Научная статья на тему 'Новые противоречия в Юго-Восточной Азии'

Новые противоречия в Юго-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
961
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ЯПОНИЯ / США / КИТАЙ (КНР)

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мосяков Дмитрий Валентинович

Dr. Dmitry Mosyakov analyses the current situation and political maneuvering in South-East Asia. In this respect he considers the political course of the US as well as Japan to consolidate their geo-political positions in the region. Great attention is also paid to China's attempts to intensify its influence in South-East Asia. The author studies the policy of ASEAN aimed at both consolidation of inner unity of the Association (passing of ASEAN'S Charter) and at multi-direction relations on the basis of advantage in a choice of partners in the framework of confrontation between American-Japanese block vis-à-vis China.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые противоречия в Юго-Восточной Азии»

© Мосяков Д.В.

ИВ РАН

НОВЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

(статья написана в рамках исследовательского проекта РГНФ 07-01-00081а)

Прошедший 2007 год внес новые краски в противостояние великих держав в их давно идущей борьбе за доминирование в Юго-Восточной Азии. Состав основных участников развивающегося у нас на глазах конфликта остается все тот же: с одной стороны Япония и США, которые стремятся сохранить свои позиции и ограничить экспансию Пекина в ЮВА, а с другой Китай, рассчитывающий путем экономической и политической экспансии крепче привязать к себе страны региона, постепенно вытеснить своих соперников и обеспечить доминирование в нем. Новым сегодня является то, что в прошедшем году наступающей стороной оказалась Япония, которая проявила невиданную ранее активность. Другой момент, на который нельзя не обратить внимания состоит в том, что все явственнее определяет свои интересы и действует все более активно третья сторона, которую долго рассматривали исключительно как объект, а не как субъект этого конфликта. Речь идет о странах АСЕАН и, прежде всего, наиболее развитых, которые стремятся сплотить региональный блок, с тем, чтобы поддерживать многовекторный баланс интересов, сохраняя взаимовыгодные и дружественные отношения как с США и Японией, так и с Китаем.

Новый интерес к Японии и США

В рамках такой политики равноудаленности политические элиты ведущих стран АСЕАН, почувствовав угрозу со стороны Пекина, активно расширяющего свое присутствие в регионе, стали все более энергично выступать за восстановление меняющегося баланса сил и за развитие экономических связей и отношений с Японией, за расширение американского присутствия в Юго-Восточной Азии. Знаком таких перемен стала смена тона в печати самых авторитетных и читаемых интеллектуальной и политической элитой стран ЮВА газет как «Стрейтс

таймс» и «Бангкок Пост». Обе эти газеты и, особенно, сингапурская «Стрейтс таймс» стали довольно резко писать о политике Пекина. В январе 2007 г. «Стрейтс таймс» отмечала, например, что «страны АСЕАН еще не стали пассажирами в китайском экспрессе и должны ограничивать китайское участие в регионе, развивая крепкие связи с США и другими внерегио-нальными силами. Цель такой политики должна состоять в том, чтобы сбалансировать китайское влияние. Страны АСЕАН нуждаются в США как в балансире и в двойной страховке, когда они развивают свои отношения с Китаем»1. В октябре 2007 г. эта же газета отмечала, что «нельзя допустить, чтобы страны АСЕАН оказались на задворках американской политики. Отношения с США обеспечивают нам стабильность и безопасность... особенно в ситуации, когда перед нами стоят вызовы, связанные с подъемом Китая, исламским радикализмом на Филиппинах, в Индонезии и в Таиланде, с обеспечением энергетической безопасности, с защитой основных линий морских

2 ГТЧ

коммуникаций от действий пиратов . Трудно удержаться от сравнения этих высказываний с теми, которые делались в 2000 году на саммите в Сингапуре, где лидеры стран АСЕАН только и прославляли азиатское единство, рассматривая возможности путем формирования единого рынка вытеснить США из региона. Теперь об этом даже и не вспоминают, а местная пресса полагает, что «США должны получить определенные преимущества из-за того, что недоверие к Китаю остается еще очень глубоким в регионе и может еще более возрасти, если растущий Китай будет и дальше развивать свою экспансию»3.

