Научная статья на тему 'Особенности моделирования процесса формирования иноязычных компетенций студентов в самостоятельной учебной деятельности'

Особенности моделирования процесса формирования иноязычных компетенций студентов в самостоятельной учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моделирование / иноязычные компетенции / самостоятельная учебная деятельность / студенты / высшие учебные заведения. / modeling / foreign-language competences / independent educational activity / students / higher education institutions.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишмурадова Альфия Миннемухтаровна, Дердизова Фарида Валиевна, Афанасьева Ирина Валерьевна, Долгашева Мира Вячеславовна

Статья направлена на разработку модели формирования иноязычных компетенций студентов в самостоятельной учебной деятельности. Представленная в статье модель включает целевой, содержательный, технологический, методический и результативный компоненты, совокупность которых направлена на усиление роли опыта и умений практического применения знаний при самостоятельном изучении студентами иностранного языка. Материалы статьи могут быть использованы для совершенствования процесса преподавания иностранного языка в вузах и ссузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ишмурадова Альфия Миннемухтаровна, Дердизова Фарида Валиевна, Афанасьева Ирина Валерьевна, Долгашева Мира Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MODELING STUDENTS’ FOREIGN LANGUAGE COMPETENCES DEVELOPMENT IN INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY

The paper is focused on the model of studentsforeign-language competences development in the process of independent educational activity. The model includes target, content, technological, methodical, and productive components, the set of which is aimed to strengthen the role of experience and abilities of knowledge practical application in students’ independent learning of a foreign language. Materials of the paper can be used to improve the process of a foreign language teaching both in higher education institutions, and secondary vocational education colleges.

Текст научной работы на тему «Особенности моделирования процесса формирования иноязычных компетенций студентов в самостоятельной учебной деятельности»

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

УДК 377:378

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ

ИНОЯЗЫЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.М. Ишмурадова, Ф.В. Дердизова, И.В. Афанасьева, М.В. Долгашева

Аннотация. Статья направлена на разработку модели формирования иноязычных компетенций студентов в самостоятельной учебной деятельности. Представленная в статье модель включает целевой, содержательный, технологический, методический и результативный компоненты, совокупность которых направлена на усиление роли опыта и умений практического применения знаний при самостоятельном изучении студентами иностранного языка. Материалы статьи могут быть использованы для совершенствования процесса преподавания иностранного языка в вузах и ссузах.

Ключевые слова: моделирование, иноязычные компетенции, самостоятельная учебная деятельность, студенты, высшие учебные заведения.

PECULIARITIES OF MODELING STUDENTS’ FOREIGN LANGUAGE

COMPETENCES DEVELOPMENT IN INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY

A. Ishmuradova, F. Derdizova, I. Afanasyeva, M. Dolgasheva

Abstract. The paper is focused on the model of students foreign-language competences development in the process of independent educational activity. The model includes target, content, technological, methodical, and productive components, the set of which is aimed to strengthen the role of experience and abilities of knowledge practical application in students’ independent learning of a foreign language. Materials of the paper can be used to improve the process of a foreign language teaching both in higher education institutions, and secondary vocational education colleges.

Keywords: modeling, foreign-language competences, independent educational activity, students, higher education

institutions.

В настоящее время вузы, как и многие другие учреждения высшего

профессионального образования, находятся в стадии реформирования, одним из направлений которого является использование

самостоятельной учебной деятельности студентов в профессиональной подготовке будущих компетентных специалистов в техническом вузе.

Современный студент получает высшее образование в качественно иных условиях

организации образовательного процесса и профессиональной подготовки. Во-первых, федеральные государственные стандарты

проектируются на основе компетентностного подхода, в котором смыслообразующим конструктом становится такой набор

компетенций, который необходим для

успешной деятельности в определенной области. Компетенции рассматриваются как интегратор знаний и становятся руководством к действию, определяя готовность субъекта учебно-профессиональной деятельности

отвечать вызовам современного рынка труда [5]. Во-вторых, существенным отличием государственного образовательного стандарта на основе компетентностного подхода является ориентация на конечный результат:

универсальные (ключевые),

общепрофессиональные и предметносоциальные компетентности. Потребность в компетентностном подходе вызвана

уточнением цели и результата подготовки будущего специалиста в техническом вузе на уровне качества профессионального обучения. В-третьих, проектирование учебного процесса на основе формирования компетенций предполагает участие работодателей, призванных помочь академическому сообществу в формировании социального заказа на выпускника, обладающего определенным составом компетенций, в том числе и иноязычных компетенций. В-четвертых, в процессе подготовки будущего компетентного специалиста в условиях технического вуза возрастает роль самостоятельной работы студентов, так как государственный стандарт предусматривает этот вид работы студента, являющийся основой обучения в вузе и осуществляемый в четырех важнейших направлениях: самостоятельное

изучение учебного материала в рамках занятий, самообразование, самоконтроль,

самовоспитание.

