Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 3 (40). С. 142-146.
УДК 349
СТРАХОВЫЕ ПРИНЦИПЫ В МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СОГЛАШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
INSURANCE PRINCIPLES IN INTERNATIONAL AGREEMENTS IN PENSIONS:
PROBLEMS OF ENFORCEMENT
Г. С. ЛАПТЕВ (G. S. LAPTEV)
Исследуются проблемы назначения пенсий трудовым мигрантам, в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства. Особое внимание уделено нормам законодательства, касающимся страховых пенсий и права на их получение лицам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы территории нашей страны.
Ключевые слова: пенсионное обеспечение; международное регулирование; трудовая миграция; страховые пенсии.
The article is devoted to the problems of pensions appointment for migrant workers, including foreign citizens and persons without citizenship. Particular attention is paid to the norms of legislation relating to the pension insurance and rights to receive them, for persons traveling for permanent residence outside the territory of our country.
Key words: pensions; international regulation; labor migration; insurance pension.
Усилившаяся трудовая миграция на территориях государств, ранее входивших в состав Союза ССР, реформы в сфере социального обеспечения со всей остротой обозначили проблему реализации прав граждан разных государств в области социального обеспечения, а также возможности равенства в данной сфере с гражданами той страны, на территории которой они осуществляют трудовую деятельность и которая предоставляет более выгодные условия социального обеспечения.
Использование международных договоров и соглашений в области социального обеспечения в рамках межгосударственного сотрудничества и интеграции в настоящее время приобретает всё большую актуальность, поскольку позволяет участвующим государствам более детально регламентировать двустороннее сотрудничество с учётом динамики развития социального обеспечения, переселения граждан на территории иностранных государств, а также принимать дополнительные обязательства в области социального обеспечения.
Социальное законодательство динамично в большей степени, нежели какая-либо другая отрасль законодательства, и нередки случаи, когда международная практика и межгосударственные соглашения не поспевают за внутригосударственными изменениями, в связи с чем велика вероятность возникновения коллизий правовых норм в данной сфере, а также правовая неопределённость в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность на территории нашей страны.
В целях устранения данных правовых коллизий приобретает особую значимость получившее развитие в Российской Федерации межгосударственное правовое регулирование путём заключения двусторонних договоров в области социального обеспечения [1].
Данные межгосударственные договоры в своей основе построены по принципу «пропорциональности», согласно которому на гражданина распространяется социальное законодательство того из государств - участников договора, на территории которого он
© Лаптев Г. С., 2014
142
Страховые принципы в межгосударственных соглашениях в области пенсионного обеспечения...
работает или работал. При этом расходы на выплату пенсий и пособий распределяются между государствами пропорционально выработанному на их территории стажу, а для установления права на пенсии и пособия учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. По своему нормативно-правовому содержанию указанные положения межгосударственных договоров соответствуют ст. 7, 9 Конвенции Международной организации труда № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» [2].
Таким образом, происходит распределение между государствами расходов на выплату пенсий и пособий в зависимости от объёма прав, приобретенных гражданами на территории каждого из государств-участников.
При определении права на пенсию учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обоих государств, а назначение и исчисление размера пенсии осуществляется государством в соответствии со страховым (трудовым) стажем, приобретенным на его территории, с применением положений Договора и национального законодательства вне зависимости от места жительства пенсионера. Следовательно, гражданин одной из договаривающихся сторон, когда-либо работавший в одной из стран-участниц, за которого были уплачены страховые взносы, имеет право обратиться к компетентным органам с заявлением о назначении ему пенсии в соответствии с законодательством государства, гражданином которого он является.
В настоящее время в Российской Федерации проводится реформирование пенсионного законодательства, в связи с чем принят ряд новых нормативно-правовых актов, к наиболее значимым из которых следует отнести Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее -Закон о страховых пенсиях), Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительных пенсиях» (далее - Закон о накопительных пенсиях). Данные законы вступают в силу с 1 января 2015 г., и представляется необходимым отразить заключённые в них
положения применительно к межгосударственному правовому аспекту пенсионного обеспечения.
В частности, данными законами сохранена возможность получения права на страховые и накопительные пенсии иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации, при соблюдении ими соответствующих условий (п. 3 ст. 4 Закона о страховых пенсиях, п. 2 ст. 4 Закона о накопительных пенсиях).
