Научная статья на тему 'Страницы музыкальной культуры Красноярска XIX века'

Страницы музыкальной культуры Красноярска XIX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
739
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
городская музыкальная культура / классическая музыка / симфонический оркестр / дирижер / гастролеры / любители музыки / Town’s music culture / classic music / symphony orchestra / conductor / quest- performers / amateur music performers

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Е. В. Прыгун

В XIX веке Красноярск активно развивался в качестве административного и промышленного центра. Купцы и промышленники в содружестве с городской интеллигенцией принимали участие в культурной жизни города в свободное время. В 1886 году в городе было создано Общество любителей музыки и литературы. Одним из его руководителей был выпускник Петербургской консерватории С. М. Безносиков. Он стал организатором и дирижером первого симфонического оркестра в Красноярске, состоявшего из 26 местных музыкантов. Оркестр исполнял части из симфоний, увертюры, а также арии и сцены из опер. С появлением концертного зала гастролеры стали активно посещать город.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PAGES OF MUSICAL CULTURE OF KRASNOYARSK IN 19 CENTURY

In 19 century Krasnoyarsk active developed as administrative and industrial centre. Merchants and manufacturers with town’s intelligentsia took part in cultural life of Krasnoyarsk in resting. In 1886 year there are was created Society of amateurs of music and literature in town. One of its leaders was graduate of Peterburg’s Conservatoire S. М. Beznosikov. Не became the creator and conductor of the First symphony orchestra in Krasnoyarsk. There were 26 town’s musicians in this orchestra. This musical collective performed some parts from symphonies, overtures, arias and scenes from operas too. There are the concert hall in our town, so many guestperformers came for concerts.

Текст научной работы на тему «Страницы музыкальной культуры Красноярска XIX века»

УДК 78.03 (47)

Е. В. Прыгун

СТРАНИЦЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КРАСНОЯРСКА

XIX ВЕКА

В XIX веке Красноярск активно развивался в качестве административного и промышленного центра. Купцы и промышленники в содружестве с городской интеллигенцией принимали участие в культурной жизни города в свободное время. В 1886 году в городе было создано Общество любителей музыки и литературы. Одним из его руководителей был выпускник Петербургской консерватории С. М. Безносиков. Он стал организатором и дирижером первого симфонического оркестра в Красноярске, состоявшего из 26 местных музыкантов. Оркестр исполнял части из симфоний, увертюры, а также арии и сцены из опер. С появлением концертного зала гастролеры стали активно посещать город.

Ключевые слова: городская музыкальная культура, классическая музыка, симфонический оркестр, дирижер, гастролеры, любители музыки.

еоценимый вклад в развитие сибирской культуры внесли любительские музыкальные общества, возникавшие в крупнейших городах восточного региона во второй половине XIX века. Их инициаторами, как правило, становились любители-аристократы, движимые первоначально стремлением к музыкальному общению и художественному самовыражению, а позднее — к более благородным целям: благотворительным и просветительским. На периферии страны эти организации становились норой единственными очагами музыкально-просветительской деятельности. На территории Восточной Сибири музыкальные общества в основном создавались в 70-80-е годы XIX века: 1857/58 г. -Тобольское, 1874 г. — Омское, 1876 г. — Томское, 1882 г. — Иркутское, 1887 г. — Нерчинское, 1889 г. — Якутское, 1895 г. — Читинское.

Жители Красноярска не остались в стороне от этого движения. 29 ноября 1882 года состоялось собрание «любителей музыки и искусства (всего 34 лица), изъявивших... желание участвовать в учреждении музыкального кружка в Красноярске» [1]. Было избрано руководство: «три распорядительницы: М. К. Цим-

© Е. В. Прыгун, 2013

мерман, Е. А. Рачковская, Б. А. Данилова; три распорядителя: 3. А. Барш, М. Ю. Арнольд, Б. Б. Стеблов. Председательницей единогласно избрана М. К. Циммерман» [там же]. В декабре того же года Енисейскому губернатору было подано прошение об образовании музыкального кружка. В документе указывалось, что «проект устава предполагаемого кружка, в настоящее время составляется по образцу уставов отделений ИРМО» [1].

