© Рогожин А.А.
ИМЭМО РАН
ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В ЮВА: ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Сегодня мы вынуждены констатировать, что несколько неожиданно — не только для академического сообщества — перед странами ЮВА и АСЕАН, их объединяющей, возникла крайне острая проблема — проблема региональной энергетической безопасности. Её решение не терпит отлагательства, поскольку одинаково тревожно для региона складывается и ситуация в нефтегазовом комплексе стран АСЕАН, и положение с энергоносителями на мировом рынке.
Впервые в АСЕАН по-настоящему серьезно отнеслись к проблеме обеспечения энергетической безопасности в 2004 г., когда стало, очевидно, что цены на нефть растут не в пределах традиционного цикла, а имеют тенденцию к ускоренному росту, причём привычного «отката цен», скорее всего, уже не произойдёт никогда. Именно тогда в Ассоциации был сделан вывод о неизбежном увеличении зависимости большинства стран региона от импортной нефти, главным образом ближневосточной.
Вскоре был опубликован доклад экспертов АТЭС о состоянии спроса на энергоресурсы и их предложения на период до 2020 г. Прогноз в отношении ЮВА был неутешителен. Ускоренное экономическое развитие ЮВА в первую очередь предопределит стремительный рост потребления всех энергоресурсов, и в первую очередь нефти и газа. Расчёты экспертов АТЭС свидетельствуют о том, что среднегодовые темпы прироста потребления энергоресурсов в ЮВА период до 2020 г. будут составлять 3,3-3,9%, что вдвое больше аналогичного показателя по Восточной Азии в целом и в 1,5 раза выше среднестатистического показателя по всем странам АТЭС в целом. Физический объём потребляемых странами ЮВА ресурсов в упомянутый период удвоится.
В целом регион окажется не в состоянии обеспечивать свои потребности в энергоносителя за счёт собственных ресур-
сов и будет вынужден постепенно увеличивать свою зависимость от импорта: в период до 2020 г. доля импорта в суммарном предложении первичных источников энергии увеличится в целом по региону с 56 до 68%.; особенно заметным упомянутый процесс будет в Индонезии, Малайзии, Таиланде. Все страны АСЕАН, в том числе и нынешние экспортёры нефти и сжиженного природного газа (СПГ) станут нетто-импортёрами нефти и, скорее всего, природного газа.
Растущий дефицит энергоносителей указывает на то, что в долгосрочном плане ЮВА уже нельзя отнести к числу надёжно обеспеченных энергоносителями и потому особо привлекательных для инвестиций регионов. Это обстоятельство, несомненно, имеет важные последствия не только для внутренней политики стран-членов Ассоциации, но для их внешнеэкономического курса и, особенно — для энергетической дипломатии. Естественно, что эти страны пытаются привлечь к решению возникшей проблемы и АСЕАН.
Ранее энергетические проблемы в деятельности Ассоциации находились на втором плане — сочетание относительно низкого спроса на энергоносители при довольно богатой по мировым стандартам региональной ресурсной базе особой тревоги не вызывало. У стран региона, которые обладали достаточными ресурсами нефти и газа, не было особого беспокойства по поводу уровня обеспеченности энергоносителями соседних стран, не имевших такого рода ресурсов. Импорт дешёвой ближневосточной нефти долгие годы решал все проблемы.
Во второй половине 2000-х годов ситуация резко изменилась. Совокупные региональные запасы нефти и газа сокращались (хотя в отдельных странах картина складывалась по-разному и по нефти, и по газу). В частности, в 2007 г. запасы нефти во всех странах ЮВА, кроме Вьетнама, остались по сравнению с 2006 г. неизменными (но и во Вьетнаме они увеличились лишь на 3%). По состоянию на начало 2008 г. совокупные запасы нефти в ЮВА составляли 2,2 млрд. т (1,3% мировых). Это примерно столько же, сколько в Китае.
Правда, в 2007 году ситуация с запасами газа складывалась более благоприятно — по состоянию на начало 2008 г. они увеличились на 6,7% — почти до 7 трлн. куб. м, но только в
трёх странах ЮВА — Брунее, Индонезии, Мьянме. Однако по совокупным запасам газа ЮВА опережает ОАЭ, Нигерию, США.
Добыча нефти в ЮВА сокращалась — ещё быстрее сокращались её экспортные поставки. В 2007 г. её совокупный объём составил 120,3 млн. т (3% мирового), сократившись по сравнению с 2006 г. на 3% (это примерно добыча Кувейта, выше добычи в Нигерии или Норвегии). Сокращение добычи имело место в Брунее, Индонезии, Вьетнаме. Заметно выросла она лишь в Таиланде (+7,4%) и незначительно — в Малайзии (+1%).
