Научная статья на тему 'Страны субрегиона Большого Меконга: проблемы экологической безопасности'

Страны субрегиона Большого Меконга: проблемы экологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
384
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Фам Тхань Суан Тхань Суан

The article by the head of the Department of the Community of the Vietnamese Citizens in Russia Pham Xuan Thanh is of great interest. The author made a detailed analysis of threats to the environmental security of the river basin Mekong, which have increased in the recent years due to the unfolding construction of dams and hydroelectric power plants around it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страны субрегиона Большого Меконга: проблемы экологической безопасности»

Фам Тхань Суан (Вьетнам)

СТРАНЫ РЕГИОНА БОЛЬШОГО МЕКОНГА: ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Интеграционные программы развития стран региона Большого Меконга

Юго-Восточная Азия стала примером, где процессы интеграции проявились с наибольшей эффективностью. Успех интеграции обеспечивали политика добрососедства, отсутствие межстрановых конфликтов, исторически сложившиеся экономические, политические и культурные связи стран Индокитая, которые входят в АСЕАН — сложившуюся крупнейшую интеграционную структуру в Юго-Восточной Азии.

Начиная с 1992 г. начался процесс сближения между странами Индокитая и КНР. К нему подключилась Япония и крупнейшие международные банки. Главная цель состоит в оказании весомой международной помощи экономически менее развитым странам — Лаосу, Камбодже, Вьетнаму, — которые входят в АСЕАН, но в полной мере не могут участвовать в торговле, инвестициях, научных программах Ассоциации. Экономическая интеграция самих стран Индокитая скрепляет их внешнеэкономические отношения и способствует переходу к согласованной политике в Восточной Азии и в международных отношениях.

Дорожная карта развития интеграции стран Индокитая при участии КНР включала три стратегии: 1. Соседство; 2. Конку-

ренция; 3. Сообщество, которые последовательно воплощались в соглашения и программы.

Назовём следующие программы:

1. The Central Agricultural Support Program (главная программа поддержки сельского хозяйства), которая включала сотрудничество в развитии сельского хозяйства, оказание взаимопомощи в кризисные периоды (например, во время стихийных бедствий), улучшение менеджмента, поддержку частного сектора и пр.

2. 10-летняя программа и 5-летний план развития туризма, принятые в июне 2005 г. Они включали 7 программ и 29 проектов.

3. Программа по обучению и управлению развитием (Phnom Penh Plan for Development Management), куда входят меры по повышению профессионального уровня руководящих кадров.

4. Программы по защите экологии, предотвращению эпидемических заболеваний1.

Вместе с указанными программами активно реализуется проект экономического коридора «Восток—Запад» (EWEC: East — West Economic Corridor). Странами — участницами проекта EWEC стали Лаос, Мьянма, Таиланд и Вьетнам. Предложения по проекту прозвучали в 1998 г. в Маниле. Проект был утверждён в декабре 2006 г., позднее к нему подключился Китай.

Осью коридора является автомобильная дорога протяжённостью 1450 км от Индийского до Тихого океана с крайней западной точки в городе-порте Маулме (пров. Мон в Мьянме) до крайней восточной точкой в городе-порте Дананг Вьетнама. Начавшись от Маулме, коридор уходит на восток через пров. Kayin к КПП на границе с Таиландом Maywady. От таиландского города Масод трасса поворачивает к мосту «Дружбы» через Меконг и пункту Саванахет (Лаос) КПП Дансаван на границе с Вьетнамом. На территории Вьетнама коридор проходит по горной местности от пограничного КПП Лаобао через провинции Куангчи, Тхыатхиен-Хюе к городу Дананг на Тихоокеанском побережье. Протяжённость автомагистрали включает: 200 км по территории Мьянмы, 800 км — Таиланда, 210 км — Лаоса, 240 км — Вьетнама.

Автомагистраль построена, а в стадии реализации находятся 80 проектов на территориях, примыкающих к экономическому

коридору «Восток—Запад». В них входят инвестиционные проекты: по транспортной и складской логистике, промышленным зонам, по туризму. Согласованы условия и подписаны соглашения по работе пограничных и таможенных постов, расположенных на автомагистрали.

Большая инвестиционная активность в Индокитайском поясе соседства развёрнута по строительству электростанций, включая ГЭС в Лаосе. Выполнен первый этап прокладки оптиковолоконного кабеля вдоль автодороги для создания единой системы связи и информации. Вьетнам внёс на рассмотрение стран-участниц инициативу о строительстве нефте- и газопровода вдоль экономического коридора. Благодаря построенной автомагистрали удалённые от моря районы северной части Мьянмы, Таиланда и Лаоса, горные районы Вьетнама получили кратчайший и удобный выход к Индийскому и Тихому океанам.

Создана правовая база функционирования транспортного коридора, базирующаяся на двусторонних соглашениях участников проекта — стран бассейна Большого Меконга (ОМ8) и на соглашениях, подписанных в АСЕАН.

