Научная статья на тему 'Страницы истории коллективизации Центрального Казахстана'

Страницы истории коллективизации Центрального Казахстана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
641
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ В КАЗАХСТАНЕ / ГОЛОД В 1931-1933 ГОДОВ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЕГИОН КАЗАХСТАНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Онгарбаева А.И., Сактаганова З.Г.

Исследование связано с задачей углубленного изучения периода коллективизации 1931-1933 годов в Казахстане с позиции объективности, документальности, с позиции новых информационных источников, которые ранее были недоступны исследователям изучения данной проблемы на основе анализа малоизученных архивных материалов Центрального региона Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страницы истории коллективизации Центрального Казахстана»

Исторические науки

45

9. Шаймуханова С.Д. Вклад в научно-исследовательскую деятельность репрессированных ученых в Карлаге // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 1. - С. 15-18.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО КАЗАХСТАНА

© Онгарбаева А.И.* *, Сактаганова З.Г.*

Карагандинский государственный университет имени академика Е.А. Букетова, Республика Казахстан, г. Караганда

Исследование связано с задачей углубленного изучения периода коллективизации 1931-1933 годов в Казахстане с позиции объективности, документальности, с позиции новых информационных источников, которые ранее были недоступны исследователям изучения данной проблемы на основе анализа малоизученных архивных материалов Центрального региона Казахстана.

Ключевые слова: коллективизация в Казахстане, голод в 1931 -1933 годов, Центральный регион Казахстана.

На сегодняшний день немало уделяется внимание историками-исследо-вателями периоду коллективизации в Казахстане. Обширная территория Казахстана требует регионального подхода к изучению материалов 20-30-ых годов XX века. В данной статье анализируются архивные материалы истории коллективизации Центрального региона Казахстана. В довоенный период XX века неоднократно менялись границы областей Центрального Казахстана. Так, постановлением ВЦИК от 3 сентября 1928 г. Акмолинская и Семипалатинская губернии были ликвидированы. На основе районов этих округов в дальнейшем сформировалась территория, которую сейчас принято называть Центральным Казахстаном или Карагандинской областью.

Постановлением ВЦИК от 20 марта 1932 года образована Карагандинская область с центром в городе Петропавловске. До 1936 года характерна неустойчивость административного деления внутри области. В состав Карагандинской области в 1936 году полностью вошла территория Каркаралин-ского уезда, Семипалатинской губернии, состоявшая из 44 волостей [1].

В декабре 1929 года пленум крайкома Казахстана обсудил пути выполнения решений пленума ЦК ВКП (б) и постановил, что необходимым условием проведения генеральной линии на коллективизацию является переход

* Магистрант исторических наук.

* Профессор кафедры Археологии, этнологии и Отечественной истории, доктор исторических наук.

46

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

кочевников к оседлому образу жизни. Согласно постановлению крайкома Казахстана из 566 тысяч кочевых и полукочевых хозяйств к январю 1930 года к оседлости должны были перейти 544 тысячи. Идея коллективизации ассоциировалось с трансформацией скотоводческого хозяйства в земледельческое или стационарно животноводческое хозяйства. Стереотипы номадных кочевых структур рассматривались как нечто архаично-отсталое. Однако веками казахи занимались кочевым ведением скотоводческого хозяйства так, как адекватно отвечало чрезвычайно жестким природно-климатическим характеристикам региона. Территория Казахстана по своим характеристикам преимущественно аридное пространство.

