4,9%) и Малайзия (5,4%).

В 2005 г. с 4,8 до 4,6% сократился удельный вес инвесторов из стран ЮВА в совокупном объеме одобренных китайским правительством прямых иностранных инвестиций, то есть как потенциальных инвесторов. Но в еще большей степени ослабли их позиции как инвесторов реальных: доля компаний из стран ЮВА в совокупном объеме фактически осуществленных капиталовложений — с 6,7 до 4,1 %.

2. Инвесторы из стран ЮВА продемонстрировали, тем не менее, стремление удержаться на китайском рынке. Главный показатель этого — абсолютный прирост объема согласованных с китайским правительством прямых инвестиций. В 2005 г. он увеличился на 17,7% — с 7395 до 8702 млн. долл., что, впрочем, ниже аналогичного показателя для одобренных иностранных капиталовложений по Китаю в целом (23,2%). Данный показатель отражает намерения инвесторов из ЮВА, причем расхождения этих намерений существенны. В 2005 г. объем заявленных инвестиций в китайскую экономику возрос у Индонезии почти на 225%, Таиланда — на 31%, Сингапура — 18%, Малайзии — менее 2%, но только филиппинские инвесторы продемонстрировали сокращение своих инвестиционных планов в КНР на 20,5%.

3. При реализации капиталовложений в Китае инвесторы из стран ЮВА в 2005 г. проявили известную осторожность. Совокупный объем фактически совершенных капиталовложений за год увеличился всего на 0,9%. В целом по всем странам ЮВА степень реализации инвестиций (то есть соотношение фактически реализованных инвестиций к одобренным) в 2005 г. снизилась по сравнению с предшествовавшим годом —с 39,4 до 33,8%. Если в 2004 г. этот показатель практически соответствовал средневзвешенному для иностранных инвесторов из всех стран (39,5%), то в 2005 г. он был значительно ниже (33,8 против 38,3%).

Однако поведение инвесторов из различных стран ЮВА различалось кардинальным образом: если объем филиппинских, сингапурских и малазийских реализованных инвестиций возрос (на 18,9%, 9,8 и 6,2% соответственно), то капиталовложений из Таиланда и Индонезии — резко сократился (на 46,4 и 20,7% соответственно).

4. В 2005 г. крупнейшим инвестором из числа стран ЮВА оставался Сингапур. Об этом свидетельствует тот факт, что в 2005 г. в первую десятку зарубежных инвесторов в Китае, составленную по главному показателю — объему фактически реализованных капиталовложений, из всех стран ЮВА вошел только Сингапур, заняв почетное шестое место (2,2 млрд. долл.).4 На 1 января 2006 г. совокупный объем сингапурских капиталовложений в КНР, получивших одобрение китайского правительства, достиг 53,2 млрд. долл., а фактически реализованных — 27,74 млрд. долл. Таким образом, степень реализации капиталовложений Сингапура в Китае является сравнительно высокой (свыше 51%), значительно превышая соответствующий показатель по иностранным инвестициям в КНР в целом. Общее же число сингапурских компаний, работающих в Китая к концу 2005 г. достигло почти 14, 4 тыс.5

Разумеется, в значительной мере объем сингапурских инвестиции в КНР столь представителен в связи с тем, что большую (но уже не доминирующую) часть его по-прежнему составляют капиталовложения сингапурских по юриди-

ческому статусу, но смешанных по капиталу компаний, базирующиеся в Сингапуре. После 1998 г. происходит постепенное сокращение доли компаний с участием иностранного капитала в зарубежной инвестиционной деятельности Сингапура, и согласно последним опубликованным данным в 2003 г. на них приходилось уже 50% совокупного объема накопленных инвестиций Сингапура в КНР (в 1998 г. — 79%).6 Опираясь на логику пятилетнего тренда, можно предположить, что роль сингапурских компаний, контролируемых местным капиталом, в инвестиционной экспансии на китайский рынок в 2004-2005 гг. скорее всего возросла.

Значение КНР как ареала для зарубежных инвестиций Сингапура весьма велико: в последние пятилетие по их стоимостному объему Китай постоянно занимал второе место после Британских Виргинских островов — практически лишь оффшорной зоны, и если по понятным причинам не учитывать ее, то из стран — первое. Проведенное в 2005 г. обследование ведущих сингапурских компаний, осуществляющих инвестиции за рубежом, показало, что большинство из них в качестве основной зоны своей зарубежной деятельности (target market) в 2006 г. избрали Китай (44% опрошенных), далее с большим отрывом следуют США и Индия (по 13%).7

