СТРАНОВЕДЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Ишмурадова А.М., Евграфова О.Г.
Набережночелнинский институт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Набережные Челны, Россия
Описывается процесс формирования поликультурной компетентности у студентов вуза на занятиях по английскому языку. Рассматриваются посредством страноведческих проектов. Делаются выводы, что страноведческие проекты имеют положительный эффект в процессе обучения студентов
Ключевые слова: компетентностный подход; технология обучения иностранному языку; формирование поликультурной компетентности; инновационные способы обучения.
COUNTRY STUDY PROJECTS AS THE MEANS OF FORMATION OF MULTICULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS AT THE FOREIGN LANGUAGE LESSONS
IshmuradovaA.M., Yevgrafova O.G.
Kazan (Volga Region) Federal University Branch in Naberezhnye Chelny, Naberezhnye Chelny, Russia
This article describes formation of multicultural competence in the English lessons at the higher educational establishments. It is shown by means of country study projects. Conclusions are given that they have positive effect in the process of teaching.
Keywords: competence approach; technology of foreign language teaching; innovation means of education.
Поликультурное образование для молодежи является неотъемлемой частью образования, особенно сегодня, когда в центре Европы возникла угроза для мирного сосуществования братских народов, когда люди умирают каждый день, слово «мир» становится не абстрактным понятием, а необходимым условием жизни. Существует необходимость в том, чтобы научить молодых людей искусству переговоров, чтобы жить в мире и сотрудничестве с представителями разных стран и народов. Всегда труднее прийти к соглашению, чем вести войну. Есть много созерцателей и сторонников, но не многие из них являются эффективными помощниками и надежными партнерами [6, с. 63].
Цивилизованный мир нуждается в специалистах, которые имеют обширные знания в области культурного разнообразия в глобальном масштабе, способные создавать связи, создавать благоприятные условия для кросс-культурного взаимодействия. Важным в подготовке студентов является развитие фундаментальных знаний о поликультурном мире, который является ключом к мирному сосуществованию и международной безопасности [3, с. 114].
Огромная роль в формировании поликулыурной компетентности студентов играет изучение страноведения, которое способно сформировать представление о целостности мира. Большое значение играет проектная деятельность по странам, которая обеспечивает бесценный опыт для понимания культурного многообразия стран и культур [1, с. 43]. Таким образом, формирование поликультурной компетентности студентов посредством страноведческих проектов являются чрезвычайно важной частью процесса обучения.
Проблема компетентностного подхода в образовании, профессиональной компетентности, иноязычных компетенций, поликулыурной компетентности является предметом исследования в трудах многих российских и зарубежных ученых (Р.Р. Агадуллин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, С.Г. Тер-Минасова, A.B. Хуторский и др.).
Целью данной статьи является изучение научных и методологических основ поликультурной компетентности студентов посредством страноведческих проектов, выявление их роли и значения.
Поликультурализм является главной особенностью современного общества. Поэтому поликультурную компетентность студентов мы рассматриваем в качестве составной части профессиональной компетентности, которая должна осуществляться на всех этапах профессиональной деятельности. Есть много определений поли-кулыурной компетенции как концепции, были определены ее компоненты, а также структурные компоненты. Например, P.P. Ага-дуллин считает поликультурную компетентность как общую способность личности к продуктивной жизни с точки зрения многонационального и поликультурного общества [5, с 98].
Авторы этой статьи определяют поликультурную компетенцию студента как способность индивида реализовать поликультурную компетенцию гармонично, имея сумму поликультурных знаний и языковых навыков, адекватно и дипломатично установить процесс культурного взаимодействия, быть терпимым к людям разных национальностей для компетентного решения профессиональных задач. В структуре поликультурной компетентности студента различают четыре взаимосвязанных компонента: информационные; коммуникативные; этические и мотивационные. Формирование поликультурной компетентности студентов в качестве одной из ключевых профессиональных компетенций осуществляется на протяжении всего периода обучения в вузе, в том числе во время страноведческих проектов. Целью обучения является расширение и углубление знаний студентов по предметам во время выполнения самостоятельной задачи. На сегодняшний день были разработаны научно-методические рекомендации по созданию творческих работ, в которых определены их цель, задачи; были разработаны типы (страноведение-образность, страноведение-маршруты, мини-отчеты, исчерпывающие данные исследования по отдельным странам); были предложены этапы подготовки; особенности проектирования и оценки, публичные защиты; были раскрыты способы практической реализации результатов. Творческие работы являются эффективной основой для формирования поликультурной компетентности студентов. По данным опросов общественного мнения, это один из самых популярных видов учебной деятель-
ности студентов, которая также имеет положительное влияние. В ходе реализации такого проекта в качестве творческого труда формируются наиболее эффективно компоненты поликультурной компетенции. Дальнейшее развитие реализованных проектов происходит по нескольким направлениям: участие в научных конференциях, в качестве материала для аннотаций, рефератов, курсовых и дипломных работ, подготовки презентаций по страноведческим темам, фестивали, круглые столы и т.д. [2, с. 80].
