Научная статья на тему 'Основные направления развития оптового рынка электрической энергии и мощности в России'

Основные направления развития оптового рынка электрической энергии и мощности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОПТОВЫЕ РЫНКИ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / РЕФОРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малинина Татьяна Всеволодовна, Королев Игорь Александрович

Рассмотрены основные сегменты оптового рынка электрической энергии и мощности в России. Проведен анализ двух ценовых зон оптового рынка. Выявлены проблемы функционирования оптового рынка в России. Предложены методы завершения формирования оптового рынка для практического применения в сфере электроэнергетики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic segments of the wholesale market of electric energy and capacity in Russia Are considered. The analysis of two price zones of the wholesale market is carried out. Problems of functioning of the wholesale market in Russia are revealed. Methods of end of formation of the wholesale market for practical application in electric power industry sphere are offered

Текст научной работы на тему «Основные направления развития оптового рынка электрической энергии и мощности в России»

О.

СМ

со

- — ■- ".ЙГ К lO Я п- Ю ГГ ^ Я Эю

1f ü и li |1 ip 1» и

% § gg f| Ig Ig Ig |g Ig Ig

то О <° Сэ^й ¡= « o>s¥(0S(0 L« Sns

5 ^ й ^ od I г ш с 03 (rt 2 г Sc- о 2 Q-i

,<0.2 Ovo ФМ ®v3 Ою o-o^vortvcä аз о >.vo «vo

О 2 2 о iia q о I о ^ * i- о О о Q-^ ^ о So

?\Y?A 7°i t

Низкий Низкий - Средний Средний Средний - Высокий Высокий

Рис. 3. Нечеткая классификация исследуемых регионов

область, Самарская область, Тюменская область, Красноярский край, Курганская область, Республика Коми и другие. Иерархический нечеткий логический вывод осуществлялся в среде "МАТЬАВ". Полученные результаты представлены на рис. 3.

По результатам исследования Санкт-Петербург, Москва, Московская область имеют

низкий уровень предпринимательского риска, и предпринимательская деятельность в этих регионах сохраняет свою экономическую целесообразность. В отношении Курганской и Магаданской областей, которые имеют высокий уровень предпринимательского риска, можно дать рекомендацию об отказе в инвестировании капитала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 1 мая 2005: официальный текст и справочные материалы. М. : Эксмо, 2005. 528 с.

2. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2003. 520 с.

3. Недосекин А.О. Нечетко-множественный анализ риска фондовых инвестиций / А.О. Недосекин. Санкт-Петербург, 2002. 181 с.

4. Официальный сайт журнала "Эксперт". http:// www.expert.ru.

5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева .Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 495 с.

6. Регионы России. Социально - экономические показатели. 2006: Стат. сб. / Росстат. М., 2007. 981 с.

7. Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики. http:// www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi.

8. Штовба С. Д. Проектирование нечетких систем средствами MATLAB. М.: Горячая Линия - Телеком, 2007. 288 с.

УДК 338.45:621.31

Малинина Т.В., Королев И.А.

основные направления развития оптового рынка электрической энергии и мощности в России

Электроэнергетика является одной из основных отраслей экономики Российской Федерации. Надежное, бесперебойное и эффективное функционирование электроэнергетики — основа поступательного развития экономики страны в целом.

В 1990-е годы, в период общеэкономического кризиса в России, объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился из-за широкомасштабных

неплатежей за потребленную электрическую энергию.

Общая ситуация в отрасли характеризовалась следующими факторами:

• Отсутствовала платежная дисциплина — предприятия перестали платить за потребляемую электрическую энергию.

• Отсутствовали стимулы к рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии.

• По удельному расходу топлива, по среднему КПД оборудование российских энергокомпаний отставало от своих аналогов в развитых странах.

• Отсутствовали стимулы к энергосбережению.

• В отрасли отсутствовала конкурентная рыночная инфраструктура.

