Научная статья на тему 'Просветительские общества в Енисейской губернии и их роль в формировании региональной музыкальной культуры'

Просветительские общества в Енисейской губернии и их роль в формировании региональной музыкальной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
133
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА / САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-ORGANIZATION / РЕГИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / REGIONAL MUSICAL CULTURE / ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ / YENISEI PROVINCE / CULTURAL AND EDUCATIONAL SOCIETIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Царёва Евгения Сергеевна

В данной статье на основе неопубликованных исторических источников рассматривается один из феноменов дореволюционной русской культуры просветительские общества. Они представляли собой форму локальной самоорганизации образованных граждан, целью которых было совместное решение широкого спектра задач в социо-культурной сфере. Подчеркивается глобальный характер этого явления, анализируется его роль и региональная специфика в культурном пространстве периферии России -в Сибири. Просветительские общества выступали мощным двигателем развития отечественной музыкальной жизни, становления ее концертной и образовательной сфер. Их участие в формировании музыкального пространства того или иного города находилось в прямой зависимости от его удаленности от крупного культурного центра. Чем периферийнее была территория, тем больше ее музыкальное поле зависело от частной инициативы и самоорганизационных процессов. В исследовании рассматривается вклад просветительских организаций в сложение музыкальной культуры Енисейской губернии рубежа XIX и XX вв. Автор статьи отмечает одну из специфических черт Красноярского региона этого периода: музыкальные кружки и общества не смогли активно и длительно функционировать на территории Красноярья, однако, компенсирующую роль сыграли немузыкальные просветительские объединения, проводившие широкую культуротворческую работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Царёва Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational societies in Yenisei province and their role in the formation of regional musical culture

In this article, on the basis of unpublished historical sources, one of the phenomena of pre-revolutionary Russian culture-enlightenment societies-is considered. They were a form of local self-organization of educated citizens, whose goal was to jointly solve a wide range of problems in the sociocultural sphere. The global character of this phenomenon is underlined, its role and regional specificity in the cultural space of the periphery of Russia in Siberia is analyzed. The educational societies were a powerful engine for the development of the national musical life, the formation of its concert and educational spheres. Their participation in the formation of the musical space of a particular city was directly dependent on its remoteness from a large cultural center. The more peripheral the territory, the more its music field depended on private initiative and self-organizing processes. The study considers the contribution of educational organizations to the addition of the musical culture of the Yenisei province at the turn of the 19th and 20th centuries. The author of the article notes one of the specific features of the Krasnoyarsk region of this period: musical circles and societies could not actively and permanently function in the territory of Krasnoyarsk, however, non-musical educational associations played a compensatory role, conducted a wide cultural work.

Текст научной работы на тему «Просветительские общества в Енисейской губернии и их роль в формировании региональной музыкальной культуры»

МУЗЫКАЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

УДК 781.1

Е. С. Царёва

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ1

^ ервые российские просветительские, в том числе музыкальные, общества создаются в метрополии страны в конце XVIII - начале XIX в. Среди них -Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (1801-1826), Музыкальный клуб (1772—1777) и Новое музыкальное общество (1778 - конец 1790-х гг.), действовавшие в Северной столице [11, с. 51]. До середины XIX столетия все подобные общества возникали исключительно на основе инициативы дворян-аристократов. Они представляли собой закрытые элитарные клубы. Их деятельность носила по преимуществу салонный характер, в которой доминировал внутрь направленный, «инт-ровертный» вектор.

Реформы 1860-1870-х гг. вызвали качественный и количественный перелом в отечественном культурно-просветительс-ком общественном движении. Произошло высвобождение инициативы всех российских сословий. Рождался новый тип личности с устойчивым желанием изменить мир к лучшему. В пореформенный период все очевиднее проявлялось нарастание неравномерности в динамике развития различных блоков общественной жизни. Многие сегменты культуры, народного образования, науки оставались на периферии внимания власти [7]. На «помощь» правительству в удовлетворении возрастающих потребностей населения пришли возникающие по всей стране самоорганизующиеся просветительские объединения, в работе которых авансцена принадлежала «экстра-вертным» мотивам.

