Психологические и педагогические науки
Современная электроэнергетика, функционирование оптового и розничного рынков электроэнергии
Герасимов И. А.
Герасимов И. А. Реформирование энергетической отрасли началось в 2001
аспирант кафедры Экономики году и продолжалось до конца 2010 года, с 1 января 2007
и Антикризисного Управления года началась поэтапная либерализация рынка электро-
Финансового Университета энергии, то есть начался переходный период.
при Правительстве РФ Рынок электроэнергии может нормально функциони-
ровать только при условии, что в каждый момент времени Турсынова Ж. Ж. обеспечивается баланс производства и потребления. Невоз-
к.п.н., Государственный ар- можность создания запасов готовой продукции приводит
хив Карагандинской области, к необходимости создания резервов генерирующих мощ-
г. Караганда, Республика Казахстан ностей, пропускной способности электрических сетей и запасов топлива на электростанциях. Величина резервов нор-Шумилова И. А. мируется, а затраты на поддержание резервов включаются
Муниципальное среднее обще- в стоимость электроэнергии. На практике производители
образовательное учреждение и потребители электроэнергии допускают отклонения от
Михайловский лицей, своих обязательств по генерации и потреблению электроэ-
Алтайский край нергии. Необходимость оперативного балансирования энер-
госистемы в условиях переменной нагрузки требует наличия определенного числа маневренных электростанций, способных быстро и в широких пределах менять величину выработки электроэнергии. Наличие не только краткосрочных (в пределах часа, суток и т.п.) но и сезонных (в течение года) колебаний нагрузки в сочетании с тем обстоятельством, что располагаемая мощность электростанций должна превышать (с требуемым резервом) величину годового максимума нагрузки, приводит к тому, что в течение года некоторый объем генерирующей мощности недогружен.
Оптовый рынок электроэнергии
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 529 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)» с 1 сентября 2006 года введена в действие новая модель оптового рынка электроэнергии и мощности переходного периода, получившая название НОРЭМ — новый оптовый рынок электроэнергии и мощности (в настоящее время употребительной является аббревиатура ОРЭМ).
Новую модель оптового рынка электроэнергии можно представить в виде нижеследующей схемы:
Продавцы
Генерирующие компании Импортеры
Сегменты
Двусторонние до го воры Рынок на сутки вперед Балансирующий рынок
Покупатели
Потребители Сбытовые компании, в том числе гарантирующие поставщики Экспортеры
Инфраструктурные организации
Рисунок 1. Модель оптового рынка электроэнергии1
Новая модель оптового рынка включает в себя две ценовые зоны:
1. Европейская часть России и Урал;
2. Сибирь.
Территории Российской Федерации, на которых по тем или иным причинам функционирование конкурентного рынка невозможно, отнесены к неценовым зонам (Архангельская область, Калининградская область, республика
1. По материалам сайта РАО «ЕЭС России» http://www.rao-ees.ru/ru/ reforming/rynok/show.cgi?content.htm
Психологические и педагогические науки
Коми — первая неценовая зона, Дальний Восток - вторая неценовая зона). Торговля электроэнергией в неценовых зонах осуществляется только по регулируемым ценам, а также имеет ряд особенностей. Есть перечень территорий РФ, на которых оптовой рынок отсутствует, так называемые изолированные территории. К ним относят Камчатку, Сахалин, Республику Саха (Якутия) (кроме Южно-Якутского энергорегиона), Магаданскую область, Таймыр. На данных территориях энергетические компании не распакованы по видам бизнеса, то есть деление на сбытовые, сетевые и генерирующие компании не будет происходить, и организованы в АО-энерго, в виде регионального акционерного общества, как и были до реформирования.
Новая модель предполагает существования трех сегментов торговли электроэнергией:
1. Долгосрочные двусторонние договоры
На рынке двусторонних договоров торговля электрической энергией осуществляется по регулируемым (РД) и свободным двусторонним договорам (СДД). В секторе регулируемых договоров ФСТ устанавливает предельные тарифы на электроэнергию, поставляемую на оптовый рынок и покупаемую с рынка. Поставщиков и покупателей - контрагентов по регулируемым договорам определяет АТС.