Все это вызвало необходимость формирования рыночной инфраструктуры в электроэнергетике, которая бы стимулировала эффективность энергокомпаний и позволила бы увеличить объем инвестиций в отрасль. Постановлением Правительства №526 от 11 июля 2001 г. были одобрены "Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации".

Одним из основных направлений реформирования электроэнергетики Российской Федерации было создание Оптового рынка электрической энергии и мощности.

Для создания оптового рынка электрической энергии (мощности) потребовалось провести реструктуризацию энергокомпаний РАО "ЕЭС" России. Разделение происходило по видам деятельности, на естественно-монопольные (передача и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентные (производство электроэнергии, сбыт).

В результате проведенной реформы появились новые инфраструктурные организации — Некоммерческое партнерство "Совет рынка" (НП "Совет рынка"), Администратор торговой системы (ОАО "АТС"), Центр финансовых расчетов (ЗАО "ЦФР").

В итоге реструктуризации сложились следующие субъекты с новой структурой собственности:

1. Поставщики электроэнергии — генерирующие компании или организации, имеющие право продажи электроэнергии (мощности) на оптовом рынке:

• Крупные оптовые генерирующие компании (ОГК);

• Территориальные генерирующие компании, частично поставляющие электрическую энергию на оптовый рынок (ТГК);

• Крупные гидроэлектростанции ("Гидро-ОГК");

• Атомные электростанции, входящие в концерн "Росэнергоатом";

• Крупные электростанции не входящие в состав ОГК и ТГК;

2. Покупатели электроэнергии:

• Гарантирующие поставщики (ГП) — коммерческие организации, обязанные в соответствии с Законом2 заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем, либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию вне зависимости от количественных характеристик обслуживаемого ими объема потребления электрической энергии;

• Независимые электроснабжающие компании;

• Крупные промышленные предприятия;

• Промышленные предприятия (частично покупающие электрическую энергию на оптовом рынке);

3. Коммерческая инфраструктура:

• ОАО "Администратор торговой системы" ("ОАО "АТС")- коммерческий оператор рынка электроэнергии, а также основная торговая площадка покупки-продажи электрической энергии;

• ЗАО "Центр Финансовых Расчетов" "ЗАО "ЦФР") — организация, обслуживающая расчетные счета участников рынка и производящая расчеты между ними;

4. Технологическая инфраструктура:

• Некоммерческое Партнерство "Совет рынка" (НП "Совет рынка") — нормативно-правовой регулятор функционирования рынков электрической энергии и мощности;

• ОАО "Системный оператор" (СО) — системный оператор рынка электрической энергии, организатор конкурентного отбора мощности;

• ОАО "Федеральная сетевая компания" (ОАО "ФСК") — организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

В настоящий момент правила работы ОРЭМ регламентируются в соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)"

Участник рынка

НП «Совет рынка»

ОАО «АТС»

ОАО «СОЕЭС»

ОАО «ФСК»

ЗАО «ЦФР»

Рис. 1. Система заключения договоров для получения статуса участника оптового рынка

Федеральная служба по тарифам РФ

Министерство энергетики РФ

Федеральная антимонопольная служба РФ

Федеральные и региональные сетевые компании

НП «Совет рынка»

ОАО «АТС»

ЗАО «ЦФР»

Системный оператор ЕС

Оптовый рынок электрической энергии и мощности

Рис. 2. Схема работы оптового рынка электрической энергии и мощности

Для участие на ОРЭМ необходимо получить статус участника рынка в соответствии с регламентами по присоединению к торговой системе оптового рынка, а также заключить контракты с инфраструктурными и профильными организациями оптового рынка России (см. рис.1.).

В сентябре 2008 года, во исполнение Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию единой энергетической системы России" происходит разделение НП "АТС". Управление ОРЭМ и контроль за его развитием осуществляется по новой схеме (см. рис. 2).