Однако право на получение страховой пенсии неотрывно связано с условием о постоянном проживании на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. В данном случае актуальной остается возможность реализации права на пенсионное обеспечение иностранным гражданам или лицам без гражданства, временно осуществляющим трудовую деятельность на территории нашей страны. При уплате данными лицами страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и при отсутствии постоянного проживания на территории нашей страны право на пенсионное обеспечение пропорционально уплаченным страховым взносам у данных застрахованных лиц возникнет только при наличии межгосударственного соглашения с государством постоянного проживания данного лица.
Право на получение страховой пенсии ставится в зависимость от наличия страхового стажа не менее 15 лет (в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривается продолжительность страхового стажа не менее 5 лет), величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (данное условие применительно к трудовым пенсиям отсутствует) и достижения определённого возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин).
Периоды работы и (или) иной деятельности, подлежащие включению в страховой стаж, отражены в ст. 11, 12 Закона о страховых пенсиях. В своей основе включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности связано с необходимостью начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом особо уделяется внимание факту выполнения работы (иной деятельно-
143
Г. С. Лаптев
сти) на территории Российской Федерации либо за её пределами. В последнем случае данные периоды подлежат включению в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Нельзя не отметить и не совсем корректное изложение ч. 1 ст. 11 Закона о страховых пенсиях. Буквальное толкование указанной правовой нормы свидетельствует о возможности включения периодов работы (иной деятельности) в страховой стаж только гражданам Российской Федерации [3], тогда как действующее законодательство предусматривает возможность начисления, уплаты страховых взносов и включения соответствующих периодов в страховой стаж за иностранных граждан и лиц без гражданства [4]. Видится более правильным исключение из данной правовой нормы отсылки к ч. 1 ст. 4 и указание на положение ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Как указывалось ранее, при определении права на пенсию в межгосударственных договорах в области социального обеспечения учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обоих государств. При этом расходы на выплату пенсий распределяются между государствами пропорционально выработанному на их территории стажу. В данном случае заключение межгосударственных договоров является наиболее приемлемым способом международно-правового регулирования пенсионного обеспечения, поскольку происходит распределение финансового бремени на социальное обеспечение в зависимости от объёма прав, приобретенных застрахованными лицами на территории каждого из договаривающихся государств.
С учётом реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и установления дополнительных требований в виде увеличенного страхового стажа, необходимого для назначения пенсии (не менее 15 лет), заключение межгосударственных
договоров, регламентирующих возможность учёта приобретенного на территории другого государства стажа, приобретает для иностранных граждан и лиц без гражданства особую значимость.
В то же время значительная часть действующих договоров о социальном обеспечении [5] заключены после вступления в силу в 2002 г. Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем в них предусмотрен механизм исчисления размера пенсии в Российской Федерации с учётом конвертации пенсионных прав граждан, соответствующего страховому (трудовому) стажу, приобретенному на территории Российской Федерации. Установлено, что пенсионные права в полном объёме формируются при наличии страхового (трудового) стажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин. При меньшей продолжительности в договорах установлен следующий порядок исчисления пенсии: размер пенсии, определённый согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин - на 300 месяцев, для женщин - на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории России. Однако для определения страховой и накопительной частей трудовой пенсии, формируемых с 1 января 2002 г., данный механизм расчёта пенсии не используется (после указанной даты применяются положения российского законодательства, а не договора).
Размеры страховых пенсий (как и страховой части трудовых пенсий по старости) напрямую поставлены в зависимость от суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При использовании предусмотренной в межгосударственном договоре возможности учёта страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другой договаривающейся стороны, застрахованные лица должны учитывать, что в данном случае преференции будут только в отношении приобретения права на пенсионное обеспечение, не влияющие на размер привязанного к фактически уплаченным страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Наличие межгосударственного регулирования в области социального обеспечения
144
Страховые принципы в межгосударственных соглашениях в области пенсионного обеспечения...
в реформируемой пенсионной системе станет существенным обстоятельством и при определении оснований для приостановления и прекращения выплат страховых пенсий.
Так, в п. 5 и 6 ч. 1 ст. 24 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что приостановление выплаты страховой пенсии производится в случае поступления документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несёт государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет право на пенсию на территории указанного государства; поступления документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор, и отсутствия заявления пенсионера о выезде за пределы территории Российской Федерации.
В первом случае речь идёт о международных соглашения Российской Федерации, построенных по принципу «территориальности», предполагающему, что граждане подпадают под действие законодательства того государства, на территории которого постоянно проживают, и все расходы, связанные с осуществлением социального обеспечения (в частности, пенсионного), несёт государство, предоставляющее обеспечение, без взаимных расчётов.