В Енисейской губернии культурно-про-светительские союзы стали появляться с 1870-х гг. Их деятельность носила комплексный характер и охватывала спектр сфер общественной жизни (культурную,

© Е. С. Царёва, 2018 112

образовательную, научную, досуговую и др.). Однако типологически можно разделить общества на группы относительно доминантного вектора проводимой ими работы. В рамках статьи перечислим лишь некоторые. Различные благотворительные общества «широкого профиля» - Синельни-ковское общество благотворителей и попечения сирот (1874), Общество вспомоществования учащимся (1884); общества, направленные на помощь воспитанникам конкретного учебного заведения - Общество вспоможения Красноярской женской гимназии (1907), Енисейское общество для вспомоществования учащимся мужской и женской гимназий г. Енисейска (1909), Общество вспомоществования нуждающимся ученицам Ачинской женской гимназии (1909); научные организации - Общество врачей (1886), Красноярский подотдел Вос-точно-Сибирского отдела Русского географического общества (1901); любительские союзы по интересам - любителей драматического искусства (1888), фотографическое общество (1911), гимнастическое общество «Сокол» (1912)и др.

Названные общества представляли собой легальные негосударственные добровольные объединения с некоммерческими целями своих членов. Они отличались демократическим управлением и функционировали на принципах самофинансирования. Присущая им всем культурно-просве-тительская работа обладала творческим и инновационным характером, ее вектор, характер и масштаб регламентировались изнутри. Союзы обязывались иметь уставы, утвержденные Министерством внутренних дел, юридически закреплявшие, в том числе, их демократическую открытость: членами обществ могли быть совершеннолетние лица «обоего пола, всех званий, сословий и вероисповеданий» [15, л. 3]. Они включа-

ли представителей чиновничества, купечества, интеллигенции, носителей военного и духовного звания. Нередко в состав общества входили целыми семьями, активную позицию занимали женщины. Довольно популярным являлось состоять сразу в нескольких союзах. Членами объединения избирались совет и председатель. В числе основных категорий членства были действительные - собственно деятели, активная часть и почетные - оказавшие «особые услуги» или совершившие крупные вложения в пользу общества. Кассу союзов формировали членские взносы и пожертвования. Также бюджет пополнялся средствами от продажи билетов на проводимые лекции, спектакли, концерты и т. д. [Там же].

Среди всех социальных объединений непосредственное влияние на сложение системы музыкальной культуры в России имели собственно музыкальные общества. В метрополии страны существовала богатая палитра таких организаций. В Красноярье, в отличие даже от многих соседних сибирских губерний, союзы любителей музыки не отличались длительной и стабильной деятельностью. На берегах Енисея не было открыто и Отделение Императорского Русского музыкального общества (ИРМО). Вместе с тем любительские музыкальные кружки и общества возникали в городах Енисейской губернии в последней четверти XIX и начале следующего столетия. В Красноярске - это Музыкальный кружок (1882), который затем был преобразован в Общество любителей музыки и литературы (1886), в Минусинске - Театральный кружок конца 1870-х гг. и созданное на его базе в начале 1880-х гг. Литературно-музы-кально-драматическое общество, в Енисейске — Общество любителей музыки и литературы (1898), в Канске - Кружок, а позже Общество любителей драматического искусства, музыки и пения (1907). Благодаря их деятельности в городах губернии укоренялись и развивались традиции академического искусства. Организовывались исполнительские коллективы, определенные усилия направлялись на создание музыкальных школ и классов [17, с. 51-52].