108

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

Модель формирования иноязычных компетенций студентов технического вуза в самостоятельной учебной деятельности представляет собой схему процесса,

обеспечивающего его целостность на уровне содержательного, процессуального и результативного элементов (Рисунок 1).

Цель

Формирование иноязычных компетенций (ИК) студентов технического вуза в самостоятельной учебной деятельности (СУД)

Задачи

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ

ТАКТИЧЕСКИЕ

Принципы

т

ПРОГНОСТИЧНОСТИ ПОШАГОВОСТИ САМОРАЗВИТИЯ

Аудиторные: реферат, статья, доклад, курсовое проектирование и дипломное проектирование

Внеаудиторные: конференции, онлайн-конференции, брифинги, переговоры, аукционы,

презентации

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ

КОНСТРУКТИВНАЯ

I ^ / Типы СУД: 1.самостоятельное изучение учебного материала в рамках занятий; 2.самообразование; 3.самоконтроль; 4. самовоспитание

Содержание СУД —► Субъекты СУД: группа, диады, команды, индивидуальные субъекты

Масштабы СУД: УИРС, НИРС, курсовая работа, ВКР

Шаги СУД: проект, модель, программа, технология, алгоритм действия

Результат

Уровень сформированности комплекса иноязычных компетенций студентов технического вуза как устойчивых образований субъекта учебной самостоятельной деятельности при изучении иностранного языка (речевые, языковые, компенсаторные, учебно-познавательные, социокультурные, коммуникативно-проектировочные)

Рисунок 1. - Модель формирования иноязычных компетенций (ИК) студентов вуза в самостоятельной учебной деятельности (СУД)

109

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

Модель позволила выделить: цель, задачи, принципы, этапы процесса формирования иноязычных компетенций в самостоятельной учебной деятельности, формы, функции, содержание самостоятельной учебной деятельности и ее компоненты, состав иноязычных компетенций; результат. Были

выделены две доминирующие задачи реализации цели: стратегическая и тактическая. Стратегическая задача заключается в

использовании потенциала самостоятельной учебной деятельности студентов при изучении иностранного языка в техническом вузе [2]. Тактическая задача направлена на оптимальное сочетание различных форм и типов самостоятельной учебной деятельности студентов технического вуза с учетом специфики направления подготовки. В

решении этих задач мы опирались на три доминирующихпринципа: прогностичность,

пошаговость, саморазвитие. Принцип прогностичности обусловлен самой природой самостоятельной учебной деятельности, ориентированной на формирование субъекта самостоятельной учебно-профессиональной деятельности. Принцип пошаговости предполагает постепенный переход студентами технического вуза от замысла к образу действия и к программе реализации самостоятельной учебной деятельности с учетом специфики вуза [4]. Принцип саморазвития касается развития субъекта учебно-профессиональной

деятельности на основе самостоятельной учебной деятельности в направлении самообразования, самоконтроля,

самовоспитания. Этапы самостоятельной учебной деятельности: подготовка к

самостоятельной учебной деятельности (планирование, целеполагание,

программирование); осуществление

(реализация, управление, организация); анализ результатов (контроль, оценка, регулирование); рефлексия (самоконтроль, ауторефлексия); прогнозирование(новая цель и планирование). Аудиторные формы самостоятельной учебной деятельности: реферат, статья, доклад, курсовое проектирование, дипломное проектирование. Внеаудиторные: конференции, онлайн-

конференции, брифинги, переговоры, аукционы, презентации.

Самостоятельная учебная деятельность на занятиях по иностранному языку носит «рамочный» и многофункциональный характер в различных контекстах будущей профессиональной деятельности [3]. В связи с

чем, она может быть использована в качестве и педагогического средства, и средства обучения, и деятельности. Результатом формирования

иноязычных компетенций студентов

технического вуза в самостоятельной учебной деятельности являются устойчивые

образования субъекта самостоятельной учебной деятельности, позволяющие ему реализовать и формировать потенциал комплекса иноязычных компетенций: (речевые, языковые,

компенсаторные, учебно-познавательные,

социокультурные, коммуникативно-

проектировочные).