2. Японский план развития бассейна Большого Меконга

Комплексное развитие экономики пяти стран Индокитая в бассейне р. Меконг осуществляется при опоре на средства донорского сообщества, в котором главным спонсором и координатором экономической помощи выступает правительство Японии. На четвёртой конференции стран — участниц проекта, проходившей 21 апреля 2012 г. в Японии, премьер-министр Японии Ёсихики Нода заявил, что развитие долины р. Меконг — это ключ к развитию и стабильности всей Юго-Восточной Азии. На конференции была принята Токийская стратегия на период 2013—2015 гг. и определён объём инвестиций на её осуществление в сумме 2306 млрд иен. Средства будут потрачены на реализацию 57 инвестиционных проектов, в том числе 26 проектов по Вьетнаму. Среди них: строительство порта Лакхуен, пассажирского терминала Т2 аэропорта Тхивай, зона высоких

технологий Хоалак, железнодорожной ветки в Ханое и Хошимине.

Токийская стратегия определила три главных направления сотрудничества стран бассейна р. Меконг и Японии:

• укрепление связей внутри региона Меконга, а также между странами бассейна Меконга и другими государствами мира;

• активизация экономического, торгового сотрудничества между странами, укрепление позиций региона Меконга в глобальной цепочке увеличения ВВП;

• сотрудничество в области охраны окружающей среды и обеспечения безопасности человека.

Обсуждение этих вопросов в Токио показывает, что Япония и страны ЮВА были решительно настроены участвовать в оза-щите окружающей среды. Особую озабоченность у них вызвала проблема разрушения экологии Большого Меконга и изучению опыта США.

3. Уроки использования р. Миссисипи в США

Ураган Катрина в США в 2005 г. явился причиной множества бедствий в долине р. Миссисипи, нанёс огромный ущерб имуществу жителей, унёс множество жизней. Вследствие урагана 150 тыс. домов было затоплено, более 1 тыс. человек погиблт. По предварительным подсчётам, ущерб достиг 100 млрд долл. Ураган сократил посевную площадь у р. Миссисипи на 40 тыс. га.

Это случилось после того как Миссисипи изменила течение, что было вызвано чрезмерной разработкой природных ресурсов человеком, а также следствием изменения климата. Миссисипи протяжённостью 3734 км протекает по территории 10 штатов США. В 1700 г. в районе Нового Орлеана был прорыт первый канал, соединивший реку с морем. Затем началось интенсивное освоение этой реки, которое развернулось широким фронтом в XX в.

К 1950 г., когда был принят Закон об освоении болот на Миссисипи, началось строительство каналов и дамб, осушение болот в промышленных целях и для жилищного строительства.

В верховьях реки построены десятки плотин гидроэлектростанций для удовлетворения всевозрастающих потребностей в электроэнергии и для предотвращения наводнений в нижнем её течении.

Для преодоления их последствий в 1963—1990 гг. огромные суммы были потрачены на строительство дамб. Однако это оказалось также ошибочно, как и то, что делалось раньше. До строительства дамб река обычно выходила из берегов и растекалась на целую сеть притоков и болот, создавая аллювиальные почвы, благоприятные для роста растений и сохраняющие земли над уровнем моря.

Именно эти дамбы «полностью выжали» обычно затопляемые земли, приведя к смыву всех наносов в Мексиканский залив. До сих пор никто точно не подсчитал количество приобретений и потерь от деятельности человека для всего бассейна р. Миссисипи.

Ураган Катрина в 2005 г., а затем ураган Рита в 2007 г. полностью разрушили прибрежную зону штата Луизиана и Нового Орлеана. Восстановление требует больших затрат и проходит медленно. Самые большие трудности выпали на долю местных жителей, в течение многих лет живших на этих землях. А тем, кто уйти не смог, пришлось приспосабливаться, строя дома на высоте 6 м над уровнем моря.

Власти США всех уровней признают, что естественные водно-болотные угодья вдоль побережья имеют больше возможностей адаптироваться к стихийным бедствиям, чем самые прочные сооружения. Мангровые леса, болота, луга в прибрежных районах обладают хорошими способностями существовать и восстанавливаться после стихийных бедствий.

По словам Синди Тэчер, эксперта Центра геоморфологических исследований США (и8С8), на сегодняшний день в Новом Орлеане осталось всего лишь несколько водно-болотных угодий, которые всеми признаны лучшим естественным щитом города. Если их не сохранить, то городу будет нанесён ещё более серьёзный ущерб, особенно в условиях развития тенденции учащения стихийных бедствий, вызванных изменением климата и всё большим повышением уровня моря.

Для преодоления последствий ураганов и других стихийных бедствий в 1990 г. федеральные власти США финансировали около 200 проектов по изучению и восстановлению прибрежных районов штата Луизиана с общим объёмом инвестиций 1 млрд долл. «Для восстановления всех утерянных площадей водно-болотных угодий двух штатов потребуется от 15 до 20 млрд долл.», — сообщил эксперт Скотт Уилсон. Чтобы не попадать в положение, подобное ситуации с Миссисипи, предупреждает Скотт Уилсон, лучше всего оставить течение реки свободным.