В музыкальный кружок вошли в основном представители состоятельных социальных кругов — жены известных купцов и промышленников (М. К. Циммерман, Е. А. Рачковская, Е. А. Данилова и др.), представители городской интеллигенции (архитектор М. Ю. Арнольд, учитель 3. А. Барш). Обратим внимание читателей на активном участии в кружке образованных сибирских женщин — жен или родственниц промышленников и купцов. Именно во второй половине XIX века отмечается все возрастающая роль женщин в культурном преобразовании городской жизни. Обладая художественным вкусом, знанием поэзии и литературы, а также музыкальными способностями, они становились активными деятелями городских любительских и благотворительных обществ.

Фото 1. Здание Общественного собрания (проект Г. Ватенькова)

Наиболее подходящим местом для проведения собраний, а также концертов любителей было здание Общественного собрания, в Совет старейшин которого и было направлено обращение с просьбой о «предоставлении залы собрания «с достаточным освещением и роялем» в один из свободных вечеров (фото 1). Со своей стороны руководители кружка предложили «содержать рояль в порядке и устроить в течение сезона один музыкальный вечер в пользу Собрания с благотворительной целью» [5].

Поначалу организаторам кружка пришлось преодолеть немало трудностей: не было музыкальных инструментов и помещений для репетиций, отсутствовал организационный опыт1; но энтузиазм и жажда общественно полезной деятельности вызвала искреннее сочувствие у горожан, и за год существования кружка количество его членов увеличилось до 60 [7].

В 1886 году руководство любительской организации решило присоединить Красноярское музыкальное общество к сети ИРМО с целью получения квалифицированной поддержки в культурно-просветительской деятельности в городе. Для этого Енисейскому губернатору было подано прошение об учреждении Красноярского музыкально-литературного обще-

ства и об утверждении его устава2 с 17-ю подписями. Данная организация стала называться Красноярским обществом любителей музыки и литературы.

В устав общества помимо пунктов о проведении музыкально-просветитель-ской и образовательной деятельности были введены параграфы о «поддержке молодых исполнителей советами и руководством», «устройстве библиотеки», «составлении коллекции музыкальных инструментов»9 и «выдаче денежного вознаграждения тем из участников, для которых даровой труд в обществе непосилен» [2]. Вышеназванные планы требовали крупных финансовых вложений, а их можно было получить только от красноярских меценатов, желавших стать членами Музыкального общества. Действительно, почетными членами его стали столь уважаемые лица, как Генерал-гу-бернатор Восточной Сибири граф

A. П. Игнатьев, Генерал-губернатор Енисейской губернии И. К. Педащенко. Действительных членов было 67, а управление делами осуществляли Ц. И. Смирнова, Ю. П. Матвеева, А. П. Кузнецова,

B. А. Данилов, А. А. Данилов, Е. Н. Александров, С. М. Безносиков и четыре кандидата [6, с. 3].

В Краевом краеведческом музее сохранилось два Отчета Общества любите-

лей музыки и литературы Красноярска за период с 17 февраля по 1 сентября 1887 года и за 1888—89 концертный сезон [6]. Из первого узнаем, что основной задачей, поставленной правлением Общества в 1887 году, стало «воспитание у горожан любви к музыке. Задача эта была нелегкая, так как для составления, например, хора — едва возможно было набрать девять голосов. Несколько счастливее был оркестр, но и он из числа любителей имел только семь представителей» [3].

Спустя некоторое время музыкальные коллективы, общей численностью участников в 50 человек, все же были сформированы из городских любителей и музыкантов военных оркестров. Усиленный репетиционный режим — иногда по пять-шесть репетиций на одной неделе — позволил провести три литературно-музы-кальных вечера и один концерт, в котором прозвучала увертюра из оперы «Вильгельм Телль» Дж. Россини и «Камаринская» Глинки.