Министерство энергетики РФ, при участии Федеральной службы по тарифам и Федеральной антимонопольной службы осуществляет надзор за функционированием НП "Совет рынка". НП "Совет рынка" координируют работу Администратора

торговой системы, и Центра финансовых расчетов, а также деятельность Системного оператора и сетевых компаний.

В 2008 году согласно Постановлению Правительство РФ №476 начал функционировать рынок мощности.

Рассмотрим более подробно существующие и планируемые к введению сегменты оптового рынка электрической энергии (мощности):

1. Регулируемые двусторонние договоры на покупку продажу электрической энергии и мощности (РДД); 2. Свободные договоры на покупку (продажу) электрической энергии и мощности (СДЭМ); 3.Рынок на сутки вперед (РСВ); 4. Балансирующий рынок (БР); 5. Рынок системных услуг; 6. Рынок мощности (РМ); 7. Рынок торговли правами на использование пропускной способности электрической сети — финансовыми правами на передачу (ФПП).

1) Регулируемые двусторонние договоры на покупку продажу электрической энергии и мощности (РДД)

Согласно принятому Правительством РФ Постановлению2, вместо регулируемого сектора и сектора свободной торговли на оптовом рынке внедрена система регулируемых договоров между продавцами и покупателями электроэнергии. Договоры называются регулируемыми, поскольку цены на электроэнергию в рамках этих договоров регулируются Федеральной службой по тарифам (ФСТ).

Начиная с 2007 года, продавцам и покупателям оптового рынка предоставлено право заключать долгосрочные регулируемые договоры (от 1года до 5лет). Важным условием при заключении РДД является принцип "бери или плати", согласно которому покупатель оплачивает запланированный объем по договору не зависимо от сложившейся у него потребности в электрической энергии, а продавец либо производит весь объем поставки по договору, либо покупает недостающий объем на рынке на сутки вперед (РСВ).

Начиная с 2007 года, объемы электрической энергии (мощности), продаваемые на оптовом рынке по регулируемым ценам, планомерно уменьшаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 205 от 7 апреля 2007 года "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам":

с 1 июля по 31 декабря 2009 г. — от 45 до 50

%;

с 1 января по 30 июня 2010 г. — от 35 до 40

%;

с 1 июля по 31 декабря 2010 г. — от 15 до 20

%.

С 1 января 2011 г. электрическая энергия будет в полном объеме поставляться по свободным (нерегулируемым) ценам. Такое долевое разбиение относится и к покупке мощности по регулируемым двусторонним договорам.

Схема прикрепления и определение плановых почасовых объемов в рамках регулируемых договоров на 2009 год выполняется только в отношении субъектов, объем производства (потребления) которых учитывался в Сводном прогнозном балансе ФСТ на 2007 год. Это означает, что все новые субъекты рынка, не вошедшие в баланс ФСТ на 2007 год, не имеют право заключать регулируемые двусторонние контракты.

Во исполнение обязательств по заключенному регулируемому двустороннему договору поставщик (покупатель) обязуется при невозможности покупки (продажи) электрической энергии посредством заключения СДД, биржевых СДЭМов, закупить (продать) необходимые объемы электрической энергии на рынке на сутки вперед.

2) Свободные договоры на покупку (продажу) электрической энергии и мощности (СДЭМ).

Свободные договоры купли-продажи электрической энергии и мощности подразделяются на:

Биржевые СДЭМ — свободные договоры на покупку (продажу) электрической энергии и мощности, заключаемые в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода в ходе биржевых торгов, организуемых товарными биржами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сегодняшний день, только "Товарная биржа "Арена" получила аттестацию НП "Совета рынка" на проведение электронных торгов на покупку продажу электрической энергии и мощности.

Не биржевые СДЭМ, к которым относятся:

- свободные договоры купли-продажи электрической энергии и мощности, заключаемые сторонами регулируемого договора на объем мощности (Р), не превышающий объема мощности, который был бы определен в этом регулируемом договоре, если бы мощность в полном объеме продавалась по регулируемым ценам (Ррег.цен.), за вычетом объема мощности, продаваемой по этому регулируемому договору (Ррег.дог.), где Р - Ррег. цен. - Ррег.дог.