При заключении свободных двусторонних договоров участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объёмы поставки. Поставщики электроэнергии обязаны поставить объём электроэнергии, предусмотренный договором, либо произведя его на собственных генерирующих объектах, либо приобретя его по свободным двусторонним договорам или на РСВ.
2. Рынок «на сутки вперёд» (РСВ)
На РСВ продаются (покупаются) лишние (недостающие) объёмы электроэнергии относительно объёмов двусторонних договоров.
Торговля электроэнергией в рамках РСВ происходит по цене, устанавливающейся под влиянием спроса и предложения. Равновесная цена электрической энергии определяется на основании ценовых заявок поставщиков и ценовых заявок покупателей электрической энергии соответствующей ценовой зоны с учётом необходимости обеспечения перетоков электрической энергии.
3. Балансирующий рынок (БР)
Балансирующий рынок представляет собой рынок отклонений фактического почасового производства и потребления электроэнергии от планового торгового графика и предназначен для обеспечения баланса производства и потребления в реальном времени. Генераторы, изменившие производство электроэнергии по инициативе Системного оператора, получают премию. Генераторы, снизившие производство по собственной инициативе, и потребители, увеличившие нагрузку, нагружаются дополнительной платой. На балансирующем рынке поставщики подают заявки Системному оператору на догрузку (отклонение «вверх») и разгрузку (отклонение «вниз») своих мощностей по сравнению с плановыми объёмами, сформировавшимися на РСВ. В заявках указываются цены и возможные объемы увеличения производства электроэнергии, а также цены за отклонение «вниз» по инициативе Системного оператора. Заявки потребителей на возможное снижение нагрузки рассматриваются наравне с заявками генерирующих компаний на увеличение производства. При возникновении небаланса в энергосистеме Системный оператор увеличи-
вает производство электроэнергии или ограничивает нагрузку потребителей-регуляторов, начиная с указавших минимальные цены в заявках.
Одномоментная либерализация оптового рынка электроэнергии могла привести к существенным изменениям уровня цен на электроэнергию, влияющим на конкурентоспособность как потребителей, так и производителей электроэнергии. Поэтому либерализацию рынка предполагалось проводить постепенно до 2011 года путем снижения объемов двухсторонних регулируемых договоров два раза в год. Начиная с 1 января 2011 г. электрическая энергия в полном объеме поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам.
На оптовом рынке поставщиками электроэнергии являются генерирующие компании и импортеры электроэнергии. В роли покупателей выступают:
• потребители, покупающие электроэнергию для удовлетворения собственных производственных нужд, включенные в список участников торгов в компании ОАО «Администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии»;
• сбытовые компании (включая гарантирующих поставщиков), приобретающие электроэнергию с целью дальнейшей перепродажи конечным потребителям и действующие от своего имени;
• экспортеры (операторы экспорта) электроэнергии — организации, осуществляющие деятельность по покупке электрической энергии с отечественного оптового рынка в целях экспорта в зарубежные энергосистемы.
На оптовом рынке возможна конкуренция покупателей при нерегулируемой торговле электрической энергией (РСВ, БР) и при заключении свободных двухсторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности2. Это хорошо видно при ценообразовании, т.к. электроэнергия продается по свободной равновесной цене, определяемой в ходе конкурентного отбора.
Розничный рынок электроэнергии
Целевая модель рынка электроэнергии подразумевает внедрение конкурентных отношений в электроэнергетике, основанных на договорных механизмах ценообразования.
Целевая модель розничного рынка имеет следующие основные черты:
1. право выбора конечными потребителями любой сбытовой компании, у которой он будет покупать электроэнергию по свободным, нерегулируемым ценам;
2. наличие специального института гарантирующих поставщиков, обязанных заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем;
3. нерегулируемые цены, свободно устанавливаемые всеми, кроме гарантирующего поставщика;
4. цена гарантирующего поставщика не может превышать нерегулируемые цены оптового рынка более чем на величину его сбытовой надбавки, и стоимость прочих регулируемых услуг, обеспечивающих процесс поставки - услуг по передаче в первую очередь.