Интерес горожан к деятельности Общества неизменно увеличивался, что следует из дальнейших строк Отчета: «Внимание публики к обществу росло пропорционально увеличению его исполнительских сил, как это можно судить по поступлению даже сумм от продажи входных билетов на вечера, начавшись с 32 руб. она достигла 50 рублей... Ввиду такого интереса публики к делу общества и удовлетворения горячего стремления участников испытать свои силы воспроизведением более серьезных творений, Правление 21 июня поставило несколько сцен из оперы "Жизнь за царя". Как велик был запрос публики на такие произведения, можно судить по тому, что, несмотря на летнее время, когда многие живут вне города, спрос на билеты был громадный и сбор с этого представления, даже при низких ценах на места, достиг 532 рубля» [6].

В концертном сезоне 1888—89 года было проведено уже восемь музыкальных вечеров, дано четыре концерта,

— s —

ПРОГРАММЫ:

1-й К о н ц е р t ъ.

(13 Октября.)

Отдменм 1-е.

Ум]1Г»ра кг üuqrt ■ Свэд^ Фига]« * Моцарта. Sémmilu mélimwliçtw sob ддл скрипки

Чайковского. ¡i) JI|£j»AU ( m ou.-4алеть

ь) 'гнили l'«u|iú«b\ . To[iiktim> в hila * для ф—II. вг 4 PÍ«I

ДарголыЖскаго. .)] мршШ№ «khi зкеланы", во!о барит, гь хщимъ Неринга,

1)

i) ■>)

Отдплеше 11-е.

я) Aux FlQgendeu îles çeMuiges

1,1 Wolks 1Ы Мендельсона Вартамди.

Klein Kobolgi харктернтчема» nifca

Эшнберга.

, Когда-Л a пш,1 |юшнп. Козлова. ЛетирекШ roaci ."V 5 Вража loxiuia. 'l'irxua libj)M нп'и.". ДМ »J*-

ЬенШя.

— 1 — 1-й Музыкальныiï вечеръ. (25 Октября.) Отдплет 1-е.

1) Ушугюпа пть опери „Донг—Kjaai

' 1 Моцарта.

2) Api« Зибеля (пгтаввал) гггь еперц

3) „Сяом тучи вздо ИМ', ДД* "Ï*- »4* .

Паруса

4) .MÈlanTO-Lisue", дл* страна™ оркестра

Направника.

Отд/меше 11-е.

1) .Дркпкш ачщпцыя litem", д.« иу»- хоря.

2) »Berceuse slbaole", для (крникп Неруда.

3) .Вечерь- Монюшко. (Bit™ .TetfÈ, «Dit Друп-Г ЩгроаМЯГО)

4) Шварцст.декан «ельника (lAtui")

Эй.кнИерга.

2-й Цушйальньш вечерь {11 Ноябри.)

Отд/меше 1-е.

1) Укертюра кг iraept .Волшебная флаВта"

Моцарта.

Фото 2. Страница отчета Общества любителей музыки и литературы за 1888—89 гг.

133

ИГНАТЬЕВУ

МАРШЪ

ййва

''Л?! WH™

il., ^'¿'L'.' J pHH'iiM.î!

[ I ÎIЩ У1j « IЩШ*

i 1J к1 # ¡ЗД* !

1Й;ЙШ:ет

(ЦлДй^'-'УJi:n L'1*1 l'N

hVi Зии

Фото 3. Сочинение члена Общества любителей музыки и литературы

Е. И. Золотарёва

а также поставлено трн музыкальных спектакля, о чем узнаем из второго Отчета Общества (фото 2). Симфонический оркестр помимо участия в концертах, организуемых музыкальным обществом, играл в театральных постановках, в городских мероприятиях в Общественном собрании, принося организации дополнительный доход. Так, в сезоне 1888-89 года за игру оркестра с театра было получено 90, а с Общественного собрания — 1000 рублей. Общие поступления в кассу от данных мероприятий составили 2988 рублей при годовом доходе в 5058 рублей. Значительную сумму (755 рублей) внесли в Общество купцы и промышленники. В столь щедром финансовом участии состоятельных красноярцев в судьбе Общества нашла отражение их поддержка культурно-просветительской работы, проводимой городскими музыкантами-любителями.

Главной целью работы Красноярского общества любителей музыки и литературы, согласно его уставу, было знакомство красноярцев с произведениями русских и западных композиторов. При этом осознанно выдерживалась линия на постепенное усложнение репертуара: «стараться, по возможности, начинать с более отдаленного прошлого до настоящих времен... Особое внимание обращать на оркестро-

вые произведения, как на более капитальный отдел музыки...» [6, с. 18—19].

