использования изученных инструментов и выявлялась позиция авторов по отношению к будущей профессиональной деятельности, а также к освоенному учебному курсу.
Таким образом, реализация авторской технологии, основанной на современных информационных концепциях образования, обеспечила:
повышение эффективности процесса обучения, оптимизацию контроля его успешности;
рост познавательной активности и творческой самостоятельности студентов;
оптимальное сочетание групповой и индивидуальной форм работы;
создание оптимальных условий для дифференцированного решения педагогом учебных задач с учетом индивидуальных особенностей студентов.
Экспериментальная работа показала перспективы развития авторской технологии: успешную адаптацию к различным педаго-
гическим условиям; влияние на познавательный интерес обучающихся; активизацию мотивации обучения; повышение эффективности и качества образования.
Примечания
1 См.: Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н.В. Бордовской. М., 2010. С.29.
2 См.: Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред.
В.С. Кукушина. Ростов н/Д., 2002. С.30.
3 См.: Intel® «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: учеб. пособие / Л.И. Кобцева, С.М. Конюшенко [и др.]. 10-е изд., перераб. М., 2009.
4 См.: Гусейнов А.З. К вопросу об использовании технологии «blended learning» в процессе обучения в вузе / А.З. Гусейнов, Е.Е. Лапшева, В.И. Пономаренко // Новые образовательные стратегии в современном образовательном пространстве: Сб. науч. тр. СПб., 2007. С.33-37.
С результатами анкетирования, а также со всеми материалами курса можно ознакомиться на сайте http://course.sgu.ru - категория «Географический факультет» - Новые информационные технологии в учебном процессе (2009-2010 учебный год).
УДК 373(574)(09)
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КАЗАХСТАНЕ в 20-40-е гг. XX в.
Р.С.Таханова
Алматинская академия экономики и статистики, Казахстан E-mail: [email protected]
Статья посвящена истории развития общеобразовательной школы в Казахстане в 20-40-е годы XX века. Подчеркивается, что процесс становления основ образовательной системы в Казахстане проходил в период со второй половины XIX века и до начала 20-х годов XX века. Качественно новые задачи, стоявшие перед народным образованием этого периода, должны были не только ликвидировать неграмотность, но и изменить духовную сферу традиционного общества.
Ключевые слова: ликвидация безграмотности, культурнопросветительская работа, единая трудовая школа.
On the Problem of the Development of Educational Schools in Kazakhstan in 20-40-s of the ХХ Century
R.S. Takhanova
The article is devoted to the problem of the development of educational schools in Kazakhstan in 20-40-s of the ХХ century. The emphasis is laid on the fact that the process of formation of the educational system base in Kazakhstan had been taking place from the second half of the Х!Х century up to the 20-s of the Хх century. Qualitatively new aims facing the national educational system of that
period should have helped not only to liquidate illiteracy but to change spiritual sphere of the traditional society.
Key words: liquidation of illiteracy, cultural-educational activity, integrated vocational school.
Современная педагогическая наука характеризуется поиском путей осмысления и использования богатейшего теоретического и практического наследия прошлого. Научный опыт, накопленный ею, с одной стороны, и рост национального самосознания, с другой, усиливают интерес к национальной истории и стремление определить меру влияния образования на развитие общества.
Процесс становления основ образовательной системы Казахстана проходил в период со второй половины XIX в. и до начала 20-х гг. ХХ века. В 1918 г. принимаются
© Р.С. Таханова, 2010
«Декларация о единой трудовой школе» и «Положение о единой трудовой школе», в которых провозглашались основные принципы советской образовательной системы: бесплатное и светское образование, совместное обучение мальчиков и девочек, равное образование для всех народов и национальностей на родном языке, предназначенное для всего населения, без ограничений по возрастному статусу, национальной принадлежности и половому признаку. В сфере народного образования произошли определенные сдвиги в сторону увеличения количества школ и других образовательных и просветительских учреждений, ликвидации безграмотности. Функционировали: школы первой ступени (начальные, школы-коммуны); школы-семилетки; школы второй ступени (общие, средние: школы-коммуны, ФЗУ — фабричнозаводского ученичества и др.). Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ со 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. - казахи. Большая часть школ работала в неприспособленных помещениях, 99% казахских школ не имело своих зданий, не было единых учебных программ и необходимого количества учебников.