Закрепление требования о необходимости предоставления документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет право на пенсию на территории государства приезда, по нашему мнению, возможно, направлено на исключение возможности выплаты пенсионеру двух пенсий, как страховой по законодательству Российской Федерации, так и другого вида пенсии в связи с проживанием пенсионера на территории государства приезда, например, в соответствии с Соглашением СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» [6].
Истечение шестимесячного периода со дня приостановления выплаты пенсии по данным основаниям влечёт прекращение выплаты соответствующей пенсии.
Включение данных положений относительно приостановления и прекращения выплат страховой пенсии связано с введением новой обязанности пенсионера об извещении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о выезде на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации путём подачи заявления не ранее чем за один месяц до даты выезда (ч. 1 ст. 27 Закона о страховых пенсиях). В данном случае при постоянном проживании пенсионера за пределами территории Российской Федерации сумма назначенной ему страховой и накопительной пенсий может выплачиваться на территории Российской Федерации в рублях по доверенности или путём зачисления на его счёт в кредитной организации [7].
Вместе с тем в своей основе страховые пенсии подлежат выплате за счёт средств страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, и непосредственно связаны с личностью пенсионера, его трудовой активностью и стремлением к получению более высокого дохода для формирования приемлемого уровня пенсионного обеспечения. Исключение составляет только фиксированная выплата к страховой пенсии, которая, как правило, выплачивается в фиксированном размере и представляет собой гарантированный минимум для пенсионера.
Европейским судом по правам человека сформированы правовые позиции, согласно которым требование относительно пенсии может представлять собой собственность по смыслу ст. 1 Протокола № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [8], а пенсионные и схожие выплаты имеют чисто экономическую природу [9].
Приостановление выплаты пенсионного обеспечения (а в дальнейшем и прекращение) в связи с выездом пенсионера на постоянное жительство в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несёт государство, на террито-
145
Г. С. Лаптев
рии которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, лишает пенсионера возможности получить назначенную в установленном порядке страховую пенсию, а также компенсировать длительную уплату страховых взносов на своё пенсионное обеспечение, что не соотносится с принципами эквивалентности страхового обеспечения и доступности для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий.
Введение обязанности относительно извещения о выезде на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации за один месяц до даты выезда представляется не совсем соответствующим российской действительности. Видится возможным предусмотреть необходимость извещения о постоянном жительстве за пределами территории Российской Федерации и в течение шести месяцев с даты выезда. Так или иначе, эффективность введения данной обязанности целесообразно оценивать при наличии соответствующей практики её применения.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что актуальность межгосударственного правового регулирования в области социального обеспечения предопределяется реформируемой в настоящее время пенсионной системой Российской Федерации, а также необходимостью совершенствования систем социального обеспечения договаривающихся сторон путём расширения социальной защиты граждан, осуществляющих трудовую деятельность в различных странах. С помощью межгосударственных договоров стороны вправе устанавливать взаимные обязательства, которые направлены на устранение коллизий в правовом регулировании социального обеспечения, осложненного иностранным элементом, а также предусмотреть возможность и порядок пенсионного обеспечения своих граждан, находящихся на территории иностранного государства.
1. Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания от 11 апреля 1994 г. «О социальном обеспечении», Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. «О сотрудничестве в области социального обеспечения», Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой от 18 декабря 2007 г. «О сотрудничестве в области социального обеспечения», Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгария от 27 февраля 2009 г. «О социальном обеспечении», Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой от 14 июля 2011 г. «О сотрудничестве в области пенсионного обеспечения», Договор между Российской Федерацией и Чешской Республикой от 8 декабря 2011 г. «О социальном обеспечении».
2. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. - Т. II. - Женева : Международное бюро труда, 1991. - С. 1971-1982.
3. Бланкетная отсылка к ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
4. См. например: п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2011 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
5. Например, с Республикой Беларусь, Латвийской Республикой, Республикой Болгария, Эстонской Республикой, Чешской Республикой.
6. Бюллетень международных договоров. -
1993. - № 4.
7. В Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также предусмотрена возможность по желанию пенсионера выплатить трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) в рублях за шесть месяцев вперед. Данный способ выплаты пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории РФ, в Законе о страховых пенсиях не предусмотрен.
8. Постановление ЕСИН от 18 ноября 2004 г. -Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
9. Постановление ЕСПЧ от 18 января 2007 г. -Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
146