4. Последствия хозяйственного освоения р. Меконг

Американские уроки необходимы для сохранения экологической безопасности р. Меконг. Имея протяжённость 4800 км и 30 основных притоков, Меконг является крупнейшей рекой Юго-Восточной Азии и 11-й по величине рекой мира. Жизнеобеспечение более чем 75 % населения бассейна реки зависит от её возможности развивать сельское хозяйство, речной промысел, а также обеспечивать сохранность тропических лесов.

В последние годы в научной среде неоднократно звучало предупреждение о том, что неправильное применение агротехники приведёт к истощению водных ресурсов, загрязнению воды, повлияет на биологическое разнообразие Меконга. Более того, эксперты-экологи забили тревогу по поводу возможного изменения течения реки, что приведёт к экологической катастрофе в том случае, если начнётся строительство ГЭС и плотины электростанций будут возводится на реке повсеместно.

Бережное отношение к р. Меконг в высшей степени необходимо для сохранения богатых источников речного промысла, обеспечивающих проживание миллионов жителей. Учёные признают, что невозможно продолжать оставаться равнодушным к своему собственному будущему, необходимо сообща действовать ради общей цели — обеспечения устойчивого развития бассейна р. Меконг. Это был один из главных вопросов, обсуждённых на 4-й конференции на высшем уровне между странами субрегиона Меконга и Японией в 2012 г.

Меконг протекает по территории шести стран: Китая, Мьянмы, Таиланда, Лаоса, Камбоджи и Вьетнама. Здесь возникает ситуация, схожая с проблемами Миссисипи. По словам вьетнамского учёного, доктора наук Тю Тха Хоаня, сотрудника Международного института управления водными ресурсами, в верховьях Меконга на построенные и строящиеся плотины гидроэлектростанций Китая и Лаоса будет приходиться до 16 % общего объема воды. Произойдёт изменение течения реки.

Таиланд, Лаос и Камбоджа прилагают усилия, чтобы использовать воды Меконга для развития своего сельского хозяйства на территории, общая площадь которой составляет 1,8 млн га, но тем самым они наносят непоправимый вред экологии, растительному и животному миру.

В низовьях реки Меконг в последние годы была создана целая сеть каналов для уменьшения кислотности почв, предотвращения паводковых наводнений, для строительства систем орошения, в результате чего были уничтожены почти все мангровые леса. Плотная стена дамб, предохраняющих от наводнений и засоления почв, а также использование водных ресурсов для разведения креветок привели к сокращению мангровых лесов в прибрежной полосе.

В настоящее время земля в долинах рек Хау и Тиен, притоках Меконга, постоянно страдает от эрозии почвы. Большая часть водно-болотных угодий там постепенно исчезает из-за воздействия антропогенного фактора и изменения климата, оказывая всё большее давление на районы в дельте р. Меконг.

Учёные предупреждают: 54,7 млн человек живут в долине Меконга, и они будут первыми пострадавшими, если эта река «разгневается». Поэтому, по мнению учёных, уроки строительства ГЭС и способы обработки земли, нанёсшие урон Миссисипи, необходимо изучать касательно таких крупных рек, как Меконг. Тщательный расчёт последствий от воздействия человека, как и последствий изменения климата, будет иметь огромное значение для той части населения, существование которой полностью связано с рекой и зависит от реки.

В последнее время проблема сохранения водных ресурсов стала одной из главных наравне с такими общечеловеческими

ценностями, как продовольственная, экологическая или энергетическая безопасность. Проблема чистой воды — одна из главных среди вызовов XXI в. Вот почему на саммите АТЭС во Владивостоке в сентябре 2012 г. среди прочих была затронута тема «Вода, новый глобальный ресурс стратегического значения». Лидеры государств АТЭС призвали мировое сообщество изменить отношение к воде и методам её использования. Президент Чили Себастьян Пиньера на саммите АТЭС заявил: «Пятая часть населения живёт в засушливых районах. Водные ресурсы на планете распределены неравномерно, поэтому мы должны пересмотреть систему использования воды. Если мы будем работать, как 50 лет назад, то скоро увидим, что вода является дефицитным ресурсом и нашу цивилизацию ждёт только пустыня». На этом саммите президент Вьетнама Чыонг Тан Шанг назвал воду стратегическим ресурсом, который влияет не только на экономический рост, но и на безопасность. «Недостаток водных ресурсов в нашем веке сейчас гораздо более актуален, чем в прошлом. Никогда проблема недостатка воды не стояла так остро в глобальном масштабе. Водные ресурсы имеют прямое влияние на качество жизни в мире», — отметил он.

Президент Вьетнама, выступая на саммите, заявил, что «предложил странам, расположенным вдоль р. Меконг, скоординировать усилия, направленные на совместное управление её водными ресурсами. Только общими усилиями мы вместе сможем сохранить великую реку и её ресурс чистой воды»2.

Примечания

1 Ngugen Hong Nhung. Vietnam in Greater Mekong Subregion Cooperation // Vietnam Economic Review, 2007. № 8. P. 38—44.

2 Thong tan xa Viet Nam (Агентство ВИА), September 10, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.