Столь серьезное направление работы, без сомнения, было связано с деятельностью одного из членов правления Общества любителей музыки, профессионального музыканта Сергея Михайловича Безноси-кова, проживавшего в городе непродолжительное время — с 1887 по 1889 год. Вудучи уроженцем Енисейской губернии, он воспитывался в Нижегородском Александровском дворянском институте, затем продолжил обучение композиции в классе Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. Перу Безно-сикова принадлежит ряд вокально-инст-рументальных сочинений и произведения для симфонического оркестра [8, с. 8—9; 14]. Сергей Михайлович был настоящим подвижником и энтузиастом своего дела. В Красноярске он вел обширную музыкал ыш-просвети тел ьс кую работу, выступая на концертах в качестве пианиста и дирижера, поддерживал коллектив материально, а также помогал красноярским любителям музыки профессиональными советами4.

За короткий период времени Сергеем Михайловичем был создан симфонический оркестр из 26 музыкантов, программа выступлений которого включала оркестровые произведения русской и зарубежной классики (фото 4). Горожане

впервые услышали оркестровые сочинения М. И. Глинки, такие как отрывки из оперы «Жизнь за царя», увертюра к опере «Руслан и Людмила», «Арагонская хота», испанская увертюра «Ночь в Мадриде», «Камаринская», «Вальс-фантазия». Из произведений зарубежной классики прозвучали увертюры В. Моцарта к операм «Волшебная флейта» и «Свадьба Фигаро»; увертюра «Прометей», Andante con moto из 5 симфонии и Allegro та non troppo из Симфонии № 6 Л. Бетховена, увертюры Вебера, Мендельсона, Шуберта и т. д. Отличительной особенностью сезона стало исполнение нескольких опусов, принадлежащих С. М. Безносикову: «Русская песня и пляска» для оркестра, романс «Сон», «Вальс-фантазия», «Русалка» для альта-соло, хора и оркестра.

Оркестр аккомпанировал солистам-инструменталистам, хору и певцам. В концертах звучали хоровые опусы: хор № 1 из кантаты «Москва» П. Чайковского, «Свадебный хор» из второго акта оперы «Русалка» А. Даргомыжского, «Хор рыбаков» из оперы «Аскольдова могила» А. Верстовского, костюмированные сцены из опер «Русалка» А. Даргомыжского и «Рогнеда» Н. Серова,

а также Струнный квинтет № 5 B-dur В. Моцарта.

В 1887 году красноярские любители музыки обратились к постановке сцены из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», которая произвела на горожан неизгладимое впечатление. В концертном сезоне 1888—89 года оперные сцены были показаны уже несколько раз. Успех окрылил городских любителей музыки, позволив им поверить в собственные силы и с еще большим энтузиазмом продолжить свою благородную деятельность.

Выступления любителей музыки были в финансовом отношении доступны и вызывали большой интерес местной публики. Их посещали не только крупные чиновники и купцы, но также представители разночинного социального слоя — врачи, мелкие чиновники, продавцы, аптекари и т. д. Залы, в которых они проходили, были переполнены, что видно из заметок прессы: «зал был битком набит», «зал был переполнен» [15]. В рецензиях отмечали безусловную важность подобной деятельности: «Обратим ...внимание на... истинно полезное препровождение времени в городе... Посетителей вечера было немало, ибо кресла и стулья все были заняты» [16].

Фото 4. Симфонический оркестр Общества любителей музыки и литературы. Дирижер — Сергей Михайлович Еезносиков

Концертная деятельность любителей носила исключительно благотворительный характер. Вырученные от выступлений деньги направлялись на помощь бедствующим горожанам: погорельцам, на оплату учебы гимназистам, на развитие больниц и начальных училищ, а также на аренду концертных залов, приобретение инструментов и нот для самого Общества.