Не меньшие реверансы следуют сейчас и в отношении Японии. Перед визитом в Токио, который состоялся в марте 2007 г. премьер министр Сингапура Ли Сянь Лунг заявил, например, что «мы хотим поддержать Японию ибо она играет во всех сферах ЮВА - торговле, технической кооперации, внешней помощи и содействии большую роль. И эта роль в перспективе, должна только стать еще больше»4. Он также сравнил Японию с Китаем и подчеркнул, что Япония - страна с более открытой экономикой, чем Китай и с точки зрения развития она находится впереди него. В качестве примера эффективности сотрудничества с Токио он привел данные о том, что после

того как Сингапур заключил соглашение о создании зоны свободной торговли с Японией, взаимная торговля двух стран выросла на 20%5.

Заявление сингапурского лидера, всегда чутко реагирующего на малейшее изменение баланса сил в регионе, прозвучало как раз тогда, когда японцы нанесли по китайским планам расширения своего влияния в ЮВА неожиданный удар. Они выдвинули предложение создать новую зону свободной торговли, которая выступила бы конкурентом активно продвигаемой Пекином зоны свободной торговли стран АСЕАН и Китая. Японцы предложили очертить границы новой зоны членами организации Восточноазиатские саммиты, которая появилась на свет в декабре 2005 г. в Куала-Лумпуре. Многие тогда считали, что ее формирование было связано с тем, что Китай стремился сформировать противовес АТЭС и. поэтому не допустил участия американцев в этом объединении. Наблюдатели сходились в том, что именно китайцы будут задавать там тон. Японцы показали, что это не совсем так и, что рано списывать Токио как очень серьезного конкурента планам Пекина. При этом японцы поступили примерно так же, как это сделали китайцы в 2001 г., когда, вместо строительства зоны свободной торговли по формуле АСЕАН плюс три, о чем была достигнута договоренность на саммите 2000 г. в Сингапуре, неожиданно заключили договор о зоне свободной торговле со странами АСЕАН по формуле Китай плюс страны АСЕАН, оставив Японию и Южную Корею не у дел. Теперь разочарованными оказались китайцы, которые, видимо, не ожидали, что это предложение будет выдвинуто японцами самостоятельно, без согласования с Пекином. Разочарование еще больше возросло, когда этот проект немедленно поддержала Индия, которая также стремится

6

сегодня найти свою нишу для расширения влияния в регионе .

Естественно, что в Пекине довольно резко выступили против японского предложения. Г лавный китайский эксперт по отношениям со странами АСЕАН Чан Хичжен заявил, что «Китай и страны АСЕАН настаивают на том, что только АСЕАН плюс три является тем каналом, посредством которого и реализуется Восточноазиатское сообщество» . Вскоре выяснилось, что китайский эксперт оказался не совсем прав, ибо к его не-

удовольствию, а также к разочарованию его начальников, страны АСЕАН в разгоревшемся споре не поддержали позицию Пекина. Более того, Япония, Сингапур и Индонезия совместно выступили с предложением ввести в будущую зону свободной торговли еще и Новую Зеландию, Австралию и Индию. Местная пресса даже и не скрывала, что все эти предложения «были направлены на ослабление растущего влияния Китая в регио-

не»8.

Новый японский проект оказался настолько привлекательным, что сингапурский премьер-министр указал, что он «в определенной степени более прогрессивен, чем осуществляемый ныне проект зоны свободной торговли стран АСЕАН с Китаем»9. Ли Сян Лунг высказал вообще крамольную для Пекина мысль о том, что в новых условиях можно было бы и пересмотреть проект формирования зоны свободной торговли Китай - АСЕАН. Он, в частности, заявил, что «когда бывший китайский премьер Чжу Жунцзы предлагал создать такую зону, он сказал асеановским лидерам, что после пяти или десяти лет мы вместе проанализируем результаты и если они окажутся несбалансированными, Китай готов будет пересмотреть и вновь провести переговоры по условиям создания зоны свободной торговли»10.

