Научная статья на тему 'Интеграционный процесс в ЮВА: энергетический аспект'

Интеграционный процесс в ЮВА: энергетический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / АСЕАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогожин Александр Александрович

A.A. Rogozhin in the report «Integration Process in SEA: Energy Dimension» ascertained, that in 2007 the problem of energy security in SEA has extremely become aggravated. Its decision could not be delayed as the situation seems to be disturbing (and in some cases even alarming) in oil-and-gas complex of the ASEAN countries themselves, as well as on the world energy market. In 10-12 years to come ASEAN countries would not be able to secure their needs from the energy resources of their own. The countries of region will be gradually compelled to increase the dependence on import, and Indonesia, Malaysia and Thailand would be the first be affected. The author is of opinion that all ASEAN countries including oil and LNG exporters will become net-importers of oil and, most likely, natural gas. Growing deficiency of energy resources specifies that in long-term perspective SEA countries could not secure stable flows of energy ─ the fact making the region less attractive for investors. This circumstance, undoubtedly, has the important consequences not only for internal policy of the members of Association, but for their external economic policy and especially ─ for energy diplomacy. Both in the countries of ASEAN as well in the Association itself there is a steady opinion that its member-countries are not able to solve the problem of their national energy securite using the resources of their own only. This challenge could be accepted only at a regional level by concerted efforts of all member-states of ASEAN.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционный процесс в ЮВА: энергетический аспект»

© Рогожин А.А.

ИМЭМО РАН

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В ЮВА: ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Сегодня мы вынуждены констатировать, что несколько неожиданно — не только для академического сообщества — перед странами ЮВА и АСЕАН, их объединяющей, возникла крайне острая проблема — проблема региональной энергетической безопасности. Её решение не терпит отлагательства, поскольку одинаково тревожно для региона складывается и ситуация в нефтегазовом комплексе стран АСЕАН, и положение с энергоносителями на мировом рынке.

Впервые в АСЕАН по-настоящему серьезно отнеслись к проблеме обеспечения энергетической безопасности в 2004 г., когда стало, очевидно, что цены на нефть растут не в пределах традиционного цикла, а имеют тенденцию к ускоренному росту, причём привычного «отката цен», скорее всего, уже не произойдёт никогда. Именно тогда в Ассоциации был сделан вывод о неизбежном увеличении зависимости большинства стран региона от импортной нефти, главным образом ближневосточной.

Вскоре был опубликован доклад экспертов АТЭС о состоянии спроса на энергоресурсы и их предложения на период до 2020 г. Прогноз в отношении ЮВА был неутешителен. Ускоренное экономическое развитие ЮВА в первую очередь предопределит стремительный рост потребления всех энергоресурсов, и в первую очередь нефти и газа. Расчёты экспертов АТЭС свидетельствуют о том, что среднегодовые темпы прироста потребления энергоресурсов в ЮВА период до 2020 г. будут составлять 3,3-3,9%, что вдвое больше аналогичного показателя по Восточной Азии в целом и в 1,5 раза выше среднестатистического показателя по всем странам АТЭС в целом. Физический объём потребляемых странами ЮВА ресурсов в упомянутый период удвоится.

В целом регион окажется не в состоянии обеспечивать свои потребности в энергоносителя за счёт собственных ресур-

сов и будет вынужден постепенно увеличивать свою зависимость от импорта: в период до 2020 г. доля импорта в суммарном предложении первичных источников энергии увеличится в целом по региону с 56 до 68%.; особенно заметным упомянутый процесс будет в Индонезии, Малайзии, Таиланде. Все страны АСЕАН, в том числе и нынешние экспортёры нефти и сжиженного природного газа (СПГ) станут нетто-импортёрами нефти и, скорее всего, природного газа.