Создание оркестра и хорового коллектива значительно увеличило интерес горожан к деятельности Общества. Это было отмечено в Отчете: «Истекший сезон доказал, что музыка не чужда красноярской публике, так как исполнительские собрания посещались большим количеством людей...» [6, с. 21]. Особый интерес вызывают следующие выводы: «Существование Красноярского общества любителей музыки и литературы в том виде, как оно было до 1886 года, теперь немыслимо, так как публика уже настолько привыкла слышать исполнение пьес полным оркестром, что исполнение наших квартетов или капитальных произведений оркестра в четырехручном переложении для фортепиано не будет привлекать публику» [6, с. 22]. В этих строках содержится безусловное признание важной роли просветительской работы музыкан-тов-любителей в городе.

Несмотря на то, что отъезд в конце 1889 года С. М. Безносикова5 существенно ослабил позиции музыкального общества, деятельность любителей продолжалась. В начале 90-х годов XIX века местные музыканты-любители увеличили круг своей деятельности и стали сотрудничать как с профессиональными музыкантами-гастролерами, так и с учащимися учебных заведений. Заметка в газете «Енисейский листок» сообщала: «В Городском театре в пользу общества попечения о начальном образовании дадут концерт красноярские любители музыки и литературы. В вокальном отделении будет петь Ю. П. Матвеева (фото 5) и Л. И. Дудникова, смешанный и мужской хор, а также хор учеников городского училища Аккомпанирует г-жа Н. А. Кубе» [11].

Фото 5

Горожане испытывали глубокую благодарность к членам Общества за концерты, проводимые в городе: «Артистами г. Орловым и г-жей Берг с участием некоторых любителей был дан концерт в пользу приюта арестантских детей... Должны сказать большое спасибо нашим любителям... за то удовольствие, которое нам доставило, безусловно, хорошее исполнение...» [12].

Одной из целей деятельности Красноярского общества любителей музыки и литературы (по аналогии с пунктами устава ИРМО) было открытие учебных заведений для местного населения. В связи с этим чрезвычайно важными представляются строки Отчета Общества за 1888 год, поднимающие проблемы, связанные с созданием музыкальных классов: «При открытии сезона... заявляли о необходимости иметь при обществе музыкальные классы; но этот вопрос

окончательно не был решен на общем собрании, а был представлен на усмотрение гг. членов Правления, которые, не имея в своем распоряжении ни помещения для этих классов, ни лиц, готовых руководить этими классами, а также учебных пособии, отказались пока от этой трудной задачи...» [6, с. 20].

Организаторы Красноярского общества любителей музыки понимали, что без целенаправленной художественно-просветительской работы среди населения невозможно подготовить потенциальных абитуриентов. Осознавалось также, что для столь серьезной работы потребуется решить комплекс вопросов, связанных как с организацией процесса (поиском здания и источников финансирования, приобретением инструментов и учебных пособий), так и чисто профессиональных (созданием штата образованных музыкантов — специалистов в различных областях музыкальных знаний). В 80-е годы XIX века в Красноярске условия для устойчивой работы учебного музыкально-профессионального заведения еще не сложились, поэтому основные усилия музыкантов были, прежде всего, направлены на организацию кон-цертно-просветительской работы.

Первые Музыкальные классы открылись в Красноярске только в 1892 году, свидетельство о чем находим в газете «Енисейский листок» № 43 от 24 октября 1893 года, опубликовавшей текст объявления о втором наборе в Музыкальные классы8.

Предложим уважаемому читателю полный текст объявления.

«Объявляется набор в утвержденные Министерством Внутренних дел Музыкальные классы (учрежденные в 1892 году). Принимаются лица в возрасте с 8 лет. Предметы преподавания:

1) игра на различных инструментах, пение-соло, теория и композиция (теория, гармония, модуляция и формы, контрапункт, канон и фуга, инструментовка и практическое сочинение);

2) обязательные: хоровое пение, сольфеджио, элементарная теория, история гармонии, история музыки, классы

развития памяти и слуха, классы чтения нот с листа и совместная игра.

