Научная статья на тему 'Первые школы Карагандинской области'

Первые школы Карагандинской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
646
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первые школы Карагандинской области»

Первые шкОлыкарагандинскойие науки области

Турсынова Ж.Ж.

В Карагандинской области до Великой Октябрьской социалистической революции существовали так называемые министерские школы. Они были в селах Черниговском, Киевском и Захаровском Нуринского района, в селах Миньковка и Астаховка Тельманского района, в Большой Михайловке, на Спасском заводе, в Каркаралинске.

Еще в 1844 году царское правительство выработало особую инструкцию, первый параграф которой гласил: «...в состоящую при пограничной комиссии школу должны быть принимаемы на точном основании параграфа 12 высочайше утвержденного положения дети вообще киргиз и преимущественно оказавших услугу правительству и известных по своей надобности.». Таким образом в школах нынешней Карагандинской области обучалось около 200 детей и главным образом дети управителей и подрядчиков.[1]

В Караганде была одна русско — киргизкая школа, открытая в 1909 году, где обучалось 45 учеников. По данным 1915 года в Карагандинской школе обучалось 25 русских мальчиков и 9 девочек, казахов было только 9 и ни одной девочки — казашки.

4 октября 1920 года в Оренбурге учредительный съезд Советов КазАССР принял «Декларацию прав трудящихся АССР». В декларации наряду с основными задачами, стоящими перед Казахской автономной республикой, ставилась задача «предоставить рабочим, беднейшим крестьянам и всей массе трудового киргизского народа возможность полного, всестороннего и бесплатного образования, одновременно приступить к ликвидации безграмотности и обеспечения подрастающему поколению условий всестороннего и здорового физического и духовного развития».

Становление новой школы в Казахстане было связано с большими трудностями. Во — первых, в наследие от дореволюционных русско — казахских школ, можно сказать ничего не было получено, школьных зданий почти не было, во — вторых отсутствие новых школьных учебников, а так же недостаточно учебно — наглядных пособий, в — третьих нехватка педкадров, в — четвертых население практически все было безграмотным. В фондах архива имеются сведения о первых казахских учителях на территории Карагандинской области. Одними из основателей школ в будущей Карагандинской области были Смаилов Кажкен, Байкенов Хасен, Бекзатов Нурахмет с 1917 года работающие в Еген-дыбулакском и Каркаралинских районах. Ермеков Алим-хан Абеуович в 1920 году организовал и заведовал школой второй степени в Каркаралинске. Всю свою сознательную жизнь он посвятил поднятию и развитию народного образования в Казахстане. Ермеков один из первых занялся разработкой математической терминологии на казахском языке, составил учебник высшей математики на казахском языке. В 1948 году был арестован по обвинению в преступлениях, предусмотренных ст. 58. ч.1.,ч.2., в 1955 году реабилитирован и восстановлен в звании профессора. [2]. Хайдаров Абжан с 1919 года работал в Нуринском районе, в годы первых лет после октябрьской революции создавал новую школу, обучал грамоте крестьян

В 469 фонде государственного архива Карагандинской области имеются паспорта школ, расположенных на территории Карагандинской области. В начале 20-х годов отмечался рост стремления казахского населения к открытию новых школ. Так к началу занятий 1921-1922 учебного года во многих волостях Каркаралинского уезда строились новые школьные помещения. Почти в каждом крупном на-

Всероссийский журнал научных публикаций

№ 1(11) 2012

61

селенном пункте начинали работать вновь организованные по инициативе и при активном участии населения школы на родном языке. [3]