Согласно решению ЦК ВКП (б) от 5 января 1930 года коллективизация в Казахстане проводилась насильственными методами. Подтверждение данных фактов мы находим в документах архивного фонда (ГАКО). Нами приведены выдержки архивных материалов в том виде, в котором они составлены. Так, в сводке Каркаралинского окружного комитета ВКП(б) от 14 апреля 1930 года сообщается, что «... колхозстроительство в Беркаринском районе ... уполномоченные проведению колхозстроительства включили коло-хоз лиц отсутствующих не справляясь желанием или же включили насильственно вопреки желанию тчк Тоже наблюдается в Четском районе зпт при чем уполномоченный РИКа Баибеков запугивал население говоря квч если не вступите колхоз будете против Советской власти а на бедняка Нурмагам-бетова составил протокол как нежелающего идти в колхоз зпт также запугивал население и второй уполномоченный РИКа Коскин Ахмет тчк» [2]. Из донесения от 29 апреля 1930 года ППОГПУ в Алма-Ату Данилевскому: «Кол-хозстроительство тчк Организатор колхозов Абралинском и Беркаринском районах Туралыков запись колхозы проводил угрозой револьвера тчк» [3]. Применение угроз уполномоченных РИКа (революционного исполнительного комитета) вынуждало кочевников переходить к оседлому образу жизни и вступать в колхозы. Судя по сводкам, информация о методах применения насилия в период коллективизации доносилась до верхних эшелонов власти, и принималось руководителями как должное. О том, к чему привело переход кочевников к оседанию и дальнейшей судьбе колхозов, можно судить по материалам из архивного фонда: «. Точных указаний зпт что делать колхозом зпт полученным конфискации. Колхозы не знают, что им делать скот не охраняется зпт гибнет тчк Случаи разбазаривания скота перед вступлением колхоз имеются во всех районах зпт Есть случаи скот разбазаривается на 60-65 процентов зпт Рабочий скот большинстве колхозов истощен бескормицей и использованием поездки бригад тчк» [4]. Следующий архивный материал, датируемый от 24 апреля 1930 года показывает безысходность положения бывших кочевников: «. в результате организовалось два колхоза, при чем колхоз Егенды имеет 49 хозяйств, 247 едоков, лошадей крупных 86, мелких 82, коров 72, 81 верблюд, 877 баранов, 269 коз и

Исторические науки

47

ни одного сельскохозяйственного орудия. Колхоз не знает, что будет делать. Предправления колхоза Акимбеков заявляет, что население не заинтересовано вошло в колхоз только от испуга заявляя, что не знаем как быть: организовываться, осесть на одном месте не можем кругом шоль не пахотной земли нет, нет воды... Начался массовый убой колхозниками скота в связи с обобществлением колхозниками скота на 100 процентов. Теперь приходится думать как жить, чтобы не умереть с голоду... В Абралинском районе, в связи с полным обобществлением скота, бедняки колхоза голодают» [5]. Сами организаторы коллективизации вряд ли имели четкого представления о том, что делать в дальнейшем колхозам, как им выживать в дальнейшем. Обобществление скота приводило к тому, что испуганные скотоводы начинали повально резать скот. Сгоняли аулы вместе со скотом, запрещая перекочевывать. Через некоторое время скот, собранный в одном месте погибает от бескормицы. В результате за период 1930-1933 годов около 90 % потери понесло животноводство в Казахстане. По данным казахстанских исследователей за период коллективизации, численность скота уменьшилась с 40,5 млн. голов скота до 4,5 миллиона голов скота. Гибель скота, в свою очередь привело к гибели половины коренного населения Казахстана. Единственная возможность пропитания у казаха - это был скот, т.е. прямая зависимость гибели скота и людей. Интересен и тот факт, что казахи до сих пор приветствуют друг друга в ауле со словами: «Мал, жан аман ба?», что в переводе означает «Живы, здоровы ли скот, люди?» Мудрое приветствие зародилось еще со времен джута, как говорят старики: когда-то кочевые племена, встречаясь на пути, действительно спрашивали друг друга вначале благополучие скота, так как первый вопрос практически отвечал на второй вопрос благополучия и здравия людей.