В уездных городах функционирование творческих союзов было крайне нестабильным. В Енисейске Общество любителей музыки и литературы получило официальную регистрацию в 1898 г. Оно издало устав, осуществило сбор членских взносов, заку-

пило нотную литературу, и на этом его деятельность остановилась [8, л. 6; 12]. Было несколько попыток его возрождения, но малоуспешных. Однако и в столице Енисейской губернии работа музыкального объединения отличалась прерывистостью. Пик ее активности пришелся на 1880-е гг. Во многом это было заслугой уроженца Красноярья, выпускника Нижегородского Александровского дворянского института и Петербургской консерватории - Сергея Михайловича Безносикова [16]. С. М. Без-носиков сформировал оркестр из 25 человек (благодаря его стараниям половина музыкантов получала жалованье), познакомил красноярцев с русским и европейским симфоническим наследием - сочинениями Л. Бетховена, В. Моцарта, Ф. Мендельсона, К. Сен-Санса, М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Балакирева, активно участвовал в организации первых любительских оперных постановок. Он сам обладал композиторским даром, и его сочинения для оркестра успешно исполнялись в Красноярске [1]. В 1889 г. С. М. Безносиков покидает Красноярск. Вместе с этим заканчивается расцвет местного музыкального любительского общества.

В Енисейской губернии существовал богатый спектр немузыкальных культурно-просветительских обществ, деятельность некоторых из них была более устойчивой и творческой, нежели собственно музыкальных союзов, во многом компенсировала инертность или отсутствие последних, хотя и не ориентировалась на чисто академические традиции. Выделялись в этом ряду общества попечения о начальном образовании, вольно-пожарные и трезвости, действовавшие кроме Красноярска в уездных городах губернии. Названные союзы широко выходили за рамки изначально поставленных в уставах задач и активно моделировали культурный ландшафт региона.

С конца XIX в. и вплоть до установления советской власти интенсивно работали общества попечения о начальном образовании в Красноярске и Енисейске — с 1884 г., а в Минусинске — с 1888. Они были многочисленны, субсидировали низшие учебные заведения, открывали школы, библиотеки, помогали беднейшим учащимся, много внимания уделяли развитию внешкольного образования.

В Красноярске, Енисейске, Минусинске силами своих членов эти общества органи-

зовывали любительские спектакли, проводили музыкально-литературные вечера и концерты, которые часто выстраивали в просветительские циклы. К участию в таких мероприятиях привлекались и гастролирующие артисты. Общества занимались организацией детского музыкального воспитания. Они вводили обязательные уроки пения в патронируемые ими начальные училища и школы. Просветительские союзы покупали детям билеты на концерты гастролеров [2, 6]. Регулярно проводились общие детские и школьные праздники с развернутыми музыкально-литературны-ми отделениями, а также взрослые и детские чтения с хоровым сопровождением [5, с. 53]. В Красноярске и Енисейске общества попечения о начальном образовании располагали собственными творческими коллективами (хоры, драматические кружки). В Енисейске в 1902 г. при Обществе был организован Народный театр, который ставил спектакли и водевили, устраивал дивертисменты [4, с. 60]. Названные союзы становились собственниками каменных зданий, имевших лучшие городские кон-цертно-театральные залы.

В конце XIX в. в России получили распространение созданные при содействии духовенства общества трезвости. Красноярское общество трезвости достижение своей главной уставной цели - противодействие пьянству - видело в культурном воспитании населения посредством широкой кон-цертно-театральной работы и активном привлечении людей низшего сословия к любительскому музицированию, безусловно, при наставничестве интеллигенции. Общество трезвости всколыхнуло и оживило культурную жизнь города. Оно ставило спектакли и проводило концерты, причем вызывали интерес у публики не только сами мероприятия, но и репетиции. При союзе были организованы любительский хор и народный оркестр. Общество трезвости сотрудничало с лучшими профессиональными музыкантами Красноярска. Это во многом обеспечило грамотное составление концертных программ и качественный исполнительский уровень [10].