2. Трачук А.В. Реформирование электроэнергетики и развитие конкуренции. - М.: Магистр, 2010.
Рисунок 2. Модель розничного рынка электроэнергии3
Субъекты розничного рынка
• потребители электрической энергии;
• энергосбытовые организации;
• гарантирующие поставщики;
• сетевые организации и иные владельцы объектов сетевого хозяйства, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии;
• производители электрической энергии, не соответствующие правилам оптового рынка или иные лица, обладающие правом распоряжения электрической энергией.
Механизмы функционирования
Согласно логике целевой модели розничного рынка электроэнергии на нём должно действовать большое количество потребителей, обслуживаемых энергосбытовыми компаниями или гарантирующими поставщиками, конкурирующими между собой.
Деятельность гарантирующих поставщиков (в части установления сбытовой надбавки гарантирующего поставщика) и сетевых компаний (в части установления тарифов на передачу электрической энергии) будет регулироваться государством.
Потребитель, в свою очередь, сможет выбрать любую сбытовую компанию, функционирующую в данном субъекте Российской Федерации.
3. По материалам сайта РАО «ЕЭС России» ИНр://дам«. rao-ees.ru/ru/ ге?огттд/го2п^8а/зИо'«. cqi7content.htm
Правила функционирования розничных рынков
Постановлением Правительства Российской Федерации определены правила функционирования розничных рынков (далее — Правила). Данное Постановление было разработано в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «Об электроэнергетике» и статьей 6 Федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период».
Центральным субъектом розничного рынка согласно Постановления Правительства РФ становится гарантирующий поставщик, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, расположенном в границах его зоны деятельности. Все остальные продавцы электроэнергии свободны в заключении договоров с потребителями, то есть, если такие продавцы и покупатели не договорятся по всем условиям поставки, то договор не будет заключен и обязать таких продавцов к заключению договора будет нельзя.
Если покупателя не устраивает его продавец электроэнергии, он в любой момент может обратиться к гарантирующему поставщику.
Гарантирующими поставщиками на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации с даты введения в действие Правил розничного рынка назначены:
• неразделенные АО-энерго и/или энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;
• оптовые потребители-перепродавцы и созданные на их базе сбытовые компании, которые на дату вступления
Первые школыкарагандинскойие науки области
Турсынова Ж.Ж.
в силу Постановления Правительства РФ осуществляют снабжение электрической энергией населения и финансируемых из бюджета потребителей в объеме не менее 50 млн. кВт-ч в год;
• энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО «Российские железные дороги»;
• хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России и изолированными энергосистемами (так называемые «острова»—типичный пример — предприятия по добыче нефти со своей дизельной электростанцией).
Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе устанавливаются региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.
Правила предусматривают одно из ключевых обязательств организаций, назначенных гарантирующими по-ставщиками—разделение сбытовой и сетевой деятельности. Таким образом, все оптовые потребители-перепродавцы, получившие функции гарантирующих поставщиков, должны пройти процедуру разделения по видам деятельности.
Правилами закреплена система ценообразования на розничном рынке, предусматривающая поставку части объемов электроэнергии по регулируемой цене, а части — по цене, отражающей стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке в рамках предельного уровня нерегулируемых цен.
Предельный уровень нерегулируемых цен определяется по специальной, зафиксированной в Правилах формуле на основании ежемесячно публикуемой НП «АТС» информации о средней стоимости единицы электрической энергии, сложившейся на оптовом рынке за истекший месяц, с учетом регулируемых государством тарифов на услуги по передаче электрической энергии, услуги НП «АТС» и РАО «ЕЭС России», сбытовой надбавки.
Это позволило осуществить либерализацию цен на розничном рынке синхронно с процессом либерализации на оптовом рынке, стимулировать гарантирующего поставщика к минимизации своих расходов по покупке электрической энергии на оптовом рынке и в тоже время обеспечить защиту потребителей электрической энергии от его неосторожной ценовой политики.