- свободные договоры купли-продажи электрической энергии и мощности, заключаемые Участниками оптового рынка в отношении объемов мощности, не учтенных в прогнозном балансе на 2007 год по состоянию на 1 января 2007 г., но учтенных в прогнозном балансе на текущий год (далее — небиржевые СДЭМ с "новой" генерацией);

- свободные договоры купли-продажи электрической энергии и мощности, заключаемые Участниками оптового рынка в отношении объемов мощности, производимой на генерирующем оборудовании АЭС и ГЭС, учтенных в прогнозном балансе на 2007 год по состоянию на 1 января 2007 г., на которые были снижены объемы мощности, продаваемые по договорам с ГЭС/АЭС.

Свободный договор купли-продажи электрической энергии и мощности должен быть зарегистрирован Коммерческим оператором — АТС в установленном порядке.

Срок, в течение которого осуществляется поставка мощности по свободному договору купли-продажи электрической энергии и мощности, не может быть меньше одного календарного месяца.

Заключение не биржевого СДЭМа, как правило производят участники свободных двусторонних договоров, регулируемых договоров для закупки мощности. При заключении таких договоров стоимость электрической энергии приравнивается к нулю, а стоимость поставки мощности приравнивается к установившейся цене в результате конкурентного отбора мощности на текущий год. Но в процессе дальнейшей либерализации именно внебиржевые СДЭМы будут являться основными контрактами на рынке электрической энергии и мощности.

3) Рынок на сутки вперед (РСВ).

Объемы электроэнергии, не покрытые РДД и биржевыми СДЭМами обращаются на рынке на сутки вперед. На этом рынке производится конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. Если происходит отклонение от запланированных объемов поставки, участники покупают или продают их на балансирующем рынке. По результатам проведения конкурентного отбора заключаются свободные двусторонние договоры на покупку-продажу электрической энергии (СДД).

Для снижения рисков манипулирования ценами со стороны генерирующих компаний на оптовом рынке введена система стимулирования участников к подаче конкурентных ценовых заявок — в соответствии с правилами торговли, в первую очередь удовлетворяются заявки на поставку электроэнергии с наименьшей ценой. Порядок выявления случаев неконкурентного поведения (установление завышенных цен на электроэнергию, попытки генерирующих компаний "увести" с оптового рынка часть своих мощностей) разрабатывается Федеральной антимонопольной службой России.

Предварительно, перед проведением торгов Поставщик уведомляет АТС и СО о состоянии генерирующего оборудования, плановом почасовом объеме производства электрической энергии, а потребитель — плановом почасовом потреблении электроэнергии.

Далее, согласно регламенту организации конкурентного отбора заявок для установления цен на электрическую энергию участники подают

ценовые заявки с указанием количества и стоимости потребляемой (поставляемой) электрической энергии на сутки вперед на каждый час дня покупки (поставки).

За одни сутки (Х-1 )до поставки электроэнергии ОАО "АТС" проводит конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей. Указанный отбор производится в форме централизованного расчета равновесных цен и объемов электроэнергии, принятых к исполнению в этом секторе. Заявки могут содержать несколько пар "цена-количество", но их максимальное число регламентируется. Участник может и не указывать цену (только объем); такая заявка называется ценопринимающей и предполагает, что данный объем будет продан (куплен) по сложившийся в результате торгов равновесной цене. Однако надо иметь в виду, то что, подавая заявку по ценоприятию, потребитель рискует, так как если цена сложится для него выше некоторой точки безубыточности, то торги пройдут с отрицательным для него результатом. Кроме того, при подаче ценопринимающей заявки необходимо предоставлять финансовое обеспечение в максимальном размере.