Вольно-пожарные общества (ВПО) функционировали в Красноярске, Минусинске, Канске, Ачинске, Енисейске. Имея в уставе основной целью - заботу о противопожарной безопасности, в начале XX в. они развернули активную просветительскую дея-

тельность и взяли на себя заботу о разумном досуге горожан. При них формировались духовые оркестры, которые не только сопровождали пожарные учения, но и играли на гуляньях, балах, концертах и в антрактах спектаклей, устраиваемых обществами [3, с. 2; 13, с. 2; 14, с. 2]. Наибольшим размахом культурной работы отличались Красноярское и Минусинское ВПО. При Красноярском обществе были созданы духовой и балалаечный оркестры, хор, нотная библиотека, драматический кружок и клуб. В клубе проходили репетиции, концерты и спектакли творческих коллективов ВПО и других красноярских любителей. На его сцене выступали гастролирующие музыканты и даже небольшие драматические и оперные труппы [18]. В Минусинске многие члены добровольной пожарной дружины были страстными любителями искусства, что повлияло на решение разместить на втором этаже нового отдельного каменного здания, строившегося для Общества, местный любительский театр. Этот взаимовыгодный союз оставил в афишах свидетельство о существовании «Театра Минусинского Добровольного пожарного общества» [9].

Подытоживая изложение, отметим следующее. Развитие музыкальной культуры в Енисейской губернии не составляло сферу непосредственных интересов местной власти. Во многом оно было обязано общественной инициативе. Просветительские негосударственные союзы как очаги социальной самоорганизации задавали пульс региональной музыкальной жизни, выступая важнейшим и доминирующим катализатором ее динамики, а в уездных городах -практически единственным.

В Енисейской губернии не сложился механизм необходимых условий для устойчивого функционирования союзов любителей искусства. «Пустующая ниша» отчасти компенсировалась немузыкальными просветительскими обществами. Проводимая ими культуротворческая работа обладала двумя векторами просветительского воздействия - внешним, вовлекающим широкие слои населения, и внутренним, направленным на саморазвитие.

Общества интенсивно сотрудничали между собой, организуя совместные просветительские проекты, привлекая местных профессиональных музыкантов и любителей, а также гастролирующих артистов. Они участвовали в сложении музыкальной

культуры Красноярья, определяя ее общенациональные универсалии и региональную специфику: брали на себя выполнение некоторых филармонических и образова-

тельных функций, во многом формируя концертную сферу городов губернии и давая возможность населению получить начальные музыкальные знания и навыки.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Исследование выполнено при содействии краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках участия в меропри-

ятии: «Всероссийская научная конференция "Академическая музыкальная культура и композиторское творчество Сибири: история и современность"».

ЛИТЕРАТУРА

1. Корреспонденции «Восточного обозрения» // Вост. обозрение. - 1888. - № 51-52.

2. Об обществе попечения о начальном образовании в Енисейске // Енисей. - 1899. -№ 104. - 3 сент.

3. Отчет Правления Енисейского Добровольного Пожарного общества за 1913 г. - Енисейск: Тип. А. Е. Грязнова, 1914. - 19 с.

4. Отчет Совета Общества попечения о начальном образовании в г. Енисейск за 1900-1902 гг. - Енисейск: Тип. А. Е. Грязнова, 1903. - 127 с.

5. Отчет Совета Общества попечения о начальном образовании в г. Красноярск за 1903 г. -Красноярск: Тип. А. Д. Жилина, 1904. - 94 с.

6. Отчет Совета Общества попечения о начальном образовании в г. Минусинск за 1903-1906 гг. - Минусинск: Тип. В. В. Фёдорова, 1908. - 15 с.

7. Попов Д. И. Консолидация общественных сил в России в области культурно-просветительной деятельности в 1860-1880-х гг. // Вестн. Ом. ун-та.- 2015. - № 2. - С. 122-131.

8. По ходатайству Правления Енисейского общества любителей музыки и литературы о возобновлении своих действий (1907). -Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. 595. Оп. 3. Ед. хр. 928. 10 л.

9. Программа любительского спектакля театра Минусинского Добровольного Пожарного общества за 22 октября 1908 г. - Минусинский региональный краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова. О/ф 10970/2.

10. Протоколы общих собраний членов Общества трезвости (9 сентября 1899 - 2 октября 1903). - ГАКК. Ф. 690. Оп. 1. Ед. хр. 1. 80 л.

11. Старчеус М. С. Об одной проблеме истории музыкального образования и культуры России конца XIX - начала XX в. // Музыкальное образование: уроки истории. Сб. науч. тр. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1991. - С. 43-78.