Растущий дефицит энергоносителей указывает на то, что в долгосрочном плане ЮВА уже нельзя отнести к числу надёжно обеспеченных энергоносителями и потому особо привлекательных для инвестиций регионов. Это обстоятельство, несомненно, имеет важные последствия не только для внутренней политики стран-членов Ассоциации, но для их внешнеэкономического курса и, особенно — для энергетической дипломатии. Естественно, что эти страны пытаются привлечь к решению возникшей проблемы и АСЕАН.

Ранее энергетические проблемы в деятельности Ассоциации находились на втором плане — сочетание относительно низкого спроса на энергоносители при довольно богатой по мировым стандартам региональной ресурсной базе особой тревоги не вызывало. У стран региона, которые обладали достаточными ресурсами нефти и газа, не было особого беспокойства по поводу уровня обеспеченности энергоносителями соседних стран, не имевших такого рода ресурсов. Импорт дешёвой ближневосточной нефти долгие годы решал все проблемы.

Во второй половине 2000-х годов ситуация резко изменилась. Совокупные региональные запасы нефти и газа сокращались (хотя в отдельных странах картина складывалась по-разному и по нефти, и по газу). В частности, в 2007 г. запасы нефти во всех странах ЮВА, кроме Вьетнама, остались по сравнению с 2006 г. неизменными (но и во Вьетнаме они увеличились лишь на 3%). По состоянию на начало 2008 г. совокупные запасы нефти в ЮВА составляли 2,2 млрд. т (1,3% мировых). Это примерно столько же, сколько в Китае.

Правда, в 2007 году ситуация с запасами газа складывалась более благоприятно — по состоянию на начало 2008 г. они увеличились на 6,7% — почти до 7 трлн. куб. м, но только в

трёх странах ЮВА — Брунее, Индонезии, Мьянме. Однако по совокупным запасам газа ЮВА опережает ОАЭ, Нигерию, США.

Добыча нефти в ЮВА сокращалась — ещё быстрее сокращались её экспортные поставки. В 2007 г. её совокупный объём составил 120,3 млн. т (3% мирового), сократившись по сравнению с 2006 г. на 3% (это примерно добыча Кувейта, выше добычи в Нигерии или Норвегии). Сокращение добычи имело место в Брунее, Индонезии, Вьетнаме. Заметно выросла она лишь в Таиланде (+7,4%) и незначительно — в Малайзии (+1%).

Добыча газа, напротив, росла, но практически не поспевала за ростом его потребления. В 2007 г. этот рост составил всего 0,1%. Совокупная добыча газа в минувшем году составила 187,8 млрд. куб. м (6,5 % мировой добычи — это чуть больше, чем в Канаде, почти столько же, сколько во всей Африке, Юной и Центральной Америке, в 2,7 раза больше, чем в Китае). Возросла добыча газа во Вьетнаме, Мьянме и Таиланде, сократилась в Индонезии и Брунее, практически стагнировала в Малайзии. В 2007 г. в Таиланде впервые имело место вынужденное сокращение потребления нефти (-1,8%), а газа — в Индонезии и Малайзии.

Практически перед всеми странами ЮВА остро встала задача формирования, расширения и освоения национальной ресурсной базы по нефти и газу. Однако технологические и территориальные условия разведки и добычи нефти и газа в регионе заметно усложнились даже по сравнению с последним десятилетием прошлого века, что не могло не сказаться на масштабах требующихся для решения упомянутой задачи инвестиций. По оценке экспертов АТЭС, в период до 2020 г. капиталовложения в разведку и добычу нефти и газа в ЮВА должны составить от 374 до 485 млрд. долл. Если эти средства не будут инвестированы до 2020 г. совокупный дефицит только нефти в ЮВА составит 202 млн. т1.

Как в отдельных странах-членах АСЕАН, так в самой Ассоциации сложилось устойчивое мнение о том, что ни одна из стран-участниц группировки не в состоянии решить проблему национальной энергетической безопасности собственными силами. Это задача может быть решена только на региональном

уровне и усилиями всех государств, входящих в АСЕАН. Учитывая, что распределение энергетических ресурсов в самих странах АСЕАН и между ними крайне неравномерно, первоочередное внимание в наступившем веке было уделено расширению трансграничных операций с энергоносителями, в первую очередь с нефтью и газом.