Список использованных источников
1. Реформирование естественных монополий России / под общ. ред. Ю. З. Саакяна; Институт проблем естественных монополий. — М.: ипеМ, 2010.
2. Естественные монополии России / под общей редакцией Ю.
З. Саакяна; Институт проблем естественных монополий. —
М.: ИПЕМ, 2007.
3. Естественные монополии в топливно-энергетическом комплексе России. Труды Института проблем естественных монополий. Выпуск 2. Сборник статей. - Москва: ИПЕМ, 2007.
4. Нельсон Р.Р., Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений / Пер. с англ. - М.: Дело, 2002.
5. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика: Пер. с англ. - М.: Дело, 2002.
6. Портер М.Э. Конкуренция. : Пер. с англ.: Учебное пособие - М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.
В Карагандинской области до Великой Октябрьской социалистической революции существовали так называемые министерские школы. Они были в селах Черниговском, Киевском и Захаровском Нуринского района, в селах Миньковка и Астаховка Тельманского района, в Большой Михайловке, на Спасском заводе, в Каркаралинске.
Еще в 1844 году царское правительство выработало особую инструкцию, первый параграф которой гласил: «...в состоящую при пограничной комиссии школу должны быть принимаемы на точном основании параграфа 12 высочайше утвержденного положения дети вообще киргиз и преимущественно оказавших услугу правительству и известных по своей надобности.». Таким образом в школах нынешней Карагандинской области обучалось около 200 детей и главным образом дети управителей и подрядчиков.[1]
В Караганде была одна русско — киргизкая школа, открытая в 1909 году, где обучалось 45 учеников. По данным 1915 года в Карагандинской школе обучалось 25 русских мальчиков и 9 девочек, казахов было только 9 и ни одной девочки — казашки.
4 октября 1920 года в Оренбурге учредительный съезд Советов КазАССР принял «Декларацию прав трудящихся АССР». В декларации наряду с основными задачами, стоящими перед Казахской автономной республикой, ставилась задача «предоставить рабочим, беднейшим крестьянам и всей массе трудового киргизского народа возможность полного, всестороннего и бесплатного образования, одновременно приступить к ликвидации безграмотности и обеспечения подрастающему поколению условий всестороннего и здорового физического и духовного развития».
Становление новой школы в Казахстане было связано с большими трудностями. Во — первых, в наследие от дореволюционных русско — казахских школ, можно сказать ничего не было получено, школьных зданий почти не было, во — вторых отсутствие новых школьных учебников, а так же недостаточно учебно — наглядных пособий, в — третьих нехватка педкадров, в — четвертых население практически все было безграмотным. В фондах архива имеются сведения о первых казахских учителях на территории Карагандинской области. Одними из основателей школ в будущей Карагандинской области были Смаилов Кажкен, Байкенов Хасен, Бекзатов Нурахмет с 1917 года работающие в Еген-дыбулакском и Каркаралинских районах. Ермеков Алим-хан Абеуович в 1920 году организовал и заведовал школой второй степени в Каркаралинске. Всю свою сознательную жизнь он посвятил поднятию и развитию народного образования в Казахстане. Ермеков один из первых занялся разработкой математической терминологии на казахском языке, составил учебник высшей математики на казахском языке. В 1948 году был арестован по обвинению в преступлениях, предусмотренных ст. 58. ч.1.,ч.2., в 1955 году реабилитирован и восстановлен в звании профессора. [2]. Хайдаров Абжан с 1919 года работал в Нуринском районе, в годы первых лет после октябрьской революции создавал новую школу, обучал грамоте крестьян
В 469 фонде государственного архива Карагандинской области имеются паспорта школ, расположенных на территории Карагандинской области. В начале 20-х годов отмечался рост стремления казахского населения к открытию новых школ. Так к началу занятий 1921-1922 учебного года во многих волостях Каркаралинского уезда строились новые школьные помещения. Почти в каждом крупном на-