О форсированных темпах коллективизации свидетельствует содержание директивного письма Каркаралинского окружкома ВКП(б) от 03.02.1930 года, разосланного всем районам округа, в котором излагается следующее: «Согласно директив вышестоящих парторганов в наиболее короткий срок мы должны закончить мероприятия по ликвидации байства, кулачества как класса. В этом отношении ваш район имеет особое значение как район сплошной коллективизации. Добейтесь бешеного темпа коллективизации. Организуйте крупные колхозы. Всех злостных контрреволюционных баев немедленно арестуйте через оперативные участки ОГПУ, имущество передайте в неделимый капитал вновь организуемых колхозов» [6]. К 1930 году баев практически не должно было остаться, так мы знаем, что конфискация байских хозяйств осуществлена была уже в 1928 году. А значит к «баям» могли теперь перечислить середняцкие хозяйства. Создание крупных колхозов, характерная для того времени «гигантомания» привело лишь скоплению скотоводческих хозяйств, которая привела как мы знаем к миллионным потерям скота.

48

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Усугубляло положение скотоводов и то, что накладывались обязательства сдавать им зерно в семфонд. При этом план сдачи зерна явно завышался, доводя скотовладельца буквально до продажи последнего ягненка. Так, в донесении в Алма-Ату ПИОГПУ сообщалось, что в Четском районе население возмущено раскладкой семфонда «... на Игиликова Тусупбека, имеющего 3 головы рогатого скота, 2 лошади, одного верблюда наложено 25 пудов. На других имеющих почти такое же количество скота и уплачивающих налог 10 рублей наложено 25-40 пудов. Благодаря такому обложению бедняки вынуждены были продать последний скот» [7]. О том как проходила посевкомпания свидетельствуют следующие архивные материалы: «При сборе семфонда установлены большие перегибы двтч Беркарринском районе пополнения недостающего семфонда предложено довыполнить всем беднякам внося в трехдневный срок 10 фунтов благодаря чему бедняки вынуждены были продавать скот тчк На заявление бедноты на собрании о неправильности описи имущества, не могущих внести семфонд райуполномоченный не давал высказываться, заявив что будет конфисковываться всех тех кто будет возражать тчк Бедняки вынуждены молчать тчк» [8]. Середняки и бедняки оказались в безысходном положении и вынуждены разоряться, чтобы выполнить план посевкомпании. К тому же очередные рейды государственных кампании по заготовке мяса и шерсти также приводили к массовому забою скота. К уголовной ответственности за сопротивление властям и попытки скрыть зерно и мясо от заготовок было привлечено 33 тыс. человек за 1922-1933 годы. Коллективизация, раскулачивание, кампании по заготовке зерна, мяса привели к страшному голоду по всем районам Казахстана. В донесениях сами же руководители партийных комитетов систематически сообщали в донесениях о тысячи и тысячи обезумевших от голода людей, заполонившие города в поисках пищи и заработка. В заседании Горсовета рабочего поселка Караганды не раз решался вопрос «Об уборке трупов с улиц и площадей Караганды» зимой 1932 года, чтобы очистить город до наступления весны и «предовратить разложение тел и возможные эпидемии...» [9]. В протоколе заседания бюро Карагандинского горкома ВКП (б) от 16.03.1933 года в повестке выдвинуты для обсуждения три главных вопроса: первый - о состоянии откочевки, второй - о борьбе с беспризорностью, третий - о положении в Михайловке (об организации похорон трупп) Постановили: приступить к организации и отправке откочевников в первую очередь из г. Караганды, . предложить предприятиям отобрать из откочевни-ков . желающих и способных к работе, . довести до сведения обкома, что ранее отправленные откочевники возвращаются в Караганду, . поручить Горсовету принять в колхозах и организовать отправку беспризорных районам, предназначенным по разнарядке, . поручить т. Мелькумову организовать похороны трупп, находящиеся в Зеленой Балке» [10]. Откочевники, лишившись скота, стремились в города в поисках пищи и работы. Лишь еди-

Исторические науки

49

ницам везло, когда их отбирали для работы в городе. Большую часть отко-чевников отправляли в другие регионы, где по дороге не все выживали. Даже в годы войн и джута у казахов не было беспризорных детей. По степным традициям родственники несли ответственность за тех детей, которые оставались без родителей. И только в годы коллективизации в казахских степях появились беспризорные дети. Это свидетельство именно массовой гибели людей от голода, когда даже родственники не могли выполнить свой долг перед детьми. В третьем пункте повестки решался вопрос захоронении умерших от голода и холода людей в Михайловке (протокол велся от 16 марта, когда земля уже пригодна для массового захоронения, разложившие трупы могли привести к эпидемическим заболеваниям).