Впервые в истории экономического сотрудничества в ЮВА в текущем десятилетии были построены трансграничные трубопроводы и линии электропередач. В настоящее время, в частности, природный газ из Мьянмы (9,89 млрд. куб. м в 2007 г.) обеспечивает 25% потребления этого товара в Таиланде. 2/3 потребления газа сингапурскими электростанциями покрываются поставками газа из Индонезии (5,39 млрд. куб. м в 2007 г.) и Малайзии (1,78 млрд. куб. м соответственно). Малайзия приобретает индонезийский трубопроводный газ с месторождения Натуна и расширяет закупки суматранского газа. По объёму трансграничных операций с трубопроводным газом ЮВА значительно опередила Южную и Центральную Америку, а также ближневосточный регион. Линии электропередач уже связывают Малайзию и Сингапур, Таиланд и Малайзию, Таиланд и Лаос. Планируется и строится ещё несколько электросетей, связывающих Мьянму и Таиланд, Камбоджу и Вьетнам, Таиланд и Камбоджу.

В значительной мере оживление сотрудничества стран АСЕАН в энергетической сфере происходит в рамках реализации Второго шестилетнего плана практических действий в области энергетики на 2005-2010 гг., в котором страны-участницы организации поставили перед собой задачу не ограничиваться текущими, краткосрочными проблемами, а перейти к средне- и даже долгосрочному планированию своих действий.

При этом страны-члены АСЕАН примерно определили масштабы стоящих перед энергетикой региона проблем. Совокупные потребности в капиталовложениях в энергетический сектор экономики стран-членов только на период до 2010 г. включительно составят 107 млрд. долл. (100 млрд. долл. для обеспечения растущего спроса на электроэнергию и 7 млрд. долл. — для развития сети газопроводов) . Именно поэтому

они пришли к выводу о необходимости более широкого привлечения к финансированию упомянутых мероприятий частного сектора, как национального, так и иностранного.

Страны АСЕАН стали уделять повышенное внимание поэтапному строительству Единой газовой сети АСЕАН (Trans-ASEAN Gas Pipeline, TAGP) только тогда, когда стало очевидным, что уровень запасов нефти в ЮВА имеет тенденцию к снижению, а доказанных запасов газа при нынешнем объеме потребления хватит на 50 лет, а учитывая вероятные запасы — на 130 лет.4 Все страны ЮВА заинтересованы в развитии газовой отрасли в масштабах субрегиона не только из-за того, что лишь некоторые из них обладают собственными, пока достаточными запасами нефти.

Уже сейчас стран региона, обладающих запасами газа, больше — восемь из десяти. Пока не обнаружены коммерческие запасы газа только в Лаосе и Сингапуре, причём, если для Лаоса их нахождение проблематично, для Сингапура — практически равно нулю. В электроэнергетике ЮВА во всё большей степени используется природный газ: в Сингапуре и Мьянме на нём уже работают около 60% электростанций, в Малайзии и Таиланде — порядка 70-75%, высокими темпами ведётся перевод на газоснабжение электростанций в Индонезии и Вьетнаме.

При наличии единой субрегиональной газовой сети страны АСЕАН будут иметь возможность маневрировать объёмами потребления и в значительной мере повысят уровень коллективной энергетической безопасности, особенно при возможном сокращении поставок нефти из стран Ближнего и Среднего Востока.

Протяжённость TAGP — примерно 10 тыс. км, а её строительство потребует не менее 15 млрд. долл. Единая сеть будет состоять из семи взаимосвязанных участков, но первоначально предполагается уложить на суше и под водой 4 тыс. км труб, построить необходимое число компрессорных станций и обеспечить их газом с платформ, расположенных на континентальном шельфе (первая очередь сети потребует капиталовложений в сумме более 7 млрд. долл.).