В марте 2015 г. был проведен фестиваль «Диалог культур зарубежных стран». Цель фестиваля - ознакомить молодых людей с особенностями культур, способствовать формированию личности на основе толерантности и взаимного уважения к другим культурам и народам. Задачи фестиваля: 1) ознакомление участников с различными аспектами культур этих стран; 2) содействие формированию личности на принципах дружбы и уважения между народами; 3) развитие понимания глобальной взаимозависимости всех стран и народов; 4) развитие коммуникативных навыков, способности общаться с людьми разных национальностей; 5) развитие творческого потенциала личности, а также навыков, которые способствуют расширению знаний о других культурах; 6) содействие чувству красоты в лучших достижениях мировой цивилизации. В организации и проведении фестиваля студенты принимали активное участие. Они готовили информационные стенды, презентации, приветствовали гостей, проводили сеансы, организовывали семинары, брейн-ринги и т.д. В общем, участие в фестивале по страноведческому проекту вносит свой вклад в первую очередь в формирование сильных коммуникативных, этических и мотивационных компонентов поликультурной компетенции. Кроме того, есть возможность усилить и углубить речевой компонент, а также информационные знания [4, с. 185].
Анализ указанной выше информации позволяет сформулировать следующие выводы. Поликультурная компетентность студентов является составной частью профессиональной компетенции. Страноведческие проекты и образовательные фестивали являются эффективной основой для формирования поликультурной компетентности студентов. Поликультурная компетентность, а также
другие виды профессиональной компетентности студентов, формируется на протяжении всего периода обучения в вузе; средства и методы ее формирования могут быть улучшены и развиты в целом. Страноведение в образовательной деятельности по изучению культур стран и народов может гарантировать мир и стабильность, если это приобретает глобальный масштаб и поддерживается сознательными лицами мирового прогрессивного общества.
Список литературы
1. Агадуллин Р.Р. Поликультурная профессиональная компетенция современного учителя (электронный ресурс) // Режим доступа: http: // archive.nbuv.gov.ua/portal/soc-gum/pspo/2003-5-l/doc-pd£'agadullina.pdf
2. Борисоглебская JI.H., Деменина Л.В., Изотова A.C., Ишмурадова А.М., Кашуба И.В., Крукович Е.В., Любова Т.В., Максимова Э.В., Магиенко JI.M., Михайлов В.Н., Плетенева И.Ф., Рассказова В.Н., Расщепкина Е.Д., Ращикулина E.H., Садова Н.Г., Славина JI.P., Толмачева И.В., Ударцева С.М., Ударцева Т.С. Современные образовательные технологии.. Новосибирск: ЦРНС, 2015. Книга 2. С. 77-97.
3. Евграфова О.Г., Ишмурадова А.М. Лингвистические средства привлечения внимания в англоязычных рекламных текстах II Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 8-1 (62). С. 112-116.
4. Ишмурадова A.M., Ишмурадова И.И. Формирование иноязычных компетенций студентов ВУЗа в проектной деятельности. II Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2015. Т. 1. № 1 (64). С. 182-192.
5. Ишмурадова A.M., Дердизова Ф.В. Проблема формирования иноязычных компетенций у студентов технического ВУЗа в самостоятельной учебной деятельности // В мире научных открытий. 2015. №11 (71). С. 96-101.
6. Минибаева Г.Б. Формирование поликультурной компетенции у студентов вуза в процессе изучения иностранного языка и литературы // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т.12. № 5. С. 62-65.