Состав преподавателей:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Класс фортепиано: г-жа М. В. Шмитт, окончившая Венскую консерваторию с медалью, Г. А. Суок, Д. Ф. Фон-Рас-сель. Класс пения-соло: Н. А. Егунова — ученица петербургского педагога Гре-нинд-Вильде, барон В. В. Кульбарс. Класс скрипки: А. С. Фельдштейн — ученик профессора Петербургской консерватории Л. С. Ауэра, Г. Ф. Соколов. Класс виолончели: В. Ф. Алоиз — бывший профессор Варшавского музыкального института, М. Я. Вертсон. Класс теории композиции: барон В. В. Кульбарс. Класс элементарной теории: Г. К. Соколов. Класс теории гармонии: В. В. Кульбарс. Класс сольфеджио: преподаватели пения: Н. А. Егунова, Г. А. Суок. Класс совместной игры: десять преподавателей для духовых и ударных инструментов.

Программа преподавания соответствует программе консерватории. Годовая плата за обучение: для учащихся, зачисленных в комплект — 60 рублей, для сверхкомплектных — 80 рублей, для вольнослушателей — 100 рублей. Вносить плату по полугодиям вперед в августе и декабре. Окончившие полный курс классов получают аттестат» [13].

Итак, впервые в Красноярске открылось музыкально-образовательное заведение, в котором преподавали выпускники не только российских, но и зарубежных консерваторий. Заметим, что обучение в Музыкальных классах предполагало довольно высокий уровень оплаты, что могло привлечь к поступлению представителей только самых обеспеченных социальных слоев города. В тексте объявления обращает на себя внимание некоторая перегруженность программы обучения такими сложными дисциплинами, как теория гармонии и теория композиции. При этом из сообщения становится понятно, что в Красноярске не было нужного количества специалистов для полноценной организации процесса музыкального обучения. Так, преподаватель Г. А. Суок помимо

уроков игры на фортепиано вела занятия по сольфеджио; а барон В. В. Куль-барс совмещал работу в классе сольного пения с преподаванием теории композиции, а также теории гармонии.

Наши сомнения, по-видимому, имеют под собой основания, так как в печатных изданиях за 1894 год не было обнаружено документальных сведений о деятельности Музыкальных классов. Факт кратковременности их существования дает право предположить, что почва для длительного и успешного развития подобного рода учебного заведения еще не была сформирована и механический перенос европейской формы музыкального образования на сибирскую почву был преждевременным, поэтому он не принес желаемого результата.

Тем не менее, создание Общества любителей музыки и литературы и Музыкальных классов стало важнейшей ве-

хой на пути формирования музыкальной культуры сибирского города. Оно указывало на появление сибирской интеллигенции, которая, осознав необходимость объединения разрозненных усилий, направленных на становление музыкальной жизни города, стала инициатором многих начинаний в области культурного просветительства. Деятельность Красноярского общества музыки и литературы внесла в музыкальный быт города серьезный классический репертуар, воспитывала художественный вкус горожан, приобщала их к достижениям мирового и русского музыкального искусства. Создание Музыкальных классов стало итогом просветительской деятельности Общества любителей и свидетельствовало о начале нового этапа развития музыкальной культуры и музыкального образования в Красноярске.

Примечания

1 Это становится ясно из книги исследователя И. В. Щеглова «Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири 1032— 1882 г.г.», хранящейся в краеведческом музее Красноярска [7]. Из нее узнаем, что «Красноярское музыкальное общество напечатало отчет о своей деятельности за первый год своего существования, из коего видно, что членов всего 60, дохода — 212 руб. 50 коп., расхода — 90 руб. 11 коп. Общество в течение года не дало ни одного концерта, а было только два музыкальных собрания».

2 Устав был утвержден Министерством Внутренних

дел 12 июля 1886 года за № 8460 [5, с. 1-31.

3 Членам Общества удалось приобрести рояль в собственность организации, а также сформировать библиотеку нот. Об этом становится известно из газетной статьи за 1912 год: «Собственность Общества — рояль и библиотека — перевезены в клуб ВПО» [10].

4 В частной библиотеке красноярского музыкове-

да Л. Г. Лаврушевой сохранилось старинное издание нот «Марша» для фортепиано, сочиненного Е. И. Золотарёвым и датированного 1887 годом. Сочинение посвящено Его Сиятельству графу Алексею Павловичу Игнатьеву и отпечатано в красноярской типографии. Е. И. Золотарёв был членом Общества люби-

телей музыки и литературы и, по всей вероятности, пользовался советами и помощью профессионального композитора С. М. Безноси-кова (Фата 3).