При проведении конкурентного отбора ценовых заявок на каждый час АТС отбирает, с одной стороны, наиболее дешевых поставщиков электроэнергии, на продукцию которых, имеется спрос, а с другой — покупателей с наиболее высокими ценами, указанными в их заявках.

По итогам процедуры расчетов в день "Х-1" для всех участников определяются узловые равновесные цены в узлах расчета электрической сети. В расчетную модель внесены параметры сетевых объектов и другая информация, достаточная для составления системным оператором диспетчерского графика на каждый час суток поставки "Х". После формирования диспетчерского графика на сутки "Х" участники получают информацию о цене и объемах, по которым обеспечены их заявки. Технические средства коммерческого учета фиксируют данные о фактическом производстве (потреблении) участником электроэнергии. При отклонении от диспетчерского графика на сутки "Х" соответствующее количество электроэнергии уплачивается участником по ценам балансирующего рынка.

Участники торгов, чьи ценовые заявки оказались отвергнутыми в процессе конкурентного отбора, могут продать (купить) электроэнергию на балансирующем рынке.

4) Балансирующий рынок (БР).

Этот сегмент конкурентного оптового рынка предназначен для компенсации фактических от-

клонений объемов производства (потребления) электроэнергии от плановых, определенных для рынка "на сутки вперед", в связи с вероятностным характером нагрузки. При этом его основной задачей является поддержание в каждый момент баланса генерации и потребления с помощью наиболее экономичных ресурсов, которыми располагает энергосистема, то есть ресурсов с минимальной стоимостью электроэнергии.

Квалифицированные участники (поставщики) балансирующего рынка подают СО заявки на догрузку (отклонения "вверх") и нагрузку (отклонения "вниз") своих мощностей по сравнению с плановыми значениями, принятыми у них в рынке РСВ. В заявках указываются цены, за которые поставщики готовы увеличить объем производства на определенную величину, и цены, которые поставщики готовы заплатить за соответствующую нагрузку при отклонениях "вниз" (в обоих случаях по внешней инициативе СО). Заявки потребителей на снижение нагрузки рассматриваются как эквивалентные заявкам генерирующих компаний по регулированию "вверх".

В час, когда в системе возникает небаланс, вызванный ростом электропотребления, СО увеличивает генерацию и (или) сокращает нагрузку у потребителей — регуляторов, причем начинает с заявивших минимальную цену на отклонения "вверх", которую они хотят получить. Если балансировка требует снижения производства, то разгрузка, наоборот начинается с генераторов, заявивших наибольшие цены, по которым они готовы платить.

На основе обработки заявок участников с помощью оптимизационной модели маржинального ценообразования, с учетом системных ограничений, на каждый час определяется единая равновесная цена на балансирующую электроэнергию.

По правилам балансирующего рынка все потребители, снижающие нагрузку, и генераторы, увеличивающие производство, получают денежную премию, а потребители, увеличивающие спрос, и поставщики, сокращающие выработку энергии, напротив, платят. Имеет значение и причина отклонения: собственная или внешняя инициатива (команда оператора). Понятно, что во втором случае нельзя допускать убытка для участника балансирующего рынка по сравнению с платежами в рынке РСВ. Целевая модель оптового рынка предусматривает выполнение для этого необходимых соотношений между ценой на балансирующую электроэнергию и ценами рынка РСВ.

На БР торгуются не только отклонения, но и объемы электроэнергии, которые участникам рынка не удалось продать (купить) на РСВ; цены на БР как правило, складываются выше, чем на спотрынке.

5) Рынок системных услуг.

В дальнейшем Балансирующий рынок трансформируется в рынок системных услуг, где еще одним параметром его работы станет организация системной надежности.

На данном рынке потребители смогут заключать договоры на регулирование нагрузки. В случае резкого увеличения потребления электроэнергии СО сможет ограничить подачу энергии такому потребителю, причем это ограничение будет оплачено потребителю в соответствии с условиями заключенного контракта.