Следует отметить, что помимо прироста стоимостного объема согласованных и фактически реализованных сингапурских инвестиций в КНР, в инвестиционной деятельности сингапурских компаний на китайском рынке в 2005 г. проявились некоторые новые явления. Во-первых, постепенно стало изменяться географическое распределении сингапурских инвестиций по территории КНР — от традиционного ареала, провинций прибрежной зоны на юго-востоке страны к ее западным и северо-восточным регионам. Во-вторых, среди объектов, в которые вкладывают средства сингапурские компании в Китае, произошло заметное увеличение доли крупных и капиталоемких предприятий. В-третьих, заметно большую по сравнению с 2004 г. в экспорте капитала в КНР стали играть сингапурские государственные компании и компании, в которых государ-

ству принадлежит определенная доля в капитале — в первую очередь следует отметить рост активности Temasek Holdings, капиталовложения которого в Китае к началу 2006 г. превысили 4,4 млрд. долл.8 В-четвертых, обозначился более заметный сдвиг в отраслевом распределении сингапурских капиталовложений в Китае — из отраслей обрабатывающей промышленности в сферу услуг, в основном, информационно-коммуникационных, управленческих, транспортных, финансовых, проектно-конструкторских и строительных.9

Примечательно, что аналогичный сдвиг в 2005 г. произошел и в малазийских инвестициях в КНР. Опираясь на поддержку правительства, малазийские государственные и частные компании в 2005 г. впервые приступили к инвестированию в сферу услуг Китая. Министерство внешней торговли и промышленности Малайзии, проведя исследования китайского рынка услуг, рекомендовало им активизировать свою деятельность по предоставлению строительных, медицинских и образовательных услуг, организуя в КНР совместные предприятия соответствующего профиля. Малазийским компаниям в сотрудничестве с местными партнерами удалось выиграть ряд тендеров на строительство предприятий по очистке воды, водораспределительных объектов и сетей, городских газораспределительных сетей. При поддержке некоторых английских и австралийских университетов малазийские частные университеты организовали в Китае ряд частных учебных заведений, сразу ставших весьма популярными ввиду удачного выбора соотношения качества предоставляемых образовательных услуг и их стоимости.

С гораздо большей осторожностью малазийские компании подходили к инвестициям в те отрасли китайской экономики, которые составляют для них прямую конкуренцию. Так, несмотря на усилия китайской стороны привлечь в 2005 г. малазийские фирмы к созданию совместных предприятий в электронной промышленности, последние пока выразили готовность лишь к оказанию консультационных услуг китайским партнерам на коммерческих началах. Например, крупнейшей в стране производитель полупроводников — компания

SilTerra Malaysia, занимающая лидирующие позиции на мировом рынке некоторых сложных полупроводников для высоковольтных устройств и радиотехники, не решилась на капиталовложения в КНР, сославшись на несовершенство китайского законодательства о защите интеллектуальной собственности и потенциальную угрозу промышленного шпионажа в отношении ее продукции.10

1 Подробнее о причинах внешней экспансии китайского капитала в данной области, в частности, в ЮВА см. Курицын М. В. "Интерес Китая к энергоресурсам ЮВА: тренд или долгосрочная тенденция?" в "Юго-Восточная Азия в 2004 г. Актуальные проблемы развития." М., ИВ РАН, 2005. С. 56-70.

2 The Borneo Bulletin. 24.09.2005.

3 Официальную информацию об инвестициях за рубежом, включая данные об их отраслевом распределении, публикует на строго коммерческой основе только Сингапур в ежегоднике "Singapore Investment Abroad", издаваемом Департаментом статистики, однако с большим опозданием. Так, новейший выпуск издания вышел только в июне 2006 г. — однако он содержит данные исключительно за 2004 г. Назвать полной и эту информацию невозможно; сингапурское правительство, как правило, не публикует данные об объеме зарубежных капиталовложениях за отдельные годы, приводя только статистику накопленных инвестиций.

4 Asia Monitor. China & North East Asia. Vol. 14. № h January 2007. P. 3.

5 Embassy of China in Singapore. Mr. Li Zhiqun, Minister Counselor Briefing

"2005 Sino-Singapore Trade and Economic Co-operation Review and Outlook for 2006". 28.02.2006 (http:// sg2.mofcom.gov.cn/column/print.shtml?/chinanews/

200603/20060301637466).

6 Case Study on Outward Foreign Direct Investment by Singaporean Firms: Enterprise Competitiveness and Development. UNCTAD. TD/B/Com. 3/EM. 26/Add. 3. Geneva, 01.11.200.1 P. 5.

7 The International Enterprise Singapore. Media Release № 008/06. Singapore,

24.01.2006. P. 2.

8 Singapore’s Investment Arm Temasek Strengthens Presence in Dynamic Chinese Market (http://english.people daily.com.cn/200603/03/print20060303_24667. html).

9 The Straits Times. 08.09.2006.

10 Bordonaro F. Malaysia Piggybacks on China's Boom. The Asia Times.com. 30.06.2006 (http://www.atimes.com/atimes/Southeast__Asia/HF30Ae01.html).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.