12. Устав Енисейского общества любителей музыки и литературы. - Енисейск: Тип. А. Е. Грязнова, 1899. - 12 с.

13. Устав Канского Вольного Пожарного общества. - Канск: Тип. Е. Т. Коновалова, 1910. - 29 с.

14. Устав Минусинского Добровольного Пожарного общества. - Минусинск: Скоропе-чатня А. Ф. Метелкина, 1907. - 25 с.

15. Уставы благотворительных обществ Красноярска (1884-1887). - ГАКК. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 4648. 17 л.

16. Хроника // Енисей. - 1895. - № 71. -

16 июня.

17. Царёва Е. С. Развитие академического исполнительского искусства в Енисейской губернии второй половины XIX - начала XX века и процессы самоорганизации (к постановке проблемы) // Вестн. муз. науки. -2016. - № 3 - С. 48-56.

18. Юбилей Красноярского Вольно-Пожарно-го общества // Енис. мысль. - 1914. -

17 дек.

REFERENCES

1. Correspondence of the «Eastern Review». 2. On the Society for the Care of Primary Vostochnoe obozrenie [Eastern review]. 1888, Education in Yeniseysk. Yenisei [Yenisej]. (51-52). 1899, (104), 3 September.

3. Otchyot Pravleniya Enisejskogo Dobrovolnogo Pozharnogo obshchestva za 1913 g. [Report of the Board of the Yenisei Voluntary Fire Society for 1913]. Yenisejsk, 1914. 19 p.

4. Otchyot Soveta Obshchestva popecheniya o nachalnom obrazovanii v g. Enisejsk za 1900-1902 gg. [Report of the Board of the Society for the Care of Primary Education in Yeniseysk for the years 1900-1902].Yenisejsk, 1903. 127 p.

5. Otchyot Soveta Obshchestva popecheniya o nachalnom obrazovanii v g. Krasnoyarsk za 1903 g. [Report of the Board of the Society for the Care of Primary Education in Krasnoyarsk for 1903]. Krasnoyarsk, 1904. 94 p.

6. Otchyot Soveta Obshchestva popecheniya o nachalnom obrazovanii v g. Minusinsk za 1903-1906 gg. [Report of the Board of the Society for the Care of Primary Education in the city of Minusinsk for 1903-1906]. Minusinsk, 1908. 15 p.

7. Popov D. I. Consolidation of social forces in Russia in the field of cultural and educational activities in the 1860s - 1880s. Vestnik Omskogo universiteta [Journal of Omsk University]. 2015, (2): 122-131.

8. Po khodatajstvu Pravleniya Enisejskogo obshchestva lyubitelej muzyki i literatury o vozobnovlenii svoikh dejstvij (1907) [At the request of the Board of the Yenisei Society of Music and Literature Lovers about the resumption of their actions]. State Archive of the Krasnoyarsk Territory. F. 595. Inv. 3. D. 928. 10 p.

9. Programma lyubitelskogo spektaklya teatra Minusinskogo Dobrovolnogo Pozharnogo obshchestva za 22 oktyabrya 1908 g. [The program of the amateur performance of the theater of the Minusinsk Voluntary Fire Society for October 22, 1908]. Minusinsk Regional Museum of Local Lore named sifter N. M. Martyanov. O/f 10970/2.

Просветительские общества в Енисейской губернии и их роль в формировании региональной музыкальной культуры

В данной статье на основе неопубликованных исторических источников рассматривается один из феноменов дореволюционной русской культуры - просветительские общества. Они представляли собой форму локальной самоорганизации образованных граждан, целью которых было совместное решение широкого спектра задач в социо-

10. Protokoly obshchikh sobranij chlenov Obshchestva trezvosti (9 sentyabrya 1899 -2 oktyabrya 1903) [Minutes of general meetings of members of the Sobriety Society (September 9, 1899 - October 2, 1903)]. State Archive of the Krasnoyarsk Territory. F. 690. Inv. 1. D. 1. 80 p.