Хартия АСЕАН: фактор консолидации или раскола

В условиях обострения борьбы за преобладание в ЮВА, внутри самой АСЕАН также начали происходить существенные перемены. Группа влиятельных в прошлом региональных политиков подготовила предложения о существенном изменении внутреннего устройства АСЕАН и о принятии общей для всех стран-участников этого блока хартии, которая бы регламентировала и консолидировала их политику. По заявлениям сторонников этого документа выработка и принятие хартии АСЕАН «призваны укрепить единство и дисциплину всех членов организации, их взаимную солидарность и ответствен-ность»11. Известный сингапурский политик Джаякумар, принимавший участие в этом проекте сказал даже, что без этой

12

хартии «АСЕАН ожидает атрофия власти и распад» . Кроме него текст хартии готовили такие известные политики как

бывший президент Филиппин Фидель Рамос, бывший министр иностранных дел Индонезии Али Алатас, а возглавил их бывший заместитель премьер-министра Малайзии Мусса Хитам, известный своей прозападной позицией политик, многолетний председатель ООНовской комиссии по правам человека и комиссии по правам человека в Малайзии. Цель их работы состояла в том, чтобы выработать предложения по дальнейшему движению АСЕАН в сторону консолидации и интеграции. Основные новации, с которыми они выступили, преследовали цель резко расширить роль и значение наднациональных органов и ограничить в определенной степени суверенитет стран -участников блока. В документе, подготовленном ими, впервые формализуются базовые ценности АСЕАН, стандарты поведения стран-участников блока, а также возможность политических лидеров стран-соседей «призывать и действовать в случае

13 п

серьезных нарушений основных положений хартии» . В этом документе впервые предполагалась и система санкций для стран-участников блока. За неисполнение ими взятых на себя обязательств, предусматривается «отмена привилегий и даже исключение наиболее нерадивых членов»14. Выдвигались также предложения организовывать встречи на высшем уровне не один, а два раза в год, увеличить число заместителей Г енераль-ного секретаря АСЕАН, у которого должно появиться четыре новых зама и существенно больше финансовых средств. Предлагалось создать в рамках АСЕАН два новых совета, в которых министры стран-участников АСЕАН обсуждали бы и решали вопросы интеграции в сфере политики безопасности и социально-культурной сфере. Революционным выглядело и предложение принимать решения по не самым существенным и чувствительным вопросам большинством голосов, а не консенсусом как сегодня15.

Сразу же после обнародования проекта хартии в поддержку предложений группы Муссы Хитама выступили многие действующие политики. Премьер-министр Сингапура Ли Сян Лунг, в своем выступлении на саммите стран АСЕАН в Себу, который состоялся в январе 2007 г. заявил, например, что «авторитетные политики представили хорошо сбалансированный и ясный доклад с практическими предложениями как двигаться

всем дальше. Многие их рекомендации по укреплению АСЕАН давно назрели»16. Премьер-министр Малайзии Бадави поддержал своего коллегу и сказал, что «хартия является фундаментом того, что мы хотим достичь в будущем и, в частности, асеановского сообщества, которое основывалось бы на праве, социальных связях и политической стабильности»17.

В августе 2007 г. во время празднования дня АСЕАН, хартия была названа главным путем укрепления единства этого блока. И «Стрейтс таймс» и «Бангкок Пост» в один голос указывали, что подготовка к ее принятию продвигается успешно. Документ прошел уже два важных этапа: его первоначальный текст был благожелательно встречен на саммите АСЕАН в Себу, и главы государств сформировали специальный комитет

высокого уровня для окончательной его доработки на основе

18

предложений Муссы Хитама и его группы . При этом газеты отмечали , что после доработки необходимо добиться того, «чтобы все поняли, что Хартия АСЕАН -это не кусок бумаги. Без политической воли она не станет живым документом»19.

Сегодня принятие Хартии переходит на завершающий этап и речь уже идет о том, чтобы парламенты стран-членов АСЕАН как можно быстрее ее ратифицировали. Планируется, что хартия после ее ратификации всеми странами должна будет стать как бы конституцией для всех участников АСЕАН. Нельзя не обратить внимание, что прозападные и антикитайские круги в регионе в одни голос убеждают всех в том, что любое откладывание ратификации «нанесет ущерб региональному динамизму и вновь возродит сомнения в том, что АСЕАН на деле

20

лишь только занимается пустой болтовней» . Новый генеральный секретарь АСЕАН, известный либерал и прозападный деятель бывший министр иностранных дел Таиланда Сурин Пит-суван сказал, даже что «он собирается в ближайшие несколько месяцев посещать столицы стран АСЕАН, с тем, чтобы подтолкнуть других участников блока последовать примеру Сингапура и ратифицировать хартию»21.