Добыча газа, напротив, росла, но практически не поспевала за ростом его потребления. В 2007 г. этот рост составил всего 0,1%. Совокупная добыча газа в минувшем году составила 187,8 млрд. куб. м (6,5 % мировой добычи — это чуть больше, чем в Канаде, почти столько же, сколько во всей Африке, Юной и Центральной Америке, в 2,7 раза больше, чем в Китае). Возросла добыча газа во Вьетнаме, Мьянме и Таиланде, сократилась в Индонезии и Брунее, практически стагнировала в Малайзии. В 2007 г. в Таиланде впервые имело место вынужденное сокращение потребления нефти (-1,8%), а газа — в Индонезии и Малайзии.
Практически перед всеми странами ЮВА остро встала задача формирования, расширения и освоения национальной ресурсной базы по нефти и газу. Однако технологические и территориальные условия разведки и добычи нефти и газа в регионе заметно усложнились даже по сравнению с последним десятилетием прошлого века, что не могло не сказаться на масштабах требующихся для решения упомянутой задачи инвестиций. По оценке экспертов АТЭС, в период до 2020 г. капиталовложения в разведку и добычу нефти и газа в ЮВА должны составить от 374 до 485 млрд. долл. Если эти средства не будут инвестированы до 2020 г. совокупный дефицит только нефти в ЮВА составит 202 млн. т1.
Как в отдельных странах-членах АСЕАН, так в самой Ассоциации сложилось устойчивое мнение о том, что ни одна из стран-участниц группировки не в состоянии решить проблему национальной энергетической безопасности собственными силами. Это задача может быть решена только на региональном
уровне и усилиями всех государств, входящих в АСЕАН. Учитывая, что распределение энергетических ресурсов в самих странах АСЕАН и между ними крайне неравномерно, первоочередное внимание в наступившем веке было уделено расширению трансграничных операций с энергоносителями, в первую очередь с нефтью и газом.
Впервые в истории экономического сотрудничества в ЮВА в текущем десятилетии были построены трансграничные трубопроводы и линии электропередач. В настоящее время, в частности, природный газ из Мьянмы (9,89 млрд. куб. м в 2007 г.) обеспечивает 25% потребления этого товара в Таиланде. 2/3 потребления газа сингапурскими электростанциями покрываются поставками газа из Индонезии (5,39 млрд. куб. м в 2007 г.) и Малайзии (1,78 млрд. куб. м соответственно). Малайзия приобретает индонезийский трубопроводный газ с месторождения Натуна и расширяет закупки суматранского газа. По объёму трансграничных операций с трубопроводным газом ЮВА значительно опередила Южную и Центральную Америку, а также ближневосточный регион. Линии электропередач уже связывают Малайзию и Сингапур, Таиланд и Малайзию, Таиланд и Лаос. Планируется и строится ещё несколько электросетей, связывающих Мьянму и Таиланд, Камбоджу и Вьетнам, Таиланд и Камбоджу.
В значительной мере оживление сотрудничества стран АСЕАН в энергетической сфере происходит в рамках реализации Второго шестилетнего плана практических действий в области энергетики на 2005-2010 гг., в котором страны-участницы организации поставили перед собой задачу не ограничиваться текущими, краткосрочными проблемами, а перейти к средне- и даже долгосрочному планированию своих действий.
При этом страны-члены АСЕАН примерно определили масштабы стоящих перед энергетикой региона проблем. Совокупные потребности в капиталовложениях в энергетический сектор экономики стран-членов только на период до 2010 г. включительно составят 107 млрд. долл. (100 млрд. долл. для обеспечения растущего спроса на электроэнергию и 7 млрд. долл. — для развития сети газопроводов) . Именно поэтому
они пришли к выводу о необходимости более широкого привлечения к финансированию упомянутых мероприятий частного сектора, как национального, так и иностранного.
Страны АСЕАН стали уделять повышенное внимание поэтапному строительству Единой газовой сети АСЕАН (Trans-ASEAN Gas Pipeline, TAGP) только тогда, когда стало очевидным, что уровень запасов нефти в ЮВА имеет тенденцию к снижению, а доказанных запасов газа при нынешнем объеме потребления хватит на 50 лет, а учитывая вероятные запасы — на 130 лет.4 Все страны ЮВА заинтересованы в развитии газовой отрасли в масштабах субрегиона не только из-за того, что лишь некоторые из них обладают собственными, пока достаточными запасами нефти.
Уже сейчас стран региона, обладающих запасами газа, больше — восемь из десяти. Пока не обнаружены коммерческие запасы газа только в Лаосе и Сингапуре, причём, если для Лаоса их нахождение проблематично, для Сингапура — практически равно нулю. В электроэнергетике ЮВА во всё большей степени используется природный газ: в Сингапуре и Мьянме на нём уже работают около 60% электростанций, в Малайзии и Таиланде — порядка 70-75%, высокими темпами ведётся перевод на газоснабжение электростанций в Индонезии и Вьетнаме.