В архивных данных содержатся сведения о массовых случаях, распространившихся в голодающих районах республики: употребления суррогатов пищи, трупоедство, каннибализм. Из докладной записки Комитета по оседанию при СНК КАССР в Казрайкоме ВКП (б) о положении Жана-Аркин-ского района Карагандинской области (23 июля 1933 г.): «... В связи с откочевками население просто бросило своих детей с расчетом, что их детей все-таки подберут. Вот таких детей в конце октября было собрано райцентре 350 человек. К нашему приезду осталось только 50, 300 умерли от голода. В ауле № 3 было 350 хозяйств, осталось только 17, часть умерли, часть откочевали. Аул № 7: из 500 хозяйств осталось 49. В этих аулах было распространено людоедство, люди выкапывали из могил, брали тех людей, которые умирали от оспы с расчетом, что трупы имеют больше жировых веществ, чем люди, умершие от голода. По сведениям ГПУ, умерших от голода насчитывается по району 3612 человек. Ужасную картину голода можно было видеть в самом районном центре. Люди мертвыми лежали на улицах, во дворах, на крышах домов, в сенях, базах и даже в домах, где оставшиеся еще живыми люди спали вместе с мертвецами. В конце ноября - начале декабря, когда голодное население повалило на производство Караганды., все трактовые поселки и аулы Нуринского, Акмолинского района на протяжении 300 верст были заняты голодными жанааркинцами, где они, не получая продпомощи, умирали; поднимая этих мертвецов, по дороге их ставили в снег в позе с вытянутой на восток правой рукой, в позе оратора, стоящего перед тысячной толпой, . на этой вытянутой руке мертвеца мы находили небольшой клочок бумаги с надписью - «результат коллективизации» [11]. Вышеуказанные факты свидетельствуют о больших потерях казахского населения, в том числе и детей. На наш взгляд, нельзя согласиться с мнением А.Н. Алексеенко «о наименьших потерях в Центральном Казахстане - 22,5 тысячи человек или 15,6 % этноса данного региона» [12]. В частности о людских потерях только в Каркаралинском районе согласно архивным данным в мае 1932 года было 50400 жителей, а в ноябре этого же года осталось в живых 15900 жителей. Нужно учитывать и резко-континентальный климат Цен-

50

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

трального региона: по сравнению с югом Казахстана, где частично занимаются земледелием, в центральном регионе испокон веков занимались только разведением скота. А значит с гибелью скота, люди были обречены на голодную смерть. В десятки раз уменьшилась в период коллективизации численность скота. Так, в Жана-Аркинском районе Карагандинского округа из 10666 лошади в 1931году (уже после многочисленных реквизиции) осталось на начало 1933года всего 343 голов, из 9971 единицы крупного рогатого скота осталось 453 головы, из 26620 мелкого рогатого скота осталось 665 голов, из 4364 верблюдов осталось 119 голов [13]. Огромная территория Центрального региона и отдаленность границ являлось основной преградой для бегства скотоводов. Голодные и обессилевшие откочевники далеко уйти не могли. Бескрайние просторы степи для них оказались смертельной ловушкой. И если даже пытались раньше уйти от коллективизации, то карательные отряды успевали уничтожать практически безоружных людей, объявляя их «бандитами».