На самом деле предложенный к ратификации документ совсем не так безобиден, как уверяют его создатели. Ведь в нем впервые в ЮВА в качестве основополагающего фундамента регионального единства утверждаются и провозглашаются запад-

ные ценности, такие как демократическая политическая система, уважение прав человека и его свобод. При этом они подаются как ценности абсолютные, которым должны следовать все страны АСЕАН. В случае отказа от них неизбежно должны последовать санкции в адрес страны-отказника. Тем самым создается принципиально новый для АСЕАН политический механизм, полностью противоположный первоначальной идее о том, что внутренние дела стран-соседей не могут быть предметом обсуждения и тем более вмешательства других членов АСЕАН. Все понимают, что в перспективе хартия может стать инструментом давления прозападных наиболее развитых стран АСЕАН на своих экономически более слабых и менее развитых партнеров. Более того, эти страны получат легитимные основания для влияния на внутренние процессы в таких странах как Мьянма, Вьетнам, Камбоджа и Лаос. В связи с этим новый документ вызвал, по меньшей мере, неоднозначный отклик в тех государствах региона, которые в случае его принятия должны будут внести существенные коррективы в свою внутреннюю политику. При этом против не рискует выступить никто, но не все хотят сказать «да». Политики «неправильных» с точки зрения организации политического режима стран отмалчиваются и даже пытаются делать вид, что ничего особенного не происходит.

Для того, чтобы преодолеть сомнения относительно ратификации хартии у камбоджийских или вьетнамских лидеров, не говоря уже о мьянманских генералах и маршале Тан Шве, сторонники хартии увязывают призывы к ее принятию с активизацией внутрирегионального экономического сотрудничества. Они обещают своим менее развитым собратьям и новые инвестиции и определенные уступки при формировании общего рынка АСЕАН, особенно в сфере сельского хозяйства. Цель таких посулов вполне прозрачна - заставить колеблющихся подписать хартию и, тем самым, сделать важный шаг вперед не только в экономической, но и в политической консолидации региона. Такой подход полностью приветствуется на Западе и касаясь развития событий в АСЕАН, газета «Интернешнл геральд трибюн» отмечала например, что «торговое сотрудничество в регионе не будет работать если АСЕАН не создаст меха-

низм наказаний за нарушения прав человека и иные преступле-

22

ния» . Эту же мысль развивали и на саммите стран АСЕАН в Себу. Там было заявлено, что «только на основе принятия предложенной хартии мы сможем остаться конкурентоспособ-

23

ными и будем работать вместе как один единый рынок . Там же в Себу было принято решение ускорить процесс внутрирегиональной интеграции и достроить зону свободной торговли стран АСЕАН (АФТА) не к 2020 а к 2015 году24.

Никто не скрывает, что причина ускорить внутрирегиональную интеграцию вызвана тем, чтобы приостановить проникновение китайского влияния в регион и не допустить ориентации экономик некоторых стран АСЕАН исключительно на Китай. Поэтому асеановкая зона свободной торговли, которая в начале 2000-х годов, казалось, отошла на второй план на фоне развития зоны свободной торговли с Китаем, теперь превратилась в реальный противовес зоне свободной торговли с КНР. По мнению сингапурских аналитиков «ускорение строительства асеановского общего рынка приведет к тому, что зона свободной торговли с Китаем уже не будет доминировать, а будет как бы вместе с другими зонами свободной торговли с внере-

25

гиональными державами дополнять асеановскую АФТу» .

Реакция Китая на вызовы в ЮВА

Китайский ответ на все эти перемены в политике наиболее влиятельных государств АСЕАН не заставил себя долго ждать. Анализируя ситуацию в регионе в 2007 г. начале 2008 г. можно сделать вывод о том, что Китай внес определенные коррективы в свой план политической и экономической интеграции со странами Юго-Восточной Азии, продемонстрировав, что у него также есть очень весомые рычаги влияния на развитие событий. В свой первоначальный план экспансии, в Пекине, довнесли один и очень важный элемент: Китай перестал ставить исключительно на зону свободной торговли со странами АСЕАН, а начал все более пристально рассматривать и другие альтернативные ей проекты. Китайцы пошли по пути фактического раздела Юго-Восточной Азии на собственно континентальные страны и страны островные. Говоря точнее на страны, которые выступают лидерами в региональном сотрудничестве, протал-

