Научная статья на тему 'Об институциональной трансформации рынков электроэнергии (на примере Северо-Кавказского региона)'

Об институциональной трансформации рынков электроэнергии (на примере Северо-Кавказского региона) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ОПТОВОГО РЫНКА / НЕПЛАТЕЖИ. / НЕРЕГУЛИРУЕМЫЕ ЦЕНЫ / НЕЦЕНОВЫЕ ЗОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жангуразов Кральбий Борисович, Темукуев Тимур Борисович

Рассмотрены институциональные причины вызывающие негативные последствия в функционировании энергосбытовых компаний Северного Кавказа на оптовом рынке электрической энергии и мощности в условиях продолжающегося реформирования электроэнергетической отрасли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Causing negative consequences in functioning of the power marketing companies of the North Caucasus in the wholesale market of electric energy and capacity, in the conditions of proceeding reforming of electropower branch are considered the reasons

Текст научной работы на тему «Об институциональной трансформации рынков электроэнергии (на примере Северо-Кавказского региона)»

^^Научно-технические ведомости СПбГПУ 2' 2010. Экономические науки^^^^^^^^^^^^^^^^

УДК 338.012

Жангуразов К.Б, Темукуев Т.Б.

Об институциональной трансформации рынков электроэнергии (на примере Северо-Кавказского региона)

В результате реформирования дочерних зависимых обществ ОАО «РАО ЕЭС России», действовавших на территории семи республик Северного Кавказа и совмещавших деятельность по передаче и продаже электроэнергии, были образованы энергосбытовые компании (ЭСК): ОАО «Дагестанская ЭСК», ОАО «Ин-гушэнерго», ОАО «Каббалкэнерго», ОАО «Ка-рачаево-Черкесскэнерго», ОАО «Калмэнергос-быт», ОАО «Севкавказэнерго», ОАО «Нурэнер-го». Между тем их связь с сетевыми компаниями сохранена, так как ОАО «МРСК Северного Кавказа» представляет собой сетевую компанию, на которую возлагалась ответственность за надежность и качество функционирования распределительно-сетевого комплекса, а также за формирование эффективной модели региональной электроэнергетики в целом. Такая форма взаимоотношений связана с тем, что структурные преобразования в электроэнергетической отрасли Северо-Кавказского региона проходили по так называемому небазовому варианту реформирования, суть которого заключалась в сохранении единого центра управления сетевыми и сбытовыми компаниями в силу кризиса неплатежей и сложной социально-экономической обстановкой, характерной для субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Таким образом, ОАО «МРСК Северного Кавказа» на основании заключенных договоров о передаче полномочий единоличного исполнительного органа осуществляет управление этими ЭСК.

Реформирование электроэнергетической отрасли в России выявило ряд проблем, с которыми столкнулись ЭСК в процессе деятельности на оптовом и розничном рынках электрической энергии.

В результате поэтапного снижения объемов электроэнергии, поставляемых на оптовом рынке электрической энергии (мощности) (ОРЭМ) по регулируемым договорам, увеличивается объем электроэнергии, приобретаемый ЭСК по свобод-

ным ценам. По всем ЭСК в 2007 году было куплено по регулируемым договорам 9819,44 ГВт • ч, а в 2008 году - 9086,38 ГВт • ч. Темпы либерализации составили соответственно 4,7 и 15,1 %, т. е. весь этот объем обращался на нерегулируемом секторе ОРЭМ.

Существуют следующие сегменты ОРЭМ, на которых обращаются «высвобожденные» согласно графику либерализации объемы электрической энергии (мощности): рынок на сутки вперед, балансирующий рынок и рынок мощности (разделенный со II полугодия 2008 года на несколько отдельных секторов).

Рынок на сутки вперед (РСВ) - это система отношений в рамках ценовых зон оптового рынка электроэнергии между участниками ОРЭМ, связанная с поставкой (потреблением) электроэнергии в объемах, определенных по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед.

Объемы электроэнергии, не включенные в регулируемые договора, обращаются на РСВ по договорам купли-продажи электроэнергии, заключенным с ЗАО «Центр финансовых расчетов».