Недовольство политикой коллективизации выразилось многочисленными выступлениями шаруа по всему Казахстану. Из донесении внеочередной оперразведки от 5 мая 1930 года: «Четский район тчк Агентурным данным 5 мая посланный Дюйсеновым разведку Курманалин Аятжан встрече нашей разведки сказал, что ему поручено узнать намерения властей дальнейшего преследования Дюйсеновых тчк Даный момент Дюйсеновым кочуют 51 хозяйство вооружение подтверждается две винтовки зпт два нагана два нагана берданка зпт патрон 70 из них 40 самодельных тчк» [14]. Так называемые «бандиты» плохо вооружены. «Бандитами»-называют бывших кочевников, сбежавших от коллективизации. В донесении оперразведки от 7 мая 1930 года уполномоченного ОООГПУ Салихова сообщается о восстании аула № 2 в Балхашском районе, которыми руководят «баи» Жумабек Оразбеков и Абал-кан Кембек. К восставшим отправляют людей для переговоров и сдачи руководителей восстания. В ответ «бандиты» выставляют следующие требования: первое-снабжение голодающих хлебом; второе - вернуть баям неправильно конфискованное имущество, скот; третье - необложения налогом хозяйства, имеющих 3 головы скота [15]. Судя по вышеперечисленным требованиям, их нельзя отнести к бандитам. Восставшие выдвинули именно те насущные вопросы, благодаря которым они могли просто жить, не обрекая себя на голод. Одним из крупных восстании в Каркаралинском округе было в Абралинском районе. Для подавления восстания были задействованы милицейские отряды и регулярные воинские части. Согласно архивным данным, за участие в крупных восстаниях и волнениях в 1929-1931 годах только органами ОГПУ было осуждено 5 551 человек, из которых 883 человека расстреляно.

Голод, эпидемии и карательные рейды милиции в период коллективизации привели к колоссальным человеческим жертвам. В Каркаралинском

Исторические науки

51

округе по данным переписи на 01.01.1935 года общее количество населения в сельской местности составляет 49073 душ (это общее количество по шести регионам) из них: в Каркаралинском районе - 8336 душ (в сравнении с цифрой 15900 душ население района уменьшилось почти вдвое), в БаянАульском районе - 11556 душ, в Жанааркинском районе - 6236 душ, в Ко-унрадском районе - 6740 душ, в Кувском районе - 3863 душ, в Шетском районе - 5969 душ [16]. Таким образом, масштабный план форсированной коллективизации привела не только к экономическому кризису скотоводческого хозяйства, но социально-демографическим последствиям в Казахстане. Осевшие казахи в колхозах, выбитые из привычной жизни кочевого хозяйства, потерявшие своих родных и близких, после коллективизации оставались в очень тяжелом положении.

Список литературы:

1. ГАКО. Путеводитель. Ч. 1. - Караганда, 1998. - С. 165.

2. ГАКО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 92. Л. 26.

3. ГАКО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 92. Л. 37.

4. ГАКО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 92. Л. 26.

5. ГАКО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 92. Л. 32-35.

6. ГАКО. Ф. 9. Оп. 1. Д 92. Л.6. ГАКО. Ф. 1. Оп. 1. Д 58. Л. 8, 25-27, 75-79.

7. ГАКО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 92. Л. 27.

8. Там же.

9. ГАКО. Ф. 15. Оп. 16. Д. 18.

10. ГАКО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 44. Л. 210.

11. ЦГА РК. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 47. Л. 62-68.

12. А.Н.Алексеенко. Население Казахстана в 1926-1939 годах // Компьютер и историческая демография / Ред. В.Н. Владимиров. - Барнаул, 2000. -210 с.

13. Абылхожин Ж.А. Очерки социально-экономической истории Казахстана XX век. - Алматы: Университет «Туран», 1997. - С. 94.

14. ГАКО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 92. Л. 53.

15. Там же.

16. <^асырларга созылган цаарет» тацырыбында цазацстандагы саяси цуFын-CYргiн жэне ашаршылыц ц^рбандарын еске алу ^нше арналган республикалыц гылыми-тэж1рибелш конференцияньщ материалдары. 2012 ж. 20 сэуiр. - С. 75-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.