кивают Хартию и ищут поддержки у США, и страны, которые не определились и в отношении Хартии и в отношении того следует ли дальше ставить себя в зависимость от наднациональных институтов, формируемых наиболее развитыми странами ЮВА. Сделали они это в рамках реанимации уже давнишнего проекта развития бассейна Большого Меконга, который разрабатывали еще французы, пропагандировали американцы, а теперь вот взяли на вооружение китайцы. На недавно состоявшемся во Вьентьяне третьем саммите по вопросам субрегионального экономического сотрудничества в бассейне Большого Меконга Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил, что «государства субрегиона Большого Меконга должны

усиливать сплоченность, укреплять сотрудничество и придер-

26

живаться пути совместного развития и процветания»26. Это его заявление отражает откровенное недовольство Пекина, прошедшей в ноябре 2007 г. в рамках саммита восточноазиатского сообщества отдельной встречи главных конкурентов - японцев с представителями Вьетнама, Лаоса и Камбоджи, в ходе которых Токио пообещал выделить средства на их развитие. Японский премьер сказал также, что его страна также будет участ-

27

вовать в развитии бассейна Меконга.» . Этим заявлением японцы вновь показали, что они готовы соперничать с Китаем даже там, где его влияние очень велико.

Во Вьентьяне Вэнь Цзябао призвал к укреплению сотрудничества в области строительства Трансазиатской железной дороги и открытию субрегионального железнодорожного сообщения. По его словам, Китай готов выделить 20 млн. юаней на разработку технико-экономического обоснования проекта строительства участка восточной линии Трансазиатской железной дороги, а также обсудить возможность финансирования строительства данного участка и оказать поддержку в областях

технологий, управления и оборудования, чтобы как можно ско-

28

рее началось движение по всей восточной линии .

Премьер-министр КНР заявил также, что Китай готов сотрудничать с Таиландом и Азиатском банком развития (АБР) в ускорении строительства моста через реку Меконг, который соединит автодорогу Куньмин-Бангкок, чтобы тем самым осуществить движение по всему коридору между юго-западом Ки-

тая и странами Индокитая к 2011 году. Китайцы тем самым рассчитывают опередить японцев, взявших на себя строительство транспортного коридора восток-запад, который должен соединить Вьетнам Лаос и Таиланд к 2013-2015 гг.

Среди практических шагов интеграции с Китаем можно выделить подписание представителями шести стран-участниц субрегионального сотрудничества в бассейне Большого Меконга меморандума взаимопонимания по осуществлению дорожной карты трансграничной торговли электроэнергией. Подписанный представителями министерств энергетики Китая, Лаоса, Вьетнама, Мьянмы, Камбоджи и Таиланда меморандум закрепил достигнутые между странами договоренности о дальнейшем усилении трансграничной торговли электроэнергией и дорожную карту трансграничной транспортировки электроэнергии. В этом документе выражается готовность шести стран субрегиона к дальнейшему усилению сотрудничества в торговле электроэнергетическими ресурсами, снижении себестоимости и охране окружающей среды29.

Интересно, что в принятых коммюнике ничего не говорится о строительстве исполинских ГЭС, которые должны будут появиться на территории Китая в Юннани, а также в Лаосе и в Камбодже в районе Кампонгчама. Причина их отсутствия в

30

ближайших планах скорее не протесты экологов30, а рациональный выбор приоритетов: сегодня китайцы как главные спонсоры всего проекта ведут речь не о многомиллиардных инвестициях, которые рискуют быть замороженными в гигантском строительстве на многие годы, а только о формировании транспортной инфраструктуры для свободного проникновения своих товаров и соответственно вывоза продукции, производимой в странах субрегиона (так теперь они называют континентальные страны ЮВА за исключением Малайзии). Не менее знаменательным представляется и то, что Вэнь Цзябао в своем выступлении во Вьентьяне ни словом не упомянул, ни о японских инициативах в регионе, ни о зоне свободной торговли стран АСЕАН и Китая. Он сосредоточился исключительно на сотрудничестве с государствами субрегиона и обещал им быстрый путь к процветанию в союзе с Китаем31.