С большими трудностями были организованы казахские школы в кочевых аулах. Не хватало учителей. В это время по направлению из российских пединститутов и педучилищ были направлены добровольцы в Казахстан. Первыми ветеранами учителями, приехавшими в Караганду были Дигтярева — Василенко Ольга Никитична с 1922 года работала в Четском районе, Ламако Яков Матвеевич работал в с. Корнеевка с 1923 года. [4] «Я прибыл в то самое время, когда жители ждали кого-то из учителей со дня на день. Это законное требование, им обещали в первых числах сентября, а шла вторая половина месяца» - писал в своих воспоминаниях в 1928 году Сафронов И.А. Он с шестью девушками — педагогами (Янко О. Шахрина К., Лушникова А и др.), прибыл по распределению в г.Акмолинск далее в село Бородинское. «Село никогда не имело школы. Для школы было отведено саманное здание, оно блестело свежей побелкой, чисто промытыми окнами, все было покрашено и расставлены парты. Пол в школе земляной, точнее смазанный глиной. Родители выражают к школе и учителю большое уважение. Ездили в райцентр за книгами, тетрадями, мелом, словом, все наглядные пособия и учебные доставали сами.». В 1921 году от рук белогвардейцев погибли учительница села Пролетарского Ульяновского района Нина Ивакова, заведующий уездным отделом народного образования города Каркаралинска Хрусталев М.К. [5]

27 августа 1930 года ЦИК и СНК КазАССР приняли постановление о введение всеобщего начального образования в Казахской АССР. И с этого периода мероприятия по внедрению всеобуча начали приобретать массовый характер: решалась проблема учительских кадров, издавалось большое количество учебников и методической литературы, ширилась сеть учебных заведений.

В начале 30-х годов в Карагандинской области в 318 школах обучалось 26995 учащихся. Из них было 16 школ — однолеток и 188 школ—двухлеток. По области имелось 27 интернатов на 3128 учеников. Из 2404 преподавателей только 102 имели высшее образование.

Большие трудности в 20-30-х гг. ХХ века были сопряжены с кочевым образом жизни казахского населения, поэтому в аулах в подавляющем большинстве продолжали работать одно и двухлетние школы. Такие школы были необходимы для начального обучения. Все это привело к тому, что за период с 1930 по 1934 годы в Карагандинской области практически повсеместно прошла ликвидация безграмотности.

Постановлением Совета Народных Комиссаров КазССР от 27 января 1932 года № 4 «О плане социально — культурного обслуживания Караганды на 1932 год» был организован Карагандинский городской отдел народного образования [6]. Статус Карагандинского городского отдела образования определялся исходя из принципа двойного подчинения. Гороно являлось одним из органов отраслевого управления Карагандинского городского совета народных депутатов и его исполнительного комитета и одновременно подчинялся Карагандинскому областному отделу народного образования. Создание гороно решало вопросы ликвидации неграмотности, проведения всеобуча, новой системы образования. Основной формой учебных занятий повсеместно была признана классно — урочная система в сочетании с самостоятельной работой учащихся.

Справедливо полагая, что «чем глубже проникает грамота в массы, чем демократичнее и доступнее им образование, тем сознательнее их самостоятельное творчество во всех сферах жизни».

Постановлением Президиума ВЦИК от 29 июля 1936 г. была организована Карагандинская область с центром в городе Караганде.

С 1936 года руководство народным образованием на территории вновь образованной области осуществлял отдел народного образования Карагандинского облисполко-ма.[7] В обстановке первых успехов советской системы народного образования, которая выполнила возложенную на нее задачу сплошного охвата обучением всех детей школьного возраста все явственнее обозначились новые тенденции в развитии школы, вступившей в новый этап.

Список использованных источников

1. Образование в Карагандинской области. // газета «Социалистическая Караганда».1944 год. № 51.

2. Государственный архив Карагандинской области. /ГАКО/ Ф.1487.Оп.1.Д.222.Л.15-22.

3. ГАКО. Ф.469 оп.1 д.32 л.76

4. ГАКО.Ф.1346.Оп.1.Д.212.Л.4-7.

5. Из фондов Государственного архива Карагандинской области.

6. ЦГА КазССР.Ф.5.Оп.13.Д.114.Л.43,43 об.

7. ГАКО.Ф.2.Оп.1.Д.145.Л.75а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.