Только при осознании взаимосвязи всех указанных структурно-функциональных

компонентов модели можно проводить коррекцию процесса формирования

иноязычных компетенций студентов

технического вуза в самостоятельной учебной деятельности [1]. Опора на разработанную модель способствует постепенному переводу процесса формирования иноязычных компетенций студентов технического вуза из состояния внешнего управления в процесс самоуправления субъектов самостоятельной учебной деятельности. Иноязычные компетенции студентов формируются в

процессе самостоятельной учебной

деятельности при изучении иностранного языка как комплекс интегральных устойчивых образований субъекта самостоятельной

учебной деятельности, включающий в себя: языковые, речевые, компенсаторные, учебнопознавательные, социокультурные и

коммуникативно-проектировочные компетенции.

Таким образом, представленная нами модель включает в себя: цель, задачи,

принципы, этапы формирования иноязычных компетенций, специфичных для

самостоятельной учебной деятельности

(мотивационный, когнитивный и субъектнодеятельностный); группу иноязычных

компетенций: речевых, языковых, учебнопознавательных, компенсаторных,

социокультурных, коммуникативно -

проектировочных); результат и уровни

формирования иноязычных компетенций в самостоятельной учебной деятельности

студентов (высокий, средний и низкий). Компоненты данной модели обеспечивают усиление роли опыта и умений практического применения знаний при самостоятельном изучении студентами иностранного языка.

110

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

Литература:

1. Григорьева Е.В. Сущность и основные

компоненты содержания обучения иностранному языку в высшей школе в условиях

интернационализации образования // Казанский педагогический журнал. - Казань. - 2007. - № 5. - С. 10-15.

2. Ишмурадова А.М., Дердизова Ф.В. Метод проектов при обучении английскому языку студентов технического вуза // В мире научных открытий. - 11.2(59). - 2014.

3. Масалимова А.Р. Технология

дистанционного внутрифирменного обучения иностранному языку специалистов технического профиля //Дискуссия. - 2012. - № 6(24). - С. 140-144.

4. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему. -Казань: «Идел-Прес», 2008. - 608 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Шайдуллина А.Р., Мурзина Г.А. Инфокоммуникационные технологии как ресурс формирования языковой компетенции будущих инженеров / Иностранные языки в современном мире: инфокоммуникационные технологии в контексте непрерывного языкового образования // Сборник VII Международной научно-практической конференции, под научной редакцией Ф.Л. Ратнер. - 2014. - С. 463467.

References:

1. Grigor'eva E.V. Sushhnost' i osnovnye

komponenty soderzhanija obuchenija inostrannomu jazyku v vysshej shkole v uslovijah internacionalizacii obrazovanija // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal.- 2007. - № 5. - S. 10-15.

2. Ishmuradova A.M., Derdizova F.V. Metod proektov pri obuchenii anglijskomu jazyku studentov tehnicheskogo vuza // V mire nauchnyh otkrytij. -11.2(59). - 2014.

3. Masalimova A.R. Tehnologija distancionnogo

vnutrifirmennogo obuchenija inostrannomu jazyku specialistov tehnicheskogo profilja // Diskussija. - 2012. -№ 6(24). - S.140-144.

4. Muhametzjanova G.V. Professional'noe

obrazovanie: sistemnyj vzgljad na problemu. - Kazan': «Idel-Pres», 2008. - 608 s.

5. Shajdullina A.R., Murzina G.A. Infokommunikacionnye tehnologii kak resurs formirovanija jazykovoj kompetencii budushhih inzhenerov / Inostrannye jazyki v sovremennom mire: infokommunikacionnye tehnologii v kontekste nepreryvnogo jazykovogo obrazovanija // Sbornik VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, pod nauchnoj redakciej F.L. Ratner. - 2014. - S. 463-467.

Сведения об авторах:

Ишмурадова Альфия Миннемухтаровна (г. Набережные Челны, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Казанский Федеральный университет, email: [email protected]

Дердизова Фарида Валиевна (г. Набережные Челны, Россия), старший преподаватель кафедры иностранных языков, Казанский Федеральный университет.

Афанасьева Ирина Валерьевна (г. Чебоксары, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева.

Долгашева Мира Вячеславовна (г. Чебоксары, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева.

Data about the authors:

A. Ishmuradova (Naberezhnye Chelny, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor of Department of Foreign Languages, Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: [email protected]

F. Derdizova (Naberezhnye Chelny, Russia), senior lecturer of Department of Foreign Languages, Kazan (Volga region) Federal University.

I. Afanasyeva (Cheboksary, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor of Department of Foreign Languages, Chuvash State Pedagogical University named after I. Yakovlev.

M. Dolgasheva (Cheboksary, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor of Department of Foreign Languages, Chuvash State Pedagogical University named after I. Yakovlev.

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.