Надо признать, что выбор Китая и его ставка на определенное разделение ЮВА с точки зрения развития своей экспансии носит вполне логичный и исторически обусловленный характер. В прошлом континентальные страны ЮВА всегда больше зависели от Китая и ориентировались на него, в них традиционно было более отчетливо выражено китайское присутствие и влияние. Сегодня, за исключением Таиланда, все страны собранные в проекте Большого Меконга - это наиболее зависимые и «прокитайские» во всем регионе. Мьянманский режим находящейся фактически в международной изоляции, уже давно ориентируется главным образом на Китай как на источник политической, военной и финансовой поддержки. Регулярные кредиты в обмен на усиливающееся китайское присутствие в стране и особенно на Андаманском побережье, стали фактором политической стабильности в этой стране. Для Камбоджи Китай является главным инвестором и торговым парт-

32

нером . Таиланд традиционно очень дружественное Китаю государство, где больше 76% населения рассматривают Пекин

33

как лучшего друга их страны . Вьетнам при всех сложностях межпартийных и межгосударственных отношений связывают с Китаем и общность политической и экономической модели развития, и очевидная зависимость от китайского рынка и капиталов. Лаос, имеющий многокилометровую границу с Китаем, исторически всегда был крайне чуток к любым китайским инициативам.

Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма - наименее развитые и бедные страны региона - рассматривают сегодня Китай как главный источник финансовых ресурсов. Китай действительно вкладывает в их развитие существенные средства. Агентство Синьхуа сообщало, например, что на конец ноября 2007 года в странах АСЕАН были созданы 95 предприятий на основе инвестиций из провинции Юньнань, объем которых составил 311 млн. долл. При этом 86 предприятий были организованы в

34

Мьянме, в Лаосе и во Вьетнаме . Примерно по таким же направлениям перетекают средства из Гуанси и Гуандуна, других инвестирующих в ЮВА китайских провинций.

Таким образом, вывод, который можно сделать из анализа последних событий в изучаемом регионе заключается в том,

что в ответ на растущее сопротивление своей экспансии Китай серьезно корректирует свое «мирное наступление» в ЮВА. В Пекине не отказываются от развития зоны свободной торговли со странами АСЕАН, но параллельно создают новый проект, где бы китайская гегемония уже сегодня не могла бы серьезно оспариваться и, где он был бы способен дать полновесный ответ любым попыткам вступить с ним в конкуренцию. Представляется, что и географическое направление движения китайских инвестиций в регионе отвечают достижению этой цели. Китай поставил сегодня задачу сначала добиться доминирования на севере ЮВА, превратить этот региона в базу для дальнейшей экспансии. Думается также, что на руку Китаю сыграет и очевидная попытка консолидировать АСЕАН на основе западных ценностей и структур, ибо это неизбежно вызовет противодействие тех режимов, которые не готовы и не расположены идти по западному пути. Им, очевидно, будет ближе тот путь, за который ратует Китай.

1 The Straits Times, 13 January 2007. Singapore.

2 The Straits Times, 29 October 2007.

3 The Straits Times, 13 January 2007. Singapore.

4 The Straits Times, 19 March 2007.

5 Ibid.

6 The Straits Times, 24 January 2007.

7 The Straits Times, 16 January 2007.

8 Ibid.

9 The Straits Times, 19 March 2007.

10 Ibid.

11 The Straits Times, 6 January 2007.

12 Ibid.

13 The Straits Times, 4 December 2007.

14 The Straits Times, 6 January 2007.

15 Ibid.

16 The Straits Times, 14 January 2007.

17 Ibid.

18 The Straits Times, 8 August 2007. The Bangkok Post, 8-9 August

2007.

19 The Straits Times, 8 August 2007.

20 The Straits Times, 4 December 2007.

21 The Straits Times, 8 January 2008.

22 The International Gerald Tribune, 15 January 2007.

23 The Straits Times, 12 January 2007.

24 The Straits Times, 14 January 2007.

25 Ibid.

26 Жэньминь жибао, 01. 04.2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 The Straits Times, 27 November 2007.

28

Агентство Синьхуа, 31 марта 2008.

29 Tianshannet 1.04. 2008

30 См. подробнее: The Straits Times, 15 November 2007.

31 Жэньминь жибао, 01. 04.2008.

32 The Straits Times, 13 January 2007.

33 Иомиури, 16.11. 2003.

34 Синьхуа, 06.12.2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.