Цены на покупку (продажу) электроэнергии на РСВ определяются ОАО «Администратор торговой системы» по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед на каждый час следующих суток в зависимости от соотношения спроса и предложения электроэнергии. Значительное влияние на изменение цены на РСВ оказывают следующие факторы:

- изменение температурного режима - высокие цены в холодное время года и снижение цен в летний период;

- системные ограничения - резкое увеличение цен вследствие вывода в ремонт генерирующего оборудования либо линий электропередачи, повлекшего за собой уменьшение объемов продаваемой электроэнергии.

Кроме того, цены на РСВ меняются в зависимости от интервалов тарифных зон суток -

»

наблюдается снижение цен в часы ночного минимума и увеличение в пиковые часы.

На РСВ обращается наибольший объем электроэнергии, участвующей в свободных торгах. Сальдо покупки (продажи) за 2007 год составило 784,97, а за 2008 год - 1834,10 ГВт • ч. Таким образом, в 2007 году доля РСВ в общем объеме покупки составила 7,6, а в 2008 году - 17,1 %. При этом наибольшие объемы обращения, в натуральном выражении, от 70 до 75 % всего объема РСВ, приходятся на ОАО «Дагестанская ЭСК» и ОАО «Нурэнерго». Согласно требованиям существующих нормативных документов все объемы роста потребления, по сравнению с 2007 годом, приходится покупать на РСВ. В результате увеличивается удельный вес нерегулируемых объемов в общем объеме покупки электроэнергии для прочих категорий потребителей при трансляции нерегулируемых объемов на розничный рынок. Это особенно проявляется по Республике Дагестан и Чеченской Республике из-за высоких (восстановительных) темпов развития экономики.

Балансирующий рынок - сфера обращений-отклонений, определенных в результате конкурентного отбора ценовых заявок для балансирования системы и (или) определенных по факту производства (потребления) электрической энергии на основе данных коммерческого учета. Цены покупки и продажи электроэнергии для балансирования системы определяются ОАО «Администратор торговой системы» для каждого часа суток фактической поставки электроэнергии с использованием равновесных узловых цен и индикаторов стоимости диспетчерских объемов. В результате применения индикаторов стоимости диспетчерских объемов цена покупки электроэнергии в БР на один и тот же час, как правило, превышает цену продажи. Окончательная цена на покупку (продажу) электроэнергии на БР формируется по итогам месяца. Таким образом, на БР покупаются и продаются объемы отклонения фактического почасового потребления от планового.

Сальдо покупки (продажи) на балансирующем рынке за 2007 год составило 104,82, а за 2008 год - 1,30 ГВт • ч. Таким образом, в 20072008 годах доля балансирующего рынка общем объеме покупки (продажи) не превышала 1 %.

Рынок отклонений мощности - это сфера обращений отклонений мощности, определяемой

по базе плановых величин мощности согласно прогнозному балансу электрической энергии и мощности и фактическому потреблению мощности в расчетном периоде (рассчитываемом согласно регламентам ОРЭМ и на основе данных коммерческого учета).

Цены покупки (продажи) мощности рассчитываются на основе итоговой стоимости мощности с учетом качества мощности в расчетном периоде по регулируемым договорам, скорректированным коэффициентами. В случае превышения фактического объема мощности над плановым более чем на 2 % (при покупке недостающих объемов), применяется коэффициент 1,05, в случае превышения планового объема мощности над фактическим более чем на 2 % (при продаже избыточных объемов) применяется коэффициент 0,95.

На конечную цену покупки (продажи) мощности существенное влияние оказывают следующие факторы:

- снижение стоимости мощности, поставляемой по регулируемым договорам в случае невыполнения поставщиком обязательств по обеспечению готовности своего генерирующего оборудования к выработке электрической мощности установленного качества;

- распределение небаланса стоимости покупки (продажи) мощности на ОРЭМ, причем значительное различие цен наблюдается только при небольших объемах покупки (продажи) мощности.