По сути дела в проекте TAGP объединены два подхода: строительство (расширение) национальных газовых сетей и

прокладка магистралей, соединяющих в одну сеть национальные компоненты. Уже определено пять из семи компонентов-связок в проекте ТЛвР: Малайзия-Таиланд, Индонезия-Малайзия, Мьянма-Таиланд, Индонезия-Сингапур, Филиппи-ны-Малайзия. Далее к сети будет подключён Вьетнам. Первоначально предполагалось, что создание ТЛвР будет завершено к 2020 г., однако уже в конце 2001 г. официальные лица АСЕАН сделали заявление о возможном окончании его уже в 2015 г.5.

Частично сегменты будущей ТЛвР уже функционируют — это трансграничные газопроводы Мьянма-Таиланд, Индоне-зия-Сингапур и Малайзия-Сингапур. Завершена прокладка газопровода Малайзия-Таиланд. Ускоренными темпами ведётся строительство трансяванского магистрального газопровода, который должен стать важным элементом ТЛвР.6

Кроме того в нефтегазовой отрасли ЮВА реализуется ряд двусторонних и многосторонних проектов, участниками которых являются компании стран субрегиона: в Индонезии ведут разведку и добычу нефти малазийские и таиландские фирмы, в зоне совместного использования работают вьетнамская Ре1-гоу1е1паш и малазийская Ре1гопа8, на вьетнамском континентальном шельфе начали поиски нефти и газа таиландские компании, изучаются возможности проведения аналогичных работ и на Филиппинах; во Вьетнаме разработку двух нефтегазовых блоков ведут совместно индонезийская и малазийская компании.

Приоритетное обеспечение нефтью и газом региональных партнёров в чрезвычайных ситуациях — направление регионального сотрудничества, о котором в АСЕАН довольно много говорится, разрабатываются планы и программы действий в такого рода ситуациях, однако фактически и в прошлом, и в настоящем страны региона вынуждены пока полагаться исключительно на национальные механизмы выживания.

Учитывая нарастающие угрозы энергетической безопасности для зоны АСЕАН, у России появляются новые возможности для значительного расширения сотрудничества с ними в области энергетики как на страновом, так и на региональном уровне. Они могут охватывать, как минимум, три сферы:

1) поставки российской нефти и газа;

2) создание с участием российских компаний энергетических объектов, в том числе имеющих региональное значение (разведка и освоение месторождений нефти, газа, угля; прокладка нефте- и газопроводов, строительство электростанций любого типа, освоение альтернативных источников энергии и др.);

3) координация энергетической политики и особенно энергетической дипломатии со странами АСЕАН, обладающими крупными ресурсами энергоносителей и представленными на мировом рынке нефти и газа.

1 Regional Outlook: Southeast Asia 2005-2006. Singapore, 2005. P. 81.

Ong Keng Yong. Integrating Southeast Asian Economies: Challenges for ASEAN. Manila. 08.06.2004. P. 3.

3 Идея создания субрегиональной газовой сети зародилась ещё в 1997 г. В 1998-1999 гг. рассматривалась преимущественно в рамках Совета АСЕАН по нефти (ASEAN Council on Petroleum), а 2000 г. разрабатывалась более детально также экспертами Азиатско-Тихоокеанского энергетического исследовательского центра. Подробнее о проекте TAGP см. в Natural Gas Pipeline Development in Southeast Asia. APEC Pacific Energy Research Centre. Tokyo, 2000.

4 Manila Bulletin. 12.11.2001; Ong Keng Yong. Economic Integration and Energy Cooperation in ASEAN. Singapore. 01.06.2004. P. 3.

5 The Business Times. 24.12.2001.

6 The Oil & Gas Journal. 11.08.2003. P. 9; 23.08.2004. P. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.