При наличии единой субрегиональной газовой сети страны АСЕАН будут иметь возможность маневрировать объёмами потребления и в значительной мере повысят уровень коллективной энергетической безопасности, особенно при возможном сокращении поставок нефти из стран Ближнего и Среднего Востока.
Протяжённость TAGP — примерно 10 тыс. км, а её строительство потребует не менее 15 млрд. долл. Единая сеть будет состоять из семи взаимосвязанных участков, но первоначально предполагается уложить на суше и под водой 4 тыс. км труб, построить необходимое число компрессорных станций и обеспечить их газом с платформ, расположенных на континентальном шельфе (первая очередь сети потребует капиталовложений в сумме более 7 млрд. долл.).
По сути дела в проекте TAGP объединены два подхода: строительство (расширение) национальных газовых сетей и
прокладка магистралей, соединяющих в одну сеть национальные компоненты. Уже определено пять из семи компонентов-связок в проекте ТЛвР: Малайзия-Таиланд, Индонезия-Малайзия, Мьянма-Таиланд, Индонезия-Сингапур, Филиппи-ны-Малайзия. Далее к сети будет подключён Вьетнам. Первоначально предполагалось, что создание ТЛвР будет завершено к 2020 г., однако уже в конце 2001 г. официальные лица АСЕАН сделали заявление о возможном окончании его уже в 2015 г.5.
Частично сегменты будущей ТЛвР уже функционируют — это трансграничные газопроводы Мьянма-Таиланд, Индоне-зия-Сингапур и Малайзия-Сингапур. Завершена прокладка газопровода Малайзия-Таиланд. Ускоренными темпами ведётся строительство трансяванского магистрального газопровода, который должен стать важным элементом ТЛвР.6
Кроме того в нефтегазовой отрасли ЮВА реализуется ряд двусторонних и многосторонних проектов, участниками которых являются компании стран субрегиона: в Индонезии ведут разведку и добычу нефти малазийские и таиландские фирмы, в зоне совместного использования работают вьетнамская Ре1-гоу1е1паш и малазийская Ре1гопа8, на вьетнамском континентальном шельфе начали поиски нефти и газа таиландские компании, изучаются возможности проведения аналогичных работ и на Филиппинах; во Вьетнаме разработку двух нефтегазовых блоков ведут совместно индонезийская и малазийская компании.
Приоритетное обеспечение нефтью и газом региональных партнёров в чрезвычайных ситуациях — направление регионального сотрудничества, о котором в АСЕАН довольно много говорится, разрабатываются планы и программы действий в такого рода ситуациях, однако фактически и в прошлом, и в настоящем страны региона вынуждены пока полагаться исключительно на национальные механизмы выживания.
Учитывая нарастающие угрозы энергетической безопасности для зоны АСЕАН, у России появляются новые возможности для значительного расширения сотрудничества с ними в области энергетики как на страновом, так и на региональном уровне. Они могут охватывать, как минимум, три сферы:
1) поставки российской нефти и газа;
2) создание с участием российских компаний энергетических объектов, в том числе имеющих региональное значение (разведка и освоение месторождений нефти, газа, угля; прокладка нефте- и газопроводов, строительство электростанций любого типа, освоение альтернативных источников энергии и др.);
3) координация энергетической политики и особенно энергетической дипломатии со странами АСЕАН, обладающими крупными ресурсами энергоносителей и представленными на мировом рынке нефти и газа.
1 Regional Outlook: Southeast Asia 2005-2006. Singapore, 2005. P. 81.
Ong Keng Yong. Integrating Southeast Asian Economies: Challenges for ASEAN. Manila. 08.06.2004. P. 3.
3 Идея создания субрегиональной газовой сети зародилась ещё в 1997 г. В 1998-1999 гг. рассматривалась преимущественно в рамках Совета АСЕАН по нефти (ASEAN Council on Petroleum), а 2000 г. разрабатывалась более детально также экспертами Азиатско-Тихоокеанского энергетического исследовательского центра. Подробнее о проекте TAGP см. в Natural Gas Pipeline Development in Southeast Asia. APEC Pacific Energy Research Centre. Tokyo, 2000.
4 Manila Bulletin. 12.11.2001; Ong Keng Yong. Economic Integration and Energy Cooperation in ASEAN. Singapore. 01.06.2004. P. 3.
5 The Business Times. 24.12.2001.
6 The Oil & Gas Journal. 11.08.2003. P. 9; 23.08.2004. P. 8.