В случае если фактический объем потребления мощности ЭСК отличается от объема приобретенного по регулируемым договорам, объем отклонения покупается либо продается в секторе торговли отклонениями мощности. Сальдо покупки (продажи) на секторах рынка мощности за 2007 год составило -849,98, а за 2008 год -406,01 МВт. Таким образом, в 2007 году доля рынка мощности в общем объеме покупки составила -4,7, а в 2008 году -2,2 %. Несмотря на это, по ЭСК существует существенный дисбаланс. Принятие дефицитного баланса мощности привело к покупке недостающих объемов мощности по ОАО «Дагестанская ЭСК», ОАО «Ингушэнерго» и ОАО «Нурэнерго». Основные объемы продажи мощности в секторе торговли отклонениями мощности приходились на ОАО «Каббалкэнер-го» и ОАО «Севкавказэнерго», т. е. на ЭСК, приобретающие часть объемов потребления элек-

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 2' 2010. Экономические науки

троэнергии и мощности у региональных генерирующих компаний.

Наиболее существенная проблема функционирования ЭСК на ОРЭМ - резкий рост цены покупки электроэнергии на РСВ. В субъектах Северного Кавказа наблюдается значительное увеличение свободной цены на РСВ в 2008 году от 147,6 до 194,1 % по сравнению с 2007 годом. При этом следует отметить, что практически по всем ЭСК цена покупки на РСВ в 2008 году значительно превышает цену покупки на ОРЭМ, утвержденную органом госрегулирования. Средневзвешенные нерегулируемые цены за 2008 год, участвующие в расчете предельного уровня нерегулируемых цен, превышают цены, учтенные органами госрегулирования при утверждении тарифов в регионе на 561 % (Республика Дагестан), на 181 % (Карачаево-Черкесская Республика), на 139 % (Чеченская Республика), на 92 % (Республика Ингушетия).

Для сохранения удовлетворительного финансового состояния ЭСК необходимо всю сумму превышения фактической стоимости над плановой транслировать на потребителей розничного рынка электроэнергии. Таким образом, в 2007 году ЭСК предъявили к оплате нерегулируемые объемы на сумму 845,88 млн р. (или 11,8 % от фактической стоимости электроэнергии). В 2008 году в связи с запуском конкурентного рынка мощности и увеличением доли либерализации произошел заметный рост стоимости электроэнергии, приобретаемой ЭСК на ОРЭМ. В целом по всем ЭСК по итогам 2008 года ожидается увеличение стоимости покупки электроэнергии и мощности с ОРЭМ в 3,4 раза по сравнению с 2007 годом, т. е. стоимость нерегулируемой составляющей для потребителей розничного рынка составила 2851,14 млн р. (или 16,7 % от фактической стоимости покупки).

К середине 2009 года в соответствии с [1] проведен очередной этап либерализации объемов, приобретаемых на ОРЭМ (по регулируемым ценам можно было максимально поставлять только 50 % электроэнергии, без учета объемов поставляемых населению). С учетом ежегодной тенденции роста цен, как регулируемых, так и в свободных секторах, и увеличивающейся доли покупки электроэнергии и мощности по нерегулируемым ценам в общем объеме покупки на ОРЭМ задолженность на ОРЭМ за 2007 год со-

ставила 2396,20 млн р., а за 2008 год -3421,68 млн р. Существующая модель функционирования розничного рынка предполагает трансляцию нерегулируемых объемов электрической энергии и цен, сформированных на оптовом рынке электроэнергии потребителям розничного рынка, в том числе региональным сетевым компаниям. Однако реализация данного механизма сопряжена с весьма значительными рисками, которые по итогам 2007 года увеличили задолженность розничного рынка на 404,94 млн р., а за 2008 год - на 930,27 млн р., при этом размер совокупной задолженности к 1 января 2009 года составил 9448,4 тыс. р. В 2009 году ожидается рост стоимости покупки не ниже уровня текущего года, что приведет к еще большему увеличению задолженности ЭСК перед поставщиками на ОРЭМ.

Увеличение объемов электроэнергии и мощности, приобретаемых на свободных секторах оптового рынка, на фоне сохраняющейся тенденции роста цен влечет за собой рост стоимости электроэнергии, продаваемой конечным потребителям, ухудшая платежные показатели на розничном рынке, увеличивая тем самым неликвидную задолженность ЭСК по нерегулируемым обязательствам перед поставщиками на ОРЭМ.