6 Безносиков Сергей Михайлович в мае 1889 года уехал из Красноярска и впоследствии приобрел известность как оперный дирижер и антрепренер театра в Орле, Воронеже и т. д. Выступал в качестве актера-любителя на сцене Нижнего Новгорода. В 1893 году под его управлением в Кононовском зале Петербурга силами членов музыкально-драматического кружка была возобновлена «Хованщина». Это была вторая в России постановка шедевра М. Мусоргского. С. М. Безносиков умер 7 июня 1895 года в Нижнем Новгороде [14].

6 Подобная ситуация была характерна для сибирских городов. Вутинская музыкальная школа в г. Нерчинск просуществовала с 1874 по 1879 год. В Иркутске было проведено несколько неудачных попыток организации музыкальных школ (1879, 1882 гг.). В 1899 году А. Ю. Геништа-Пилсудский открыл в Иркутске музыкальную школу, которая в 1901 г. закрылась по причине отъезда учредителя. В Омске в 1880 г. при ОИРМО организовали Музыкальные классы, но в начале XX века их деятельность уже оборвалась [9, с. 384—387].

Литература

Архивные источники и неопубликованная литература

Государственный архив Красноярского края (ГАКК)

1. Дело об образовании музыкального кружка в Красноярске в 1882—85 гг., ф-595, оп. 1, т. 1, д. 1837.

2. Об утверждении устава Общества любителей музыки и литературы в Красноярске в 1898 г., ф-595, оп. 8, т. 1, д. 2810.

3. Отчет Женской гимназии за 1899 г., ф-265, оп. 1, д. 144.

4. Учительская семинария (1873—1919), ф-349, 1 оп., ед. хр. 450.

5. Фонд Енисейского губернского управления, ф-595, 64 оп. ,123013 ед. хр. Дело об утверждении устава Красноярского музыкально-лите-рагурного общества за 1886-87 гг., оп. 1, т. 1, д. 2440.

Красноярский краевой краеведческий музей (КККМ)

6. Отчет Красноярского общества любителей музыки и литературы за 1888—1889 концертный сезон, о/ф 9019/ПИ 5175.

7. Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири 1832— 1882 гг. — Иркутск: Вост.-Сиб. отдел Импер. рус. географ, общ., 1883. - С. 742.

Опубликованная литература

8. Кривошея Б. Г., Лаерушееа Л. Г., Прейсман Э. М. Музыкальная жизнь Красноярска. — Красноярск: Красн-ое книжн. изд-во, 1983. -175 с.

9. Музыкальная культура Сибири: в 3 т. Т 2. Кн. 2. Музыкальная культура Сибири 2-ой половины XIX — начала XX века / Т. А. Ро-менская, Б. В. Селиванов. — Новосибирск, 1997. - 510 с.

Периодика

10. Енисей. - Красноярск, 1900. - 10 сент.

11. Енисейский листок. — Красноярск, 1892. — 8 марта.

12. Енисейский листок. — Красноярск, 1892. — 23 февр.

13. Музыкальные классы // Енисейский листок. — Красноярск, 1893. — 24 dkt.

14. Памяти С. М. Безносикова // Енисей. — Красноярск, 1895. — 18 июня.

15. Театр и музыка // Сибирь. — Иркутск, 1877. - 25 ноя.

16. Театр и музыка // Енисейская мысль. — Красноярск. - 1914. - 30 апр.

Список фотографий

1. Здание Общественного собрания. Интернет-сайт: www.fotovarsk.ru

2. Страница отчета Общества любителей музыки и литературы за 1888-1889 гг. КККМ, о/ф 9019/ПИ 5175.

3. Сочинение красноярского любителя музыки Е. И. Золотарёва «Марш». Из личного фонда Л. Г. Лаврушевой.

4. Оркестр Красноярского общества любителей музыки и литературы под управлением С. М. Безносикова. КККМ, в/ф 1810 01.

5. Ю. П. Матвеева после выступления. КККМ, в/ф 7276 55.

Получено 12 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.