Большое внимание вопросам ликвидации неграмотности уделил VIII съезд РКП(б), состоявшийся в марте 1919 г., который принял известное положение о том, что «при существовавшем культурном уровне деревни и аула всякая политическая работа должна была связываться с работой по поднятию грамотности»1. Перед народным образованием были поставлены качественно новые задачи: проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет, создание единой трудовой школы с преподаванием на родном языке.
Как и во всей стране, в Казахстане создавались особые чрезвычайные комиссии по ликвидации безграмотности. В ряде сел и аулов комиссии возникли в 1920 г., а уже в 1921 г. было учреждено 9 областных и 40 уездных отделов чрезвычайной комиссии
по ликвидации безграмотности. Всего на территории Казахстана в 1920—1921 гг. работало 2412 пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось 72232 человека. Одним из важнейших компонентов системы образования в 1920-30-х гг. считалась ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 г. в Казахстане была создана Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, руководившая всей работой по организации пунктов, где обучалось взрослое население. В 1923 г. возникло Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность». В Казахстане его краевое отделение было организовано 17 февраля 1924 г. По уставу краевое отделение общества «Долой неграмотность» имело следующие цели: содействовать правительству Казахской Республики в деле просвещения и проведения в жизнь декрета о ликвидации безграмотности, осуществляя один из этапов хозяйственного и культурного развития страны; оказывать помощь органам Нарком-проса; организовывать школы для неграмотных и малограмотных; проводить митинги, беседы, выставки, связанные с ликвидацией неграмотности; издавать агитационные материалы и распространять их. Девиз краевого отделения общества «Долой неграмотность» - «Все на борьбу с темнотой»2. 13 мая 1925 г. состоялся первый Всеказахский съезд ОДН, на котором были подведены итоги работы. На основании доклада правления была принята резолюция, предусматривавшая дальнейшее распространение образовательной деятельности в аулах и деревнях, проведение широкой кампании по продвижению букваря, организацию индивидуально-группового обучения, привлечения работников просвещения, учащихся и студентов. В 1921—1927 гг. в республике обучалось около 200 тыс. человек, в 1929 г. - 150 тыс., а в 1930 г. - около 500 тыс. человек3.
Следует отметить, что проблема ликвидации неграмотности была связана также с переходом с арабского алфавита на латинский. Процесс перехода был достаточно сложным. В 1924 г. в Казахстане начинается движение за латинизацию казахской письменности. В это время ожесточилась борьба
между сторонниками арабского письма и сторонниками латиницы. В 1928 г. на IV сессии КазЦик 6-го созыва было принято решение, что с 1 января 1929 г. латинизированный алфавит станет государственным. Перевод казахской письменности с арабского на латинский алфавит имел свое положительное значение для развития культуры в Казахстане. Однако применение латиницы затруднило изучение родного языка и повлияло на быстроту чтения и письма. Не уменьшились трудности в изучении русского языка, так как ученикам пришлось изучать два алфавита. Принудительное внедрение в образовательную систему новой письменности и идеологизированное воспитание приводили к утрате казахским народом своего национально-исторического потенциала: глубокое и обширное культурное наследие казахов нередко оказывалось забытым. Как показала история, спустя десятки лет молодые люди оказались неспособны читать произведения, написанные на основе прежней казахской письменности.