Учитывая региональные особенности, связанные с низкой платежеспособностью потребителей и негативным отношением региональных властей к вопросам либерализации, применение предельных уровней нерегулируемых цен оказывается проблематичным. На ухудшение платежных показателей на розничном рынке оказывает влияние в том числе неспособность предприятий ЖКХ и финансируемых из бюджетов различных уровней организаций обеспечить платежи по нерегулируемым ценам, ввиду того что в составе их расходов на коммунальные услуги не учитывается нерегулируемая составляющая покупной электроэнергии.

Анализ деятельности ЭСК на оптовом и розничном рынках электроэнергии демонстрирует постоянное ухудшение результатов их работы. Очевидно, что условия их функционирования неадекватны существующей модели и структуре рынка электроэнергии. По мере либерализации рынка вышеперечисленные факторы будут увеличивать свое отрицательное воздействие на основные показатели работы ЭСК.

»

Стремясь уменьшить негативные последствия продолжающегося кризиса неплатежей на ОРЭМ, Правительство РФ приняло постановление [2] внесшее изменения в правила функционирования оптового рынка на территории Северо-Кавказских республик. Для покупателей электрической энергии (мощности), функционирующих на этих территориях, в 2010 году максимальный объем электрической энергии и мощности на ОРЭМ будет поставляться по регулируемым ценам (тарифам) на основании регулируемых договоров и должен составлять 100 % базового прогнозного объема электрической энергии и базового прогнозного объема мощности. Базовый прогнозный объем электрической энергии для указанных покупателей определяется исходя из объема потребления электрической энергии, утвержденного в установленном порядке прогнозном балансе на 2010 год. То есть в течение 2010 года устанавливаются особые условия поставки электрической энергии и мощности, предусматривающие при определенных условиях взимание платы с потребителей только по фиксированной регулируемой цене. Это решение несомненно должно улучшить платежеспособность ЭСК перед поставщиками на ОРЭМ, но не сможет привести к системной стабилизации.

Организационно-правовым механизмом долгосрочной стабилизации финансового положения ЭСК, управляемых ОАО «МРСК Северного Кавказа», может стать включение территорий, где они осуществляют свою деятельность, в перечень неценовых зон оптового рынка.

В России существует две подобные неценовые зоны: первая - Амурская область, Приморский и Хабаровский края, Южно-Якутский район Республики Саха (Якутия), Еврейская автономная область, вторая - Республика Коми, Архангельская и Калининградская области, в которых изначально сохранены регулируемые отношения, так как сформировать конкурентную среду при монопольном положении отдельных участников и наличии ограничений на переток активной мощности в ценовую зону (слабые электрические связи) было невозможно.

Создание подобной неценовой зоны на Северном Кавказе позволит участникам, функционирующим на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, покупать электрическую энергию в полном объеме от прогнозного баланса на основании регулируемых договоров по тарифам, установленным органами госрегулирования.

Благодаря большей стабильности регулируемых тарифов снижаются финансовые риски ЭСК, связанные с волатильностью и многофакторной обусловленностью цен на свободных секторах, зависимостью от действий генерирующих компаний, использующих свою рыночную власть при их установлении. Результатом станет уменьшение стоимости электроэнергии, транслируемой на розничном рынке, что выразится в снижении цен для конечных покупателей. Это особенно важно в условиях неблагоприятного социально-экономического положения в СевероКавказском федеральном округе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Правительства РФ от 07.04.2007 г. № 205 «О внесении изменений в некоторые акты правительства российской федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам» // Российская газета. 2007. № 79.

2. Постановление Правительства РФ от 21.12.2009 г. № 1045 «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации в связи с установлением особенностей функционирования оптового рынка элек-

трической энергии (мощности) в переходный период и ценообразования в отношении услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети» // Российская газета. 2009. № 251.

3. Тукенов А. А. Рынок электроэнергии: от монополии к конкуренции. М.: Энергоатомиздат, 2005. 416 с.

4. Стофт С. Экономика энергосистем. Введение в проектирование рынков электроэнергии. М.: Мир, 2006. 623 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.