Производители электрической энергии (мощности) смогут заключать договоры с СО на поддержание частоты и напряжения в сети, обеспечение резервов мощности и т.д.

6) Рынок мощности (РМ).

Генерирующие станции продают мощность

либо посредством ранее заключенных РДД, где тариф устанавливается Федеральной службой по тарифам РФ (Региональной энергетической комиссией субъектов РФ) и, который подлежит дальнейшему индексированию до 2011 года, либо путем заключения биржевого СДЭМа через биржевые торги или посредством небиржевого СДЭМа, где цена устанавливается равной средневзвешенной цене по результатам ежегодного конкурентного отбора мощности (КОМ).

Конкурентный отбор мощности (КОМ) — процедура, проводимая системным оператором для установления конкурентных цен на продажу мощностей в энергосистеме.

Подаваемые генераторами ценовые предложения для конкурентного отбора мощности первоначально рассматриваются координационным советом, куда входят как представители ОАО "АТС", так и Федеральной антимонопольной службы. Совет определяет экономическую обоснованность ценовых заявок для пресечения всплесков цен на мощность и далее допускает или не допускает заявки для участия в КОМе.

Выделение торговли мощности в отдельный рынок, где формируются свободные цены на мощность, позволит повысить надежность энергоснабжения и снизит риски инвесторов в электроэнергетику. Запуск именно этого рынка в наибольшей степени позволит существующим генераторам получить средства на поддержание рабочего состояния мощности и элек-

трической энергии. По оценкам специалистов более половины финансовых средств, обращающихся на рынке электроэнергии и мощности, идут непосредственно на покупку-продажу мощностей.

7) Рынок торговли правами на использование пропускной способности электрической сети — финансовыми правами на передачу.

Финансовое право на передачу (ФПП) — это финансовый контракт, предоставляющий его владельцу право получать (или обязывающий выплачивать) денежные средства в размере разницы узловых цен между двумя точками сети, определенных по итогам торгов на рынке на РСВ. Механизм ФПП позволяет заранее зафиксировать плату за системные ограничения, если владелец ФПП обязан их оплачивать, поставляя электроэнергию между соответствующими узлами. Это дает возможность участникам двусторонних договоров хеджировать риски изменения указанной платы. Также введение данного рынка позволит создать стимул для привлечения частных инвестиций в развитие электрических сетей.

Введение данного рынка планируется до 1 января 2011 года.

Рассмотрим показатели работы оптового рынка с 1 января по 31 марта 2008 года.

На оптовом рынке электрической энергии (мощности) выделяют две ценовые зоны рынка.

Первая ценовая зона — Европа, включая Урал и вторая ценовая зона — Сибирь.

Ценовая зона I: ЕВРОПА И УРАЛ

К концу марта в среднем ежедневно в торгах принимали участие: 33 продавца, 134 покупателя, 4 подавали заявки и на покупку, и на продажу. За первый квартал 2008 года было куплено 204,1 млн. МВт.ч, из них 164,8 млн. МВт.ч по регулируемым ценам (по регулируемым договорам) и 34,4 млн. МВт.ч по нерегулируемым (на рынке на сутки вперед) (см.рис.3.).

В течение отчетного периода видна четкая динамика с уменьшением потребления в выходные и праздничные дни, а также уменьшение объемов к марту, что вызвано климатическим фактором. Минимум покупки пришелся на 30 марта — 1 889 тыс. МВт.ч, максимум — 11 января — 2 449 тыс. МВт.ч. Доля объема электроэнергии, купленной потребителями по нерегулируемым ценам, в суммарном объеме торгового графика составила 16,85%, увеличившись на 4,45% по сравнению с четвертым кварталом 2007 года.