Уровень развития среднего образования в Казахстане оставался низким, хотя средняя школа в основном обслуживала привилегированные сословия - духовенство, чиновничество, купечество и буржуазию. К концу 1928 г. в республике в целом было лишь 25% грамотных, среди казахов — около 10%4. Каждая школа ликбеза, каждая казахская изба-читальня в своей работе опиралась на имеющийся культурный актив аула: мугалимов, агрономов, судебных и медицинских работников. В школьном строительстве был взят курс на снижение удельного веса одногодичных и двухгодичных школ и увеличение удельного веса «трехлеток» и «четырехлеток». В 1930 г. был декларирован переход к обязательному всеобщему начальному обучению, а в 1931 г. было введено обязательное всеобщее семилетнее образование. В декабре 1931 г. Президиум ЦИК и Совнарком Казахской АССР ввели всеобщее обязательное обучение неграмотного трудящегося населения республики в возрасте от 15 до 50 лет. Расширялась сеть интернатов, в которых к 1934 г. обучалось более 24 тыс. учеников. За 1934/1935 учебный год число интернатов
увеличилось с 127 до 221. В 1925 г. в казахстанских школах был установлен единый образец аттестатов, свидетельств, 5-балльная система оценки, единая продолжительность учебного года и каникул, упорядочена структура школ. В июле 1929 г. в Казахстане был объявлен культпоход, ставший в реконструктивный период действенной формой ликвидации неграмотности. В 1930 г. в нем участвовало около 5 тыс. комсомольцев-культ-армейцев. Всего за годы довоенных пятилеток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомольцев, которые одновременно являлись учителями, организаторами культурномассовой и политико-воспитательной работы. Республиканская печать всячески пропагандировала успехи культпохода.
В общей сложности к 1936 г. школы и кружки по ликвидации неграмотности охватили до 500 тыс. взрослых. «Определенные достижения были и в культурно-просветительной работе. Росло число изб-читален, красных юрт, библиотек, клубов, театров и других очагов культуры»4. Положительную роль сыграло Постановление ЦК партии и СНК СССР от 2 сентября 1933г. «О подготовке кадров для Казахстана», предусматривавшее быстрое развитие средних учебных заведений, подготовку кадров для вузов, направление в Казахстан большого количества специалистов и другие меры. В 1939 г. грамотность населения республики уже достигла 65%, а среди казахского населения - 40%. Ряд городов - Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата, Риддер, Чимкент—стали районами сплошной грамотности. Всего за 1926—1939 гг. грамотность населения Казахстана в возрасте 9—49 лет возросла с 25,2 до 83,6%, в том числе мужчин - с 35,5 до 90,3%, женщин - с 14,5 до 75,8%.
Таким образом, школьное строительство в Казахстане осуществлялось по системе, принятой в РСФСР, но имело ряд особенностей. Это было связано, в первую очередь, с социально-экономическими и культурными условиями развития республики. Разбросанность населения на огромной территории, хозяйственный уклад жизни казахского народа препятствовали созданию типовой средней школы. Почти до середины 1950-х гг. в
108
Научный отдел
школьной системе республики существовали школы разных типов. К основным тенденциям 1920—30-х гг. можно отнести разработку нормативно-законодательной базы образования, введение изменений в содержание образования, охват начальным обучением детей школьного возраста, ликвидацию неграмотности среди взрослого населения. Главными тенденциями 1930—50-х гг. являлись: увеличение количества школ различных типов, улучшение их материально-технической базы, подготовка педагогических кадров из числа представителей казахской национальности.
Решение задач начального всеобуча, развитие средней школы оказали положительное влияние на изменение образовательного
уровня населения Казахстана, являющегося базисным фактором социального развития общества.
Примечания
1 См.: Куманев В.А. Революция и просвещение масс /
B.А. Куманев. М., 1973. С.126.
2 См.: Культурное строительство в Казахстане (19181932 гг.): сб. док. и материалов: в 2 т. Алма-Ата, 1965. Т.1.
C.285.
3 См.: Акинер Ш. Формирование казахского самосознания. От племени к национальному государству / Ш. Акинер. Алматы, 1998. С.57.
4 Козыбаев М.К. История Казахстана / М.К. Козыбаев, И.М. Козыбаев. Алма-Ата, 1992. С.155.
5 См.: Бейсембиев А.Б. Победа марксистско-ленинской идеологии в Казахстане / А.Б. Бейсембиев. Алма-Ата, 1970. С.160.