11. Starcheus M. S. On a problem of the history of music education and culture in Russia at the end of the 19th - beginning of the 20th century. Muzykalnoe obrazovanie: uroki istorii [Musical education: history lessons], Moscow, 1991, pp. 43-78.

12. Ustav Enisejskogo obshchestva lyubitelej muzyki i literatury [Charter of the Yenisei Society of Music and Literature Lovers]. Yenisejsk, 1899. 12 p.

13. Ustav Kanskogo Volnogo Pozharnogo obshchestva [Charter of the Kansk Free Fire Society]. Kansk, 1910. 29 p.

14. Ustav Minusinskogo Dobrovolnogo Pozharnogo obshchestva [The Charter of the Minusinsk Voluntary Fire Society]. Minusinsk, 1907. 25 p.

15. Ustavy blagotvoritelnykh obshchestv Krasnoyarska (1884-1887) [The Charters of the Charitable Societies of Krasnoyarsk]. State Archive of the Krasnoyarsk Territory. F. 796. Inv. 1. D. 4648. 17 p.

16. The Chronicle. Yenisej [Yenisei]. 1895, (71), 16 June.

17. Tsareva E. S. The development of academic performing arts in the Yenisei province of the second half of the XIX - beginning of the XX century and the processes of self-organization (to the formulation of the problem). Vestnik muzykalnoj nauki [Journal of music science]. 2016, (3): 48-56.

18. Anniversary of the Krasnoyarsk Free Fire Society. Enisejskaya mysl [The Yenisei idea]. 1914. 17 December.

Educational societies in Yenisei province and their role in the formation of regional musical culture

In this article, on the basis of unpublished historical sources, one of the phenomena of pre-revolutionary Russian culture-enlightenment societies-is considered. They were a form of local self-organization of educated citizens, whose goal was to jointly solve a wide range of problems in the socio-cultural sphere. The global character of this

культурной сфере. Подчеркивается глобальный характер этого явления, анализируется его роль и региональная специфика в культурном пространстве периферии России -в Сибири. Просветительские общества выступали мощным двигателем развития отечественной музыкальной жизни, становления ее концертной и образовательной сфер. Их участие в формировании музыкального пространства того или иного города находилось в прямой зависимости от его удаленности от крупного культурного центра. Чем периферийнее была территория, тем больше ее музыкальное поле зависело от частной инициативы и самоорганизационных процессов. В исследовании рассматривается вклад просветительских организаций в сложение музыкальной культуры Енисейской губернии рубежа XIX и XX вв. Автор статьи отмечает одну из специфических черт Красноярского региона этого периода: музыкальные кружки и общества не смогли активно и длительно функционировать на территории Красноярья, однако, компенсирующую роль сыграли немузыкальные просветительские объединения, проводившие широкую куль-туротворческую работу.

Ключевые слова: культурно-просветительские общества, самоорганизация, региональная музыкальная культура, Енисейская губерния.

phenomenon is underlined, its role and regional specificity in the cultural space of the periphery of Russia - in Siberia - is analyzed. The educational societies were a powerful engine for the development of the national musical life, the formation of its concert and educational spheres. Their participation in the formation of the musical space of a particular city was directly dependent on its remoteness from a large cultural center. The more peripheral the territory, the more its music field depended on private initiative and self-organizing processes. The study considers the contribution of educational organizations to the addition of the musical culture of the Yenisei province at the turn of the 19th and 20th centuries. The author of the article notes one of the specific features of the Krasnoyarsk region of this period: musical circles and societies could not actively and permanently function in the territory of Krasnoyarsk, however, non-musical educational associations played a compensatory role, conducted a wide cultural work.

Keywords: cultural and educational societies, self-organization, regional musical culture, Yenisei province.

Царёва Евгения Сергеевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры оркестровых струнных инструментов Красноярского государственного института искусств E-mail: evatcareva@gmail.com

Tsareva Evgenya Sergeevna, Candidate of Art Criticism, associate professor at the Department of Orchestral String Instruments at the Krasnoyarsk State Institute of Arts E-mail: evatcareva@gmail.com

Получено 02.04.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.