На рис. 4. представлена динамика индекса равновесных цен покупки по ценовой зоне Европы и Урала в I квартале 2008 года. Средневзвешенный индекс равновесных цен на покупку электроэнергии сложился на уровне 760,63 руб./МВт.ч. Минимум

январь февраль нарт

Рис. 3. Результаты торгов по ценовой зоне Европейской части России и на Урале в I квартале 2008 года

Рис. 4. Динамика индекса равновесных цен покупки по ценовой зоне Европы и Урала в I квартале 2008 года

пришелся на 29 марта, составив 506,8 руб./МВт.ч, максимум — 9 января — 1088,7 руб./МВт.ч.

Ценовая зона II: СИБИРЬ

К концу марта в среднем ежедневно в торгах принимали участие: 16 продавцов и 22 покупателя. За 3 месяца было куплено 57,6 млн. МВт. ч, из них 44,2 млн. МВт.ч по регулируемым ценам (по регулируемым договорам) и 9,2 млн. МВт.ч по нерегулируемым (на рынке на сутки вперед). Минимум покупки пришелся на 30 марта - 540,85 тыс. МВт.ч, максимум - на 18 января, составив 695,83 тыс. МВт.ч. Доля объема электроэнергии, купленной потребителями по нерегулируемым ценам, в суммарном объеме торгового графика составила 16%, увеличившись на 8,6% по сравнению с четвертым кварталом 2007 года.

Индекс равновесных цен покупки электроэнергии сложился на уровне 471,56 руб./МВт.ч. День максимума индекса пришелся на 11 февраля, его значение в этот день составило 642,85 руб./ МВт.ч, минимум наблюдался 1 января на уровне 75,87 руб./МВт.ч. Низкие индексы складывались в выходные и праздничные дни.

Выводы:

В результате реформирования электроэнергетики произошли следующие изменения:

1. Приватизация энергопредприятий привела к значительному увеличению количества субъектов оптового и розничного рынков.

2. Введение рыночных регламентов обязало финансово обеспечивать заявки участников оптового рынка электрической энергии и мощности, что увеличило платежную дисциплину на оптовом рынке.

3. Зафиксирован значительный рост цен на электрическую энергию и мощность как в региональном, так и в пиковом временном интервале, по

сравнению с тарифным регулированием цен.

Завершение концепции реформирования рынка электрической энергии и мощности к 2011 году приведет к формированию совершенно новых рыночных отношений в электроэнергетике.

Основными контрактами на покупку-продажу электрической энергии и мощности будут не биржевые СДЭМы, а также биржевые СДЭМы, называемые фьючерсными контрактами, где оговаривается опцион (право на поставку или покупку товара) и срок от 1 месяца до 10-15 и более лет. Цена в этих контрактах устанавливается рынком.

Рынок системных услуг и рынок на сутки вперед будут продолжать функционировать.

Регулируемые двусторонние контракты (РДД) в ценовых зонах оптового рынка прекратят свое существование до 1 января 2011года.

Для завершающего этапа реформирования оптового рынка необходимо:

• Усилить государственный контроль за выполнением адресных программ по строительству и модернизации энергетического и электросетевого оборудования;

• Уменьшать вероятность ценового сговора поставщиков, за счет увеличения административной ответственности за нарушения законодательства о конкуренции;

• Завершить формирование розничных рынков электрической энергии и мощности;

• Создать несколько торговых площадок для торговли биржевыми СДЭМами.

• Усилить межсистемные линии передачи электрической энергии между двумя ценовыми зонами — "Сибирь" и "Европа и Урал";

Выполнение этих и многих других условий позволит создать полноценную модель оптового рынка электрической энергии и мощности в Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон 41-ФЗ от 14.04.1995г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

2. Постановление Правительства РФ от 24.10.2003 №643 "О правилах оптового рынка электрической энер-

гии (мощности) переходного периода".

3. Бугаева Т.М., Малинина Т.В., Хабачев Л.Д

"Организация и планирование производства в электроэнергетике. Принципы организации и функционирования рынков электроэнергии" Издание СПбГПУ 2008. 92 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.